12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трифонова Елена Николаевна2454
Работаю воспитателем в филиале ГБУ КО ЦССВ имени Попова В.Т.
Россия, Калужская обл., п.Бетлица
Материал размещён в группе «Внеурочные занятия в начальной школе.»

Программа дополнительного образования

для обучающихся 4-8 классов

«Модульное оригами»


 

ГКОУКО «Бетлицкая школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»


 


 


 


 


 

Составила:

Трифонова Елена Николаевна,

соответствует занимаемой должности

воспитатель


 2017 г.

Программа кружка «Модульное оригами»


 

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко-творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.

- Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.

- Какие навыки и способности развивает оригами у детей?

Оригами:

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков.

Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно.

Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Немаловажен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.


 

Цель данной программы: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

• познакомить с основным приемом складывания базовой детали- модульного треугольника;

• расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

• учить читать схемы;

• развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус.

• воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно –иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично- поисковый.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.


 

Предполагаемые результаты:

Должны знать:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.

• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.

• Приемы складывания модулей;

• Правила техники безопасности;


 

Должны уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Пользоваться схемой;

• Собирать игрушки – «оригамушки»;

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок;

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.


 

Учащиеся должны овладеть навыками:

• Разметки листа бумаги;

• Складывания базового модуля

• Резания.


 

Данная программа рассчитана на три года обучения. Общее количество часов –216.

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа – 40 минут. Принимаются все желающие мальчики и девочки 10-15 лет. Количественный состав 7-10 человек.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, сказочных персонажей с последующей драматизацией. Занятия модульным оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.


 

Общий план занятий:

1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);

• повторение действий прошлого занятия;

• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

• загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

• показ образца;

• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);

• повторение правил техники безопасности.

4. Практическая часть:

• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме);

• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану;

• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).


 


 

Учебно-тематический планIгода обучения

 

п\п

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Из истории оригами.

2

2.

Материалы и инструменты. Правила безопасной работы.

2

3.

Треугольный модуль. Техника складывания.

2

4.

«Тюльпан». Готовим модули.

2

5.

Сбор фигуры «Тюльпан».

2

6.

«Лебедь». Готовим модули.

4

7.

Сбор фигуры «Лебедь» по схеме.

4

8.

«Лягушка». Готовим модули.

4

9.

Сбор фигуры «Лягушка» по схеме.

2

10.

«Снеговик». Готовим модули.

4

11.

Сбор фигуры «Снеговик» по схеме.

4

12.

«Водяная лилия». Готовим модули.

4

13.

Сбор фигуры «Водяная лилия» по схеме.

4

14.

«Черепаха». Готовим модули.

4

15.

Сбор фигуры «Черепаха» по схеме.

4

16.

«Кувшинка». Готовим модули.

4

17.

Сбор фигуры «Кувшинка» по схеме.

4

18.

«Бабочка». Готовим модули.

2

19.

Сбор фигуры «Бабочка» по схеме.

2

20.

«Стрекоза». Готовим модули.

2

21.

Сбор фигуры «Стрекоза» по схеме.

2

22.

«Камыши». Готовим модули.

2

23.

Сбор фигуры «Камыши».

2

24.

Оформление композиции «Лебединое озеро».

2

25.

Обобщающее занятие: подведение итогов работы за год отчётная выставка работ.

2

 

Итого:

72 ч.


 


 

Учебно-тематический планIIгода обучения

 

п\п

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Общие правила безопасности труда.

2

2.

Изготовление деталей для фигуры «Ромашка».

2

3.

Сбор фигуры «Ромашка».

2

4.

«Крыска Лариска». Готовим модули.

4

5.

Сбор фигуры «Крыска Лариска» по схеме.

4

6.

«Кошечка». Готовим модули.

4

7.

Сбор фигуры «Кошечка» по схеме.

4

8.

«Заяц». Готовим модули.

4

9.

Сбор фигуры «Заяц» по схеме.

2

10.

Ваза «Идея». Готовим модули.

4

11.

Сбор вазы «Идея» по схеме.

4

12.

«Сердце». Готовим модули.

4

13.

Сбор фигуры «Сердце» по схеме.

2

14.

Цветок «Космея». Готовим модули.

2

15.

Сбор фигуры «Космея» по схеме.

2

16.

«Северный олень». Готовим модули.

4

17.

Сбор фигуры «Северный олень» по схеме.

4

18.

Картина «К Пасхе». Готовим модули.

6

19.

Сбор картины «К Пасхе» по схеме.

6

20.

Цветы «Нарциссы». Готовим модули.

2

21.

Сбор фигуры «Нарциссы» по схеме.

2

22.

Обобщающее занятие: подведение итогов работы за год отчётная выставка работ.

2

 

Итого:

72 ч.


 


 

Учебно-тематический планIIIгода обучения

 

п\п

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника складывания. Правила безопасной работы.

2

2.

«Цыплёнок в скорлупе». Готовим модули.

4

3.

Сбор фигуры «Цыплёнок в скорлупе» по схеме.

4

4.

«Коза». Готовим модули.

4

5.

Сбор фигуры «Коза» по схеме.

2

6.

«Баран». Готовим модули.

4

7.

Сбор фигуры «Баран» по схеме.

2

8.

«Баба Капа». Готовим модули.

4

9.

Сбор фигуры «Баба Капа» по схеме.

4

10.

«Пасхальное яйцо». Готовим модули.

4

11.

Сбор фигуры «Пасхальное яйцо» по схеме.

4

12.

«Пасхальное яйцо 2». Готовим модули.

4

13.

Сбор фигуры «Пасхальное яйцо 2» по схеме.

4

14.

«Дед Мороз». Готовим модули.

4

15.

Сбор фигуры «Дед Мороз» по схеме.

4

16.

«Снегурочка». Готовим модули.

4

17.

Сбор фигуры «Снегурочка» по схеме.

4

18.

«Корзинка». Готовим модули.

4

19.

Сбор фигуры «Корзинка» по схеме.

4

20.

Обобщающее занятие: подведение итогов работы за год отчётная выставка работ.

2

 

Итого:

72 ч.


 


 

Список литературы

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

4. Богатова И. Оригами. Цветы. «Мартин», 2007

5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008

7. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru / , http://oriart.ru/

8. А. Зайцева Энциклопедия модульного оригами. «Айрис – пресс», 2014

9. М.А. Карлесси Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2014


 

Опубликовано в группе «Внеурочные занятия в начальной школе.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.