Программа по воспитанию правовой культуры «Я и Закон»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
ПРОГРАММА
ПО ВОСПИТАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
«Я И ЗАКОН»
НА 2017-2019 ГГ.
Автор: Борщева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ханты – Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово» |
с. Елизарово
2017
Паспорт Программы
1. |
Полное название программы |
Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников «Я и Закон» |
2. |
Статус программы |
Школьная программа |
3. |
Автор - составитель |
Борщева Наталья Александровна |
4. |
Срок реализации |
2017-2019 |
5. |
Цель программы |
Совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних. |
6. |
Задачи программы |
1. Создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно – ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики; 2. Обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; 3. Развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому; 4. Создавать условия для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении; 5. Повысить духовно-нравственный уровень учащихся; 6. Формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина; 7. Выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий; формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью; |
7. |
Основные направления реализации программы |
1.«Школа – правовое пространство» 2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики 3. «Скажи «нет»!» 4. Социальная служба 5. Духовно-нравственное направление 6. «Зона особого внимания» 7. Мониторинг и диагностика результатов 8. Индивидуально-профилактическая работа |
8. |
Краткое содержание программы |
Содержание Программы ориентировано на личность ребёнка, на развитие его природных задатков, на создание в школе обстановки социальной защищённости, на формирование законопослушного гражданина. Программа составлена на основе анализа наиболее эффективных форм и методов работы по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и профилактике вредных привычек. |
9. |
Ожидаемые результаты |
1. Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся. 2. Повышение уровня воспитанности учащихся. 3. Наличие методического сопровождения. 4. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. |
10. |
Участники Программы |
Администрация школы Социальный педагог Родители учащихся Классные руководители Учителя – предметники Учащиеся школы с 1 по 11 класс |
11. |
Партнерские отношения |
Сельский Дом культуры ФАП Сельская библиотека |
12. |
Организация контроля за выполнением Программы |
Реализация Программы рассчитана на 2 года. Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы |
I. Основные положения Программы
1.1. Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
учащихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения учащихся необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод, так как гражданское общество начинается
с воспитания законопослушного гражданина.
В связи с этим, Программа представляет собой комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания.
Целью Программы является:
совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно - ориентированное воспитание.
развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому;
повысить духовно-нравственный уровень учащихся;
формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина;
выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;
формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью;
Данная Программа предусматривает реализацию следующих направлений:
1.Школа – правовое пространство»
2. «Скажи «нет»!»
3. Социальная служба
4. «Зона особого внимания»
5. Мониторинг и диагностика результатов
6. Индивидуально-профилактическая работа
Программа основана на принципах:
- законности и демократизма;
- гуманного обращения с несовершеннолетними;
- поддержки семьи и взаимодействия с ней;
- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- толерантности;
- системности и цикличности.
Участники Программы:
Администрация школы
Социальный педагог
Родители учащихся
Классные руководители
Учителя – предметники
Учащиеся школы
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года, с 2017 по 2019 год.
Возможна корректировка планирования.
Организационные периоды реализации Программы:
1 этап – 2017/2018 уч.г.
2 этап – 2018 /2019 уч.г.
Организационные условия реализации программы:
информационно-методическое обеспечение программы;
своевременное выявление и пресечение случаев вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;
своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности.
Механизм реализации программы
Содержание деятельности программы строится на основе трёх модулей:
1. организационно – деятельностный модуль (организация воспитательных мероприятий);
2. информационно-обучающий (семинары, МО);
3. модуль взаимодействия (с учреждениями профилактики).
Ожидаемые результаты программы
Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.
Повышение уровня воспитанности учащихся.
Наличие методического сопровождения.
Комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов.
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Наличие условий для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.
Новизна
1. На уровне совершенствования методов и форм воспитательного воздействия.
2. Системность в планировании и в отслеживании результатов воспитательной деятельности.
II. Направления Программы
1.«Школа – правовое пространство». Это направление по правовой пропаганде учащихся, направлено на формирование законопослушного гражданина.
