Мастер-класс «Организация проектной деятельности как средство достижения результатов с детьми младшего школьного возраста»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБШИЯРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Организация проектной деятельность
как средство достижения результатов
с детьми младшего школьного возраста
Мастер-класс
Выполнила:
Сидорова Алевтина Александровна,
учитель начальных классов
9 февраля 2017 год
Мастер-класс
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»
Карл Роджерс, американский психолог.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Сидорова Алевтина Александровна, учитель начальных классов МОУ «Обшиярская ООШ». Рада приветствовать вас на мастер-классе по теме: «Организация проектной деятельности, как средство достижения результатов с детьми младшего школьного возраста».
Цель:
Презентация опыта проектной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Задачи:
1. Представить разные формы реализации проектно-исследовательского метода алгоритм работы над проектом.
2. Смоделировать участниками мастер-класса проектно-исследовательскую деятельность с детьми младшего школьного возраста, готовый к практическому применению.
Представлю также опыт работы по программе внеурочной деятельности «Юный эколог», которая обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром и расширение природоведческих и экологических знаний. Данная программа имеет научно-познавательную направленность, её цель состоит в создании условий для: формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к природе и культуре родного края.
В результате обучения по данной программе дети раскрывают свой творческий потенциал, о чем свидетельствуют участие и результаты районных, республиканских, межрайонных, всероссийских, международных конкурсов и проектные работы обучающихся.
Открывая нашу мастерскую сначала заполним следующую таблицу в группах. В левом столбике записаны условия деятельности. Вам необходимо заполнить колонки : чем отличается проектная деятельность от исследования?
Условия деятельности |
Исследование |
Проект |
Временные рамки |
||
Продукт |
||
Критерии оценки |
||
Направленность |
||
Основные этапы |
Введение в проблему
В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта.
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, Работая над данной темой прошла курсы повышения квалификации в Уральском институте повышения квалификации по теме «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО» а также участие в вебинарах, в том числе по теме «Особенности организации исследовательской деятельности учащихся»
Работая по учебно-методическому комплекту «Школа России», в каждом
учебном предмете, начиная с первого класса, встречается увлекательная и творческая работа над проектом.
Что же такое «Проект»? Можно сказать, что «проект - это пять «П»:
1. Проблема.
2. Проектирование (Планирование
3. Поиск информации.
4. Продукт.
5. Презентация проектного Продукта. Проект - это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме:
изготовление коллажей, плакатов, буклетов, книжек-раскладушек;
опрос в форме графика, диаграммы, обобщения
интервью
реклама
демонстрация моделей с комментариями, рефератами
поделки
инсценировки, спектакль
телепередача.
Иными словами, проект - это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся, специально организованный учителем, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проект - это исследование, поиск, изучение неизвестного.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РЕБЕНОК УЧИТСЯ УЧИТЬСЯ.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Типология проектов
По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированная,
исследовательская, информационная, творческая, ролевая, прикладная.
Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает актуальность темы, задачи исследования, выдвижение гипотезы с проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
Прикладной…
По комплексности можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Классификация проектов по продолжительности.
- Мини - проекты.
- Краткосрочные проекты.
- Недельные проекты.
- Годичные проекты.
Я хочу предложить несколько советов работы над проектом на разных ступенях обучения.
Системы действий учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом
Этап проекта |
Задачи, выполняемые на данном этапе |
Деятельность учителя и учащихся |
Примечания к организации деятельности |
1. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному) |
Выявить проблему и определить направления будущего исследования |
Изучается круг интересов детей и выбирается предмет исследования, а потом тема исследования |
Тема должна быть интересна, выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования |
2.Форму-лирование проблемы |
Определить цель и задачи исследования |
Ставятся вопросы, ответы на которые хотели бы найти |
Вопрос – основа учебной задачи, которую будут решать в ходе проекта |
3.Составление плана исследования |
1.Выдвинуть гипотезы решения проблем; 2.Выбрать методы исследования; 3.Наметить последователь-ность проведения исследования |
Поиск и предложение возможных вариантов. Выяснить как и где можно проверить высказанные гипотезы Составить план будущей исследовательской работы (порядок действий) |
Выдвинуть гипотезы решения проблемы может взять учитель Методы исследования: подумать, спросить у людей, посмотреть в книгах и т.д. Важно разбудить желание заниматься решением проблемы |
4. Проведение исследования (поисковой деятельности) |
1.Сбор, обработка информации 2.Анализ и обобщение полученных материалов 3.Подготовка отчёта исследования |
Поиск и краткое фиксирование найденной информации Структурирование собранного материала Подготовить сообщение по результатам исследования |
Сообщение должно быть кратким, но запоминающимся |
5. Подведение итогов исследования (презентация) |
Защитить перед сверстниками и взрослыми сообщение (доклад) 2. Обсудить итоги завершённой работы |
Индивидуальная или групповая защита Необходимо дать возможность желающим задать вопросы по сообщению, а «исследователю» ответить на них |
Не забудьте похвалить (поощрить) выступающего и тех, кто задавал вопросы |
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.
