Программа организации летнего отдыха и занятости детей и подростков «Союз друзей»

1
0
Материал опубликован 17 June 2017

СОЮЗ ДРУЗЕЙ

программа организации летнего отдыха и занятости детей и подростков

Возраст участников: 6-15 лет. Срок реализации: июнь 2016г.

 

Составитель: Полосухина Валентина Николаевна, педагог-организатор

 

 

Пояснительная записка

Программа организации летнего отдыха и занятости детей и подростков «Союз друзей», реализуемая в лагере дневного пребывания детей на базе МБУ ДО ЦДТ, ориентирована преимущественно на детей младшего и среднего школьного возраста. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Программа направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период каникул, на увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом.

Программа организации летнего отдыха и занятости детей и подростков «Союз друзей» в МБУ ДО ЦДТ на 2016 год (далее - Программа) разработана на основе методических рекомендаций по организации отдыха и оздоровления детей (приложение к письму Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Минобрнауки России от 26.10.2012 года) в соответствии с Декларацией прав ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом РФ «Об образовании». Она не вступает в противоречие Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», Уставом МБУ ДО ЦДТ и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период каникул, на увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом.

Обоснование Программы

Лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности и индивидуальные, физические, социальные потребности.

С одной стороны, летний лагерь с дневным пребыванием - пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества детей, с другой - форма организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, их летнего отдыха.

Летний отдых является неотъемлемой составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, он рассматривается как особая сфера воспитательно-оздоровительной деятельности, направленная на разработку и внедрение современных личностно-ориентированных технологий в рамках организации воспитательной деятельности с детьми.

Программа «Союз друзей» является продолжением деятельности педагогического коллектива по реализации задач приоритетного национального проекта «Образование» и составной частью воспитательной системы МБУ ДО ЦДТ, основанной на идеях педагогической поддержки индивидуализации и социализации личности ребенка.

Актуальность Программы. Предпринятые в последние годы Правительством Российской Федерации шаги для перехода системы образования на инновационный путь развития, затронули все образовательные учреждения. Поставленная цель по обеспечению доступности современного качественного образования может и должна достигаться не только в течение школьного учебного года, но и в период летнего отдыха детей. Летом имеются благоприятные условия для решения задач, направленных на:

- развитие социальной активности детей, в том числе гражданско-патриотическое воспитание;

- развитие духовно-нравственных ценностей ребенка (вовлечение детей в занятия дополнительным образованием, в клубы и кружки по интересам; организация экскурсий);

- воспитание у детей ценности здорового образа жизни, формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья, ценности безопасного поведения, профилактика вредных привычек;

- личное и профессиональное самоопределение детей и подростков;

- формирование лидерских качеств и умения работать в команде.

Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.

Организованный отдых во время каникул является одной из форм воспитания и занятости детей. Это «зона» особого внимания к ребенку, его социальная защита, время оздоровления. Происходит создание благоприятных условий для общения детей между собой, обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами. Воспитательная ценность такого вида организации отдыха состоит в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Известно, что ребенок всегда заполняет свободное время либо добрыми делами, либо дурными, приводящими к противоправному поведению и увлечениям социальными вредностями. Поэтому напрашивается однозначный вывод: ­летний период для всех детей (и особенно для детей, требующих повышенного педагогического внимания) должен быть насыщен продуктивной, полезной для них и для общества деятельностью. Самореализация творческого потенциала, самоутверждение, саморазвитие - вот основные детские «само», которым всегда необходимы педагогические содействие и поддержка.

Идея Программы. Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие ребенка. Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему осознать себя личностью.

Другая идея заложена в системном оздоровлении детей и подростков в условиях лагеря, направленном на решение проблемы воспитания здорового человека.

Третья идея базируется на придании смене определенного культурологического колорита.

Четвертая идея – идея самоорганизации.

Вышеперечисленные идеи тесно переплетаются с идеей организации игры, как формы увлекательной работы с разновозрастным детским коллективом в лагере с дневным пребыванием на базе школы.

Разработка и принятие Программы «Союз друзей» вызваны:

- необходимостью педагогической поддержки творческого развития детей и их стремления быть участниками социально-значимых дел, спросом родителей на организованный отдых детей и подростков;

- необходимостью принятия мер по предупреждению детских правонарушений;

- необходимостью продолжения развития системы соуправления образованием и привлечением общественности к вопросам воспитания и обучения.

