Программа каникулярного образовательного отдыха «Технобум»

5
0
Материал опубликован 18 May 2023












Программа каникулярного

образовательного отдыха

«Технобум»




t1684432787aa.jpg


















Паспорт Программы


Наименование программы

Программа каникулярного образовательного отдыха «Технобум»

Направленность

Техническая

Краткое содержание

Идея программы «Техносмена».

Учреждение превращается в проектный институт, где главные герои – фиксики.

Два отряда – это 2 стажерские площадки, на которых дети познакомятся с рабочими профессиями и становятся конструкторами и разработчиками.

Фиксики-строители разработают проект детского парка аттракционов «Техноленд» и будут строить его по самым современным технологиям.

Вместе с фиксиками в проектном институте сотрудничают it - специалисты и инженеры – конструкторы, в роли которых выступают педагоги и вожатые.

Модули программы

1. Модуль

«Техноэкспедиция» – организация экскурсий на производство, встреча и беседа с представителями рабочих профессий – 1 неделя.

2. Модуль

«Изобретай, твори и выдумывай» – проведение мастер-классов, техноконкурсов, выставки «САМИ», организация творческих конкурсов, создание малых сценических форм, познавательно-развлекательных программ и мероприятий – 2-3 неделя.

Цель программы

Развитие познавательного интереса детей к техническому моделированию, конструированию, изобретательству и творческой деятельности

Задачи программы

1.Ознакомить детей с историей развития технических открытий и изобретений, с рабочими профессиями по типу «Человек-техника».

2. Развить умения и навыки изготовления простейших макетов. 3.Создать педагогическую и социальную среду, способствующую положительной мотивации детей к изобретательству и творчеству.

4.Пропагандировать техническое творчество среди учащихся, родителей и педагогов.

5.Содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей.

Итоги реализации программы

1 модуль: Фотоальбом «Рабочий нашего поселка»

2 модуль: Создание макета парка аттракционов «Техноленд»













Пояснительная записка


Летние каникулы – это особый период в жизни учащихся. Они свободны от школьных и домашних занятий, у детей появляется много времени для самореализации, формирования творческого потенциала, общения и познания, активного отдыха и оздоровления.

Под отдыхом и оздоровлением детей понимается комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих развитие творчества, организация полноценного досуга, расширение общего кругозора, охрана и укрепление их здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических требований, занятие физической культурой, формирование здорового образа жизни, режим питания и безопасность жизнедеятельности в благоприятной среде.

В воспитательном процессе все психолого-педагогические технологии и методы направлены на формирование творческого потенциала, самореализации в детской среде, воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению.

Реализация программы осуществляется в форме сюжетно-ролевой игры. Ребятам предстоит окунуться в мир технического прогресса в роли мультипликационных героев Фиксиков. В ходе мероприятий участники игры-экспедиции знакомятся с рабочими профессиями, историей изобретений и их авторами, пробуют себя в роли конструкторов, модельеров и изобретателей, развивают фантазию и творческие способности.

Игра - экспедиция начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня. Эмблемой путешествия становится «Фиксик».

В конце смены проводится закрытие лагеря в виде презентации макетов каждой из стажерской площадки с вручением грамот и памятных подарков.

Программа является модульной и состоит из 2 модулей:

«Техноэкспедиция» - 36 часов

«Изобретай, твори, выдумывай» - 72 часа

По каждому модулю подводится итоги и результаты, которые будут освещены в новостных сюжетах сайта и СМИ.


Актуальность и социальная значимость программы

Ключевым фактором динамичного развития является своевременная обеспеченность квалифицированными инженерно-техническими рабочими кадрами. Подготовка будущего профессионала должна начинаться с детства. Однако большинство детей не знают особенностей трудовой деятельности в промышленной сфере, не считают профессию инженера или рабочего престижной и не связывают с ней свои жизненные перспективы. Техническое творчество становится непривлекательным для современных ребят. Возникают кадровые проблемы в промышленном секторе. Необходимо создавать условия для популяризации технического творчества для повышения престижа инженерно-технических и рабочих профессий. Цель дополнительного образования – дать человеку шанс раскрыть свои возможности, познать себя. А изобретательство способно доставить глубокое моральное удовлетворение, истинное удовольствие от преодоления прежде непреодолимого, от достижения новых результатов. Эта творческая работа требует интеллектуальных и эмоциональных усилий, умений фантазировать, творить, в том числе своими руками, например, создавать различные образцы и модели, испытывать их, проводить эксперименты.

