12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павлова Светлана Владимировна70












Программа каникулярного

образовательного отдыха

«Технобум»




t1684432787aa.jpg


















Паспорт Программы


Наименование программы

Программа каникулярного образовательного отдыха «Технобум»

Направленность

Техническая

Краткое содержание

Идея программы «Техносмена».

Учреждение превращается в проектный институт, где главные герои – фиксики.

Два отряда – это 2 стажерские площадки, на которых дети познакомятся с рабочими профессиями и становятся конструкторами и разработчиками.

Фиксики-строители разработают проект детского парка аттракционов «Техноленд» и будут строить его по самым современным технологиям.

Вместе с фиксиками в проектном институте сотрудничают it - специалисты и инженеры – конструкторы, в роли которых выступают педагоги и вожатые.

Модули программы

1. Модуль

«Техноэкспедиция» – организация экскурсий на производство, встреча и беседа с представителями рабочих профессий – 1 неделя.

2. Модуль

«Изобретай, твори и выдумывай» – проведение мастер-классов, техноконкурсов, выставки «САМИ», организация творческих конкурсов, создание малых сценических форм, познавательно-развлекательных программ и мероприятий – 2-3 неделя.

Цель программы

Развитие познавательного интереса детей к техническому моделированию, конструированию, изобретательству и творческой деятельности

Задачи программы

1.Ознакомить детей с историей развития технических открытий и изобретений, с рабочими профессиями по типу «Человек-техника».

2. Развить умения и навыки изготовления простейших макетов. 3.Создать педагогическую и социальную среду, способствующую положительной мотивации детей к изобретательству и творчеству.

4.Пропагандировать техническое творчество среди учащихся, родителей и педагогов.

5.Содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей.

Итоги реализации программы

1 модуль: Фотоальбом «Рабочий нашего поселка»

2 модуль: Создание макета парка аттракционов «Техноленд»













Пояснительная записка


Летние каникулы – это особый период в жизни учащихся. Они свободны от школьных и домашних занятий, у детей появляется много времени для самореализации, формирования творческого потенциала, общения и познания, активного отдыха и оздоровления.

Под отдыхом и оздоровлением детей понимается комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих развитие творчества, организация полноценного досуга, расширение общего кругозора, охрана и укрепление их здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических требований, занятие физической культурой, формирование здорового образа жизни, режим питания и безопасность жизнедеятельности в благоприятной среде.

В воспитательном процессе все психолого-педагогические технологии и методы направлены на формирование творческого потенциала, самореализации в детской среде, воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению.

Реализация программы осуществляется в форме сюжетно-ролевой игры. Ребятам предстоит окунуться в мир технического прогресса в роли мультипликационных героев Фиксиков. В ходе мероприятий участники игры-экспедиции знакомятся с рабочими профессиями, историей изобретений и их авторами, пробуют себя в роли конструкторов, модельеров и изобретателей, развивают фантазию и творческие способности.

Игра - экспедиция начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня. Эмблемой путешествия становится «Фиксик».

В конце смены проводится закрытие лагеря в виде презентации макетов каждой из стажерской площадки с вручением грамот и памятных подарков.

Программа является модульной и состоит из 2 модулей:

«Техноэкспедиция» - 36 часов

«Изобретай, твори, выдумывай» - 72 часа

По каждому модулю подводится итоги и результаты, которые будут освещены в новостных сюжетах сайта и СМИ.


Актуальность и социальная значимость программы

Ключевым фактором динамичного развития является своевременная обеспеченность квалифицированными инженерно-техническими рабочими кадрами. Подготовка будущего профессионала должна начинаться с детства. Однако большинство детей не знают особенностей трудовой деятельности в промышленной сфере, не считают профессию инженера или рабочего престижной и не связывают с ней свои жизненные перспективы. Техническое творчество становится непривлекательным для современных ребят. Возникают кадровые проблемы в промышленном секторе. Необходимо создавать условия для популяризации технического творчества для повышения престижа инженерно-технических и рабочих профессий. Цель дополнительного образования – дать человеку шанс раскрыть свои возможности, познать себя. А изобретательство способно доставить глубокое моральное удовлетворение, истинное удовольствие от преодоления прежде непреодолимого, от достижения новых результатов. Эта творческая работа требует интеллектуальных и эмоциональных усилий, умений фантазировать, творить, в том числе своими руками, например, создавать различные образцы и модели, испытывать их, проводить эксперименты.

