Программа экологического воспитания школьников «Ты, я и экология»
Приложение к «Программе развития
Филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Токарёвская СОШ №2 в д. Чичерино на период с 2016 по 2018 годы».
Программа экологического воспитания школьников
«Ты, я и экология»
Составитель: Баченина Т. В.
учитель географии
2016 год
«Все великое начинается с малого»
Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:
непосредственное познание природы;
школьное экологическое воспитание и образование;
средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Цели программы:
Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, активной роли и места человека в биосфере как социального существа;
Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике полученные знания;
формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности Отечеству.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.
В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.
\
Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
предметная – на уроках экологии;
межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
классные и библиотечные часы;
исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
экологические праздники и мероприятия;
лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:
компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Сроки реализации –2 года (период с 2016 по 2018 годы.).
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей два этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV) классы, основной (V-IX классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Мероприятия по реализации программы:
Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственный |
Укрепление материально-технической базы школы |
|||
1 |
Обустройство территории школы |
Администрация школы, учитель биологии |
|
2 |
Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними |
Ежегодно |
Учителя |
3 |
Работа на пришкольном участке |
Ежегодно |
Зав.участком |
4 |
Проведение агротехнических мероприятий в парке, на пришкольном участке, |
Учителя естествознания |
|
6 |
Участие в экологических и социальных конкурсах |
Ежегодно |
Учителя естествознания |
Укрепление учебно-методической и законодательной базы |
|||
1 |
Приобретение учебников экологии для непрерывного этапа образования |
Ежегодно |
Администрация школы, библиотекарь |
2 |
Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке |
Ежегодно |
библиотекарь |
3 |
Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки |
Ежегодно |
Учителя-предметники, библиотекарь |
4 |
Выставление методических находок по экологии на школьный сайт |
Ежегодно |
Учителя естествознания, нач/класслв |
Мероприятия в рамках учебного процесса |
|||
1 |
Непрерывное экологическое образование в 1-9 классах |
Весь период |
Зам. директора по УВР |
2 |
Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
4 |
Участие в районной экологической конференции школьников |
Ежегодно |
Учителя-предметники |
5 |
Лекторий «Правила поведения в природе» |
Ежегодно |
Учитель биолог, нач/классов |
6 |
Проведение для учащихся начальной школы мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов», «Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье» |
Ежегодно |
Учителя начальных классов |
7 |
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). |
Ежегодно |
Учителя начальных классов |
8 |
День отказа от курения: «Вред курения» |
Ежегодно |
Учителя-предметники, учитель биологии |
9 |
День борьбы со СПИДом: Мы живем в мире, где есть СПИД. |
Ежегодно |
Учителя-предметники, учитель биологии |
10 |
День борьбы с наркоманией |
Ежегодно |
Учителя-предметники, учитель биологии |
14 |
Сочинение « Природа родного края» (1-11 классы) |
Ежегодно |
Уч. начальных классов, учителя литературы |
15 |
Экологические уроки: «Я знаю родной край» (урок – игра 1-5 кл.) «Красная книга» - 6 кл. «Охрана животных» - 7 кл. «Человек и окружающая среда» 2- 8 кл. «Экология жилища» (урок-исследование 9 кл.) . |
Ежегодно |
Учителя экологии, биологии, уч. начальных классов |
Внеклассные мероприятия |
|||
1 |
Осенний карнавал «Золотая осень » |
Ежегодно |
Учителя нач. классов |
2 |
Выставка творческих работ и сочинений на тему «Подарки щедрой осени» |
Ежегодно |
Кл. руководители, учителя литературы |
3 |
Выпуск экологических сказок |
Апрель |
Кл. руководители, учителя литературы |
4 |
Оформление фотовыставки «Природа Родины моей» |
Апрель |
Учитель ИЗО |
5 |
Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат |
Ежегодно |
Зам.директора по ВР |
Выпуск буклетов по ЗОЖ |
Февраль |
Учитель ОБЖ |
|
6 |
Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации |
Ежегодно |
Зам.директора по ВР |
7 |
Акции: 1 апреля – День птиц (КВН - «Птичьи разговоры»; постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц - «Птичья столовая») 7 апреля – День здоровья, 22 апреля – День Земли (Линейка, посвященная Дню Земли, «Кедр» -сибирская красавица) 4 октября – День защиты животных, 20 ноября – Международный день отказа от курения, 1 декабря – день борьбы со СПИДом; 22 марта – Всемирный день воды (конференция «Вода – удивительное вещество!») |
Ежегодно |
Учитель экологии, зам.директора по ВР |
8 |
Дни здоровья. |
1 раз в четверть |
Учителя физкультуры |
9 |
Организация дежурства в классе и в школе. |
Еженедельно |
Кл. руководители |
11 |
Спортивные секции: футбол, волейбол, коньки. |
Постоянно |
Учитель физкультуры |
12 |
Лекторий «Загрязнение воздуха в помещениях» |
Ежегодно |
Кл. руководители |
13 |
Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор» |
Ежегодно |
Администрация школы, учителя |
14 |
Проведение предметных недель по экологии |
Ежегодно |
учитель экологии |
15 |
Конкурс чтецов к празднику «Золотая осень» |
Октябрь |
Учителя литературы, кл. руководители |
16 |
Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету» |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР |
17 |
Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво» |
Ежегодно |
Учитель экологии, географии, технологии |
18 |
Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета» |
Ежегодно |
Учителя технологии |
Научно-методическая работа |
|||
1 |
Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей) |
Ежегодно |
Зам.директора |
2 |
Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. |
Ежегодно |
Зам. директора по |
3 |
Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников» |
По мере необходимости |
Зам. директора |
4 |
Участие в работе районного методического объединения учителей экологии. |
Постоянно |
учитель экологии |
5 |
Участие в районных и областных методических семинарах по проблемам экологического воспитания. |
По мере необходимости |
Зам. директора по ВР, учитель экологии |
6 |
Работа творческой группы по реализации программы |
Постоянно |
Члены творческой группы |
7 |
Руководство НОУ |
Постоянно |
Учитель географии |
Работа с родителями |
|||
1 |
Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». |
Ежегодно |
Зам. директора, учитель экологии, кл. руководители |
2 |
Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» |
Ежегодно |
Зам. директора, учитель экологии, кл. руководители |
3 |
Экологические акции: «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе». |
Ежегодно |
Зам. директора, учитель экологии, кл. руководители |
Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке.
Превращение школы в сельский центр экологического просвещения и воспитания.