Программа коррекционной работы педагога-психолога для обучающихся с ОВЗ (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНО: на методическом объединении Протокол № __ от «___» _____ 2015г. Руководитель МО ____________ /Н.Н.Мельник/ | | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Никифоровская СОШ №1» ______________Н.М.Добрынина «___» __ _2015 г. |
Программа коррекционной работы для обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _______________Г.Е. Кузнецова |
«Никифоровская средняя
общеобразовательная школа №1»
Мельник Наталья Николаевна
Рп Дмитриевка, 2015г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе Программы коррекционной работы в первом – четвертом классах для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Тамбовского областного государственного образовательное учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Котовска» и предназначена для занятий с обучающимися по VIII виду.
Цель программы: коррекция познавательной деятельности обучающихся.
В основу восстановительной работы были положены следующие принципы:
1. Соблюдение последовательного стадийного развития познавательной деятельности, наблюдаемого в онтогенезе.
2. Опора на комплексную работу анализаторных систем, так при развитии фонематического слуха кроме слухового, опирались на речедвигательный, кинестетический и зрительный анализаторы.
3. Использование в процессе занятий сохранной или уже восстановленной функции.
4. Словесный анализ предметов, явлений и действий.
Программа включает следующие разделы:
1.Развитие зрительного восприятия формы и цвета.
2.Коррекция пространственных представлений.
3.Компенсация временных представлений.
4.Развитие фонематического слуха и анализа.
5.Обучение способности к обобщениям и дифференцировкам в связи с развитием устной речи.
В разделы программы могут вноситься изменения в зависимости от уровня развития познавательной сферы ребенка. Для детей с нарушением интеллекта материал упрощается.
Ожидаемые результаты:
Формой подведения итогов данной программы являются диагностические исследования:
1.Уровень сформированности зрительного восприятия формы и цвета.
2. Уровень сформированности пространственных представлений.
3. Уровень сформированности временных предсталений.
4. Уровень развития фонематического слуха и анализа.
5. Уровень развития способности к обобщениям и дифференцировкам, развитие устной речи.
Содержание коррекционной программы для первого года обучения
Тема: «Зрительное восприятие цвета»
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета.
Подбор цветных полосок по аналогии, без названия цвета («Покажи полоску такого же цвета»).
Работа с цветовыми таблицами.
Игра в цветовое лото.
Подбор цветных карандашей и палочек.
Разложить кружочки разного цвета в коробочки или конверты соответствующего цвета.
Ребенок должен уметь: а) подобрать цветные полоски по заданию;
б) дифференцировать (зрительно) основные цвета спектра.
II. Основные цвета спектра и их оттенки.
Занятия с цветовыми таблицами.
Игра в цветовое лото.
Раскрашивание карандашами и красками цветных орнаментов и трафаретов по образцу и самостоятельно.
Составление оттенков цветов на палитре ( темно-красного, темно-синего, бледно-голубого и т.д.)
Ребенок должен: а) знать названия основных цветов спектра;
б) уметь видеть и называть цвета и краски в природе;
в) получать тона основных цветов спектра путем интенсивного или легкого нажима карандаша или разбавления краски и повторных покрытий.
III. Производные цвета и их оттенки.
Получение на палитре производных цветов и их оттенков: оранжевого, светло- и темно-оранжевого, фиолетового, светло- и темно-фиолетового, зеленого, светло- и темно-зеленого. Ребенок должен уметь получить оранжевый, фиолетовый и зеленый на палитре путем наложения одного цвета на другой.
Тема: «Зрительное восприятие формы».
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Подбор идентичных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник).
Обводка геометрических фигур по трафаретам.
Упражнения с геометрическими вкладками (объемными и плоскими):
а) доска Сегена;
б) бочонок с набором объемных геометрических тел;
3. Игра в геометрическое лото.
4. Работа с геометрической мозаикой.
Ребенок должен уметь подбирать геометрические фигуры: по аналогии найти фигуру такой же формы, но другого цвета, такой же формы, но другой величины.
II. Дифференциация геометрических фигур по величине и цвету:
Работа с «волшебным мешочком».
Аппликация из геометрических фигур (вклеивание в образец соответствующих по величине и форме фигур).
Ребенок должен: а) знать названия геометрических фигур и их главные признаки;
б) уметь найти геометрическую фигуру по названию;
в) уметь найти геометрическую фигуру по заданию учителя («Какая это фигура?»);
г) уметь дифференцировать геометрические фигуры по форме, величине, цвету.
III. Соотношение геометрической фигуры с формой реальных предметов и их изображениями:
Игра в геометрическое лото.
Игры типа «Предмет и его изображение».
Конструирование изображений предметов из плоскостных геометрических фигур.
Аппликации предметов, состоящих из однородных и различных геометрических фигур.
Ребенок должен уметь сопоставить: а) реальный предмет с заданной фигурой (прямоугольник и книга, крышка стола, овал и яйцо и др.);
б) геометрическую фигуру с изображением реального предмета (круг и арбуз).
IV. Сопоставление и преобразование геометрических фигур.
Работа с набором составных элементов геометрических фигур.
Ребенок должен уметь : а) составить целую геометрическую фигуру из элементов;
б) преобразовать одну геометрическую фигуру в другую.
Тема: «Развитие пространственных представлений и ориентировки»
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Ориентировка в сторонах собственного тела и напротив сидящего.
Упражнения в определении сторон собственного тела и напротив сидящего.
Определение сторон тела у людей, изображенных на схемах и картинах.
Игры типа «Зеркало», «Обезьянки», «Делай, как я».
