Программа объединения «Декоративно-прикладное творчество»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия по программе курса «Декоративно-прикладное творчество» являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.
Занятия данной направленности готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами и формами выражения, развивают воображение и творческие способности.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством способствует изменению отношения обучающегося к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что соответствует основным ориентирам федеральных государственного образовательного стандарта.
При реализации данной программы создаются условия для эффективного развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся.
Программа отличается от других программ широким спектром направлений декоративно - прикладной деятельности и глубиной изучения отдельных видов декоративно - прикладного творчества. Она является образовательной, комплексной, интегрированной в области декоративно- прикладного творчества. В программу включены следующие модули: художественное изображение, лоскутная аппликация, аппликация из природного материала, работа с современным материалами: фоамираном, холодным фарфором, занятия макраме, лепка, бисероплетение, работа в технике «мокрая бумага» и т.д., которые логически развивают и дополняют друг друга. Программа носит вариативный характер, и поэтому модули могут меняться с учетом потребностей и материально - технических возможностей обучающихся (в пределах объема часов программы).
Программа составлена с соблюдением психолого - педагогических и санитарных норм. В ней предусматривается теоретические занятия и практическая работа по изготовлению: поделок, изделий, экспонатов. В конце изучения каждого раздела организуется выставка. Программа направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося .
Условиями успешного освоения всего объема материала программы являются:
- системный подход к организации образовательного процесса, позволяющего повысить познавательный интерес к декоративно - прикладному творчеству на основе индивидуального подхода с учетом психофизических, художественных и личностных особенностей подростков;
- комплексно - интегрированный подход, учет межпредметных связей в освоении декоративно - прикладной деятельности;
- применение инновационных методов и индивидуально - коллективных форм художественно - познавательной деятельности;
- создание эмоционально комфортной атмосферы на занятиях, активизирующей творческую деятельность обучающихся.
Программа является не только обучающей, но и воспитывающей, т.к. воспитание творческой личности - одна из задач, на которую нацелена программа. В процессе обучения необходимо опираться на принципы, обозначенные в Законе РФ «Об образовании»:
- гуманности, духовности, гражданственности, нравственности;
- индивидуальности каждого ребенка, его возможностей и способностей, самобытности;
- принцип практической личности.
Цель программы:
- привитие интереса к декоративно - прикладному творчеству,
- формирование творческой активности обучающихся через их практическую деятельность творчеством,
- содействие становлению личности путем создания развивающей среды, атмосферы сотрудничества для творческого развития и проявления индивидуальных способностей ребенка.
Основные задачи:
Обучающие: включение обучающихся в различные виды познавательной, творческой деятельности, требующей проявления инициативы и самостоятельности, приобщение к народным художественным промыслам и ремеслам России, раскрытие истоков народного творчества, изучение законов композиции, орнамента, формирование умений и навыков при выполнении самостоятельных работ, расширение кругозора.
Развивающие: развитие творческих способностей, фантазии, творческого воображения, формирование художественно - творческой активности, развитие умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края, формирование трудолюбия, самостоятельности, творческой инициативы.
Воспитательные: воспитание художественного вкуса, терпения, усидчивости, аккуратности, формирование культуры взаимодействия с окружающим миром, создание благоприятной творческой атмосферы для раскрытия и реализации ребенка как личности.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Социальные:
- знание национально-культурных особенностей, традиций в своей стране и зарубежных странах; применение этих знаний в различных ситуациях формального и не формального межличностного и межкультурного общения;
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- умение пользоваться справочным материалом;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в технических форумах, фестивалях, слетов и др.;
- стремление к знакомству с образцами оригиналов техники, технических конструкций, моделей, художественного творчества разных народов.
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденциях в сфере техники (дизайна, архитектуры, искусства, народных промыслов и т.д.)
- умение рационально планировать свой труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом;
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт);
- участие в общественно полезных делах.
Программа рассчитана на обучающихся с 7 лет до 14 лет продолжительность освоения 3 года. Первый год обучения делится на два уровня: поисково - диагностический и практический. Второй и третий год обучения включает в себя творческий уровень.
1 год обучения - поисково - диагностический, позволяет обучающимся попробовать себя во всех предлагаемых направлениях практической деятельности и выбрать желаемое. Итогом поисково - диагностического уровня является устойчивый интерес к одному или нескольким направлениям декоративно - прикладного творчества. Показателем практических умений и навыков является правильное и аккуратное выполнение работ. Практический уровень. Обучающиеся овладевают практическими знаниями и умениями по одному или нескольким видам декоративно - прикладного творчества, самостоятельно изготавливают изделия, экспонаты. По окончании учебного года обучающиеся представляют экспонаты на итоговую выставку. Обучающиеся успешно освоившие программу, переходят на второй год обучения.
2 и 3 год обучения - творческий. Обучающиеся самостоятельно выполняют работы по собственным эскизам, разрабатывают и защищают проекты. Высокий уровень выполнения работ. Обучающиеся активно участвуют в итоговой выставке объединения, представляют свои работы на городскую выставку.
Уровень и длительность обучения для каждого обучающегося определяется индивидуально (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, практических возможностей).
Программа строится на принципах:
- принцип добровольности, гуманизма, свободного развития личности, самоценности ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личного развития обучающегося («ситуация успеха»);
- принцип доступности обучения;
- принцип природосообразности: учет возрастных возможностей;
- принцип индивидуально- личностной ориентации развития творческой инициативы ребенка;
- принцип культуросообразности: ориентация на потребности ребенка, адаптация к современным условиям жизни общества.
- принцип креативности;
- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности в обучении.
Методы обучения
- словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);
- наглядный (показ, демонстрация образцов);
- практический (выполнение работ с применением полученных знаний);
- объяснительно - иллюстрационный;
- репродуктивный;
- частично - поисковый;
- исследовательский;
- проблемный.
Формы организации педагогической деятельности
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- консультативная работа;
- разработка проектов;
- экскурсия;
- творческая мастерская.
Программа построена так, что изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения.
Особое внимание уделено изучению национальных традиций.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся 1 года обучения должны
знать:
- историю народного декоративно - прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел России, правила техники безопасности, организацию рабочего места;
- основы композиции, подбора и применения инструментов и приспособлений для выполнения работ;
- способы перевода рисунка на ткань, бумагу, фанеру, стекло и т.д.;
уметь:
- правильно применять инструменты, приспособления и материалы;
- подбирать цвет для создания различных цветовых сочетаний;
- самостоятельно выполнять несложные изделия.
