Программа дополнительного образования "Плетение из бумажной лозы"

0
2
Материал опубликован 16 December

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Плетение из бумажной лозы»

возраст обучающихся 12-17 лет

срок реализации – 1 год










составитель:

Пермякова Марина Вячеславовна,

педагог дополнительного образования








Новоуральск, 2024





ОГЛАВЛЕНИЕ





I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи. 5

1.3. Содержание общеразвивающей программы 5

1.4. Планируемые результаты 6

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 8

2.1. Календарный учебный график 8

2.2 Условия реализации программы 8

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 9

III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 11

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

4.1 Список литературы для обучающихся и родителей 16

4.2. Список литературы для педагогов 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 17


I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.

Уровень программы – стартовый.

Актуальность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Плетение из бумажной лозы» (далее – ДООП) разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года");

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи от 01.11.2021 № 934-д»;

-Приказ Управления образования от 30.06.2022 г. №232/1 «Концептуальные подходы к развитию профессионального самоопределения и профориентации детей и молодежи Новоуральского городского округа»;

- Постановление администрации Новоуральского ГО от05.03.2019 г. № 385/а «Устав МАУ ДО «СЮТ»;

- Приказ МАУ ДО «СЮТ» от 18.08.2023 № 142 к «Положение «О порядке деятельности по разработке, реализации, обновлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО «СЮТ».

Актуальность ручной работы во всем мире растет пропорционально росту новых технологий, изобретению все более совершенных материалов. Сегодня, в век информационных технологий, тем больше ценится изделие, чем меньше оно походит на вышедшего с конвейера клона штампованных предметов. Кроме того ручной труд способствует развитию воображения, творчества, волевых качеств – сосредоточенности, упорства в достижении цели, а также эстетических чувств.

Художественный ручной труд несет в себе богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие индивидуальности, расширение кругозора.

Содержание программы построено таким образом, что позволяет избежать монотонности в обучении благодаря овладению разнообразными приемами работы с бумагой и использованию дополнительных материалов для оформления продукта труда, прослеживается интеграция традиционных и инновационных форм, методов и приемов обучения декоративно-прикладному искусству. В основе программы – практико-ориентированный характер обучения в процессе овладения техникой плетения из бумажной лозы.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа позволяет решить проблему занятости свободного времени подростков, доступность материала и необычность пробуждает у детей интерес к необычному виду декоративно-прикладного творчества. В ходе работы создается и поддерживается атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и ориентации на успех, а в качестве основного результата – создание оригинального изделия, которое может стать приятным подарком себе или близким.

Адресат программы – обучающиеся 12 - 17 лет, желающие освоить навыки плетения из бумажной лозы. Требований к наличию начального опыта плетения из бумажной лозы нет.

Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Дети все меньше общаются со взрослыми и все больше со сверстниками. Общение со сверстниками носит информационный характер. В общении с взрослыми подросток ждет сотрудничества, где бы он чувствовал себя на равных с ними. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от значимых для него людей. У ребёнка возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Он хочет понять свой внутренний мир, какой он есть на самом деле и каким хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Данный вид творчества помогает ребенку познать себя, сравнить себя со сверстниками, найти точки соприкосновения, совместного развития, поскольку возможна коллективная работа.

Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, – до 10 человек. Программа не предполагает конкурсного отбора.

Объём программы: 72 часа.

Срок освоения программы: 1 год.

Форма обучения. Очная. В период карантинов обучение возможно с применением дистанционных технологий, с использованием электронных образовательных ресурсов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 акад. час – 45 мин.).

Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации программы представлена традиционной моделью, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания программы. Основной материал для изготовления изделий – бумага. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть отводится практическим занятиям, которые включают в себя скручивание бумажных трубочек, освоение различных приемов и видов плетения, изготовление изделий из бумажных трубочек. В зависимости от особенностей развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями. Программа соотносится к базовому уровню.

Формы организации образовательного процесса.

В процессе занятий используются следующие формы проведения занятий: лекция, беседа, практическое упражнение, самостоятельная работа, контрольные мероприятия.

Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.

Перечень видов занятий: типовое занятие, практическое занятия, самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия.

Перечень форм подведения итогов реализации ДООП: выставка.