Ребенок должен: а) выработать соответствующие навыки ориентировки:
б) уметь показать правой рукой левое ухо, глаз и т.д. и наоборот – левой рукой показать правую ногу, глаз и т.д. (перекрестная ориентировка)
II. Соотношение предметов в пространстве ( понятия: справа-слева, впереди-сзади, вверху-внизу, близко-далеко, низко-высоко).
Игры типа «Что изменилось?» (запомнить расположение 3-4 предметов)
Найти на таблице предмет по словесному описанию его положения среди других предметов.
Найти предмет в классе по описанию его местоположения среди других предметов.
Найти предмет по описанию его местоположения относительно самого учащегося и другого ученика («Назови предметы, находящиеся справа от тебя; слева от Коли и т.д.).
Поместить предмет по словесному заданию («Положи тетрадь в левый верхний угол парты, карандаш в правый верхний угол парты заточенным концом влево и др.).
Ребенок должен: а) уметь правильно указать, как соотнесены предметы относительно друг друга, относительно самого учащегося и относительно другого лица;
б) понимать значение слов, выражающих пространственные отношения, т.е. у него должно сформироваться умение пользоваться точными словесными формулировками относительно всех разделов программы.
III. Развитие понимания и употребления слов, выражающих пространственные соотношения предметов: «у», «на», «под», «за», «в», «около», «между», «перед», «над».
Определить точной словесной формулировкой местоположение предмета в классе, в таблице, на рисунке («ложка в стакане», «стакан на столе», «стол у окна» и др.).
Предмет переместить по заданию («положить карандаш на книгу, под книгу, в книгу» и др.).
В этот период школьнику необходимо уметь пользоваться словесными формулировками, выражающими пространственные соотношения предметов («парта Толи стоит перед партой Сережи или между партами Сережи и Саши» и др.).
IV. Развитие понимания и употребления слов, выражающих протяженность (справа-налево, слева-направо, сверху-вниз, снизу-вверх, из левого верхнего угла в правый нижний угол, из правого нижнего – в левый верхний угол):
Проведение линий на индивидуальной доске, в альбоме, в тетради соответственно заданию (справа-налево и т.д.).
Выполнение действий по заданию (как пройти из левого заднего угла класса в правый передний угол – показать направление рукой и т.д.).
Ребенок должен уметь выполнить действия по заданию.
V. Развитие памяти на пространственные соотношения предметов:
Игры типа «Что изменилось?».
Мозаика.
Рисунки, картины, таблицы ( с вариантами различного местоположения одних и тех же предметов).
Игры типа «Посмотри – запомни!» (с индивидуальными картами и таблицами для фронтальной работы). На карточках расположены предметы или геометрические фигуры разного цвета. Требуется запомнить:
а) расположение предметов на карточках (в центре, вверху, в правом верхнем углу и т.д.);
б) расположение предметов или фигур относительно друг друга.
Количество предметов – 3-5. время запоминания ограничивается (1 мин.). Затем ученик отвечает на вопросы учителя по памяти.
Ребенок учится: а) сравнивать первоначальное местоположение предмета с изменившимся;
б) воспроизводить по памяти взаиморасположение 2-4 предметов.
VI. Развитие конструктивного праксиса.
Прямое копирование деталей: а) последовательное копирование графической
схемы по элементам (провести линию так, как провел учитель);
б) копирование целого образца (схемы могут быть те же, но дается задание скопировать готовый образец);
в) копирование схематически изображенного предмета (человек, дом, стол).
2. Зеркальное копирование деталей (2-3 элемента).
3. Конструирование: а) из бумаги (лодочка, стакан, кошелек, шапка, рубашка);
б) составление изображения предмета из элементов (разрезные картинки и складные кубики);
в) с детским конструктором разных видов.
Задания могут быть выполнены в виде графической схемы, аппликаций и выложены при помощи спичек, палочек, полосок и пр.
Конструирование букв из основных элементов с предварительным их анализом:
а) печатных букв и их элементов;
б) письменных букв;
в) узнавание буквы по элементам, в перевернутом и
перечеркнутом изображении.
Из этих элементов можно составить любую печатную букву алфавита, но каждый
элемент должен быть представлен в достаточном количестве.
VII. Развитие двигательного праксиса:
Последовательное копирование движений по элементам:
а) в играх;
б) ориентировочная гимнастика;
в) работа с таблицами, на которых схематично изображены различные движения человека.
2. Целостное копирование двигательного комплекса (предложенный педагогом комплекс движений учащиеся выполняют не по элементам, а в целом):
а) игры «Сделай, как я», «Сигнальщики», «Обезьянка»;
б) имитационные движения («Как летит птица , как движется поезд, как крадется лиса, как солят суп, как вдевают нитку в иголку» и др.)
В итоге этой работы у детей формируется возможность произвольных движений по заданию и по подражанию.
Тема: «Развитие временных представленй».
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
Уточнение и расширение представлений о временах:А.Последовательность смены времен года. Б.Признаки времени года с выяснением причинно-следственной зависимости явлений природы.(Почему тает снег? Почему мороз? Почему солнце мало греет? Почему улетают птицы? и т.д.):
1.Наблюдение за сезонными изменениями в природе на экскурсии.
2.Лента времени (смена времен года).
3.Работа с классным календарем природы и труда людей по сезонам.
4.Наблюдение за изменениями в природе: а) сравнение и сопоставление деревьев и кустов, покрова земли, температуры воздуха , положения солнца над горизонтом и продолжительности дня и проч.; б) сравнение и сопоставление образа жизни животных и труда людей в связи с изменениями в природе.
5.Сазки , стихи, загадки, песни, пословицы о временах года.
6.Времена года в произведениях живописи.
7.Времена года в музыке (П.И.Чайковский).
Проведение этой работы способствует формированию у ребенка умения: а) вести под руководством педагога индивидуальный календарь погоды; б) вести классный картинный календарь природы.
II.Уточнение и расширение представлений о времени суток (утро, день, вечер, ночь: признаки и порядок их следования).
1.Лента времени в связи со школьным режимом.
2.Загадки о времени суток , пословицы, поговорки.
3.Объяснение на основе жизненного опыта детей и в связи с наблюдениями за характерными признаками времени суток понятий «сегодня», «завтра», «вчера», «рано», «поздно».
4.Объяснение в связи со временем суток понятий «завтрак - завтракать», «обед – обедать», «ужин – ужинать».
Ребенок должен: а)уметь последовательно назвать время суток; б)знать основные признаки времени суток в связи со школьной жизнью и трудовой деятельностью людей; в)уметь осознанно пользоваться в речи понятиями «сегодня», «завтра», «вчера», «рано», «поздно».
III.Представление «час», «полчаса».
Лента времени в связи с распорядком жизни в школе и трудовой деятельности людей.
IV.Представление о днях недели.
Работа с календарем погоды в связи с днями недели.
В результате происходит значительное обогащение словарного запаса, ребенок знает название дней недели по порядку.
V.Понятие о времени на основе жизненного опыта детей (час, сутки, год назад, 2 года назад, через год, через 2 года):
1.Определение времени по часам.
2.Беседы с целью выяснения и уточнения понимания временных периодов.
Ребенок должен уметь: а)определить по циферблату круглый час (в связи с режимными моментами); б) соотносить события и факты текущей жизни школьника с прошлым и будущем (в пределе 1-2 лет).
Тема: «Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления».
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
Классификация по родовым и видовым признакам по темам: «Учебные вещи», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Игры» (спортивные игры: футбол, хоккей, баскетбол, хоккей, теннис, волейбол; сезонные – зимние забавы, летние развлечения), «Овощи», «Фрукты». Различные виды фронтальной и индивидуальной работы по картинкам и таблицам, содержащим материал по указанным темам. Широко используются дидактические игры, игрушки, предметы, окружающие людей.
I.Выделение предмета из группы однородных предметов:
1. Работа с таблицами, дидактическим материалом.
2. Дидактические игры типа: «Что лишнее?», «Третий лишний», «Заблудился» и др.
3. Работа с карточками – словами: морковь, свекла, лук – овощи; молоток, топор, пила, - инструменты.
II.Вычленение предметов и их классификация по родовым и видовым признакам из группы разнородных предметов:
1.Игра «Устрани путаницу».
2.Работа с «наборным полотном» для упражнений в классификации (с набором предметных картинок, с набором слов – карточек проводится после овладения навыком чтения).
III.Непосредственное обобщение. «Оса – это кто?» «Яблоко, груша – это что?» «Молоток, топор, пила – назовите (обобщите одним слово), «Назовите овощи, мебель» и т.д.
1.Работа с наборным полотном для классификации.
2.Игры – соревнования: а) «Кто больше?» (учащиеся одного ряда называют «одежду», другого ряда «фрукты» и т.д.); б) «Кто быстрее?» одному ряду «посуду» другому «мебель» и т.д. Кто быстрее разложит на наборном полотне.
IV.Обобщение через противопоставление («шарф - одежда, а сапоги - ?» )
V.Сравнение и сопоставление предметов по сходству и различию (отработка «одинаковые – разные, сходство – различие, сравни, сопоставь, сделай вывод):
1.Работа с набором одноплановых картинок (2-3 с незначительным изменением деталей. «Сравни картинки, чем они похожи? Чем отличаются?»).
2.Сравнение геометрических фигур по признакам: форма, величина, цвет.
3.Сравнение признаков времен года (природа).
Тема: Развитие устной речи.
Содержание , виды и цели коррекционной работы:
Уточнение и расширение словаря учащихся в связи с темами коррекционной работы.
Виды работы указаны в предыдущих темах программы. Учащиеся должны уметь составить предложения из разрозненных слов.
I.Развитие умения в определении логической последовательности событий и логических связей по картинкам и тексту с мотивировкой причины – почему так расположены картинки?( Работа с текстом идет во втором полугодии). В результате проведения этой работы школьники должны уметь: а) разложить сложенные картинки в логической последовательности (3-4 картинки); б) определить логические связи в тексте из 3-4 предложений; в) работать с деформированным текстом.
II.Составление рассказа по картинкам, расположенным в логической последовательности. Составить рассказ по серии картинок.
III.Выражение мысли грамматически правильным предложением: А.Понимание логической связи слов в предложении:
1.Работа с ситуативными картинками.
2.Составление рассказа из 3-4 грамматически правильных предложений по результатам в связи с экскурсиями, прогулками, играми.
Учащиеся должны уметь отвечать грамматически правильно на вопросы: Что? Кто это? Что делает? Что происходит? Какой (ая, ое?) Где? Куда? Кому? И др.
Б.Понимание и практическое владение флективными отношениями в связи с употреблением предлогов: на, под, у, за, из ,к , с и др.
1.Непосредственное выполнение действий по заданию с употреблением предлогов (положить на, подойти к, выйти из, из-за, спуститься с).
2.Речевое описание выполненного действия.
3.Работа с ситуативными картинками.
Учащийся должен научиться: а) Составлять простые предложения по картинке; б) логически правильно и последовательно излагать мысли; в) правильно употреблять падежные окончания.
В.Понимание и практическое владение видами глаголов, категориями одушевленности, единственного и множественного числа:
1.Выпонить действия с последующим речевым оформлением, используя глаголы совершенного и несовершенного вида: «Коля, нарисуй домик на доске»
- Что делает Коля?
