Психолого-педагогические рекомендации педагогам для работы с учеником 1 класса

7
0
Материал опубликован 13 July 2017 в группе

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

ДЛЯ РАБОТЫ С УЧЕНИКОМ 1 КЛАССА ФИО-----------------

(2011 - 2012)

Трудности в учебно-воспитательном процессе обусловлены недостаточным развитием:

- представлений о себе,

- школьнозначимых психофизиологических функций,

- познавательных процессов,

- организованного поведения

Необходимо использование методов, активизирующих познавательную деятельность ученицы, развивающих когнитивные процессы, устную речь, организованное отношение к учебной деятельности и формирующих необходимые школьнозначимые психофизиологические функции и учебные навыки:

1. Представления о себе:

- включать в занятия задания на развитие осведомленности о себе (дата и место рождения), родственных отношениях, связях, о месте проживания, окружающем мире.

2. Школьнозначимые психофизиологические функции:

 

  • мелкие мышцы руки:

 

- графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку педагога,

- лепка, рисование, аппликация,

- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
- раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности,
- обведение рисунка по контуру, копирование,
- рисование по опорным точкам,

- дорисовывание изображений;

- рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности,

- дыхательная и пальчиковая гимнастика,

- упражнения для тренировки зрительного анализатора и др.

 

  • пространственно-временные отношения:

 

- усвоение понятий: «справа», «слева», «над», «под», «перед», «после», «выше», «ниже». Ребенок на парте последовательно выкладывает цветные геометрические фигуры по речевой инструкции педагога в соответствии с понятиями.

– Положи перед собой красный треугольник, справа от него положи жёлтый треугольник и т.д.

По вопросам педагога ребенок рассказывает, где находится та или иная фигура по отношению к другим геометрическим фигурам (вербализация понятий),

-  ориентировка на собственном теле, в помещении, линейном ряду, листе бумаги,

- работа с серией сюжетных картинок (при этом отрабатываются понятия “раньше-позже”, “сначала-потом”, которые отражают временные характеристики предметов и явлений),

- усвоение понятий: «времена года», «месяца», «дни недели», «вчера», «сегодня», «завтра», «сутки»,

  • сенсорные параметры:

- упражнения на формирование понятий «форма», «цвет», «величина»,

  • координация движений:

- музыкально-ритмические упражнения,

- подвижные игры,

- речевые упражнения на развитие устойчивости и координации движений во время ходьбы и т.д.

3. Познавательная деятельность:

  • развитие общей осведомленности, кругозора, речи, речевого общения:

- ситуации внеситуативно-познавательного общения с взрослыми: беседы об окружающей действительности, рассказы ребенка, рассматривание картинок, просмотр и обсуждение детских фильмов, сказок,

- короткий связный пересказ рассказа, сказки,

- коллективные и индивидуальные формы словесного творчества,

- игры с партнерами

  • познавательной активности, самостоятельности:

- готовая схема выполнения действия в предметно-картиночной или знаковой форме,

- моделирование последовательности операций для получения требуемого продукта путем подбора соответствующих предметных картинок или знаковых изображений,

  • интеллектуальных умений:

- упражнения на тактильную и обонятельную, зрительную и аудиальную память,

- запоминание слов, стихов, рассказов через образы, пиктографические рисунки,

- знаково-символические средства для решения познавательных задач,

- дидактические игры, предполагающие использование различного рода схем, моделей, чертежей,

- разнообразные виды конструктивных и изобразительных задач,

- конструирование по образцу (модельное, по элементам), по условиям, по замыслу;

- разрезные квадраты, кубики,

- воспроизведение последовательности слов в предложении «Произнести скороговорку»,

- сюжетно-ролевые игры,

- игры с правилами,

- задания с логическими операциями анализа, сравнения, обобщения, действий классификации «4 лишний», «Назови, что подходит»,

  • произвольности деятельности:

- формирование готовности к участию в новой форме общения со взрослыми,

- ориентация ребенка на взрослого (учителя) как носителя социальных требований и правил, конкретизируемых в системе задач, предъявляемых ребенку и способов их решения,

- развитие адекватного действия в ситуации учебной задачи, принятие задачи и овладения общим способом ее решения,

- специальные дидактические игры «Найди различия», «Кто первый заметит ошибку»

  • темпа деятельности:

- исходить из возможностей ребенка справиться с предложенным заданием – оно должно доступным, лежать в зоне умеренной трудности,

- обеспечить ребенку субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий,

- затем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям произвольной регуляции

  • учебных знаний, умений,
  • познавательные мотивы:

- расширение сферы внеситуативно-познавательного общения ребенка,

- создание проблемных учебных ситуаций,

- использование специальных дидактических игр – загадок,

- стимулирование самостоятельной активности ребенка на занятиях и вне ситуации занятий

- создание дополнительной стимуляции, усиливающей основной мотив

4. Организованное поведение:

- обеспечение взрослым режима с постоянным относительно небольшим количеством требований к его выполнению,

- организация повседневной жизни ребенка, так чтобы исключить возможность не завершения начатых действий,

- последовательная передача ребенку функций планирования, контроля и оценки в самостоятельной деятельности с взрослым,

- широкое использование кооперативных форм деятельности со сверстниками.

5. Выполнение режима дня, правил гигиены, привитие навыков самообслуживания.

6. Сохранение здоровья.

7. Создание условий для адаптации к новым условиям.

   ДИНАМИКА В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

ЯНВАРЬ

АПРЕЛЬ

Положительная в развитии:

- произвольного внимания,

- мышления,

- ориентации на себе, в пространстве

Положительная в развитии:

- школьной мотивации,

- тонкой моторики руки,

- произвольного внимания,

- АЛМ,

- оперативной слуховой и зрительной памяти,

- пространственно-временных зависимостей

05.05.2012. Педагог-психолог: _____________/Рагулина Л.Д./

МБОУ Тогучинского района Киикской СОШ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.