Программа коррекционно-развивающих занятий для студентов с нарушением слуха

3
0
Материал опубликован 21 February 2018 в группе
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова» Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование адекватной самооценки «Становление» Составитель: психолог Набиулина Т.С.

Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.

Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: самооценка — отношение к другим — самооценка. Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее в других людях, хорошо к ним относится и в ответ получает такое же отношение, что повышает его мнение о себе и уверенность в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением о себе не видит ничего достойного в других людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, очередной раз убеждая его в своей никчемности и неумелости.

Что свойственно уверенному в себе человеку? Прежде всего, это внутренняя свобода. Такой человек независим, он убежден, что, как и всякий другой, уникален. Действительно, каждый из нас — единственный в своем роде, но только тот, кто это действительно осознает, может чувствовать себя в нужные моменты выше чьей-то критики. Кроме того, уверенность в себе предполагает, что вы можете: отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным; не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям; открыто и искренне выражая свои чувства и мнения. Уверенный в себе человек полагает, что его слова и действия верны; что он сказал и сделал в данной ситуации именно то, что думал и хотел, он уверен в правильности своего выбора. Таких людей окружающие ценят за непринужденность, естественность, чувство юмора и раскрепощенность в общении. Им легче достигнуть той цели, которую они себе наметили, за счет той решительности, настойчивости, независимости, готовности отстоять свое мнение, какие дает неизменная уверенность в себе и своих поступках. Люди с высокими показателями самоосознанности настроены на свои ключевые ценности и часто интуитивно выбирают наилучший образ действий, потому что способны видеть масштабную картину в сложной ситуации. Такие люди обычно хорошо знают свои ограничения и сильные стороны, обладают чувством юмора по отношению к самим себе. Они способны учиться там, где им необходимо что-либо улучшить, и открыты к критике и обратной связи.

Правильная самооценка позволяет человеку понять, когда нужно попросить помощи, а когда сфокусироваться на развитии своих сильных сторон. Знание своих способностей с достаточной точностью позволяет использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе личности не боятся серьезных испытаний — любые проблемы они воспринимают, как личный вызов.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию адекватной самооценки у студентов.

Задачи:

Сформировать понятие о самооценке и ее видах;

Показать влияние самооценки на процесс общения;

Определить самооценку студентов;

Способствовать формированию адекватной самооценки;

Снизить зависимость самооценки студентов от мнения других;

Развитие коммуникативных навыков.

Программа состоит из 13 занятий, продолжительностью один час. В конце занятий участникам выдаются брошюры с упражнениями на расслабление, снятие напряжения, примерами аутотренинга и рекомендациями по повышению самооценки.

Данная программа разрабатывалась в ходе реализации психологического сопровождения студентов с нарушением слуха и речи в рамках экспериментальной деятельности

«Управление развитием профессиональной компетентности студентов с нарушением слуха в учреждении ПОО»

Занятие 1

Цель:

- Изучение самооценки

Ход занятия

«Шкала самооценки».

Давайте определим свою самооценку. Отметьте у отрезков начало, конец и середину. Представьте, что на первом отрезке — «здоровье» — выстроились все живущие на Земле люди: начиная от самых нездоровых (начало отрезка слева) и до самых здоровых (конец отрезка справа). Отметь черточкой, где находишься ты. Затем отметь свое местоположение на других отрезках:

Здоровый --------------------------------------------------------- больной

Счастливый ----------------------------------------------------несчастный

Красивый-------------------------------------------------------страшный

Удачливый------------------------------------------------------неудачник

Все могу------------------------------------------------------------не могу

Умный---------------------------------------------------------------- глупый

Уважают--------------------------------------------------------не уважают

от самых несчастных до самых счастливых,
— от непривлекательных до самых привлекательных,
— от неудачников до самых удачливых,
— от тех, кто мало что может сделать в силу недостатка сил и возможностей до тех, кто может добиться своей цели,
— от глупых до самых умных,
— от тех, кто ничего не значит в глазах окружающих людей до уважаемых всеми личностей.

