Программа дополнительного образования "Плетение из бумажной лозы"
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Плетение из бумажной лозы» возраст обучающихся 12-17 лет срок реализации – 1 год | ||
составитель: | Пермякова Марина Вячеславовна, педагог дополнительного образования | |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.3. Содержание общеразвивающей программы 5
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 8
2.1. Календарный учебный график 8
2.2 Условия реализации программы 8
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 9
4.1 Список литературы для обучающихся и родителей 16
Направленность программы: художественная.
Уровень программы – стартовый.
Актуальность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Плетение из бумажной лозы» (далее – ДООП) разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года");
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи от 01.11.2021 № 934-д»;
-Приказ Управления образования от 30.06.2022 г. №232/1 «Концептуальные подходы к развитию профессионального самоопределения и профориентации детей и молодежи Новоуральского городского округа»;
- Постановление администрации Новоуральского ГО от05.03.2019 г. № 385/а «Устав МАУ ДО «СЮТ»;
- Приказ МАУ ДО «СЮТ» от 18.08.2023 № 142 к «Положение «О порядке деятельности по разработке, реализации, обновлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО «СЮТ».
Актуальность ручной работы во всем мире растет пропорционально росту новых технологий, изобретению все более совершенных материалов. Сегодня, в век информационных технологий, тем больше ценится изделие, чем меньше оно походит на вышедшего с конвейера клона штампованных предметов. Кроме того ручной труд способствует развитию воображения, творчества, волевых качеств – сосредоточенности, упорства в достижении цели, а также эстетических чувств.
Художественный ручной труд несет в себе богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие индивидуальности, расширение кругозора.
Содержание программы построено таким образом, что позволяет избежать монотонности в обучении благодаря овладению разнообразными приемами работы с бумагой и использованию дополнительных материалов для оформления продукта труда, прослеживается интеграция традиционных и инновационных форм, методов и приемов обучения декоративно-прикладному искусству. В основе программы – практико-ориентированный характер обучения в процессе овладения техникой плетения из бумажной лозы.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа позволяет решить проблему занятости свободного времени подростков, доступность материала и необычность пробуждает у детей интерес к необычному виду декоративно-прикладного творчества. В ходе работы создается и поддерживается атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и ориентации на успех, а в качестве основного результата – создание оригинального изделия, которое может стать приятным подарком себе или близким.
Адресат программы – обучающиеся 12 - 17 лет, желающие освоить навыки плетения из бумажной лозы. Требований к наличию начального опыта плетения из бумажной лозы нет.
Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Дети все меньше общаются со взрослыми и все больше со сверстниками. Общение со сверстниками носит информационный характер. В общении с взрослыми подросток ждет сотрудничества, где бы он чувствовал себя на равных с ними. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от значимых для него людей. У ребёнка возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Он хочет понять свой внутренний мир, какой он есть на самом деле и каким хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Данный вид творчества помогает ребенку познать себя, сравнить себя со сверстниками, найти точки соприкосновения, совместного развития, поскольку возможна коллективная работа.
Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, – до 10 человек. Программа не предполагает конкурсного отбора.
Объём программы: 72 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Форма обучения. Очная. В период карантинов обучение возможно с применением дистанционных технологий, с использованием электронных образовательных ресурсов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 акад. час – 45 мин.).
Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации программы представлена традиционной моделью, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания программы. Основной материал для изготовления изделий – бумага. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть отводится практическим занятиям, которые включают в себя скручивание бумажных трубочек, освоение различных приемов и видов плетения, изготовление изделий из бумажных трубочек. В зависимости от особенностей развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями. Программа соотносится к базовому уровню.
Формы организации образовательного процесса.
В процессе занятий используются следующие формы проведения занятий: лекция, беседа, практическое упражнение, самостоятельная работа, контрольные мероприятия.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: типовое занятие, практическое занятия, самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия.
Перечень форм подведения итогов реализации ДООП: выставка.
Цель программы: приобщение обучающихся к творчеству посредством освоения техники художественного плетения из бумажной лозы.