Обучающиеся 2 года обучения должны
знать:
- законы составления композиции орнамента и применения их на практике;
- особенности народного декоративно - прикладного искусства Донского края;
- разнообразные приемы работы с бросовым, природным материалом;
уметь:
- самостоятельно подбирать материал для работы, выполнять зарисовки эскизов, переводить рисунок, составлять цветовое и композиционное решения изделий;
- самостоятельно выполнять работу в различных техниках;
- проводить окончательную обработку изделий и декоративное оформление изделий.
Содержание программы первого года.
Группа первого года обучения формируется из детей 7- 10 летнего возраста, группы разновозрастные по 12 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, общее количество за год 144.
В течение первого года обучения обучающиеся получают устойчивые знания и навыки работы с инструментами (ножницы, кусачки, шило, плоскогубцы, стеки, лобзики, бокорезы и т.д.)
Программа первого года обучения охватывает также круг первоначальных знаний , умений и навыков, необходимых для создания эскизов и изготовления изделий и экспонатов.
В обучении, в основном, преобладают словесные, наглядные и репродуктивные методы. Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному». Для обучающихся первого года основной формой организации занятий является фронтальная. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся.
Свобода выбора занятий, стимулирование творческой активности обучающихся, отсутствие принуждения, развитие их способности к самостоятельному решению возникших проблем во время изготовления эскизов и изготовлении поделок делают объединение декоративно- прикладного творчества наиболее привлекательным для обучающихся.
В первый год важно развить у обучающихся познавательную активность, расширить сферу приложения сил. К концу первого года обучения обучающийся должен иметь представление о народных промыслах и традициях России и Донского края.
Тематический план
первого года обучения
№ п\п | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Вводный мониторинг | 2 | 2 | |
3 | Основы художественного изображения | 24 | 4 | 20 |
4 | Орнамент в искусстве народов мира | 18 | 4 | 14 |
5 | Художественные формы аппликации, бумажная пластика. | 24 | 4 | 20 |
6 | Промежуточный мониторинг | 2 | 2 | |
7 | Основы художественного ремесла | 32 | 8 | 24 |
8 | Декоративно- оформительская работа | 32 | 5 | 27 |
9 | Итоговая выставка | 4 | 1 | 3 |
10 | Итоговый мониторинг | 2 | 2 | |
8 | Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО | 144 | 36 | 108 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие.
Цель, задачи, содержание работы объединения на учебный год. Правила поведения в объединении, знакомство с традициями кружка, демонстрация ранее сделанных работ кружковцев. Выявление интересов и наклонностей учащихся, а также ранее приобретенных умений.
2. Вводный мониторинг. Тестирование бучающихся для определения уровня знаний, умений и навыков.
3.Основы художественного изображения.
Теоретическая часть: Изучают средства художественной выразительности ( цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция), получая элементарные представления о них.
Практическая часть: Эстетические знания и художественно- графические умения и навыки, необходимые для приобщения обучающихся к художественной культуре. Работа с геометрическими фигурами.
4.Орнамент в искусстве народов мира.
Теоретическая часть: Изучение различных орнаментных композиций. Традиционные русские орнаменты, архитектурные орнаменты, используемые на протяжении всей истории Руси. Отличительные черты народного орнамента.
Практическая часть: Разрабатывают орнаментальные композиции, определяют наиболее интересные их варианты для украшения домашней утвари. Обучающиеся не только повторяют классические образцы, но и ищут собственные композиционные решения.
5.Художественные формы аппликации, бумажная пластика.
Теоретическая часть: Знакомство с техникой аппликации народных мастеров, использование простейших способов создания зеркальной симметрии. Изучение видов аппликаций (обрывание, вырезание), учатся комбинировать приемы вырезания с приемами обрывания для достижения выразительного образа. Бумажная пластика: моделирование и конструирование (сгибание, складывание, вырезание) создание фигурок животных и птиц приемом сгибания листа белой бумаги вдвое и вырезание силуэтов; достижения устойчивости фигурок на плоскости. Знакомство с простейшими приемами техники оригами: обучающиеся узнают о новых формах декоративной композиции.
Практическая часть: На практических занятиях обучающимся предлагается индивидуальная и коллективная импровизация. Художественное конструирование из бумаги , объемное конструирование строений, техническое конструирование на основе геометрических тел. Изготовление оригинальных изделий на основе показа различных вариантов рациональных способов складывания бумаги.
6. Промежуточный мониторинг. Тестирование обучающихся для определения уровня знаний, умений и навыков.
7.Основы художественного ремесла.
Теоретическая часть: Ознакомление с разнообразными русскими ремеслами, их развитием и новинками. Знакомство с произведениями народных мастеров. Знакомство с последовательностью изготовления глиняной игрушки: заготовка куска глины, сгибание и вытягивание заготовки для получения основных частей игрушки; освоение разных способов лепки изделий из глины. Обучающиеся учатся создавать эскизы для росписи глиняных поделок и уже с приобретенными навыками расписывают поделки. Обучающиеся получают представление об эстетике народного творчества с природными материалами; заготовка и применение природных материалов.
Практическая часть: Обучающиеся учатся экспериментировать путем сочетания природных материалов с материалами природного происхождения, поиск сочетаний природных материалов для получения выразительного образа. С уже полученными навыками обучающиеся изготавливают сувениры. При изготовлении сувениров в первую очередь кружковцы узнают о народном искусстве, национальной культуры страны. Отражение самобытности, художественного гения народа. Обучающиеся приобретают уже практическое умение использовать орнаменты, природный материал и декоративную композицию в изготовлении народного сувенира.
8.Декоративно - оформительская работа.
Теоретическая часть: Знакомство с традиционными приемами декоративного оформления, элементами декора. Углубление интереса к украшению своих работ. Знакомство со стилями и способами их сочетания.
Практическая часть: Учатся комбинировать при оформлении элементы разные по стилю, правильному расположению элементов декоративного оформления в пространстве. Развитие эстетических представлений, трудовых навыков и творческого опыта в процессе различных видов художественного оформления.
9.Выставка работ
Выставка является наглядным показателем работы обучающихся их творческих достижений. Отбор и оформление экспонатов.
10. Итоговый мониторинг. Тестирование обучающихся для определения уровня знаний, умений и навыков.
10.Заключительное занятие
Подведение итогов учебного года. Перспективы последующей деятельности обучающихся в новом учебном году Определение достигнутого уровня знаний и умений.
Содержание программы второго и третьего года обучения.
Объединение второго и третьего года обучения формируется из детей 10- 14 летнего возраста, группы разновозрастные по 10-12 человек, занятие проводятся три раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов в год 216.