Потом другим цветом на каждой шкале отметь, где бы ты хотел быть. Таким образом, мы получили свою реальную и идеальную (желаемую) самооценку.

Известно, что самооценка может быть:
заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);
завышенной (из-за надуманной переоценки себя);
адекватной (нормальной), соответствующей реальному представлению о себе.

Большинство людей с адекватной самооценкой располагают себя во второй половине отрезка. Люди с заниженной самооценкой «не дотягивают» до половины. Завышенная самооценка проявляется в расположении себя близко к концу или на конце отрезка. Если черточки разных цветов находятся далеко друг от друга — значит разница между реальным и желаемым представлением о себе велика. По-видимому, ты недостаточно знаешь себя и свои возможности, предъявляешь к себе завышенные требования или не нравишься сам себе. Следует постараться лучше узнать, какой ты на самом деле и принять себя со всеми своими достоинствами и недостатками, возможностями и ограничениями, желаниями и стремлениями. Другого такого как ты — не было и не будет. Поэтому люби и цени себя. Как и каждый человек, ты можешь ошибаться — это свойственно человеческой природе. Но осуждать можно только поступки человека, личность же его всегда и безусловно ценна и хороша (хотя бы для него самого).

У каждого человека должно быть свое устойчивое мнение о себе — базовая самооценка. Это отношение к себе, источником которого является сам человек. Оно не меняется сиюминутно под влиянием оценок окружающих людей. Желательно, чтобы базовая самооценка была позитивной: «Я — хороший». Тогда и на других людей у человека будет установка: «Вы — хорошие». Бывают случаи искаженной самооценки, влияющей на оценку окружающих:
— «Я — хороший, Ты — плохой»;
— «Я — плохой, Ты — хороший»;
— «Я — плохой, Ты — плохой (все вокруг — плохие)».

Обсуждение. Представьте, как будет общаться человек в каждом из вариантов искаженной самооценки. С какими трудностями в общении он столкнется? Разыграйте примеры таких ситуаций перед классом.

Чаще всего самооценка человека оказывается заниженной или завышенной (неадекватной). Следующее упражнение поможет нам сделать свою самооценку более адекватной: заниженную — повысить, а завышенную — «подправить» в соответствии с реальными достижениями.

«Мои сильные стороны». У каждого из нас есть достоинства, то что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Другое название этого упражнения — «Точка опоры»: в трудной жизненной ситуации нам помогает выстоять наша внутренняя опора: наши сильные стороны, привычки, интересные дела. Такая опора есть у каждого из нас! В течение 5 минут составьте такой список. Не умаляйте своих хороших качеств.

А теперь объединитесь в группы по 3-4 чел. и обсудите свои записи. Каждый прочитает свой список и прокомментирует его. Слушатели могут задавать вопросы или просить разъяснения, а также дополнять ваш список другими замеченными ими достоинствами. Запрещается критиковать! Вы не обязаны объяснять, почему считаете что-либо своим достоинством, точкой опоры — достаточно того, что вы сами в этом уверены.

Обсуждение. Как повлияло данное упражнение на вашу самооценку? Какие чувства вы испытывали, когда рассказывали и выслушивали обратную связь?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Занятие 2

Цель:

- Изучение самооценки, ее влияние на личность и деятельность

Ход занятия

Практическая часть. Методика личностного дифференциала.

