Программа лагерной смены для членов волонтёрских общественных объединений «Горизонт возможностей»
11
бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Удмуртской Республики «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____________Т.Ю. Якимова
Приказ №_____ от «__»_______2020 г.
Программа республиканской профильной смены
«Горизонт возможностей»
для членов волонтерских общественных объединений
Удмуртской Республики
Руководитель проекта: Лаврова Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории |
Ижевск - 2020
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название программы | Республиканская лагерная смена «Горизонт возможностей» для волонтёров Удмуртской Республики | |
Цель программы | Повышение личностно-профессиональной компетентности членов волонтерских общественных объединений, ведущих деятельность в сфере профилактики социально-обусловленных заболеваний | |
Тип лагеря | Стационарный круглосуточный | |
Направленность программы | Социально-педагогическое Развитие добровольческой деятельности в Удмуртской Республике | |
Характеристика целевой группы | Подростки в возрасте от 14 до 18 лет, активные члены волонтерских отрядов | |
Краткое содержание программы | Образовательная программа «Горизонт возможностей» направлена на формирование системного подхода в осуществлении добровольческой деятельности, получение необходимых знаний, выработку практических умений и навыков в сфере социального волонтёрства. Программа содержит 6 модулей: - «Личностно-ориентированный»; - «Информационно-методический»; - «Практический»; - «Оздоровительный»; - «Культурно-досуговый»; - «Рефлексивно-прогностический» Через деятельность в творческих лабораториях: «Технология социального театра»; «Профессиональные пробы в вожатском мастерстве», «Профилактический кинолекторий», «Информационно-профилактическая кампания», – участники профильной смены освоят эффективные технологии и формы волонтёрской деятельности | |
Авторы программы | Члены РВПО «Свет» БОУДО УР РЦДОД | |
Руководитель программы | Лаврова Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | |
Название проводящей организации | БОУДО УР РЦДОД Партнер: «Республиканская детско-молодежная общественная организация «Волонтеры Удмуртии» | |
Адрес организации | г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 39 | |
Телефон, факс, электронная почта | (3412)68-52-42 +7 912 75-408-75 | |
Место проведения лагеря | ДОЛ «Оранжевое настроение» | |
География участников программы | Удмуртская Республика | |
Количество участников программы | 100 человек | |
Сроки проведения | Июль-август 2020 года | |
Количество суток | 12 суток | |
Кадровое обеспечение | Руководитель смены – Лаврова Е.Е., педагог БОУДО УР РЦДОД; координатор программы – Кузнецов С.Р., педагог БОУДО УР РЦДОД, соруководитель республиканского педагогического волонтерского отряда «Свет»; специалист смены – Климова О.В., председатель правления РДМОО «Волонтеры Удмуртии», специалисты по разным направлениям волонтерской деятельности, вожатые – члены Республиканского волонтерского педагогического отряда «Свет». | |
Условия участия в реализации программы | Стабильные члены волонтерских общественных объединений УР с опытом добровольческой деятельности не менее 1 года. | |
Условия размещения участников | Стационарный лагерь; - 5 отрядных мест; - 5 площадок для реализации личностно-ориентированного модуля; - наличие просторного актового зала; - спортивная площадка; - наличие Wi-Fi |
Данные предоставила – Лаврова Елена Евгеньевна
Дата заполнения информационной карты: 17 февраля 2020 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа Республиканской профильной смены «Горизонт возможностей» для волонтеров Удмуртской республики разработана педагогом БОУДО УР РЦДОД Лавровой Еленой Евгеньевной и членами совета республиканского волонтерского педагогического отряда «Свет».
Обоснование актуальности Республиканской лагерной смены
Активными темпами развивается волонтерское движение в Российской Федерации. Необходимость в привлечении добровольческих кадровых ресурсов растёт с каждым днём.
В Удмуртской Республике волонтёрское движение также становится всё более массовым и популярным. В республике насчитывается более 250 зарегистрированных добровольческих объединений. Всего в добровольческую деятельность вовлечено более 22000 человек – это 1,4 процента от всего населения республики, активно и регулярно занимается добровольчеством (волонтёрством) порядка 8000 человек. В Республике ежегодно проводятся мероприятия при непосредственном участии волонтёров в социально-реабилитационных центрах, детских домах, домах престарелых, проводятся социальные и профилактические акции.
В настоящее время в Удмуртии в реестре добровольческих организаций и волонтерских отрядов состоит 471 объединение. Добровольцы осуществляют свою деятельность по 15 направлениям, наиболее популярные среди них событийное добровольчество – крупные мероприятия, которые проводятся в республике, социальное волонтёрство – помощь незащищенным слоям населения и волонтёрство в сфере образования и просвещения.
Важным аспектом сегодняшнего дня является качественная подготовка подростков и молодежи к осуществлению волонтерской деятельности: формирование системного подхода, приобретение знаний и навыков в области инновационных технологий и методик добровольческой деятельности.
Программа «Горизонт возможностей» в полной мере соответствует как актуальным образовательным потребностям самой молодежи от 14 до 18 лет, так и тенденциям современного общества.
Программа направлена на поддержку профессионального становления подростков и молодежи, которая свое ближайшее и дальнейшее профессиональное будущее связывает с активной волонтерской деятельностью.
Программа будет реализована через знакомство с технологией социального театра, с концепцией Международного проекта «Танцуй ради жизни», с образовательным профилактическим курсом «Путешествие ради жизни».
Через деятельность в творческих лабораториях («Технология социального театра», «Профессиональные пробы в вожатском мастерстве», «Профилактический кинолекторий», «Информационно-профилактическая кампания») участники профильной смены освоят эффективные технологии и формы волонтёрской деятельности.
Образовательная программа профильной смены «Горизонт возможностей» ориентирована на волонтерские объединения подростков и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет.
Актуальность профильной образовательной программы «Горизонт возможностей» выражена в социальной направленности целей и содержания программы, которая содействует решению актуальных проблем современного общества.
АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ
Для участия в программе лагерной смены «Горизонт возможностей» приглашаются активные члены волонтёрских общественных объединений Удмуртской Республики с опытом деятельности не менее одного года. Возраст участников от 14 до 18 лет, это старшеклассники, студенты образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Количество участников смены – 100 человек
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ
Повышение личностно-профессиональной компетентности членов волонтерских общественных объединений, ведущих деятельность в сфере профилактики социально-обусловленных заболеваний
ЗАДАЧИ
Создание информационного и интерактивного пространства для обучения, и обмена опытом среди участников лагерной смены.
Повышение уровня информированности волонтёров в сфере технологии, нормативно-правовой базы, системности волонтерской деятельности.
Обучение участников эффективным технологиям, формам и методам работы в различных областях добровольческой деятельности.
Создание условий для проектирования и успешной реализации социально-полезных проектов участниками лагерной смены в рамках лагеря, дальнейшего их совершенствования и тиражирования в образовательных организациях Удмуртской Республики.
Поддержание конструктивных отношений между участниками после смены.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Личностно-ориентированный» модуль смены проходит через реализацию образовательного курса «Путешествие ради жизни».
Программа состоит из 10 занятий, проводимых в рамках 5 этапов:
«Приглашение к путешествию» – этап, направленный на формирование групповой культуры, введение в курс, мотивирование участников – 2 занятия.
«Я» - встречи направлены на развитие уверенности в себе, бережного отношения к себе (в том числе в рисковых ситуациях), самоуважения, раскрытие собственных возможностей и самопознание – 2 занятия.
«Я и ТЫ» - встречи направлены на анализ отношений с друзьями, родителями, сверстниками, в том числе противоположного пола, разрешение конфликтных ситуаций – 3 занятия.
«Я и ОБЩЕСТВО» - встречи направлена на анализ стереотипов, осознание своих целей в обществе, в том числе профессиональное самоопределение, осознание и внесение своего личного вклада в развитие общества – 2 занятия.
«Празднование» - встреча направлена на празднование изменений, произошедших за курс с участниками, подведение итогов – 1 занятие.
Участники образовательного курса "Путешествие ради жизни" смогут:
с тать более уверенными в принятии решений, узнать свои сильные стороны;
понять, что действительно важно для них и их окружения;
научиться говорить на «языке возможностей»;
научиться брать на себя ответственность за свою жизнь и свой выбор;
подумать о своих мечтах и понять, как достичь желаемого будущего;
больше узнать об обществе и о тех вызовах, которые могут встать на их жизненном пути;
узнать о взаимоотношениях со сверстниками;
понять, как они могут внести изменения в свою жизнь;
меняя своё поведение, отношение к собственному здоровью, реально снизить темпы роста ВИЧ - инфекции.
«Информационно-методический» модуль смены реализуется за счёт различных форм и методов обучения: практических занятий, мастер-классов, деловых игр, кинолекториев, дискуссий.
В ходе смены участники работают по нескольким направлениям (по выбору) в следующих лабораториях:
- «Технология социального театра»;
- «Профессиональные пробы в вожатском мастерстве»;
- «Профилактический кинолекторий»;
- «Информационно-профилактическая кампания»
Зачётно практическое задание для участников - разработка волонтерского проекта и его реализация в один из дней лагерной смены.
«Практический модуль» смены реализуется за счет активной самореализации участников смены:
По итогам обучения в лабораториях участники готовят отчетные мероприятия:
лаборатория «Технология социального театра» - демонстрация социальной постановки;
лаборатория «Профессиональные пробы в вожатском мастерстве» - работа «дублерами» вожатых в ходе 1 дня лагерной смены;
лаборатория «Профилактический кинолекторий»-организация и проведение профилактического кинолектория;
лаборатория «Информационно-профилактическая кампания» - подготовка и проведение информационно-профилактической кампании
В ходе «Практического модуля» предполагается обмен опытом между участниками профильной смены. Волонтёры станут участниками мастер-классов
«Социальное проектирование. Привлечение ресурсов для эффективной деятельности волонтерского отряда»;
«Мотивация в деятельности членов волонтерского отряда»;
«Профессиональное выгорание членов волонтерского отряда»;
«Тайм-менеджмент члена волонтерского отряда»;
«Ораторское мастерство»;
«Навыки публичного выступления»;
«Как повысить свой уровень стессовоустойчивости»;
«Азбука культурного человека» и др.
«Оздоровительный модуль» реализуется через организацию и проведение оздоровительных спортивных мероприятий.
Альтернативная зарядка (легкая атлетика, занятия йогой, аэробика)
Энергизаторы, ролевые игры на территории лагеря
Занятия «Йога для начинающих»
Занятия «Дыхательная гимнастика»
5. Обучение приемам релаксации и оздоровления организма
«Культурно-досуговый» модуль реализуется через организацию познавательного, творческого, развивающего досуга:
- ролевые игры;
- интеллектуальные познавательные программы;
- «Клубы по интересам»;
- вечерние досуговые программы
- лирический вечер поэзии;
- творческие гостиные.
«Рефлексивно-прогностический» модуль ставит главной задачей – рефлексию полученного результата через анализ и синтез индивидуального опыта.
Результатом работы участников в ходе данного модуля является усвоение актуального опыта саморазвития, постановка новых познавательных задач.
Системная рефлексия участниками проекта процесса самореализации выстроена в традициях коллективно-творческого воспитания и предназначена для обучения подростков навыкам абстрактного анализа, выявления ошибок и логических противоречий в собственных действиях и действиях других участников. В комплекс анализируемых позиций входят индивидуальные и коллективные достижения участников, индивидуальная и коллективная позиция, занимаемая участниками в конкретной ситуации, содержание и результативность дел, эффективность коллективных и индивидуальных усилий, состояние участников (мысли, чувства, поведение), проблемные ситуации, трудности отношений.
Данный модуль предполагает мониторинг полученных знаний, а также эмоционального состояния участников через: вечерние «группы обратной связи», тест-зачеты, контрольные вопросы,анкетирование, метод «свободного микрофона», выступление в роли обучающих «Социальные пробы»,вечерние «огоньки».
В ходе реализации смены «Горизонт возможностей» будут использованы наиболее эффективные методы организации групповой деятельности.
Среди них: активные лекции, фильмы, групповые обсуждения и собеседования, показы, разборы конкретных случаев, эмпирические упражнения, наблюдение, ролевые игры, игры-стимуляции, рефлексии.
Программа рассчитана на 12 суток.
В ходе каждого дня смены происходит чередование интеллектуальных теоретических, подвижных спортивно-оздоровительных, практических блоков.
СТРУКТУРА
дня республиканской лагерной смены «Горизонт возможностей»
Время | Мероприятие | Кадры |
8.30-9.00 | Модуль «Оздоровительный» Альтернативная зарядка | Звукооператор Вожатые отрядов |
9.00-9.20 | Завтрак | |
9.30 – 10.00 | Модуль «Информационно-методический» Организационный сбор лагеря. Получение отрядами технического задания дня | Лаврова Е.Е. Вожатые отрядов |
10.00-11.30 | Модуль «Личностно-ориентированный» Образовательный курс «Путешествие ради жизни» | Кузнецов С.Р., «Чемпионы», тренеры РВПО «Свет» |
11.30-13.00 | Модуль «Практический» Деятельность в творческих лабораториях | Климова О.В., Лаврова Е.Е., Приглашенные специалисты , члены, выпускники РВПО «Свет» |
13.00-13.30 | Обед | |
13.45-15.45 | Модуль «Оздоровительный». ЛВЧ (Личное время человека) Два часа молчания | Члены РВПО «Свет», других волонтерских отрядов |
16.00-16.15 | Полдник | |
16.15 – 17.00 | Модуль «Оздоровительный» Подвижные интерактивные мероприятия на территории лагеря | Вожатые отрядов |
17.00-18.00 | Модуль «Практический» Практические занятия/ брифинги/ диспуты/дебаты/ демонстрация волонтерских социально-полезных мероприятий/мастер-классы | Климова О.В., Лаврова Е.Е., вожатые |
18.00-19.00 | Модуль «Практический» Конструирование добровольческих мероприятий/ социальное проектирование/ демонстрация волонтерских социально-полезных мероприятий (в том числе и спортивно-оздоровительных) | Климова О.В., Лаврова Е.Е., Кузнецов С.Р., вожатые, участники республиканской смены |
19.00-19.30 | Ужин | |
19.30 - 21.30 | Модуль «Культурно-досуговый». Программы досугового характера Вечерние дела. Дискотеки. Альтернативные формы досуга. | Члены РВПО «Свет», участники республиканской смены |
21.30 - 22.30 | Модуль «Рефлексивно-прогностический» Рефлексия по дню | Вожатые отрядов |
23.00 | Отбой | Вожатые отрядов |
План – сетка смены «Горизонт открытий» ДОЛ «Оранжевое настроение» Лето - 2020
1 день | 2 день | 3 день | 4 день |
9.00 - 13.00 | 9.00 - 13.00 | 9.00 - 13.00 | 9.00 - 13.00 |
Заезд, размещение, адаптация на территории лагеря | Организационный сбор лагеря Погружение в логику дня –закрутка 1-ое занятие образовательного профилактического курса для подростков «Путешествие ради жизни» Презентация творческих лабораторий: «Технология социального театра», «Профессиональные пробы в вожатском мастерстве», «Профилактический кинолекторий», «Информационно-профилактическая кампания». Деятельность в творческих лабораториях | Организационный сбор лагеря Погружение в логику дня –закрутка 2-ее занятие образовательного профилактического курса для подростков «Путешествие ради жизни» Деятельность в творческих лабораториях | Организационный сбор лагеря Погружение в логику дня –закрутка 3-ое занятие образовательного профилактического курса для подростков «Путешествие ради жизни» Деятельность в творческих лабораториях |
16.00 – 19.00 | 16.00 – 19.00 | 16.00 – 19.00 | 16.00 – 19.00 |
Подготовка к открытию смены, погружение в логику смены Торжественное открытие смены Тимбилдинг «Открывая других, я открываю себя» (атмосфера, взаимодействие, командообразование) | Интерактив на территории лагеря «Веревочный курс» Практические занятия «Жизненные навыки» Мастер-класс «Тайм-менеджмент члена волонтерского отряда» | Интерактив на территории лагеря «Квест» Брифинг «Что такое успех?» Практические занятия «Семь ключей успеха деятельности волонтерского общественного объединения» | Интерактивная игра на территории лагеря Диспут «Я – волонтёр!» Мастер-класс «Социальное проектирование. Привлечение ресурсов для эффективной деятельности волонтерского отряда» |
19.30 – 22.30 | 19.30 – 22.30 | 19.30 – 22.30 | 19.30 – 22.30 |
Вечернее дело «Мы-открытие!» Дискотека Альтернативные формы досуга Огонек «Звезды» | Тематическое вечернее дело Дискотека Альтернативные формы досуга Тематический огонек | Тематическое вечернее дело Дискотека Альтернативные формы досуга Огонек «Резчик по камню» | Тематическое вечернее дело Дискотека Альтернативные формы досуга Огонек «Зеркало» |
5 день | 6 день | 7 день | 8 день |
9.00 – 13.00 | 9.00 – 13.00 | 9.00 – 13.00 | 19.30 – 22.30 |
Организационный сбор лагеря Погружение в логику дня –закрутка 4-ое занятие образовательного профилактического курса для подростков «Путешествие ради жизни» Деятельность в творческих лабораториях | Организационный сбор лагеря Погружение в логику дня –закрутка 5-ое занятие образовательного профилактического курса для подростков «Путешествие ради жизни» Деятельность в творческих лабораториях | Организационный сбор лагеря Погружение в логику дня –закрутка 6-ое занятие образовательного профилактического курса для подростков «Путешествие ради жизни» Деятельность в творческих лабораториях | Организационный сбор лагеря Погружение в логику дня –закрутка 7-ое занятие образовательного профилактического курса для подростков «Путешествие ради жизни» Деятельность в творческих лабораториях |
16.00 – 19.00 | 16.00 – 19.00 | 16.00 – 19.00 | 16.00 – 19.00 |
Интерактив на территории лагеря Фото-кросс «В поисках истины» Деловая игра «Город профессий» Мастер-класс «Ораторское мастерство. Навыки публичного выступления» | Игра на территории «Марафон лидеров» Мастер-классы по принципу «равный – равному» Ток-шоу «В 2-х шагах от взрослости» | Интерактив на территории лагеря Дебаты «Горизонт возможностей» Практическое занятие «PR в деятельности общественных объединений и организаций» | Интерактив на территории лагеря Мастер-классы по принципу «равный – равному» Ток-шоу «Здоровье будущих пап и мам» |
19.30 – 22.30 | 19.30 – 22.30 | 19.30 – 22.30 | 19.30 – 22.30 |
Тематическое вечернее дело Дискотека Альтернативные формы досуга Огонек «Это не мелочи» | Тематическое вечернее дело Дискотека Альтернативные формы досуга Огонек | Тематическое вечернее дело Дискотека Альтернативные формы досуга Огонек | Тематическое вечернее дело Дискотека Альтернативные формы досуга Огонек |
9 день | 10 день | 11 день | 12 день |
9.00 - 13.00 | 9.00 - 13.00 | 9.00 - 13.00 | 9.00 - 13.00 |
Организационный сбор лагеря Погружение в логику дня –закрутка 8-ое занятие образовательного профилактического курса для подростков «Путешествие ради жизни» Деятельность в творческих лабораториях | Организационный сбор лагеря Погружение в логику дня –закрутка Выход на практику стажеров-вожатых 9-ое занятие образовательного профилактического курса для подростков «Путешествие ради жизни» Деятельность в творческих лабораториях | Организационный сбор лагеря Погружение в логику дня –закрутка 10-ое занятие образовательного профилактического курса для подростков «Путешествие ради жизни» Деятельность в творческих лабораториях | Операция «Нас здесь не было» Общий сбор лагеря. Обратная связь от участников Выезд из лагеря |
16.00 – 19.00 | 16.00 – 19.00 | 16.00 – 19.00 | |
Интерактивная игра на территории лагеря «Великолепная команда» Мастер –класс «Мотивация в деятельности членов волонтерского отряда» Демонстрация волонтерских социально-полезных мероприятий по результатам работы в творческих лабораториях Кинолекторий | Спортивная эстафета. Миссия «Тайфун» Мастер –класс «Профессиональное выгорание членов волонтерского отряда» Демонстрация волонтерских социально-полезных мероприятий по результатам работы в творческих лабораториях Социальная постановка | Интерактивная игра на территории лагеря «Найди пару» Демонстрация волонтерских социально-полезных мероприятий по результатам работы в творческих лабораториях Информационная кампания Группы обратной связи «Письмо себе» | |
19.30 – 22.30 | 19.30 – 22.30 | 19.30 – 22.30 | |
Вечернее дело «Лирический вечер поэзии» Дискотека Альтернативные формы досуга Огонек | Тематическое вечернее дело Дискотека Альтернативные формы досуга Огонек | Вечернее дело «Закрытие лагерной смены. Награждение. Гала-концерт» Дискотека, «браталки» Огонек «Маленький Фонарщик» |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап – подготовительный (февраль – июль 2020 г.):
- Написание плана деятельности, подготовка документов.
- Ведение переговоров с принимающей стороной.
- Разработка и утверждение практического блока реализации программы.
- Подбор педагогических кадров, создание совета по подготовке, организации и проведении профильной смены.
- Методическая подготовка педсостава, волонтеров РВПО «Свет» по ведению образовательных и практических блоков.
- Проведение вводных инструктажей, инструктажа по технике безопасности.
- Формирование предварительных списков участников лагерной смены.
- Подготовка материально-технической базы для реализации программы;
- Разработка культурно-массовых, игровых, спортивных мероприятий.
II этап – основной (конец июля –начало августа 2020г.)
Реализация республиканской профильной смены «Горизонт возможностей»» на базе ДОЛ
III этап - заключительный (август, сентябрь 2020г.)
Анализ, подведение итогов профильной смены, написание отчетов.
Освещение лагерной смены в СМИ и Интернете.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛАГЕРЕ
Общее количество участников – 100 человек.
Формируется отряды численностью по 20 человек в каждом.
На каждом отряде работают: воспитатель, вожатый и помощник вожатого.
В конце каждого дня перед началом вечернего «огонька» проводится «группа обратной связи» целью подведения итогов дня, корректировки планов на следующий день.
Утром в лагере проводится общий организационный сбор с целью ознакомления с планом на день.
СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
Министерство образования и науки Удмуртской республики | |
БОУДО УР «Республиканский центр дополнительного образования для детей» | ДОЛ «Оранжевое настроение» |
Руководитель смены Координатор реализации программы профильной смены | |
Воспитатели, вожатые | |
Участники профильной смены |
Материально – техническое обеспечение программы
Что необходимо | Для чего | Источник |
Проектор, экран и ноутбук | Для организации общих мероприятий | БОУ ДО УР РЦДОД |
Фотокамера, фотоаппарат | Для текущей фотосъемки | БОУ ДО УР РЦДОД |
Помещения для обучающих занятий | Для проведения занятий и подготовки к общим и отрядным делам | ДОЛ |
Актовый зал | Для проведения оргсборов, познавательных,обучающих мероприятий | ДОЛ |
Транспорт | Для организации приезда специалистов | БОУ ДО УР РЦДОД |
Реквизит, расходные материалы | Для проведения обучающих занятий, мастер-классов | БОУ ДО УР РЦДОД |
Спортивный инвентарь | Для проведения спортивных мероприятий | ДОЛ |
Спортивная площадка |
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование Программы осуществляется за счёт:
средств бюджета Удмуртской Республики на организацию отдыха детей;
средств бюджета БОУ ДО УР РЦДОД;
спонсорских средств;
родительских взносов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ
Анкетирование на входе и выходе из обучающей программы.
Степень включенности участников в активную жизнь отряда.
Демонстрация знаний, полученных в ходе практических занятий, мастер-классов
в рамках «Практического модуля»
Рефлексия во время проведения «групп обратной связи».
Рецензии членов экспертной комиссии, оценивающей реализованные волонтерские проекты участников в рамках лагерной смены.
Отзывы участников лагерной смены в рамках смены и на периоде последействия в официальной в группе «В Контакте» РВПО «Свет» http://vk.com/svet_udm.
Тест-зачеты, контрольные вопросы по модулю «Информационно-методический».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Проведение в ходе смены «Горизонт возможностей» не менее 10 интерактивных лекций, брифинга, диспута и дебатов по вопросам организации деятельности волонтерских отрядов в Удмуртской Республике; не менее 10 практических занятий, мастер-классов по вопросам эффективной релизации волонтёрской деятельности в Удмуртской республике.
2. Получение знаний представителями волонтерских отрядов по 5 направлениям:
- нормативно-правовые основы осуществления волонтерской деятельности;
- специфика социальной работы;
- направления волонтёрской деятельности;
- содержание технологии волонтёрской деятельности;
- состояние и перспективы развития волонтерского движения в России и в УР.
3. Получение следующих практических умений представителями волонтёрских отрядов:
- выстраивание технологического процесса волонтерской деятельности;
- проектирование собственной волонтерской деятельности;
- организация различных форм волонтерской деятельности.
4. Освоение участниками эффективных технологий, форм и методов добровольческой деятельности. Получение необходимых методических материалов.
5. Планирование, организация и проведение не менее 4 проектов по предлагаемым в рамках смены направлениям волонтёрской деятельности.
6. Активизация волонтерского движения, увеличение численности волонтерских отрядов в Удмуртской Республике на 5%.
7. Улучшение качества социально-полезной деятельности волонтерских отрядов Удмуртской республики
8. Количество участников смены – 100 человек, количество педагогов – не менее 6 человек, количество вожатых – не менее 12 человек.
9. Количество публикаций в социальных сетях и СМИ – не менее 10.
10.Получение участниками смены сертификатов «Человек перемен».
КАДРЫ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы необходимы следующие специалисты:
Лаврова Е.Е. – педагог БОУДО УР РЦДОД, руководитель республиканского волонтерского педагогического отряда «Свет».
Кузнецов С.Р. - педагог БОУДО УР РЦДОД, соруководитель республиканского волонтерского педагогического отряда «Свет».
Зубкова Г.А.– замдиректора ДОЛ «Оранжевое настроение»
Климова О.В.- председатель Правления РДМОО «Волонтеры Удмуртии»
Загуменнов Е.В. – педагог МКОУ «Школа №92»
Шерман К.Ф. – выпускник РВПО «Свет», психолог
Педагоги БОУ ДО УР РЦДОД
8. Члены республиканского волонтерского педагогического отряда «Свет»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Содержание занятий образовательного курса «Путешествие ради жизни»
Количество занятий: 2
Время одного занятия: 60-90 мин.
Общие цели 1-го этапа:
1) Создать для участников безопасное информационное пространство
2) Построить доверительные отношения в группе
3) Создать фундамент групповой культуры
4) Выяснить, что участники хотят получить в результате «Путешествия»
ЗАНЯТИЕ 1: ОБЗОР
Цели участников:
Развитие уверенности в себе – Участники привыкают увереннее выражать собственное мнение и проявлять творческий подход, вносить свой вклад и принимать активное участие в выполнении творческих заданий
Формирование позитивного отношения – Участники развивают позитивное отношение к проекту, методологии и фасилитаторам
Социальные нормы – Участники формулируют внутренние соглашения группы и учатся нести ответственность за соблюдение достигнутых договоренностей и призывать других к такой же ответственности.
Ключевые послания.
Мы находимся сейчас в безопасном пространстве, где ты можешь самовыражаться, совершать ошибки и познавать других.
Будь уверен в себе, смотри на мир позитивно – это позволит тебе использовать трудности как ступени для твоего роста.
Упражнения:
Международное видео о проекте «Путешествие ради жизни»
«Шаги»
«Имя-ритм»
«Визитка»
«Я - Чемпион, и я...»
«Квест4Life»
Соглашения путешественников
«Журнал путешественника»
«Актуальная проблема»
«Наша миссия»
ЗАНЯТИЕ 2: ОБЗОР
Цели участников:
Уверенность в себе – Участники осознают, какое влияние они могут оказывать на свою жизнь и на общество
Формирование непредвзятого отношения – Участники формируют позитивное отношение к самим себе как к потенциальным лидерам; участники формируют позитивное отношение к людям, живущим с ВИЧ и людям, оказавшимся в трудном положении.
Социальные нормы – Участники осознают, что могут учиться на своих ошибках
Ключевые тезисы
Положительный тест на ВИЧ - ЭТО НЕ ПРИГОВОР! Люди с ВИЧ могут жить нормальной, полноценной жизнью.
Каждый способен оказывать влияние на жизни других людей и на общество.
Упражнения:
Приветствие
«When I say: "D4L"
«Пауза»
«Позитивный голос»
«Празднуйте ошибки»
«Отпечаток»
«Записи в журнале»
«Я»
Количество занятий: 2
Время одного занятия: 60-90 мин.
Общие цели 2-го этапа:
1) Достичь понимания участниками их самооценки, раскрыть потенциал участников и их веру в себя.
2) Осознать собственные взгляды, ценности, убеждения и их влияние на жизнь участников.
3) Определить факторы, влияющие на жизненный путь участников, включая самостоятельное принятие решений, касающихся жизненного пути.
ЗАНЯТИЕ 3: ОБЗОР
Цели участников:
Уверенность в себе – Участники начинают понимать собственные мечты (цели в жизни) и обретают уверенность для достижения этих целей.
Формирование непредвзятого отношения – Участники учатся позитивно относиться к своим целям, руководствуясь установкой «Я могу!», и учатся верить, что они могут осуществить свои мечты.
Социальные нормы – Участники учатся распознавать потенциальные препятствия на пути к осуществлению своей мечты и приобретают навыки и средства для преодоления таких препятствий.
Ключевые тезисы
У меня есть мечта, и я хочу ее осуществить
Жизнь зависит от выборов, которые мы делаем, а любой выбор имеет свои последствия
Упражнения:
«Приветствие - Be the change»
«Путешествие во времени»
«Река жизни»
«По дороге к мечте»
ЗАНЯТИЕ 4
Цели участников
Уверенность в себе – Участники начинают лучше понимать себя, свои сильные и слабые стороны.
Формирование непредвзятого отношения – Участники осознают критическое отношение к себе.
Социальные нормы – Участники осознают стереотипы, влияющие на их идентичность.
Ключевые тезисы
Я ценю себя.
То, как мы видим себя, влияет на то, как, по нашему мнению, нас видят другие.
Половое созревание – это нормальный процесс, которого мы не должны стесняться
Упражнения:
«Приветствие - When I say: "dance4..."
«Кому принадлежу я? Себе!»
«Мы изнутри и снаружи»
«Я супергерой - Freeze!»
«Лучшее в тебе»
«Колесо силы»
«Суперфото - Freeze!»
Количество встреч: 3
Продолжительность одной встречи: 60-90 мин
Общие цели 3-го этапа:
1) Достичь понимания участниками их социальных ролей и места в обществе.
2) Обратить внимание участников на понятие гендера, гендерных отношений.
ЗАНЯТИЕ 5: ОБЗОР
Цели участников:
Уверенность в себе – Участники приобретают навыки управления своими отношениями, начинают лучше понимать различные стратегии регулирования конфликтов и обретают уверенность для использования этих стратегий в своей повседневной жизни.
Формирование непредвзятого отношения – Участники познают собственные личные границы и личные границы других людей и формируют позитивное отношение к уважению границ друг друга.
Социальные нормы – Участники понимают характер разных типов отношений, которые оказывают влияние на их жизнь.
Ключевые тезисы
Мы живем в обществе и нужны друг другу, чтобы выжить
Уважение к своим и чужим личным границам
Упражнения:
«Приветствие»
«Freeze!»
«Карта моих отношений»
«Воздержание и контрацептивы»
«Как справиться с конфликтами»
«Инфекции, передающиеся половым путем»
«Выставка эмоций»
«Записи в дневнике - упражнение в благодарности»
«Цепь»
ЗАНЯТИЕ 6: ОБЗОР
Цели участников:
Уверенность в себе – Участники начинают понимать, как важно прислушиваться к другим, они приобретают навыки ведения переговоров для того, чтобы лучше справляться с давлением со стороны сверстников.
Формирование непредвзятого отношения – Участники учатся качественно слушать других, не перебивая и не осуждая.
Социальные нормы – Участники узнают о стереотипах и предположениях, которые влияют на то, насколько качественно они слушают других.
Ключевые тезисы
Ключом к решению проблемы является диалог.
Для эффективного общения важно уметь слушать других.
Сверстники могут оказывать отрицательное или положительное давление.
«Приветствие - середина Путешествия»
Би-йо-йо»
«Повторение соглашений»
«Убеди меня»
«Помириться или расстаться»
«Сексуальное насилие»
«Слушай и рисуй»
«Записи в журнале»
Упражнения:ЗАНЯТИЕ 7: ОБЗОР
Цели участников:
Уверенность в себе – Участники начинают понимать, как важно прислушиваться к другим. Они приобретают навыки ведения переговоров для того, чтобы лучше справляться с давлением со стороны сверстников.
Формирование непредвзятого отношения – Участники формируют более гендерно толерантное отношение.
Социальные нормы – Участники осознают гендерные стереотипы, существующие в их социуме, и влияние этих стереотипов на их собственное поведение и отношения.
Ключевые тезисы:
Содействие гендерному равенству и само гендерное равенство делают нас свободнее. Гендерные стереотипы ограничивают нас.
Обретение уверенности и гендерное равенство помогают строить здоровые отношения.
Упражнения
Дилемма хирурга
Пол и гендер
Гендерные стереотипы
Истории на тему гендерных стереотипов
Записи в журнале: выход за рамки стереотипов
Freestyle 1,2
Я и Общество
Количество занятий: 2
Время одного занятия: 60-90 мин
Общие цели 4-го этапа:
1) Научить участников оценивать изменения в обществе и их влияние на жизнь участника и жизнь окружающих.
2) Обратить внимание на важность получения информации о деятельности общественных организаций, чтобы участники могли внести свой вклад в развитие общества.
3) Рассказать участникам, какие у них есть права и обязанности, научить их пользоваться своими правами.
ЗАНЯТИЕ 8: ОБЗОР
Цели участников:
Развитие уверенности в себе – участники знакомятся с правами, на которые они могут претендовать, и которые могут отстаивать.
Формирование непредвзятого отношения – Участники позитивно воспринимают себя как людей перемен.
Социальные нормы – Участники формируют критическое отношение к стереотипам и стремятся вносить изменения в свою жизнь.
Ключевые послания.
Молодые люди могут отстаивать свои права и выступать за справедливое отношению к другим людям.
Ответственное отношение к сексу подразумевает не только безопасный секс, но и использование своего права на прохождение медицинских тестов и исследований, обращаясь в соответствующие местные сервисы, дружественные молодежи.
Упражнения
«Приветствие - результаты челенджа»
«Freestyle 1,2,3»
«Другие мы»
«Равенство и разнородность»
«Шаги»
«Мои права»
«Запись в журнале: Что для меня значат мои права? »
«Челендж»
ЗАНЯТИЕ 9: ОБЗОР
Цели участников:
Уверенность в себе – Участники обретают уверенность в том, что они могут повлиять на свое окружение.
Формирование непредвзятого отношения – Участники начинают положительно относиться к своей способности действовать внутри своего окружения.
Социальные нормы – Участники выявляют для себя стереотипы, трудности, на которые они могут влиять при помощи своих действий.
Ключевые тезисы
Наши трудности - наши решения.
Упражнения:
«Приветствие - результаты челенджа»
«Take responsibility»
«Перемены, которые я хочу увидеть»
«Сценарии»
«Круг проблем как круг влияния»
Празднование преображения. Готов вершить перемены.