Презентация - завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РЕБЕНОК УЧИТСЯ УЧИТЬСЯ.
Таким образом проектная деятельность с точки зрения учащегося - Творчество. Деятельность. Саморазвитие. Самообучение. Самореализация. Самоанализ. Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер.
Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач. Технология.
Давайте вернёмся к таблице: В чем отличия разных видов деятельности.
Ответы в группах
Проверьте свои ответы.
Условия деятельности |
Исследование |
Проект |
Временные рамки |
Носит вневременной характер |
Определен временными рамками |
Продукт |
Знания |
Проект |
Критерии оценки |
Критерий истинности |
Критерий реализуемости |
Направленность |
Направлено на идеальный объект |
На организационную форму |
Основные этапы |
Актуализация проблемы Выбор темы Выявление методов исследования Выработка плана Сбор и обработка информации Анализ и обобщение полученных материалов Подготовка отчета, презентация |
Замысел Погружение в проект Планирование деятельности Осуществление деятельности по решению проблемы. Поиск информации Оформление результатов Презентация результатов |
Особенности работы над проектом в начальной школе:
В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость. С первого класса приучаем учеников к самому слову “исследование”.
В 1-ом классе много коллективных проектов: «Звериная азбука», «Цветочная азбука» (после изучения алфавита), «Островки радости» (дизайн-проект цветочной клумбы). Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.
Во втором классе учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
Во 2-ом классе появились самостоятельные проекты экологической направленности: «Откуда пришли комнатные растения?», «Моя безопасность», «Еда без вреда», «Зимующие птицы» и др.
2 класс - обучение проектной деятельности.
Обучающимся раздаю памятку «Начинающему исследователю»
В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности.
В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводили коллективное научное исследование, в которое были включены результаты проектно-исследовательской работы: проводили социологические опросы, экологические акции, разрабатывали проекты, реализация которых имел выход за пределы класса и школы.
Подробнее остановлюсь на некоторых конкретных проектах. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях.
Представля проект «Сохраним мир птиц». (Призёры межрайонного экологического проекта)
Преимущества проектной деятельности:
Она дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
успешно интегрируется в образовательный процесс;
этот метод обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и
интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность;
проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность;
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
личностно ориентировано;
использует множество дидактических подходов;
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других
приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
Методы при организации проектной деятельности.
1. Метод «Корзина идей». Использую в подготовительном этапе работы над проектом.
2. Метод «Итоговый круг». (На завершающем этапе)
3. «Цветик – семицветик», отрываем лепестки с вопросами по теме и делимся своими впечатлениями.
4. Метод «Синквейн».
5. Метод «Составление КЛАСТЕРА» Эти методы помогают структурированию материала. Они оживляют внимание обучающихся.
1 группа. Составьте синквейн со словом ПРОЕКТ
Проект
Творческий, исследовательский
Развивает, способствует, проявляет
Проект - это возможность проявить себя
Открытие.
2 группа. Составление кластера со словом ПРОЕКТ (Ответы по группам)
Реализация проекта. Практическая работа
С участниками мастер-класса попробуем построить в группах 2-3 модели проекта на тему: « О братьях наших меньших».
на выбор и защитить.
Какие проекты можно сделать в наших условиях?
-стенгазету (информационный проект) творческий
-книжку -раскладушку (исследовательский)
-папку с биографиями авторов (информационный)
-живой диафильм (творческий)
-ролевой
-прикладной - творческий
1.Составление плана проектов.
2. Работа над проектом
3. Выступления групп. Защита.
Спасибо за вашу активную работу.
Выводы:
Проектно-исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников
Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.
Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция.
Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве.
Рефлексия. Подведём итог мастер-класса.
На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Закончите фразу, записав на соответствующем пальце вашей ладони.
Большой - для меня это важно и интересно…
Указательный – я получил конкретные рекомендации…
Средний - мне было трудно (не понравилось) …
Безымянный - моя оценка психологической атмосфере …
Мизинец - для меня было недостаточно …Мои предложения и пожелания…
(Высказывания от каждой из групп)
- И в заключении хочу поблагодарить всех за активное и творческое участие в проведении мастер класса, пожелать всем творческих идей, успехов в нашей работе.
Своё выступление хотела бы завершить словами» «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»
Выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи
Благодарю за внимание!
Приложение 1
Творческая работа одной из групп: оригами-кошечка
Выступление одной из групп. Разыгрывание стихотворения.
Даниил Хармс
Удивительная кошка
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики нужно купить.
И сразу столпился народ у дороги,
Стоит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит.