Мастер-класс «Организация проектной деятельности как средство достижения результатов с детьми младшего школьного возраста»

1
0
Материал опубликован 31 January 2018

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБШИЯРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Организация проектной деятельность

как средство достижения результатов

с детьми младшего школьного возраста

Мастер-класс

Выполнила:

Сидорова Алевтина Александровна,

учитель начальных классов

9 февраля 2017 год


 

Мастер-класс

«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»

Карл Роджерс, американский психолог.

Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Сидорова Алевтина Александровна, учитель начальных классов МОУ «Обшиярская ООШ». Рада приветствовать вас на мастер-классе по теме: «Организация проектной деятельности, как средство достижения результатов с детьми младшего школьного возраста».

Цель:

Презентация опыта проектной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

Задачи:

1. Представить разные формы реализации проектно-исследовательского метода алгоритм работы над проектом.

2. Смоделировать участниками мастер-класса проектно-исследовательскую деятельность с детьми младшего школьного возраста, готовый к практическому применению.

Представлю также опыт работы по программе внеурочной деятельности «Юный эколог», которая обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром и расширение природоведческих и экологических знаний. Данная программа имеет научно-познавательную направленность, её цель состоит в создании условий для: формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к природе и культуре родного края.

В результате обучения по данной программе дети раскрывают свой творческий потенциал, о чем свидетельствуют участие и результаты районных, республиканских, межрайонных, всероссийских, международных конкурсов и проектные работы обучающихся.

Открывая нашу мастерскую сначала заполним следующую таблицу в группах. В левом столбике записаны условия деятельности. Вам необходимо заполнить колонки : чем отличается проектная деятельность от исследования?

Условия

деятельности

Исследование

Проект

Временные рамки

   

Продукт

   

Критерии оценки

   

Направленность

   

Основные этапы

   

Введение в проблему

В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта.

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, Работая над данной темой прошла курсы повышения квалификации в Уральском институте повышения квалификации по теме «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО» а также участие в вебинарах, в том числе по теме «Особенности организации исследовательской деятельности учащихся»

Работая по учебно-методическому комплекту «Школа России», в каждом

учебном предмете, начиная с первого класса, встречается увлекательная и творческая работа над проектом.

Что же такое «Проект»? Можно сказать, что «проект - это пять «П»:

1. Проблема.

2. Проектирование (Планирование

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация проектного Продукта. Проект - это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме:

изготовление коллажей, плакатов, буклетов, книжек-раскладушек;

опрос в форме графика, диаграммы, обобщения

интервью

реклама

демонстрация моделей с комментариями, рефератами

поделки

инсценировки, спектакль

телепередача.

Иными словами, проект - это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся, специально организованный учителем, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проект - это исследование, поиск, изучение неизвестного.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РЕБЕНОК УЧИТСЯ УЧИТЬСЯ.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

Типология проектов

По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированная,

исследовательская, информационная, творческая, ролевая, прикладная.

Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает актуальность темы, задачи исследования, выдвижение гипотезы с проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Прикладной

По комплексности можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Классификация проектов по продолжительности.

- Мини - проекты.

- Краткосрочные проекты.

- Недельные проекты.

- Годичные проекты.

Я хочу предложить несколько советов работы над проектом на разных ступенях обучения.

Системы действий учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом

Этап проекта

Задачи, выполняемые на данном этапе

Деятельность учителя и учащихся

Примечания к организации деятельности

1. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному)

Выявить проблему и определить направления будущего исследования

Изучается круг интересов детей и выбирается предмет исследования, а потом тема исследования

Тема должна быть интересна,

выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования

2.Форму-лирование проблемы

Определить цель и задачи исследования

Ставятся вопросы, ответы на которые хотели бы найти

Вопрос – основа учебной задачи, которую будут решать в ходе проекта

3.Составление плана исследования

1.Выдвинуть

гипотезы решения проблем;

2.Выбрать методы исследования;

3.Наметить последователь-ность проведения исследования

Поиск и предложение возможных вариантов.

Выяснить как и где можно проверить высказанные гипотезы

Составить план будущей исследовательской работы (порядок действий)

Выдвинуть гипотезы решения проблемы может взять учитель

Методы исследования: подумать, спросить у людей, посмотреть в книгах и т.д.

Важно разбудить желание заниматься решением проблемы

4. Проведение исследования (поисковой деятельности)

1.Сбор, обработка информации

2.Анализ и обобщение полученных материалов

3.Подготовка отчёта исследования

Поиск и краткое фиксирование найденной информации

Структурирование собранного материала

Подготовить сообщение по результатам исследования

Сообщение должно быть кратким, но запоминающимся

5. Подведение итогов исследования

(презентация)

Защитить

перед сверстниками и взрослыми сообщение (доклад)

2. Обсудить итоги завершённой работы

Индивидуальная или групповая защита

Необходимо дать возможность желающим задать вопросы по сообщению, а «исследователю» ответить на них

Не забудьте похвалить (поощрить) выступающего и тех, кто задавал вопросы

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Презентация - завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РЕБЕНОК УЧИТСЯ УЧИТЬСЯ.

