Программа курса внеурочной деятельности на тему «Я — пятиклассник» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
|
«Принято» педагогическим советом протокол № 1 «29 » августа 2023 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №2 __________ Ю.Н. Гостилов
Приказ № 123 от « 30 » августа 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
ПРОГРАММА
«Я-пятиклассник»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы: общеразвивающая
Составитель: Наконечная Н.Н
педагог-психолог
Воронеж, 2023 год
Программа курса внеурочной деятельности «Я-пятиклассник»
для обучающихся 5 классов
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Я- пятиклассник» реализует социальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Переход из начальной школы в среднее звено – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. предлагаемые технологии и упражнения могут быть с успехом использованы в работе педагогов, а также побудить их к творческому осмыслению и поиску собственных путей решения проблемы адаптации детей в школе.
Цель: создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.
Задачи программы:
формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
формирование устойчивой учебной мотивации детей;
создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
освоение детьми школьных правил;
выработка норм и правил жизни класса;
формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, учителями.
Реализация программы проходит в три этапа:
Первый этап – диагностический. Включает в себя психологические тесты и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка.
Анкета для пятиклассников. Цель – изучить трудности адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация).
Проективная методика «Несуществующее животное». Цель – диагностика личностных особенностей.
Анкета для учащихся «Вот я какой!».
Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус». Цель – определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее проявления и интенсивности.
Проективная методика «Дерево». Цель – исследование особенностей личности ребенка.
Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия для пятиклассников, родительские собрания, семинар для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.
Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных.
Структура занятия:
Ритуал приветствия (выполняется функция установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирование у ребенка направленности на сверстников. Ритуал приветствия и ритуал прощания сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов
Обсуждение итогов занятия/рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения
Ритуал прощания.
Методы и техники, используемые в программе:
Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов («Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
Метафорические истории и притчи.
Принципы работы группы:
Принцип добровольного участия в работе группы.
Принцип обратной связи.
Принцип самопознания.
Принцип равноправного участия.
Принцип психологической безопасности.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Целевая аудитория: учащиеся 5-х классов МБОУ СОШ № 2
Количество участников группы: до 15 человек.
Содержание программы
Тема занятия |
Задачи |
Вводное занятие, «Создание группы», «Давайте познакомимся!» |
1. Развить умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы. |
«Здравствуй, пятый класс!», «Что такое 5 класс?» |
1. Сформировать групповую сплоченность; 2. Помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе. |
«Находим друзей», «Мы – единое целое!» |
1. Формирование навыков взаимодействия; 2. Повышение самооценки. |
«Узнай свою школу», «Мир информации» |
1. Ознакомить детей со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях. |
«Что поможет мне учиться?», «Какой я?» |
1. Сформировать учебные навыки; 2. Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. |
«Легко ли быть учеником?» ч. 1,2 |
1. Развитие воображения и навыком совместной деятельности. |
«Чего я боюсь?» |
1. Научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления; 2. Снизить школьную тревожность. |
«Что такое тревога и как с ней справиться?» |
1. Разрядить учеников от напряжения; 2. Снизить школьную тревожность. |
«Мой гнев» |
1. Повысить эмоциональную устойчивость детей; 2. Сформировать навыки принятия собственных негативных эмоций. |
«Какое бывает настроение?» |
1. Повысить эмоциональную устойчивость детей; 2. Сформировать навыки принятия собственных негативных эмоций. |
«Трудно ли быть настоящим учителем?» ч. 1,2 |
1. Расширить и обогатить навыки общения с учителями; 2. Сформировать у детей правильное отношение к оценке, помощь в осознании критериев оценки; |
«Я могу» |
1. Расширить и обогатить навыки общения с учителями; 2. Коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях; 3. Сформировать у детей правильное отношение к оценке, помощь в осознании критериев оценки. |
«Конфликт или взаимодействие?» ч. 1,2 |
1. Развить навыки общения и разрешения конфликтов. |
«Что такое критика?», «Бесконфликтное поведение» |
1. Развить навыки общения и разрешения конфликтов; 2. Закрепить навыки бесконфликтного общения. |
«Я в этом огромном мире…» |
1. Научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли; 2. Расширить и обогатить навыки общения с учителями. |
«Мир эмоций» ч. 1,2 |
1. Повысить эмоциональную устойчивость детей; 2. Сформировать навыки принятия собственных негативных эмоций. |
«Что такое самооценка?» |
1. Формирование навыков взаимодействия; 2. Повышение самооценки. |
«Понимаем ли мы друг друга?», «Чем я отличаюсь от других?» |
1. Повысить эмоциональную устойчивость детей; 2. Сформировать умение адекватно воспринимать обидные замечания. |
«Общение в нашей жизни», «Барьеры общения» |
1. Формирование навыков взаимодействия; 2. Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. |
«Ставим цели», Заключительное занятие |
1. Помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе; 2. Подвести итоги работы группы. |
Предполагаемые результаты:
- сформированность устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
- сформированность устойчивой учебной мотивации детей;
- достижение адекватного уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
- освоение детьми школьных правил;
- выработка норм и правил жизни класса;
- сформированность адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
- сформированность социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Список используемой литературы:
Вачков И. Основы технологии группового тренинга: Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство «Ось-89», 2000.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.
Майерс Д. Социальная психология – СПб: Питер, 1999.
Психокоррекция. Теория и практика. / Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П.Добриденя, О.Н. Усановой. - М.: НПЦ «Коррекция», 1995.
Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.И.Буянова – М.: Просвещение, 1990.