Программа включает в себя разноплановую деятельность и объединяет несколько направлений деятельности. Программа направлена на оздоровление, воспитание и организацию креативного досуга учащихся.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)


Возраст учащихся: 6-13 лет.


Цель программы: развитие познавательного интереса детей к техническому моделированию, конструированию, изобретательству и творческой деятельности.


Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с историей развития технических открытий и изобретений, с рабочими профессиями по типу «Человек-техника».

Развивающая:

Развить умения и навыки изготовления простейших макетов.

Воспитательные:

Содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей.

Создать педагогическую и социальную среду, способствующую положительной мотивации детей к изобретательству и творчеству.

Пропагандировать техническое творчество среди учащихся, родителей и педагогов.


Планируемые результаты

Образовательные


Предметные

Компетентностные

- получение навыков эвристического мышления, основанных на решении нестандартных задач;

- освоение начальных знаний об исторических фактах развития технических открытий и изобретений; рабочих профессий по типу «Человек-техника»;

- пропаганда технического творчества среди учащихся, родителей и педагогов;

- приобретение начальных инженерных знаний, самореализация детей, утверждение в роли создателей.

- освоение понятия «конструирование» и «моделирование»;

- приобретение навыков проектирования и конструирования при изготовлении эскизов и рисунков деталей макета;

- овладение практическими приёмами и навыками художественной обработки бумаги; работы с конструкторами, изготовления простейших настольных моделей



- получение навыков работы с научной литературой, интернетом,

- осознание  учащимися значимости происходящего для себя и других;

- формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию





Этапы реализации программы


Достижение цели и решение задач программы осуществляется в три этапа:



I этап – Проектировочный (январь-февраль)

Цель: изучение научно-популярной литературы, журналов, накопление методического материала, определение цели, задач, разработка проекта программы.

II этап – Организационный (май-июнь)

Цель: доработка и корректировка программы, разработка методического обеспечения (игры, конкурсы, театрализованные и художественные номера, презентации, мастер-классы, творческие занятия и мероприятия, тренинги и т.д.); инструментария для мониторинга эффективности реализации программы и подведения итогов.



III этап –Практический (июль-август)

Цель: реализация программы в лагере с дневным пребыванием детей.



IV этап – Аналитический (август-сентябрь)

Цель: подведение итогов, сбор новых креативных идей на следующий лагерный сезон.

Формы оценивания модуля «Техноэкспедиция»

Итоговый результат модуля - защита фотоальбома «Рабочий нашего поселка» по стажерским площадкам.

Критерии оценивания:


Критерии оценивания

Количество баллов

Эстетичность и оригинальность

Фотоальбом должен привлекать внимание особенностью художественного оформления (композиция, свет, цвет и др.) и оригинальностью.


до 3

Информативность

Для фотоальбома важно передать посредством снимка информацию об уникальном процессе или объекте съемки. Также нужно сопроводить снимок текстовым описанием, которое доступно и кратко сообщит об объекте или процессе дополнительную информацию.



до 3

Оригинальность представления работы

Представление проводится в форме творческой презентации.

до 3

ИТОГО

до 9



Формы оценивания модуля «Изобретай, твори, выдумывай»


Итоговый результат модуля – защита макета парка аттракционов «Техноленд» по стажерским площадкам.


Критерии оценивания:


Критерии оценивания

Количество баллов

Оригинальность, яркость дизайнерской идеи

При изготовлении макета учитывается необычное использование различного материала, воплощение интересных авторских замыслов.


до 3

Техническое качество, и мастерство исполнения

Оценивается качество изготовления, аккуратность и степень применения приобретенных навыков.


