Образовательная программа детского лагеря отдыха «Отдыхая познаём»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Фабричная средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МАОУ Фабричная СОШ _______________О.О. Гарбузова
« » ______+__2021 г.
Приказ №___ от __________
Программа принята
решением педагогического совета
« » ________2021 г.
Протокол №____
Образовательная программа детского лагеря отдыха
«Отдыхая познаём»
Составитель:
Платонова Мария Алексеевна
Педагог организатор
п. Фабричное, 2021г.
Оглавление
1. Информационная карта программы 2
3 . Организационные мероприятия 5
5.Содержание и форма реализации 7
6. Направления и виды деятельности 8
6.1 Физкультурно-оздоровительное направление 8
6.2 Образовательно-содержательное направление 9
8.Принципы организации педагогического процесса 11
9.Принципы управления деятельностью воспитанников 11
10.Условия реализации программы 12
13.Учебно-тематический план 14
1 | Полное название программы | Образовательная программа пришкольного лагеря отдыха с дневным пребыванием |
Название лагеря | «Отдыхая, познаём!» | |
Тип лагеря | Лагерь с дневным пребыванием детей | |
Модель лагеря | Разновозрастное объединение школьников | |
Кадры | Начальник лагеря, воспитатели , медицинский работник, повара, технические служащие | |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления обучающихся школы в летний период |
3 | Направление деятельности | Физкультурно- оздоровительное направление; Образовательно-содержательное; Техническое направление |
4 | Название организации, реализующей программу | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения Фабричная средняя общеобразовательная школа |
5 | Юридический адрес, руководитель образовательного учреждения, реквизиты, контактный телефон | 623 922, Свердловская область, Туринский район, поселок Фабричное, улица Школьная 12 А Телефон: 8-34349- 25-1-05 E-mailfabrshol1@yandex.ru Директор: Гарбузова Ольга Олеговна |
6 | Сроки проведения, продолжительность смены | Месяц- июнь Количество дней- 18 дней |
7 | Количество воспитанников, возраст | 75 человек Возраст от 6 до 17 лет |
8 | Источник финансирования | Местное бюджетное финансирование |
Экономика страны требует обеспеченности инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям. Особую роль в связи с этим в системе образования играет техническое творчество детей и подростков.
В дни школьных каникул дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени, пытаются узнать что-нибудь новое, абсолютно добровольно и всегда с удовольствием. Поэтому в МАОУ Фабричная СОШ планируется проведение смены профильного лагеря технической направленности, где будут созданы условия для совмещения полноценного отдыха и восстановления здоровья детей с обучением навыкам технического творчества. Оздоровительному направлению в лагере будет уделено особое внимание.
Данная программа рассчитана на занятия с ребятами разных возрастов и не имеющих специальной подготовки и начальных навыков в техническом творчестве, предусматривает общую нагрузку не более трех занятий за смену, каждое занятие длится не более 45 минут, с учетом психологических особенностей детей.
Организация досуга в летнем лагере на базе МАОУ Фабричная СОШ построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем.
Комплексная оздоровительно-образовательная программа летней занятости детей и подростков «Отдыхая, познаём!» – это проверенная годами педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовному и физическому саморазвитию, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, привитию здорового образа жизни. Программа предлагает широкий комплекс мероприятий, включает детей в различные виды деятельности. Значимость проекта комплексная, выходящая за рамки только технического образования и воспитания. Приобретенные школьниками в ходе реализации проекта навыки творческой и исследовательской работы могут быть с успехом транслированы в любую предметную область.
Программа реализуется в течение одной лагерной смены (18 дней) и ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. За это время в лагере отдохнёт 75 человек, основной состав которых- обучающиеся образовательного учреждения в возрасте от 6-17 лет.
Программа спроектирована исходя из потребностей учащихся с учетом методического, кадрового и материально-технического обеспечения учреждения.
