Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушением слуха
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Согласовано: на методобъединении учителей начальных классов и воспитателей ГПД Руководитель МО ____/ / Протокол №____ от «___»________20г. |
Согласовано: Зам.директора по УВР _____. «___»________20г. |
Утверждаю: Директор ______. Приказ №____ от «___»________20г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
для детей с нарушением слуха
в работе с учеником 3 класса
на _____учебный год
направление:
сопровождение детей с особыми потребностями
Составила:
Педагог- психолог
ФИО
г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательными учреждениями», в соответствии нормами СанПиНа.
Данная программа разработана для детей с нарушением слуха. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей ученика.
Программа является модифицированной и базируется на основных методических материалах:
Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях «Инклюзивное образование» Москва, 2012
О.Ю. Пискун Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения Новосибирск 2005
Татьяна Аржакаева « Психологическая азбука»
Актуальность программы:
За последнее время увеличилось количество обращений родителей детей с нарушением слуха. Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Речь, как важнейшая психическая функция напрямую зависит от слуха. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, отсутствие речи нарушает мыслительную деятельность. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении. Поэтому важной и острой стала проблема разработки психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения их в общеобразовательной школе.
При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Цель программы:
оказание помощи детям с нарушениями слуха в овладении необходимыми знаниями и навыками развития связной речи (коммуникативности).
Задачи программы.
1. Развитие различительной функции в определении основных ощущений.
2. Развитие восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
3. Развитие самоконтроля на начальном этапе.
4. Развитие притязания на признание своего «Я».
5.Возможность овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и еѐ временно-пространственной организации; осмысления своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
Программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания, развитие мыслительных операций.
Адресат:
ученик 3ого класса обучающийся по программе ЗПР. У ученика нарушение звукопроизношения, 2-я степень тугоухости.
Объем программы. Программа рассчитана на 37 занятия в течение учебного года.
Формы занятий: индивидуальная.
Форма работы. 1 раз в неделю.
Время поведения индивидуальных занятий: 60 минут.
Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Психолог может осуществлять корректировку, также в количество учебных занятий (часов) могут быть внесены изменения, в связи с объявлением дополнительных праздничных дней, и в изменении дня недели проведения занятий во втором полугодии.
Структура и содержание основных направлений работы
1.Диагностическое направление. Проведение индивидуальной и сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист.
2.Коррекционно-развивающее направление. Индивидуальные занятия с учеником.
3.Консультативное направление. Консультация родителей, педагогов по диагностике, сопровождению детей.
4.Инживидуально-просветительское направление.
5.Профилактическое направление. Физкульт.минутки, пальчиковая гимнастика, подвижные паузы.
Методы и приемы:
-психогимнастика;
-игры;
-упражнения;
-рисование
- метод тактильного опознания предметов.
- метод звукодыхательных упражнений.
- релаксационный метод.
Материально-техническая база:
помещение для проведения занятий;
наличие специализированных методических материалов, пособий;
диагностический инструментарий.
Поощрения
В качестве поощрения используются аплодисменты, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут использоваться «смайлики», за каждое выполненное задание, за каждую верную мысль – выдается «смайлик», в конце занятия ведется подсчет заработанных «смайликов».
Программа предполагает мониторинг результатов работы. Он проводится по этапам: входная (стартовая) диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика.
Аналитический (итоговый) этап
Этот этап необходим для определения эффективности коррекционной работы. Закончив индивидуальные занятия с ребенком, психолог проводит итоговую диагностическую работу.
Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при углубленном исследовании.
Полученные результаты помогают разработать рекомендации для участников образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Проблема, над которой работает психолог: развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления), обучение способам саморегуляции.
Предполагаемы результат: данная программа помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.
Список литературы
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
«Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ 2012.
Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ. 2011.
Кулакова Е.В., Любимова М.М. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе/Сб.Инклюзивное образование, выпуск1. М.: Центр «Школьная книга»,2010.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
Содержание занятий |
Кол.во часов |
Дата |
||
Раздел I. Развитие различных видов чувствительности |
||||
1. |
Развитие основных видов чувствительности: а) вкусовых и обонятельных ощущений б) зрительного восприятия в) анализа и синтеза при зрительном восприятии |
1 |
||
2. |
Развитие кинестетических и статических ощущений и восприятий: а) осмысление совершаемых движений и их «оречевление» б) выполнение специальных игровых упражнений в) развитие двигательной деятельности и произношения |
1 |
||
3. |
Развитие тактильно-вибрационных ощущений: а) тактильных и температурных ощущений б) различение вибрационных ощущений в) слуховое восприятие, произношение и тактильно- вибрационная чувствительность г) элементы ритмических занятий |
1 |
||
Раздел II. Развитие восприятия |
||||
Развитие способностей к фонематическому различению |
||||
1. |
Совершенствование способности цветовосприятия |
1 |
||
2. |
Развитие точности восприятия |
1 |
||
3. |
Развитие временных представлений |
1 |
||
4. |
Развитие пространственных представлений |
1 |
||
Раздел III. Развитие внимания |
||||
1. |
Увеличение объема |
1 |
||
2. |
Распределения |
1 |
||
3. |
Усиление концентрации и устойчивости |
1 |
||
4. |
Тренировка переключения |
1 |
||
5. |
Тренировка распределения и избирательности |
1 |
||
6. |
Развитие произвольного внимания |
1 |
||
Раздел IV. Развитие памяти |
||||
1. |
Развитие способности воссоздавать мысленный образ |
1 |
||
2. |
Создание мысленных образов и их эмоциональная окраска |
1 |
||
3. |
Тренировка зрительной памяти |
1 |
||
4. |
Осознание визуального материала |
1 |
||
5. |
Пробуждение «чувства деталей» |
1 |
||
6. |
Осознание словесного материала |
1 |
||
7. |
Развитие воображения и памяти |
1 |
||
8. |
Развитие слуховой памяти |
1 |
||
Раздел V. Развитие мышления |
||||
1. |
Обобщение на наглядной основе |
1 |
||
2. |
Зависимость развития мыслительных операций от объяснения принципов решения |
1 |
||
3. |
Понимание причинно-следственных отношений |
1 |
||
4. |
Оперирование отдельными признаками предметов |
1 |
||
5. |
Обобщение и конкретизация житейских понятий |
1 |
||
6. |
Группировка объектов по одному признаку |
1 |
||
7. |
Группировка объектов по двум признакам |
1 |
||
Раздел VI Развитие произвольного поведения |
||||
1. |
Развитие умения соблюдать правила |
1 |
||
2. |
Развитие умения действовать по образцу |
1 |
||
3. |
Развитие умения действовать по правилу |
1 |
||
4. |
Развитие саморегуляции и самоконтроля |
1 |
||
Раздел VII. Развитие воображения |
||||
1. |
Развитие творческих способностей |
1 |
||
2. |
Развитие способности конструировать |
1 |
||
3. |
Развитие невербального воображения |
1 |
||
4. |
Развитие воссоздающего воображения |
1 |
||
5. |
Развитие творческого воображения |
1 |