Авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное творчество» (5–6 класс)
Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская средняя общеобразовательная школа №2
РАССМОТРЕНО на заседании МО классных руководителей Протокол № 1 от 29.08.2018 г. Руководитель МО _____________ (Быкадорова И.А.) |
СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по ВР Коломыцевой Е.Н. (Подпись) 29.08.2018 г. |
ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета Протокол № 1 от 01.09.2018 Председатель _______________ Т.Ю. Рубанова |
УТВЕРЖДАЮ Директор _______ Т.Ю. Рубанова. Приказ № 275 от 01.09.2018 г. |
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Кружок «Декоративно-прикладное творчество»
Уровень общего образования, класс: основное общее, 5, 6 класс
Направление деятельности: общекультурное
Количество часов в неделю: 1 час
Учитель: Гончарук В.С.
Квалификационная категория: первая
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Законы: Федеральный Закон от 29.12. 2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Программы: Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 1/15).
Постановления: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказы: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письма: письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- учебный план МБОУ ТСОШ №2 на 2018-2019 уч. год.
- УМК (только учебники и методические разработки)
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Актуальность программы обусловлена тем, что в условиях современного общества, не все черты социальной жизни позитивны, и восприятие их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой. В возможности научиться осваивать и применять этот необходимый опыт, является главной задачей программы.
При этом следует учитывать, что программа направлена на:
- создание условий для развития учащегося;
- ознакомление с технологическим процессом при изготовления изделий из различных материалов;
- участие в коллективной работе, по созданию обширной композиции, приуроченным к определенным событиям, темам;
- освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала;
- развитие мотиваций к совершенствованию и творческому мышлению;
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
- укрепление физического и психологического сознания;
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений, знаний и навыков, приобретаемых на занятиях, учащийся укрепляет свою значимость, принадлежность к системе позитивных социальных ценностей. У учащегося повышается самооценка, поскольку учащийся понимает, что существуют предметы и вещи, которые он может изготовить сам, причем таким образом, что это доставляет удовольствие и позитив окружающим его людям.
Одной из важнейших форм стимулирования учащихся к творческой деятельности - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий, где учащийся может реально увидеть результаты своей работы.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном выполнении работы, дается положительная оценка деятельности каждого учащегося, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию коллективного мышления, выработке творческих идей, фантазии. Творческий подход при изготовлении изделия, воспитанный в процессе занятий, учащиеся в дальнейшем смогут применять во всех видах общественно-полезной деятельности.
Применяемые формы занятий, такие как, урок-беседа, урок-лекция, групповые, комбинированные, урок-конкурс, способствуют формированию у учащегося к ответственности за выполнение своей работы. Оценка результатов по данной программе осуществляется в ходе занятий, с участием самих детей, родителей, одноклассников и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Подведение итогов проводится в форме выставок, участия в конкурсах различного уровня (школьный, муниципальный, региональный и др.).
В процессе реализации программы используются методы:
- словесные: лекции, беседы, викторины;
- наглядные: просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий;
- практические: изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий, действующих моделей.
Курс обучения планируется на один учебный год и включает в себя теоретическую и практическую части а также творческую работу.
Цель:
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через изучение традиций декоративно-прикладного творчества народов России
Задачи:
- выработать у воспитанников осознанное отношение к труду;
- прививать интерес к народному творчеству;
- пробудить желание совершенствоваться в данных направлениях декоративно-прикладного творчества;
- развивать способность творчески мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру, самостоятельность и аккуратность;
- развивать образное восприятие окружающего пространства;
- развивать у учеников внимание к творческим способностям и закрепить его в ходе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- формировать обще трудовые и начальные профессиональные умения;
- мотивировать к социальному выбору одной из профессий, связанных с декоративно-прикладным искусством;
- научить основным техникам изготовления поделок;
- организовать участие в конкурсах различного уровня (школьный, муниципальный, региональный и др.).
Работа кружка способствует:
- развитию разносторонней личности учащегося, воспитанию его воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;
- формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
- обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;
- умению обобщать свои жизненный представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Организационно-педагогические основы обучения.
Учебно-воспитательный процесс в объединении характеризуется следующими особенностями:
- воспитанники приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
- обучение организуется на добровольных началах;
- учащимся, представляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;
- педагогом создаются наиболее комфортные условия для учащихся на занятиях.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Учащиеся, прошедшие обучение по данной программе, должны:
- получить основные сведения о декоративно-прикладном искусстве;
- овладеть технологическими знаниями, умениями и навыками по использованию и преобразованию различных материалов; ---проявлять творческую активность;
- умело применять индивидуальные способности в процессе работы над коллективным проектом;
- креативно мыслить;
- проявлять инициативу, нестандартное мышление;
- овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;
- участвовать в конкурсах, добиваться положительных результатов в конкурсах;
- овладеть трудовыми навыками, быть готовым к труду и дальнейшей профессиональной деятельности.
Результативность: получение положительных отзывов за выполненную работу; оценки компетентных судей; -участие в разно уровневых конкурсах (муниципальных, региональных, всероссийских).
Критерии оценки выполненных работ:
- аккуратность;
- самостоятельность;
- индивидуальный стиль;
- использование нескольких техник при изготовлении изделия.
Каждое внеурочное занятие спланировано таким образом, чтобы в завершении учащийся видел результаты своего трудовой деятельности. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность проводить сравнительный анализ проделанной работы, важный не только для учителя, но и для учащихся.
В процессе занятий у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
2. обще трудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;
3. специальные: обработка ткани, плетение, вышивка крестом и пр.
Освоение любого практического навыка происходит в несколько этапов.
«Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения конкретного курса по внеурочной деятельности»
1. Личностные универсальные учебные действия: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия: способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.
2.2. Познавательные универсальные учебные действия:
формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
3. Предметные результаты: овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.
Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в коллективном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование.
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок. Рабочая программа рассчитана на 35 часов (35 недель, 1 час в неделю).
Содержание программы
№ |
Тема раздела |
Основное содержание по темам |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек». Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
2. |
Роспись по стеклу |
Из истории росписи по стеклу. Инструменты и приспособления. Знакомство с техникой росписи. Творческая работа: роспись на стекле (витражная роспись). |
16 |
3. |
Работа с бумагой |
Объемные композиции из бумаги. Техника папье -маше. Из истории папье-маше. Инструменты и приспособления. Возможности применения папье –маше. Поделки и игрушки из папье-маше. Обучение техники папье-маше. Модульное или объемное конструирование. Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п. Знакомство с возможными поделками из модулей. Обучение технике изготовления модулей и технике сборы поделки. Оформление поделок декоративными элементами. Объемное конструирование или квилинг. Знакомство с работами, выполненными в технике квилинг. Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции. |
17 |
Всего: 35 часов |
№ п/п |
Тема занятия |
К - во часы |
Планируемая дата. |
Фактическая дата. |
1. |
Введение в курс. История орнамента. Виды орнаментов. |
1 |
||
2. |
Практическое использование инструментов при построении орнамента |
1 |
||
3. |
Витражное искусство. |
1 |
||
4. |
Современный витраж. |
1 |
||
5. |
Графические материалы и средства витражного искусства. |
1 |
||
6. |
Графические материалы в искусстве витража. |
1 |
||
7. |
Графические средства в искусстве витража. |
1 |
||
8. |
Основные методы изображения предметов в витражном искусстве. |
1 |
||
9. |
Перспектива предметов. Передача перспективы в витражном искусстве. |
1 |
||
10. |
Композиция. Пропорция, форма, конструкция и объем предметов в витражном искусстве. |
1 |
||
11. |
Понятие цвета. Цвет в витражном искусстве. |
1 |
||
12. |
Создание собственных работ в технике витраж. |
1 |
||
13. |
Подбор и выполнение эскиза. |
1 |
||
14. |
Оформление работы. |
1 |
||
15. |
Оформление выставки собственных работ. |
1 |
||
16. |
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. |
1 |
||
17. |
Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга |
1 |
||
18. |
Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга |
1 |
||
19. |
Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга. |
1 |
||
20. |
Изготовление цветов в технике квиллинга |
1 |
||
21. |
Изготовление простых, несложных цветов |
1 |
||
22. |
Изготовление бахромчатых цветов |
1 |
||
23. |
Изготовление животных в технике |
1 |
||
24. |
Базовые формы |
1 |
||
25. |
Гофрированный картон. Занимательные игрушки |
1 |
||
26. |
Изготовление сувениров к празднику |
1 |
||
27. |
Наши эксперименты занимательные игрушки из бумаги (кораблики, самолетики) |
1 |
||
28. |
Оригами: транспорт (автомобиль, кораблик, лодка, пароход, парусник, танк) |
1 |
||
29. |
Аппликация: корзина с фруктами, ваза со цветами, вазочка с конфетами. |
1 |
||
30. |
Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна» |
1 |
||
31. |
Мозаика из сердечек или из бумажных салфеток |
1 |
||
32. |
Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги |
1 |
||
33. |
Папье-маше Стаканчик для цветочков и карандашей |
1 |
||
34. |
Хохлома. Элементы росписи. Орнаменты. Роспись изделий. |
1 |
||
35. |
Хохлома. Элементы росписи. Орнаменты. Роспись изделий. |
1 |
||
ИТОГО 35 часов |
Список электронных ресурсов и литературы
1. История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
2. Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
3. Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
4. Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php
5. Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm
6. Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/
7. Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/
8. Дизайн http://www.excentrika.ru/design
9. Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
10. Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.
11. Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003.
Татьяна