Программа каникулярного образовательного отдыха «Технобум»
Программа каникулярного
образовательного отдыха
«Технобум»
Паспорт Программы
Наименование программы | Программа каникулярного образовательного отдыха «Технобум» |
Направленность | Техническая |
Краткое содержание | Идея программы «Техносмена». Учреждение превращается в проектный институт, где главные герои – фиксики. Два отряда – это 2 стажерские площадки, на которых дети познакомятся с рабочими профессиями и становятся конструкторами и разработчиками. Фиксики-строители разработают проект детского парка аттракционов «Техноленд» и будут строить его по самым современным технологиям. Вместе с фиксиками в проектном институте сотрудничают it - специалисты и инженеры – конструкторы, в роли которых выступают педагоги и вожатые. |
Модули программы | 1. Модуль «Техноэкспедиция» – организация экскурсий на производство, встреча и беседа с представителями рабочих профессий – 1 неделя. 2. Модуль «Изобретай, твори и выдумывай» – проведение мастер-классов, техноконкурсов, выставки «САМИ», организация творческих конкурсов, создание малых сценических форм, познавательно-развлекательных программ и мероприятий – 2-3 неделя. |
Цель программы | Развитие познавательного интереса детей к техническому моделированию, конструированию, изобретательству и творческой деятельности |
Задачи программы | 1.Ознакомить детей с историей развития технических открытий и изобретений, с рабочими профессиями по типу «Человек-техника». 2. Развить умения и навыки изготовления простейших макетов. 3.Создать педагогическую и социальную среду, способствующую положительной мотивации детей к изобретательству и творчеству. 4.Пропагандировать техническое творчество среди учащихся, родителей и педагогов. 5.Содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей. |
Итоги реализации программы | 1 модуль: Фотоальбом «Рабочий нашего поселка» 2 модуль: Создание макета парка аттракционов «Техноленд» |
Пояснительная записка
Летние каникулы – это особый период в жизни учащихся. Они свободны от школьных и домашних занятий, у детей появляется много времени для самореализации, формирования творческого потенциала, общения и познания, активного отдыха и оздоровления.
Под отдыхом и оздоровлением детей понимается комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих развитие творчества, организация полноценного досуга, расширение общего кругозора, охрана и укрепление их здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических требований, занятие физической культурой, формирование здорового образа жизни, режим питания и безопасность жизнедеятельности в благоприятной среде.
В воспитательном процессе все психолого-педагогические технологии и методы направлены на формирование творческого потенциала, самореализации в детской среде, воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению.
Реализация программы осуществляется в форме сюжетно-ролевой игры. Ребятам предстоит окунуться в мир технического прогресса в роли мультипликационных героев Фиксиков. В ходе мероприятий участники игры-экспедиции знакомятся с рабочими профессиями, историей изобретений и их авторами, пробуют себя в роли конструкторов, модельеров и изобретателей, развивают фантазию и творческие способности.
Игра - экспедиция начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня. Эмблемой путешествия становится «Фиксик».
В конце смены проводится закрытие лагеря в виде презентации макетов каждой из стажерской площадки с вручением грамот и памятных подарков.
Программа является модульной и состоит из 2 модулей:
«Техноэкспедиция» - 36 часов
«Изобретай, твори, выдумывай» - 72 часа
По каждому модулю подводится итоги и результаты, которые будут освещены в новостных сюжетах сайта и СМИ.
Актуальность и социальная значимость программы
Ключевым фактором динамичного развития является своевременная обеспеченность квалифицированными инженерно-техническими рабочими кадрами. Подготовка будущего профессионала должна начинаться с детства. Однако большинство детей не знают особенностей трудовой деятельности в промышленной сфере, не считают профессию инженера или рабочего престижной и не связывают с ней свои жизненные перспективы. Техническое творчество становится непривлекательным для современных ребят. Возникают кадровые проблемы в промышленном секторе. Необходимо создавать условия для популяризации технического творчества для повышения престижа инженерно-технических и рабочих профессий. Цель дополнительного образования – дать человеку шанс раскрыть свои возможности, познать себя. А изобретательство способно доставить глубокое моральное удовлетворение, истинное удовольствие от преодоления прежде непреодолимого, от достижения новых результатов. Эта творческая работа требует интеллектуальных и эмоциональных усилий, умений фантазировать, творить, в том числе своими руками, например, создавать различные образцы и модели, испытывать их, проводить эксперименты.
