15 декабря 2016 года министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин своим приказом перенес дату начала применения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», который был утвержден приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года.
Дата начала применения профстандарта переносится с с 1 января 2017 года на 1 сентября 2019 года. Инициатором выступило Минобрнауки России по ходатайству и согласованию с Общероссийским профсоюзом образования.
Главный специалист отдела общего образования аппарата Общероссийского профсоюза образования Сергей Шадрин рассказал «Солидарности» о причинах переноса:
- Причин несколько. Во-первых, после того, как сам профстандарт был утвержден, прошла его апробация на тренировочных площадках. Сначала 21 субъект РФ в этом участвовал, потом количество увеличилось до 27. По итогам апробации еще в ноябре 2015 был съезд участников апробации. И единодушно все заявили о неготовности подавляющего большинства образовательных организаций к применению профстандарта, - сказал представитель профсоюза.
По его словам, те требования к образованию и обучению, которые были установлены профстандартом, не соответствовали реальному уровню квалификации большинства педработников. И уже начались вноситься изменения в профстандарт в части приведения требований к образованию и обучению в соответствие с квалификационными требованиями.
- После того, как завершилась апробация, появилось поручение президента РФ о формировании национальной системы учительского роста, в том числе посредством дифференциации уровней квалификации учителей, и профстандарт «Педагог» стал рассматриваться как звено в совершенно другой системе координат. Тут же начали возникать идеи о введении должностей старшего учителя, ведущего учителя.
Предполагается как один из возможных вариантов дифференциация профстандарта на несколько уровней квалификации, - рассказывает Сергей Шадрин. – Сейчас стоит не просто технический перенос применения профстандарта на 2,5 года, а речь идет о том, чтобы за этот период можно было переработать профстандарт. Тем более новый министр образования и науки РФ обозначила необходимость приведения профстандарта с в соответствие с образовательным стандартом. Получается, что готовим мы специалистов, руководствуясь одним документом, на выходе есть совершенно иные требования профстандарта «Педагог», а в школах осуществляются совершенно другие программы.