Профориентационная работа с подростками в детском объединении «Ровесник» МБОУДОДЦДТ п. Маго
Профориентационная работа с подростками в детском объединении «Ровесник» МБОУДОДЦДТ п. Маго
Профориентация для подростков на сегодняшний день – очень важная задача.
Как никогда это актуально, т.к. идёт век компьютеризации, компьютеры заменяют рабочие функции человека, а впоследствии и вообще освободят его. В то же время растёт народонаселение. Что это означает для рынка труда? Молодым людям всё труднее будет найти работу, требования работодателей будут ужесточатся, а значит будет много молодых людей в свободном полёте и неизвестно, чем они будут заняты, если не найдут достойной работы. На мой взгляд, школа и дополнительное образование должны помочь школьникам в самоопределении, трудоустройстве, выборе учебных заведений, а особенно той части школьников, которые находятся в зоне риска: с ограничениями по здоровью, подросткам из неблагополучных семей, с девиантным поведением.
Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом. Дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. Здесь имеются широкие возможности подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной направленности ребенок получает первичные знания, умения и навыки, пробует себя в роли конструктора, художника, исследователя, учится создавать что-то своими руками.
Участие в разного рода массовых мероприятиях позволяет сформировать положительную эмоциональную установку воспитанников на выбор возможной профессии.
Правильный выбор профессии важен не только с позиций определения жизненных планов молодого человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Профессиональное самоопределение длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее, порой, меняет саму профессию или специальности внутри нее, в зависимости от изменений в мире профессий, в самом себе, от отношения к труду.
Дополнительная общеразвивающая программа «Ровесник» по целевой направленности социально-педагогическая, которая призвана решить в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи и нацелена на создание объединения обучающихся сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации. Направление деятельности - социальная адаптация.
При составлении данной программы учитывался следующий опыт:
- авторская дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ключ к успеху» автор - Кобран Ирина Николаевна,
- дополнительная общеобразовательная программа «Клуб общения» - составитель педагог дополнительного образования Трясцина Надежа Сергеевна
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От себя к другому» составитель: педагог дополнительного образования Шерер Наталья Адамовна
По срокам реализации программа долгосрочная - 3 года
Цель: развитие личности подростка, способного к самоопределению и самовыражению, через включение его в разнообразную содержательную и коллективную деятельность,
По возрастному уровню программа «Ровесник» предназначена для детей подросткового возраста. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. На каждом этапе социализации можно наблюдать определённые особенности развития личности.
Дети подросткового возраста включаются в качественно новую систему отношений с товарищами и взрослыми в школе. Изменяется и его фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.
У ребёнка в подростковом возрасте значительно расширяется, а главное - качественно изменяется характер жизнедеятельности, значительно усложняются ее виды.
Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественной культурно-массовой работе, в физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственном труде школы, во внешкольной работе, в творческом труде.
Для всех нас вопрос выбора профессии является одним из наиболее актуальных даже в зрелом возрасте. Подросткам же сложнее вдвойне. Профессиональное и личное самоопределение взаимосвязаны на протяжении всей жизни, выбор профессиональной деятельности является частью становления личности в целом.
Содержание программы состоит из следующих разделов: познай себя, искусство общения, профессиональное самоопределение, ведущие за собой, творческая лаборатория. Как я уже сказала направление деятельности - социальная адаптация, то есть профориентационная работа является естественным продолжением всего учебно-воспитательного процесса и в каком-то смысле является его логическим завершением.
Первый год обучения направлены на развитие интересов и способностей. Для подростков этого возраста характерно резкое повышение интереса к своему внутреннему миру: «Кто Я? Какой Я?». Соответственно важным для них становится с одной стороны, исследование этого своего внутреннего мира, с другой - принятие себя окружающими людьми.
Здесь мы проводим диагностику самооценки, уровня тревожности, агрессивности, коммуникативных и организаторских склонностей, интересов, творческих способностей.
Второй год обучения направлен на формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. Мы уже больше внимания уделяем выбору профессии: «Кем я хочу стать?», «Кем я могу стать?».
В рамках профориентации проводится анкетирование: «Кем вы можете стать», «Профориентация подростков», «Готовность подростков к выбору профессии».
Третий год обучения направлен на профессиональное самоопределение. Учащиеся уже практически определились с тем видом деятельности, каким они хотят заниматься, или хотя бы знают, чем не будут заниматься точно. Происходит знакомство учеников с профессиограммами интересующей профессии. Банк интерактивных профессиограмм создан на основе типологии профессий Е.А. Климова по предмету труда: Человек-человек, Человек-техника, Человек-знак, Человек-художественный образ, Человек-природа, Диагностика отдельных профессионально важных качеств.
Программа предлагает следующие формы организации занятий: ситуационно-ролевые игры, диалог за круглым столом, тренинги, профориентационные игры. Так были проведены следующие мероприятия:
«Все работы хороши – выбирай на вкус» - интеллектуальная игра.
Игра по профориентации "Я и мир профессий",
«Заглянем в будущее…» - диспут, «Мои планы на будущее» - круглый стол.
К сожалению, в сельской местности подросток не имеет большого выбора в плане знакомства с различными видами профессий. Мы не можем ходить на предприятия, так как у нас их нет к тому же эту работу ведёт школа, нет смысла всё дублировать. Но в век ИКТ эта проблема решается, хотя нет возможности, как говорится «потрогать руками».
В результате освоения программы «Ровесник» обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе, обретают способность управлять текущими событиями. Вся структура деятельности по программе «Ровесник» положительно влияет на закрепление психологических, социальных, знаний, умений и навыков учащихся; правильно формирует их потребности, интересы, убеждения, профессионально ориентирует и воспитывает активную гражданскую позицию подростка.