Программа включает в себя разноплановую деятельность и объединяет несколько направлений деятельности. Программа направлена на оздоровление, воспитание и организацию креативного досуга учащихся.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с историей развития технических открытий и изобретений, с рабочими профессиями по типу «Человек-техника».
Развивающая:
Развить умения и навыки изготовления простейших макетов.
Воспитательные:
Содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей.
Создать педагогическую и социальную среду, способствующую положительной мотивации детей к изобретательству и творчеству.
Пропагандировать техническое творчество среди учащихся, родителей и педагогов.
Планируемые результаты
Образовательные | Предметные | Компетентностные |
- получение навыков эвристического мышления, основанных на решении нестандартных задач; - освоение начальных знаний об исторических фактах развития технических открытий и изобретений; рабочих профессий по типу «Человек-техника»; - пропаганда технического творчества среди учащихся, родителей и педагогов; - приобретение начальных инженерных знаний, самореализация детей, утверждение в роли создателей. | - освоение понятия «конструирование» и «моделирование»; - приобретение навыков проектирования и конструирования при изготовлении эскизов и рисунков деталей макета; - овладение практическими приёмами и навыками художественной обработки бумаги; работы с конструкторами, изготовления простейших настольных моделей | - получение навыков работы с научной литературой, интернетом, - осознание учащимися значимости происходящего для себя и других; - формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию
|
Этапы реализации программы
Достижение цели и решение задач программы осуществляется в три этапа:
I этап – Проектировочный (январь-февраль)
Цель: изучение научно-популярной литературы, журналов, накопление методического материала, определение цели, задач, разработка проекта программы.
II этап – Организационный (май-июнь)
Цель: доработка и корректировка программы, разработка методического обеспечения (игры, конкурсы, театрализованные и художественные номера, презентации, мастер-классы, творческие занятия и мероприятия, тренинги и т.д.); инструментария для мониторинга эффективности реализации программы и подведения итогов.
III этап –Практический (июль-август)
Цель: реализация программы в лагере с дневным пребыванием детей.
IV этап – Аналитический (август-сентябрь)
Цель: подведение итогов, сбор новых креативных идей на следующий лагерный сезон.
Формы оценивания модуля «Техноэкспедиция»
Итоговый результат модуля - защита фотоальбома «Рабочий нашего поселка» по стажерским площадкам.
Критерии оценивания:
Критерии оценивания | Количество баллов |
Эстетичность и оригинальность Фотоальбом должен привлекать внимание особенностью художественного оформления (композиция, свет, цвет и др.) и оригинальностью. | до 3 |
Информативность Для фотоальбома важно передать посредством снимка информацию об уникальном процессе или объекте съемки. Также нужно сопроводить снимок текстовым описанием, которое доступно и кратко сообщит об объекте или процессе дополнительную информацию. | до 3 |
Оригинальность представления работы Представление проводится в форме творческой презентации. | до 3 |
ИТОГО | до 9 |
Формы оценивания модуля «Изобретай, твори, выдумывай»
Итоговый результат модуля – защита макета парка аттракционов «Техноленд» по стажерским площадкам.
Критерии оценивания:
Критерии оценивания | Количество баллов |
Оригинальность, яркость дизайнерской идеи При изготовлении макета учитывается необычное использование различного материала, воплощение интересных авторских замыслов. | до 3 |
Техническое качество, и мастерство исполнения Оценивается качество изготовления, аккуратность и степень применения приобретенных навыков. | до 3 |
Оригинальность представления работы Представление проводится в форме творческой презентации, наличие корпоративного стиля. | до 3 |
ИТОГО | до 9 |
Образовательные форматы
Мероприятия проводятся в различных организационных теоретических и практических форматах:
- групповая форма создаёт хорошие предпосылки для здорового соперничества во время выполнения творческих задач, а также воспитывает чувство взаимопомощи, толерантного, уважительного отношения к окружающим (сверстникам).