1.2. Цели и задачи.

Цель программы: приобщение обучающихся к творчеству посредством освоения техники художественного плетения из бумажной лозы.

Задачи программы:

обучающие:

- научить приемам работы с инструментами и бумажной лозой;

- научить приемам изготовления изделий;

развивающие:

- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать инициативу обучающихся при освоении навыков работы с бумажной лозой;

воспитательные:

- воспитывать культуру сотворчества;

- воспитывать уважительное отношение к продуктам своего труда, сверстников, мастеров.


1.3. Содержание общеразвивающей программы

Содержание программы представлено в учебном плане в таблице 1.1

Таблица 1.1 Учебно- тематический план

пп

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Социокультурный блок

4

2

2


2.

Основные правила работы с бумагой

2

1

1

Наблюдение

3.

Покраска бумажной лозы: виды, способы.

3

1

2


4.

Виды плетения из бумаги

3

1

2


5.

Освоение техники плетения с одной трубочкой. Техника «плетёнка».

3

1

2


6.

Украшаем дом

7

2

5

Практическое задание

7.

Праздничное рукоделие, плоские изделия с декоративным оформлением

19

3

16


8.

Различные техники плетения

3

1

2


9.

Освоение техники двумя трубочками. Плетение изделий.

22

2

20


10.

Творческий день

4

1

3

Практическое задание

11.

«Любимое дело»

2

1

1

Выставка

Итого:

0

16

56



Содержание учебного плана

Тема 1. Социокультурный блок (4 часа).

Теория: ознакомление с целями, задачами и содержанием программы обучения.

Практика: вводный инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Основные правила работы с бумагой (2 часа).

Теория: ознакомление с техникой плетения. Презентация «Плетение из бумажной лозы».

Практика: освоение процесса изготовления бумажных трубочек.

Форма контроля: наблюдение

Тема 3. Покраска бумажной лозы: виды, способы (3 часа).

Теория: покраска газетных трубочек: виды способы.

Практика: покраска газетных трубочек.

Тема 4. Виды плетения из бумаги (3 часа).

Теория: знакомство с техникой веревочного, ситцевого и спирального плетения.

Практика: овладение техниками.

Форма контроля: практическое упражнение.

Тема 5. Освоение техники плетения с одной трубочкой. Техника «плетёнка» (5 часа).

Теория: умение пользоваться схемой, плетение по образцу.

Практика: освоение техники «плетёнка». В данной технике изготовление подставки для посуды и панно.

Тема 6. Украшаем дом (7 часов).

Теория: умение пользоваться схемой, плетение по образцу.

Практика: изготовление елочных и новогодних украшений.

Тема 7. Праздничное рукоделие, плоские изделия с декоративным оформлением (19 часов).

Теория: техника плетения плоских изделий.

Практика: изготовление плоских изделий: тарелка, подставка, и т.д. Плетение декоративных элементов.

Тема 8. Различные техники плетения (3 часа).

Теория: техника плетения «круг», «косичка», «верёвка», «простое послойное плетение».

Практика: овладение приемами техник плетения.

Тема 9. Освоение техники двумя трубочками. Плетение изделий (22 часа).

Теория: основной прием плетения.

Практика: овладение техникой. Изготовление изделий.

Тема 10. Творческий день (4 часа).

Теория: правила подготовки изделий к конкурсам и выставкам.

Практика: обсуждение вариантов оформления выставки. Оформление выставочных экспозиций под руководством педагога. Оформление выполненного изделия из бумажной лозы для выставки.

Тема 11. «Любимое дело» (2 часа).

Теория: презентация результатов работы. Анализ собственных достижений.

Практика: оформление выставки работ.

Форма контроля: выставка.


1.4. Планируемые результаты

Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты при реализации программы.

Планируемые предметные результаты:

по окончании обучения обучающиеся овладеют знаниями об истории и развитии художественного плетения, об основах работы с бумажной лозой и этапами работы, о технических приемах плетения;

умениями:

- правильно обращаться с инструментами в соответствии с правилами ТБ;

- выполнять покраску и оформление готового изделия;

- самостоятельно выполнять простейшие изделия по заданному алгоритму;

- определять и исправлять дефекты изделий;

- выполнять декор изделий, основные виды плетения различными способами (простое, послойное, веревочка в два, три прута, плетение загибки, плетение косички и др.);

- выполнять сборку и оформление готового изделия.