до 3

Оригинальность представления работы

Представление проводится в форме творческой презентации, наличие корпоративного стиля.

до 3

ИТОГО

до 9


Образовательные форматы


Мероприятия проводятся в различных организационных теоретических и практических форматах:

- групповая форма создаёт хорошие предпосылки для здорового соперничества во время выполнения творческих задач, а также воспитывает чувство взаимопомощи, толерантного, уважительного отношения к окружающим (сверстникам).

- индивидуальная форма воспитывает у детей навыки самоконтроля, самоорганизации, самообучения, анализа собственных интересов и запросов при реализации модулей программы.

- фронтальная форма позволяет одновременно контролировать выполнение определённых заданий всеми учащимися, общий уровень усвоения знаний, умений и навыков в отрядах.


Идея программы «Техносмена». Реализация программы осуществляется в форме двух сюжетно-ролевых игр: «Техноэкспедиция» и «Проектный институт», внутри которых разделены функции и полномочия. Учреждение превращается в проектный институт, где главными героями будут фиксики.

Два отряда – это 2 стажерские площадки, на которых дети познакомятся с рабочими профессиями и становятся конструкторами и разработчиками. Фиксики-строители решают проблемные ситуации, разрабатывают проект детского парка аттракционов «Техноленд», строят его по самым современным технологиям и представляют их на итоговом мероприятии. Вместе с фиксиками в проектном институте сотрудничают it - специалисты и инженеры – конструкторы, в роли которых выступают старшие ребята, педагоги и вожатые.


Техническая платформа

При организации работы используется дидактический материал, который представлен:
- тематическими папками;
- специальной и дополнительной литературой;
- аудиозаписями, видеозаписями;

- материалами для оформления и творчества детей;

-дидактическими и наглядными материалами, методическими разработками занятий, мастер- классов и мероприятий.


Техническое оснащение занятий:
- отрядный кабинет, доска, столы, стулья;
- инструменты и материалы: канцелярские товары для творчества, конструкторы;
- теле- и видеоаппаратура, компьютер, проектор, принтер, сканер, ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр;

- спортивный инвентарь.


Принципы

Безусловная безопасность всех мероприятий.

Учет особенностей каждой личности.

Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности участниками лагеря.

Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.

Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.

Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.


Содержание по тематическим модулям программы



п/п

Модули

Краткое описание

Образовательный продукт

1.

«Техноэкспедиция»

Организация экскурсий на производство, встреча и беседа с представителями рабочих профессий, беседы, анкетирование.

Фотоальбом «Рабочий нашего поселка»

2.

«Изобретай, твори, выдумывай»

Проведение мастер-классов, техноконкурсов, спортивные состязания организация выставки творческих работ, макетов, организация творческих конкурсов, познавательно-развлекательных программ и мероприятий.

Творческая выставка «САМИ!», презентация макетов



Модуль 1: «Техноэкспедиция»


Задачи

Тематические рабочие группы и форматы

Программа модуля

1. Ознакомить с рабочими профессиями.

2. Создание фотоальбома.











Стажерские площадки (отряды)

Форматы:

- сюжетно-ролевая игра «Техноэкспедиция»

- экскурсия;

- игровая и конкурсная деятельность;

- беседа;

- мастер-класс;

-познавательно-развлекательные программы;

- спортивные состязания


Экскурсия в МУП «Сибирячка» (мастер по ремонту бытовой техники)

Экскурсия в проектно-ремонтный цех эксплуатационного оборудования (слесарь-ремонтник нефтяного оборудования)

Экскурсия в УТТ «НГДУ КН» (водители специальных машин, механики, слесари)

Экскурсия в ПЧ «Центроспас-Югория» (пожарный, пожарно-спасательное оборудование)

Экскурсия в конструкторское бюро (it- лаборатория)


Модуль 2: «Изобретай, твори, выдумывай»


Задачи

Тематические рабочие группы и форматы

Программа модуля

1. Ознакомить с историей изобретений.

2. Научить изготавливать простейшие макеты.