Образовательный процесс 2-го и 3-го года обучения осуществляется на основе практических методов: метода самостоятельной работы, дедуктивный метод (обучающиеся опираясь на полученные знания делают свои индивидуальные умозаключения). Все это стимулирует дальнейшее развитие творческого потенциала ребенка. Обучающиеся приобретают новые и совершенствуют имеющиеся у них способности. Результатом обучения является развитие комплекса качеств творческой личности: умственной активности, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы.
Для обучающихся второго и третьего года обучения основной формой организации является коллективная и индивидуальная форма работы. Из практики известно, что процесс обучения в объединении идет более успешно у тех детей, у которых сформировано положительное отношение к занятиям, есть познавательный интерес, потребность в приобретении новых знаний и умений. Для стимулирования положительного отношения к занятиям декоративно - прикладным творчеством рекомендуется использовать выставки, конкурсы, досуговые мероприятия, дискуссии с использованием упражнений и задач по развитию творческой фантазии обучающихся.
Тематический план
второго года обучения
№ п\п | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Организационное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Основы художественного выражения | 24 | 5 | 19 |
3 | Орнамент в искусстве народов мира | 14 | 3 | 11 |
4 | Народный орнамент России | 12 | 1 | 11 |
5 | Бумажная пластика | 28 | 4 | 24 |
6 | Художественная лепка | 34 | 3 | 31 |
7 | Художественное выпиливание | 30 | 3 | 27 |
8 | Основы художественного ремесла | 42 | 3 | 39 |
9 | Основы художественного декорирования | 16 | 4 | 12 |
10 | Проектная деятельность | 10 | 3 | 7 |
11 | Итоговая выставка | 2 | 1 | 1 |
12 | Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО | 216 | 34 | 182 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Планы работы объединения на учебный год, техника безопасности, беседа о правилах поведения обучающихся в общественных местах.
Основы художественного выражения.
Теоретическая часть: В этом разделе учащиеся узнают о композиции из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета; зрительный порядок из хаоса (мелодия); узнают о какофонии- гармонии цвета (звука). Формотворчество, миниатюра в России, история развития.
Практическая часть: Учатся использовать при изображении резко противоположные цвета; учатся изображать декоративные образы на основе жизненных впечатлений. Изображение миниатюры (пейзажи)
3. Орнамент в искусстве народов мира.
Теоретическая часть: Обобщение и систематизация знаний; назначение орнамента; опосредованное отражение родной природы в орнаменте. Узнают о многообразии мотивов; связи материалов, назначение художественной вещи. Орнамент и народная музыка (песня, танцы), сказки. Взаимосвязь ритмов, мотивов, образов. Роль орнамента в создании архитектурно- художественной среды.
Практическая часть: Построение орнаментальных композиций. Выполнение эскизов архитектурного орнамента. Составление симметричных орнаментов и орнаментов в розетке.
Народный орнамент России.
Теоретическая часть: Изучение главных отличительных признаков произведений народного искусства, решение художественно - творческих задач на основе творческих принципов народного искусства. Характерный ансамбль художественных вещей: крестьянской избы, народных праздничных костюмов, воинское снаряжение.
Практическая часть: Создание эскизов народного костюма, убранства избы. Изготовление макетов жилища. Изготовление сувениров и роспись в народном стиле.
5. Бумажная пластика
Теоретическая часть: Углубление эстетических представлений о видах художественного труда с бумагой. Познание новых свойств бумаги, которые могут быть использованы при макетировании, конструировании и т.д.
Практическая часть: Изготовление многомодульных изделий методом моделирования. Ввполнение ком позиций в технике «мокрая бумага». Совершенствование приемов плетения. Получение навыков художественного конструирования, моделирования, объемного конструирование. Изготовление архитектурных сооружений.
6.Художественная лепка
Теоретическая часть: Знакомство с приемами лепки из соленого теста.
Практическая часть: Развитие умений лепки фигуры человека, животных. Учатся выполнять композиции, в которых отражаются характерные черты обычного человека и героев сказок, былин: преувеличение пропорций, необычность движения и т.д.
7. Художественное выпиливание
Теоретическая часть: Правила и приемы выпиливания лобзиком. Правила обработки древесины. Работа с выжигателем: способы и приемы. А также правила работы с выжигателем.
Практическая часть: Изготовление сувенира из фанеры. Оформительская работа.
8. Декоративно оформительская работа
Теоретическая часть: Знакомство с композицией в которой выражается идейно- художественное содержание. Знакомство с интерьерами традиционного народного жилища, в котором художественные вещи, выполненные из природного материала и глины, несут эстетическую и практическую функции.
Практическая часть: Развитие умений лепки различных фигур. Учатся выполнять композиции, в которых отражаются характерные черты обычного человека и героев сказок, былин: преувеличение пропорций, необычность движения и т.д.
9 . Основы художественного ремесла
Теоретическая часть: На занятиях обучающиеся узнают об историях ремесел, их историческое начало и развитие и как одно из ремесел бисероплетение. История возникновения бисера. Искусство «Бонсай» в бисероплетении
Практическая часть: Освоение и ознакомление с новыми видами плетения, составление цветочных композиций, плетение «бонсай». Плетение разными способами украшения. Обучающиеся узнают об истории возникновения украшений их традиционное применение. Учатся создавать из бисера предметы декора.
10.Основы художественного декорирования
Теоретическая часть: На занятиях обучающиеся узнают о стиле, моде, дизайне: архитектурном, ландшафтном. Значение декорирования в современной жизни.
Практическая часть: Учатся придавать обычным предметам эстетический вид, учатся приемам работы с фоамираном, изготавливать предметы декора по стилю и по замыслу.
11. Подготовка к итоговой выставке.
Задачей выставки является наглядный показ работ обучающихся их достижений и художественного развития в декоративно - прикладном творчестве.
12.Заключительное занятие
Подведение итогов работы объединения за год, обсуждение планов работы объединения в летний период.
Тематический план
третьего года обучения
№ п\п | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Художественная лепка | 30 | 4 | 26 |
3 | Акварельное изображение | 16 | 3 | 13 |
4 | Основы художественного ремесла | 36 | 5 | 31 |
5 | Декоративно-оформительская работа | 30 | 5 | 25 |
6 | Художественное ремесло на основе народного искусства | 28 | 3 | 25 |
7 | Работа с природным материалом | 20 | 2 | 18 |
8 | Проектная деятельность | 48 | 7 | 41 |
9 | Итоговая выставка, мониторинг | 4 | 2 | 2 |
10 | Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО | 216 | 35 | 181 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие
Планы работы объединения на учебный год, техника безопасности, беседа о правилах поведения обучающихся в общественных местах.
2.Художественная лепка
Теоретическая часть: Лепка из соленого теста - одно из направлений народного творчества.