Таким образом, актуальность программы состоит в том, что в основу ее реализации положены разнообразные виды деятельности, отвечающие современным требованиям:
оздоровление воспитанников;
учебно-познавательная деятельность в сфере технического творчества;
организация досуга.
Директор школы издает приказ об открытии лагеря, о назначении должностей и их обязанностях лагеря на основе этого формируется педагогический коллектив. Общее руководство и ответственность за правильную постановку эстетического воспитания и обеспечения материальных условий для занятий возлагается на начальника лагеря.
Необходимо оборудовать стенд для размещения плана работы, экрана, отражающего жизнь лагеря по дням и ход мероприятий с результатами. Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.
Необходимая документация готовится и утверждается соответствующими лицами:
Положение о пришкольном лагере отдыха;
Программа;
План работы на смену;
План-сетка мероприятий;
Меню-требования на выдачу продуктов питания на 18 дней.
До открытия лагеря все воспитатели должны пройти медосмотр.
Непременным условием результативности работы лагеря является правильное использование его материальной базы. В распоряжении лагеря на весь период работы спортзал школы, столовая, кабинет для занятий, библиотека, пришкольный участок, школьный стадион.
4.Цели и задачи программыЦель программы:
Обеспечение условий для гармоничного развития детей, предоставления им полноценного отдыха, оздоровления и совершенствования интеллектуальных и творческих способностей;
Создание среды, способствующей продуктивному общению учащихся, расширению и углублению специальных знаний, формированию социальных и коммуникативных компетенций.
Развитие технических творческих способностейучащихся.
Задачи программы:
создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
приобщение обучающихся к техническим видам деятельности, развитие технического мышления;
обучать технической терминологии, понятиям и сведениям;
воспитывать аккуратность, дисциплинированность;
воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели;
формировать устойчивый интерес к технике и техническим видам деятельности, к профессиям в области техники;
развивать мотивацию учащихся к техническому творчеству;
создание условий для творческой самореализации личности в области технического творчества;
обогащение и усовершенствование технических знаний и умений обучающихся;
обмен опытом юных техников;
поиск новых форм привлечения детей к техническим видам творчества.
Продолжительность смены 18 дней. Количество смен- 1. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью технического развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.
Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
безопасность проводимых мероприятий;
учет особенностей каждой личности;
возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности и досуга всеми участниками лагеря;
достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
моделирование и создание ситуации успеха при общении разных возрастных категорий детей и взрослых;
ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
физкультурно- оздоровительное направление;
образовательно-содержательное направление:
техническое направление
Физкультурно-оздоровительное направление
Задачи:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработка и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
утренняя зарядка;
спортивные игры на спортивной площадке;
подвижные игры на свежем воздухе;
эстафеты- спортивная игра «веселые старты»;
ежедневный спортивный час;
осмотр фельдшера;
«чем опасны клещи»;
викторины, конкурсы беседы по ЗОЖ, встречи с мед. Работником.
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду- на открытом воздухе, в непогоду- в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего эмоционального настроя у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры- еще и воспитанию дружбы.
Задачи:
Формировать навыки культурного общения.
Основные формы проведения:
Посещение кинозала, досугового центра п.Фабричное; викторины, конкурсы об этикете, мастер-класс «Я-модель»
тренинги о взаимоотношениях, о дружбе, об уверенности в себе?
Мероприятия по профессиональной направленности
встречи с представителями разных профессий, конкурсы рисунков «Моя будущая профессия»
Экскурсии на предприятия района, в музеи г. Туринска, Дом ремёсел
Конкурс оформления отрядных уголков «Отдыхая-познаём!»
Задачи:создание условий для творческой самореализации личности в области технического творчества.
Формы организации:
фотостудия -мастер-классы по фотопозированию, тематические фотосессии
пресс-центр (школьные СМИ — радио, газета) — конкурсы чтецов, экскурсия на ТРК, редакцию газеты «Известия-Тур», встречи с интересными людьми
3Dмоделирование, организация выставок
Интернет-клуб, конкурсы, викторины, «Сто вопросов — почему?»