Программа включает в себя разноплановую деятельность и объединяет несколько направлений деятельности. Программа направлена на оздоровление, воспитание и организацию креативного досуга учащихся.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)


Возраст учащихся: 6-13 лет.


Цель программы: развитие познавательного интереса детей к техническому моделированию, конструированию, изобретательству и творческой деятельности.


Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с историей развития технических открытий и изобретений, с рабочими профессиями по типу «Человек-техника».

Развивающая:

Развить умения и навыки изготовления простейших макетов.

Воспитательные:

Содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей.

Создать педагогическую и социальную среду, способствующую положительной мотивации детей к изобретательству и творчеству.

Пропагандировать техническое творчество среди учащихся, родителей и педагогов.


Планируемые результаты

Образовательные


Предметные

Компетентностные

- получение навыков эвристического мышления, основанных на решении нестандартных задач;

- освоение начальных знаний об исторических фактах развития технических открытий и изобретений; рабочих профессий по типу «Человек-техника»;

- пропаганда технического творчества среди учащихся, родителей и педагогов;

- приобретение начальных инженерных знаний, самореализация детей, утверждение в роли создателей.

- освоение понятия «конструирование» и «моделирование»;

- приобретение навыков проектирования и конструирования при изготовлении эскизов и рисунков деталей макета;

- овладение практическими приёмами и навыками художественной обработки бумаги; работы с конструкторами, изготовления простейших настольных моделей



- получение навыков работы с научной литературой, интернетом,

- осознание  учащимися значимости происходящего для себя и других;

- формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию





Этапы реализации программы


Достижение цели и решение задач программы осуществляется в три этапа:



I этап – Проектировочный (январь-февраль)

Цель: изучение научно-популярной литературы, журналов, накопление методического материала, определение цели, задач, разработка проекта программы.

II этап – Организационный (май-июнь)

Цель: доработка и корректировка программы, разработка методического обеспечения (игры, конкурсы, театрализованные и художественные номера, презентации, мастер-классы, творческие занятия и мероприятия, тренинги и т.д.); инструментария для мониторинга эффективности реализации программы и подведения итогов.



III этап –Практический (июль-август)

Цель: реализация программы в лагере с дневным пребыванием детей.



IV этап – Аналитический (август-сентябрь)

Цель: подведение итогов, сбор новых креативных идей на следующий лагерный сезон.

Формы оценивания модуля «Техноэкспедиция»

Итоговый результат модуля - защита фотоальбома «Рабочий нашего поселка» по стажерским площадкам.

Критерии оценивания:


Критерии оценивания

Количество баллов

Эстетичность и оригинальность

Фотоальбом должен привлекать внимание особенностью художественного оформления (композиция, свет, цвет и др.) и оригинальностью.


до 3

Информативность

Для фотоальбома важно передать посредством снимка информацию об уникальном процессе или объекте съемки. Также нужно сопроводить снимок текстовым описанием, которое доступно и кратко сообщит об объекте или процессе дополнительную информацию.



до 3

Оригинальность представления работы

Представление проводится в форме творческой презентации.

до 3

ИТОГО

до 9



Формы оценивания модуля «Изобретай, твори, выдумывай»


Итоговый результат модуля – защита макета парка аттракционов «Техноленд» по стажерским площадкам.


Критерии оценивания:


Критерии оценивания

Количество баллов

Оригинальность, яркость дизайнерской идеи

При изготовлении макета учитывается необычное использование различного материала, воплощение интересных авторских замыслов.


до 3

Техническое качество, и мастерство исполнения

Оценивается качество изготовления, аккуратность и степень применения приобретенных навыков.


