12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Эдие247 По специальности я Психолог, работаю Заведующей психолого-медико-педагогической комиссии. Россия, Крым респ. Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушением слуха
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Согласовано: на методобъединении учителей начальных классов и воспитателей ГПД Руководитель МО ____/ / Протокол №____ от «___»________20г. | Согласовано: Зам.директора по УВР _____. «___»________20г. | Утверждаю: Директор ______. Приказ №____ от «___»________20г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
для детей с нарушением слуха
в работе с учеником 3 класса
на _____учебный год
направление:
сопровождение детей с особыми потребностями
Составила:
Педагог- психолог
ФИО
г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательными учреждениями», в соответствии нормами СанПиНа.
Данная программа разработана для детей с нарушением слуха. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей ученика.
Программа является модифицированной и базируется на основных методических материалах:
Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях «Инклюзивное образование» Москва, 2012
О.Ю. Пискун Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения Новосибирск 2005
Татьяна Аржакаева « Психологическая азбука»
Актуальность программы:
За последнее время увеличилось количество обращений родителей детей с нарушением слуха. Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Речь, как важнейшая психическая функция напрямую зависит от слуха. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, отсутствие речи нарушает мыслительную деятельность. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении. Поэтому важной и острой стала проблема разработки психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения их в общеобразовательной школе.
При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Цель программы:
оказание помощи детям с нарушениями слуха в овладении необходимыми знаниями и навыками развития связной речи (коммуникативности).
Задачи программы.
1. Развитие различительной функции в определении основных ощущений.
2. Развитие восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
3. Развитие самоконтроля на начальном этапе.
4. Развитие притязания на признание своего «Я».
5.Возможность овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и еѐ временно-пространственной организации; осмысления своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
Программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания, развитие мыслительных операций.
Адресат:
ученик 3ого класса обучающийся по программе ЗПР. У ученика нарушение звукопроизношения, 2-я степень тугоухости.
Объем программы. Программа рассчитана на 37 занятия в течение учебного года.
Формы занятий: индивидуальная.
Форма работы. 1 раз в неделю.
Время поведения индивидуальных занятий: 60 минут.
Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Психолог может осуществлять корректировку, также в количество учебных занятий (часов) могут быть внесены изменения, в связи с объявлением дополнительных праздничных дней, и в изменении дня недели проведения занятий во втором полугодии.
Структура и содержание основных направлений работы
1.Диагностическое направление. Проведение индивидуальной и сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист.
2.Коррекционно-развивающее направление. Индивидуальные занятия с учеником.
3.Консультативное направление. Консультация родителей, педагогов по диагностике, сопровождению детей.
4.Инживидуально-просветительское направление.
5.Профилактическое направление. Физкульт.минутки, пальчиковая гимнастика, подвижные паузы.
Методы и приемы:
-психогимнастика;
-игры;
-упражнения;
-рисование
- метод тактильного опознания предметов.
- метод звукодыхательных упражнений.
- релаксационный метод.
Материально-техническая база:
помещение для проведения занятий;
наличие специализированных методических материалов, пособий;
диагностический инструментарий.
Поощрения
В качестве поощрения используются аплодисменты, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут использоваться «смайлики», за каждое выполненное задание, за каждую верную мысль – выдается «смайлик», в конце занятия ведется подсчет заработанных «смайликов».
Программа предполагает мониторинг результатов работы. Он проводится по этапам: входная (стартовая) диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика.
Аналитический (итоговый) этап
Этот этап необходим для определения эффективности коррекционной работы. Закончив индивидуальные занятия с ребенком, психолог проводит итоговую диагностическую работу.
Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при углубленном исследовании.
Полученные результаты помогают разработать рекомендации для участников образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Проблема, над которой работает психолог: развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления), обучение способам саморегуляции.
Предполагаемы результат: данная программа помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.
Список литературы
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
«Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ 2012.
Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ. 2011.
Кулакова Е.В., Любимова М.М. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе/Сб.Инклюзивное образование, выпуск1. М.: Центр «Школьная книга»,2010.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
Содержание занятий | Кол.во часов | Дата | ||
Раздел I. Развитие различных видов чувствительности | ||||
1. | Развитие основных видов чувствительности: а) вкусовых и обонятельных ощущений б) зрительного восприятия в) анализа и синтеза при зрительном восприятии | 1 | ||
2. | Развитие кинестетических и статических ощущений и восприятий: а) осмысление совершаемых движений и их «оречевление» б) выполнение специальных игровых упражнений в) развитие двигательной деятельности и произношения | 1 | ||
3. | Развитие тактильно-вибрационных ощущений: а) тактильных и температурных ощущений б) различение вибрационных ощущений в) слуховое восприятие, произношение и тактильно- вибрационная чувствительность г) элементы ритмических занятий | 1 | ||
Раздел II. Развитие восприятия | ||||
Развитие способностей к фонематическому различению | ||||
1. | Совершенствование способности цветовосприятия | 1 | ||
2. | Развитие точности восприятия | 1 | ||
3. | Развитие временных представлений | 1 | ||
4. | Развитие пространственных представлений | 1 | ||
Раздел III. Развитие внимания | ||||
1. | Увеличение объема | 1 | ||
2. | Распределения | 1 | ||
3. | Усиление концентрации и устойчивости | 1 | ||
4. | Тренировка переключения | 1 | ||
5. | Тренировка распределения и избирательности | 1 | ||
6. | Развитие произвольного внимания | 1 | ||
Раздел IV. Развитие памяти | ||||
1. | Развитие способности воссоздавать мысленный образ | 1 | ||
2. | Создание мысленных образов и их эмоциональная окраска | 1 | ||
3. | Тренировка зрительной памяти | 1 | ||
4. | Осознание визуального материала | 1 | ||
5. | Пробуждение «чувства деталей» | 1 | ||
6. | Осознание словесного материала | 1 | ||
7. | Развитие воображения и памяти | 1 | ||
8. | Развитие слуховой памяти | 1 | ||
Раздел V. Развитие мышления | ||||
1. | Обобщение на наглядной основе | 1 | ||
2. | Зависимость развития мыслительных операций от объяснения принципов решения | 1 | ||
3. | Понимание причинно-следственных отношений | 1 | ||
4. | Оперирование отдельными признаками предметов | 1 | ||
5. | Обобщение и конкретизация житейских понятий | 1 | ||
6. | Группировка объектов по одному признаку | 1 | ||
7. | Группировка объектов по двум признакам | 1 | ||
Раздел VI Развитие произвольного поведения | ||||
1. | Развитие умения соблюдать правила | 1 | ||
2. | Развитие умения действовать по образцу | 1 | ||
3. | Развитие умения действовать по правилу | 1 | ||
4. | Развитие саморегуляции и самоконтроля | 1 | ||
Раздел VII. Развитие воображения | ||||
1. | Развитие творческих способностей | 1 | ||
2. | Развитие способности конструировать | 1 | ||
3. | Развитие невербального воображения | 1 | ||
4. | Развитие воссоздающего воображения | 1 | ||
5. | Развитие творческого воображения | 1 |