Задачи программы:
обучающие:
- научить приемам работы с инструментами и бумажной лозой;
- научить приемам изготовления изделий;
развивающие:
- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать инициативу обучающихся при освоении навыков работы с бумажной лозой;
воспитательные:
- воспитывать культуру сотворчества;
- воспитывать уважительное отношение к продуктам своего труда, сверстников, мастеров.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Содержание программы представлено в учебном плане в таблице 1.1
Таблица 1.1 Учебно- тематический план
№ пп | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Социокультурный блок | 4 | 2 | 2 | |
2. | Основные правила работы с бумагой | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
3. | Покраска бумажной лозы: виды, способы. | 3 | 1 | 2 | |
4. | Виды плетения из бумаги | 3 | 1 | 2 | |
5. | Освоение техники плетения с одной трубочкой. Техника «плетёнка». | 3 | 1 | 2 | |
6. | Украшаем дом | 7 | 2 | 5 | Практическое задание |
7. | Праздничное рукоделие, плоские изделия с декоративным оформлением | 19 | 3 | 16 | |
8. | Различные техники плетения | 3 | 1 | 2 | |
9. | Освоение техники двумя трубочками. Плетение изделий. | 22 | 2 | 20 | |
10. | Творческий день | 4 | 1 | 3 | Практическое задание |
11. | «Любимое дело» | 2 | 1 | 1 | Выставка |
Итого: | 0 | 16 | 56 | |
Тема 1. Социокультурный блок (4 часа).
Теория: ознакомление с целями, задачами и содержанием программы обучения.
Практика: вводный инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Основные правила работы с бумагой (2 часа).
Теория: ознакомление с техникой плетения. Презентация «Плетение из бумажной лозы».
Практика: освоение процесса изготовления бумажных трубочек.
Форма контроля: наблюдение
Тема 3. Покраска бумажной лозы: виды, способы (3 часа).
Теория: покраска газетных трубочек: виды способы.
Практика: покраска газетных трубочек.
Тема 4. Виды плетения из бумаги (3 часа).
Теория: знакомство с техникой веревочного, ситцевого и спирального плетения.
Практика: овладение техниками.
Форма контроля: практическое упражнение.
Тема 5. Освоение техники плетения с одной трубочкой. Техника «плетёнка» (5 часа).
Теория: умение пользоваться схемой, плетение по образцу.
Практика: освоение техники «плетёнка». В данной технике изготовление подставки для посуды и панно.
Тема 6. Украшаем дом (7 часов).
Теория: умение пользоваться схемой, плетение по образцу.
Практика: изготовление елочных и новогодних украшений.
Тема 7. Праздничное рукоделие, плоские изделия с декоративным оформлением (19 часов).
Теория: техника плетения плоских изделий.
Практика: изготовление плоских изделий: тарелка, подставка, и т.д. Плетение декоративных элементов.
Тема 8. Различные техники плетения (3 часа).
Теория: техника плетения «круг», «косичка», «верёвка», «простое послойное плетение».
Практика: овладение приемами техник плетения.
Тема 9. Освоение техники двумя трубочками. Плетение изделий (22 часа).
Теория: основной прием плетения.
Практика: овладение техникой. Изготовление изделий.
Тема 10. Творческий день (4 часа).
Теория: правила подготовки изделий к конкурсам и выставкам.
Практика: обсуждение вариантов оформления выставки. Оформление выставочных экспозиций под руководством педагога. Оформление выполненного изделия из бумажной лозы для выставки.
Тема 11. «Любимое дело» (2 часа).
Теория: презентация результатов работы. Анализ собственных достижений.
Практика: оформление выставки работ.
Форма контроля: выставка.
Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты при реализации программы.
Планируемые предметные результаты:
по окончании обучения обучающиеся овладеют знаниями об истории и развитии художественного плетения, об основах работы с бумажной лозой и этапами работы, о технических приемах плетения;
умениями:
- правильно обращаться с инструментами в соответствии с правилами ТБ;
- выполнять покраску и оформление готового изделия;
- самостоятельно выполнять простейшие изделия по заданному алгоритму;
- определять и исправлять дефекты изделий;
- выполнять декор изделий, основные виды плетения различными способами (простое, послойное, веревочка в два, три прута, плетение загибки, плетение косички и др.);
- выполнять сборку и оформление готового изделия.
Планируемые метапредметные результаты:
- развит познавательный интерес к техникам и приемам плетения из бумажной лозы;
- развита инициатива обучающихся при освоении навыков творческой работы с бумажной лозой.
Планируемые личностные результаты:
- воспитана культура сотворчества;
- наблюдается уважительное отношение к продуктам своего труда, сверстников, мастеров.
Календарно-учебный график представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Календарный учебный график
Год обучения | Количество учебных недель | Кол-во учебных часов | Продолжительность каникул, недель | Сроки проведения аттестации | Режим занятий |
1 год | 36 | 72 | 2 | 17, 35неделя | 1 занятие по 2 часа в неделю |
Материально-технические условия направлены на обеспечение возможности достижения обучающимися личностно-значимых результатов в образовательной деятельности при реализации программы и соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований. Помещение для проведения занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В кабинете должны находиться парты и стулья в количестве, необходимом для размещения обучающихся. Обязательно наличие раковины.
Для реализации программы необходимы:
Оборудование: столы, стулья, компьютер с доступом к сети Internet. Для реализации программы «Плетение из бумажной лозы» используется учебный кабинет № 116 МАУ ДО «СЮТ».
Инструменты: ножницы, канцелярский нож, линейка, карандаш простой, ластик, спицы, прищепки.
Материалы: клей ПВА, бумага, морилка водная, колеры, лак акриловый, картон, скотч малярный, салфетки влажные или бумажные.
Кадровые условия: программа реализуется педагогом дополнительного образования с высшим или средним профессиональным образованием, без требования к квалификационной категории. Педагог должен обладать знаниями и умениями по данному направлению, знать возрастную психологию и педагогику.
Методические материалы. Представленная система обучения строится на основе принципов современной дидактики: последовательности, доступности излагаемого материала и приобретаемых умений, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, использования наглядности в обучении. Важное место при планировании занятий отводится выбору методов обучения. Их можно условно разделить по видам деятельности педагога: объяснительно-иллюстративный, практический; по видам деятельности обучающегося: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный, проблемно-творческий.
В процессе занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Положительная оценка работы является для детей важным стимулом для дальнейшего обучения. Создание условий для формирования эстетической оценки работ товарищей и самооценки в ходе анализа выполненных изделий позволяет сделать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной, информационно-насыщенной.
Итоговое занятие «Любимое дело» направлено на обобщение знаний обучающихся в форме выставки, на которой ребята оценивают поделки своих друзей, анализируют свою деятельность. В дальнейшем педагог составляет отчет с фотографиями работ обучающихся.
Методы обучения: объяснительно- иллюстрационные (беседы); репродуктивные (практические работы); игровые (освоение и проверка знаний, умений в процессе дидактической игры); частично-поисковые (добыча знаний самими обучающимися через поставленные вопросы); проблемные (задача ставится педагогом). Методы воспитания: убеждение, стимулирование, мотивация, создание ситуаций.
В программе используется промежуточная форма аттестации, следующие виды контроля: вводный, текущий, промежуточный (рубежный); итоговый, проводимый после завершения всей программы. Контроль может проводиться в следующих формах: собеседование, опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности, выставки.
Вводный контроль проводится для выявления уровня знаний, личностных качеств, обучающихся при записи в объединение или начальном этапе формирования коллектива. Текущей формой контроля можно считать активность детей при проведении бесед, педагогического наблюдения в ходе выполнения практического задания, проведения опроса теоретического характера. Итоговый контроль проводится после изучения содержания программы в форме выставки.
Результаты контроля выражены в уровнях обученности по баллам: I уровень – 1- 3 балла; II уровень – 4 -7 баллов; III уровень – 8-10 баллов.
Формы фиксации результата: папка достижений, журнал сопровождения деятельности педагога дополнительного образования по программе, оценочные листы. Матрица планируемых результатов представлена в таблице 2.2.
