Выступление «Создание ситуации успеха для учащихся детских объединений физкультурно-спортивного направления МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»»
Создание ситуации успеха для учащихся детских объединений
физкультурно-спортивного направления МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
К определению профессиональной компетентности педагогов физкультурно-спортивного направления мы подойдём с позиций деятельностного подхода. Обеспечение результативности деятельности обучающегося и детского объединения данного направления является закономерным условием организации учебно-воспитательного процесса. Это закономерно прослеживается в том, что стипендиатами главы администрации города Евпатории стали 4 человека именно этого направления.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
- компетентность в мотивации учебной деятельности учащегося,
- компетентность в раскрытии образовательной программы и учебного материала конкретного занятия,
- компетентность в целеполагании учебной деятельности,
- компетентность в индивидуальном подходе в обучении,
- компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),
- компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,
- компетентность в разработке программ деятельности и поведения
- компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;
компетентность в достижении понимания учащимся учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности)
компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Детские объединения нашего центра дают шанс детям Евпатории почувствовать себя признанными и востребованными. Наши педагоги создают ситуацию успеха, при которой ребенок получает возможность неожиданно для себя раскрыть собственные возможности. И у него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха. Мы знаем, что переживание его внушает человеку уверенность в собственных силах.
Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности. Уникальная особенность педагогов физкультурно-спортивного направления в том, что они сами обучались в этом направлении, им понятны все необходимые ступени обучения спортивного совершенствования. На своем личном опыте они понимают, что основная задача педагога – раскрывать потенциальные возможности ребенка. Вера в силы и возможности детей свидетельствует о готовности поддерживать их, искать пути и методы для успешности его деятельности.
У каждого ребенка своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях. Как только ребенок приходит заниматься в детское объединение, педагог анализирует уровень его физического и двигательного развития, а на основе этого формулирует задачи тренировочного процесса на определенный период и определяет первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей.
Так выстраивается «лестница успеха» - педагог постепенно ведет ребенка наверх, поднимаясь с ним по ступеням. Результаты совместного труда достаточно убедительны - стипендиатами главы муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым в этом году стали 4 человека именно этого направления.
Елена Николаевна Паталаха, руководитель студии бальных танцев «Волны вальса» – сертифицированный тренер всероссийского уровня. Ежегодно лучшие пары становятся стипендиатами городского головы. Педагог – организатор городских и республиканских соревнований по СБТ, которые являются престижными для многих танцевальных клубов Крыма.
В детском объединении осуществляется как физическая, так и эстетическая подготовка. Принимаются все желающие, а потом педагог «шлифует» каждого, добиваясь техники исполнения СБТ в соответствии со спортивными требованиями.
Несмотря на напряженный спортивный график, ансамбль «Волны вальса» активно участвует в городских праздниках и мероприятиях. У юных танцоров воспитывается художественный вкус на высокоуровневой музыке, а они, в свою очередь, популяризируют танцевальное искусство на концертах ансамбля.
Педагог четко выстроил систему преемственного обучения от 5 до 18 лет:
1.Этап начальной спортивной специализации – младший возраст
На этом этапе особое внимание уделяется целенаправленному развитию специальных двигательных и эстетических качеств юных танцоров средствами бальной хореографии.
2.Этап углубленной тренировки - средний возраст - приобщение к соревновательной деятельности и формирование чувства ответственности за результативность, как своей деятельности, так и коллектива в целом
3.Этап спортивного совершенства – старший возраст
Основным на этом этапе является углубление спортивной специализации спортсменов по двум основным программам (стандартно-европейская и латино-американская), возможен переход к отдельному исполнению одной из программ, в зависимости от их физиологических возможностей и желания.
Елена Николаевна – одна из первых стала проводить аттестацию знаний и умений обучающихся, чтобы показать результат обучения детям и родителям. Причем, при подведении итогов обучения младших свое мастерство показывают старшие обучающиеся. Аттестация по усвоению дополнительной общеобразовательной программы осуществляется:
в форме тестов на знание теоретических знаний и выполнения практического задания. Результаты определяются по набранным баллам.
Выступление всех танцевальных пар на отчетном итоговом концерте коллектива.
Участие обучающихся в конкурсах (муниципальных и республиканских), чемпионатах России, открытых чемпионатах России, соревнованиях различного уровня. Ежегодно обучающиеся принимают результативное участие в более 20 конкурсов. Наших танцоров знают и за рубежом – они успешно выступали в чемпионатах в Италии…
Переход спортсмена из одного класса в другой путем набора очков; с класса «Е» начинается программа спорта высших достижений, где - согласно полученному месту идет набор очков, которые определяют квалификационное место в рейтинге танцоров.