2. «Скажи «нет»!» - организация воспитательных мероприятий по профилактике вредных привычек, формированию навыков здорового образа жизни, участие в районных, Всероссийских акциях и конкурсах.
3. Социальная служба включает в себя оказание социально –психологической и материальной помощи семье и ребёнку;
обеспечение педагогически - социальной поддержки обучающемуся;
раннюю профилактику семейного неблагополучия;
организацию льготного питания;
работу в Совете профилактики;
проведение профилактических бесед;
проведение консультаций;
участие в рейдах;
организацию тренингов, игр и других мероприятий;
проведение мониторинга, диагностики,
организацию летнего отдыха детей;
работа с учащимися, систематически пропускающими занятия;
ведение документации на учащихся, состоящих на учёте, на внутришкольном контроле.
4.«Зона особого внимания» - это работа по предупреждению правонарушений.
Это:
выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса;
создание программы воспитания и индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания, с учетом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.
5.Мониторинг и диагностика результатов. Основной целью является организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.
6. Индивидуально-профилактическая работа проводится в отношении:
1. безнадзорных, беспризорных, занимающихся бродяжничеством;
2. оставшихся без попечения родителей;
3. употребляющих наркотические средства, алкоголь;
4. совершивших правонарушение, преступление;
5. родителей или иных законных представителей н/л, если те не исполняют родительские обязанности по воспитанию, обучению и содержанию.
III. Содержание Программы
1. «Школа – правовое пространство».
Цель: осуществление мер по реализации планирования, направленного на правовое просвещение учащихся, на формирование законопослушного поведения.
Планирование мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ответственный |
1. |
Оформление стенда «Права участников образовательного процесса» Оформление документации (папки). |
сентябрь |
Социальный педагог |
2. |
Выставка книг «Твои права и обязанности»» |
сентябрь |
Заведующая школьной библиотекой |
3. |
Беседа «Право на жизнь, на имя, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства» (Конституция, Конвенция ООН о правах ребёнка) |
Октябрь |
Классные руководители 1- 11 классов |
4. |
Игра «Мы выбираем жизнь!» |
Октябрь |
Социальный педагог |
5. |
Тематические классные часы по правовому просвещению |
Октябрь |
Классные руководители 1- 11 классов |
6. |
Беседа «Я и Закон» |
ноябрь |
Заместитель директора по ВР |
7 |
Праздник народного единства |
ноябрь |
Классные руководители, педагог - организатор |
8. |
Всемирный День прав ребёнка |
ноябрь |
Классные руководители 1- 11 классов |
9. |
Беседа «Правила школьной жизни» |
декабрь |
Социальный педагог |
10. |
День толерантности |
декабрь |
Классные руководители 1- 11 классов |
11. |
Социологическое исследование на предмет соблюдения прав ребёнка в школе. |
январь |
Социальный педагог |
12. |
Родительское собрание «Права и обязанности родителей» |
В течение года По плану |
Социальный педагог Заместитель директора по ВР |
13. |
Родительское собрание «Правовой статус несовершеннолетних» |
В течение года По плану |
Социальный педагог Заместитель директора по ВР |
14. |
Обновление стенда «Права участников образовательного процесса» |
В течение года По плану |
Социальный педагог |
15 |
Беседа «Право на жизнь, на имя, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства» (Конституция, Конвенция ООН о правах ребёнка) |
Февраль |
Классные руководители 1- 11 классов |
16. |
Встречи с представителями милиции. Беседы на тему «Административная ответственность н/с…» |
Май |
Социальный педагог |
2. «Скажи «нет»!»
Цель: организация воспитательных мероприятий по профилактике вредных привычек, формированию навыков здорового образа жизни, участие в городских, областных, Всероссийских акциях и конкурсах.
Планирование мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Составление планирования |
Июнь |
Заместитель директора по ВР |
2. |
Контроль за реализацией плана |
По плану контроля |
Заместитель директора по ВР |
3. |
Осуществление взаимодействия с учреждениями культуры и спорта |
По плану |
Заместитель директора по ВР |
4. |
Организация общешкольных родительских собраний |
По плану |
Заместитель директора по ВР |
5. |
Организация воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы |
По плану воспитательных мероприятий |
Заместитель директора по ВР |
3. «Зона особого внимания»
Цель: предупреждение правонарушений, преступлений, выявление и включение в зону особого внимания детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации (часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями).
Планирование мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса В течение года Педагог-психолог, социальный педагог |
В течение года |
Социальный педагог |
2. |
Создание программы воспитания и индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания |
В течение года |
Социальный педагог, классный руководитель |
3. |
Индивидуальные консультации для родителей |
По запросу родителей |
Классные руководители |
4. |
Беседы по правовому воспитанию |
По плану |
Классные руководители, социальный педагог |
5. |
Организация встреч со специалистами |
По плану |
Социальный педагог Заместитель директора по ВР |
6. |
Организация летней занятости и отдыха |
Апрель-июнь |
Классные руководители, социальный педагог |
4. Социальная служба
Цель: оказание социально-психологической помощи.
Планирование мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Проведение курса занятий «По формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушитель-ного поведения несовершеннолетних» в группах 1-4 класс, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы. |
В течение года |
Социальный педагог Заместитель директора по ВР |
5. Мониторинг и диагностика результатов
Цель: организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.
Планирование мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ответственный |
1. |
Мониторинг уровня воспитанности 4, 9, 11 классов В течение года Педагог-психолог, социальный педагог |
Ноябрь |
Заместитель директора по ВР |
2. |
Мониторинг удовлетворённости качеством общего образования |
Ноябрь-декабрь |
Заместитель директора по ВР |
3. |
Диагностика уровня Сентябрь-октябрь Педагог-психолог тревожности и адаптации 1, 5 классов
|
Сентябрь-октябрь |
Классные руководители |
4. |
Мониторинг состояния преступлений и правонарушений |
Сентябрь Декабрь Май |
Социальный педагог |
6. Индивидуально-профилактическая работа
Цель: выявление и устранение причин, способствующих правонарушению и преступлению.
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ответственный |
1. |
Составление индивидуальных программ воспитания |
По мере необходимости |
Социальный педагог совместно с классными руководителями |
2. |
Организация внеурочной занятости учащихся, состоящих на внутришкольном контроле |
В течение года |
Классный руководитель |
3. |
Составление индивидуальной работы с социально опасной, неблагополучной семьёй |
По мере необходимости |
Социальный педагог совместно с классными руководителями |
Список литературы
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1995.
2. Здоровье и адаптация /под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 2004.
3. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: Методическое пособие. Часть 1/под научной редакцией Э.М. Казина, Н.А. Заруба; ред. коллегия: О.А. Никифорова, А.И. Федоров, Т.А. Фральцова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - 147с.
4. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-педагогические и психолого-педагогические основы мониторинга) [Текст]: научно-методическое пособие./Под научной ред. Э.М. Казина. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2004. - 169с.
5. Методы наркопрофилактической работы: теория и практика /Под.ред. Е.В. Белоноговой. - Кемерово, 2005.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 272с.
7. Образование и здоровье. Проблемы, региональный опыт, перспективы [Текст]: коллективная монография /Авт.-сост.: И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин; под научн. ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2005. - 185с.
8. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие/Т. А. Фральцова, Г. А. Вертохвостова. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2003. - 94с.
9. Касаткина Н.Э. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: учебно-методическое пособие, часть 1/ Н.Э. Касаткина – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 152 с.
10. Хвалевко Н.Г. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: учебно-методическое пособие, часть 2 / Н.Г. Хвалевко. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 136 с.
11. Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка: учебное пособие / Н.А. Маньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 205 с.
12. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Союз», 2002.
13. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003.
14. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
15. Лебедев О.Е, Золотухина В.И., Кошкина И.С., Вершловский С.Г., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю., Неупокоева Н.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад. - М.: Интеллект-центр, 2003.