ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 12 города Томска
ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Направление : художественно-эстетическое
Срок реализации: 3 года Программа рассчитана на детей в возрасте 7-11 лет
Программа разработана Храповой Е.В., Ашурок Е.В., Горникова М.Я.
г.Томск - 2024 г.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по развитию речи через декоративно-прикладное творчество обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- ФГОС НОО от 6.10.2009г. № 373 (с изменениями от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
- ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014г. № 1598, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. № 1599;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России или (и) Стратегия развития воспитания в РФ от 29.05.2015г.;
- Концепция математического образования в РФ от 24.12.2013г. № 2506-р (Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ от 9.04.2016г. № 637-р; Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от 3.06.2017г. № 1155-р);
- Примерная ООП НОО (протокол от 8.04.2015г. № 1/15);
- СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. № 85; от 25.12.2013г. № 72; от 24.11.2015г. № 81(ОВЗ);
- ООП школы, локальные акты (Положение об организации ВУД);
-ФГОС начального общего образования (в редакции приказов от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015
№ 1576) – пункты 19.5, 19.10;
-Примерная основная образовательная программы начального общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15) – пункт 3.2 ООП НО
Цель курса:
развитие связной речи, обогащение словарного запаса младших школьников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, через рукотворную деятельность.
Задачи курса:
Обучающие:
научить пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в различных ситуациях речевого общения, повысить речевую активность
воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов
Развивающие:
активизировать словарь ребенка, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй.
пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного творчества, технической эстетики;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к народному творчеству;
учить ребёнка понимать выразительные средства театра, его язык;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
расширять понятийный кругозор, развивать художественный вкус детей в процессе освоения различных техник.
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества
развивать коммуникабельность детей, навыки актёрской игры, словесного действия, сценической пластики.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности является продолжением курса обучения грамоте и развития речи первоклассников через декоративно – прикладное творчество и элементов театральной педагогики, является пропедевтическим курсом обучению развитию связной речи для учащихся начальных классов, ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству.
Носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, импровизации, развивает речь детей, способствует обогащению словарного запаса ребенка. Формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать об изделии.
Программа курса рассчитана на 3 года – 1 час в неделю для учащихся 7-11 лет. Объём учебного времени 34 часа в год. Всего 102 часа. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельного класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов, а также для детей с ОВЗ..
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса внеурочной деятельности
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При создании изделия, поделки проговаривается алгоритм выполнения, возможность дальнейшего применения и используемых материалов. Тем самым они развивают речь, мыслительные и творческие способности. По итогам изученного раздела результатом выступает театральная постановка или защита проекта.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности является сформированность у детей следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и учащимися группы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
овладевать монологической и диалогической формой речи в ходе выполнения творческих работ;
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, кругозор и эрудицию;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища.
Формы подведения итогов реализации программыСоставление альбома лучших работ;
Выставки
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Защита проектов;
Проведение мастер-классов;
Участие в школьных конкурсах.
Создание портфолио.
- Подготовка и проведение спектаклей.
2. Содержание программы.
Содержание данной программы имеет интегрированный характер, направлено на развитие речи в процессе выполнения творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия и ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Поделки дают богатый материал для развития речи. Учащиеся составляют описательные рассказы, проговаривают свои действия, план работы. За счет чего развивается связная речь детей, они учатся сравнивать, описывать, выражать свои чувства - увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Активизируются в речи детей и слова, обозначающие качества, свойства, признаки предметов и материалов, из которых они сделаны.
Каждое занятие начинается с предварительной беседы, показа, сопровождающегося словесной инструкцией, и в конце работы проводится обсуждение, сравнительный анализ и подведение итогов. Практическое применение выполненных работ используется в театрализации при изготовлении декораций (коллажи и композиции из природных материалов, ткани и др.) и персонажей для спектаклей (куклы марионетки, куклы-перчатки и др.).