до 3

Оригинальность представления работы

Представление проводится в форме творческой презентации, наличие корпоративного стиля.

до 3

ИТОГО

до 9


Образовательные форматы


Мероприятия проводятся в различных организационных теоретических и практических форматах:

- групповая форма создаёт хорошие предпосылки для здорового соперничества во время выполнения творческих задач, а также воспитывает чувство взаимопомощи, толерантного, уважительного отношения к окружающим (сверстникам).

- индивидуальная форма воспитывает у детей навыки самоконтроля, самоорганизации, самообучения, анализа собственных интересов и запросов при реализации модулей программы.

- фронтальная форма позволяет одновременно контролировать выполнение определённых заданий всеми учащимися, общий уровень усвоения знаний, умений и навыков в отрядах.


Идея программы «Техносмена». Реализация программы осуществляется в форме двух сюжетно-ролевых игр: «Техноэкспедиция» и «Проектный институт», внутри которых разделены функции и полномочия. Учреждение превращается в проектный институт, где главными героями будут фиксики.

Два отряда – это 2 стажерские площадки, на которых дети познакомятся с рабочими профессиями и становятся конструкторами и разработчиками. Фиксики-строители решают проблемные ситуации, разрабатывают проект детского парка аттракционов «Техноленд», строят его по самым современным технологиям и представляют их на итоговом мероприятии. Вместе с фиксиками в проектном институте сотрудничают it - специалисты и инженеры – конструкторы, в роли которых выступают старшие ребята, педагоги и вожатые.


Техническая платформа

При организации работы используется дидактический материал, который представлен:
- тематическими папками;
- специальной и дополнительной литературой;
- аудиозаписями, видеозаписями;

- материалами для оформления и творчества детей;

-дидактическими и наглядными материалами, методическими разработками занятий, мастер- классов и мероприятий.


Техническое оснащение занятий:
- отрядный кабинет, доска, столы, стулья;
- инструменты и материалы: канцелярские товары для творчества, конструкторы;
- теле- и видеоаппаратура, компьютер, проектор, принтер, сканер, ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр;

- спортивный инвентарь.


Принципы

Безусловная безопасность всех мероприятий.

Учет особенностей каждой личности.

Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности участниками лагеря.

Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.

Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.

Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.


Содержание по тематическим модулям программы



п/п

Модули

Краткое описание

Образовательный продукт

1.

«Техноэкспедиция»

Организация экскурсий на производство, встреча и беседа с представителями рабочих профессий, беседы, анкетирование.

Фотоальбом «Рабочий нашего поселка»

2.

«Изобретай, твори, выдумывай»

Проведение мастер-классов, техноконкурсов, спортивные состязания организация выставки творческих работ, макетов, организация творческих конкурсов, познавательно-развлекательных программ и мероприятий.

Творческая выставка «САМИ!», презентация макетов



Модуль 1: «Техноэкспедиция»


Задачи

Тематические рабочие группы и форматы

Программа модуля

1. Ознакомить с рабочими профессиями.

2. Создание фотоальбома.











Стажерские площадки (отряды)

Форматы:

- сюжетно-ролевая игра «Техноэкспедиция»

- экскурсия;

- игровая и конкурсная деятельность;

- беседа;

- мастер-класс;

-познавательно-развлекательные программы;

- спортивные состязания


Экскурсия в МУП «Сибирячка» (мастер по ремонту бытовой техники)

Экскурсия в проектно-ремонтный цех эксплуатационного оборудования (слесарь-ремонтник нефтяного оборудования)

Экскурсия в УТТ «НГДУ КН» (водители специальных машин, механики, слесари)

Экскурсия в ПЧ «Центроспас-Югория» (пожарный, пожарно-спасательное оборудование)

Экскурсия в конструкторское бюро (it- лаборатория)


Модуль 2: «Изобретай, твори, выдумывай»


Задачи

Тематические рабочие группы и форматы

Программа модуля

1. Ознакомить с историей изобретений.

2. Научить изготавливать простейшие макеты.