Виртуальная и дополненная реальность, игра «Тайны Галактики», игры-путешествия
Организационный:
Цель: Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.
Виды работ:
Планирование;
Оформление уголка;
Определение обязанностей;
Организация питания в лагере.
Оздоровительный:
Цель и задачи: научить отдыхающих ответственно относится к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.
утренняя гимнастика;
рациональное сбалансированное питание;
режим дня;
закаливание, солнечно-воздушные ванны;
спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, спортивные часы, игры)
тренинги
Виды работ:
Углубленный медицинский контроль и наблюдения за здоровьем детей, оперативный контроль со стороны воспитателей и медика, профилактические и лечебные мероприятия.
Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих- спортивно-массовая работа: обеспечение активного движения и нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.
Патриотический:
Уважение к российской символике- гимну, флагу, культуре и традициям своей страны.
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за её историю и культуру.
Викторины о Великой Отечественной войне. Просмотр видеофильма о войне.
Дни, посвященные жизни замечательных людей. –А.С Пушкину и др;
День независимости России;
Творческий:
Коллективно-творческая деятельность;
Участие в мероприятиях;
Конкурсы, викторины;
8.Принципы организации педагогического процессаГуманистической направленности;
Связи с жизнью и практикой;
Организационный принцип: последовательности и систематичности;
Научности;
Наглядности;
9.Принципы управления деятельностью воспитанниковАктивности детей;
Доступности и посильности;
Учета возрастных и индивидуальных особенностей;
Прочности и действительности результатов;
Материально-техническое обеспечение:
Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий;
Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;
Видеотехника и аудиоматериалы;
Призы и награды для стимулирования;
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»;
Конвенция о правах ребенка, ООН 1991г;
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению экскурсий;
Приказы УО;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей;
Акт приемки лагеря.
Педагогические условия:
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
Организация различных видов деятельности;
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
Создание ситуации успеха;
Систематическое информирование о результатах прожитого дня;
Организация различных видов стимулирования.
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
-полноценный отдых детей, укрепление здоровья;
-наличие особого психологического климата в лагере, теплых и дружеских взаимоотношений между детьми и взрослыми;
-реализация творческого потенциала детей, дальнейшее развитие с учетом их интересов;
-развитие конструкторских способностей, технического мышления детей, развитие интереса к техническому творчеству;
-положительные отзывы участников программы.
12.Режим дняЭлементы режима дня | Пребывание детей с 08:30 до 13:30 часов |
Сбор детей, зарядка | 08:30-9:00 |
Утренняя линейка | 09:00-9:15 |
Завтрак | 09:15-9:45 |
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков, секций, экскурсии | 09:45-11:25 |
Игры на свежем воздухе | 11:25-12:45 |
Обед | 12:45-13:30 |
День | Мероприятие |
1 день 01.06.20 Открытие смены | 1.Организационное мероприятие – собрание «Здравствуй лагерь»: -беседа «Я и мои друзья»; -принятие правил поведения в лагере; -создание отрядов; -выборы командиров отрядов. 2.Спортивный час. 3. Проведение инструктажей по ТБ и ПДД 4. Игровая программа «Да здравствует, лето!». |
2 день 02.06.20 | 1.Минутка здоровья «Мой вес и мой рост». Посещение ФАП. 2.Спортивный час. 3. Игры на свежем воздухе. 4. Разучивание отрядной песни, подготовка к открытию лагеря. 5. Оформление отрядных уголков. |
