12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецов Иван Андреевич22

Профориентация на уроках технологии . ПрезентацияPPTX / 9.15 Мб

/data/files/z1700492467.pptx (Профориентация на уроках технологии . Презентация)Профориентация на уроках технологии ( 1 слайд)


Известно, что около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.

Вк 2 (слайд)

Уже у учащихся 5-9 классов необходимо сформировать общетрудовые умения и навыки, создать условия для осознанного выбора профессии. Политехническое образование школьников на уроках технологии обеспечивает их ознакомление с техникой и технологией производства на основе знаний, полученных при изучении основ наук. В результате такого синтеза учебной деятельности учащиеся знакомятся с миром профессий. Таким образом, политехническое образование и профориентация составляют неразрывные части учебно-воспитательного процесса в школе.

Вк 3 слайд)

В образовательной области «Технология» имеются особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися, организации профессиональных проб в урочной деятельности. Например, изучая конкретную технологическую операцию (стачивание, строгание, пиление) учащийся узнаёт о профессиях, к которым данная операция относится. Так девочки, используя швейные машины, изучают швейное дело, а мальчики - столярное дело.

На данных уроках работа направлена на повышение уровня мотивации учения, познавательной активности учащихся, воспитание у них высокой культуры труда, формирование профессиональных умений по швейному, столярному делу.

В ходе урока технологии в зависимости от его содержания реализуются следующие цели и задачи профориентации учащихся.

Вк 4 слайд

Профориентационная цель: это актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет формирования социальных навыков, которые помогут в дальнейшем данной категории учащихся обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

Профориентационные задачи:

- воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, через формирование навыков конструирования, моделирования, изготовления изделий.

- развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы;

- формирование профессионально важных качеств с цель профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.


Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической.

На каждом теоретическом занятии раскрывается содержание труда по профессиям изучаемых видов обработки материалов, о предметах, деталях, инструментах, о выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в общественном производстве. Сведения о профессиях учащиеся получают в виде небольших информационных комментариев. При этом узнают, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном уроке, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях.

Вк 5 слайд

Обучающиеся должны уметь трудиться, изготавливать полезные вещи своими руками. Этот практический опыт пригодится им в дальнейшей жизни.

Именно поэтому на уроках технологии стоит задача так организовать работу, чтобы она переросла в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.

Вк 6 слайд

Важная роль в планировании и осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Ему же принадлежит особое место и в формировании таких черт характера, как трудолюбие, уважение к людям, созидающим материальные блага.

Вк 7 – 8-9-10 слайд

Всем нам ясно, что каждый школьник знает о существовании таких профессий, как токарь, слесарь, столяр, швея, знает, в определенной мере, и чем занимаются эти рабочие. Но одно дело знать, а другое – самому изготовить изделие, которое будет полезно в дальнейшем. Ни с чем не сравнить возникающее у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками.

Учитель знакомит школьников не только с профессией, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессий.

Наиболее распространённые методы профориентации на уроках:

- демонстрация видеофильмов о профессиях;

- презентации профессий;

- деловые и сюжетно-ролевые игры;

- задачи и упражнения с практическим содержанием;

- организация и проведение экскурсий.

При изучении электротехники учитель может указать на значение элекроэнергии, способы ее производства, передачи и использования, объяснить, что соответственно этому и профессии данной отрасли разделяются на три большие группы. К первой относятся профессии, связанные с производством электроэнергетического оборудования, электрических машин, аппаратов, приборов (слесарь – наладчик, электромонтер).

Ко второй — связанные с получением электроэнергии (электромонтер подстанций, электромонтер по эксплуатации сетей и т. д.),

К третьей - профессии, связанные с использованием электроэнергии (слесарь-электромонтажник, электромонтер-ремонтник и т. д.),

При изучении тем по ручной и механической обработке древесины учитель знакомит учащихся с профессиями деревообрабатывающей промышленности; при изучении тем по обработке металлов — с профессиями машиностроения и металлургии. То же относится и к изучению основ сельскохозяйственного производства, обслуживающего труда.

Вк 11 слайд

Таким образом, основная задача учителя технологии в области профессиональной ориентации учащихся состоит в формировании у школьников готовности к выбору профессии в соответствии с психофизиологическими особенностями.

Вк 12 слайд

В совместной работе учителя технологии и классных руководителей особенно эффективны такие формы деятельности, как разработка и проведение профориентационных мероприятий, обмен информацией о результатах наблюдения.

Такая совместная и целенаправленная деятельность учителей, классных руководителей, администрации в тесном содружестве с семьей, профессиональными учебными заведениями является залогом успешной профориентационной работы со школьниками.

Вк 13 слайд

Об устойчивом отношении к определенному виду деятельности можно говорить лишь в том случае, если ученик выполняет задание не только легко, но и с увлечением, с желанием достичь как можно лучших результатов.

Вк 14 слайд

В новом образовательном пространстве «ДОБРОШКОЛА кабинет технологии носит название «Рабочий по обслуживанию зданий». Как говорит само название, цель работы в данном кабинете - дать ученикам 5-8 классов первоначальные навыки, которые помогут им выполнять простейшую работу по деревообработке на токарных станках, научиться правильно пользоваться ручным и электро-инструментом и соблюдать культуру труда и технику безопасности. Что пригодится им в будущей жизни.

ВК 15 СЛАЙД

Таким образом, определить отношение школьника к труду можно только на основе систематических наблюдений, осуществляемых всем учительским коллективом в процессе учебной, внеклассной и внешкольной деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.