- Коля рисует.
- Что сделал Коля?
- Коля нарисовал домик и сел на место»
2.Ситутивные картинки. Пример: «Мальчик идет к двери. Открыл дверь».
3.Постановка детьми вопросов (кто это? или что это?) к одушевленным и неодушевленным предметам и их изображению (предметные картинки).
4.Выполнение конкретных действий, связанных с употреблением единственного и множественного числа и речевое оформление. Пример: «Возьми кубик – возьмите кубики. Возьми красный карандаш – возьмите красные карандаши».
5.Употребление единственного и множественного числа в связи с работой по предметным и ситуативным картинкам. Ученик должен правильно употреблять названия предметов, их признаков и действий в единственном и множественном числе.
IV.Понимание смысла простейших силлогизмов. Работа с силлогизмами типа: «все слоны имеют хобот, Томми – слон; следовательно….». В результате у учащихся формируется понимание силлогизмов.
V.Понимание фраз с переносным смыслом. Анализ фраз типа: «золотые руки, железные руки».
VI.Понимание пословиц. Анализ пословиц типа: «цыплят по осени считают». Учащийся должен уметь делать перенос смысла известных русских пословиц на явления общественной жизни и быта.
VII.Подбор соответствующих эпитетов к указанным предметам и явлениям. Подобрать эпитеты к предметам и явлениям типа «дерево, солнце, вечер, зима, осень». В итоге ученик должен подобрать эпитеты к словам программного материала.
VIII.Творческая работа: 1.Составление коротких устных сочинений по опорным словам. Например: «мороз, заяц, охотник, выстрел, спасся, убежал».
2.Составление устного сочинения на заданную тему. Примерные темы: «Зима, Лето, Весна, Осень, Школа, Животные».
3.Узнавание знакомого текста по отдельной его части. Предлагается текст в 5-8 строчек из середины знакомого произведения, чтобы дети определили характер этого произведения (сказка, рассказ) и его продолжили.
Дети должны по прочитанному отрывку определить название сказки или знакомого произведения.
Тема: Развитие фонематического слуха и анализа.
Содержание. виды и цели коррекционной работы.
I.Развитие фонематического слуха.
1.Выделение и дифференцировка звуковых параллелей на слух: гласные – согласные, шипящие - свистящие, звонкие – глухие, твердые – мягкие, сонорные (л-р,м-н).
а) «Кто шипит, кто свистит?»
б) звук заблудился;
в) звуковая эстафета – договори слово.
2.Работа с азбукой в картинках.
II.Развитие фонематического анализа. А.Деление предложений на слова. Б.Составление предложений по опорным словам и по картинке.
1.Составление предложений по опорным словам и по картинке.
2.Определение количества слов в предложении на слух.
3.Определение количества слогов в двухсложных и трехсложных словах.
4.Определение количества звуков в слоге.
Календарно-тематическое планирование для первого года обучения 68 часов
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Дата проведения | Примечание |
| Зрительное восприятие цвета | 5 | | |
1 | Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета | 1 | | |
2-3 | Основные цвета спектра и их оттенки. | 2 | | |
4-5 | Получение на палитре производных цветов и их оттенков | 2 | | |
| Зрительное восприятие формы | 6 | | |
6-7 | Подбор идентичных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник) | 2 | | |
8-9 | Дифференциация геометрических фигур по величине и цвету | 2 | | |
10-11 | Соотношение геометрических фигур с формой реальных предметов и их изображениями. Сопоставление и преобразование геометрических фигур | 2 | | |
| Развитие пространственных представлений и ориентировки | 10 | | |
12-15 | Ориентировка в сторонах собственного тела | 4 | | |
16-17 | Соотношение предметов в пространстве | 2 | | |
18-21 | Развитие понимания и употребления слов, выражающих пространственные соотношения предметов: «у», «на», «под», «за», «около», «между», «перед», «над» | 4 | | |
22-23 | Развитие понимания и употребления слов, выражающих протяженность (справа-налево, слева-направо, сверху-вниз, снизу-вверх, из левого верхнего угла в правый нижний угол..) | 2 | | |
24-25 | Развитие памяти на пространственное соотношение предметов. Развитие конструктивного праксиса. Развитие двигательного праксиса | 2 | | |
| Развитие временных представлений | 10 | | |
26-27 | Уточнение и расширение представлений о временах года | 2 | | |
28-29 | Уточнение и расширение представлений о временах суток (утро, день, вечер, ночь; признаки и порядок их следования) | 2 | | |
30-31 | Представление «час», «полчаса» | 2 | | |
32-33 | Представление о днях недели | 2 | | |
34-35 | Понятие о времени на основе жизненного опыта детей (час, сутки, год назад, два года, через год, через два года) | 2 | | |
| Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления | 10 | | |
36-37 | Выделение предмета из группы однородных предметов | 2 | | |
38-39 | Вычленение предметов и их классификация по родовым и видовым признакам из группы разнородных предметов | 2 | | |
40-41 | Непосредственное обобщение | 2 | | |
42-43 | Обобщение через противопоставление. | 2 | | |
44-45 | Сравнение и сопоставление предметов по сходству и различию | 2 | | |
| Развитие устной речи | 18 | | |
46-47 | Уточнение и расширение словаря учащегося в связи с темами коррекционной работы. Виды работы указаны в предыдущих темах | 2 | | |
48-49 | Определение логической последовательности событий и логических связей по картинкам и тексту с мотивировкой причины – почему так расположены картинки? | 2 | | |
50-51 | Составление рассказа по картинкам, расположенным в логической последовательности | 2 | | |
52-53 | Выражение мысли грамматически правильно оформленным предложением | 2 | | |
54-55 | Понимание смысла простейших силлогизмов. Работа с силлогизмами типа: «Все слоны имеют хобот, Томми слон; следовательно…… | 2 | | |
56-57 | Понимание фраз с переносным смыслом. Анализ фраз типа: «золотые руки» | 2 | | |
58-59 | Понимание пословиц | 2 | | |
60-61 | Подбор соответствующих эпитетов к указанным предметам и явлениям. | 2 | | |
62-63 | Составление коротких устных сочинений по опорным словам. | 2 | | |
| Развитие фонематического слуха и анализа | 2 | | |
64 | Развитие фонематического слуха | 1 | | |
65 | Развитие фонематического анализа | 1 | | |
66 | Повторение | 1 | | |
67 | повторение | 1 | | |
68 | Итоговое тестирование | 1 | | |
Программа для второго года обучения.