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Раздел | Кол-во часов | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Введение: правила техники безопасности | 3 | Знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; в области композиции, формообразовании; навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями. |
Работа с природными материалами | 22 | Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы. Также дети знакомятся с нетрадиционными природными материалами, которые интересны и вполне доступны в использовании это- кожа, мех, перья птиц, пух, яичная скорлупа, опилки песок, камни… Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. |
Работа с бумагой | 22 | Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д. |
Лепка | 24 | Приобретение начальных технологических знаний -познакомятся с истоками традиции лепки из теста – как частью культуры разных народов; учащиеся получат знания как создавать отдельные изделия, так и композиционные, уделять важное значение цвету – как средству выразительности и передачи признаков изображаемых предметов; Овладение начальными трудовыми умениями - учащиеся освоят простейшие приёмы работы с солёным тестом (шарики, жгуты, лепёшки): раскатывание, сплющивание, вытягивание, что даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций; -освоят скульптурный способ: из целого куска оттягиванием, сминанием, скручиванием, загибанием, прищипыванием можно получить объёмные игрушки и изделия; -учащиеся получат информацию о способах и приёмах лепки из солёного теста, природных материалов, узнают как оформить и сохранить выполненные игрушки, изделия; |
Поделки из ненужных вещей | 20 | Приобретение начальных технологических знаний о выборе бросовых материалов для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; Овладение начальными трудовыми умениями овладеют навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий; - моделировать новые формы, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества. -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; |
Работа с тканью | 11 | Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания, организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. |
Творческий проект | | Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -оперировать такими понятиями, как: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Результат проектной деятельности – изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности… |
Выставки, экскурсии, праздники | Праздник труда. Выполнение коллективных композиций (панно) по собственному замыслу с использованием разного материала Итоговое занятие. Мини-выставки работ. Защита своей работы | |
Всего | 102 | |
Формы и методы занятий
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы.
Обучение строится в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных простых поделок до более сложных композиций, от тренировочных упражнений до разыгрывания роли.
Занятия построены согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. При работе необходимо опираться на взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Особое внимание следует уделять созданию на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.
Занятия строятся таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.
Тематическое планирование
1 год обучения (34ч.)
№ | Тема | Кол – во часов | Формы организации | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые Умения (ууд) |
Работа с природным материалом (5 ч.) | ||||||
1 | Введение: правила техники безопасности | 1 | Познавательная беседа, оформление рабочего места. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. | Слушание, знакомство с инструментами, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. | Рассказ с элементами беседы, показ размещения и назначения инструментов. | Коммуникативные ууд -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; Личностные ууд - учебно – познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; Познавательные ууд Соблюдать технику безопасности, порядок на рабочем столе, находить и различать инструменты. |
2 | Краски осени. "Осенний букет" | 1 | Прогулка. Наблюдение за колоритом осени. | Сбор листьев, цветов разной окраски, называние характерных особенностей внешнего вида каждого листочка. Гербаризация собранных растений | Расширять знания о многообразии растительного мира, укреплять познавательный интерес к природе. | Регулятивные ууд- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. планировать свои действия; -Наблюдать и объяснять изменения на примере осенней окраски листьев, проявлять радостное отношение к яркой осенней природе. |
3 | Экскурсия Подарки осени. «Розы из кленовых листьев» | 1 | Выполнять практическую работу из природных материалов | Умение передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных листьев, использовать цвет – как средство выразительности в художественной деятельности. | Закрепить в беседе знания о колорите осени, полученные при наблюдении, учить приёму «скручивания листьев», учить оформлять композицию. | Регулятивные ууд -Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, - сравнивать листья по цвету и форме, осваивать способы работы с природным материалом. |
