Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (1–4 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА «КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» Заседание ПМПК МБОУ «Киикская средняя школа» Протокол № ___ от «___»_______________20___г |
«Согласовано» Председатель ПМПК МБОУ «Киикская средняя школа» Макеева В.Н. «___»_____________20___г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ Киикская средняя школа» Карабаева Т.В. «___»________________20___г |
СОСТАВИТЕЛЬ:
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
РАГУЛИНА Л.Д.
2015-2016
УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В 2015-2016 г в школе по адаптированной программе обучается 34 ребенка:
1 ступень – 18 уч-ся
2 ступень – 16 уч-ся
Учащиеся обучаются интегрировано:
1 класс – 7 учеников,
2 класс – 5 учеников,
3 класс – 2 ученика,
4 класс – 4 ученика,
5 классе – 1 ученик,
6 класс – 7 учеников,
7 класс – 3 ученика,
8 классе – 4 ученика,
9 классе – 1 ученик
Ограниченные возможности здоровья являются следствием
проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга,
функциональная незрелость центральной нервной системы,
незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфальтилизма,
соматическая ослабленность,
церебрастенические состояния, а также
педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка.
Трудности, которые испытывают эти дети, обусловлены как
недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и
недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрировано обучающегося в школе является
формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Достижение этой цели предполагает решение целого ряда задач по организации личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с учащимися с нарушением интеллектуального развития:
совершенствование достижений сенсомоторного развития;
коррекция отдельных сторон психической деятельности;
развитие основных когнитивных процессов, словарного запаса, связной речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
стимулирование положительных качеств ребенка, снятие эмоционального напряжения;
оснащение ребенка знаниями и умениями для их активной реализации в будущем, т.е. обеспечение реализации его потенциальных возможностей;
обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации;
формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах;
обеспечение ребенка знаниями, умениями и навыками, нужными ему уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением;
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
подготовка младшего школьника к переходу в среднее звено.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ПО ОКАЗАНИЮ РАЗНОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ:
образовательно-коррекционное направление;
психолого-педагогическая диагностика и коррекция;
оздоровительное направление;
социально-трудовая коррекция,
представляют собой комплексную систему воздействия на ребенка, отражает целостность процесса интеграции и социализации.
Коррекционная работа проводится в форме учебных, индивидуальных и групповых занятий с ребенком, а так же, как неотъемлемая часть воспитательной работы - в классах и группах.
Занятия по развитию устной речи выполняются в группе с логопедом и на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, ритмике, социально-бытовой ориентировке (СБО).
Коррекционно – развивающие занятия и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов проводятся с ребенком индивидуально или с группами учащихся, скомплектованных с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений.
ОСНОВНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ БЛОКИ:
диагностический блок,
собственно коррекционный блок,
прогностический блок.
В диагностический блок входит
диагностика психического развития ребенка;
всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребенка;
анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка;
анализ развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций.
Диагностический инструментарий:
Учителя:
Методика «Карта наблюдений»; позволяющая
- обобщить наблюдения,
- разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка,
- отслеживать ее эффективность на разных этапах и
по мере необходимости вносить необходимые коррективы;
Анкета Н. Г. Лускановой для оценки уровня школьной мотивации учащихся
Анкета для родителей – для получения информации об эффективности коррекционно - развивающей работы.
Психолога:
Оценка ВПМ
Логопеда:
Степень развития речи
Собственно коррекционный блок
включает в себя следующие задачи:
составление набора заданий на развитие ВПФ;
формирование и стимуляцию сенсорно-перцептивных интеллектуальных процессов;
коррекцию звукопроизношения, развитие речи;
развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
-
формирование адекватной самооценки;
определение динамики этих изменений.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО БЛОКА
За основу коррекции взят курс “Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта: программно-методические материалы”, авторы Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В.
Работа по курсу прошла экспертизу на кафедре педагогики и психологии ГОУ ДПО “Институт развития образования Омской области”, имеется рецензия зав. кафедрой педагогики и психологии Посашковой И.П., доцента, канд. психол. наук.
Все содержание коррекционно-развивающего блока строится на принципе концентричности: ребенок каждый год на коррекционных занятиях возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности, углубить имеющиеся знания, умения и навыки.
Коррекция развития несет опережающий, предвосхищающий характер, т.к. коррекционно - развивающая работа строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
Разделы блока:
Развитие ощущений и восприятия.
Развитие пространственного восприятия.
Развитие памяти.
Развитие воображения.
Развитие мышления.
Развитие внимания.
Развитие речи.
Формирование коммуникативных навыков.
Раздел I. Развитие ощущений и восприятия.
Основные требования.