Оценочные материалы представлены в приложении
Таблица 2.2 Матрица планируемых результатов
Уровень | Вид результата | Формы и методы диагностики | Методы и педагогические технологии | Результаты |
Базовый уровень | Предметные результаты | Опрос, диагностическая беседа, наблюдение, конкурс, выставка, фестиваль. | Репродуктивный, поисково-исполнительный. Разноуровневая технология. | Знать особенности плетения, разновидность техник, материалы и инструменты. Создавать простейшие изделия. |
Метапредметные результаты | Анализ продуктов деятельности, педагогическое наблюдение. | Поисково-исполнительный. Разноуровневая технология. | Применять различные техники плетения через самостоятельный информационный поиск. | |
Личностные результаты | Диагностическая беседа, педагогическое наблюдение: активность на занятиях, участие в мероприятиях | | |
В ходе занятий используются как промежуточные, так и итоговые формы контроля: беседа, наблюдение, викторины, кроссворды. Методическое сопровождение представлено в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Методическое сопровождение
Планируемые результаты | Диагностический инструментарий (формы и методы диагностики) | Методическая копилка дифференцированных заданий |
Первый год обучения Владеет: - знаниями о/об: основах работы с бумажной лозой и последовательности этапов; правилах работы по созданию трубочек и их покраске, обработке лаком. - умениями: приобретение практических умений разного уровня по созданию изделий в различных техниках плетения; освоение алгоритма действий при выполнении заданий по профилю деятельности. | Опрос, наблюдение. Фиксация детских достижений и освоения детьми программы | Изготовление изделий: по сложности выполнения в техниках: плетение с одной трубочкой, плетение «ситцем»; смешанное плетение, плетение плоских изделий или с дополнительным объемом; плетение «веревочкой», «косой». |
-развит познавательный интерес к техникам и приемам плетения; - проявляет инициативу при освоении навыков творческой работы в технике плетения бумажной лозы. | Индивидуальные собеседования по пройденным темам или программе в целом. | |
- приобщен к культуре организации индивидуальной и коллективной деятельности; - смотивирована сопричастность к работам мастеров при освоении навыков плетения. | Собеседование | |
Цель первого года обучения: развитие познавательной активности детей через освоение ими приемов плетения из бумажной лозы.
Обучающие задачи:
- расширить представления о художественных приемах изготовление поделок из различных материалов;
- научить основным приемам плетения.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к техникам и приемам плетения;
- ориентировать на правильную организацию рабочего места с соблюдением правил техники безопасности;
- развивать аккуратность при выполнении поделки;
- прививать коммуникативные качества и умения.
Воспитательные задачи:
- приобщать к культуре организации индивидуальной и коллективной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к продуктам своего труда, других детей, мастеров.
Планируемые результаты первого года обучения представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1. Планируемые результаты
Года обучения | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Обучающемуся предоставляется возможность овладеть: | |||
Первый год обучения | представлениями о/об: истории и развитии художественного плетения, об основах работы с бумажной лозой и этапами работы, о технических приемах плетения; о технике покраски и оформления готового изделия; самостоятельно выполнять простейшие изделия по заданному алгоритму; - определять и исправлять дефекты изделий; - выполнять декор изделий, основные виды плетения различными способами (простое, послойное, веревочка в два, три прута, плетение загибки, плетение косички и др.); | - познавательным интересом к техникам и приемам плетения; - при освоении навыков творческой работы с бумажной лозой проявлять инициативу. | - воспитана культура сотворчества; - наблюдается уважительное отношение к продуктам своего труда, сверстников, мастеров. |
Формы контроля: стартовый - предметные пробы; промежуточный - наблюдение за выполнением практического задания; итоговый – выставка.
Календарно-тематическое планирование представлено в таблице 3.2.
Таблица 3.3. Учебно-тематическое планирование для группы 1.1.