1. обаятельный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

непривлекательный

2. сильный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

слабый

3. разговорчивый

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

молчаливый

4. добросовестный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

безответственный

5. упрямый

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

уступчивый

6. открытый

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

замкнутый

7. добрый

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

эгоистичный

8. независимый

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

зависимый

9. деятельный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

пассивный

10. отзывчивый

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

черствый

11. решительный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

нерешительный

12. энергичный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

вялый

13. справедливый

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

несправедливый

14. напряженный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

расслабленный

15. суетливый

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

спокойный

16. дружелюбный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

враждебный

17. уверенный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

неуверенный

18. общительный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

нелюдимый

19. честный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

неискренний

20. самостоятельный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

несамостоятельный

21. раздражительный

+ 3 2 1 0 1 2 3 —

невозмутимый

Оцените степень проявления у себя этих качеств. Обведите или зачеркните соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака. Цифра «3» означает высокую степень выраженности признака, «2» — среднюю и «1» — низкую. Выбранной цифре надо присвоить знак «+» или «-» — соответственно тому, из правой или из левой колонки взята цифра. Например, если мне соответствует средняя степень общительности, то я записываю «+2», низкой степени враждебности соответствует «-1» и т. д. . Выбранные баллы записывают в три столбика:
— О (оценка): ответы на пункты 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19;
— С (сила): пункты 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20;
— А (активность): пункты 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Считаем баллы по каждому столбику, складывая положительные значения и вычитая затем отрицательные. Записываем итоговую оценку для каждого фактора (О, С и А) и степень его проявления: от 3 до 8 баллов — низкая, от 9 до 15 — средняя, от 16 до 21 — высокая.

Интерпретация:

Оценки О характеризуют уровень самоуважения и самопринятия. Высокие значения говорят о том, что человек принимает себя как личность, удовлетворен собой, считает себя носителем положительных качеств, соответствующих нормам общества. Низкие значения указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.

Оценки С свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим человеком. Высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

Оценки А интерпретируются как степень активности, экстраверсии-интроверсии. Высокие значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность. Низкие — на определенную пассивность, замкнутость, спокойные эмоциональные реакции. Если большинство значений со знаком «+» — это говорит об экстраверсии, множество значений со знаком «-» — об интровертированности человека.

Можно оценивать себя с собственных позиций, а можно попробовать оценить себя «со стороны» — какое впечатление вы производите на других людей.

«Я, Я, Я».

В своих тетрадях напишите три небольших рассказа (по несколько предложений) на темы:
— «Я-реальный (какой я по моему мнению)»,
— «Я глазами других (какой я по мнению окружающих)»,
— «Я-идеальный (каким я хотел бы быть)».

На выполнение дается 20 минут.

Обсуждение. Насколько сильно сходится или различается ваше видение себя и впечатление окружающих о вас? Почему? Что вам хотелось бы изменить?

Занятие 3

Цели:

Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состоя­ния.

Снизить зависимость самооценки от мнения других

- Ход занятия

«Автопортрет». Мы будем отгадывать личность человека по описанию его личностных черт. На отдельном листе напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются ведущему. Он зачитывает, остальные отгадывают — кто это. Вывод: Самооценка человека влияет на его отношение к себе, к другим людям и к миру в целом.

"Подари себе имя" «Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент». Каждый участник рассказывает группе об увиденном и пережитом в своем воображении конкретном событии с обязательной рефлексией источника своего позитивного чувства (уверенности, успешности, удачи и т.д.). По окончании рассказа каждому участнику психолог с помощью остальных участников группы придумывает новое имя, в котором бы отражалась самая суть получения ресурс­ного эмоционального состояния: «Я тот, который (ая) ... (делает то-то и то-то)» или «Я уверен(а) в себе, когда я ... (делаю то-то и то-то)».

Обсуждение в группе (при необходимости).

Занятие 4

Цели:

Формирование адекватной самооценки

Развитие внимания к своим положительным качествам

Развитие коммуникативных навыков

- Ход занятия

«Мне помогает…, мне мешает…»

Ведущий предлагает участникам объединиться в микро-группы по 3-5 человек, подумать и написать на отдельном листе те особенности поведения или качества личности, которые помогают, с их точки зрения, общаться с другими людьми, и те качества, которые, по их мнению, мешают людям успешно общаться друг с другом; после этого вся группы садиться в круг и ведущий на ватмане записывает результаты работы каждой микро-группы.