- индивидуальная форма воспитывает у детей навыки самоконтроля, самоорганизации, самообучения, анализа собственных интересов и запросов при реализации модулей программы.
- фронтальная форма позволяет одновременно контролировать выполнение определённых заданий всеми учащимися, общий уровень усвоения знаний, умений и навыков в отрядах.
Идея программы «Техносмена». Реализация программы осуществляется в форме двух сюжетно-ролевых игр: «Техноэкспедиция» и «Проектный институт», внутри которых разделены функции и полномочия. Учреждение превращается в проектный институт, где главными героями будут фиксики.
Два отряда – это 2 стажерские площадки, на которых дети познакомятся с рабочими профессиями и становятся конструкторами и разработчиками. Фиксики-строители решают проблемные ситуации, разрабатывают проект детского парка аттракционов «Техноленд», строят его по самым современным технологиям и представляют их на итоговом мероприятии. Вместе с фиксиками в проектном институте сотрудничают it - специалисты и инженеры – конструкторы, в роли которых выступают старшие ребята, педагоги и вожатые.
Техническая платформа
При организации работы используется дидактический материал, который представлен:
- тематическими папками;
- специальной и дополнительной литературой;
- аудиозаписями, видеозаписями;
- материалами для оформления и творчества детей;
-дидактическими и наглядными материалами, методическими разработками занятий, мастер- классов и мероприятий.
Техническое оснащение занятий:
- отрядный кабинет, доска, столы, стулья;
- инструменты и материалы: канцелярские товары для творчества, конструкторы;
- теле- и видеоаппаратура, компьютер, проектор, принтер, сканер, ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр;
- спортивный инвентарь.
Принципы
Безусловная безопасность всех мероприятий.
Учет особенностей каждой личности.
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности участниками лагеря.
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
Содержание по тематическим модулям программы
№ п/п | Модули | Краткое описание | Образовательный продукт |
1. | «Техноэкспедиция» | Организация экскурсий на производство, встреча и беседа с представителями рабочих профессий, беседы, анкетирование. | Фотоальбом «Рабочий нашего поселка» |
2. | «Изобретай, твори, выдумывай» | Проведение мастер-классов, техноконкурсов, спортивные состязания организация выставки творческих работ, макетов, организация творческих конкурсов, познавательно-развлекательных программ и мероприятий. | Творческая выставка «САМИ!», презентация макетов |
Модуль 1: «Техноэкспедиция»
Задачи | Тематические рабочие группы и форматы | Программа модуля |
1. Ознакомить с рабочими профессиями. 2. Создание фотоальбома. | Стажерские площадки (отряды) Форматы: - сюжетно-ролевая игра «Техноэкспедиция» - экскурсия; - игровая и конкурсная деятельность; - беседа; - мастер-класс; -познавательно-развлекательные программы; - спортивные состязания | Экскурсия в МУП «Сибирячка» (мастер по ремонту бытовой техники) Экскурсия в проектно-ремонтный цех эксплуатационного оборудования (слесарь-ремонтник нефтяного оборудования) Экскурсия в УТТ «НГДУ КН» (водители специальных машин, механики, слесари) Экскурсия в ПЧ «Центроспас-Югория» (пожарный, пожарно-спасательное оборудование) Экскурсия в конструкторское бюро (it- лаборатория) |
Модуль 2: «Изобретай, твори, выдумывай»
Задачи | Тематические рабочие группы и форматы | Программа модуля |