Планируемые метапредметные результаты:

- развит познавательный интерес к техникам и приемам плетения из бумажной лозы;

- развита инициатива обучающихся при освоении навыков творческой работы с бумажной лозой.

Планируемые личностные результаты:

- воспитана культура сотворчества;

- наблюдается уважительное отношение к продуктам своего труда, сверстников, мастеров.






II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график


Календарно-учебный график представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Календарный учебный график 

Год

обучения

Количество учебных

недель

Кол-во учебных

часов

Продолжительность каникул, недель

Сроки проведения аттестации

Режим занятий

1 год

36

72

2

17, 35неделя

1 занятие по 2 часа в неделю


2.2 Условия реализации программы

Материально-технические условия направлены на обеспечение возможности достижения обучающимися личностно-значимых результатов в образовательной деятельности при реализации программы и соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований. Помещение для проведения занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В кабинете должны находиться парты и стулья в количестве, необходимом для размещения обучающихся. Обязательно наличие раковины.

Для реализации программы необходимы:

Оборудование: столы, стулья, компьютер с доступом к сети Internet. Для реализации программы «Плетение из бумажной лозы» используется учебный кабинет № 116 МАУ ДО «СЮТ».

Инструменты: ножницы, канцелярский нож, линейка, карандаш простой, ластик, спицы, прищепки.

Материалы: клей ПВА, бумага, морилка водная, колеры, лак акриловый, картон, скотч малярный, салфетки влажные или бумажные.

Кадровые условия: программа реализуется педагогом дополнительного образования с высшим или средним профессиональным образованием, без требования к квалификационной категории. Педагог должен обладать знаниями и умениями по данному направлению, знать возрастную психологию и педагогику.

Методические материалы. Представленная система обучения строится на основе принципов современной дидактики: последовательности, доступности излагаемого материала и приобретаемых умений, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, использования наглядности в обучении. Важное место при планировании занятий отводится выбору методов обучения. Их можно условно разделить по видам деятельности педагога: объяснительно-иллюстративный, практический; по видам деятельности обучающегося: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный, проблемно-творческий.

В процессе занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Положительная оценка работы является для детей важным стимулом для дальнейшего обучения. Создание условий для формирования эстетической оценки работ товарищей и самооценки в ходе анализа выполненных изделий позволяет сделать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной, информационно-насыщенной.

Итоговое занятие «Любимое дело» направлено на обобщение знаний обучающихся в форме выставки, на которой ребята оценивают поделки своих друзей, анализируют свою деятельность. В дальнейшем педагог составляет отчет с фотографиями работ обучающихся.

Методы обучения: объяснительно- иллюстрационные (беседы); репродуктивные (практические работы); игровые (освоение и проверка знаний, умений в процессе дидактической игры); частично-поисковые (добыча знаний самими обучающимися через поставленные вопросы); проблемные (задача ставится педагогом). Методы воспитания: убеждение, стимулирование, мотивация, создание ситуаций.


2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

В программе используется промежуточная форма аттестации, следующие виды контроля: вводный, текущий, промежуточный (рубежный); итоговый, проводимый после завершения всей программы. Контроль может проводиться в следующих формах: собеседование, опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности, выставки.

Вводный контроль проводится для выявления уровня знаний, личностных качеств, обучающихся при записи в объединение или начальном этапе формирования коллектива. Текущей формой контроля можно считать активность детей при проведении бесед, педагогического наблюдения в ходе выполнения практического задания, проведения опроса теоретического характера. Итоговый контроль проводится после изучения содержания программы в форме выставки.

Результаты контроля выражены в уровнях обученности по баллам: I уровень – 1- 3 балла; II уровень – 4 -7 баллов; III уровень – 8-10 баллов.

Формы фиксации результата: папка достижений, журнал сопровождения деятельности педагога дополнительного образования по программе, оценочные листы. Матрица планируемых результатов представлена в таблице 2.2.

Оценочные материалы представлены в приложении


Таблица 2.2 Матрица планируемых результатов


Уровень

Вид результата

Формы и методы диагностики

Методы и педагогические технологии

Результаты

Базовый уровень


Предметные результаты

Опрос, диагностическая беседа, наблюдение, конкурс, выставка, фестиваль.

