Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство» для 1 класса
«
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Декоративно-прикладное искусство».
Программа составлена для 1 класса,
срок реализации: 33 часа в год, 1 час в неделю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство» создает условия для духовно-нравственного воспитания, для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. На уроках декоративно-прикладного творчества в процессе практических занятий путём накопления опыта и навыков происходит формирование эстетического художественного вкуса детей. Ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии, воображения. В общении с прекрасным в творческом труде легче и быстрее развивается чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, стремление оберегать её, улучшать внешний и внутренний мир, то есть мы в праве говорить об экологии души учащихся, о нравственном воспитании.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Цель программы: создать условия для личностного роста, обучения и развития детей на основе национальных ценностей и народных традиций, творческая самореализация обучающегося; познакомить с символикой христианской веры, формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
содействие осознанию своих культурных и родовых корней;
приобщение к основам христианской веры;
формирование воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности;
воспитание и развитие нравственных качеств ребёнка через приобщение к искусству;
формирование положительного взаимоотношения между детьми в коллективе;
создание условий для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделия;
развитие глазомера, воображения, творческой активности, художественного вкуса, чувства формы, объёма, мелкой моторики рук, внимания, дисциплинированности в процессе выполнения практических работ;
развитие ассоциативного и образного мышления ребёнка через приобщение к творчеству;
воспитание потребности и развитие способности к эстетизации – вносить во все сферы деятельности гармонию;
формирование умений и навыков работы с материалами;
выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся;
способствование получению результата, удовлетворения, радости от собственной деятельности.
Программа составлена для 1 класса, срок реализации: 33 часа в год, 1 час в неделю.
Формы контроля.
Обучение безотметочное. Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринужденно. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребенка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой. Основной формой контроля являются выставки.
Основные формы работы.
Основной формой работы являются занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в результате изучения данного курса в 1 классе:
личностными результатами изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в 1-м классе является формирование следующих умений:
учащиеся получат возможность подробнее познакомиться с основами христианства в искусстве, познакомиться и опробовать различные художественные материалы с православной тематикой;
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
знать основные моральные нормы поведения;
знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы.
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
отвечать на простые вопросы учителя;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия;
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на занятии;
отвечать на вопросы учителя;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
слушать и понимать речь других;
допускать существование различных точек зрения;
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений:
уважительно относиться к труду людей;
называть некоторые профессии людей своего региона;
виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, панно, оригами на уровне общего представления;
названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними.
технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
виды отделки: раскрашивание, аппликации;
разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения;
различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа;
осуществлять контроль качества работы друг друга;
соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе;
резать ножницами;
соединять детали клеем;
эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;
лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание);
вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично;
анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий;
исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).
Содержание программы.
Вводное занятие. История искусства родного края. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях, материалами и оборудованием. (Занятие в форме беседы). (1 ч.)
Изготовление поделок из цветной бумаги. Разнообразие техник. Инструктаж по технике безопасности. Практическое занятие: изготовление гирлянды из цветной бумаги «Хор ангелов». (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление аппликации из цветной бумаги «Божий храм». (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление объемной поделки из цветной бумаги «Ваза с цветами». (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление объемной поделки «Бабочка». (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление объемной поделки из цветной бумаги «Моисей переходит через Чермное море». (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление поделки «Сердце в руках». Знакомство с симметрией. (1 ч.)
Знакомство с техникой «Квиллинг». История возникновения, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Инструктаж по правилам техники безопасности. (Занятие в форме беседы). (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление в технике «Квиллинг» поделки «Кот». Способы декоративного оформления готовых работ. (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление в технике «Квиллинг» поделки «Рыбка». Способы декоративного оформления готовых работ. (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление в технике «Квиллинг» поделки «Цыпленок». Способы декоративного оформления готовых работ. (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление в технике «Квиллинг» поделки «Сова». Способы декоративного оформления готовых работ. (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление в технике «Квиллинг» поделки «Барашек». Способы декоративного оформления готовых работ. (1 ч.)
Изготовление поделок из бросового материала. Инструктаж по правилам техники безопасности. Изготовление поделки «Ангел-хранитель» из яичной упаковки. (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление аппликации с помощью круп, макарон. (2 ч.)
Практическое занятие: изготовление декорированной карандашницы; (1 ч.)
Изготовление копилок из пластиковых бутылок. (1 ч.)
Изготовление игрушки из ниток. (2 ч.)
Знакомство с техникой «Скрапбукинг», основными инструментами и материалами, используемыми в работе. История возникновения. (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление закладок для Библии в технике «Скрапбукинг». (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление записной книжки в технике «Скрапбукинг». (2 ч.)
Практическое занятие: изготовление открытки в технике «Скрапбукинг». (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление Православного календаря в технике «Скрапбукинг». (2 ч.)
«Путешествие в Пластилинию». Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление кувшина из пластилина. (1 ч.)
Практическое занятие: изготовление макета «Колодец Иакова». (1 ч.)
Практическое занятие: аппликация из пластилина «Пасхальные яйца». (1 ч.)