№ | Дата | Учебная неделя | Название темы занятия | Объём часов | Форма контроля | Форма занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 05.09 | 2 | Социокультурный блок | 2 | Беседа | Беседа |
2 | 12.09 | 3 | Социокультурный блок | 2 | Беседа | Беседа |
3 | 19.09 | 4 | Освоение процесса изготовления газетных трубочек | 2 | Предметные пробы | Типовое занятие |
4 | 26.09 | 5 | Покраска газетных трубочек: виды способы. | 2 | Предметные пробы | Типовое занятие |
5 | 03.10 | 6 | «Цветная лоза» | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
6 | 10.10 | 7 | Освоение техники плетения с одной трубочкой. Техника «плетёнка» | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
7 | 17.10 | 8 | «Косое плетение». Подрезка концов, загибка | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Типовое занятие |
8 | 24.10 | 9 | Подставка под горячее: прямоугольная, круглая | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Типовое занятие |
9 | 31.10 | 10 | Виды загибок, простая конфетница | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
10 | 07.11 | 11 | Плетение круглого дна с одной трубочкой | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
11 | 14.11 | 12 | «Декоративный поднос» | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Типовое занятие |
12 | 21.11 | 13 | «Декоративный поднос» | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Типовое занятие |
13 | 28.11 | 14 | Плетение стенок | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Типовое занятие |
14 | 05.12 | 15 | Новогодняя сказка | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
15 | 12.12 | 16 | Новогодняя сказка | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Типовое занятие |
16 | 19.12 | 17 | Новогодняя сказка, украшение изделия | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия |
| 25.12 08.01. 2025 | Каникулы | ||||
| ||||||
17 | 09.01 | 18 | Освоение техники двумя трубочками. Плетение изделий. | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
18 | 16.01 | 19 | Виды плетения двумя трубочками. Плетение изделий. | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
19 | 23.01 | 20 | Плетение квадратного дна двумя трубочками | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия |
20 | 30.01 | 21 | Чудеса вокруг нас | 2 | Беседа | Учебная игра |
21 | 06.02 | 22 | Плетение шкатулки, украшение шкатулки | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
22 | 13.02 | 23 | Плетение шкатулки | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
23 | 20.02 | 24 | Плетение корзины | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия |
24 | 27.02 | 25 | Плетение ручек, виды плетения ручек | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
25 | 06.03 | 26 | Корневое плетение | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
26 | 13.03 | 27 | Подставка корневым плетением | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
27 | 20.03 | 28 | Узоры при плетении | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Типовое занятие |
28 | 27.03 | 29 | Плетение ситцем в 3, 4 трубочки | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
29 | 03.04 | 30 | Чередование трубочек разных цветов | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Практическое занятие |
30 | 10.04 | 31 | Карандашница | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия |
31 | 17.04 | 32 | Изделия с картонным дном | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия |
32 | 24.04 | 33 | Создание формы для плетения | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия |
33 | 01.05 | 34 | Праздничный день | | | |
34 | 08.05 | 34 | Плетение на свободную тему | 2 | Наблюдение за выполнением практического задания | Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия |
35 | 15.05 | 36 | Любимое дело | 2 | Выставка | Учебная игра |
36 | 22.05 | 37/резерв | Плетение на свободную тему | 2 | Беседа | Беседа |
Цель и особенности организуемого воспитательного процесса в творческом объединении «Плетение из бумажной лозы»
Цель воспитания в программе «Плетение из бумажной лозы» – способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.
Задачи воспитания:
- Способствовать развитию личности учащегося с позитивными взглядами на мир;
- Развивать систему отношений между членами коллектива через различные формы активной деятельности.
- Приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, национальным традициям и культуре.
Планируемые результаты реализации программы воспитания
Предполагается, что по окончании обучения по данной программе, обучающиеся будут:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Взаимодействие с группой учащихся детского объединения направлено на:
- расширение возможностей развития творческих, культурных и коммуникативных навыков у обучающихся через участие в коллективной деятельности;
- формирование осознанного отношения к работе, окружающей среде и обществу.
Воспитательное пространство включает в себя компоненты:
∙профессиональное творчество;
∙организация свободного времени;
∙массовые мероприятия.
Данное пространство формируется в ходе участия в мероприятиях различного уровня, в том числе организуемых ежегодно в МАУДО «СЮТ».
Работа с родителями или законными представителями обучающихся обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования:
- родительские собрания;
- участие родителей в работе детского объединения;
- демонстрация результата труда учащихся среди родителей.
В процессе занятий также возникает необходимость постоянно затрагивать разнообразные области воспитательной работы. Этические беседы-минутки и игровые упражнения также способствуют решению воспитательных задач.
На занятиях воспитанники не только достигают высоких результатов в плетении, но и учатся общению, учатся развивать в себе положительные черты и искоренять отрицательные, давать нравственную оценку своим поступкам, стремятся к достижению нравственного совершенства, т.е. работают над собой.
Работа в объединении представляет возможности для профессиональной ориентации воспитанников, где они получают не только первые навыки мастерства, но и первое представление об истинной красоте народного искусства, неутомительном труде и талантливости русского народа.
Досугово-развлекательные мероприятия, которые позволяют решить ряд задач, поставленных в рамках воспитательной работы, также являются неотъемлемой частью процесса воспитания.
В качестве досугово-развлекательных предусмотрены следующие мероприятия: тематические игры, конкурсы и соревнования, проведение мастер-классов.
Планируемые результаты воспитания
По завершении обучения, обучающиеся:
- стараются позитивно относиться к себе, вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- включаются в систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- получают навыки самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности.