1. Ознакомить с историей изобретений. 2. Научить изготавливать простейшие макеты. 3.Организовать выставку «САМИ!». Создавай Аккумулируй Моделируй Изобретай | Стажерские площадки (отряды) Форматы: - сюжетно-ролевая игра: «Проектный институт» - игровая и конкурсная деятельность; - презентации; - устные журналы; - беседа; - мастер-класс; -познавательно-развлекательные программы; - спортивные состязания | Проведение мастер-классов, техно-конкурсов, организация выставки «САМИ!» Турнир- соревнование «Легого» Мастер-класс по оригами «Турбоспорт» Конструирование макета «Техноленд» Конкурс-состязание «Велобум» Конкурс рисунков «Роботы и Я» (младшее звено) Конкурс сочинений «Технический прогресс -20…» (среднее звено) Презентация: «Известные изобретатели» или «Изобретения, которые изменили мир» Организация творческих конкурсов, познавательно-развлекательных программ и мероприятий Конкурс «Технооркестров» из подручных материалов Мастер-класс «Роботанцы» Театрализованное представление «До чего дошел прогресс» Костюмированный фестиваль «Технобум» Презентация макетов |
Характеристика педагогического состава, реализующего программу
В реализации программы участвуют:
Начальник лагеря – 1
Организатор – 1
Воспитатели – 4
Вожатые –4
Инструктор по физической культуре –1
Педагогический состав имеют соответствующее образование и квалификацию для работы по данной программе и большой педагогический опыт работы в данной области.
Организация взаимодействия с социумом
Социальное партнерство предполагает совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающая общему для всех сторон интересу – организации досуговых и оздоровительных мероприятий для детей в летний период.
Социальное партнерство реализуется через осуществление совместной деятельности в соответствии с договорами о социальном партнерстве.
Нашими социальными партнерами являются несколько организаций различных типов - государственные, негосударственные, общественные, некоммерческие.
Диагностика реализации содержания программы
В течение смены ведётся диагностика участников смены.
Входная диагностика | Цель: - выявление ожидания ребенка; - изучение его интересов и желаний | Организация акции «Банк веселых затей», анкетирование «Твои ожидания» |
Текущая диагностика | Цель: - получение информации о настроении ребенка; - изучение впечатлений ребенка о пребывании в лагере и об окружающих его людях, межличностные отношения. - определение успешности реализации программы, возможности ее корректировки - дифференциально-диагностический опросник по Климову Е.А. | Ежедневное заполнение индивидуальной карты настроения, система отрядных огоньков (анализ дня), анкетирование (анкеты «Забор мнений» Определение склонности к профессиональной сфере |
Итоговая диагностика | Цель: - определение развития собственной личности. - получение информации от детей, родителей, педагогов о пребывании в лагере. - определение результативности программы. | «Рейтинг личностного роста» Анкеты Письма-пожелания. |
Список литературы
для педагогов:
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева. Москва: ВАКО, 2007.
5. Программа летнего лагеря «Робинзоны» с дневным пребыванием детей МОУ «Новоашировская основная общеобразовательная школа».
6. Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы»
7. Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе МОУ «УВЦ МЖК СОШ №61»
8. Учебник для вожатого. М.П. Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
9. Итоги окружных конкурсов вариативных программ и программ педагогических отрядов ХМАО-Югры в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 2007г.»// Сост.: Быданов А.П., Мекер Н.В.; под ред.: Пономарев О.А., Магеляс А.Д., 2007.-173с.
Интернет-ресурсы:
1. Портал «Вожатый.ру», www.vozhatyi.ru.
2.Сайт «Планерочка», www.planerochka.ru.
3. Портал «Сеть творческих учителей», сообщество «Место встречи друзей – детский оздоровительный лагерь» http://www.it-n.ru
для учащихся:
1. Литература для воспитанников: – Коллекция идей. Журнал для не скучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» – Лига Пресс», 2002.
2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эди- пресс-конлига», 2004.
3. Корнеева. – СПб.: Кристалл, 2001. – Нагибина, М. И. Из простой бумаги мастерим как маги, – Ярославль Академия развития, 2001.
4. Интернет ресурсы.