12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наконечная Надежда Николаевна669
Россия, Воронежская обл., Воронеж

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

 

 

 

«Принято»

педагогическим советом

протокол № 1

«29 » августа 2023 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №2

__________ Ю.Н. Гостилов

 

Приказ № 123 от « 30 » августа 2023 г.

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

ПРОГРАММА

«Я-пятиклассник»

 

 

 

Направленность: социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: базовый

Статус программы: общеразвивающая

 

 

 

 

 

Составитель: Наконечная Н.Н

педагог-психолог

 

 

 

 

 

Воронеж, 2023 год

Программа курса внеурочной деятельности «Я-пятиклассник»

для обучающихся 5 классов

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Я- пятиклассник» реализует социальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Переход из начальной школы в среднее звено – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. предлагаемые технологии и упражнения могут быть с успехом использованы в работе педагогов, а также побудить их к творческому осмыслению и поиску собственных путей решения проблемы адаптации детей в школе.

Цель: создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.

Задачи программы:

формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

формирование устойчивой учебной мотивации детей;

создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

освоение детьми школьных правил;

выработка норм и правил жизни класса;

формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, учителями.

 

Реализация программы проходит в три этапа:

Первый этап – диагностический. Включает в себя психологические тесты и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка.

Анкета для пятиклассников. Цель – изучить трудности адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация).

Проективная методика «Несуществующее животное». Цель – диагностика личностных особенностей.

Анкета для учащихся «Вот я какой!».

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус». Цель – определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее проявления и интенсивности.

Проективная методика «Дерево». Цель – исследование особенностей личности ребенка.

Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия для пятиклассников, родительские собрания, семинар для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.

Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных.

 

Структура занятия:

Ритуал приветствия (выполняется функция установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирование у ребенка направленности на сверстников. Ритуал приветствия и ритуал прощания сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов

Обсуждение итогов занятия/рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения

Ритуал прощания.

 

 

Методы и техники, используемые в программе:

Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов («Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

Метафорические истории и притчи.

 

Принципы работы группы:

Принцип добровольного участия в работе группы.

Принцип обратной связи.

Принцип самопознания.

Принцип равноправного участия.

Принцип психологической безопасности.

Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Целевая аудитория: учащиеся 5-х классов МБОУ СОШ № 2

Количество участников группы: до 15 человек.

 

Содержание программы

 

Тема занятия

Задачи

Вводное занятие,

«Создание группы», «Давайте познакомимся!»

1. Развить умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.

«Здравствуй, пятый класс!», «Что такое 5 класс?»

1. Сформировать групповую сплоченность;

2. Помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

«Находим друзей», «Мы – единое целое!»

1. Формирование навыков взаимодействия;

2. Повышение самооценки.

«Узнай свою школу», «Мир информации»

1. Ознакомить детей со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.

«Что поможет мне учиться?», «Какой я?»

1. Сформировать учебные навыки;

2. Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

«Легко ли быть учеником?» ч. 1,2

1. Развитие воображения и навыком совместной деятельности.

«Чего я боюсь?»

1. Научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления;

2. Снизить школьную тревожность.

«Что такое тревога и как с ней справиться?»

1. Разрядить учеников от напряжения;

2. Снизить школьную тревожность.

«Мой гнев»

1. Повысить эмоциональную устойчивость детей;

2. Сформировать навыки принятия собственных негативных эмоций.

«Какое бывает настроение?»

1. Повысить эмоциональную устойчивость детей;

2. Сформировать навыки принятия собственных негативных эмоций.

«Трудно ли быть настоящим учителем?» ч. 1,2

1. Расширить и обогатить навыки общения с учителями;

2. Сформировать у детей правильное отношение к оценке, помощь в осознании критериев оценки;

«Я могу»

1. Расширить и обогатить навыки общения с учителями;

2. Коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях;

3. Сформировать у детей правильное отношение к оценке, помощь в осознании критериев оценки.

«Конфликт или взаимодействие?» ч. 1,2

1. Развить навыки общения и разрешения конфликтов.

«Что такое критика?», «Бесконфликтное поведение»

1. Развить навыки общения и разрешения конфликтов;

2. Закрепить навыки бесконфликтного общения.

«Я в этом огромном мире…»

1. Научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли;

2. Расширить и обогатить навыки общения с учителями.

«Мир эмоций» ч. 1,2

1. Повысить эмоциональную устойчивость детей;

2. Сформировать навыки принятия собственных негативных эмоций.

«Что такое самооценка?»

1. Формирование навыков взаимодействия;

2. Повышение самооценки.

«Понимаем ли мы друг друга?», «Чем я отличаюсь от других?»

1. Повысить эмоциональную устойчивость детей;

2. Сформировать умение адекватно воспринимать обидные замечания.

«Общение в нашей жизни», «Барьеры общения»

1. Формирование навыков взаимодействия;

2. Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

«Ставим цели»,

Заключительное занятие

1. Помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе;

2. Подвести итоги работы группы.

 

Предполагаемые результаты:
- сформированность устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

- сформированность устойчивой учебной мотивации детей;

- достижение адекватного уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

- освоение детьми школьных правил;

- выработка норм и правил жизни класса;

- сформированность адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

- сформированность социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

 

Список используемой литературы:

Вачков И. Основы технологии группового тренинга: Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство «Ось-89», 2000.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.

Майерс Д. Социальная психология – СПб: Питер, 1999.

Психокоррекция. Теория и практика. / Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П.Добриденя, О.Н. Усановой. - М.: НПЦ «Коррекция», 1995.

Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.И.Буянова – М.: Просвещение, 1990.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.