3.2.3. Трудовая функция
Трудовые действия |
Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира |
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития |
|
Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся |
|
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования |
|
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения |
|
Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения |
|
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. |
|
Необходимые умения |
Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы |
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения |
|
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой |
|
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение |
|
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую |
|
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности |
|
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе |
|
Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) |
|
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования |
|
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием |
|
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции |
|
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками |
|
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения |
|
Необходимые знания |
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) |
Программы и учебники по преподаваемому предмету |
|
Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности |
|
Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
|
Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения |
|
Основы экологии, экономики, социологии |
|
Правила внутреннего распорядка |
|
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Модуль "Предметное обучение. Математика" |
Код |
B/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Трудовые действия |
Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность |
Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств |
|
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики |
|
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ) |
|
Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример |
|
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий |
|
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например - вычисления) |
|
Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики |
|
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно |
|
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам |
|
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др. |
|
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики |
|
Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации |
|
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов |
|
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях |
|
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся |
|
Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий |
|
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики |
|
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания |
|
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных |
|
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения |
|
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности |
|
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения |
|
Необходимые умения |
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся |
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения |
|
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи |
|
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады) |
|
Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации |
|
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом |
|
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера) |
|
Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях |
|
Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др. |
|
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала |
|
Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений - численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика) |
|
Квалифицированно набирать математический текст |
|
Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся |
|
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов |
|
Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения) |
|
Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры |
|
Необходимые знания |
Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики |
Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений |
|
Теория и методика преподавания математики |
|
Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.5. Трудовая функция
Наименование |
Модуль "Предметное обучение. Русский язык" |
Код |
B/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Трудовые действия |
Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации |
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка" |
|
Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого "бытового" подхода ("народной лингвистики") |
|
Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций |
|
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции |
|
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате |
|
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства |
|
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. |
|
Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся |
|
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов |
|
Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.) |
|
Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка |
|
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав |
|
Необходимые умения |
Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному |
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья |
|
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы |
|
Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона |
|
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся |
|
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики |
|
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека |
|
Необходимые знания |
Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики |
Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений |
|
Теория и методика преподавания русского языка |
|
Контекстная языковая норма |
|
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет".
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109 |
--------------------------------
- Общероссийский классификатор занятий.
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).
- Общероссийский классификатор специальностей по образованию.