Ребенок 1 – го класса должен:
знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
сравнивать предметы по размерам;
определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый,
прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
2-го класса:
различать звуки окружающей действительности по высоте, силе, тембру;
различать все основные цвета, их сочетания и оттенки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый, малиновый;
сравнивать более сложные по форме предметы (не только сами предметы, но и их изображения);
сравнивать материалы, из которых сделаны предметы и свойства, которыми они обладают
(мяч деревянный и мяч резиновый);
различать геометрические фигуры и тела: прямоугольник, шар, куб; уметь изображать отдельные простые предметы и объекты в виде плана, ориентироваться на плоскости в пространстве;
применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
Учащийся 3-го и 4-го классов расширяет и закрепляет умения и навыки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяется тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):
3-го класса:
анализ конкретного предмета;
система анализа конкретных предметов, сделанных человеком; · анализ предметов природного мира.
4-го класса:
выделение главного, существенного в сложном целом (анализ слова, предложения, состава числа, смысла прочитанного).
Раздел II. Развитие пространственного восприятия.
Основные требования.
Ребенок 1-го класса должен:
определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.
2-го клacca:
знать единицы времени: неделя, час;
определять время по часам с точностью до 1 часа.
3-го клacca:
знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
определять время по часам с точностью до 5 минут;
4-го класса:
знать единицы времени и соотношение между ними:
1 минута - 60 секунд;
1 месяц - 28,29,30,31 суток;
1 год – 12 месяцев.
определять взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения);
знать названия месяцев и их последовательность;
ориентироваться в пространстве времени (прошедшее, будущее).
Раздел III. Развитие памяти.
Основные требования.
Ребенок 1 –го класса должен:
запоминать несколько предметов (2 - З) и порядок их размещения;
выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 - 2 мин);
выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 - 2 позиции);
удерживать в памяти 3 - 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
играть в 1 - 2 игры по теме.
2-го класса:
запомнить несколько (3 – 5) предметов и порядок их размещения:
выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции (30 сек - 1 мин), удерживаемой в памяти;
выполнять определенное задание по сложной инструкции, удерживаемой в памяти (2 – 3 позиции);
удерживать в памяти 5 - 7 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
играть в 1 - 2 игры по теме.
3-го и 4-го классов:
запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;
выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опоры на образец), удерживаемой в памяти (5 - 7 позиций);
удерживать в памяти 10 слов, предметов, событий и воспроизводить их спустя 30-40 мин;
воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и самостоятельного чтения;
придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
играть в 3 - 5 игр по теме.
Раздел IV. Развитие воображения.
Основные требования.
В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:
1-2-е классы - наблюдательности (т. е. способности подмечать в исследуемом объекты многообразие деталей, свойств, сторон, качеств);
З-й класс - расчлененности (т.е. способности видеть объект в многообразии его признаков, наличия нескольких точек зрения на объект);
4-й класс - способности к сравнению (т.е. к сопоставлению предметов и явлений, установлению их сходства и различия).
Раздел V. Развитие мышления.
Основные требования.
Ребенок 1 -го класса должен:
анализировать несложные формы объектов;
устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
строить умозаключения (с помощью взрослого);
конструировать (по образцу) простейшие объекты;
решать простейшие логические загадки и задачи;
проводить отбор и простейшую классификацию предметов.
2-го класса:
анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; · устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
самостоятельно строить умозаключения и выводить простейшие закономерности на основе анализа и синтеза;
конструировать по словесной инструкции или по собственному замыслу знакомые объекты;
решать логические загадки.
В 3-4-х классах помимо развития данных сторон мышления, развиваются:
Критичность,
Основы логического познания,
Решение творческих задач разного вида.
Раздел VI. Развитие внимания.
Основные требования.
Развитие произвольного внимания рассматривается в тесной связи со всей учебной деятельностью. Внимание, как активное состояние психической деятельности, проявляется внутри таких процессов, как восприятие, воображение, мышление. Для осуществления успешной коррекционной работы с ребенком необходимо развивать такие свойства внимания, как:
Объем;
Концентрация;
Распределение;
Переключение;
Устойчивость;
при постановке и решении посильных задач. Предлагаемые игровые задания и упражнения постепенно приобретают характер учебной деятельности, способствовуют увеличению объема внимания 1-2 объектов в 1 класса, до 5-ти объектов к концу 4-го класса.
Раздел VII. Развитие речи
Основные требования.
Ребенок 1 -го класса должен знать:
конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов, слоговой анализ слова;
уметь:
вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
отличать гласные звуки и буквы от согласных;
распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
делить слова на слоги;
выделять в слове ударный слог;
правильно записывать предложения - употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
пересказывать несложные предложения.
Ребенок 2 -го класса должен знать:
изученные части речи и их признаки; морфологический состав слова;
уметь:
активно пользоваться различными способами словообразования;
владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
владеть словосочетаниями, связью слов в предложении;
писать раздельно предлоги со словами;
правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный и вопросительный знак в конце предложения.