Репродуктивный, поисково-исполнительный.

Разноуровневая технология.

Знать особенности плетения, разновидность техник, материалы и инструменты.

Создавать простейшие изделия.

Метапредметные результаты

Анализ продуктов деятельности,

педагогическое наблюдение.

Поисково-исполнительный. Разноуровневая технология.

Применять различные техники плетения через самостоятельный информационный поиск.

Личностные результаты

Диагностическая беседа, педагогическое наблюдение: активность на занятиях, участие в мероприятиях



В ходе занятий используются как промежуточные, так и итоговые формы контроля: беседа, наблюдение, викторины, кроссворды. Методическое сопровождение представлено в таблице 2.3.



Таблица 2.3. Методическое сопровождение

Планируемые результаты

Диагностический инструментарий (формы и методы диагностики)

Методическая копилка дифференцированных заданий

Первый год обучения

Владеет:

- знаниями о/об: основах работы с бумажной лозой и последовательности этапов; правилах работы по созданию трубочек и их покраске, обработке лаком.

- умениями: приобретение практических умений разного уровня по созданию изделий в различных техниках плетения; освоение алгоритма действий при выполнении заданий по профилю деятельности.

Опрос, наблюдение. Фиксация детских достижений и освоения детьми программы

Изготовление изделий: по сложности выполнения в техниках:

плетение с одной трубочкой, плетение «ситцем»; смешанное плетение, плетение плоских изделий или с дополнительным объемом; плетение «веревочкой», «косой».




-развит познавательный интерес к техникам и приемам плетения;

- проявляет инициативу при освоении навыков творческой работы в технике плетения бумажной лозы.

Индивидуальные собеседования по пройденным темам или программе в целом.



- приобщен к культуре организации индивидуальной и коллективной деятельности;

- смотивирована сопричастность к работам мастеров при освоении навыков плетения.



Собеседование





III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Цель первого года обучения: развитие познавательной активности детей через освоение ими приемов плетения из бумажной лозы.

Обучающие задачи:

- расширить представления о художественных приемах изготовление поделок из различных материалов;

- научить основным приемам плетения.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к техникам и приемам плетения;

- ориентировать на правильную организацию рабочего места с соблюдением правил техники безопасности;

- развивать аккуратность при выполнении поделки;

- прививать коммуникативные качества и умения.

Воспитательные задачи:

- приобщать к культуре организации индивидуальной и коллективной деятельности;

- воспитывать уважительное отношение к продуктам своего труда, других детей, мастеров.

Планируемые результаты первого года обучения представлены в таблице 3.1

Таблица 3.1. Планируемые результаты

Года

обучения

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Обучающемуся предоставляется возможность овладеть:

Первый год обучения

представлениями о/об: истории и развитии художественного плетения, об основах работы с бумажной лозой и этапами работы, о технических приемах плетения;

о технике покраски и оформления готового изделия;

самостоятельно выполнять простейшие изделия по заданному алгоритму;

- определять и исправлять дефекты изделий;

- выполнять декор изделий, основные виды плетения различными способами (простое, послойное, веревочка в два, три прута, плетение загибки, плетение косички и др.);


- познавательным интересом к техникам и приемам плетения;

- при освоении навыков творческой работы с бумажной лозой проявлять инициативу.

- воспитана культура сотворчества;

- наблюдается уважительное отношение к продуктам своего труда, сверстников, мастеров.


Формы контроля: стартовый - предметные пробы; промежуточный - наблюдение за выполнением практического задания; итоговый – выставка.

Календарно-тематическое планирование представлено в таблице 3.2.

Таблица 3.3. Учебно-тематическое планирование для группы 1.1.

Дата

Учебная неделя

Название темы занятия

Объём часов


Форма контроля


Форма занятия


1

2

3

4

5

6

7

1

05.09

2

Социокультурный блок

2

Беседа

Беседа

2

12.09

3

Социокультурный блок

2

Беседа

Беседа

3

19.09

4

Освоение процесса изготовления газетных трубочек

2

Предметные пробы

Типовое занятие

4

26.09

5

Покраска газетных трубочек: виды способы.