Практическая часть: Работа с соленым тестом, изготовление сюжетной композиции.
3. Акварельное изображение.
Теоретическая часть: Обобщение и систематизация знаний; Знакомство с акварельным искусством. Работа с палитрой красок, получение цветов и оттенков.
Практическая часть: Выбор эскиза, работа с акварелью.
4.Основы художественного ремесла.
Теоретическая часть: Изучение главных отличительных признаков произведений народного искусства, История возникновения ленточной вышивки.
Практическая часть: Работа с эскизом, вышивка лентами.
5.Декоративно-оформительская работа.
Теоретическая часть: История возникновения фарфора, разнообразие фарфоровых изделий, понятие «холодный фарфор», приемы работы с ним.
Практическая часть: Изготовление изделия из холодного фарфора по собственному замыслу.
6. Художественное ремесло на основе народного искусства.
Теоретическая часть: В этом разделе учащиеся узнают о кукольном искусстве в народном творчестве России.
Практическая часть: Раскрой и шитье куклы и одежды на нее.
7. Работа с природным материалом
Теоретическая часть: Правила работы с природным материалом. Свойства природного материала.
Практическая часть: Изготовление композиции из природного материала
8 . Проектная деятельность.
Теоретическая часть: Проект как самостоятельная творческая работа обучающихся. Выбор темы проекта. Решение конструкторско- технологических задач.
Практическая часть: Выполнение проекта, оформление проектной документации.
9. Подготовка к итоговой выставке.
Задачей выставки является наглядный показ работ обучающихся их достижений и художественного развития в декоративно- прикладном творчестве.
10.Заключительное занятие
Подведение итогов работы кружка за год, обсуждение планов работы объединения в летний период.
ИНСТРУМЕНТЫ: ножницы, шило, лобзик, пилочки для лобзика, ножовка по дереву, электропаяльник, чертежный инструмент, угольник, киянки, напильники, выжигатель, плоскогубцы, надфили, молоток, иглы, крючки, кисточки.
МАТЕРИАЛЫ: древесина, фанера, шпат, ватман, картон, наждачная бумага, карандаши, краски, гуашь, клей ПВА, клей «Момен»т, нитки, фоамиран.
Литература для педагогов 1.Геронимус Т. «Работаем с удовольствием», Москва, «АСТ – Пресс», 1998. 2.Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование», Москва, Просвещение, 1982. 3.Леонова О. «Рисуем нитью», Санкт-Петербург, издательский дом «Литера», 2005. 4.Никандров Н. Н. «Малышам о природе», Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 1993. 5.Перевертень Г. И. «Техническое творчество в начальных классах», Москва, Просвещение, 1988. 6.Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», издательский дом «Федоров», 2001. 7.Романина В.И. «Дидактический материал по трудовому обучению», Москва, Просвещение, 1991. 8.Руссков С.П. «Детское творчество на уроках трудового обучения», Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1993. 9.Руссков С.П. «На пути к творчеству», Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1997. 10.Стахурский А.Е., Тарасов Б.В. «Техническое моделирование в начальных классах», Москва, Просвещение, 1974. 11.Столяров Ю.С., Комский Д.М.»Техническое творчество учащихся», Москва, 1989.
Литература для обучающихся
1.З.А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - М.: 1986 г.
2.Т.Б. Митлянская «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего востока» - М .; 1983г.
3.Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» - М.; 1984г.,
«Техническое творчество.»- М.; 1988г.
3.З.В. Литшван «Конструирование» - М 1981 год.
4.Журналы: «Умелые руки», «Левша», «Досуг», приложение «Домовенок».
5.Ю. Максимов «У истоков мастерства» М.: 1983.
6.Соколовская М.М. «Макраме» - М.: 1983
7.Кузмина «Макраме» - М.: 1989
8.А.Краузе «Древнее искусство» М.: 1992
9.Рукоделие «Большая Российская Энциклопедия» М.: 1993
10.Козлова Т.В. «Основы художественного проектирования изделий»
М.: 1987
11.Сосинина Т.М. «Художественное плетение» - М.: 1985
12.Аксенов Ю.Т. , Левидова М.М. «Цвет и линия» - М 1976
13.Журналы: «Сделай сам», «Наука и жизнь», «Работница», «Валентина», «Золушка» и т.д.
Литература для родителей
1.Богачкина, Н.А. «Как преодолеть детскую застенчивость.» / Р.Н. Сиренко, Н.А. Богачкина. – Серия «Психология - детям, психология о детях». – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 c. 2.Лободина С. «Как развить способности ребенка.» — СПб.: Питер Паблишинг, 1997 3.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры.» – М.: Просвещение, 1990. – 160 с. 4.Рахматшаева В. «Грамматика общения.» — М.: Семья и школа, 1995. 5.Марунич Е. «Взаимоотношения старшеклассников с родителями»/ Е. 6.Марунич Е. «Воспитание школьников.» - 2002. - N: 5. - С. 56-57. 7.Пятаков Е. «Подросток и криминал: Не допустить, не навредить, не перестараться.» Е. Пятаков // Народное образование. - 2009. - №: 1. - С. 227- 238. 8.Савина Н. Н. «Социально-психологический портрет современных подростков» Н. Н. Савина «Воспитание школьников.» - 2010. - №: 8. - С. 28-33. 9.Сидорова А. «Влияние компьютерных игр на поведение подростков» А. Сидорова «Воспитание школьников.» - 2007. - №: 7. - С. 61-62 10.Юревич А.В. «Нравственное состояние современного российского общества»А.В. Юревич // Социс. - 2009. - №: 10. - С. 70-79.