3.Организовать выставку «САМИ!». Создавай

Аккумулируй

Моделируй

Изобретай

Стажерские площадки (отряды)



Форматы:

- сюжетно-ролевая игра: «Проектный институт»

- игровая и конкурсная деятельность;

- презентации;

- устные журналы;

- беседа;

- мастер-класс;

-познавательно-развлекательные программы;

- спортивные состязания




Проведение мастер-классов, техно-конкурсов, организация выставки «САМИ!»

Турнир- соревнование «Легого»

Мастер-класс по оригами «Турбоспорт»

Конструирование макета «Техноленд»

Конкурс-состязание «Велобум»

Конкурс рисунков «Роботы и Я» (младшее звено)

Конкурс сочинений «Технический прогресс -20…» (среднее звено)

Презентация: «Известные изобретатели» или «Изобретения, которые изменили мир»

Организация творческих конкурсов, познавательно-развлекательных программ и мероприятий

Конкурс «Технооркестров»

из подручных материалов

Мастер-класс «Роботанцы»

Театрализованное представление «До чего дошел прогресс»

Костюмированный фестиваль «Технобум»

Презентация макетов




Характеристика педагогического состава, реализующего программу

В реализации программы участвуют:

Начальник лагеря – 1

Организатор – 1

Воспитатели – 4

Вожатые –4

Инструктор по физической культуре 1

Педагогический состав имеют соответствующее образование и квалификацию для работы по данной программе и большой педагогический опыт работы в данной области.


Организация взаимодействия с социумом

Социальное партнерство предполагает совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающая общему для всех сторон интересу – организации досуговых и оздоровительных мероприятий для детей в летний период.

Социальное партнерство реализуется через осуществление совместной деятельности в соответствии с договорами о социальном партнерстве.

Нашими социальными партнерами являются несколько организаций различных типов - государственные, негосударственные, общественные, некоммерческие.









Диагностика реализации содержания программы

В течение смены ведётся диагностика участников смены.

Входная диагностика

Цель:

- выявление ожидания ребенка;

- изучение его интересов и желаний

Организация акции «Банк веселых затей», анкетирование «Твои ожидания»

Текущая диагностика

Цель:

- получение информации о настроении ребенка;

- изучение впечатлений ребенка о пребывании в лагере и об окружающих его людях, межличностные отношения.

- определение успешности реализации программы, возможности ее корректировки

- дифференциально-диагностический опросник по Климову Е.А.

Ежедневное заполнение индивидуальной карты настроения, система отрядных огоньков (анализ дня), анкетирование (анкеты «Забор мнений»



Определение склонности к профессиональной сфере

Итоговая диагностика

Цель:

- определение развития собственной личности.

- получение информации от детей, родителей, педагогов о пребывании в лагере.

- определение результативности программы.

«Рейтинг личностного роста»

Анкеты

Письма-пожелания.









































Список литературы

для педагогов:


1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.

3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева. Москва: ВАКО, 2007.

5. Программа летнего лагеря «Робинзоны» с дневным пребыванием детей МОУ «Новоашировская основная общеобразовательная школа».

6. Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы»

7. Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе МОУ «УВЦ МЖК СОШ №61»

8. Учебник для вожатого. М.П. Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

9. Итоги окружных конкурсов вариативных программ и программ педагогических отрядов ХМАО-Югры в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 2007г.»// Сост.: Быданов А.П., Мекер Н.В.; под ред.: Пономарев О.А., Магеляс А.Д., 2007.-173с.

Интернет-ресурсы:

1. Портал «Вожатый.ру», www.vozhatyi.ru.

2.Сайт «Планерочка», www.planerochka.ru.

3. Портал «Сеть творческих учителей», сообщество «Место встречи друзей – детский оздоровительный лагерь» http://www.it-n.ru


для учащихся:


1. Литература для воспитанников: – Коллекция идей. Журнал для не скучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» – Лига Пресс», 2002.

2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эди- пресс-конлига», 2004.

3. Корнеева. – СПб.: Кристалл, 2001. – Нагибина, М. И. Из простой бумаги мастерим как маги, – Ярославль Академия развития, 2001.

4. Интернет ресурсы.


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.