- стремятся активно поддержать общечеловеческие нормы морали, национальные устоям и традиции.
Календарный план воспитательной работы представлен в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Календарный план воспитательной работы
Направление воспитательной работы | Сроки | ||||||||||||
Гражданско-правовое | Патриотическое | Нравственное | Моральное | Национальное | Семейно-родовое | Трудовое | Экологическое | Профориен-тационное | Развитие системы дополнительного образования | Художественно-эстетическое/ Физкультурно-оздоровительное | | | |
Месячник по ПДД «Помнить – значит не нарушать!» | | | Беседы: Незнайка и знайка» (о правилах поведения на занятии и перемене)/ для дошкольников | | | | | | Всероссийская акция, посвященная Дню знаний | | Сентябрь 2024 | | |
| | | | | День отца | | | | | | Октябрь 2024 | | |
| | | | | День матери | | | | | | Ноябрь 2024 | | |
Месячник по ПДД «Помнить – значит не нарушать!» | | | | | | | | | | Акция «Новогодние окна» | Декабрь, 2024 | | |
| | ||||||||||||
| | | | День заповедников и национальных парков России | Старый Новый год | | | | | | Январь, 2025 | | |
| Месячник мужества | | | | | | | | | | Февраль, 2025 | | |
| | | День кошек в России | | | | Акция «Умный взгляд на мусор» | | | | Март, 2025 | | |
Месячник по ПДД «Помнить – значит не нарушать!» | | | | | Пасхальный сувенир | | | В гостях у мастера | | Всероссийская акция, посвященная Дню космонавтики | Апрель, 2025 | | |
| | ||||||||||||
| Инициатива «Окна Победы» | | | | «Помним, чтим, храним» | | | | «Бюро юного техника» - Дни открытых дверей | | Май, 2025 | | |
«Ученическая конференция» -рейтинг лучших обучающихся | | ||||||||||||
| | | | | | | | | Всероссийская акция, посвященная Дню защиты детей | | Июнь, 2025 | | |
| | | | | | | | | «Ярмарка идей» - Дни открытых дверей | | Август, 2025 | |
Егорова И. В. Плетение из газет. / И.В. Егорова. - ООО компаний «Рипол классик», 2014. – 162 с.
Майорова П. В. Плетение из бумажной лозы». / П.В. Майрова. - Эксмо, 2019 г. – 144 с.
Сорокина Н.С. «Плетение из газетных трубочек» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/15460422160409292860 (Дата обращения: 21.06.2023)
Толмачева Н.А. Плетение из лозы. / Н.А. Толмачева. – «АСТ ПРЕСС», 2006 г. – 160 с.
Юрова Т. В. Экоидеи для дома - СПб.: Питер, 2021.- 64с
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/. (Дата обращения: 30.06.2023).
Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С. В. Астраханцева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 347 с.
Вонсович О.А. курс «Ателье проектов» / О.А. Вонсович, Ю.А. Попова // Сайт для учителей «Видеуроки в интернет». – Режим доступа : https://videouroki.net/razrabotki/kurs-atiel-ie-proiektov.html . (дата обращения: 20.03.2023).
Вонсович О.А. «Особенности обучения приемам декора на примере ДООП «Мастерская декора» / О.А. Вонсович, Ю.А. Попова // Международный центр проведения и разработки интерактивных мероприятий «Талант педагога». – Режим доступа : https://talant-pedagogu.ru/public/public-teacher1/publication/70765 . (дата обращения: 20.03.2023).
Караманский С.А. Плетеные изделия. / С.А. Караманский. – М.: Экология, 1992.
Лозоплетение. / сост. Л.С. Нимеровский. – М.: ЦБТЭИ Центросоюза, 1991.
Миринаускас К.К. Изготовление плетеных изделий. / К.К. Миринаускас. – М.: Россельхозиздат, 1986.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. – Москва: Просвещение, 1990. - 177 с.
Шабалина, Н.М. Промыслы и ремесла / Н.М. Шабалина. // Челябинская область: энциклопедия. — 2008. — Т. 5 — с. 402–406.Эрмитаж. – Л., «Искусство», 1984.
Приложение А. Оценочные материалы
Оценочные материалы по планируемым результатам представлены в таблицах А.1 – А.11.