Целью Программы является воспитание социально адаптированной личности через организацию системы творческих мероприятий в условиях отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период.

Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса задач:

1.Формировать духовно-нравственные качества личности, мотивацию к здоровому образу жизни и безопасному поведению, навыки общения и толерантности путем создания благоприятного климата в детском коллективе с помощью массовых мероприятий.

2.Стимулировать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

3.Развивать организационные, общественные навыки, чувство коллективизма, единства и сплоченности через организацию коллективных творческих дел и кружковой работы.

Программа является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность детей, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей. Она отличается от программ прошлых лет появлением и использованием набора более эффективных педагогических средств, технологий для достижения заявленных результатов.

Реализация Программы будет осуществляться с учетом следующих акцентов воспитательной работы:

1. Принцип гуманизации отношений - построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям.

2. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности - развитие доминирующих способностей, интересов и потребностей (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские) детей, чему помогают выступления на концертных площадках, проведение трудовых десантов, разработка социально-значимых проектов, занятия в кружках, участие в различных мероприятиях. Все это имеет четко выраженный результат, способствует самоутверждению личности, позволяет проявить творчество и самостоятельность.

3. Принцип творчества и свободы выбора – позволяет детям:

- выбирать различную познавательную деятельность;

- определять значимые досугово-развлекательные мероприятия;

- выбирать и распределять роли участников коллективных дел и деловых игр (организатор, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т. д.);

- использовать различные формы участия в оздоровительных программах (обливание, зарядка, шейпинг, массаж, спортивные секции, купание и д. р.).

4. Принцип социальной активности - включение обучающихся в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных и досуговых мероприятий.

5. Принцип взаимосвязи педагогического и детского коллективов - формирование временных групп по подготовке и проведению различных мероприятий (часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады, ролевые игры), создание служб по пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере (газета, телевидение, информационный бюллетень) и организации творческих коллективов (концертных групп, театральных студий и т. д.).

6. Принцип комплексности оздоровления и воспитания - распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы, учитывающей все группы поставленных задач, оценка эффективности пребывания детей в лагере.

Участники и сроки реализации Программы.

Программа «Союз друзей» является краткосрочной и реализуется в течение одной лагерной смены (21 день). Участниками Программы являются учащиеся в возрасте от 6 до 15 лет, педагоги учреждения. При комплектовании отрядов особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность детей и подростков во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.

Содержание программы

1. Специфика программы.

В основе организации жизнедеятельности лагеря положен троичный ритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребёнка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности выражено следующим образом:

•  умственная деятельность (проблемные мастерские, минутки здоровья, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия и т. д.);

•  практическая деятельность (экология, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки и т. д.);

•  досуговая деятельность (игры, увлечения, клубы, творческая деятельность, путешествия в природу, общелагерные и отрядные массовые мероприятия и т. д.).

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

1. Временный характер детского объединения.

2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

5. Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух, близость леса и реки является важной составляющей успеха лагеря.

5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

Образовательная деятельность в рамках смены «Союз друзей» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование спортивного зала, приглашение педагога физкультурно-спортивной направленности. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

2. Модель игрового взаимодействия лагеря.

Действие происходит на основе сюжетно-ролевой игры в вымышленном образовательном учреждении под названием «Академия летнего волшебства». «Академия летнего волшебства», которая выступает на стороне добра, приглашает ребят, чтобы обучить их волшебству. Для того чтобы стать настоящими волшебниками, все ученики Академии должны пройти 3 этапа испытаний:

1. Вступительный этап - «Приём в Академию»;

2. Основной этап - «Азбука волшебства»;

3. Итоговый этап - «Презентация чудес».

Все предлагаемые игровые ситуации создаются домовёнком Кузей. Как настоящего домового его невозможно увидеть, но в его волшебном сундучке много сказок, да и знаком он со всеми сказочными героями. Волшебный сундучок находится в комнате Хорошего настроения (штаб).

Каждый день в лагере – встреча - испытание с друзьями домовёнка Кузи, новая игровая ситуация, которая помогает постичь Азбуку волшебства. Размышлять о волшебстве ребенку, подростку и особенно взрослому очень важно. Это дает возможность вырваться из пелены обыденности и посмотреть на мир творчески. Названия всех ролевых объектов и предметов заменены на сказочные. Так, например, отряд называется факультетом волшебства, штаб – кабинет хорошего настроения, а начальник лагеря – Магистр высшей степени, воспитатели – маги, все остальные становятся кандидатами в добрые волшебники. Различные виды игровой и обучающей деятельности объединены в 3 блока испытаний.

Спортивный блок - предлагает испытать свою ловкость и силу в различных спортивных играх и состязаниях. Традиционные виды спорта – футбол, волейбол, пионербол, шашки, бадминтон.

Творческий блок - предоставляет простор для фантазии и индивидуальности каждого. Здесь ты сможешь раскрыть свой талант в музыке или рисовании, танцах или поэзии; проявить свои актёрские и лидерские способности, сценические навыки.

Игровой блок - включает в себя большое количество творческих и интеллектуальных дел, командных игр и поединков.

У ребенка есть возможность самостоятельно выбрать для себя участие в тех испытаниях, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам и возможностям. Внутри каждого ребенка живет волшебство, надо только найти время, чтобы понять его, почувствовать и научиться использовать.

Принцип стимулирования

У каждой группы есть своя волшебная палочка. Но пока она не совсем волшебная. Волшебные свойства ей нужно придать. Домовёнок Кузя знает как это сделать: для этого необходимо раскрыть Секреты волшебства и освоить Азбуку волшебства.

За каждую победу в творческом деле группа получает магическую силу (оберег). Чем больше оберегов, тем могущественней её волшебники. За 1 место - 3 оберега; за 2 – два оберега; за 3 место – один оберег. Обереги необходимы ребятам для продолжения игры и повышения статуса своего отряда.

Группе, набравшей самое большое количество оберегов, следовательно, имеющей волшебную палочку, обладающую наибольшей магической силой, предоставляется право сыграть со всеми остальными ребятами в «Фанты», где задания (добрые волшебства) придумают победители.

За одним взмахом волшебной палочки стоят огромные знания, без которых не достичь желаемого результата. Поэтому настоящий Волшебник — это тот, кто много знает и использует свою силу на благо людям и окружающему миру.

На протяжении 21 дня существует момент соперничества внутри отряда. Принцип соперничества очень простой. Каждый день за успехи в отрядных делах самые активные ребята получают фанты от домовёнка Кузи.

В конце смены подводятся итоги, из полученных фантов каждый создает свой волшебный домик. Из всех создается отрядный коллаж. Обладатели (добрые волшебники) наибольшего количества оберегов удостаиваются подарка от домовенка Кузи. На «Презентации чудес» проходит творческая защита коллажа.

Основные принципы работы лагеря:

•  принцип креативной деятельности;

•  безопасность жизни и здоровья детей,

•  защита их прав и личного достоинства;

•  ценность саморазвития, готовность корректировать свои представления в результате анализа проблемной ситуации и новых форм деятельности;

•  приоритет личностного развития и самореализация ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

•  вариативность видов деятельности и их реализации.

Организационная структура смены:

Вступительные испытания «Приём в Академию» (с первого по третий день смены)

Старт. Включение детей в большую лагерную игру «Академия Летнего волшебства домовенка Кузи», формирование развивающей предметно-игровой среды в отряде; налаживание вербального и невербального контакта.

Ключевые дела: КТД «Фантазии на тему лета», сказочная «Собиралочка», церемония «Посвящение в волшебники»

Результат: обретение волшебной палочки, знакомство с домовёнком Кузей, раскрытие творческого потенциала ребенка.

Основные испытания «Азбука волшебства» (основной период смены)

Оздоровление и развитие детей с учетом их интересов, возможностей и способностей; сплочение детей и взрослых в процессе совместной игровой деятельности; реклама проектной деятельности среди родительской общественности.

Ключевые дела: игровые ситуации, предлагаемые домовёнком Кузей и его друзьями, выполнение заданий из волшебного сундучка, прохождение испытаний.