Календарный план
Объединение Декоративно - прикладное творчество
Педагог Вихрова Ольга Ивановна
Год обучения первый год обучения
№ п/п | Тема | Кол. часов | Теория. | Практика | Примечание | Дата план | Дата факт |
I | Организационное занятие | 2 | 2 | | | | |
1 | Вводный инструктаж по охране труда. Правила поведения в объединении. | | 2 | | | | |
II | Вводный мониторинг | 2 | 2 | | | | |
2 | Мониторинг | | 2 | | | | |
III | Основы художественного изображения. | 24 | 4 | 20 | | | |
3 | Средства художественной выразительности: линия, форма, цвет, композиция. | 2 | 1 | 1 | | | |
4 | Составление палитры теплых и холодных цветов для выполнения рисунка «Осеннее настроение» | 2 | | 2 | | | |
5 | Работа с акварельными красками | 2 | | 2 | | | |
6 | Составление композиций «Радость», «Грозное небо» | 2 | | 2 | | | |
7 | Декоративная тематическая композиция «Лесные ягоды» | 2 | | 2 | | | |
8 | Графические материалы. Выражения линиями, пятнами, точками ощущения плавно, резко. | 2 | | 2 | | | |
9 | Работа с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | 2 | 2 | | | | |
10 | Работа с цветной бумагой, вырезание геометрических фигур. Подбор фона для аппликации. | 2 | | 2 | | | |
11 | Изготовление аппликации из геометрических фигур «Хоровод» | 2 | 1 | 1 | | | |
12 | Выполнение рисунков по загадкам, былинам, сказкам | 2 | | 2 | | | |
13 | Выполнение аппликации по загадкам, былинам, сказкам. | 2 | | 2 | | | |
14 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
IV | Орнамент в искусстве народов мира | 18 | 4 | 14 | | | |
15 | Орнамент - одна из областей художественной культуры. Техника безопасности. | 2 | 2 | | | | |
16 | Многообразие форм и мотивов орнамента (геометрические, растительные) | 2 | 1 | 1 | | | |
17 | Изображение геометрического орнамента | 2 | | 2 | | | |
18 | Линейный орнамент - бордюр. Схематическое изображение линейных орнаментов. | 2 | 1 | 1 | | | |
19 | Ритмическое построение линейного орнамента | 2 | | 2 | | | |
20 | Симметрия в орнаменте. Орнамент в розетке. Вырезание симметричного листка, цветка. | 2 | | 2 | | | |
21 | Декоративное оформление орнаментом отдельных предметов. | 2 | | 2 | | | |
22 | Составление из мозаики различ-ных орнаментальных узоров | 2 | | 2 | | | |
23 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
V | Художественные формы аппли-кации, бумажная пластика | 24 | 4 | 20 | | | |
24 | Формы аппликаций. Приемы достижения выразительности (вырезание, обрывание) Техника безопасности | 2 | 2 | | | | |
25 | Композиция из комочков бумаги. Изготовление аппликации «Мимоза» | 2 | | 2 | | | |
26 | Изготовление аппликации из салфеток « Цветок» | 2 | | 2 | | | |
27 | Работа с в технике «мокрая бумага». Правила, приемы. | 2 | | 2 | | | |
28 | Изготовление композиции из мокрой бумаги «Березка» | 2 | | 2 | | | |
29 | Оформление работы красками. | 2 | 1 | 1 | | | |
30 | Оформление работы (приклеивание на основу, изготовление рамки) | 2 | | 2 | | | |
31 | Знакомство с простейшими приемами плетения из бумаги. «Корзина» | 2 | | 2 | | | |
32 | Изготовление корзины, оформление, доработка. | 2 | | 2 | | | |
33 | Знакомство с приемами «оригами». Выполнение простейших моделей. | 2 | | 2 | | | |
34 | Изготовление модульных моделей и фигур животных в технике «оригами». | 2 | 1 | 1 | | | |
35 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
VI | Промежуточный мониторинг | 2 | 2 | | | | |
36 | Мониторинг | | 2 | | | | |
VII | Основы художественного ремесла | 32 | 8 | 24 | | | |
37 | Природный материал, его свойства. Техника безопасности. | 2 | 2 | | | | |
38 | Представление об эстетике творчества в работе с природным материалом | 2 | 2 | | | | |
39 | Аппликация из листьев и семян различной формы (бабочки, птички, цветы) | 2 | | 2 | | | |
40 | Создание простейших композиций из веток, сухих листьев и цветов | 2 | | 2 | | | |
41 | Изготовление композиций из шишек | 2 | | 2 | | | |
42 | Изготовление аппликации из шпона «Звезда» | 2 | | 2 | | | |
43 | Изготовление аппликации из шпона на свободную тему | 2 | | 2 | | | |
44 | Изготовление композиции из колючек «Ежик» | 2 | | 2 | | | |
45 | Аппликация из ракушек «Морское дно» | 2 | | 2 | | | |
46 | Знакомство с глиной как с художественным материалом. Техника безопасности | 2 | 2 | | | | |
47 | Лепка геометрических фигур. Составление композиции. | 2 | | 2 | | | |
48 | Лепка с натуры «Матрешка» | 2 | | 2 | | | |
49 | Доработка изделия «Матрешка». Оформление. Техника безопасности | 2 | 2 | | | | |
50 | Изготовление фигур животных из глины по собственному замыслу.. | 2 | | 2 | | | |
51 | Доработка, изготовление изделий. Составление композиции. | 2 | | 2 | | | |
52 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
VIII | Декоративно - оформительская работа | 32 | 5 | 27 | | | |
53 | Значение декорирования в современной жизни. Техника безопасности | 2 | 2 | | | | |
54 | Декоративное оформление предмета по выбору. Формотвор-чество | 2 | | 2 | | | |
55 | Декоративное оформление рамки (для фотографий или картин) | 2 | | 2 | | | |
56 | Изготовление предметов декора (по выбору) | 2 | | 2 | | | |
57 | Изготовление предметов декора (по выбору) | 2 | | 2 | | | |
58 | Изготовление предметов декора (по выбору) | 2 | | 2 | | | |
59 | Составление композиции из изготовленных предметов декора | 2 | | 2 | | | |
60 | Составление тематической композиции в технике пластилиновая живопись».«Времена года» | 2 | | 2 | | | |
61 | Доработка композиции. | 2 | | 2 | | | |
62 | Оформление композиции 2Времена года» | 2 | | 2 | | | |
63 | Декорирование архитектурных сооружений. Стили и орнаменты. | 2 | 2 | | | | |