2

Предметные пробы

Типовое занятие

5

03.10

6

«Цветная лоза»

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

6

10.10

7

Освоение техники плетения с одной трубочкой. Техника «плетёнка»

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

7

17.10

8

«Косое плетение».

Подрезка концов, загибка

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Типовое занятие

8

24.10

9

Подставка под горячее: прямоугольная, круглая

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Типовое занятие

9

31.10

10

Виды загибок, простая конфетница

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

10

07.11

11

Плетение круглого дна с одной трубочкой

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

11

14.11

12

«Декоративный поднос»

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Типовое занятие

12

21.11

13

«Декоративный поднос»

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Типовое занятие

13

28.11

14

Плетение стенок

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Типовое занятие

14

05.12

15

Новогодняя сказка

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

15

12.12

16

Новогодняя сказка

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Типовое занятие

16

19.12

17

Новогодняя сказка, украшение изделия

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия


25.12

08.01.

2025

Каникулы


17

09.01

18

Освоение техники двумя трубочками. Плетение изделий.

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

18

16.01

19

Виды плетения двумя трубочками. Плетение изделий.

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

19

23.01

20

Плетение квадратного дна двумя трубочками

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия

20

30.01

21

Чудеса вокруг нас

2

Беседа

Учебная игра

21

06.02

22

Плетение шкатулки, украшение шкатулки

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

22

13.02

23

Плетение шкатулки

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

23

20.02

24

Плетение корзины

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия

24

27.02

25

Плетение ручек, виды плетения ручек

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

25

06.03

26

Корневое плетение

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

26

13.03

27

Подставка корневым плетением

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

27

20.03

28

Узоры при плетении

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Типовое занятие

28

27.03

29

Плетение ситцем в 3, 4 трубочки

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

29

03.04

30

Чередование трубочек разных цветов

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Практическое занятие

30

10.04

31

Карандашница

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия

31

17.04

32

Изделия с картонным дном

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия

32

24.04

33

Создание формы для плетения

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия

33

01.05

34

Праздничный день




34

08.05

34

Плетение на свободную тему

2

Наблюдение за выполнением практического задания

Самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия

35

15.05

36

Любимое дело

2

Выставка

Учебная игра

36

22.05

37/резерв

Плетение на свободную тему

2

Беседа

Беседа



Цель и особенности организуемого воспитательного процесса в творческом объединении «Плетение из бумажной лозы»


Цель воспитания в программе «Плетение из бумажной лозы» – способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.

Задачи воспитания:

- Способствовать развитию личности учащегося с позитивными взглядами на мир;

- Развивать систему отношений между членами коллектива через различные формы активной деятельности.

- Приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, национальным традициям и культуре.

Планируемые результаты реализации программы воспитания

Предполагается, что по окончании обучения по данной программе, обучающиеся будут:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Взаимодействие с группой учащихся детского объединения направлено на:

- расширение возможностей развития творческих, культурных и коммуникативных навыков у обучающихся через участие в коллективной деятельности;

- формирование осознанного отношения к работе, окружающей среде и обществу.

Воспитательное пространство включает в себя компоненты:

профессиональное творчество;

организация свободного времени;

массовые мероприятия.

Данное пространство формируется в ходе участия в мероприятиях различного уровня, в том числе организуемых ежегодно в МАУДО «СЮТ».

Работа с родителями или законными представителями обучающихся обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования:

- родительские собрания;

- участие родителей в работе детского объединения;

- демонстрация результата труда учащихся среди родителей.

В процессе занятий также возникает необходимость постоянно затрагивать разнообразные области воспитательной работы. Этические беседы-минутки и игровые упражнения также способствуют решению воспитательных задач.

На занятиях воспитанники не только достигают высоких результатов в плетении, но и учатся общению, учатся развивать в себе положительные черты и искоренять отрицательные, давать нравственную оценку своим поступкам, стремятся к достижению нравственного совершенства, т.е. работают над собой.

Работа в объединении представляет возможности для профессиональной ориентации воспитанников, где они получают не только первые навыки мастерства, но и первое представление об истинной красоте народного искусства, неутомительном труде и талантливости русского народа.