Результат: постижение Секретов волшебства, возвращение магической силы волшебной палочки, раскрытие творческого потенциала ребенка

Итоговые испытания «Презентация чудес» (последние три дня смены)

Зачисление в Академию волшебства, завершение проекта, демонстрация приобретенных качеств, подведение итогов, награждение волшебников.

Ключевые дела: церемония закрытия смены.

Результат: формирование у ребенка нравственного иммунитета, системы ценностей, присущей нашему народу, положительного образа будущего и конструктивного созидания.

3. Содержание и средства реализации программы.

Познавательная деятельность

Задача: обогатить нравственный опыт ребенка при помощи педагогически организованных ситуаций, развивать творческое мышление, любознательность, фантазию, воображение, память, научить их логически мыслить, раскрыть таланты детей.

Деятельность, результатом которой являются новые знания об истории страны и родного края, традиций русского народа, открытие законов природы и общества.

Оптимальные приёмы, методы и формы работы:

- экологическая игра-викторина.

- акция «Узнай - новое! Открой - необычное! Сделай - полезное!»

- интеллектуальная игра «Пушкиниана»;

- викторина «В гостях у домовенка Кузи»;

- брейн – ринг «Сказки»;

- экскурсия «Красота моего города»;

- волшебное путешествие в русскую сказку;

- экскурсия в библиотеку;

- викторина «Сказка в гости к нам пришла».

Творческая деятельность

Задача: способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка, проявлению творческого мышления и индивидуальности, развитию фантазии.

Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений.

Оптимальные приёмы, методы и формы работы:

- КТД «Фантазии на тему волшебства»;

- шоу-конкурс «Чудеса своими руками»;

- церемонии открытия и закрытия Академия летнего волшебства;

- КВН «Сказочный денёк»;

- конкурс рисунков «Мои фантазии»;

- конкурс поделок «Очумелые ручки»;

- инсценировка сказок «Новой сказкой удиви»;

- конкурс детской песни «Песенка для домовёнка Кузи»;

- музыкальная игра «Угадай мелодию»;

- презентация чудес.

Игровая деятельность

Задача: обогатить нравственный опыт ребенка при помощи педагогически организованных ситуаций.

Деятельность, способствующая психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Оптимальные приёмы, методы и формы работы:

- игры на знакомство, сплочение временного детского коллектива: «Давайте дружить», «Давайте познакомимся», «My name is…», «Домики» и др.;

- спортивные игры: спортландия, футбол, азарт– шоу «Ралли на метле»;

- интеллектуальные игры: «В стране Лукоморья», «Там, на неведомых дорожках», «Волшебный дилижанс»;

- творческие игры: «Сказка на новый лад», «День варенья!»;

- деловая игра «Дом хорошего настроения, который построили мы!».

Коммуникативная деятельность

Задача: содействовать развитию социально-коммуникативных качеств и умений, способности жить в группе и соотносить личные интересы с интересами коллектива.

Передача информации от человека человеку и процессе личностного взаимодействия. Через коммуникации воспитание реализуется как социальное явление.

Оптимальные приёмы, методы и формы работы:

- игры на взаимодействие «Стиль общения», «Собиралочка»;

- упражнения, игры на развитие коммуникативных способностей.

- сюрпризка «Три желания»;

- упражнение «Мои впечатления о лагере»;

- читательская конференция «Будь человеком»;

- кольцовка песен из мультфильмов;

- беседа «Мы помним те страшные годы»;

- конкурсы и творческие задания.

Направления Программы.

Нравственно-патриотическое воспитание

Задачи: поддержание у детей интереса к родному краю, своей стране; воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, доброты, человечности, милосердия; формирование у учащихся интереса к историческому прошлому страны.

Содержание деятельности.

Экскурсии в краеведческий музей, школьный музей МБОУ «СОШ №14». Митинг «Мы памяти этой верны». Игра по станциям «Военный архив». КТД «В погоне за космическими призраками». Конкурсная программа «Русские традиции». Викторина «Государственная символика». Презентация «10 символов Кузбасса». Конкурс военной песни и стихов. Клуб любителей поэзии «Моё любимое стихотворение». Интеллектуально-творческая игра «Я – гражданин России».

Предупредительно-профилактическое воспитание

Задачи: активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка и соблюдения правил дорожного движения; обеспечение защиты прав несовершеннолетних.