4 5 | Изготовление приглашения. Правила поведения в театре. | 2 | Изготовление изделия с использованием природного материала. Основные понятия. | Разметка рабочей части приглашения. На листе картона при помощи трафарета рисуется форма будущего приглашения. Нанесение фона (гуашь, акварель) На подготовленный дубликат из подобранных по замыслу сухоцветов подбирается композиция и склеивается (клей ПВА) Работа над композицией. | Беседа о флористике. Рассказ о растении, ознакомление со способом засушивания, хранения природного материала для последующей работы с ним. | Регулятивные ууд Наблюдать и исследовать природный материал, осваивать правила сбора и хранения, осмысливать значение бережного отношения к природе. выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Работа с бумагой (8 ч.) | ||||||
6-8 | Вводное занятие «Технология изготовления поделок в технике оригами. Профессия театрального декоратора.» | 3 | Коллективная работа. | Складывание фигур по образцу и по собственному замыслу; Совершенствуют технические и изобразительные навыки и умения. | Учить составлять разные цветовые сочетания. учить создавать целостность объекта из отдельных деталей по образцу учителя. | Коммуникативные ууд Получать удовольствие от работы, прислушиваться к мнению товарищей, чувствовать свою ответственность перед другими. сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми формировать собственное мнение и позицию; первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Регулятивные ууд - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; |
9 | «Посудка для куклы» в технике Папье – маше. | 5 | Индивидуальная работа. | Выклеивание бумажных копий по форме стаканчика, соблюдать чистоту на рабочем месте. | Познакомить с техникой папье – маше, заинтересовать новым видом работы. | Личностные ууд Самостоятельно проявлять желание в творческой деятельности вне занятий. Регулятивные ууд Самостоятельно вносить изменения в оформление по своему желанию, оценивать свою работу - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные ууд Умение работать в коллективе, проявлять интерес к занятиям. Познавательные ууд - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; Осваивать первые элементы народных умельцев. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, уважать народные традиции. |
10 | Выклеивание ложечки, проявлять аккуратность. | Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам, корректировать работу детей. | ||||
11 | Папье – маше. | | Покрытие изделий белой краской. Индивидуальная роспись изделия. | Работа кистью и красками, повторение элементов росписи за учителем. Перенос узора с эскиза на предмет. Украшают ложку в стиле хохломской росписи необычным способом – при помощи пластилина. | Рассказ о гжельской керамике, показ элементов росписи. Учить изображать элементы росписи, красиво располагать узор на стаканчике. Продолжать знакомить детей с народными промыслами, показ поэтапного выполнения узора. | |
12 | ||||||
13 | ||||||
Лепка изделий из теста. (12 часов) | ||||||
14 | Основные приёмы лепки. Учимся придавать форму, соединять детали. Учимся оформлять изделие. Знакомство с профессией бутафора | 1 | Выполнение приёмов Получение форм изделий различными способами | Работа с солёным тестом – деление на части разными способами. Выбор формы в зависимости от изделия, уметь соединять детали. | Показ приёмов работы. | Познавательные ууд - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства; Личностные ууд Освоить доступные способы умение слушать, отвечать на простые вопросы учителя, выполнять работу по образцу учителя. Умение сравнивать и оценивать своё изделие, развивать эстетический вкус, получать удовлетворение от труда Регулятивные ууд Понимать значение бережного отношения к хлебу; привлекать родителей к совместному творчеству. Развивать творческое воображение, умение общаться в коллективе. |
15 | Материалы и инструменты. | 1 | Подготовка и уборка рабочего места. Первые элементы лепки из солёного теста. | Находить и различать инструменты, материалы; организовывать свою деятельностью | Рассказать о назначении каждого инструмента, о истории традиции лепить из солёного теста. | |
16 | Шарики, жгуты, лепёшки. | 1 | Катать шарики, учиться приёму приклеивания, скатать жгут, формировать спираль. | При работе использовать сюжеты из сказок, создавать проблемные ситуации. | ||
17 | История русского пряника. | 1 | Чаепитие. (с приглашением родителей) | Слушать учителя, поддерживать беседу вопросами и личными ответами. | Познакомить ещё с одной традицией своего народа, учить сервировать стол и правилам поведения при чаепитии. | Коммуникативные ууд Осваивать правила поведения за столом. |
18 | Вырезные пряники. | 1 | Вырезание контура стекой , оформление. | Вылепливание фигурки из теста, использование для отделки приёмов: вытягивание, выполнение жгутов, надрезание. | Показать особенность изготовления «вырезных» пряников, научить приёму – надрезание. | Познавательные ууд Осуществлять свою деятельность аккуратно, соблюдать правила работы ножницами. Выполнять работу точно по заданию, сравнивать свою работу с другими работами группы, умение сочетать краски. |