«Я умею, а ты…»

Ведущий предлагает всем по кругу говорить о том, что они умеют. Это может быть любое действие, например, дышать или играть в футбол. Можно называть умения, которые уже назвал другой человек. Нельзя только называть одно и тоже свое умение. Тот, кто ничего не назвал, выходит из круга. Кто останется, тот и победил.

(Однако, ведущему необходимо следить, чтобы никто не вышел из круга и, если кто-то затрудняется назвать умение, тут же подсказать какое-нибудь простейшее умение,

Занятие 5

Цели:

Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состоя­ния.

Развитие коммуникативных навыков

- Ход занятия

«Подчеркивание значимости» В этом упражнении участникам предлагается выявить в других людях качества, вызывающие восхищение, уважение или симпатию. Упражнение выполняется в кругу. Выбирается ведущий, Все по кругу перечисляют те его качества, которые в нем нравятся (в поведении, в манере одеваться, во взаимоотношениях с окружающими и т.д.). Тот, кому было адресовано послание, в свою очередь, должен назвать чувство, которое возникло у него в ответ на эти слова.

Таким образом, в этом упражнении происходит одновременно и отработка техники осознания своего эмоционального состояния.

После того как чувство или эмоция осознаны, упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

«Волшебная рука»

На листе обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке – то, что ты хочешь изменить.

Занятие 6

Цели:

Формирование адекватной самооценки

Определение своих положительных качеств

Развитие коммуникативных навыков

Ход занятия

«Комплименты»

Участники группы делятся на две равные части и встают, образуя внутренний и внешний круг. Стоят лицом друг к другу. Человек из внешнего круга говорит участнику во внутреннем круге: «Мне нравится, что ты …», человек из внутреннего круга отвечает на это: «Да, я (повторяет), и еще я …». Важно, чтобы участники говорили искренне. Затем поменяться кругами.

Обсуждение: какие чувства испытывали, что было трудным? Что больше понравилось – делать комплимент или принимать его? Какие комплименты показались необычными?

«Портрет моего хорошего «Я»

Для каждого участника заранее готовится лист бумаги, оформленный, как рамка для фотографий. Каждый участник записывает на этом листе свои положительные качества.

Занятие 7

Цели:

Формирование позитивной самооценки

Определение своих положительных качеств

Развитие коммуникативных навыков

Ход занятия

«Мои особенности и преимущества»

Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять.

«Я очень хороший»

Для игры заранее готовятся билетики, на которых написаны ободряющие высказывания, адресованные участникам. В процессе игры каждый участник вытягивает из коробочки билетик и решает, кому подходит то или иное высказывание.

«Путаница»

Каждые берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.

Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.

Занятие 8

Цели:

Формирование позитивной самооценки

Определение своих положительных качеств

Развитие коммуникативных навыков

Ход занятия

«Я никогда не.. »

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..» (Например - «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному. Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями.

Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека

«Поиск общего»

Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д.

«Да-нет»

Ведущий произносит утверждение (например - «Я люблю смотреть футбол»). Все вытягивают руку и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны - вниз. Характер утверждений становится более серьезным ( прим. - «Мне иногда бывает одиноко»). Утверждения может произносить любой участник группы.

Занятие 9

Цели:

Формирование позитивной самооценки

Определение своих положительных качеств

Развитие коммуникативных навыков

Ход занятия

«Самохарактеристика» Участникам ставят задачу: в течение 7 минут написать 10 предложений, которые начинаются с местоимения «Я». Столь жесткий временной параметр необходим для получения спонтанных ответов, когда недостаточно времени для нахождения социально приемлемых ответов. Возможен вариант, когда тренер объявляет своеобразный конкурс: кто сможет за определенное время написать больше всех предложений-самохарактеристик, начинающихся с местоимения «Я». Анализ ответов позволяет выявить актуальное эмоциональное состояние, неблагополучные отношения с кем-либо, актуальные внутренние проблемы, устремления, ценности, установки и др. «Принятие себя»   Стать партнером   Определение своих достоинств и недостатков. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

Занятие 10

Цели:

Формирование позитивной самооценки

Определение своих положительных качеств

Ход занятия

«Ладошка»

Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе ( снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде.

