Отчет «Организация работы с родителями учащихся детских объединений МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник»
города Евпатории Республики Крым»
Педагогический совет «Итоги работы МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
за 2017-2018 учебный год»
14.06.2018года
«Организация работы с родителями
учащихся детских объединений МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
(Бессарабова Т.А., методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»)
Учреждение дополнительного образования детей согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г., является одной из составляющих сферы образования, основной задачей которого является воспитание и развитие культурной, высоконравственной, творческой и социально зрелой личности. Одним из основных направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является поддержка семейного воспитания.
Для достижения высоких результатов должно быть создано триединство. Создание союза: педагог — дети — родители – один из актуальных вопросов на сегодняшний день.
Отношения между учащимися, их родителями и педагогами в учреждении дополнительного образования построены на основе свободы выбора.
В соответствии с утвержденным планом работы с родителями, в течение учебного года проводятся родительские собрания в каждом детском объединении. Родительское собрание – одна из форм решения организационных вопросов, а также привлечение внимания родителей к вопросам, которые относятся и к организации и проведения мероприятий воспитательного характера. В течение учебного года педагоги консультируют родителей по многим вопросам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса. На сегодня, с полным правом мы можем констатировать тот факт, что в детских объединениях сложились доброжелательные и партнерские отношения у педагогов с родителями. Необходимо отметить, что в течение 2017-2018 учебного года не было ни одной конфликтной ситуации с родителями. Это свидетельствует об умении педагогов выстроить конструктивные отношения с родителями.
Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы. Продуктивная форма работы по привлечению родителей к интеллектуальному творчеству совместно с детьми ярко выражена в детских объединениях педагогов социально-педагогического и спортивного направления.
Работа в детских объединениях интеллектуального творчества как клуб интеллектуальных игр «Мудрая сова» (педагог Резник Елена Анатольевна), «Знатоки» (педагог Жбанкова Галина Вадимовна) и «Эрудит» (педагог Османова Дилара Сейтякубовна) направлена на совместную познавательную деятельность детей и родителей. В проведении интеллектуальных турниров косвенно принимают участие и родители. Они присутствуют на турнирах, эмоционально переживают за получение положительного результата по итогам участия детей в игре.
Привлекая младших школьников к играм Что? Где? Когда?, при подготовке к игре «Сказочный сундучок», родители совместно с детьми прочитали список детских произведений и получили хороший результат по итогам турнира. Многие родители отзывались об игре так: «Мы с удовольствием взялись за список и рады нашему достижению!».
Кроме того, педагоги привлекают родителей к организации работы клуба. Родители заинтересованы в участии детей в играх, они помогают организовывать команды, выступают в роли жюри и помогают в создании поощрительного фонда по итогам игр.
В детском объединении «Шахматы» (педагог Михальченко Станислав Лаврентьевич) также организованна работа по совместному интеллектуальному творчеству детей и родителей. Учащиеся получают задания и отрабатывают свои навыки дома, разыгрывая партии шахмат с родителями, а также учатся играть в шахматы онлайн на сайте «Шахматная планета». Кроме того, родители активно участвуют в выездных соревнованиях, помогают в финансировании награждений детей, ведут видеосъемку.
С целью познакомить родителей со спецификой учебной деятельности педагоги проводят открытые занятия в своих детских объединениях. В процессе работы родители знакомятся с методикой преподавания, требованиями, которые предъявляет педагог, видят значимость занятий для ребенка. Открытие занятия проходят во всех детских объединениях нашего центра. Педагоги приглашают родителей с целью показать, чего достигли дети за определенный период учебной деятельности. Например, в детских объединениях спортивного бального танца «Волны вальса» (педагог Паталаха Елена Николаевна) и «Престиж» (педагог Бойко Мария Вячеславовна) открытые занятия проходят при красочном, ярком оформлении, что, учитывая образность детского мышления, создает у них больше атмосферу праздника, чем соревнования. Открытое занятие в канун нового года, педагоги подготовили в форме праздника. В течение мероприятия, дети не только получили удовольствие от представления, но и показали свое мастерство. Выступление старших танцоров перед младшими позволяет юным спортсменам и их родителям увидеть перспективу развития в дальнейшем, что также стимулирует мотивацию продолжения занятий танцами. Также педагоги проводят аттестацию своих учащихся, на которой всегда присутствуют родители.
Форма проведения итоговых занятий зависит от специфики деятельности детского объединения. Например, в детском объединении «Вдохновение» (педагог Кармачева Галина Дмитриевна) учащиеся подготовили и показали музыкальный спектакль "Самый маленький гном" по сказке М.Липскерова. Родители не только получили удовольствие от просмотренного спектакля, но и увидели, чему научились дети за учебный год.