Содержание деятельности.

Организация бесед по вопросам безопасности дорожного движения. Игра-путешествие «Помни правила движенья, как таблицу умноженья». Конкурс рисунков по ПДД. Викторина «Один дома». Игра «Тревожные сигналы». Проведение инструктажей «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при проведении экскурсий», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий». Акции «Безопасное лето», «Каникулы без дыма». Игра «Весёлый светофор». Игра по станциям по ПДД «Вертушка».

Экологическое воспитание

Задачи: поддержание интереса к окружающему нас миру, природе; формирование у учащихся правильного общения с природой, готовности защищать её.

Содержание деятельности

Показ экологических костюмов «Экомода». Экологическое лото «В мире флоры и фауны». Экологическое театрализованное представление. Сбор лекарственных трав для гербария. Выставка рисунков «Мир вокруг нас». Игра-путешествие «По экологической тропе». Квест «Земля – живая планета». Операция «Вперёд спасатели». Экологическая игра «Паутина».

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, окружающему миру и себе

Задачи: сформировать потребность у детей в здоровом образе жизни, повысить оценку значимости здоровья для успешности в жизни через систему утренней зарядки, физкультминуток, спортивно-оздоровительных мероприятий, самообслуживания, игровую деятельность, привить любовь к спорту, воспитать волю к победе и сформировать командный дух в коллективных играх.

Содержание деятельности

Минутки здоровья. Зарядка «Бодрячок». Подвижные игры на воздухе. Игра «Большие «гонки». Соревнование «Здоров будешь, все добудешь!» Медиаурок «Правильное питание». Познавательная программа «В гостях у Пилюлькина». Поле - чудес «За здоровьем к растениям».  Игра «Как стать Нехворайкой». Весёлые старты. Комическая эстафета. Игра по станциям «Полоса препятствий».

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Интеллектуально-творческое воспитание

Задачи: развитие творческих способностей через КТД и индивидуальную деятельность; развитие интеллектуальных способностей детей; воспитание духовной культуры.

Содержание деятельности

Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Игровая программа «В царстве Берендея». Летний карнавал. Шоу-программа «Алло, мы ищем таланты!» Караоке-шоу «Фабрика звёзд». Конкурсная программа «Властелин колец». Интеллектуальная игра «Звёздный час». Развивающие игры «Отгадай, какое число?», «Скажи иначе», «Элиас», «Крокодил». Познавательное шоу «Всё обо всём». Конкурс ответов и вопросов «Путешествие во времени».

Художественно-эстетическое воспитание

Задачи: развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства; обогащение эмоционального мира ребёнка; воспитание эстетического вкуса.

Содержание деятельности

Изобразительная деятельность. Выставки, ярмарки. Организация работы кружков декоративно-прикладной и художественной направленностей. Ярмарка «Арбат». Конкурс пародий «Евровидение». Конкурс рисунков «Волшебные краски». Конкурс актёрского мастерства «На театральных подмостках».

4. Органы самоуправления

Высшим органом управления Академией летнего волшебства является общелагерное собрание. Проходит два раза за смену (в организационный и итоговый периоды); объединяет всех участников проекта.

Законодательный орган – Большой волшебный круг. Оказывает всестороннюю помощь в реализации творческих дел.

Исполнительный орган – маги и группы (кандидаты в волшебники)

В лагере работают центры:

Креатив-центр «Затейники» – разрабатывает рекламные буклеты, организует экскурсии, туры выходного дня, проводит творческие дела.

Фитнес-центр «Здоровячки» – следит за санитарным состоянием территории лагеря, контролирует выполнение режимных моментов, организует физкультминутки, занимается просветительской работой по формированию ЗОЖ, проводит спортивные состязания, «сюжетки».

Пресс-центр «Карандашики»– выпускает рекламную продукцию, собирает информацию о творческих отрядных делах, создает компьютерные презентации, проводит опрос сотрудников (анкетирование), налаживает контакты с местными газетами.

Центр «Трудовички» - помогает в реализации трудового направления в лагере, следит за чистотой и порядком в лагере.

Механизмы реализации программы

Кадровые условия

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов. В реализации программы участвуют опытные педагоги, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период на заседаниях «Педагогических мастерских».

Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ ДОД ЦДТ - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.

Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается педагог физкультурно-спортивной направленности. К работе в лагере дневного пребывания привлекаются концертмейстер, хореограф, художник-оформитель, звукорежиссёр.

Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками МОУ ДОД ЦДТ, имеющими соответствующее профессиональное образование.

Педагогические условия

При реализации Программы используются следующие методы и формы работы:

комплексный подход к образованию других форм воспитания:

мастер-классы;

викторины;

тренинги;

обсуждение видеоматериалов, книг;

интервьюирование;

посещение музеев;

самореализация, самоуправление через различные творческие дела:

участие в соревнованиях, праздниках, играх

поисково-исследовательский:

самостоятельная работа в бригадах с выполнением различных заданий на экскурсиях, в походах;

рефлексия.

Организации образовательно-воспитательной деятельности будут способствовать:

группы методов по Ю.К. Бабанскому:

методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;

методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

группы методов по В.А. Караковскому:

воспитание словом;

воспитание ситуацией;

воспитание делом;

воспитание игрой;

воспитание общением;

воспитание отношениями.

группы методов по Н.Е. Щурковой:

методы убеждения;

методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения;

методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки.

Технологии воспитания:

Технология организации «Ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой)

«Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм.

Воспитательная система В.А. Сухомлинского, гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

Методические условия

Этапы реализации Программы.

1. Подготовительный этап (май)

Этот этап характеризуется тем, что за месяц до открытия лагеря дневного пребывания детей начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе по подготовке учреждения к летнему сезону;

- издание приказа по учреждению о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в лагере дневного пребывания;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные инструкции, памятки и т.д.).

2. Организационный этап (июнь)

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы «Союз друзей»;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3. Практический этап (июнь-июль)

Основной деятельностью этого этапа является:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

- работа органов самоуправления.

4. Аналитический этап (июль)

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

- сбор отчётного материала;

- анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности лагеря в будущем.

Предполагаемые результаты

Реализация программы будет способствовать:

- активному оздоровительному отдыху;

- укреплению здоровья детей через соблюдение режима питания; витаминизацию организма; организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе;

- повышению мотивации к ведению здорового образа жизни;

- формированию ценностных ориентаций растущей личности ребенка, гражданина, патриота;

-  расширению  поля позитивного общения,

- развитию спортивных способностей;

- укреплению дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

- развитию творческих способностей;

- привитию навыков самообслуживания;

- развитию умений и навыков индивидуальной, коллективной творческой и трудовой деятельности;

- воспитанию и развитию чувства патриотизма, уважения к родной природе;

- самооценке полученного в лагере  коллективного опыта;

- личностному росту участников смены.

Показателями эффективности организации воспитательного процесса являются:

•  формирование у детей опыта участия в социально значимой деятельности;

•  успешная самореализация детей в различных видах деятельности;

•  положительная динамика развития интеллектуальных, творческих способностей, лидерских качеств личности воспитанника;

•  установление дружеских отношений между детьми;

•  участие детей в коллективной деятельности;

•  ответственное отношение к своему здоровью;

•  сформированность у школьников умений оценить поступки других и произвести самооценку;

•  реализация воспитанниками на практике своих знаний, умений и навыков.

•  адаптация и самореализация воспитанника в условиях временного детского коллектива;

•  систематический контроль за личной гигиеной детей.

Критерии эффективности ожидаемых результатов программы

Для оценки эффективности данной программы в течение работы лагеря ведется ежедневная самооценка участников относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников лагеря, промежуточное анкетирование.

Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта (цветопись) – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты в цвете, откуда видно настроение детей в лагере. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка (начало и конец смены) различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Рейтинг определяется ежедневно на отрядной линейке, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.

Цветовая гамма:

красный – «лидер-организатор»,

синий – «лидер-вдохновитель»

зелёный – «активный участник»

желтый – «исполнитель».

Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами.

Список использованной литературы

Батаршев, А. В. Диагностика способности к общению [Текст] / А.В. Батаршев – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

Волотка, В.М. В помощь вожатому детского оздоровительного лагеря. Сборник методических материалов [Текст]/В.М. Волотка. – М., 2003. – С.18-20.