Повышение разрядов спортсменов.
В результате проведения аттестации обучающихся с каждым этапом более 75 % из них выходят на высокий уровень обучения.
Педагог много внимания уделяет сплочению коллектива, объединению детей разных групп в единую семью «Волны вальса». В коллективе постоянно организуются праздники, поездки на природу, в цирк. А на всех соревнованиях юные спортсмены «болеют за своих».
Педагог постоянно совершенствует свое мастерство, а для обучающихся организует семинары, на которые приглашает тренеров высокого класса. Росту профессионализма способствуют и анализ видеоматериалов выступлений на конкурсах, общение с коллегами в социальных сетях, таким образом обеспечивается информационно - коммуникативная компетенция педагога.
Сведения о спортивных результатах обучающихся СБТ «Волны вальса» на всероссийском уровне можно найти в базе данных спортсменов Общероссийской общественной спортивной организации «Союз танцевального спорта России», «Танцсервис. Каталог клубов и танцоров», «Талант». Посредством интернет- ресурсов можно узнать результаты каждого спортсмена, а также зарегистрироваться на соревнования любого уровня.
13. Ансамбль по праву может гордиться своими учениками. Многие выпускники коллектива являются кандидатами в мастера спорта и реализуют себя в танцевальном спорте:
Кавалеров Василий и Лемешева Мария организовали свой танцевальный коллектив «Смайл», Коваленко Анна занимается любительским спортом СБТ, Горяченко Екатерина продолжает танцевать и другие.
14. Руководитель детского объединения «Спортивный туризм и скалолазание» Шаповалова Татьяна Александровна – педагог, друг, тренер и наставник в одном лице. Она умеет находить положительные стороны у каждого обучающегося, организовать образовательный процесс с опорой на эти стороны, заинтересовать любимым делом. Е дети и она – единая команда. Ведь без взаимоподдержки сложно как в походе, так и на соревнованиях. (Высоцкий)
15. Туризм воспитывает лучшие человеческие качества, дает своеобразную «прививку» к жизни, открывает новое, формирует чувство ответственности за свои дела и поступки и способствует укреплению здоровья. Туризм – это образ жизни. Выпускники каждую свободную минуту одевают рюкзаки и идут в походы, многие – занимаются с детьми: Абхаиров Абхаир, Дерен Алексей, Обозный Георгий, Котович Иван, Чернявская Анастасия, Тарасюк Полина. По профилю на географическом факультете Российского федерального университета обучается Николай Секацкий.
16. Детское объединение – это не только подготовка к соревнованиям по горному и пешеходному туризму, где Татьяна Александровна индивидуально для каждого разрабатывает свой маршрут развития – «расклад». Это и привитие любви к своему краю, своей малой Родине, бережному к ней отношению. Среди обучающихся – немало сложных подростков. Они приходят заниматься экстримом, а потом находят себя в спорте.
Рост мастерства обучающихся прослеживается от элементарных навыков самообслуживания и организации туристского быта до выполнения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию и скалолазанию.
17. Уровень подготовки контролируется выполнением разрядных требований, классификационных норм, участие в соревнованиях, участие в учебно-тренировочных походах, экскурсиях, участие в туристических походах (однодневных, двухдневных, многодневных), написание тестов, а также сдачей специально разработанных нормативов (зачетных нормативов и критериев оценки для приема контрольных нормативов по ОФП и СФП (1 раз в полгода).
Обучающиеся принимают результативное участие в более 40 соревнований за год. Татьяной Александровной подготовлено 8 разрядников по скалолазанию и 3 по спортивному туризму, из которых трое выполнили взрослый разряд. Девять обучающихся по итогам рейтингового туристического похода по юго-Западному Крыму были награждены значками «Юный турист России». Для детей престижно принять участие в рейтинге Федерации скалолазания Республики Крым «Лучший скалолаз 2016 года», где сама Татьяна Александровна была награждена в номинации «Самый быстро прогрессирующий тренер».
Обучающиеся обеих групп показывают высокий уровень обучения, причем в группе 1 года обучения 50% из них показывают высокие результаты участия в спортивных соревнованиях, а уже в группе 2 года обучения – 82 %.
18. Совершенствованию спортивному мастерства способствует активное использование компьютерных технологий – обучающиеся самостоятельно могут изучать опыт других спортсменов в прохождении самой сложной трассы «боулдеринг». У юных туристов - обучающихся детского туристического объединения Центра детского и юношеского творчества "Ровесник"- есть свой Информационный портал в социальной группе ВКонтакте, где они узнают результаты соревнований, обмениваются новостями и событиями.