Знакомство с техникой «Граттаж». Техника безопасности. Гравировка восковыми мелками «Свет и тьма». ( 1 ч.)
Выполнение работы в технике «Граттаж» на тему «Моя любимая игрушка». (1 ч.)
Тематическое планирование.
Тема | Количество часов |
История искусства Родного края. | 1 |
Изготовление поделок из цветной бумаги | 6 |
Изготовление работ в технике «Квиллинг» | 6 |
Изготовление поделок из бросового материала | 7 |
Изготовление работ в технике «Скрапбукинг» | 7 |
Путешествие в Пластилинию» | 4 |
Изготовление поделок в технике «Граттаж» | 2 |
Всего | 33 |
Календарно-тематический план.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | По плану | Фактически |
1 | Вводное занятие. История искусства родного края. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях, материалами и оборудованием. (Занятие в форме беседы). | 1 | 02.09-06.09 | |
2 | Изготовление поделок из цветной бумаги. Разнообразие техник. Инструктаж по технике безопасности. Практическое занятие: изготовление гирлянды из цветной бумаги «Хор ангелов». | 1 | 09.09-13.09 | |
3 | Практическое занятие: изготовление аппликации из цветной бумаги «Божий храм». | 1 | 16.09-20.09 | |
4 | Практическое занятие: изготовление объемной поделки из цветной бумаги «Ваза с цветами». | 1 | 23.09-27.09 | |
5 | Практическое занятие: изготовление объемной поделки «Бабочка» | 1 | 30.09-04.10 | |
6 | Практическое занятие: изготовление объемной поделки из цветной бумаги «Моисей переходит через Чермное море». | 1 | 07.12-11.10 | |
7 | Практическое занятие: изготовление поделки «Сердце в руках». Знакомство с симметрией. | 1 | 14.10-18.10 | |
8 | Знакомство с техникой «Квиллинг». История возникновения, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Инструктаж по правилам техники безопасности. (Занятие в форме беседы). | 1 | 21.10-25.10 | |
9 | Практическое занятие: изготовление в технике «Квиллинг» поделки «Кот». Способы декоративного оформления готовых работ. | 1 | 05.11-08.11 | |
10 | Практическое занятие: изготовление в технике «Квиллинг» поделки «Рыбка». Способы декоративного оформления готовых работ. | 1 | 11.11-15.11 | |
11 | Практическое занятие: изготовление в технике «Квиллинг» поделки «Цыпленок». Способы декоративного оформления готовых работ. | 1 | 18.11-22.11 | |
12 | Практическое занятие: изготовление в технике «Квиллинг» поделки «Сова». Способы декоративного оформления готовых работ. | 1 | 25.11-29.11 | |
13 | Практическое занятие: изготовление в технике «Квиллинг» поделки «Барашек». Способы декоративного оформления готовых работ. | 1 | 02.12-06.12 | |
14 | Изготовление поделок из бросового материала. Инструктаж по правилам техники безопасности. Изготовление поделки «Ангел-хранитель» из яичной упаковки. | 1 | 09.12-13.12 | |
15 | Практическое занятие: изготовление аппликации с помощью круп, макарон. | 2 | 16.12-20.12 23.12-27.12 | |
16 | Практическое занятие: изготовление декорированной карандашницы; | 1 | 09.01-10.01 | |
17 | Изготовление копилок из пластиковых бутылок. | 1 | 13.01-17.01 | |
18 | Изготовление игрушки из ниток. | 2 | 20.01-24.01 03.02-07.02 | |
19 | Знакомство с техникой «Скрапбукинг», основными инструментами и материалами, используемыми в работе. История возникновения. | 1 | 10.02-14.02 | |
20 | Практическое занятие: изготовление закладок для Библии в технике «Скрапбукинг». | 1 | 25.02-28.02 | |
21 | Практическое занятие: изготовление записной книжки в технике «Скрапбукинг» | 2 | 02.03-06.03 10.93-13.03 | |
22 | Практическое занятие: изготовление открытки в технике «Скрапбукинг». | 1 | 16.03-20.03 | |
23 | Практическое занятие: изготовление Православного календаря в технике «Скрапбукинг». | 2 | 23.03-27.03 30.03-03.04 | |
24 | «Путешествие в Пластилинию». Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. | 1 | 06.04-10.04 | |
25 | Практическое занятие: изготовление кувшина из пластилина. | 1 | 13.04-17.04 | |
26 | Практическое занятие: изготовление макета «Колодец Иакова». | 1 | 20.04-24.04 | |
27 | Практическое занятие: аппликация из пластилина «Пасхальные яйца». | 1 | 06.05-08.05 | |
28 | Знакомство с техникой «Граттаж». Техника безопасности. Гравировка восковыми мелками «Свет и тьма». | 1 | 12.05-15.05 | |
29 | Выполнение работы в технике «Граттаж» на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | 18.05-22.05 | |
Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2012.
Кожина О.А. Программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011.
Образовательные технологии: Сборник материалов. – М.: Баланс, 2012. – 160 с.
Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) русской православной церкви на территории Российской Федерации. - Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2013.