64 | Выбор архитектурного сооружения, подбор материалов и инструментов | 2 | 1 | 1 | | | |
65 | Изготовление разверток деталей | 2 | | 2 | | | |
66 | Склеивание деталей здания | 2 | | 2 | | | |
67 | Декоративное оформление здания | 2 | | 2 | | | |
68 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
IX | Итоговая выставка | 4 | 1 | 3 | | | |
69 | Подготовка к итоговой выставке | 2 | | 2 | | | |
70 | Итоговая выставка | 2 | 1 | 1 | | | |
X | Итоговый мониторинг | 2 | 2 | | | | |
71 | Мониторинг | | 2 | | | | |
XI | Заключительное занятие | 2 | 2 | | | | |
72 | Заключительное занятие | 2 | 2 | | | | |
| Итого | 144 | 36 | 108 | | | |
Календарный план
Объединения «Декоративно- прикладное творчество»
Педагог Вихрова Ольга Ивановна
Год обучения второй год обучения
№ п/п | Тема | кол-во часов | теор | практ | примечания | Дата план | Дата факт |
I | Организационное занятие | 2 | 2 | | | | |
1 | Техника безопасности. Правила поведения в объединении. | | 2 | | | | |
II | Основы художественного выражения | 24 | 5 | 19 | | | |
2 | Вводный мониторинг | 2 | 2 | | | | |
3 | Наброски с натуры и по памяти геометрических тел, предметов быта, овощей, фруктов | 2 | | 2 | | | |
4 | Значение композиции как средства для выражения идейного художественного содержания | 2 | 2 | | | | |
5 | Изображение композиции используя резко противоположные цвета | 2 | | 2 | | | |
6 | Изображение композиции с использованием холодных оттенков | 2 | | 2 | | | |
7 | Изображение пейзажа (эскиз карандашом) | 2 | | 2 | | | |
8 | Изображение пейзажа в цвете | 2 | | 2 | | | |
9 | Создание эскиза рисунков декоративно- тематической компози-ции на тему легенд, мифов, сказок | 2 | | 2 | | | |
10 | Доработка эскиза | 2 | | 2 | | | |
11 | Создание декоративного образа на основе жизненных впечатлений | 2 | | 2 | | | |
12 | История развития миниатюры в России. Изображение миниатюры | 2 | 1 | 1 | | | |
13 | Выставка-галерея | 2 | | 2 | | | |
III | Орнамент в искусстве народов мира | 14 | 3 | 11 | | | |
14 | Орнамент как область художественной культуры нашей страны и народов мира. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | | | | |
15 | Построение орнаментальной композиции в розетке. | 2 | | 2 | | | |
16 | Орнамент для салфетки. Выполнение эскиза | 2 | | 2 | | | |
17 | Орнамент для салфетки. Выполнение в цвете. | 2 | | 2 | | | |
18 | Роль орнамента в создании архитектурно- художественной среды | 2 | 1 | 1 | | | |
19 | Выполнение эскиза архитектурного орнамента (по выбору) | 2 | | 2 | | | |
20 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
IV | Народный орнамент России | 12 | 1 | 11 | | | |
21 | Изучение главных отличительных признаков Русского орнамента. Создание эскиза орнамента | 2 | 1 | 1 | | | |
22 | Создание эскиза народного праздничного костюма | 2 | | 2 | | | |
23 | Работа с эскизом, оформление, доработка | 2 | | 2 | | | |
24 | Интерьер крестьянской избы. Изучение эскизов, создание собственного. | 2 | | 2 | | | |
25 | Работа с эскизом интерьера крестьянской избы. | 2 | | 2 | | | |
26 | Роспись разделочной доски народным орнаментом | 2 | | 2 | | | |
V | Бумажная пластика | 28 | 4 | 24 | | | |
27 | Углубление эстетических пред- ставлений в творческом освоении новых видов работы с бумагой. | 2 | 2 | | | | |
28 | Объемная аппликация (тема по выбору) | 2 | | 2 | | | |
29 | Выполнение объемной аппликации | 2 | | 2 | | | |
30 | Аппликация по народным мотивам | 2 | | 2 | | | |
31 | Выполнение аппликации | 2 | | 2 | | | |
32 | Бумажное моделирование. Оригами история возникновения. Знакомство с приемами оригами. | 2 | 1 | 1 | | | |
33 | Изготовление бумажных моделей в технике «оригами» | 2 | | 2 | | | |
34 | Бумажное моделирование многомодульных конструкций. «Сова» | 2 | | 2 | | | |
35 | Выполнение многомодульной конструкции «Сова» | 2 | | 2 | | | |
36 | Бумажное макетирование. Объемное конструирование. Изготовление простейшего макета.«Парк» | 2 | | 2 | | | |
37 | Изготовление элементов макета. | 2 | | 2 | | | |
38 | Доработка элементов макета. | 2 | | 2 | | | |
39 | Доработка, оформление макета. | 2 | | 2 | | | |
40 | Выставка работ | 2 | 1 | 1 | | | |
VI | Художественная лепка | 34 | 3 | 31 | | | |
41 | Виды и свойства материалов для лепки. Знакомство с народным искусством. | 2 | 2 | | | | |
42 | Лепка на основе импровизации народного орнамента | 2 | | 2 | | | |
43 | Лепка народной игрушки | 2 | | 2 | | | |
44 | Роспись народной игрушки | 2 | | 2 | | | |
45 | Лепка на основе особенностей современной сюжетной росписи | 2 | | 2 | | | |
46 | Роспись на керамике | 2 | | 2 | | | |
47 | Лепка объемной сюжетной композиции по мотивам русских сказок, былин, пословиц | 2 | | 2 | | | |
48 | Лепка героев сюжета | 2 | | 2 | | | |
49 | Лепка героев сюжета | 2 | | 2 | | | |
50 | Лепка цветочной композиции | 2 | | 2 | | | |
51 | Декоративное оформление цветочной композиции. Работа с лаком. Инструктаж по технике безопасности при работе с лако - красочными материалами. | 2 | 1 | 1 | | | |
52 | Силуэтная лепка | 2 | | 2 | | | |
53 | Силуэтная лепка | 2 | | 2 | | | |
54 | Лепка полуобъемных элементов композиции. (тема по выбору) | 2 | | 2 | | | |
55 | Склеивание деталей композиции. Декоративное оформление. Работа с лаком | 2 | | 2 | | | |
56 | Доработка композиции | 2 | | 2 | | | |
57 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
VII | Художественное выпиливание | 30 | 3 | 27 | | | |
58 | Промежуточный мониторинг | 2 | 2 | | | | |
59 | Художественное выпиливание, техника и приемы. Инструктаж по техники безопасности | 2 | 2 | | | | |
60 | Выбор русского сувенира. Изготовление шаблонов. | 2 | | 2 | | | |
61 | Перевод деталей на фанеру. Выпиливание деталей | 2 | | 2 | | | |
62 | Выпиливание деталей | 2 | | 2 | | | |
63 | Зачистка выпиленных деталей | 2 | | 2 | | | |
64 | Выполнение собственного эскиза для художественного оформления сувенира | 2 | | 2 | | | |
65 | Выжигание. Приемы выжигания. | 2 | | 2 | | | |
66 | Перевод и выжигание контуров рисунка | 2 | | 2 | | | |
67 | Оформление сувенира в цвете | 2 | | 2 | | | |
68 | Сборка и склеивание деталей сувенира. | 2 | | 2 | | | |
69 | Зачистка швов, подкраска швов | 2 | | 2 | | | |
70 | Работа с лакокрасочными материалами. Инструктаж по техники безопасности при работе с лакокрасочными материалами. | 2 | 1 | 1 | | | |
71 | Подготовка к выставке | 2 | | 2 | | | |
72 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
VIII | Основы художественного ремесла | 42 | 3 | 39 | | | |
73 | История возникновения бисера. Традиционные украшения одежды. | 2 | 2 | | | | |
74 | Освоение простейших методов плетения: параллельный, петельный | 2 | | 2 | | | |
75 | Плетение изделия из бисера на выбор. | 2 | | 2 | | | |
76 | Плетение «Бонсай» параллельным способом | 2 | | 2 | | | |
77 | Плетение «Бонсай» параллельным способом | 2 | | 2 | | | |
78 | Плетение «Бонсай» петельным способом | 2 | | 2 | | | |
79 | Плетение «Бонсай» петельным способом | 2 | | 2 | | | |
80 | Плетение цветов параллельным способом | 2 | | 2 | | | |
81 | Плетение насекомых параллельным способом | 2 | | 2 | | | |
82 | Плетение пресноводных и пресмыкающихся параллельным способом | 2 | | 2 | | | |
83 | Композиция «Морское дно». Плетение деталей | 2 | | 2 | | | |
84 | Плетение деталей композиции «Морское дно» | 2 | | 2 | | | |
85 | Плетение украшений из бисера | 2 | | 2 | | | |
86 | Плетение и декорирование броши «Ретро» | 2 | | 2 | | | |
87 | Подготовка основы для картины. Тема произвольная. | 2 | | 2 | | | |
88 | Плетение деталей картины | 2 | | 2 | | | |
89 | Плетение деталей картины | 2 | | 2 | | | |
90 | Подготовка основы для картины | 2 | | 2 | | | |
91 | Бисерная аппликация плоского изображения | 2 | | 2 | | | |
92 | Приклеивание выплетенных деталей. Декоративное оформ-ление рамки. | 2 | | 2 | | | |
93 | Выставка работ | 2 | 1 | 1 | | | |
IX | Основы художественного декорирования | 16 | 4 | 12 | | | |
94 | Значение декорирования в современной жизни. | 2 | 2 | | | | |
95 | Стиль, мода, дизайн, ландшафтный дизайн, их значение в нашей жизни | 2 | 2 | | | | |
96 | Работа с современными материалами. Фоамиран. Изготовление цветов из фоамирана. | 2 | | 2 | | | |
97 | Изготовление декоративной вазы для цветов из бросового материала по собственному эскизу | 2 | | 2 | | | |
98 | Оформление композиции для декора из вазы и фоамирановых цветов. | 2 | | 2 | | | |
99 | Декорирование предметов. Цветочное кашпо в технике «макраме» | 2 | | 2 | | | |
100 | Изготовление кашпо | 2 | | 2 | | | |
101 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
X | Проектная деятельность | 10 | 3 | 7 | | | |
102 | Что такое проект, реферат, доклад? Выбор темы | 2 | 2 | | | | |
103 | Подбор и изучение литературы для реферата. | 2 | | 2 | | | |
104 | Оформление реферата. | 2 | | 2 | | | |
105 | Защита реферата | 2 | | 2 | | | |
106 | Итоговый мониторинг | 2 | 1 | 1 | | | |
XI | Итоговая выставка | 2 | 1 | 1 | | | |
107 | Выставка работ | 2 | 1 | 1 | | | |
XII | Заключительное занятие | 2 | 2 | | | | |
108 | Заключительное занятие | 2 | 2 | | | | |
Итого | 216 | 34 | 182 | | | |
Календарный план
Объединения «Декоративно- прикладное творчество»
Педагог Вихрова Ольга Ивановна
Год обучения третий год обучения
№ п/п | Тема | кол-во часов | теор | практ | примечания | Дата план | Дата факт |
I | Организационное занятие | 2 | 2 | | | | |
1 | Техника безопасности. Правила поведения в объединении. | | 2 | | | | |
II | Художественная лепка | 30 | 4 | 26 | | | |
2 | Вводный мониторинг. | 2 | 1 | 1 | | | |
3 | Лепка из соленого теста одно из направлений народного творчества. Выполнение эскиза изделия | 2 | 1 | 1 | | | |
4 | Подготовка материала для работы (замешивание теста) | 2 | | 2 | | | |
5 | Лепка изделия, сушка | 2 | | 2 | | | |
6 | Роспись изделия | 2 | | 2 | | | |
7 | Роспись изделия | 2 | | 2 | | | |
8 | Покрытие изделия лаком | 2 | 1 | 1 | | | |
9 | Изготовление картины из соленого теста. Выбор темы. Выполнение эскиза работы. | 2 | | 2 | | | |
10 | Лепка деталей композиции. Сушка. | 2 | | 2 | | | |
11 | Лепка деталей композиции, сушка | 2 | | 2 | | | |
12 | Раскрашивание деталей. | 2 | | 2 | | | |
13 | Подготовка основы для картины | 2 | | 2 | | | |
14 | Приклеивание деталей картины к основе. | 2 | | 2 | | | |
15 | Покрытие элементов картины лаком | 2 | | 2 | | | |
16 | Выставка работ | 2 | 1 | 1 | | | |
III | Акварельное изображение | 16 | 3 | 13 | | | |
17 | Знакомство с акварельным искусством. | 2 | 2 | | | | |
18 | Работа с акварельными красками. Получение цветов и их оттенков | 2 | | 2 | | | |
19 | Нанесение акварели на различные поверхности, получение фактуры | 2 | | 2 | | | |
20 | Выбор изображения. Выполнение эскиза. Подбор цветовой гаммы. | 2 | | 2 | | | |
21 | Работа с акварелью. Выполнение эскиза в цветовой гамме | 2 | 1 | 1 | | | |
22 | Доработка изображения, работа с цветом | 2 | | 2 | | | |
23 | Декоративное оформление изображения. | 2 | | 2 | | | |
24 | Выставка работ | 3 | | 3 | | | |
IV | Основы художественного ремесла | 36 | 5 | 31 | | | |
25 | История возникновения ленточной вышивки | 2 | 2 | | | | |
26 | Выбор рисунка для вышивки. Подбор основы для вышивки. Перевод эскиза на основу | 2 | 1 | 1 | | | |
27 | Подбор цветовой гаммы. Освоение основных приемов вышивки. | 2 | | 2 | | | |
28 | Вышивка сюжетной основы | 2 | | 2 | | | |