Жук, О. Л. Педагогика лета, или 5 школьная четверть [Текст]/ О.Л. Жук, К.В. Лавринович. - Минск: АВЕРЕСТ, 2003. – С.34-46.

Инновационные формы внеклассной работы [Текст]/ авт.-сост. О.В. Вербицкий, А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико – Принт, 2010. – С.57-63.

Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база [Текст]/ сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. – С.67-73.

Мыздрик, Е.В. Организации воспитательной работы в лагере с дневным пребыванием. Методические рекомендации [Текст] / Е.В. Мыздрик, Р.Т. Макарова, Т.В. Чернышова. – Москва, 2012. – С. 11-20.

Позывные лета – 2 [Текст]/ Под.общ.ред. И.В. Макаренко. – М.: Народное образование. Илекса: Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – С.46-54.

Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное [Текст]/ Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 96-103.

Лобачева, С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере [Текст]/ С.И.Лобачева. - Москва: ВАКО, 2007. – С.121-125.

Филимонов, А.П. Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События» [Текст] / А.П. Филимонов, Н.И. Сперанская. - Тюмень, 2011. – С.35-38.

Приложение 1

План работы лагеря дневного пребывания детей по программе организации летнего отдыха и занятости детей и подростков

«Союз друзей»

Дата проведения

Время

Название мероприятия

Ответственный

22.06.2016г.

День знакомства

10.00

Игры на знакомство: «Давай дружить!», «Назовись», «Снежный ком»

Воспитатели

11.00

Оформление отрядных уголков

Воспитатели

12.00

Митинг

«Ради жизни на Земле», посвящённый 75-ой годовщине начала Великой Отечественной Войны

Педагог-организатор

15.00

Игровая программа «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!»

Педагог-организатор, воспитатели

23.06.2016г.

День спорта

10.30

Минутка здоровья «Здоровому – всё здорово!»

Воспитатели

11.00

Подвижные игры на свежем воздухе

Воспитатели

12.00

Спортивно-игровая программа «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

Педагог-организатор

15.00

Подготовка и репетиция творческих номеров на открытие смены

Педагог-организатор, воспитатели

24.06.2016г.

Книга Земли

10.30

Конкурс киноафиш «Кинообзор»

Воспитатели

11.00

Подвижные экологические игры «Земля – наш общий дом!»

Воспитатели

12.00

Концертно-игровая программа «Вот это кино!»

Педагог-организатор

15.00

Игры на сплочение коллектива: «Бинго», «Путаница», «Маятник», «Крокодил»

Воспитатели

25.06.2016г.

День России

10.30

Конкурс рисунков «Матрёшка- символ России»

Воспитатели

11.00

Викторина

«Наша Родина - Россия»

Воспитатели

12.00

Просмотр документального фильма о России

Педагог-организатор

15.00

Весёлые старты «Россия – спортивная страна»

Педагог-организатор

27.06.2016г.

День приключенческих фильмов

10.30

Беседа

«Правила поведения в лесу»

Воспитатели

11.00

Конкурс рисунков «Путешествие моей мечты»

Воспитатели

12.00

Просмотр кинофильмов «Киносеанс у костра»

Педагог-организатор

15.00

Спортивная эстафета «Индиана Джонс и затерянный город»

Педагог-организатор

28.06.2016г.

Сказочный денёк

10.30

Беседа

«Книга – лучший друг!»

Воспитатели

11.00

Литературный турнир «Волшебная страна сказок»

Педагог-организатор

12.00

Калейдоскоп игр народов мира

Педагог-организатор

15.00

Развлекательная программа «Не скоро сказка сказывается»

Воспитатели

29.06.2016г.

День профилактики

10.30

Беседа

«Безопасность на дорогах»

Воспитатели

11.00

Конкурс рисунков по пропаганде правил дорожного движения

«Азбука безопасности»

Воспитатели

12.00

Видеочас «Дорожный патруль»

Педагог-организатор

15.00

Соревнования «Школа каскадёров»

Педагог-организатор, воспитатели

30.06.2016г.