Досугово-развлекательные мероприятия, которые позволяют решить ряд задач, поставленных в рамках воспитательной работы, также являются неотъемлемой частью процесса воспитания.

В качестве досугово-развлекательных предусмотрены следующие мероприятия: тематические игры, конкурсы и соревнования, проведение мастер-классов.

Планируемые результаты воспитания

По завершении обучения, обучающиеся:

- стараются позитивно относиться к себе, вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;

- включаются в систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

- получают навыки самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности.

- стремятся активно поддержать общечеловеческие нормы морали, национальные устоям и традиции.

Календарный план воспитательной работы представлен в таблице 3.3.

Таблица 3.3. Календарный план воспитательной работы

Направление воспитательной работы

Сроки

Гражданско-правовое

Патриотическое

Нравственное

Моральное

Национальное

Семейно-родовое

Трудовое

Экологическое

Профориен-тационное

Развитие системы дополнительного образования

Художественно-эстетическое/

Физкультурно-оздоровительное



Месячник по ПДД

«Помнить – значит не нарушать!»



Беседы:

Незнайка и знайка» (о правилах поведения на занятии и перемене)/

для дошкольников






Всероссийская акция, посвященная Дню знаний


Сентябрь 2024







День отца






Октябрь

2024







День матери






Ноябрь 2024


Месячник по ПДД

«Помнить – значит не нарушать!»










Акция «Новогодние окна»

Декабрь, 2024








День заповедников и национальных парков России


Старый Новый год







Январь,

2025



Месячник мужества










Февраль,

2025





День кошек в России




Акция «Умный взгляд на мусор»




Март,

2025


Месячник по ПДД

«Помнить – значит не нарушать!»





Пасхальный сувенир



В гостях у мастера


Всероссийская акция, посвященная Дню космонавтики

Апрель,

2025





Инициатива «Окна Победы»




«Помним, чтим, храним»




«Бюро юного техника» - Дни открытых

дверей


Май,

2025


«Ученическая конференция» -рейтинг лучших обучающихся











Всероссийская акция, посвященная Дню защиты детей


Июнь,

2025











«Ярмарка идей» - Дни открытых

дверей


Август,

2025






IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


4.1 Список литературы для обучающихся и родителей


Егорова И. В. Плетение из газет. / И.В. Егорова. - ООО компаний «Рипол классик», 2014. – 162 с.

Майорова П. В. Плетение из бумажной лозы». / П.В. Майрова. - Эксмо, 2019 г. – 144 с.

Сорокина Н.С. «Плетение из газетных трубочек» [Электронный ресурс].  Режим доступа:  https://yandex.ru/video/preview/15460422160409292860 (Дата обращения: 21.06.2023)

Толмачева Н.А. Плетение из лозы. / Н.А. Толмачева. – «АСТ ПРЕСС», 2006 г. – 160 с.

Юрова Т. В. Экоидеи для дома - СПб.: Питер, 2021.- 64с


4.2. Список литературы для педагогов

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/. (Дата обращения: 30.06.2023).

Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С. В. Астраханцева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 347 с.

Вонсович О.А. курс «Ателье проектов» / О.А. Вонсович, Ю.А. Попова // Сайт для учителей «Видеуроки в интернет». – Режим доступа : https://videouroki.net/razrabotki/kurs-atiel-ie-proiektov.html . (дата обращения: 20.03.2023).

Вонсович О.А. «Особенности обучения приемам декора на примере ДООП «Мастерская декора» / О.А. Вонсович, Ю.А. Попова // Международный центр проведения и разработки интерактивных мероприятий «Талант педагога». – Режим доступа : https://talant-pedagogu.ru/public/public-teacher1/publication/70765 . (дата обращения: 20.03.2023).

Караманский С.А. Плетеные изделия. / С.А. Караманский. – М.: Экология, 1992.

Лозоплетение. / сост. Л.С. Нимеровский. – М.: ЦБТЭИ Центросоюза, 1991.

Миринаускас К.К. Изготовление плетеных изделий. / К.К. Миринаускас. – М.: Россельхозиздат, 1986.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. – Москва: Просвещение, 1990. - 177 с.


