Выступление «Новый Центр Азии»
Экскурсия.
Центр Азии – новый комплекс.
Новый обелиск построен в 2014 году к 100-летию единения Тувы и России по проекту бурятского скульптора-художника, члена Союза художников России Даши Намдакова.
Обелиск «Центр Азии» символизирует географический центр азиатского континента. В оформлении обелиска автор использовал мотивы искусства древних культур: пьедестал окантован рельефными рисунками, самым главным из которых является свиток, где на трех языках написаны слова: «Центр Азии». Свиток держат крылатые драконы в средневековом европейском стиле. У основания шара видим трех барсов - арзыланов (мифических животных, подобных львам), которые держат земной шар, увенчанный шпилем (17м), декор которого выполнен в виде символических животных, переплетающихся в порыве восхождения к небу, и на самой вершине шпиля - "солнечный олень" с раскидистыми рогами из археологического комплекса "Аржаан-2".
12 фигур животных космогонических анималистических образов, которые составляют буддийский гороскоп, символизирующие собой циклическое время, расположены по периметру чаши фонтана, символизирующей водную «стихию», исток реки Енисей. Два дракона, Он и Она, - исторгают струи воды, при слиянии которых как будто вырывается на простор Енисей.
В старинных буддийских сутрах дается определение судьбы человека по году, месяцу, дню рождения: двенадцать лет восточного цикла, а также двенадцать месяцев, дни месяца носят имена определенных животных.
Среди них различают пять «жестких» знаков – знаки Тигра, Дракона, Лошади, Собаки, Свиньи и семь «мягких» - знаки Мыши, Быка, Зайца, Змеи, Овцы, Обезьяны и Петуха.
В периоды жестких знаков обстоятельства жизни и черты личности трудно поддаются изменению, человек действует под давлением обстоятельств.
В «мягкие» периоды многое становится податливым, доступным изменению. Если изобразить двенадцать знаков цикла в виде круга, расположив их, как принято на Востоке, по часовой стрелке, и поместить в центр сидящего Будду, то один из знаков окажется над головой, два других – на уровне ушей, два следующих – на уровне плеч.
Буддийские астрологи учитывали и расположение знаков «относительно Будды», считая, что с течением времени зодиакальный круг поворачивается вокруг Будды против часовой стрелки.
Особенно часто это расположение знаков учитывалось для уточнения характеристики года рождения.
Восточный год (начинающийся, как известно, не 1 января, а в конце января - феврале) открывается месяцем Тигра. Поэтому в начале любого года (весной) месяц Тигра находится над головой Будды. Знак же, обозначающий год, может оказаться в любом другом месте.
Таким образом, человек, родившийся в год Тигра и месяц Тигра, считается родившимся у головы Будды, а тот же год осенью (в месяц Обезьяны) – возле его ног. Текущий месяц (приблизительно соответствующий тому или иному европейскому знаку Зодиака) всегда помещается над головой Будды.
Так, если вы родились в год Тигра, но в июне, соответствующем месяцу Лошади, то над головой Будды окажется знак Лошади, а ваш знак Тигра будет находиться от него в пятой позиции: вы родились возле живота Будды.
Если же вы родились в месяце Лошади, но в год Дракона, то ваш знак (знак года Дракона) займет место возле плеч Будды.
12 знаков цикла означают:
1. Человеку, родившемуся у головы Будды, предначертаны богатство, слава.
Он может даже стать царем или ханом (или, с учетом нашей действительности, президентом какого-либо региона, банка или фонда).
2. Человек, родившийся около ушей Будды, наделен мудростью. Это – ученый, исследователь.
Он честолюбив, неуклонно стремится к своей цели и, как правило, достигает ее, потому что ему сопутствует удача.
3. Человек, родившийся у плеча Будды, пользуется благосклонностью власть имущих – и вместе с тем независим, самостоятелен. Его незаурядный ум позволяет ему идти своей дорогой.
4. Родившийся возле рук Будды – умелый человек, мастер своего дела, стремящийся всегда доводить начатое до конца и постоянно совершенствоваться в своем искусстве. Он никогда не останется без куска хлеба.
5. Человек, родившийся возле живота Будды, будет жить в достатке: даже если он ничего и не зарабатывает, то удача сама найдет его. Но, как правило, это человек, стремящийся обеспечить комфорт себе и своей семье, что ему обычно и удается.
6. Человек, родившийся на бедрах Будды, - существо подчиненное. Скорее всего, он будет жить в чужом доме, возможно, даже в чужой стране, и следовать указаниям других.
7. Человек, родившийся у ног Будды, окружен заботой ближних. Если это мужчина – он очень любит жену и наоборот. В доме, как правило, царит достаток.
На площади, по соседству с обелиском, установлены скульптурные группы — бронзовая «Царская охота», выполненная также Д. Намдаковым и мраморная скульптура «Мой дом».
Монументальная скульптура «Царская охота».
Автор создал композицию из двух всадников, сопровождаемых барсами, и воспроизвел сцену ритуальной соколиной охоты, возвратив нас к легендарным временам 8 века до н. э., реконструируя жизнь населения Саяно-Алтая в эпоху раннего железного века, времен создания знаменитых курганов Аржаан 1, 2 и искусства скифо-сибирского звериного стиля.
Прекрасная Царица-Амазонка и Царь-герой с соколом – номады Евразии, где для человека дом – шатер, а крыша дома – небо над ними. Кажется, что фигуры всадников в торжественных одеждах пронизаны состоянием величия и достоинства, а их души наполнены радостью от созерцания безграничного пространства необъятной степи, по которой летят их кони. Художник вслед за своими персонажами, «уводит» нас в мир древней истории и культуры наших предков, погружая в яростную и величественную энергию мифического ритуала охоты.