День страшного кино

10.30

Беседа по профилактике правонарушений «Мы в ответе за свои поступки»

Воспитатели

11.00

Соревнования по бадминтону

«Лучшая ракетка»

Воспитатели

12.00

Конкурс костюмов «Монстры не спят»

Педагог-организатор

15.00

Сюжетно-ролевая игра «Ночь на Лысой горе»

Педагог-организатор, воспитатели

01.07.2016г.

Кино и музыка

10.30

Минутка здоровья «Хорошие привычки – залог здоровья!»

Воспитатели

11.00

Конкурс черлидеров

Воспитатели

12.00

Шоу-программа

«Кто во что горазд!»

Педагог-организатор

15.00

Конкурс пародий и песни «Золотой голос»

Педагог-организатор, воспитатели

04.07.2016г.

День красоты

10.30

Беседа

«Красота – вокруг нас!»

Воспитатели

11.00

Конкурс коллажей «Радуга здоровья»

Воспитатели

12.00

Конкурсная программа «Лучший актёр, лучшая актриса»

Педагог-организатор

15.00

Подвижные игры на свежем воздухе «Наше здоровье – в наших руках!»

Воспитатели

05.07.2016г.

Страница здоровья

10.30

Беседа

«Для чего нужна зарядка?»

Воспитатели

11.00

Подвижные игры с мячом

Воспитатели

12.00

Игра-путешествие «В страну Витаминию»

Педагог-организатор

15.00

Подготовка к танцевальному марафону «Стиль-дэнс»

Педагог-организатор, воспитатели

06.07.2016г.

День карнавала

10.30

Беседа «О пользе движения»

Воспитатели

11.00

Подготовка к танцевальному марафону «Стиль-дэнс»

Педагог-организатор, воспитатели

12.00

Танцевальный марафон «Стиль-дэнс»

Педагог-организатор

15.00

Конкурс рисунков «Ах, карнавал, карнавал!»

Воспитатели

07.07.2016г.

Книга Робинзона Крузо

10.30

Минутка здоровья «Азбука здорового питания»

Воспитатели

11.00

Подвижные игры с обручем

Воспитатели

12.00

Игра «В поисках сокровищ»

Педагог-организатор

15.00

Эстафета «Робинзонада»

Педагог-организатор

08.07.2016г.

День водной стихии

10.30

Беседа «Водные процедуры»

Воспитатели

11.00

Конкурс агитационных плакатов «Вода - это жизнь!»

Воспитатели

12.00

Конкурсная программа «Большие гонки»

Педагог-организатор

15.00

Творческая мастерская «Обитатели подводного царства»

Воспитатели

11.07.2016г.

День экологического кино

10.30

Беседа «Мой дом – моя крепость»

Воспитатели

11.00

Командные соревнования «Весёлая скакалка»

Воспитатели

12.00

Квест-игра «Зов джунглей»

Педагог-организатор

15.00

Юмористический конкурс «Диалоги о животных»

Педагог-организатор, воспитатели

12.07.2016г.

День супергероев

10.30

Беседа

«Простые правила общения»

Воспитатели

11.00

Акция «Почта радости»

Воспитатели

12.00

Игра по станциям «Супергерой»

Педагог-организатор

15.00

Флешмоб «Летнее настроение»

Педагог-организатор, воспитатели

13.07.2016г.

День анимационного кино

10.30

Беседа «Моя семья – моя радость»

Воспитатели

11.00

Конкурс поделок «Пластилиновая ворона»

Воспитатели

12.00

Развлекательная программа «Союзмультфильм представляет …»

Педагог-организатор

15.00

Игра «Дети шпионов»

Педагог-организатор

14.07.2016г.

День приключений

10.30

Минутка здоровья «Режим дня – основа жизни человека»

Воспитатели

11.00

Калейдоскоп игр народов мира

Воспитатели

12.00

Фото-квест

«Сердцу родные места»

Педагог-организатор

15.00

Оформление фотопрезентации «Моя малая Родина»

Педагог-организатор, воспитатели

15.07.2016г.

Прощай, планета кино!

10.30

Игра на взаимодействие «Примите мои пожелания»

Воспитатели

11.00

Торжетсвенная линейка «Новостная лента»

Педагог-организатор

12.00

Конкурс ребусов «Загадки Шерлока Холмса»

Воспитатели

15.00

Концертно-игровая программа «Вручение кинопремий»

Педагог-организатор

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации