Программа по воспитанию правовой культуры «Я и Закон»

4
0
Материал опубликован 17 February 2017 в группе


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»


 


 

ПРОГРАММА

ПО ВОСПИТАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

«Я И ЗАКОН»

НА 2017-2019 ГГ.

 

Автор: Борщева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ханты – Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»


 


 


 


 

с. Елизарово

2017


 

Паспорт Программы

1.

Полное название программы

Программа

по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников

«Я и Закон»

2.

Статус программы

Школьная программа

3.

Автор - составитель

Борщева Наталья Александровна

4.

Срок реализации

2017-2019

5.

Цель программы

Совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних.

6.

Задачи программы

1. Создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно – ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики;

2. Обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

3. Развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому;

4. Создавать условия для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении;

5. Повысить духовно-нравственный уровень учащихся;

6. Формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина;

7. Выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;

формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью;

7.

Основные направления реализации программы

1.«Школа – правовое пространство»

2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

3. «Скажи «нет»!»

4. Социальная служба

5. Духовно-нравственное направление

6. «Зона особого внимания»

7. Мониторинг и диагностика результатов

8. Индивидуально-профилактическая работа

8.

Краткое содержание программы

Содержание Программы ориентировано на личность ребёнка, на развитие его природных задатков, на создание в школе обстановки социальной защищённости, на формирование законопослушного гражданина.

Программа составлена на основе анализа наиболее эффективных форм и методов работы по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и профилактике вредных привычек.

9.

Ожидаемые результаты

1. Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Повышение уровня воспитанности учащихся.

3. Наличие методического сопровождения.

4. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

10.

Участники Программы

Администрация школы

Социальный педагог

Родители учащихся

Классные руководители

Учителя – предметники

Учащиеся школы с 1 по 11 класс

11.

Партнерские отношения

Сельский Дом культуры

ФАП

Сельская библиотека

12.

Организация контроля за выполнением Программы

Реализация Программы рассчитана на 2 года.

Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы

I.    Основные положения Программы

1.1. Пояснительная записка

      Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

  учащихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения учащихся необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

    Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения  в настоящее время в стране достаточно актуальна.

    В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения,  как учащихся, так и их родителей.

   

   Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод, так как гражданское общество начинается

с воспитания законопослушного гражданина.

В связи с этим, Программа представляет собой комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания.

 

Целью Программы является:

совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно - ориентированное воспитание.

развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому;

повысить духовно-нравственный уровень учащихся;

формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина;

выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;

формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью;

Данная Программа предусматривает реализацию следующих направлений:

1.Школа – правовое пространство»

2. «Скажи «нет»!»

3. Социальная служба

4. «Зона особого внимания»

5. Мониторинг и диагностика результатов

6. Индивидуально-профилактическая работа

Программа основана на принципах:

- законности и демократизма;

- гуманного обращения с несовершеннолетними;

- поддержки семьи и взаимодействия с ней;

- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

- толерантности;

- системности и цикличности.

Участники Программы:

Администрация школы

Социальный педагог

Родители учащихся

Классные руководители

Учителя – предметники

Учащиеся школы

Сроки и этапы реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года, с 2017 по 2019 год.

Возможна корректировка планирования.

Организационные периоды реализации Программы:

1 этап – 2017/2018 уч.г.

2 этап – 2018 /2019 уч.г.

Организационные условия реализации программы:

информационно-методическое обеспечение программы;

своевременное выявление и пресечение случаев вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;

своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности.

Механизм реализации программы

Содержание деятельности программы строится на основе трёх модулей:

1. организационно – деятельностный модуль (организация воспитательных мероприятий);

2. информационно-обучающий (семинары, МО);

3. модуль взаимодействия (с учреждениями профилактики).

Ожидаемые результаты программы

Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.

Повышение уровня воспитанности учащихся.

Наличие методического сопровождения.

Комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов.

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Наличие условий для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.

Новизна

1. На уровне совершенствования методов и форм воспитательного воздействия.

2. Системность в планировании и в отслеживании результатов воспитательной деятельности.

II. Направления Программы

1.«Школа – правовое пространство». Это направление по правовой пропаганде учащихся, направлено на формирование законопослушного гражданина.

 

2. «Скажи «нет»!» - организация воспитательных мероприятий по профилактике вредных привычек, формированию навыков здорового образа жизни, участие в районных, Всероссийских акциях и конкурсах.

3. Социальная служба включает в себя оказание социально –психологической и материальной помощи семье и ребёнку;

обеспечение педагогически - социальной поддержки обучающемуся;

раннюю профилактику семейного неблагополучия;

организацию льготного питания;

работу в Совете профилактики;

проведение профилактических бесед;

проведение консультаций;

участие в рейдах;

организацию тренингов, игр и других мероприятий;

проведение мониторинга, диагностики,

организацию летнего отдыха детей;

работа с учащимися, систематически пропускающими занятия;

ведение документации на учащихся, состоящих на учёте, на внутришкольном контроле.

 

4.«Зона особого внимания» - это работа по предупреждению правонарушений.

Это:

выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;

проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса;

создание программы воспитания и индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания, с учетом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.

5.Мониторинг и диагностика результатов. Основной целью является организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.

 

6. Индивидуально-профилактическая работа проводится в отношении:

1. безнадзорных, беспризорных, занимающихся бродяжничеством;

2. оставшихся без попечения родителей;

3. употребляющих наркотические средства, алкоголь;

4. совершивших правонарушение, преступление;

5. родителей или иных законных представителей н/л, если те не исполняют родительские обязанности по воспитанию, обучению и содержанию.

III. Содержание Программы

1. «Школа – правовое пространство».

Цель: осуществление мер по реализации планирования, направленного на правовое просвещение учащихся, на формирование законопослушного поведения.

Планирование мероприятий


 

п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1.

Оформление стенда «Права участников образовательного процесса»

Оформление документации (папки).

сентябрь

Социальный педагог

2.

Выставка книг

«Твои права и обязанности»»

сентябрь

Заведующая школьной библиотекой

3.

Беседа «Право на жизнь, на имя, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства» (Конституция, Конвенция ООН о правах ребёнка)

Октябрь

Классные руководители 1- 11 классов

4.

Игра «Мы выбираем жизнь!»

Октябрь

Социальный педагог

5.

Тематические классные часы по правовому просвещению

Октябрь

Классные руководители 1- 11 классов

6.

Беседа «Я и Закон»

ноябрь

Заместитель директора по ВР

7

Праздник народного единства

ноябрь

Классные руководители, педагог - организатор

8.

Всемирный День прав ребёнка

ноябрь

Классные руководители 1- 11 классов

9.

Беседа «Правила школьной жизни»

декабрь

Социальный педагог

10.

День толерантности

декабрь

Классные руководители 1- 11 классов

11.

Социологическое исследование на предмет соблюдения прав ребёнка в школе.

январь

Социальный педагог

12.

Родительское собрание «Права и обязанности родителей»

В течение года

По плану

Социальный педагог

Заместитель директора по ВР

13.

Родительское собрание

«Правовой статус несовершеннолетних»

В течение года

По плану

Социальный педагог

Заместитель директора по ВР

14.

Обновление стенда «Права участников образовательного процесса»

В течение года

По плану

Социальный педагог

15

Беседа «Право на жизнь, на имя, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства» (Конституция, Конвенция ООН о правах ребёнка)

Февраль

Классные руководители 1- 11 классов

16.

Встречи с представителями милиции. Беседы на тему «Административная ответственность н/с…»

Май

Социальный педагог

2. «Скажи «нет»!»

Цель: организация воспитательных мероприятий по профилактике вредных привычек, формированию навыков здорового образа жизни, участие в городских, областных, Всероссийских акциях и конкурсах.


 

Планирование мероприятий

п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1

Составление планирования

Июнь

Заместитель директора по ВР

2.

Контроль за реализацией плана

По плану контроля

Заместитель директора по ВР

3.

Осуществление взаимодействия с учреждениями культуры и спорта

По плану

Заместитель директора по ВР

4.

Организация общешкольных родительских собраний

По плану

Заместитель директора по ВР

5.

Организация воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы

По плану воспитательных мероприятий

Заместитель директора по ВР

3. «Зона особого внимания»

Цель: предупреждение правонарушений, преступлений, выявление и включение в зону особого внимания детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации (часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями).

Планирование мероприятий

п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1

Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса В течение года Педагог-психолог, социальный педагог

В течение года

Социальный педагог

2.

Создание программы воспитания и индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель

3.

Индивидуальные консультации для родителей

По запросу родителей

Классные руководители

4.

Беседы по правовому воспитанию

По плану

Классные руководители, социальный педагог

5.

Организация встреч со специалистами

По плану

Социальный педагог Заместитель директора по ВР

6.

Организация летней

занятости и отдыха

Апрель-июнь

Классные руководители, социальный педагог

4. Социальная служба

Цель: оказание социально-психологической помощи.

 

Планирование мероприятий

п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1

Проведение курса занятий

«По формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушитель-ного поведения несовершеннолетних» в группах 1-4 класс, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы.

В течение года

Социальный педагог

Заместитель директора по ВР

5. Мониторинг и диагностика результатов

Цель: организация и проведение мониторинга, диагностики среди участников образовательного процесса.


 

Планирование мероприятий

п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1.

Мониторинг уровня воспитанности 4, 9, 11 классов

В течение года Педагог-психолог, социальный педагог

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

2.

Мониторинг удовлетворённости качеством общего образования

Ноябрь-декабрь

Заместитель директора по ВР

3.

Диагностика уровня Сентябрь-октябрь Педагог-психолог

тревожности и адаптации 1, 5 классов

 

Сентябрь-октябрь

Классные руководители

4.

Мониторинг состояния преступлений и правонарушений

Сентябрь

Декабрь

Май

Социальный педагог

6. Индивидуально-профилактическая работа

Цель: выявление и устранение причин, способствующих правонарушению и преступлению.

п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1.

Составление индивидуальных программ воспитания

По мере необходимости

Социальный педагог совместно с классными руководителями

2.

Организация внеурочной занятости учащихся, состоящих на внутришкольном контроле

В течение года

Классный руководитель

3.

Составление индивидуальной работы с социально опасной, неблагополучной семьёй

По мере необходимости

Социальный педагог совместно с классными руководителями


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1995.

2. Здоровье и адаптация /под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 2004.

3. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: Методическое пособие. Часть 1/под научной редакцией Э.М. Казина, Н.А. Заруба; ред. коллегия: О.А. Никифорова, А.И. Федоров, Т.А. Фральцова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - 147с.

4. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-педагогические и психолого-педагогические основы мониторинга) [Текст]: научно-методическое пособие./Под научной ред. Э.М. Казина. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2004. - 169с.

5. Методы наркопрофилактической работы: теория и практика /Под.ред. Е.В. Белоноговой. - Кемерово, 2005.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 272с.

7. Образование и здоровье. Проблемы, региональный опыт, перспективы [Текст]: коллективная монография /Авт.-сост.: И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин; под научн. ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2005. - 185с.

8. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие/Т. А. Фральцова, Г. А. Вертохвостова. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2003. - 94с.

9. Касаткина Н.Э. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: учебно-методическое пособие, часть 1/ Н.Э. Касаткина – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 152 с.

10. Хвалевко Н.Г. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения: учебно-методическое пособие, часть 2 / Н.Г. Хвалевко. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 136 с.

11. Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка: учебное пособие / Н.А. Маньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 205 с.

12. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Союз», 2002.

13. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003.

14. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

15. Лебедев О.Е, Золотухина В.И., Кошкина И.С., Вершловский С.Г., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю., Неупокоева Н.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад. - М.: Интеллект-центр, 2003.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.