19.Детское объединение «Пешка» - по-своему уникально в развитии интеллектуальных способностей ребенка, воспитанию товарищества – его обучающиеся с уважением относятся к своим соперникам Руководитель - Станислав Лаврентьевич Михальченко много внимания уделяет внутреннему миру обучающихся, знает индивидуальные предпочтения и возможности каждого, трудности, с которыми он сталкивается. Учебные задачи формулируются в соответствии с его возможностями; педагог активно включает каждого ребенка в игровое действие.
20. Детское объединение работает более 30 лет. За это время воспитано и подготовлено много талантливых шахматистов. Среди них международные гроссмейстеры Татьяна Василевич и Евгений Шарапов, мастера спорта и спортсмены I разряда.
21. Татьяна Василевич будучи депутатом Евпаторийского городского совета защищает интересы спортсменов. Она четырехкратный призер чемпионата мира, победитель Кубка европейских чемпионов, призер Всемирных спортивных интеллектуальных игр в Пекине, многократная чемпионка Украины, участница трех Всемирных олимпиад, мастер спорта международного класса, единственный гроссмейстер среди женщин в Крыму. Своим примером она показывает молодежи, что упорством и кропотливым трудом можно достичь огромных высот в спорте.
22.Эти результаты смогли быть достигнуты лишь при условии гармоничного сочетания изучения теории шахмат с глубоким анализом практических партий и участием в многочисленных турнирах самого разного уровня. Большое внимание уделяется самостоятельной работе – ребята выполняют домашние задания по специально подобранной шахматной литературе, картотеке дебютов и др. Здесь каждый уверен в том, что значим для коллектива.
23. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце каждого учебного года, в форме соревнований, выполнении тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменного опроса для определения объема освоенных теоретических знаний. Педагог составляет рейтинговую таблицу результатов каждого ребенка и анализирует уровень спортивного мастерства. В среднем, педагог готовит 1 спортсмена КМС, 4-5 - 1 разряда, более 15- 2 разряда.
Высокий уровень обучения демонстрируют более 50% обучающихся.
24. Руководитель детского объединения «Икар» - Бережной Сергей Григорьевич
по мнению коллег и выпускников - «легенда авиамодельного спорта», это подтверждает цитата из газетной статьи 1964 года – «изящно и смело выполненные моделью Сергея Бережного «Восьмерки», «полет на спине», «петли Нестерова». Будучи мастером спорта СССР по авиамодельному спорту, он подготовил двукратного чемпиона мира Виталия Робертуса и многих других спортсменов. Когда он привозит на соревнования свою команду – им нет равных еще с 80-х годов.
25. Для его детского объединения характерен лозунг – «Сегодня авиамоделист - завтра космический конструктор». Педагог уделяет внимание созданию условий для развития технического мышления, конструкторских способностей и творческого потенциала обучающихся в процессе авиамоделирования, привитию интереса к авиамодельному спорту.
Обучающиеся показывают знания основ аэродинамики, метеорологии и материаловедения, применение на практике умений технических расчетов, проектирования и конструирования, овладение техникой тренировочных полетов как в прикладных компьютерных программах, так и в условиях соревнований.
В процессе обучения обучающиеся учатся так же самостоятельно осуществлять проектно-технологическую деятельность, работать в коллективе, сознательно принимать решения и нести за них ответственность, соотносить индивидуальные потребности и желания с интересами команды и членами детского объединения.
26. Формами аттестации полученных знаний, умений и навыков являются показательные запуски готовых авиамоделей и участие команды обучающихся в соревнованиях по авиамодельному спорту различного уровня. Когда дети «летают» на поле за 16 школой – останавливаются машины, чтобы с нескрываемым восхищением следить за полетами моделей и планеров.
Педагог в хорошем смысле слова придирчиво относится к результатам своих детей – высокий уровень обучения у самых-самых-самых - от 1 до 3 человек. Много внимания он уделяет и профилактике «звездной болезни» обучающихся - по принципу – «кому много дается – с того и спросится».
27. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических и компьютерных технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение педагогами Центра вести самостоятельный поиск и совершенствоваться вместе с детьми.
Заместителем директора по УВР Татьяной Александровной Абельян создан Информационный портал юных спортсменов - обучающихся спортивных детских объединений Центра детского и юношеского творчества "Ровесник" в социальной группе ВКонтакте, где представлены спортивные достижения обучающихся, воспитательные мероприятия и педагогические советы. Таким образом, происходит активное информирование детей и родителей и обмен опытом педагогов. Это еще раз подчеркивает приоритетность информационно - коммуникативной компетентности для педагогов.
Е.А.Резник, методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»