Таблица А.1 Оценочный лист
Форма контроля: наблюдение за выполнением практической работы
№ пп | ФИ ребенка | Уровень обученности | ||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | ||
1 | | | | |
2 | | | | |
3… | | | | |
Таблица А.2 Градация результатов
№ пп | ФИ ребенка | Предметные результаты | Среднее значение | Уровень | |||||
Понятия | Материалы | Инструменты | Последовательность | ||||||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | |
3… | | | | | | | | | | | |
Таблица А.3 Показатели метапредметных результатов
№ пп | III уровень (8-10 баллов) | II уровень (4-7 баллов) | I уровень (0-3 баллов) | Наименование показателя |
1 | | | | |
Таблица А.4 Градация личностных результатов
№ пп | ФИ ребенка | Личностные результаты | Среднее значение | Уровень обученности | |||
1 | 2 | ||||||
1 | | | | | | ||
2 | | | | | | ||
3… | | | | | |
Таблица А.5 Показатели личностных результатов
№ пп | III уровень | II уровень | I уровень | Наименование показателя |
1 | Поддерживается самостоятельно. | Иногда поддерживает сам ребенок. | Навязан извне. | Проявляют интерес к созданию творческого продукта |
2 | Инициативен в общих делах. | Участвует при побуждении извне. | Избегает участия в общем деле. | Отношение к сотрудничеству |
Таблица А.6 Оценочный лист по определению уровня освоения предметных результатов.
Форма контроля: опрос.
№ пп | ФИ ребенка | Предметные результаты | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Среднее значение | Уровень обученности | ||
1 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | |
3… | | | | | | | | | | | | | |
Ребенку предлагается устный опросник из 8 вопросов. За правильный ответ ребенок получает наклейку (стоимость 2 балла). По окончанию опросника баллы суммируются. Пример приведен в таблице А.9.
Таблица А.9 Опросник по теме: «Плетение из бумажной лозы»
Какие виды рукоделия ты знаешь? | |
Какие предметы быта можно сплести? | |
Что нужно иметь, чтобы начать плести? | |
С чего начинается плетение? | |
Из каких материалов можно плести? | |
Какие виды плетения вы знаете | |
Какая бумага используется при плетении? | |
Какие материалы можно использовать при плетении? |
Таблица А.10 Образец итоговой форма контроля: выставка.
Определения уровня обученности обучающихся по форме контроля: выставка
Первый уровень присваивается обучающимся, которые испытывают значительные трудности в самостоятельном выборе поделки, постоянно ждут помощи от педагога, не имеют навыков самостоятельной организации выставки. С трудом используют основные понятия, с трудом проявляют инициативу при решении задания. (0-3 балла по предметным, метапредметным, личностным результатам).
Второй уровень присваивается обучающимся, которые стремятся проявить инициативу при решении творческого задания, но у них не всегда получается, так как не хватает навыков владения инструментами, усидчивости. Они не проявляют должного старания. Допускают небрежности в работе, стремятся к получению быстрого результата малыми средствами. Торопятся при выполнении заданий, допуская ошибки. У изделий не соблюдаются правила при плетении, нарушен раппорт, не все трубочки эластичные, при плетении незначительно видны стыки, сочетание цветов нарушено. Для оформления выставки своих работ требуется помощь со стороны. (4-7 баллов по предметным, метапредметным, личностным результатам).
Третий уровень присваивается обучающимся, которые вполне самостоятельно могут оформить выставку, лишь частично опираясь на помощь педагога. Стараются проявить инициативу, привнести свои идеи в работу. Доводят начатую работу до конца, не торопятся получить быстрый результат, работают на качество. Изделия ровные, трубочки практичные и эластичные, при плетении стыки незаметные, сочетание цветов оптимальное, имеют правильную обработку лаком. Свободно владеют всем набором инструментов, знают названия инструментов и деталей. На таких обучающихся педагог может вполне опереться во время выставки, поручив им помочь другим обучающимся. (8-10 баллов по предметным, метапредметным, личностным результатам)
Табл. А.11. Оценочный лист. Форма контроля: выставка, вид контроля итоговый
№ пп | ФИ обучающегося | Предметные результаты | Уровень обученности | Метапредметные результаты | Уровень обученности | Личностные результаты | Уровень обученности | |||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | |
Надежда Алексеевна Паршукова
Марина Пермякова