Тема: «Зрительное восприятие формы».
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Подбор идентичных фигур с учетом признаков величины, формы, толщины. Предлагается набор геометрических фигур: угольные – треугольники, различные типы четырех- , пяти- , шестиугольников; округлые – овалы и круги. Идентичные по форме фигуры имеют разную величину. Кроме того, всем плоским фигуркам соответствуют по форме объемные. Ученики должны уметь подобрать из набора геометрическую фигуру, идентичную показанной по толщине, величине и форме. По форме дифференцируются геометрические фигуры, отличающиеся по одному или двум признакам (цвет, величина).
II. Визуальное вычленение различных треугольников из неправильного многоугольника:
Сравнение четырехугольников с прямоугольниками (прямоугольник – частный вид четырехугольника).
Сравнение прямоугольника и квадрата (квадрат – частный вид прямоугольника).
Сравнение треугольника и четырехугольника (прямоугольника).
Первоклассники должны уметь подобрать фигуру, соответствующую данной по двум признакам (форма и величина, толщина и форма).
III. Построение округлых и угольных фигур:
Построение различного вида четырех- , пяти- и шестиугольников из цветных полосок, спичек.
Выполнение в виде аппликаций различных овалов, кругов, четырех- , пяти- и шестиугольников.
Необходимо дать учащимся четкое представление об особенностях четырех- , пяти- и шестиугольника, овала и круга и развивать у них умение четко дифференцировать геометрические фигуры.
Тема: «Развитие пространственных представлений и ориентировки».
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Определение расположения элементов у предметов и частей тела у животных (колеса у автомобиля, конечности у кошки и др.):
Изображение предметов и животных на магнитной доске из элементов (человек, дом, корабль, утка).
II. Синтезирование целого из 4-6 частей6
Аппликации предметов и животных (из элементов).
Разрезные картинки, кубики, составление целого.
III. Устные описания различных направлений пути (прямо, налево, направо, вниз,вверх):
Выработка представлений о плане пути внутришкольных помещений (путь из класса в учебные кабинеты и др.) и устное описание пути.
Выработка представлений о плане пути на специальных прогулках и экскурсиях и устное описание пути.
В результате проведения этой работы у учащихся формируется умение синтезировать целое из 4-6 элементов и вырабатывается способность к простейшему схематическому изображению и словесному описанию плана помещения и пути.
IV. Развитие конструктивного праксиса:
Прямое копирование целого образца из 6-8 элементов.
Зеркальное копирование образца из 4-6 элементов.
Воспроизведение по памяти предложенной фигуры из 4-5 элементов.
У детей формируется способность к прямому и зеркальному копированию абстрактных фигур по элементам.
V. Развитие памяти на пространственные соотношения:
Игра «Что изменилось?» (4-6 предметов).
У учащихся в результате этих упражнений развивается память на соотношение предметов в пространстве.
Тема: «Развитие временных представлений»
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Определение времени на циферблате (час, полчаса, четверть часа).
Игра «Двенадцать месяцев».
Учащийся должен уметь правильно определять час, полчаса, четверть часа на циферблате часов.
II. Уточнение представлений о последовательной смене и признаках месяцев, группировка месяцев по сезонам.
Работа с «Лентой времени».
Первоклассники должны научиться правильно соотносить ряд событий в общественной жизни с фактами своей биографии и биографии родителей.
III. Определение последовательности событий на основе личного опыта учащихся (3-4 года назад, 5 лет назад, через 10 лет):
Игра «Двенадцать месяцев».
Работа с иллюстрациями.
В словаре учеников появляются названия месяцев, развивается умение последовательно перечислять их и группировать по сезонам года.
Тема: «Развитие устной речи»
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Работа по развитию пассивного и активного словаря, связанного с пространственными и временными представлениями:
Словарь, определяющий пространственные представления: «в», «на», «за», «под», «у», «около», «между», «выше-ниже», «дальше-ближе», «шире-уже», «короче-длиннее», «направо-налево», «вперед-назад».
Словарь временных представлений: «раньше-позже», «потом», «вчера-сегодня-завтра».
(Рекомендуется систематически контролировать овладение учащимися пассивным и активным словарем по программному материалу).
Школьники должны уметь пользоваться указанными терминами, определяющими пространственные и временные представления.
II. Определение последовательности событий производится при раскладывании серии картинок (составление рассказа на материале 4-6 картинок). Надо научить правильно составить рассказ по серии картинок.
III. Определение логической связи в тексте. Предлагается деформированный текст из 5-6.
Учащийся должен уметь составить связный рассказ из деформированного текста, состоящего из 5-6 предложений.