3 день 03.06.20 | 1.Минутка здоровья «Книги о здоровье». 2. Анкета «Что я жду от лагеря». 3.Спортивный час. 4. Торжественная линейка, посвященная открытию лагерной смены. |
4 день 04.06.20 | 1. Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами». 2. Викторина «Знайте правила движения, как таблицу умножения!». 3. Конкурс рисунков «Советы светофора». 4. «Мой друг велосипед» - конкурсная программа по знанию ПДД. |
5 день 05.06.20 | 1. Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию». 2.Спортивный час. 3. Посещение библиотеки и выставки, посвященной А.С. Пушкину «Мы любим сказки». 4. Конкурс рисунков «Любимый герой из сказок А. С. Пушкина». 5. Викторина «Мои любимые сказочные герои». |
6 день 08.06.20 | 1. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь». 2.Спортивный час. 3. Игра «Угадай мелодию». 4. Театр музыкальной комедии «Бременские музыканты». 5. Показ презентации «Ноты в нашей жизни». |
7 день 09.06.20 | 1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки». 2. Спортивный час. 3. Викторина «Что? Где? Когда?». 4. Конкурс рисунков «Волшебные краски». |
8 день 10.06.20 | 1. Минутка здоровья «Правильное питание». 2. Спортивный час. 3. Сказка-экспромт |
9 день 11.06.20 | 1. Минутка здоровья «Закаливание». 2. Спортивный час. 3. Конкурсная программа «Мисс и Мистер Лето» 4. Настольные игры. |
10 день 12.06.20 | День России 1. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье». 2. Историческая викторина «В единстве сила и слава России». 3.Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю, тебя Россия». 4. Игры на свежем воздухе. |
11 день 15.06.20 | 1. Минутка здоровья «Как снять усталость с ног». 2.Спортивный час. 3. Соревнования «Веселые старты». 4. Игры на свежем воздухе. |
12 день 16.06.20 | 1. Минутка здоровья «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых). 2. Спортивный час. 3. Выставка рисунков «Мы за ЗОЖ» 4. Игры на свежем воздухе. |
13 день 17.06.20 | 1. Минутка здоровья «Личная гигиена». 2.Спортивный час. 3. Посещение районной детской библиотеки. 4. Показ презентации «История моего родного края». 5. Беседа «Я и компьютер». |
14 день 18.06.20 | 1. Минутка здоровья «Гигиена дома». 2. Спортивный час. 2. Беседа «Что я знаю о театре». 3. Конкурс театральных миниатюр. 5. Написание эссе «Мой лучший день в жизни». |
15 день 19.06.20 | 1. Минутка здоровья «Азбука здоровья». 2. Спортивный час. 3Конкурсная программа «Мисс и Мистер Лето». 3. Вязание, бисероплетение, оригами. 4. Тренинг «Тренируем внимание и память». |
16 день 22.06.20 | 1. Минутка здоровья «Гимнастика ума». 2.Спортивный час. 3.Викторины о Великой Отечественной войне. Просмотр видеофильма о войне. 4. Подготовка к конкурсу талантов. |
17 день 23.06.20 | 1. Минутка здоровья «Здоровейка». 2. Спортивный час. 3. Конкурс «Алло! Таланты!» · Талантливые спортсмены · Талантливые музыканты · Талантливые чтецы · Талантливые художники · Талантливые певцы 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
18 день 24.06.20 Закрытие смены | 1. Минутка здоровья «Мой вес и рост». Посещение ФАП. 2. Спортивный час. 3. Игровая программа «Сюрприз на прощание». 3.Торжественная линейка, посвященная закрытию лагерной смены. 4. Рефлексия по итогам лагерной смены. |
1.Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском оздоровитель-ном лагере / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, 2003.
2.Гончарова, Е. И. Школьный летний лагерь / Е.И. Гончарова, Е.В. Сав-ченко, О.Е. Жиренко. – М.: «ВАКО», 2004.
3. Руденко, В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии
и советы для вожатых / В.И. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
4.Савченко, Е. В. Летний лагерь на базе школы / Е.В. Савченко. – М.:
ВАКО, 2007.
5.Шаульская, Н. А. Летний лагерь день за днем / Н.А. Шаульская. – Ярославль: Академия развития, 2007.
6. Титов, С. В. Здравствуй, лето! – Волгоград: Учитель, 2007.