«Волшебная коробочка»

Для игры заранее готовятся билетики, на которых написаны ободряющие высказывания, адресованные участникам. В процессе игры каждый участник вытягивает из коробочки билетик и решает, кому подходит то или иное высказывание.

 

«Конкурс хвастунов»

Ведущий предлагает посоревноваться в умении хвастаться. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

Занятие 11

Цели:

Формирование позитивной самооценки

Сплочение коллектива

Определение своих положительных качеств

Ход занятия

«Путаница»

Каждые берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.

Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого.

«Имена – качества»

Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д. начинающееся на ту же букву что и имя. Например: Лариса - любовь, Сергей - скромность, которое он мог бы привнести в эту группу сегодня

«Горячий стул»

Один из участников по желанию садится в центр круга, остальные говорят ему с чем (или кем) он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения.

Занятие 12

Цели:

Формирование позитивной самооценки

Определение своих положительных качеств

Развитие коммуникативных навыков

Ход занятия

"Преодолей препятствие"

Участники выстраиваются в линейку. Инструкция: "Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из "препятствий" было преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные, и т.д. и требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствия. Одно условие - не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен быть и "препятствием" и "преодолевающим". Очень эмоциональная игра. В её процессе поощряется открытое проявление эмоций. Ведущий внимательно следит за соблюдением правил. В конце игры проводится тщательное обсуждение.

«Король-крошка» В одну стороны комнаты пройти как король, в обратную сторону идем как беспомощный малыш.

«Мой уверенный знакомый» Ведущий предлагает вспомнить человека, с которым лично знакомы участники тренинга или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит образцом уверенного в себе человека. Когда всем удается вспомнить такого человека, каждый по очереди называет качества, особенности поведения, которые дают основания считать его уверенным.)

Занятие 13

Цели:

Формирование позитивной самооценки

Определение своих положительных качеств

Развитие коммуникативных навыков

Ход занятия

«Самохарактеристика»

Участникам ставят задачу: в течение 7 минут написать 10 предложений, которые начинаются с местоимения «Я». Столь жесткий временной параметр необходим для получения спонтанных ответов, когда недостаточно времени для нахождения социально приемлемых ответов. Возможен вариант, когда тренер объявляет своеобразный конкурс: кто сможет за определенное время написать больше всех предложений-самохарактеристик, начинающихся с местоимения «Я». Анализ ответов позволяет выявить актуальное эмоциональное состояние, неблагополучные отношения с кем-либо, актуальные внутренние проблемы, устремления, ценности, установки и др.

«Упражнение «Я, Я, Я».

В своих тетрадях напишите три небольших рассказа (по несколько предложений) на темы:
— «Я-реальный (какой я по моему мнению)»,
— «Я глазами других (какой я по мнению окружающих)»,
— «Я-идеальный (каким я хотел бы быть)».

На выполнение дается 20 минут.

Обсуждение. Насколько сильно сходится или различается ваше видение себя и впечатление окружающих о вас? Почему? Что вам хотелось бы изменить?

«Рисунок Я»

Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом друг с другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Фломастеры или карандаши, розданные группе должны быть одного цвета. Для рисования дается определенное время. Например, 5 минут, по истечении, которого все же не следует жестко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам: «Можете рисовать все, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем все, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру».

Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Ведущий берет из стопки один рисунок и демонстрируя его группе, просит каждого участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чей-то комментарий ограничивается одним словом, кто-то делится более подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому, чтобы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается высказаться, что называется, для маскировки. Обсуждение можно начать с обмена впечатлениями о новом, неожиданном, удивившем в высказываниях и интерпретации рисунков, «Как точно меня поняли люди?».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации