Программа для индивидуальной работы педагога-психолога ДОУ

7
1
Материал опубликован 6 January 2016 в группе

Программа для индивидуальной работы педагога-психолога ДОУ, направленная на развитие эмоций, снятие эмоционального дискомфорта, которое препятствует его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи: работать по преодолению замкнутости, пассивности, скованности;

Знакомить с эмоциями человека, развивать умение адекватно выражать свои эмоции, формировать внимательное, доброжелательное отношение к людям и к друг другу, развивать язык жестов, мимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Занятие 1.

«Поза покоя»

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

«Насос и мяч»

Взрослый становится насосом, а ребёнок мячом. Сначала «мячи» стоят на полусогнутых ногах. Корпус наклонён вперёд, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мяч, сопровождая свои действия звуком, ребёнок начинает распрямляться, надувая щеки, поднимая руки. Мяч надут. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Ребёнок издаёт с силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насос может быть и ребёнок.

«Походки»

Ребёнку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить, как глубокий старик, как маленький ребёнок, как клоун в цирке, как лев, как котёнок, как медведь и т.п.

«Олени»

Представляем себе, что мы – олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напряги руки. Они стали твёрдыми! Трудно и неудобно держать так руки. Быстро опусти руки, урони их на колени. Расслабь руки. Вдох-выдох.

Посмотрите, мы – олени,

Рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены и расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Занятие 2.

«Кулачки»

Сожми пальчики в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Сильно напряглись руки. Неприятно так сидеть. Руки устали. Расслабь руки. Отдохни. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение повторяется три раза).

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением пальчики прижаты

Пальчики сильней сжимаем – отпускаем. Разжимаем.

Легко приподнимаем и роняем расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

«Три подружки»

Ребёнок прослушивает рассказ, выбирает роль и разыгрывается сценка.

Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка, утка Крякушка. Однажды в темный летний день они пошли гулять. На них были платья, и мамы строго-настрого наказали им не пачкаться и далеко друг от друга не отходить. Но Мурка гонялась за птичкой, птичка зацепилась за пенёк и разорвала платье. А Хрюше захотелось полежать и понежиться в луже. Утра Крякушка потеряла шляпку и башмачок, когда помогала Хрюше выбраться из лужи. Вот идут они после прогулки обратно, опустив головы, громко плача. . . Что-то будет, что скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома, страшно удивились, рассердились и хотели их наказать. Но когда они узнали, что Крякишка спасла Хрюшку, перестали браниться и похвалили её.

«Котята»

Два маленьких котёнка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котёнка озябли во дворе.

Легли они, свернулись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и открыла дверь.

«Ну что? – она сказала. – Не ссоритесь теперь?

Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

(перевод С.Я. Маршака)

Прослушав стихотворение ребёнок изображает мимикой хозяйку сердитой, сжалившейся; ссорящихся, замёрзших, а затем спящих котят.

«Пружинки»

Представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Отдыхаем. Вдох-выдох.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай. . .

Нет пружинок – отдыхай!

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики, -

Отдыхают наши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубокою

Занятие 3

«Поза покоя»

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

«Расскажи стихи без слов»

Взрослый читает ребёнку стихотворение. Ребёнку даётся задание передать содержание стихотворение с помощью мимики и пантомимики.

Ждёт гостей сегодня кошка

И волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут?»

Ну а гости тут как тут.

Друг за дружкой по дорожке

Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке

Везёт орешки

Кудрявый барашек с букетом ромашек.

Катит медвежонок меду бочонок.

Тащит петушок проса мешок.

До чего ярок лисий подарок!

Ещё один гость – в зубах кость!

А кот Тимофей принёс двух мышей.

Всем подарком кошка рада, С одного не сводит взгляда.

Догадайтесь поскорей, Чей подарок всех милей?

(Е. Ефимовский)

3. «Испорченный телефон»

Шепотом быстро ребёнку говорится слово, он должен его повторить, не исказив смысла.

4.«Загораем»

Ребёнку предлагается представить, что его ноги загорают на солнышке. Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Напряженные ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим. . . Держим. . . Напрягаем. . .

Загораем! Опускаем.

Ноги не напряжены,

А расслаблены.

Занятие 4

«Кулачки»

Сожми пальчики в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Сильно напряглись руки. Неприятно так сидеть. Руки устали. Расслабь руки. Отдохни. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение повторяется три раза).

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением пальчики прижаты

Пальчики сильней сжимаем – отпускаем. Разжимаем.

Легко приподнимаем и роняем расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

«Пиктограммы»

Ребёнку даётся набор шаблонов, он должен распознать настроение (эмоции) и даёт имя каждой пиктограмме (определяет, какой человек: весёлый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный).

«Волшебный мешок»

Перед упражнением необходимо обсудить с ребёнком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует. Затем ребёнку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции. Этот мешок, со всем плохим, что в нём есть, выбрасывается.

4. «Кораблик»

Представь себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги пошире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

Занятие 5

«Штанга»

Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу. Руки расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!

Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем

Крепко держим. . .

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

2. «Через стекло»

Ребёнку предлагается сказать что-либо взрослому жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребёнку можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «Принеси мне стакан с водой, я хочу пить» и т. п., или ребёнок сам придумывает своё сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно ребёнок передавал то или иное сообщение, что он чувствовал при этом, легко ли ему было.

3.«Рисуем эмоции пальцами»

Ребёнку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать своё настроение с помощью пальцев.

«Олени»

Представляем себе, что мы – олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напряги руки. Они стали твёрдыми! Трудно и неудобно держать так руки. Быстро опусти руки, урони их на колени. Расслабь руки. Вдох-выдох.

Посмотрите, мы – олени,

Рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены и расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко

Занятие 6

«Поза покоя»

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

«Кто я?»

Ребёнок старается назвать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я – девочка», «Я – человек, занимающийся спортом», «Я – хороший человек» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что ребёнок уже говорил.

«Зоопарк»

Ребёнок превращается в животное, в того, которого выберет сам. Он изображает животное, а взрослый угадывает. После этого ребёнок встаёт со стульчика (клетка открывается, «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат).

«Загораем»

Ребёнку предлагается представить, что его ноги загорают на солнышке. Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Напряженные ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим. . . Держим. . . Напрягаем. . .

Загораем! Опускаем.

Ноги не напряжены,

А расслаблены.

Занятие 7

«Кораблик»

Представь себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги пошире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

2. Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т. д.)

С ребёнком обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с ребёнком вырабатываются правила того, как развивать в себе эти качества.

3. «Рисуем себя»

Ребёнку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и в прошлом. Взрослому необходимо обсудить с ребёнком детали рисунка, в чём они различаются. Спросить ребёнка, что ему нравится в себе, что не нравится.

4.«Шарик»

Представь, что мы надуваем воздушный шар. Положи руку на живот. Надуем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы руки почувствовали небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем.

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко. . . ровно. . . глубоко. . .

Занятие 8

«Штанга»

Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу. Руки расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!

Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем

Крепко держим. . .

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

2. Беседа Что значит любить родителей»

В ходе беседы обсуждаются вопросы: «Почему в семье важно любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близких? Как вести себя, если провинились? Как научиться понимать настроение родителей?»

3. «Дочки – матери»

4. «Кулачки»

Сожми пальчики в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Сильно напряглись руки. Неприятно так сидеть. Руки устали. Расслабь руки. Отдохни. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение повторяется три раза).

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением пальчики прижаты

Пальчики сильней сжимаем – отпускаем. Разжимаем.

Легко приподнимаем и роняем расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

Занятие 9

«Поза покоя»

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

«Разыгрывание ситуаций»

К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «Если у тебя есть два билета в цирк, с кем бы ты хотел пойти?», «Праздник в семье», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение».

3. «Моя семья»

Ребёнку предлагается нарисовать свою семью за любимым занятием.

4.«Кораблик»

Представь себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги пошире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Для детей какой группы Вы применяете эту программу?

7 April 2016