Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушением слуха

2
0
Материал опубликован 9 June 2018 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Согласовано:

на методобъединении

учителей начальных классов и воспитателей ГПД

Руководитель МО

____/ /

Протокол №____

от «___»________20г.

Согласовано:

Зам.директора по УВР

_____.

«___»________20г.

Утверждаю:

Директор

______.

Приказ №____

от «___»________20г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

для детей с нарушением слуха

в работе с учеником 3 класса

на _____учебный год

направление:

сопровождение детей с особыми потребностями

Составила:

Педагог- психолог

ФИО

г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательными учреждениями», в соответствии нормами СанПиНа.

Данная программа разработана для детей с нарушением слуха. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей ученика.

Программа является модифицированной и базируется на основных методических материалах:

Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях «Инклюзивное образование» Москва, 2012

О.Ю. Пискун Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения Новосибирск 2005

Татьяна Аржакаева « Психологическая азбука»

Актуальность программы:

За последнее время увеличилось количество обращений родителей детей с нарушением слуха. Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Речь, как важнейшая психическая функция напрямую зависит от слуха. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, отсутствие речи нарушает мыслительную деятельность. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении. Поэтому важной и острой стала проблема разработки психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения их в общеобразовательной школе.

При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

Цель программы:

оказание помощи детям с нарушениями слуха в овладении необходимыми знаниями и навыками развития связной речи (коммуникативности).

Задачи программы.

1. Развитие различительной функции в определении основных ощущений.

2. Развитие восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

3. Развитие самоконтроля на начальном этапе.

4. Развитие притязания на признание своего «Я».

5.Возможность овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и еѐ временно-пространственной организации; осмысления своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;

Программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания, развитие мыслительных операций. 

Адресат:

ученик 3ого класса обучающийся по программе ЗПР. У ученика нарушение звукопроизношения, 2-я степень тугоухости.

Объем программы. Программа рассчитана на 37 занятия в течение учебного года.

Формы занятий: индивидуальная.

Форма работы. 1 раз в неделю.

Время поведения индивидуальных занятий: 60 минут.

Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Психолог может осуществлять корректировку, также в количество учебных занятий (часов) могут быть внесены изменения, в связи с объявлением дополнительных праздничных дней, и в изменении дня недели проведения занятий во втором полугодии.

Структура и содержание основных направлений работы

1.Диагностическое направление. Проведение индивидуальной и сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист.

2.Коррекционно-развивающее направление. Индивидуальные занятия с учеником.

3.Консультативное направление. Консультация родителей, педагогов по диагностике, сопровождению детей.

4.Инживидуально-просветительское направление.

5.Профилактическое направление. Физкульт.минутки, пальчиковая гимнастика, подвижные паузы.

Методы и приемы:

-психогимнастика;

-игры;

-упражнения;

-рисование

- метод тактильного опознания предметов.

- метод звукодыхательных упражнений.

- релаксационный метод.

Материально-техническая база:

помещение для проведения занятий;

наличие специализированных методических материалов, пособий;

диагностический инструментарий.


 

Поощрения

В качестве поощрения используются аплодисменты, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут использоваться «смайлики», за каждое выполненное задание, за каждую верную мысль – выдается «смайлик», в конце занятия ведется подсчет заработанных «смайликов».

Программа предполагает мониторинг результатов работы. Он проводится по этапам: входная (стартовая) диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика.

Аналитический (итоговый) этап

Этот этап необходим для определения эффективности коррекционной работы. Закончив индивидуальные занятия с ребенком, психолог проводит итоговую диагностическую работу.

Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при углубленном исследовании.

Полученные результаты помогают разработать рекомендации для участников образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Проблема, над которой работает психолог: развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления), обучение способам саморегуляции.

Предполагаемы результат: данная программа помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.

Список литературы

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.

«Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ 2012.

Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ. 2011.

Кулакова Е.В., Любимова М.М. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе/Сб.Инклюзивное образование, выпуск1. М.: Центр «Школьная книга»,2010.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

Содержание занятий

Кол.во часов

Дата

Раздел I. Развитие различных видов чувствительности

   

1.

Развитие основных видов чувствительности:

а) вкусовых и обонятельных ощущений

б) зрительного восприятия

в) анализа и синтеза при зрительном восприятии

1

 

2.

Развитие кинестетических и статических ощущений и

восприятий:

а) осмысление совершаемых движений и их «оречевление»

б) выполнение специальных игровых упражнений

в) развитие двигательной деятельности и произношения

1

 

3.

Развитие тактильно-вибрационных ощущений:

а) тактильных и температурных ощущений

б) различение вибрационных ощущений

в) слуховое восприятие, произношение и тактильно-

вибрационная чувствительность

г) элементы ритмических занятий

1

 
 

Раздел II. Развитие восприятия

   
 

Развитие способностей к фонематическому различению

   

1.

Совершенствование способности цветовосприятия

1

 

2.

Развитие точности восприятия

1

 

3.

Развитие временных представлений

1

 

4.

Развитие пространственных представлений

1

 
 

Раздел III. Развитие внимания

   

1.

Увеличение объема

1

 

2.

Распределения

1

 

3.

Усиление концентрации и устойчивости

1

 

4.

Тренировка переключения

1

 

5.

Тренировка распределения и избирательности

1

 

6.

Развитие произвольного внимания

1

 
 

Раздел IV. Развитие памяти

   

1.

Развитие способности воссоздавать мысленный образ

1

 

2.

Создание мысленных образов и их эмоциональная окраска

1

 

3.

Тренировка зрительной памяти

1

 

4.

Осознание визуального материала

1

 

5.

Пробуждение «чувства деталей»

1

 

6.

Осознание словесного материала

1

 

7.

Развитие воображения и памяти

1

 

8.

Развитие слуховой памяти

1

 
 

Раздел V. Развитие мышления

   

1.

Обобщение на наглядной основе

1

 

2.

Зависимость развития мыслительных операций от объяснения принципов решения

1

 

3.

Понимание причинно-следственных отношений

1

 

4.

Оперирование отдельными признаками предметов

1

 

5.

Обобщение и конкретизация житейских понятий

1

 

6.

Группировка объектов по одному признаку

1

 

7.

Группировка объектов по двум признакам

1

 
 

Раздел VI Развитие произвольного поведения

   

1.

Развитие умения соблюдать правила

1

 

2.

Развитие умения действовать по образцу

1

 

3.

Развитие умения действовать по правилу

1

 

4.

Развитие саморегуляции и самоконтроля

1

 
 

Раздел VII. Развитие воображения

   

1.

Развитие творческих способностей

1

 

2.

Развитие способности конструировать

1

 

3.

Развитие невербального воображения

1

 

4.

Развитие воссоздающего воображения

1

 

5.

Развитие творческого воображения

1

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации