Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для детей с нарушением интеллекта
Пояснительная записка.
Программа коррекционно - развивающей направленности разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1. Нацелена на обучение и воспитание ребенка в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с легкой структурой дефекта с учетом его особых образовательных потребностей.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», в целях обеспечения выполнения мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Обучение ведется по общеобразовательной программе в соответствии с ФГОС НОО.
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей и коррекции пробелов в знаниях по математике и русскому языку.
Программа составлена на основе
сборника программ «Школа России», Русский язык, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., М.Просвещение, 2011г
сборника программ «Школа России», «Математика», автор Моро М.И., М. Просвещение, 2011г.
Цель программы:
ликвидация пробелов в знаниях по русскому языку и математике;
предупреждение возможных пробелов в знаниях учащихся по русскому языку и математике;
формирование начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.
обогащение активного словарного запаса, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности,
развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения,
Коррекционная направленность обучения русскому языку и математике реализуется в практической направленности обучения, разделение каждой темы на доступные ученикам порции знаний, детальном объяснении материала, используя разные виды наглядных пособий, последовательном и поэтапном формировании понятий, использовании подготовительных упражнений с целью предупреждения ошибок и трудностей при их выполнении, индивидуальный подход к ученикам с учетом уровня их подготовленности к восприятию нового материала, личностных качеств, познавательных возможностей, работоспособности.
Рабочая коррекционно-обучающая программа для детей младшего школьного возраста с интеллектуальным нарушением ( легкая умственная отсталость) рассчитана на 34 часа в год (68 занятий).
1) индивидуальные занятия по русскому языку и развитию речи: 3 класс – 1 час в неделю (34 занятия в год.);
2) индивидуальные занятия по математике:3 класс – 1 час в неделю (34 занятия в год.).
Содержание индивидуальных занятий.
Программное содержание по математике: Сложение и вычитание в пределах 100,1000 Порядок действий в выражениях со всеми арифметическими действиями и со скобками. Развитие навыков устного счета. Сложение и вычитание, запись «столбиком». Табличное и внетабличное умножение и деление.
Задачи на ув.(ум.) в несколько раз. Задачи на нахождение разницы (во сколько?). Решение составных задач в 2 действия.
Геометрические фигуры. Единицы измерения длины. Перевод одних единиц в другие. Периметр и площадь прямоугольника и квадрата.
Программное содержание по русскому языку: Звукобуквенный разбор слова. Развитие фонематического слуха.
Непроизносимые согласные в корне. Мягкий знак – показатель мягкости согласного, раздеоительный, показатель слова в ж.р. с основой на шипящую. Правописание частицы НЕ с глаголами. Слова, с непроверяемым написанием.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. Грамматические особенность данных частей речи.
Развитие речи. Изложение текста по вопросам.
К концу учебного года (3 класс) учащиеся должны знать и уметь из программы по математике:
- складывать и вычитать числа в пределах 100 и 1000 устно и записывая «столбиком»
- усвоить таблицу умножения и деления;
- выполнять внетабличное умножение и деление двузначных чисел;
- решать простые и составные задачи по действиям и с пояснением;
- величины: единицы измерения времени, длины и веса и действия с ними.
по русскому языку:
- записывать тексты под диктовку;
- усвоить основные орфографические правила;
- знать падежи и безударные падежные окончания имен существительных;
- находить постоянные и изменяемые признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола;
- уметь разбирать слово по составу;
- уметь находить основу предложения, словосочетания в предложении;
- уметь письменно излагать текст по вопросам, плану и опорным словам (коллективная форма работы)
Критерии оценивания.
НОРМАТИВЫ ЧТЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для внеклассного чтения, путем специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения учащимися правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся:
• нарушения темпа речи;
• нарушение произношения;
• заикание;
• органические и функциональные нарушения голоса.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
правильно понимает смысл прочитанного;
-в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту;
-во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту;
-читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы;
-самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
-понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные,
трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту;
-во II полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 - 3 ошибки в словах в соблюдении пауз и логических ударений;
-знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
-в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком, темп чтения 40 слов в минуту;
-во II полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темп чтения 45 слов в минуту;
-допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит наизусть стихотворение, но текст знает нетвердо.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
-в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту;
-во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения 35 слов в минуту;
-искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
-при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
КРИТЕРИИ (НОРМЫ) ОЦЕНОК ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1-4 КЛАСС
Объем диктанта и текста для списывания:
классы |
четверти |
|||||
I |
II |
III |
IV |
|||
2 |
15-20 |
20-25 |
25-30 |
30-35 |
||
3 |
40-45 |
45-50 |
50-55 |
55-60 |
||
4 |
60-65 |
65-70 |
70-75 |
75-80 |
||
2 |
10-12 |
|||||
3 |
12-15 |
|||||
4 |
до 20 |
Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения носят обучающий характер.
Оценки за контрольный ДИКТАНТ: Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 12 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 4-5дисграфическихошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.
Классификация ошибок:
Однотипные ошибки:
-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;
-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл. За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;
-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:
оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;
оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
-оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:
пропуск букв и слогов - «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
перестановка букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила);
недописывание букв и слогов - «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
наращивание слова лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
слитное написание слов и их произвольное деление - «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;
замена одной буквы на другую - «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю).
1. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:
•смешения букв по кинетическому сходству - о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).
1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
аграмматизмы - «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».
ОЦЕНКА РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Контрольная работа.
Негрубыми ошибками считаются:
замена знаков, не влияющая на логику выполнения задания;
единичное отсутствие наименований;
отсутствие пояснений в задаче, неполный ответ;
незначительные расхождения при измерении;
замена цифр с последующим верным решением задания;
отсутствие проверки в уравнениях.
Выставление отметки за работу, содержащую примеры:
«5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления
«4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2 негрубые
ошибки
«3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки
«2» - выполнена У часть работы
Выставление отметки за работу, содержащую задачи:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 негрубые ошибки
«3» - 2-3 ошибки (более У работы выполнено верно) «2» - более У работы выполнено неверно Примечание:
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Занеряшливо оформленную работу оценка снижается на 1 балл (но не ниже «3»).
Контрольный устный счёт.
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий по русскому языку и развитию речи.
3 класс.
№ п\п |
Тема занятия |
Дата проведения |
1. |
Признаки текста. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. |
|
2. |
Упражнения в распознавании и построении предложений разных по цели высказывания и по интонации. |
|
3. |
Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые члены предложения. |
|
4. |
Простое и сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. |
|
5. |
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова. |
|
6. |
Части речи и их значение. |
|
7. |
Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча – ща, чу – щу и безударными гласными в корне |
|
8. |
Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. |
|
9. |
Правописание слов с разделительным ь знаком. |
|
10. |
Окончание. Определение окончания в словах. |
|
11. |
Приставка. Определение приставки в словах. |
|
12. |
Образование слов с помощью суффиксов и приставок. |
|
13. |
Основа слова. Разбор слова по составу. |
|
14. |
Правописание слов с безударными гласными в корне |
|
15. |
Правописание слов с безударными гласными в корне |
|
16. |
Слова с непроверяемым написанием |
|
17. |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными перед согласным в корне |
|
18. |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными перед согласным в корне |
|
19. |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
|
20. |
Правописание слов с удвоенными согласными |
|
21. |
Правописание суффиксов и приставок |
|
22. |
Правописание приставок и предлогов |
|
23. |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) |
|
24. |
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода |
|
25. |
Изменение имён существительных по падежам. |
|
26. |
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. |
|
27. |
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. |
|
28. |
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного |
|
29. |
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. |
|
30. |
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. |
|
31. |
Число глаголов. |
|
32. |
Правописание частицы НЕ с глаголами |
|
33. |
Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола |
|
34. |
Изменение глаголов по временам. |
|
Итого: 34 занятия |
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий по математике.
3 класс.
№ п\п |
Тема занятия |
Дата проведения |
1. |
Повторение пройденного во 2 классе. |
|
2. |
Таблица умножения и деления с числами 2, 3, 4. |
|
3. |
Таблица умножения и деления с числами 5 и 6. |
|
4. |
Таблица умножения и деления с числами 7 и 8. |
|
5. |
Таблица умножения и деления с числом 9. |
|
6. |
Порядок выполнения действий в числовых выражениях. |
|
7. |
Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач. |
|
8. |
Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач. |
|
9. |
Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. Решение задач. |
|
10. |
Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. Решение задач. |
|
11. |
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. |
|
12. |
Единица площади – квадратный сантиметр |
|
13. |
Умножение и деление вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3 |
|
14. |
Прием деления для случаев вида 80 : 20 |
|
15. |
Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 |
|
16. |
Умножение двузначного числа на однозначное. |
|
17. |
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального |
|
18. |
Деление двузначного числа на однозначное. |
|
19. |
Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 |
|
20. |
Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления |
|
21. |
Деление с остатком. |
|
22. |
Деление с остатком. Проверка деления с остатком |
|
23. |
Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620 – 200. |
|
24. |
Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 670 – 140.; 260+310, 670 - 140 |
|
25. |
Приемы письменных вычислений |
|
26. |
Приемы письменных вычислений |
|
27. |
Прием письменного умножения на однозначное число |
|
28. |
Прием письменного деления на однозначное число |
|
29. |
Решение задач несколькими способами |
|
30. |
Решение задач несколькими способами |
|
31. |
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым |
|
32. |
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. |
|
33. |
Повторение: сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания |
|
34. |
Повторение: умножение и деление, устные приемы умножения и деления. |
|
Итого: 34 занятия |
Карта мониторинга по освоению программного материала
(математика, 3 класс)
№ |
Ф.и. уч-ся/Тема: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
+ |
+ |
? |
+ |
- |
|||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
4 |
Условные обозначения:
+ - тема усвоена; - тема не усвоена; ? – требуется дополнительная работа по теме
Основные темы программы 3 класса:
Сложение и вычитание в пределах 100 (устный счет)
Сложение и вычитание в пределах 100 (запись «столбиком»)
Выражения со скобками. Порядок действий.
Составные задачи.
Величины и действия с ними.
Таблицы умножения и деления на 2-5
Таблицы умножения и деления на 6-9
Задачи на ув.(ум) в несколько раз
Задачи на нахождение четвертого пропорционального.
Внетабличное умножение и деление.
Деление с остатком.
Карта мониторинга по освоению программного материала
(русский язык, 3 класс)
№ |
Ф.и. уч-ся/Тема: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
+ |
+ |
? |
+ |
- |
||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
Условные обозначения:
+ - тема усвоена; - тема не усвоена; ? – требуется дополнительная работа по теме
Основные темы программы 3 класса:
Списывание с образца с проговариванием орфограмм.
Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне.
Написание Ь (существительные женского рода на шипящую, разделительный Ь, Ь-показатель мягкости согласного).
Состав слова.
Главные члены предложения. Словосочетания.
Разбор слова как часть речи.
Изложение текста по вопросам.
Запись текста под диктовку (диктант).