Количество занятий: 1
Время одного занятия: 60- 90 мин
ЗАНЯТИЕ 10: ОБЗОР
Цели участников
Уверенность в себе – Участники уверены, что смогут провести мероприятие, направленное на содействие социальным переменам в их обществе.
Формирование непредвзятого отношения – Участники понимают, как их увлечения и интересы могут помочь им изменить мир, делая сам процесс интересным и приятным.
Стереотипы - Участники вдохновляются идеей перемен в их окружении (обществе), планируя и организуя собственные мероприятия.
Ключевые тезисы
Давайте действовать, чтобы изменить мир.
Молодые люди могут быть людьми перемен.
Упражнения
«Rise and Shout»
«Моя карта сокровищ»
«Перемены, которые я хочу видеть»
«Планирование мероприятий»
«Дальнейшие действия»
«Объявление о праздновании»
«Время премьеры!»
«ПРАЗДНУЙ!»
ПРИЛОЖЕНИЕ№2
Рецензия
на методическое пособие «Путешествие4life» для молодых лидеров,
прошедших обучение по программе для Чемпионов4Life
в рамках проекта Dance4Life
Представленное на рецензирование методическое пособие «Путешествие4life» предназначено для молодых лидеров, прошедших обучение по программе для Чемпионов4Life в рамках проекта Dance4Life, которые, получив знания и соответствующие навыки, смогут организовать занятия с учащимися подросткового возраста во внеурочной деятельности и в системе дополнительного/неформального образования.
Пособие «Путешествие4life» разработано с целью продвижения здорового образа жизни среди молодежи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний (наркомания, туберкулез и пр.). Большое внимание в нем уделяется формированию личности подростка, готовой противостоять рискам, с которыми они сталкиваются. Акцент делается на воспитании таких личностных качеств, как уверенность и ответственность, умения подростка адекватно оценивать свои поступки и суждения, взаимодействовать с другими, адаптироваться к новым требованиям современной эпохи.
Сегодня, согласно Стратегии развития воспитания на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р) приоритетом государственной политики в области воспитания является «создание условий для воспитания здоровой личности», перед российской школой поставлена задача «формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью…», продвижения в обществе лучших образовательных здоровьесберегающих практик, «мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятием физкультурой и спортом, развития культуры здорового питания».
Сильная сторона пособия «Путешествие4Life» состоит в создании ее авторами интерактивной образовательной среды, где формируется особая культура общения, у участников занятий возникает чувство безопасности и открытости. Они – в процессе обсуждения, тренингов командообразования, танцев, использования голоса или языка тела и жестов – делятся своими мыслями, чувствами, опытом и, тем самым, начинают лучше понимать себя и своих товарищей. Новые знания и навыки помогают им делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.
Структура методического пособия для наиболее активных и зарекомендовавших себя с лучшей стороны волонтеров, выстроена логично и не вызывает сомнений, она содержит:
описание ключевых элементов проекта и программы «Путешествие4Life»;
характеристику двух основных возрастных групп, составляющих целевую аудиторию проекта (подростки младшего и старшего подросткового возраста);
глоссарий, в котором даны базовые понятия курса;
три главы, связанные между собою темами: "Я", "Я и ТЫ", "Я и Общество".
Важная задача авторов пособия – мотивирование молодых людей на активное и максимально самостоятельное участие в проекте. Использование разнообразных инновационных методик, игровых форм при проведении занятий делает процесс обучения увлекательным, запоминающимся, динамичным и ярким, а следовательно мотивирует молодых людей на активное включение в образовательный процесс. Пособие «Путешествие4Life» является наглядной иллюстрацией, свидетельствующей о нестандартных подходах авторов по вовлечению подростков в социально значимые воспитательные практики. При обучении используется эффективная методика работы «равных с равными».
В материалах пособия содержатся сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, тренинги, подростки вовлекаются в решение острых социальных и межличностных проблем через квесты, выполнение множества заданий на взаимодействие, коммуникацию, в ходе которых участники могут критически оценить свое поведение и отношение к другим людям, межгендерные отношения и др.
Весьма ценным и социально значимым качеством, которое формируется в процессе обучения, является осознание участниками уверенности в себе, в своих силах, а также позитивное отношение к жизни и оптимистический настрой. Формирование у подростков положительной самооценки и самоуважения, способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего спокойствия и справляться с проблемами – важнейшее достоинство методического пособия.
Представленное на рецензирование методическое пособие «Путешествие4Life», направленное на продвижение здорового образа жизни и развития личности подростка, готового противостоять негативным воздействиям внешней среды, может быть использовано для организации занятий во внеурочной деятельности общеобразовательных организаций, а также в системе дополнительного/неформального образования. Несомненно, подобный курс по здоровьесбережению будет полезен подросткам для обретения уверенности в себе, умении распознать потенциальные препятствия на пути к реализации собственных целей и приобретения навыков для преодоления этих препятствий. Курс поможет школьникам развить коммуникативные компетенции, приобрести необходимые знания и навыки в области сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ-инфекции и других социально-значимых заболеваний, раскрыть свои лучшие качества и личностный потенциал.
ПРИЛОЖЕНИЕ№3
ПРИЛОЖЕНИЕ№4
ПРИЛОЖЕНИЕ№5