29 | Вышивка сюжетной основы | 2 | | 2 | | | |
30 | Вышивка деталей изображения | 2 | | 2 | | | |
31 | Вышивка деталей изображения | 2 | | 2 | | | |
32 | Декоративное оформление вышивки. | 2 | | 2 | | | |
33 | История возникновения вышивки- плетения «Изонить» | 2 | 1 | 1 | | | |
34 | Освоение основных приемов вышивки в технике «изонить» | 2 | | 2 | | | |
35 | Освоение основных приемов техники «изонить» | 2 | | 2 | | | |
36 | Выбор эскиза работы. Перенос эскиза на основу. Подбор ниток. | 2 | | 2 | | | |
37 | Вышивка - плетение выбранного сюжета | 2 | | 2 | | | |
38 | Вышивка-плетение выбранного сюжета | 2 | | 2 | | | |
39 | Вышивка - плетение выбранного сюжета | 2 | | 2 | | | |
40 | Декоративное оформление работы | 2 | | 2 | | | |
41 | Оформление работы | 2 | | 2 | | | |
42 | Подготовка работ к выставке. Выставка работ. | 2 | 1 | 1 | | | |
V | Декоративно - оформительская работа | 30 | 5 | 25 | | | |
43 | Разнообразие фарфоровых изделий. «Холодный фарфор». Знакомство и приемы работы с материалом. | 2 | 2 | | | | |
44 | Изготовление изделия из холодного фарфора. Выполнение эскиза по собственному замыслу. | 2 | | 2 | | | |
45 | Изготовление элементов изделия по эскизу. | 2 | 1 | 1 | | | |
46 | Выполнение элементов изделия. | 2 | | 2 | | | |
47 | Составление композиции, доработка. | 2 | | 2 | | | |
48 | Цветовое оформление изделия. | 2 | | 2 | | | |
49 | Доработка, выставка. | 2 | | 2 | | | |
50 | Изготовление витража методом аппликации. Выбор витража. Подбор цветовой гаммы. | 2 | 1 | 1 | | | |
51 | Изготовление контура для витража | 2 | | 2 | | | |
52 | Изготовление контура, подготовка его к работе | 2 | | 2 | | | |
53 | Выкраивание деталей витража и подгонка к контуру | 2 | | 2 | | | |
54 | Склеивание деталей витража | 2 | | 2 | | | |
55 | Доработка, оформление витража | 2 | | 2 | | | |
56 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
57 | Промежуточный мониторинг | 2 | 1 | 1 | | | |
VI | Художественное ремесло на основе народного искусства | 28 | 3 | 25 | | | |
58 | Кукольное искусство в народном творчестве России. | 2 | 2 | | | | |
59 | Технология изготовления куклы – закрутки. Выбор образа | 2 | 1 | 1 | | | |
60 | Изготовление шаблонов для деталей куклы | 2 | | 2 | | | |
61 | Раскрой деталей по шаблонам | 2 | | 2 | | | |
62 | Изготовление деталей куклы; головы, рук | 2 | | 2 | | | |
63 | Набивка деталей куклы (вата, синтепон) | 2 | | 2 | | | |
64 | Изготовление деталей: ног и туловища | 2 | | 2 | | | |
65 | Раскрой одежды для куклы. | 2 | | 2 | | | |
66 | Пошив одежды для куклы | 2 | | 2 | | | |
67 | Работа с образом куклы (лицо) | 2 | | 2 | | | |
68 | Работа с образом куклы (волосы) | 2 | | 2 | | | |
69 | Декоративное оформление одежды куклы | 2 | | 2 | | | |
70 | Доработка образа куклы в целом | 2 | | 2 | | | |
71 | Выставка работ | 2 | | 2 | | | |
VII | Работа с природным материалом | 20 | 2 | 18 | | | |
72 | Разнообразие природного материала. Его свойства и способы хранения | 2 | 2 | | | | |
73 | Декоративная картина из засушенных листьев и цветов. Выбор эскиза | 2 | | 2 | | | |
74 | Подбор и подготовка материала | 2 | | 2 | | | |
75 | Подготовка основы для картины | 2 | | 2 | | | |
76 | Изготовление картины | 2 | | 2 | | | |
77 | Изготовление картины | 2 | | 2 | | | |
78 | Декоративное оформление картины | 2 | | 2 | | | |
79 | Изготовление декоративной композиции «Бабочка». Выполнение эскиза | 2 | | 2 | | | |
80 | Подготовка материала, основы для картины | 2 | | 2 | | | |
81 | Изготовление композиции | 2 | | 2 | | | |
VIII | Проектная деятельность | 48 | 7 | 41 | | | |
82 | Проект как самостоятельная творческая работа обучающихся. Правила оформления проектных работ | 2 | 2 | | | | |
83 | Выбор темы проекта. Решение конструкторских и технологических задач | 2 | | 2 | | | |
84 | Работа с информацией, подбор литературы | 2 | | 2 | | | |
85 | Решение технологических задач для реализации проекта (разработка технологической карты) | 2 | | 2 | | | |
86 | Решение технологических задач для реализации проекта. Подготовка к практической работе. | 2 | | 2 | | | |
87 | Практическая работа над проектом | 2 | | 2 | | | |
88 | Практическая работа над проектом | 2 | | 2 | | | |
89 | Практическая работа над проектом | 2 | | 2 | | | |
90 | Практическая работа над проектом | 2 | | 2 | | | |
91 | Практическая работа над проектом | 2 | | 2 | | | |
92 | Практическая работа над проектом | 2 | | 2 | | | |
93 | Частичная сборка проектного продукта | 2 | | 2 | | | |
94 | Практическая работа над проектом | 2 | | 2 | | | |
95 | Практическая работа над проектом | 2 | | 2 | | | |
96 | Завершение практической работы над проектом. Оформление отчета по проекту | 2 | | 2 | | | |
97 | Оформление отчета по проекту: титульный лист, содержание, аннотации | 2 | | 2 | | | |
98 | Оформление основной части отчета: теоретический раздел | 2 | | 2 | | | |
99 | Оформление основной части отчета: поисковый раздел | 2 | | 2 | | | |
100 | Оформление основной части отчета: технологический раздел | 2 | | 2 | | | |
101 | Оформление основной части отчета: эколого- экономический раздел, библиографический список | 2 | | 2 | | | |
102 | Завершение оформления отчета: реклама, приложения. | 2 | | 2 | | | |
103 | Подведение итогов работы над проектом. | 2 | 2 | | | | |
104 | Подготовка к защите проекта | 2 | 2 | | | | |
105 | Защита проектов | 2 | 1 | 1 | | | |
IX | Итоговая выставка | 4 | 2 | 2 | | | |
106 | Итоговый мониторинг | 2 | 1 | 1 | | | |
107 | Подготовка к выставке, итоговая выставка | 2 | 1 | 1 | | | |
X | Заключительное занятие | 2 | 2 | | | | |
108 | Заключительное занятие | 2 | 2 | | | | |
ИТОГО | 216 | 35 | 181 | | | |