Шабалина, Н.М. Промыслы и ремесла / Н.М. Шабалина. // Челябинская область: энциклопедия. — 2008. — Т. 5 — с. 402–406.Эрмитаж. – Л., «Искусство», 1984.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А. Оценочные материалы

Оценочные материалы по планируемым результатам представлены в таблицах А.1 – А.11.

Таблица А.1 Оценочный лист

Форма контроля: наблюдение за выполнением практической работы

пп

ФИ ребенка

Уровень обученности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1





2





3…





Таблица А.2 Градация результатов

пп

ФИ ребенка

Предметные результаты

Среднее

значение

Уровень

Понятия

Материалы

Инструменты

Последовательность


























3…












Таблица А.3 Показатели метапредметных результатов

пп

III уровень (8-10 баллов)

II уровень (4-7 баллов)

I уровень (0-3 баллов)

Наименование показателя

1





Таблица А.4 Градация личностных результатов

пп

ФИ ребенка

Личностные результаты

Среднее значение

Уровень обученности

1

2

1






2






3…







Таблица А.5 Показатели личностных результатов

пп

III уровень

II уровень

I уровень

Наименование показателя

1

Поддерживается самостоятельно.

Иногда поддерживает сам ребенок.

Навязан извне.

Проявляют интерес к созданию творческого продукта

2

Инициативен в общих делах.

Участвует при побуждении извне.

Избегает участия в общем деле.

Отношение к сотрудничеству


Таблица А.6 Оценочный лист по определению уровня освоения предметных результатов.

Форма контроля: опрос.

пп

ФИ ребенка

Предметные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Среднее значение

Уровень обученности

1














2














3…














Ребенку предлагается устный опросник из 8 вопросов. За правильный ответ ребенок получает наклейку (стоимость 2 балла). По окончанию опросника баллы суммируются. Пример приведен в таблице А.9.

Таблица А.9 Опросник по теме: «Плетение из бумажной лозы»

пп

Вопросы

Какие виды рукоделия ты знаешь?

Какие предметы быта можно сплести?

Что нужно иметь, чтобы начать плести?

С чего начинается плетение?

Из каких материалов можно плести?

Какие виды плетения вы знаете

Какая бумага используется при плетении?

Какие материалы можно использовать при плетении?

Таблица А.10 Образец итоговой форма контроля: выставка.

Определения уровня обученности обучающихся по форме контроля: выставка

Первый уровень присваивается обучающимся, которые испытывают значительные трудности в самостоятельном выборе поделки, постоянно ждут помощи от педагога, не имеют навыков самостоятельной организации выставки. С трудом используют основные понятия, с трудом проявляют инициативу при решении задания. (0-3 балла по предметным, метапредметным, личностным результатам).

Второй уровень присваивается обучающимся, которые стремятся проявить инициативу при решении творческого задания, но у них не всегда получается, так как не хватает навыков владения инструментами, усидчивости. Они не проявляют должного старания. Допускают небрежности в работе, стремятся к получению быстрого результата малыми средствами. Торопятся при выполнении заданий, допуская ошибки. У изделий не соблюдаются правила при плетении, нарушен раппорт, не все трубочки эластичные, при плетении незначительно видны стыки, сочетание цветов нарушено. Для оформления выставки своих работ требуется помощь со стороны. (4-7 баллов по предметным, метапредметным, личностным результатам).

Третий уровень присваивается обучающимся, которые вполне самостоятельно могут оформить выставку, лишь частично опираясь на помощь педагога. Стараются проявить инициативу, привнести свои идеи в работу. Доводят начатую работу до конца, не торопятся получить быстрый результат, работают на качество. Изделия ровные, трубочки практичные и эластичные, при плетении стыки незаметные, сочетание цветов оптимальное, имеют правильную обработку лаком. Свободно владеют всем набором инструментов, знают названия инструментов и деталей. На таких обучающихся педагог может вполне опереться во время выставки, поручив им помочь другим обучающимся. (8-10 баллов по предметным, метапредметным, личностным результатам)

Табл. А.11. Оценочный лист. Форма контроля: выставка, вид контроля итоговый

пп

ФИ обучающегося

Предметные результаты

Уровень обученности

Метапредметные результаты

Уровень обученности

Личностные результаты

Уровень обученности

1














2














3
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, что сообщили, видимо был сбой при загрузке

18 December