19 | «Плюшки – ватрушки» | 1 | Коллективная. | Анализировать изделие, планировать его выполнение, выбирать удобный способ соединения. Сравнивать материалы для лепки - их виды и свойства (цвет, фактура, форма…), выполнять работу с опорой на план. | Показ последовательности выполнения изделия, подбор деталей оформления. Показ возможных изделий из этого материала, коллективно с учащимися составить последовательный план | Личностные ууд Проявлять самостоятельность в работе. Познавательные ууд -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом. Коммуникативные ууд учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Учить трудиться , получая удовольствие от своей работы. |
20 | Фигурные сладости – конфетки. Цветочки. | 1 | Лепят руками или при помощи формочек конфетки различной формы. | Заинтересовать в приготовлении теста, предлагать отдельные поручения. | ||
21 22 | Подсвечник | 2 | Индивидуальная работа. Оформление изделия. | Уметь работать с шаблоном на тесте, составлять план. Анализировать готовое изделие своё и товарищей, использовать дополнительные детали оформления. | Заготовить шаблоны, проанализировать конструкцию изделия для составления плана. | Познавательные ууд - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. метапредметные ууд Осмысление использования данного изделия в жизни, пользоваться различными шаблонами. |
23 26 | Составление проектной работы «Волшебное тесто» Инсценирование сказки «Колобок» | 3 | Коллективная. | Планировать свои действия; Отыскивать информацию используя различные источники Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя, ставить цель, составлять план, распределять роли, осуществлять совместную практическую деятельность. Осмысление проектной деятельности на практическом уровне. | Создавать доброжелательную атмосферу. Познакомить с такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п. | Коммуникативные ууд налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта; Познавательные ууд осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; Регулятивные ууд -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла |
Поделки из ненужных вещей. (6 часов) | ||||||
26 27 | Поделки из газетных трубочек | 2 | Работа по группам. | Овладение основными приемами плетения; умение плести изделия от простейших к более сложным; Скручивают трубочки из газет | Познакомить с основными базовыми приемами плетения терминологией; правилами техники безопасности при работе. | Личностные ууд испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла. Коммуникативные ууд - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; регулятивные ууд учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; |
28 29 | « Салфетница | 2 | Индивидуальная работа. Оформление изделия. | Осваивать способ скручивания из газетных трубочек «улиток» | Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, проводить игровые минутки. | |
30 31 | «Бабочки». (из пластиковых бутылок) на шаре из газетных трубок | 2 | Работа по группам. | Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Выполнение работы. | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей; использовать данный вид работы, как источник, доставляющий радость не только ребёнку, но и окружающим. | Регулятивные ууд Добиваться реализации выразительного, яркого образа через цвет. Познавательные ууд научатся навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Коммуникативные ууд - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми |
Работа с тканью. (3 часа) | ||||||
32 33 34 | «Народная кукла». Русские обряды и традиции. | 3 | Индивидуальная работа. Оформление изделия. | Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях. Символика кукол. Технология изготовления бесшовных кукол. Создание образа. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол. | Познакомить с элементами русского народного костюма. Традиционные приемы изготовления куклы. Кукла на счастье, утешница, веснянки. | Коммуникативные ууд -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Личностные ууд - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; Познавательные ууд - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художест. творчестве; |
2 год обучения (34ч.) | ||||||
Работа с природным материалом (10 ч.) | ||||||
1 | Введение: правила техники безопасности | 1 | фронтальный | Слушание, знакомство с инструментами, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. | Рассказ с элементами беседы, показ размещения и назначения инструментов. | Коммуникативные ууд -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; Личностные ууд - учебно – познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; Познавательные ууд Соблюдать технику безопасности, порядок на рабочем столе, находить и различать инструменты. |
2 3 4 | Оберег «Плетень» | 3 | Индивидуальная работа. Оформление изделия. | Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделия. Выполнять индивидуальное задание, чувствовать ответственность за свою работу. | сформировать представление о оберегах, развивать чувство композиции. Учить детей изображать объекты природы, передавая сходство с реальным образом (цветы, овощи), стимулировать активную работу пальцев рук. | Коммуникативные ууд - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Познавательные ууд - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; |