 

Таким образом проектная деятельность с точки зрения учащегося - Творчество. Деятельность. Саморазвитие. Самообучение. Самореализация. Самоанализ. Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер.

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач. Технология.

Давайте вернёмся к таблице: В чем отличия разных видов деятельности.

Ответы в группах

Проверьте свои ответы.

Условия

деятельности

Исследование

Проект

Временные рамки

Носит вневременной характер

Определен временными рамками

Продукт

Знания

Проект

Критерии оценки

Критерий истинности

Критерий реализуемости

Направленность

Направлено на идеальный объект

На организационную форму

Основные этапы

Актуализация проблемы

Выбор темы

Выявление методов исследования

Выработка плана

Сбор и обработка информации

Анализ и обобщение полученных материалов

Подготовка отчета, презентация

Замысел

Погружение в проект

Планирование деятельности

Осуществление деятельности по решению проблемы. Поиск информации

Оформление результатов

Презентация результатов

 
 
 
 
 
 

Особенности работы над проектом в начальной школе:

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость. С первого класса приучаем учеников к самому слову “исследование”.

В 1-ом классе много коллективных проектов: «Звериная азбука», «Цветочная азбука» (после изучения алфавита), «Островки радости» (дизайн-проект цветочной клумбы). Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.

Во втором классе учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Во 2-ом классе появились самостоятельные проекты экологической направленности: «Откуда пришли комнатные растения?», «Моя безопасность», «Еда без вреда», «Зимующие птицы» и др.

2 класс - обучение проектной деятельности.

Обучающимся раздаю памятку «Начинающему исследователю»

В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности.

В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводили коллективное научное исследование, в которое были включены результаты проектно-исследовательской  работы: проводили социологические опросы, экологические акции, разрабатывали проекты, реализация которых имел выход за пределы класса и школы.

Подробнее остановлюсь на некоторых конкретных проектах. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях.

Представля проект «Сохраним мир птиц». (Призёры межрайонного экологического проекта)

Преимущества проектной деятельности:

Она дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

успешно интегрируется в образовательный процесс;

этот метод обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и

интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность;

проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность;

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

личностно ориентировано;

использует множество дидактических подходов;

самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

позволяет учиться на собственном опыте и опыте других

приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Методы при организации проектной деятельности.

1. Метод «Корзина идей». Использую в подготовительном этапе работы над проектом.

2. Метод «Итоговый круг». (На завершающем этапе)

3. «Цветик – семицветик», отрываем лепестки с вопросами по теме и делимся своими впечатлениями.

4. Метод «Синквейн».

5. Метод «Составление КЛАСТЕРА» Эти методы помогают структурированию материала. Они оживляют внимание обучающихся.

1 группа. Составьте синквейн со словом ПРОЕКТ

Проект

Творческий, исследовательский

Развивает, способствует, проявляет

Проект - это возможность проявить себя

Открытие.

2 группа. Составление кластера со словом ПРОЕКТ (Ответы по группам)

Реализация проекта. Практическая работа

С участниками мастер-класса попробуем построить в группах 2-3 модели проекта на тему: « О братьях наших меньших».

на выбор и защитить.

Какие проекты можно сделать в наших условиях?

-стенгазету (информационный проект) творческий

-книжку -раскладушку (исследовательский)

-папку с биографиями авторов (информационный)

-живой диафильм (творческий)

-ролевой

-прикладной - творческий

1.Составление плана проектов.

2. Работа над проектом

3. Выступления групп. Защита.

Спасибо за вашу активную работу.

Выводы:

Проектно-исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников

Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.

Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция.

Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве.

Рефлексия. Подведём итог мастер-класса.

На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Закончите фразу, записав на соответствующем пальце вашей ладони.

Большой - для меня это важно и интересно…

Указательный – я получил конкретные рекомендации…

Средний - мне было трудно (не понравилось) …

Безымянный - моя оценка психологической атмосфере …

Мизинец - для меня было недостаточно …Мои предложения и пожелания…

(Высказывания от каждой из групп)

- И в заключении хочу поблагодарить всех за активное и творческое участие в проведении мастер класса, пожелать всем творческих идей, успехов в нашей работе.

Своё выступление хотела бы завершить словами» «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»

Выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи

 

Благодарю за внимание!

 

Приложение 1

Творческая работа одной из групп: оригами-кошечка

Выступление одной из групп. Разыгрывание стихотворения.

Даниил Хармс

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики нужно купить.

И сразу столпился народ у дороги,

Стоит и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации