Программа организации летнего отдыха младших школьников «Путешествие в мир профессий» (2 класс)
Программа организации летнего отдыха младших школьников
«Путешествие в мир профессий»
Руководитель: Пономарева Анна Анатольевна
Сроки работы отряда: июнь 2017года
МБОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
Менделеево 2017
Пояснительная записка
В мире, профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор?
Первые профессии, о которые узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец в магазине, водитель автобуса. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей.
С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. И лето – это время, где данная работа с детьми может быть организованна в полной мере.
Цель: расширение знаний учащихся о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.
Задачи:
1..Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
2.Познакомить с особенностями труда людей родного края, с несколькими видами профессий;
3.Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
Содержание деятельности
Данная программа « Путешествие в мир профессий» предусматривает включение детей в различные виды деятельности: игровую, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательную, художественное творчество, спортивно-оздоровительную, экологическую, но приоритетной будет профориентировочная деятельность детей. Через игровую деятельность – конкурсы, викторины, путешествия в мир интересного и занимательного – дети обогатят свои знания. Наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми будут способствовать развитию у школьников интерес к разным профессиям.
Предполагается использование следующих форм работы с детьми: игровые занятия, познавательные часы, экскурсии, конкурсы, викторины, спортивно-массовые мероприятия.
Методы: беседы, инструктажи, создание воспитательных ситуаций, соревнования, экскурсии, встречи с интересными людьми
Основные направления:
Образовательная деятельность
В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Основные формы работы в этом направлении:
Познавательные часы.
Турниры знатоков, конкурсы, викторины.
Экскурсии
Посещение музеев, библиотек, выставок.
Ученики начальной школы недостаточно знают о том уголке страны, где они родились, где живут. Поэтому реализация программы предполагает краеведческую деятельность: посещение музея сельского поселения, экскурсию на пришкольный участок, знакомство с трудом людей своего края, проведение познавательных часов о природе края.
Творческая деятельность
Этот блок направлен на развитие способностей детей через разные виды деятельности. Мероприятия этого блока: часы творчества,
конкурсы поделок, рисунков, занятия по интересам.
Так как участники программы – дети младшего школьного возраста, поэтому такой вид деятельности, как игра в условиях летнего лагеря, является основным в работе. В работе с детьми будут использованы ролевые игры, подвижные игры, игровые занятия. Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся игры на знакомство «Расскажи мне о себе», «Снежный ком», «Назовись»; игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас», игры на сплочение коллектива «Заколдованный замок», «Да» и «Нет» не говори!» и др.
Оздоровительная деятельность.
Основополагающими идеями в работе с детьми летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу работы отряда включены оздоровительные мероприятия. Такие мероприятия направлены на расширение знаний детей о сохранении физического здоровья, на развитие интереса к спорту, они мотивируют детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Проведение различных спортивно-развлекательных мероприятий способствуют созданию положительного психологического фона.
Час здоровья
Спортивно-массовые мероприятия
Подвижные игры
Ежедневная утренняя зарядка
В течение всей смены проводятся профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей. Это инструктажи для детей о правилах поведения во время летнего отдыха, беседы с медицинским работником, занятия по правилам дорожного движения.
План-сетка мероприятий
День |
Мероприятия |
Результат |
1
|
Игровая программа «Снова вместе!» |
Сплочение детей |
2
|
Школа безопасности: инструктажи, беседы о правилах поведения Викторина «Правила дорожного движения» |
Будет оформлен отрядный уголок |
3
|
Час здоровья. Обход доктора «Неболейки» Встреча с медицинским работником школы. |
Укрепление здоровья детей, познакомятся с профессией медицинского работника |
4
|
Встреча с «Мир профессий». Экскурсия в музей Ложки. г.Нытва |
Познакомятся с профессиями жителей села |
5
|
Конкурс рисунков «Профессии моих родителей». |
Выставка рисунков |
6
|
Игра «Экологическое ассорти» Профессия - повар. Экскурсия в школьную столовую. |
Познакомятся с профессией повара. Вспомнят правила поведения в природе |
7
|
Игра – путешествие «Профессия каждая – самая важная» |
Дискуссия |
8
|
Экскурсия на почту. Конкурс загадок о профессиях. |
Выставка рисунков, познакомятся с профессией почтальона. |
9
|
Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца |
Познакомятся с профессией продавца |
10
|
Конкурсно - познавательная программа «Угадай профессию» |
Анкета. Познакомятся с профессией провизора |
11
|
Беседа «Все работы хороши – выбирай на вкус!». Экскурсия в аптеку. |
|
12
|
День природы. Экскурсия «По лесным тропинкам» Игра «Поле чудес» |
Выпустят листовки-плакаты
|
13
|
День экологии. «Друг – ШОУ» (о братьях наших меньших) Тест - рисунок «Кем быть?» |
|
14
|
«Мир профессий». Экскурсия в библиотеку |
Познакомятся с профессией библиотекарь |
15
|
Конкурс рисунка «Я б в строители пошел, пусть меня научат!» Беседа « Мое любимое занятие в свободное время» |
Выставка рисунков, экскурсия на стройку |
16
|
Проект «Профессии в моей семье» |
Узнают о профессиях родителей |
17
|
Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас». Экскурсия в школьные мастерские
|
|
18
|
Подведение итогов работы. Веселый калейдоскоп. |
Целевая группа
В рамках программы будут участвовать дети 8-9 лет, из различных социальных групп (малообеспеченные семьи, многодетные, неполные)
Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение:
воспитатель
педагог-организатор;
медицинский работник;
библиотекари;
работники дома культуры;
педагоги дополнительного образования
Материально-техническое оснащение
В распоряжении отряда будут: спортивная площадка, библиотеки, дома культуры, читальный зал школы, классная комната, спортивный зал, спортивный инвентарь, компьютер, проектор, фотоаппарат, площадка для игр.
Внутренний мониторинг реализации программы
Изучение эффективности программы.
Критерии эффективности |
Показатели |
Способы изучения |
Удовлетворенность предложенными формами работы |
Удовлетворенность воспитанников |
Методика изучения удовлетворенности (А.А. Андреев) |
Удовлетворенность воспитанников |
Анкета «Что мне больше всего понравилось, запомнилось?» |
|
Эмоциональное благополучие |
Эмоциональное благополучие воспитанников |
Анкета «Мое настроение» |
Сформированность благоприятного климата в детском коллективе |
Удовлетворенность воспитанников различными сторонами жизни |
Методика «Наши отношения» (Фридман Л.М. и др.) |
В ходе реализации данной программы ожидается:
1. Познакомились с профессиями повара, медсестры, почтальона, библиотекаря, продавца .
2. Сходили в музей сельского поселения.
3. Организовали выставку рисунков «Профессии моих родителей ».
4. Организовали выставку поделок в технике оригами.
5. Сходили на экскурсии: магазин, почту, столовую, библиотеку.
6. Разучили новые игры и комплекс утренней зарядки.
7. Проект «Профессии в моей семье»
Освещение реализации программы
Реализация программы будет оснащена в школьной газете, на сайте школы.