Профстандарт руководителя: к чему готовиться
Главное в статье
Принятие профстандарта руководителя образовательной организации запланировано на июль – август 2016 г. Ознакомиться с проектом можно на сайте ФИРО.
Профстандарт будет использоваться при аттестации руководителей и подготовке программ дополнительного профобразования.
Набор трудовых функций руководителя образовательной организации согласно проекту профстандарта должен составляться с учетом специфики работы этой организации.
Директорам школ следует заранее уточнить, соответствуют ли они требованиям профстандарта.
В пояснительной записке к стандарту говорится, что он разрабатывался с учетом мирового опыта, норм российского законодательства в сферах труда и образования, положений учебно-методических материалов, результатов анкетирования (250 участников) руководителей дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, высшего образования.
Стандарт создан пока в проекте, однако с ним нужно внимательно ознакомиться: во-первых, еще можно внести предложения по его корректировке, а во-вторых, подготовиться к его принятию.
Цель профессиональной деятельности и уровни квалификации5 лет – минимальный опыт работы для кандидата на должность директора школы
В I разделе проекта стандарта указана цель профессиональной деятельности руководителя образовательной организации – обеспечение развития, эффективной деятельности организации, повышения качества образовательных услуг.
Для создания проектов профессиональных стандартов предусмотрено девять уровней квалификации. Выполнение трудовых функций директора школы (лицея, гимназии) соответствует 8-му уровню.
Айрат Сатдыков, заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Слово эксперта Подготовка к введению профстандартаПрофессиональный стандарт руководителя образовательной организации планируется принять в июле – августе 2016 г. В настоящее время определена его структура, идет работа над текстом: уточняются конкретные трудовые действия, умения и знания руководителя, требования к руководителям организаций разных уровней образования. Подготовкой стандарта занимается рабочая группа, сформированная из сотрудников Минобрнауки России, ФИРО, НИУ ВШЭ, Союза ДПО, экспертов других организаций Москвы, Ярославля и Вологды, в т. ч. директоров школ. Главная целевая установка, которой они руководствуются, – сделать стандарт понятным и ясным для будущих пользователей. Формулируя положения стандарта, члены рабочей группы учитывают замечания Минтруда России, пожелания, оставленные на сайте ФИРО, дополнения и замечания, предложенные по результатам общественных обсуждений. Профессиональный стандарт будет использоваться в первую очередь для аттестации руководителей образовательных организаций и подготовки программ дополнительного профессионального образования. |
Требования к образованию и опыту
Согласно проекту стандарта директор школы должен иметь высшее образование, дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности и не менее 5 лет руководства организацией (подразделением), в т. ч. в образовании.
Кроме того, для него установлены условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью; прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований); прохождение аттестации.
Трудовые функцииВ процессе работы директор школы выполняет две обобщенные трудовые функции: формирование стратегии развития организации и управление реализацией стратегии и текущей деятельностью организации.
Обратите вниманиеВ проекте стандарта руководителя образовательной организации дается расширенный набор трудовых функций. Это не значит, что директор школы должен выполнять их все
В первую обобщенную трудовую функцию входят две трудовые функции: определение перспективных и приоритетных направлений развития организации и руководство разработкой программы стратегического развития организации. Во вторую обобщенную трудовую функцию входят четыре трудовые функции: формирование органов управления организации; управление реализацией программы стратегического развития организации для достижения установленных показателей деятельности; управление процессами достижения образовательных, экономических и других результатов; управление взаимодействием с заинтересованными сторонами, включая органы власти, субъекты рынка труда, в т. ч. управление сетевым взаимодействием.
Каждая трудовая функция включает обширный перечень трудовых действий. Умения и знания, необходимые руководителю для их выполнения, также описаны в стандарте.
Возьмем для примера трудовую функцию «Формирование органов управления образовательной организации» (таблица).
Характеристика трудовой функции «Формирование органов управления образовательной организации»
Трудовые действия |
Необходимые умения |
Необходимые знания |
Определение потребностей в органах управления в зависимости от специфики работы и стратегических задач организации. Формирование перечней органов управления организацией. Руководство разработкой и утверждение кадровой политики. Заключение трудовых договоров. Организация подготовки и утверждение должностных инструкций. Руководство разработкой системы оплаты труда. Организация проведения аттестации работников. Контроль формирования органов управления организации с целью обеспечения эффективности образовательного процесса и достижения образовательных результатов. Анализ качества принимаемых решений, планирование корректирующих и предупреждающих действий |
Рассчитывать риски последствий управленческих решений. Координировать работу структурных подразделений. Ориентироваться в правовом поле и применять правовые нормы. Выстраивать оптимальные траектории к достижению поставленной цели. Соблюдать профессиональную этику |
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. Действующее законодательство РФ в области образования. Федеральные государственные образовательные стандарты. Порядок приема в образовательные организации. Локальные нормативные правовые акты образовательной организации. Структура и специфика работы образовательной организации. Российский и зарубежный опыт создания образовательного продукта. Порядок подготовки кадров высшей квалификации. Особенности реализации основных образовательных программ |
Подготовка к введению
Профстандарт руководителя образовательной организации не будет применяться с 1 июля 2016 г. Причина простая – он пока не утвержден.
Как только это произойдет, директору рекомендуется:
Проверить, соответствует ли он требованиям, установленным стандартом.
Позаботиться о своей квалификации, в т. ч. о дополнительном образовании, наличие которого предполагается для занятия данной должности.