Ребенок 3-го и 4-го классов должен знать:
слоговой анализ слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные;
уметь:
производить звукобуквенный анализ слов;
устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
пользоваться различными способами словообразования;
владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
использовать в речи различные конструкции предложений;
строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
точно и чётко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
составлять план текста.
Раздел VIII. Формирование коммуникативных навыков
(игры и упражнения).
Кроме того, коррекционно-развивающая работа способствует развитию психомоторики, эмоционально-волевой и трудовой сферы, исправлению других индивидуальных психических недостатков учащихся с ОВЗ, социально-бытовой адаптации.
.
Ребенок должен уметь:
-
Дифференцировать основные цвета спектра и знать их оттенки.
Знать названия геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, круг, овал).
Ориентироваться в сторонах собственного тела (правое, левое) и напротив сидящего; уметь показать по словесному заданию предмет.
Уметь повторять произвольные движения (гимнастика).
Ориентироваться во времени:
а) знать последовательность месяцев;
б) знать времена года, зимние месяцы и т.д.;
в) уметь отличать на часах целый час, полчаса;
г) знать порядок следования дней недели, вчера, сегодня, завтра, год назад, через год и т.д.
-
Классифицировать по родовым и видовым признакам: «Учебные вещи», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игры», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Инструменты», «Времена года», «Месяцы».
Уметь устанавливать последовательность действий, событий, раскладывать сюжетные картинки в логической последовательности и составлять рассказ по ним.
Уметь исключать лишнее, выделять главное.
Счет до 20 в прямом и обратном порядке.
Решение в уме примеров до 10.
Уметь читать по слогам и понимать прочитанное.
Составлять целое из разрезных картинок (4-6 частей).
Знать свои Ф.И.О. и родителей, свой домашний адрес.
Знать Ф.И.О. бабушек и дедушек.
Знать сколько лет родителям, братьям, сестрам.
Знать, как называется наша страна, город, столица.
Знать, когда появляется первый снег, желтеют листья, появляются первые цветы.
3) Прогностический блок психокоррекции направлен на
1. анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы;
2. совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для ребенка;
3. проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности в целом.
КАЖДЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ СВОЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Учитель:
педагогическая коррекция познавательных функций, развитие речи;
обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с ребенком в соответствии с составленной программой
определение уровня развития разных видов деятельности ребенка;
определение особенностей коммуникативной культуры и активности;
определение уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности);
определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
педагогическая диагностика и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов;
реализация рекомендаций МППК.
2.Педагог - психолог:
психологическая диагностика;
психологическое консультирование;
психокоррекция и психотерапия;
разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
3.Учитель-логопед:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
4.Социальный педагог:
объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;
изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
обеспечение законодательно закрепленных льгот ребенку с нарушениями в развитии и их семьям;
решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции;
организация взаимодействия с родителями и их обучения.
5.Учитель физкультуры:
реализация программы физического воспитания с учетом рекомендаций МППК.
6.Руководитель ритмики:
реализация программы с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций МППК.
7. Педагог дополнительного образования:
выполнение программы дополнительного образования с элементами сказко-терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
8. Представитель администрации – руководитель МППК:
перспективное планирование деятельности процесса;
координация деятельности и взаимодействия специалистов;
контроль за организацией работы, анализ эффективности;
организация работы МППК.
Психолого-педагогические рекомендации специалистам:
Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
- соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий,
- занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении,
- обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
- тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
Контроль за организацией деятельности детей на занятиях:
- важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.
Учитель должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.
Принципы работы:
Терпеливость
Наглядный раздаточный материал
Доступность заданий
Систематичность занятий
Принцип поэтапности и повторяемости
От простого к сложному, самостоятельно по способностям, в зоне ближайшего развития
Учет возрастных и индивидуальных особенностей
Единство диагностики, коррекции и развития
Целостность процесса коррекции, его целенаправленность
Игровая форма проведения занятий как средство повышения активности и самооценки ребенка
Требования к материально-техническому обеспечению:
Организация образовательного пространства;
Организация временного режима обучения;
Организация рабочего места ребенка;
Технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка к образованию (ассистирующие средства и технологии);
Технические средства обучения для ребенка (включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);
Специальные учебники, рабочие тетради и дидактический материал, отвечающим особым образовательным потребностям ребенка на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем стандарта образования;
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализацией процесса образования ребенка с ОВЗ. Специфика требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые имеют неограниченный доступ к организационной технике и ресурсному центру в образовательном учреждении, где осуществляется подготовка необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
Акатова Ирина Анатольевна
Рагулина Любовь Давыдовна