12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Быкова Ольга Викторовна152
Учитель технологии.Педагог дополнительного образования.Руководитель театра моды" Жар- птица".
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
5

Выступление «Проблема реконструкции смысла архаичных символов – оберегов народной вышивки в традиционных костюмах Арзамассокого уезда Нижегородской губернии»

      1. Проблема реконструкции смысла архаичных символов – оберегов народной вышивки в традиционных костюмах Арзамасского уезда Нижегородской губернии.
      1.                              Учитель технологии Быкова Ольга Викторовна.

Народная культура – это самодостаточная, целостная система, где связаны воедино и философия, и естествознание, и аграрные науки, и экология, и история народа. Это наше материальное богатство. Традиционные народные костюмы, богато украшенные художественной вышивкой, вызывают неподдельный интерес и желание прикоснуться к живому источнику народной мудрости и гармонии.

Целью работы стало изучение философии славян и реконструкция – декорирование смысла символов в вышивках женского национального костюма Нижегородской губернии Арзамасского уезда.

Актуальность моей работы заключается в том, что русский женский национальный костюм исследуется мной как целостная система, где отражается народный быт сквозь призму символов – оберегов и элементов костюма, что позволяет человеку, живущему в 21 веке, лучше понять систему ценностей русского народа, проживавшего на рубеже веков прошлого столетия на Нижегородской земле.

Новизна работы обусловлена реконструкцией смысла знаков – оберегов народной вышивки на примере костюмов села Чернуха и села Ковакса Арзамасского уезда.

Одежда, как и другие предметы быта, в самой своей сущности несет двойной смысл: с одной стороны, он выражает определенные представления народа о красоте, с другой – он является предметом утилитарным, несущим информативную нагрузку. Весьма показательны традиционные костюмы Арзамасского уезда Нижегородской губернии конца 19 века, которые имеют сходство форм с костюмами юга России. По описаниям этнографа Полины Граневской, население, проживающее по течению Волги и нижнему течению Оки, носило костюмы, подобные костюмам северных губерний России. Прямая противоположность северным костюмам – южные костюмы правобережья Волги, они имели отличия в конструкции и в отделке. Соседство с мордовским, татарским, украинским населением повлияло на костюмы жителей села Чернуха и села Ковакса, сделав их необычайно колоритными и разнообразными. Сарафаны - косоклинники намного короче северных сарафанов, цветовая гамма самая разнообразная: малиново – алая, оранжево – желтая, изумрудно – зеленая. Но особенно среди всего этого разноцветья выделяются костюмы села Чернуха Арзамасского уезда, имеющие массу золотошвейных фрагментов. Наиболее часто в костюмах нижегородской области встречаются солярные знаки, расположенные на головых уборах и рубахах: кольцо, двойное кольцо, зигзагообразная линия, свастика право- и левосторонняя. С середины 19 века на территории юга Нижегородской губернии существовала система магических знаков, которые способствовали продолжению рода, плодовитости домашних животных и плодородию почвы. Старинная вышивка представляет собой своеобразную систему тайнописи. Еще в 20 – е годы прошлого века в деревнях Арзамасского уезда существовал обряд чтения магических узоров, когда женщины старшего поколения раскрывали молодежи смысловое значение «украс» на одежде, - это символы плодородия, означающие одновременно и землю, и женщину, и растения, дающие людям пищу. Круглые розетки, крестообразные фигуры, свастики – это очистительные и охранительные знаки, которые славяне связывали с солнечным светом и огнем. Композиции из таких фигур представляют собой зашифрованные молитвы, заговоры на урожай. Таким образом, в архаических вышивках отразились верования древних славян, поклонение солнцу, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае и о помощи в трудной жизни. В заключении работы можно сделать вывод, что женский народный костюм является глубоким отражением быта русского народа, проживавшие на юге Нижегородской области в конце 19 века, и помогает представить, как жили наши предки в Арзамасском уезде и какими видами деятельности они занимались. Были изучены рубахи, сарафаны, головные уборы, пояса села Чернуха и села Ковакса Арзамасского уезда. Целесообразность и простота покроя костюма, замысловатые узоры – вышивки, изящность и точная предназначенность орнаментов помогли мне понять, что жители села Чернухи в начале 20 века занимались растениеводством и животноводством. Об этом свидетельствуют растительные орнаменты и солярные знаки на поликах женской рубахи. Ритм узоров, цвет символов – оберегов позволяют думать, что яркое разнотравье лугов и красота смешанного леса Арзамасского уезда отразилась в вышивках яркими цветами и солярными символами. Можно сделать вывод, что на этой территории выращивались рожь, пшеница, сахарная свекла, лук, так как в вышивке присутствует элементы растительного и цветочного орнаментов с преобладанием солярного символа – оберега. Русский народный костюм как волшебное зеркало, в котором отображается глубинные, смысловые традиции народа, целостное мировосприятие и ослепительная красота.

Литература

1.Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства -М., 2008.

2.Голан А. Миф и символ -М.: «Руслит», 1999

3.Мерцалов М.Н. Поэзия народного костюма. 2-е издание. –М.: «Молодая гвардия», 2010.

4.Парамон Е.М. Композиция костюма. -М., 2005.

5.Шилов Ю. Прародина Ариев: символика народной вышивки. -Киев: «СИНТО», 2008.

6. Маслова Т. С. «Народная одежда в восточнославянских и обычаях и обрядах XIX-н.XXв»2004г.

7. Климова Н. Т. «Народная вышивка Горьковской области. Рассказы о народном искусстве». Нижний Новгород, 2003.

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.