Более масштабные мероприятия это итоговые концерты, которые проходят в конце учебного года в детских объединениях художественного направления. Огромное значение в их организации также имеет поддержка родителей. Они не только оказывают помощь в организации мероприятия, но и в подготовке и пошиве костюмов, в поддержке детей перед выступлением и награждении.
Поддержка родителей заключается и в выездных соревнованиях, это касается всех детских объединений, где учащиеся принимают участие в конкурсах регионального и всероссийского уровня.
Например, родители детского объединения «Школы-студии «Таис» (педагог Алтунина Оксана Геннадьевна) и хореографической студии «Абсолют» (педагог Гаврилова Юлия Геннадьевна) приняли активное участие в организации благотворительного концерта. В результате, дети смогли поехать в г. Москву и приняли участие в Финале III национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России».
Профессионализм наших педагогов и поддержка родителей, при организации поездок, позволяет нашим учащимся получать заслуженные награды и возможность творческого и профессионального роста.
Учащиеся художественных коллективов нашего центра являются украшением любого городского мероприятия или концерта.
Они выступают на концертных площадках нашего города, в санаториях, на традиционных «Вечерах на Караимской», где неизменно присутствуют родители. Родители так же помогают и поддерживают своих детей при организации выступлений, оказывают психологическую поддержку, создают положительный микроклимат, который способствует яркому выступлению детей, создают ситуацию успеха, способствует сплочению детского коллектива.
Наши педагоги в течение учебного года активно принимают участие в различных национальных праздниках. Родители всегда поддерживают идею педагогов выступить с художественными номерами на мероприятиях. Например, коллективы детского объединения «Ансамбль крымскотатаркого танца «Кунешчик» (педагог Аджиаблаева Мухаббат Заировна), фольклорного ансамбля «Млада» (педагог Иофик Виктория Тимофеевна и детского объединения «Вокал» (педагог Банаева Галина Михайловна) приняли участие в праздничной программе, посвященной Крымскотатарскому национальному празднику «Хыдырлез байрам». Благодаря участию в таких праздниках у детей формируется уважение и понимание к национальным культурам нашего многонационального полуострова. Самое главное, что детей на таких мероприятиях сопровождают и поддерживают родители, бабушки, что еще больше сплачивает коллектив и семейные отношения.
Это лишь несколько примеров участия наших творческих коллективов в городских мероприятиях.
Участие в городских и республиканских мероприятиях– неотъемлемая часть работы учащихся объединения «Лидер» (педагог Жемкова Наталья Геннадьевна). Традиционно команда учащихся принимает участие в ежегодном республиканском конкурсе-фестивале «Санта-Клаус отдыхает-на арене Дед Мороз!», выступая на городской площади. Организация мероприятия не обошлась без помощи родителей, и в подготовке костюмов, и в поддержке детей на выступлении. Также, родители с удовольствием принимают участие в городских акциях, например - городская акция, посвящённая Международному дню улыбки. Подростковый возраст самый сложный, и то что родители рядом с детьми и поддерживают творческие инициативы, говорит о взаимопонимании детей и взрослых.
Окунуться в атмосферу творчества и прочувствовать на себе всю прелесть посещения ребенком детского объединения родителям позволяют мастер-классы и творческие мастерские. В основе работы мастер- класс и творческих мастерских лежит идея совместного творчества ребенка и его родителей, позволяющая вывести детско-родительские отношения на новый уровень.
Например, руководитель детского объединения «Веселые карандаши» Жемерова Виктория Юрьевна, провела мастер-класс по освоению детьми дошкольного возраста совместно с родителями новой техники рисования на мятой бумаге (зимний пейзаж). Как результат – радость совместного творческого труда. Совместное творчество помогает лучше узнать друг друга, что нам и продемонстрировали наши участники на мастер-классе.
Руководитель детского объединения «Умелые руки» Олейникова Наталья Владимировна, периодически вовлекает в совместную деятельность в творческих мастерских. Дети и родители совместно изготавливают авторские и народные куклы в теплой семейной обстановке. В результате появляется на свет продукт совместного творчества и это наполняет семью теплотой и счастьем. Основной целью мастер- классов и творческих мастерских является создание условий для творческой самореализации детей и родителей.
Педагоги дополнительного образования используют разнообразные формы работы с родителями. Например, учащиеся детских объединений «Природа и творчество» (педагог Наливайко Элина Станиславовна) и «Лоскутная мозаика» (педагог Ковалева Валерия Викторовна) приняли участие в выездной сессии в формате «Дети, а также их родители», в г. Севастополь, где проходил семейный фестиваль творчества «АРТ Пикник». АРТ Пикник – это праздник с особенной творческой, дружелюбной, уютной, семейной атмосферой, он имеет совершенно новый подход к воспитанию. Родители, педагоги, дети, творческие люди, увлеченные своим делом, становятся активными участниками этого праздника. Такие мероприятия не только сплачивают коллектив, но и дает возможность получить новые идеи и вдохновиться на новые проекты.
Родители детских объединений не только поддерживают наших педагогов в разнообразных творческих проектах, но и в покупке материалов для творчества, вкладывают средства в результат деятельности своих детей. Например, родители учащихся фотостудии «Позитив» (педагог Друкар Александр Эдуардович) печатают фотографии для различных выставок и конкурсов. Родители и дети не только получают эмоциональное удовольствие, но и дарят позитив и гармонию всем окружающим.
Руководитель детского объединения «Спортивный туризм и скалолазание» педагог Шаповалова Татьяна Александровна, приобщает родителей к совместному участию в учебно-тренировочных сборах, например в г. Бахчисарай; к участию в туристическом походе по пещерным городам Крыма. Татьяна Александровна выбрала интересную форму работы, привлекая родителей к прохождению маршрутов по скалолазанию разной категории сложности, чтобы они смогли испытать на себе степень сложности тренировок, сколько нужно сил и терпения, что бы выйти на результат. Родители оказывают помощь в организации походов с учащимися (обеспечение страховки, моральную поддержку детей, организацию досуговых мероприятий, экскурсий).
Родители учащихся авиамодельного детского объединения «Икар», педагог Бережной Сергей Григорьевич, также, активно помогают в организации и участии в соревнованиях, помогают в приобретении деталей и моделей самолетов. Особо активные родители организуют транспорт и помощь в запуске моделей, как на тренировочных полетах так и на соревнованиях. Благодаря активной работе с родителями и профессионализму педагога, дети достигают высоких результатов в этом виде спорта.
Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями, является организация совместных досуговых мероприятий.
Воспитательно-познавательное - игровое мероприятие «Масленица» прошло в коллективе изостудии «Солнышко» с детьми и родителями. Ольга Рудольфовна, организовала для детей настоящий русский народный праздник! Ребята были одеты в русские народные костюмы, заранее подготовленные родителями, что придавало празднику особый колорит. Родители с детьми водили хоровод, пели частушки, играли в игры. В заключение родители организовали для детей чаепитие с блинами. А главное, и у родителей, и у детей остаются в памяти радостные воспоминания от совместных мероприятий. В данном детском объединении постоянно ведется работа по усилению роли семьи и сохранению семейных традиций.
В детских объединениях фольклорного ансамбля «Млада» и «Вокал» был организован праздник к 8 марта. Зал был украшен детскими работами «Портреты мам», которые дети заранее нарисовали. Ребята подготовили концерт, читали стихи и пели песни про мам и бабушек. Родители играли вместе с детьми в разные игры. Форма данного мероприятия сплачивает коллектив, дарит радость общения и создает праздничное настроение. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.
В детском коллективе – студии современной хореографии «Арабеск» также активно ведется работа по сплочению коллектива. Родители не только постоянно поддерживают руководителя в поездках на различные конкурсные программы, где дети регулярно занимают призовые места, но и участвуют в организации досуга. Например, педагогом совместно с родителями был организован Новогодний утренник в кафе "Лимончелло". На осенних каникулах ребята посетили мастер-класс в школе юного пиццаолло «Скорини». Данные мероприятия объединяют детский коллектив и создают атмосферу доверия и творчества.
Это лишь несколько примеров культурно-досуговой деятельности в детских объединениях нашего центра. Педагоги постоянно проводят различные мероприятия с детьми и родителями.
С целью повышения качества обучения и организации совместной работы с родителями в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» в конце учебного года, было проведено анкетирование, в котором приняло участие 728 родителей из 27 детских объединений.
Анализ ответов родителей на вопросы анкеты показал, что 58 % отвечающих постоянно принимают участие в подготовке и проведении мероприятий в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»; 20% - эпизодически, не принимали участие – 14 %, а затруднились с ответом – 8% отвечающих.
Удовлетворены отношениями, которые сложились у родителей с педагогом дополнительного образования - 97% родителей, частично -– 2%, затруднились с ответом – 1 %.
Из этого можно сделать вывод, что родители удовлетворены работой нашего центра и педагогическим мастерством педагогов детских объединений.
По данным анкетирования родителей привлекает в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»: доступность занятий, бесплатное посещение занятий в удобное время, занятость ребенка интересным делом, хорошее отношения к детям, отличные выступления; общение со сверстниками, общение и развитие ребенка, интересные задания, и их выполнение; возможность заниматься в нескольких детских объединениях, возможность получать новые знания и творческая атмосфера на занятиях. Также, возможность участия в разнообразных конкурсах и праздничных мероприятиях.
Родителей привлекают квалифицированные и талантливые педагоги.
В целом, чётко организованная работа с родителями позволяет смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, педагоги стремятся уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия с родителями.
Бессарабова Т.А.,
методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
14.06.2018г.