5 6 7 8 9 10 | Шкатулка «Избушка». | 6 | Индивидуальная работа. | Правильно выполнять этапы работы по образцу, самостоятельно оформлять работу. | Закрепить знания о свойствах разных природных материалов. | Коммуникативные ууд Умение слушать, отвечать на вопросы, Личностные ууд - создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённого образца, анализировать свою деятельность. Регулятивные ууд - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; |
| ||||||
Работа с бумагой (8 ч.) | ||||||
11 12 13 | Панно «Корзина с цветами». (Цветы из гофробумаги) | 3 | Коллективная работа. | Закрепляют в работе некоторые операции: шар – в овал, выгибают исходную форму в дугу, размещают на готовую основу, проявляют самостоятельность в выборе цвета лепестков. | Показать принцип изображения цветка, развивать познавательный интерес к живым цветам, учить отражать природные особенности растения. | Коммуникативные ууд -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; Личностные ууд - учебно – познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; Познавательные ууд Самостоятельно работать по заданному плану, развивать глазомер, цветовосприятие. Анализировать форму и размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий, формировать эстетическое отношение к бытовым предметам. |
14 15 16 | «Кактус в горшочке» (торцевание) | 3 | Индивидуальная работа. Оформление изделия. | Анализировать форму и вид изделия, осваивать технику торцевания. | Показать процесс выполнения изделия, вносить поправки в работы детей. | |
17 18 | Новогодняя открытка. | 2 | Индивидуальная работа. | Слушание, Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета. Изготовление мелких деталей геометрических форм, освоить приём правильного выполнения отверстия, составлять узор. | Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Знакомство с инструментами, Историческая справка о данном виде работы. | Личностные ууд - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; Познавательные ууд - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; |
Лепка (6 ч) | ||||||
19 20 | Панно «Цветочная поляна» (пластилиновая живопись) Основные цвета. | 2 | Индивидуальная работа. Оформление изделия. | Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Освоить приём смешивания основных цветов для получения других. Создание рельефа. | беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе. Наглядная демонстрация готовых изделий. Показать, как из основных цветов получить оранжевый, зелёный, золотой. | Познавательные ууд Осваивать технику изготовления изделий из пластичных материалов. Дать представление о цветовой гамме, развивать наблюдательность. Коммуникативные ууд допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; |
21 22 | Составление проектной работы «Тематические композиции» | 2 | Коллективная. | Планировать свои действия; Отыскивать информацию используя различные источники Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя, ставить цель, составлять план, распределять роли, осуществлять совместную практическую деятельность. Осмысление проектной деятельности на практическом уровне. | Создавать доброжелательную атмосферу. Познакомить с такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п. | Личностные ууд -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; Коммуникативные ууд допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; Познавательные ууд ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; Регулятивные ууд -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла |
23 24 | Лепная картина для мамы | 2 | Индивидуальная работа. Оформление изделия. | Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание и т д). | Показ приёмов работы. | Познавательные ууд Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, изображения мелких деталей объекта, учиться наблюдать и выделять главное. |
Поделки из ненужных вещей. (6 часов) | ||||||
25 26 | Поделки из пластиковых бутылок. Деревья и цветы | 2 | Индивидуальная работа. Оформление изделия. | Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей; использовать данный вид работы, как источник, доставляющий радость не только ребёнку, но и окружающим. Показ приёмов работы. | Коммуникативные ууд допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; Личностные ууд - создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённого образца, анализировать свою деятельность. Регулятивные ууд - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. |
27 28 | Ваза (из упаковочного картона) | 2 | учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; | |||
29 30 | «Сказочный город» Оформление бутылок | 2 | создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённого образца | |||
Работа с тканью. (4 часа) | ||||||
31 32 | Игрушки из помпонов из шерстяных ниток с использованием льняного шпагата | 2 | Индивидуальная работа. | Правильно выполнять этапы работы по образцу, самостоятельно оформлять работу. | Показ приёмов работы. | Познавательные ууд- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; Личностные ууд - создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённого образца, анализировать свою деятельность. Регулятивные ууд - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. |
33 34 | Кукла – марионетка «Веселый клоун». | 2 | | Выполнение отдельных элементов аппликации. Вырезание деталей, используя лоскуты разных цветов. Составление композиций. Сборка и закрепление элементов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Использование аппликации для оформления интерьера. | Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Цветовое решение. | Познавательные ууд Воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна. Регулятивные ууд - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. |
3 год обучения (34ч.) | ||||||
Работа с природным материалом (7 ч.) | ||||||
1 | Введение: правила техники безопасности | 1 | фронтальная | Слушание, знакомство с инструментами, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. | Рассказ с элементами беседы, показ размещения и назначения инструментов. | Коммуникативные ууд -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; Личностные ууд - учебно – познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; Познавательные ууд Соблюдать технику безопасности, порядок на рабочем столе, находить и различать инструменты. |
2 3 4 | «Барыня», «Водоноска» (из сухих трубочек дягиля) | 3 | Коллективная работа | | Показ приёмов работы. | Коммуникативные ууд Умение слушать, отвечать на вопросы, Личностные ууд - создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённого образца, анализировать свою деятельность. Регулятивные ууд - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; |
5 6 7 8 | «Дворик» | 4 | Индивидуальная работа. | Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше»; изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление природными материалами; формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой. | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей; использовать данный вид работы, как источник, доставляющий радость не только ребёнку, но и окружающим. | |
Работа с бумагой (6 ч.) | ||||||
9 10 11 | Квиллинг. Снежинки Работа по замыслу | 3 | | Планировать свои действия; Отыскивать информацию используя различные источники Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя, ставить цель, составлять план, распределять роли, осуществлять совместную практическую деятельность. Осмысление проектной деятельности на практическом уровне. | Показ приёмов работы. Наглядная демонстрация готовых изделий. беседа о содержании работы в технике Квиллинг | Коммуникативные ууд -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; Личностные ууд - учебно – познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; Познавательные ууд налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта; Регулятивные ууд осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла |
12 13 14 | Составление проектной работы «Квиллинг» | 3 | Индивидуальная работа | Создавать доброжелательную атмосферу. Познакомить с такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п. | ||
Лепка (7 ч.) | ||||||
15 16 17 18 | Карандашница «Совушка-сова» | 4 | Индивидуальная работа. | Выполнение работы, используя известные приемы лепки. В работе с соленым тестом, применение знаний способов и приемов лепки, умений использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, окрашивание теста); использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, применение стилизации в работе с соленым тестом. | Показ приёмов работы. | Личностные ууд - учебно – познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; Познавательные ууд Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. |
19 20 21 | Фоторамка. | 3 | Индивидуальная работа. | Из шариков, жгутов, лепёшек выполнять элементы украшения, наносить цвет красками. | Познавательная беседа, приёмы лепки. Объяснить назначение предмета, формировать эстетическое отношение к нему, показать этапы работы. | |
Поделки из ненужных вещей. (8 часов) | ||||||
22 23 24 | Панно «Матрёшка» | 3 | Индивидуальная работа. | - соблюдать общие требования дизайна изделий; - планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль | Показ приёмов работы. Знакомство с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров; формирование собственного стиля в декорировании изделий; развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству художника, дизайнера. | Предметные ууд - Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; -Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Коммуникативные ууд- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; |
25 26 | Шкатулка (из среза рулонной упаковки) | 2 | - сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах | |||
27 28 29 | Составление проектной работы «Поделки из бросового материала в создании декораций для спектакля» | 3 | Индивидуальная работа | Планировать свои действия; Отыскивать информацию используя различные источники Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя, ставить цель, составлять план, распределять роли, осуществлять совместную практическую деятельность. Осмысление проектной деятельности на практическом уровне. | Создавать доброжелательную атмосферу. Познакомить с такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п. | Личностные ууд -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. Коммуникативные ууд налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта; Познавательные ууд осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; Регулятивные ууд -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла |
Работа с тканью. (5 часов) | ||||||
30 31 32 | Куклы –актеры Пальчиковые куклы. | 3 | Коллективная работа. Оформление изделия. | наблюдать и описывать свойства используемых материалов; - подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия; - анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; - определять основные конструктивные особенности изделий; – подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом | История пальчиковой куклы. Показ последовательного выполнения игрушки. Знакомство с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров; формирование собственного стиля в декорировании изделий; развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству художника, дизайнера. | Предметные ууд - Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; -Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Коммуникативные ууд- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; |
33 | Составление творческой проектной работы «Пальчиковая кукла» | 1 | Индивидуальная работа. Проект. | Осуществляют расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; Изготавливают игрушку на готовой основе, анализируют свою деятельность, самостоятельно выбирают элементы декора. | Создавать доброжелательную атмосферу. -осуществлять контроль и оказывать необходимую помощь; | Личностные ууд -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; Регулятивные ууд-принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат действия; Познавательные ууд Использовать умение работать над проектом, корректировать свою деятельность, создавать собственное изделие на основе заданной технологии. |
34 | Праздничная выставка работ, итоговый спектакль с использованием кукол и декораций, выполненных своими руками | 1 | Коллективная работа. | Подготовка к выставке достижений: оформление показательных экспонатов, разучивание стихов. Представлять готовое изделие. | Помощь в оформлении изделий, подбор литературы. | Коммуникативные ууд Умение работать в коллективе, проявлять творческие способности. Доставлять радость окружающим людям. |
Организационно - методическое обеспечение программы.
Программа, календарно — тематический план;
Учебные пособия по технологии изготовления изделий;
Методические рекомендации по выполнению творческих работ;
Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий;
Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый, текстурная паста, гуашь, кисти, клей акриловый, клей ПВА, клей жидкий гвоздь, лак акриловый, наждачная бумага, контуры, салфетки декупажные, открытки, распечатки, шнуры, бисер, бусины;
различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, канва, тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера
инструменты: ножницы, кисти, высечки и прочее пинцеты, проволока разного размера.
канцтовары: маркеры или фломастеры, карандаши, линейки, циркуль, карандаши, плоские и круглые кисти (№ 2 – 8), гуашь, акварель;
Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
Компьютер для показа презентаций.
Электронная универсальная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007.
Электронная универсальная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия для детей» 2007.
Электронное средство учебного назначения «История искусства» 2003
МХК Художественная культура. Электронное пособие «Школьный театр в начальной школе»
Авторские презентации, отрывки из фильмов, мультфильмы
музыкальная фонотека.
Список литературы:
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности [Текст] // Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирной и др.; под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010. -(Стандарты второго поколения).
Нагибина М.И. Поделки [Текст] // М.И. Нагибина Из простой бумаги мастерим как маги.- Я.: Академия развития, 2001.-137с: ил.; Р.Гибсон. Поделки. [Текст] // Р.Гибсон. Бумажные цветы.-М.:- Росмэн, 1996,
Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1988 г.
Кузькина Е.Б. «Театр со школьной доски. Образовательные программы в помощь педагогам учреждений дополнительного образования, школ, лицеев и гимназий г. Томска и Томской области» - 2012 г., ТЮЗ
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Роготнева А.В. «Изобразительное искусство и художественный труд на основе театральной деятельности. Методическое пособие с программным обеспечением» - Томск, «Пеленг», 2000 г.
Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001
«Рукоделие» - полная энциклопедия.Н. А.Андреева — Москва, 1992.
Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001 г.
Что можно сделать из природного материала. Э.К. Гульянц. М., 1999
Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
Журнал «Делаем сами» 2010год №1-24
Журнал «Девчонки и мальчишки» 2010год №6-12
Антипова М. А. Солёное тесто. Красивые вещи своими руками. - М.: Ростов н/Д: «Владис», 2007.
Мир игрушек и поделок. О. В. Парулина. 2000.
Азбука плетения. Кузьмина М. М. 1991.
Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
Изделия и используемые материалы в рамках реализации программы
Тема | Материалы | Изделие |
1 год обучения | | |
Работа с природным материалом «Розы из кленовых листьев» | Кленовые листья, нитки | |
Приглашение на спектакль | Картон, гербаризированные растения и цветы, клей ПВА, акварельные краски. | |
Изготовление кукол для пальчикового театра в технике оригами | Цветная бумага разных цветов, клей ПВА | |
«Посудка для куклы» в технике Папье – маше. | Картонная упаковка для яиц, клей ПВА, обойный клей, гуашь, формочки. | |
Лепка изделий из теста | Мука, соль, клей ПВА, скалка, чеснокодавка, акварельные краски. | |
Подсвечник | Мука, соль, клей ПВА, скалка, чеснокодавка, акварельные краски. | |
Поделки из ненужных вещей. «Салфетница» | Газеты, спица, прищепки, клей ПВА, акварельные краски, гуашь. | |
«Бабочки». (из пластиковых бутылок) на шаре из газетных трубок | Газеты, спица, прищепки, клей ПВА, акварельные краски, гуашь, пластиковые бутылки, акриловые краски. | |
Работа с тканью. «Народная кукла». | Лоскуты ткани, нитки | |
2 год обучения | | |
Работа с природным материалом Оберег «Плетень» Шкатулка «Избушка». | Фигурки из соленого теста, ивовые прутики, клей ПВА, колоски, сухоцветы. Сухая трава, ивовые прутики, клей ПВА, колоски, сухоцветы, бархатная бумага или ткань. | |
Работа с бумагой Панно «Корзина с цветами». (Цветы из гофробумаги) Топиарий | Гофрированная бумага разных цветов, клей ПВА, проволока, льняной шпагат, широкие пластиковые стаканы, газета, нитки, ветка. | |
«Кактус в горшочке» (торцевание) | Гофрированная бумага разных цветов, клей ПВА, пластиковый стаканчик, яичная скорлупа, туалетная бумага, папье- маше. | |
Новогодняя открытка. | Белый картон, канцелярский нож. | |
Лепка Панно «Цветочная поляна» (пластилиновая живопись) Основные цвета. | Пластиковая бутылка, пластилин, | |
Лепная картина для мамы | Мука, соль, клей ПВА, картонная основа, гуашь, скалка, чеснокодавка, акварельные краски. | |
Поделки из ненужных вещей. Деревья и цветы (из пластиковых бутылок) | Пластиковая бутылка, дырокол, шерстяные нитки | |
Ваза (из упаковочного картона) | Упаковочный картон, гуашь, яичная, песок или манка, скорлупа, трёхслойные салфетки, бумажный шпагат | |
«Сказочный город» Оформление бутылок | Плоские пластиковые бутылки, соленое тесто, куски тонкой кожи, акриловые краски, гуашь, бумажный шпагат, клей ПВА. | |
Работа с тканью «Игрушки из помпонов» куклы - марионетки | Футляры «киндер-сюрприз», шерстяные нитки, льняной шпагат, | |
Кукла – марионетка «Веселый клоун». | Лоскуты разного цвета, картон, проволока, нить, клей ПВА, пуговицы. | |
3 год обучения | | |
Работа с природным материалом «Барыня», «Водоноска» (из сухих трубочек дягиля) «Дворик» | Сухие стволы дягиля, клей «Титан», упаковочный картон, льняной шпагат Папье-маше, проволока, сухоцветы, вата, мох, картон, тонкие прутики. | |
Работа с бумагой Квиллинг. Снежинки, игрушки. | Полоски офисной разноцветной бумаги, клей ПВА, гофрокартон. | |
Лепка Карандашница «Совушка-сова» или «Пенёк» | Папье-маше, соленое тесто, проволока, высокая консервная банка. | |
Фоторамка. | Упаковочный картон, соленое тесто, ракушки, песок, мелкие камушки. | |
Поделки из ненужных вещей Панно «Матрёшка» | Капроновые колготки, лоскуты разного цвета, упаковочный картон, шерстяные нитки, тесьма. | |
Шкатулка (из среза рулонной упаковки) | Срезы рулонного картона, гофробумага, льняной шпагат, кусочки кожи, атласная лента, клей ПВА | |
Куклы –актеры Пальчиковые куклы. | Лоскуты разного цвета, нитки, пуговки, тесьма, кусочки меха, кожи, синтепон. | |