IV. Выделение логических связей в прослушанном тексте. Учащимся прочитывают или рассказывают текст на 7-8 предложений, затем предлагается проанализировать текст по логическим связям и пересказать его. Ученики должны научиться на слух запоминать и анализировать текст из 7-8 предложений.
Тема: «Развитие навыков обобщения, дифференцирования, сопоставления».
Классификация по родовым и видовым признакам по темам: «Вещи», «Растения»(огородные, садовые, полевые), «Животные»(домашние, дикие), «Люди», «Времена года», «Семья»:
Выделение предмета из группы однородных предметов.
Группировка названий различного типа предметов по родовым и видовым признакам и подбор обобщающих слов для этих групп.
Непосредственные обобщения: «Зима – это что?», «Зима, весна, лето, осень – обобщите одним словом».
Анализ и синтез при сопоставлении двух предметов, явлений.
Ученик должен: а) найти общее и отличие двух явлений, предметов (самолет – птица, кит – подводная лодка, осень – весна).;
б) уметь установить общее и различие при сравнении двух предметов, явлений.
Календарно-тематическое планирование второй год обучения 35 часов
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
| Зрительное восприятие формы | 5 | | |
1 | Подбор идентичных фигур с учетом признаков величины, формы, толщины. | 1 | | |
2-3 | Визуальное вычленение различных треугольников из неправильного многоугольника: | 2 | | |
4-5 | Построение округлых и угольных фигур: | 2 | | |
| Развитие пространственных представлений и ориентировки | 10 | | |
6-7 | Определение расположения элементов у предметов и частей тела у животных (колеса у автомобиля, конечности у кошки и др.): | 2 | | |
8-10 | Синтезирование целого из 4-6 частей | 3 | | |
11-12 | Устные описания различных направлений пути (прямо, налево, направо, вниз, вверх): | 2 | | |
13 | Развитие конструктивного праксиса | 1 | | |
14-15 | Развитие памяти на пространственные соотношения предметов | 2 | | |
| Развитие временных представлений | 6 | | |
16-17 | Определение времени на циферблате (час, полчаса, четверть часа). | 2 | | |
18-20 | Уточнение представлений о последовательной смене и признаках месяцев, группировка месяцев по сезонам. | 3 | | |
21 | Определение последовательности событий на основе личного опыта учащихся (3-4 года назад, 5 лет назад, через 10 лет): | 1 | | |
| Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления | 6 | | |
22-27 | Классификация по родовым и видовым признакам по темам: «Вещи», «Растения» (огородные, садовые, полевые), «Животные»(домашние, дикие), «Люди», «Времена года», «Семья» | 6 | | |
| Развитие устной речи | 7 | | |
28-31 | Работа по развитию пассивного и активного словаря, связанного с пространственными и временными представлениями: | 4 | | |
32 | Определение последовательности событий производится при раскладывании серии картинок (составление рассказа на материале 4-6 картинок). | 1 | | |
33 | Определение логической связи в тексте. | 1 | | |
34 | Выделение логических связей в прослушанном тексте. | 1 | | |
35 | Повторение. Тестирование . | 1 | | |
Программа для третьего года обучения
Тема: «Зрительное восприятие формы»
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Сопоставление геометрических фигур: а) по признаку величины;
б)по признаку объемности.
Предлагается набор фигур различной геометрической формы. Фигуры одинаковой формы отличаются по величине. Фигуры одинаковой формы, но разной величины исполнены в плоскостном и объемном вариантах. (Предъявляемые геометрические фигуры должны соответствовать программному материалу). Учащийся должен уметь подобрать фигуру заданной формы, но другой величины и другого объема. Уметь объяснить по каким признакам подбирались фигуры.
II. Вычленение фигуры заданной геометрической формы:
а) из комплекса геометрических фигур;
б) из различных геометрических фигур, наложенных одна на другую:
1. Учащимся делается чертеж, на котором представлены различные геометрические фигуры.
Ученики должны уметь вычленить заданную геометрическую фигуру.
2. Предлагаются чертежи, в которых геометрические фигуры частично совмещены. (Предлагаемые геометрические фигуры должны соответствовать программному материалу). В этот период у всех обучаемых во втором классе формируется умение определять заданную фигуру устно или по предъявленному образцу.
III. Построение различных геометрических фигур:
Работа со строительным набором – построение различных геометрических фигур.
Составление аппликаций из геометрических фигур и вычленение из предложенных аппликаций различных геометрических фигур.
Тема: «Развитие пространственных представлений»
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
Упражнения по конструктивному праксису:
Зеркальные пробы. Зеркальное копирование отдельных элементов. Ученик совместно с учителем выполняет фигуру из конструктивных элементов (палочки, полоски, кубики, спички), но выкладывает соответственно каждый элемент зеркально. Ученик зеркально копирует всю предложенную ему фигуру. (Геометрические фигуры подбираются с учетом программного материала по математике.)
Второклассник должен уметь зеркально скопировать предложенные конструкции.
Следовая проба. Копирование предложенной фигуры из 4-5 элементов по памяти. Надо научить ученика по памяти копировать плоскую конструкцию из 4-5 элементов.
Построение фигуры под диктовку учителя. Учитель указывает количество и направление элементов, ученик выполняет соответствующее построение. Он должен уметь под устный диктант выполнить графическую конструкцию.
Построение конструкции из геометрических фигур по предложенному образцу. В виде аппликаций выложить нужную конструкцию из различных геометрических фигур. Аналогичная работа проводится по строительным материалам.
В этот период формируется умение построить из заданных геометрических фигур предложенную плоскостную конструкцию (орнамент из фигур).
Тема: «Развитие временных представлений»
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Работа с часами (минуты, секунды). Тренировочные упражнения на часах по определению времени с точностью до минуты, секунды. Ученик должен уметь определять время на часах с точностью до минуты, секунды.
II. Представление о веке – столетии. Дать понятие о количестве лет, составляющих столетие, век.
III. Определение последовательности событий в жизни России. Работа с картинками и книгами на исторические темы, целенаправленные экскурсии. На этом этапе развивается знание последовательности исторических событий.
IV. Определение последовательности красных дат календаря. Составление «ленты времени» по красным датам календаря. Все учащиеся второго класса должны знать последовательность праздников по календарю, уметь соотнести любую дату со временем года.
Тема: «Развитие устной речи»
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Обогащение и развитие словаря, связанного с эмоциональным состоянием людей и явлениями природы («весело», «грустно», «вечереет», «рассветает», «дождит», «пасмурно» и т.д.):
Наблюдения за состоянием людей и явлений природы.
Ведение календаря погоды.
Анализ текстов, в которых имеются слова, определяющие эмоциональное состояние людей и явлений природы.
Ученик должен: а) уметь правильно назвать эмоциональное состояние человека;
б) уметь наблюдать явления природы и называть состояния, связанные с этими явлениями: «ветрено», «пасмурно», «туманно», «моросит».
II. Развитие пассивного и активного словаря по темам: «Средства коммуникации» и «Транспорт»:
Целенаправленные экскурсии.
Уроки по разбору типов транспорта, средств связи.
На этих занятиях дети овладевают словарем, связанным с различными видами транспорта и средств связи.
III. Работа над многозначностью слов: синонимы, анонимы, антонимы:
Тренировочные упражнения по подбору к предложенному слову синонима и антонима.
Ведение словарей.
Эти занятия должны выработать у детей: умение подобрать к предложенному слову синонимы и антонимы и уметь использовать их в устной речи.
IV. Работа над образными выражениями, сравнениями, метафорами (простые случаи):
Выделение образных выражений, сравнений, метафор при чтении текста.
Выделение образных выражений, сравнений, метафор в прослушанном тексте.
Составить устное и письменное сочинение из 6-7 предложений, в котором были бы использованы метафоры, сравнения.
В результате этой работы ученики должны уметь выделять в прочитанном и прослушанном тексте образные выражения, сравнения, метафоры и объяснения, по каким признакам это сделано, а также уметь составить рассказ с правильным использованием метафор, сравнений.
V. Работа по различению жанров:
Сопоставление стихотворных и прозаических текстов. При этом обратить внимание, что для стихотворения характерны созвучные окончания строк – рифма и ритм.
Провести сравнение стихотворных и прозаических текстов на слух и зрительно. Отметить своеобразие сказок, обратить внимание на элементы фантастического языка в отличие от рассказа.
Провести сравнение между басней (действующие лица, мораль, аллегория) и стихотворением.
Учащийся должен: а) уметь отличить прозу от стихотворного жанра на слух и визуально;
б) дифференцировать стихотворение и басню, сказку и рассказ по содержанию;
в) знать и уметь указать элементы, характерные для рассказа, сказки, басни.
Календарно-тематическое планирование третьего года обучения
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Дата проведения | Примечание |
| Зрительное восприятие формы | 5 | | |
1 | Сопоставление геометрических фигур: а) по признаку величины; б)по признаку объемности. | 1 | | |
2-3 | Вычленение фигуры заданной геометрической формы: а) из комплекса геометрических фигур; б) из различных геометрических фигур, наложенных одна на другую: | 2 | | |
4-5 | Построение различных геометрических фигур: | 2 | | |
| Развитие пространственных представлений и ориентировки | 8 | | |
6-7 | Зеркальные пробы. Зеркальное копирование отдельных элементов. | 2 | | |
8-9 | Следовая проба. Копирование предложенной фигуры из 4-5 элементов по памяти. | 2 | | |
10-11 | Построение фигуры под диктовку учителя. | 2 | | |
12-13 | Построение конструкции из геометрических фигур по предложенному образцу | 2 | | |
| Развитие временных представлений | 11 | | |
14-16 | Работа с часами (минуты, секунды). | 3 | | |
17-18 | Представление о веке – столетии | 2 | | |
19-22 | Определение последовательности событий в жизни России | 4 | | |
23-24 | Определение последовательности красных дат календаря. | 2 | | |
| Развитие устной речи | 10 | | |
25-27 | Обогащение и развитие словаря, связанного с эмоциональным состоянием людей и явлениями природы («весело», «грустно», «вечереет», «рассветает», «дождит», «пасмурно» и т.д.) | 3 | | |
28-29 | Развитие пассивного и активного словаря по темам: «Средства коммуникации» и «Транспорт» | 2 | | |
30-31 | Работа над многозначностью слов: синонимы, анонимы, антонимы | 2 | | |
32-33 | Работа над образными выражениями, сравнениями, метафорами (простые случаи) | 2 | | |
34 | Работа по различению жанров | 1 | | |
35 | Тестирование | | | |
Программа для четвертого класса.
Тема: «Зрительное восприятие формы».
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Построение углов, четырехугольников, пятиугольников и шестиугольников разного типа. Построение четырехугольников разных типов (квадрат, прямоугольник, параллелограмм) и углов (прямого, острого, тупого) с помощью линейки и угольника. Ученик должен уметь построить с помощью линейки и угольника четырехугольники и углы различного типа.
II. Дифференцировка между плоскими и объемными фигурами (квадрат и куб, прямоугольник, параллелограмм и соответствующие параллелепипеды):
Упражнения по сравнению плоскостных и объемных фигур (проведение сравнительного анализа).
Выполнение из пластилина и бумаги квадрата, куба, прямоугольника, параллелепипеда.
На этом этапе дети должны уметь выполнить модели квадрата, прямоугольника, куба и параллелограмма из пластилина и бумаги и провести анализ по сходству и различию этих фигур.
III. Деление целого на части:
Модель круга, квадрата, прямоугольника, равнобедренного треугольника, выполненную из бумаги, разделить на части: на две, четыре, восемь.
Разрезать предложенную модель на две – четыре части и путем совмещения полученных частей доказать, что они равны между собой.
Ученик должен уметь разделить круг, квадрат, прямоугольник на 2-4 равные части.
IV. Узнавание фигуры по контурам .Определение по предложенным контурам частей света и морей России ( рисование соответствующих контуров на бумаге и выпиливание из фанеры).
Учащийся должен научиться узнавать по контурам части света (Африка, Австралия, Азия, Европа, Америка, Антарктида) и моря (Черное, Балтийское, Каспийское).
Тема: «Пространственные представления»
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Черчение различных планов и схем пути:
Начертить и выполнить в виде аппликаций план класса, столовой, спальни.
Начертить и выполнить в виде аппликаций план пути из класса в столовую, в медчасть, на прогулку.
У детей должна сформироваться способность чертить план класса, столовой, спальни, план пути между школьными помещениями и план пути на прогулку.
II. Изображение на чистом листе бумаги сторон света, географических пунктов, морей, гор, рек и т.д. и соотношения между ними. Поставить на чистом листе бумаги юг, север, восток, запад, а также правильно соотнести географическое положение:
а) городов (Москва – Санкт-Петербург, Владивосток-Мурманск и др.);
б) морей (Черное-Балтийское);
в) гор (Урал, Кавказ);
г) рек и т.д.
Учащийся должен: а) уметь указать на чистом листе бумаги стороны горизонта;
б) уметь географически соотнести между собой Москву, Санкт-Петербург, Дальний Восток, Черное море, Кавказские и уральские горы.
III. Знакомство с направлением течения основных рек. Показ на карте и изображение на чистой бумаге рек. Указать направление, правильно соотнести. Формируется умение схематически изобразить на чистом листе бумаги основные реки и направления их течения.
IV. Соотнести между собой и указать четыре полушария и части света. Схематически начертить и выполнить в виде аппликаций полушария и части света и взаиморасположить их, а также выполнить это в виде модели из пластилина.
Учащийся должен уметь правильно расположить северное, южное, западное и восточное полушария.
Тема: «Временные представления»
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
Определение временной последовательности при чтении статей учебника по темам:
«Из прошлого нашей Родины».
«Герои Великой Отечественной войны».
Знакомство с описываемыми событиями, а также с жизнью нашего государства. Учащимся предлагается рассказать о людях, знаменитых на определенном этапе жизни нашей страны, вспомнить события, происходившие в эти годы. Учащиеся просят связать изучаемые годы с жизнью его семьи ( «в это время дедушка был на фронте, мама была маленькая и т.д.).
Ученик должен: а) уметь определять временную последовательность при чтении статей по истории нашей Родины;
б) уметь соотнести этапы в развитии нашего государства с событиями в своей семье, с жизнью своих родных.
Тема: «Развитие устной речи».
Содержание, виды и цели коррекционной работы:
I. Анализ содержания прочитанного, определение основной цели, идеи. Анализ статьи или рассказа, умение правильно разделить на части, поставить к каждой части вопрос, выделить основную мысль.
Воспитанники должны научиться проводить анализ прочитанного текста, выделить основную мысль и кратко суметь пересказать прочитанное.
II. Творческие работы. Составление устного рассказа на заданную тему (описание виденного или слышанного). Ученик должен уметь составить рассказ на заданную тему.
III. Работа со словарем, связанным с материалом по природоведению и истории. Работа по семантике слов, связанных с материалом по природоведению (координаты, горизонты, материк и т.д.) и истории. В этот период формируется знание смысловых значений и терминов по математике и природоведению.
Календарно-тематическое планирование 4год обучения (14 часов)
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Дата проведения | Примечание |
1. | Зрительное восприятие формы | 4 | | |
1.1 | Построение углов, четырехугольников, пятиугольников и шестиугольников разного типа. | 1 | | |
1.2 | Дифференцировка между плоскими и объемными фигурами (квадрат и куб, прямоугольник, параллелограмм и соответствующие параллелепипеды): | 1 | | |
1.3 | Деление целого на части: | 1 | | |
1.4 | Узнавание фигуры по контурам . | 1 | | |
3. | Развитие пространственных представлений и ориентировки | 4 | | |
3.1 | Черчение различных планов и схем пути: | 1 | | |
3.2 | Изображение на чистом листе бумаги сторон света, географических пунктов, морей, гор, рек и т.д. и соотношения между ними. | 1 | | |
3.3 | Знакомство с направлением течения основных рек. | 1 | | |
3.4 | Соотнести между собой и указать четыре полушария и части света. | 1 | | |
4. | Развитие временных представлений | 3 | | |
4.1 | Определение временной последовательности при чтении статей учебника по темам | 3 | | |
6. | Развитие устной речи | 3 | | |
6.1 | Анализ содержания прочитанного, определение основной цели, идеи. | 1 | | |
6.2 | Творческие работы. Составление устного рассказа на заданную тему (описание виденного или слышанного). | 1 | | |
6.3 | Работа со словарем, связанным с материалом по природоведению и истории. | 1 | | |
Литература.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.-2-е изд., перераб. - М.:Издательство «Ось-89»,1999.
2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Ленинград: «Медицина». 1977.
5.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.: «Просвещение»,
«Учебная литература», 1996.
4.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.: Владос, 1996.
3.Симановский А.Е.Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996.