3.Организовать выставку «САМИ!». Создавай

Аккумулируй

Моделируй

Изобретай

Стажерские площадки (отряды)



Форматы:

- сюжетно-ролевая игра: «Проектный институт»

- игровая и конкурсная деятельность;

- презентации;

- устные журналы;

- беседа;

- мастер-класс;

-познавательно-развлекательные программы;

- спортивные состязания




Проведение мастер-классов, техно-конкурсов, организация выставки «САМИ!»

Турнир- соревнование «Легого»

Мастер-класс по оригами «Турбоспорт»

Конструирование макета «Техноленд»

Конкурс-состязание «Велобум»

Конкурс рисунков «Роботы и Я» (младшее звено)

Конкурс сочинений «Технический прогресс -20…» (среднее звено)

Презентация: «Известные изобретатели» или «Изобретения, которые изменили мир»

Организация творческих конкурсов, познавательно-развлекательных программ и мероприятий

Конкурс «Технооркестров»

из подручных материалов

Мастер-класс «Роботанцы»

Театрализованное представление «До чего дошел прогресс»

Костюмированный фестиваль «Технобум»

Презентация макетов




Характеристика педагогического состава, реализующего программу

В реализации программы участвуют:

Начальник лагеря – 1

Организатор – 1

Воспитатели – 4

Вожатые –4

Инструктор по физической культуре 1

Педагогический состав имеют соответствующее образование и квалификацию для работы по данной программе и большой педагогический опыт работы в данной области.


Организация взаимодействия с социумом

Социальное партнерство предполагает совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающая общему для всех сторон интересу – организации досуговых и оздоровительных мероприятий для детей в летний период.

Социальное партнерство реализуется через осуществление совместной деятельности в соответствии с договорами о социальном партнерстве.

Нашими социальными партнерами являются несколько организаций различных типов - государственные, негосударственные, общественные, некоммерческие.









Диагностика реализации содержания программы

В течение смены ведётся диагностика участников смены.

Входная диагностика

Цель:

- выявление ожидания ребенка;

- изучение его интересов и желаний

Организация акции «Банк веселых затей», анкетирование «Твои ожидания»

Текущая диагностика

Цель:

- получение информации о настроении ребенка;

- изучение впечатлений ребенка о пребывании в лагере и об окружающих его людях, межличностные отношения.

- определение успешности реализации программы, возможности ее корректировки

- дифференциально-диагностический опросник по Климову Е.А.

Ежедневное заполнение индивидуальной карты настроения, система отрядных огоньков (анализ дня), анкетирование (анкеты «Забор мнений»



Определение склонности к профессиональной сфере

Итоговая диагностика

Цель:

- определение развития собственной личности.

- получение информации от детей, родителей, педагогов о пребывании в лагере.

- определение результативности программы.

«Рейтинг личностного роста»

Анкеты

Письма-пожелания.









































Список литературы

для педагогов:


1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.

3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева. Москва: ВАКО, 2007.

5. Программа летнего лагеря «Робинзоны» с дневным пребыванием детей МОУ «Новоашировская основная общеобразовательная школа».

6. Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы»

7. Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе МОУ «УВЦ МЖК СОШ №61»

8. Учебник для вожатого. М.П. Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

9. Итоги окружных конкурсов вариативных программ и программ педагогических отрядов ХМАО-Югры в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 2007г.»// Сост.: Быданов А.П., Мекер Н.В.; под ред.: Пономарев О.А., Магеляс А.Д., 2007.-173с.

Интернет-ресурсы:

1. Портал «Вожатый.ру», www.vozhatyi.ru.

2.Сайт «Планерочка», www.planerochka.ru.

3. Портал «Сеть творческих учителей», сообщество «Место встречи друзей – детский оздоровительный лагерь» http://www.it-n.ru


для учащихся:


1. Литература для воспитанников: – Коллекция идей. Журнал для не скучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» – Лига Пресс», 2002.

2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эди- пресс-конлига», 2004.

3. Корнеева. – СПб.: Кристалл, 2001. – Нагибина, М. И. Из простой бумаги мастерим как маги, – Ярославль Академия развития, 2001.

4. Интернет ресурсы.


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.