Программа летнего пришкольного лагеря
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Протокол № педагогического совета |
Утверждаю: Директор МАОУ «Манчажская СОШ» _______________Н.И.Озорнина Приказ №____от________2018г. |
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ «Манчажская СОШ»
«Дорогою добра»
Манчаж,2018г.
Пояснительная записка.
Указом Президента Российской Федерации №583 от 06.12.2017г. 2018 год объявлен в России годом добровольца (волонтера).
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни, милосердия, проявлением патриотизма, экологическим воспитанием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности, общественно- полезной и социально значимой деятельности, волонтерское движение как нельзя лучше позволяет реализовать эти задачи.
Лето- пора каникул, время познавать и открывать что- то новое, время летних «свершений», которые обязательно должны запомниться чем- то удивительным, полезным, новым, значимым. Поэтому важно так организовать отдых детей в детском лагере при школе, чтобы он мог стать новой ступенькой к каким-либо свершениям, открытию нового вида деятельности, к раскрытию потенциала и возможностей ребенка.
Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Программа «Дорогою добра» летнего пришкольного лагеря поможет реализовать скрытые резервы детской души, удовлетворить потребность в самореализации и самосовершенствовании на пользу окружающим, попробовать свои силы в работе волонтера. Выпуск листовок, буклетов, проведение профилактических и благотворительных акций, обучающих мастер- классов – социально значимая деятельность, в которой дети всех возрастов могут попробовать свои силы. Девизом программы становятся слова: «Умеешь сам - научи других!», «Можешь помочь - помоги!»
Краткая характеристика участников программы.
Участники программы: дети от 6,5 до 16 лет, обучающиеся МАОУ «Манчажской СОШ», из числа которых сформированы разновозрастные отряды. Вожатые в отрядах – учащиеся 7,8, 10 классов.
Педагогическая идея программы.
Создать условия для духовного роста детей, подготовить базу для создания школьного волонтерского отряда с созданием обучающего пространства для начинающих волонтеров, где каждый может попробовать свои силы и готовность к участию в волонтерском движении.
Целевой блок.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного воспитания, создание условий для формирования активной жизненной позиции, духовного роста, лидерских качеств через организацию социально значимой деятельности подростков посредством волонтерской деятельности.
Задачи:
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Повышение уровня знаний о волонтерском движении.
Развитие лидерских и организаторских качеств.
Содействие нравственному развитию подростков.
Создание условий для раскрытия творческих способностей.
Приобщение детей к разнообразному социальному опыту и общественно значимой деятельности.
Ожидаемые результаты:
Общее оздоровление воспитанников и полноценный отдых
Развитие творческих, лидерских качеств.
Создание школьного волонтерского отряда.
Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности.
Критериями оценки результатов является желание/нежелание детей принимать участие в общей социально значимой деятельности; активность и инициативность в ходе выполнения данной деятельности; проявление требуемых морально-нравственных качеств в различных сферах жизни.
Критерии и способы оценки качества реализации программы.
Анализ дела и деятельности важнейший этап в организации любого дела. Он позволяет соотнести задачи, определяемые в процессе целеполагания, с результатом дела, наметить перспективы на будущее. Включение детей и в специально организованный анализ дел, деятельности, формирование у них навыков рефлексии – одно из важнейших условий развития личности в целом, а также лидерских качеств и ценностных ориентаций.
Оцениваться будут все стороны участия детей в жизни лагеря: быт, порядок, дисциплина, участие в соревнования и общелагерных делах, количество и качество проведённых дел (организация соревнования между отрядами).
Анализ дня педагогами.
Анализ итогов работы советом ежедневно, еженедельно и подведение итогов в конце лагеря.
Поляна настроения.
В каждом отряде располагается стенд Поляна настроения. Каждый ребёнок ежедневно приклеивает к нему знак (цветок определенного цвета) своего настроения, на цветке записывается дата:
красный – отличное настроение;
желтый – хорошее настроение;
белый – нейтральное настроение;
синий – плохое настроение.
Каждый день в лагере, на этапе «Рефлексия» используются видимые результаты каждого участника коллективной игры по «Экрану настроения».
Подведение итогов работы лагеря на заседании педсовета.
На личностном уровне (система личностного роста):
поляна настроения;
анкеты, опросы, интервью;
знаки отличия (вручаются ежедневно) – важное дело, нужное дело или доброе дело;
индивидуальные награды по итогам смены
На коллективном уровне (система коллективного роста):
ежедневный сбор совета отряда по анализу прожитого дня, распределение знаков отличия между членами отряда ежедневно;
отслеживание роста отрядного Дерева добра и Летописи добрых дел;
На самоуправленческом уровне (ежедневный сбор совета):
анализ итогов дня и подведение итогов соревнования между отрядами;
На уровне педагогического коллектива:
ежедневные планёрки;
Кроме того, в рамках лагеря возможно проведение некоторых форм диагностики. Запланировано несколько видов диагностики, но в ходе работы возможна их корректировка. Анализ диагностических данных поможет лучше понять детей и скорректировать процесс воздействия на ребят, исходя из полученных данных. Ниже предложены методики, которые будут в этом году использованы в лагере.
Диагностика определения межличностных отношений в малой группе.
1. Методика «Социометрия»
Реан А.А. «Психология подростка»
Цель: определить межличностные отношения в коллективе и социометрический статус школьника.
Детям задают вопросы:
1) Кого бы ты взял в команду по спортивным соревнованиям (или по любым другим)?
2) Кого бы ты пригласил на день рождение?
Дети должны выбрать на каждый вопрос трех человек из своего отряда. В соответствие с ответами строятся 2 матрицы и выявляются микрогруппы.
2. Анкета «Удовлетворенность от лагеря»
1. С утра при звуке будильника твои первые мысли:
Быстрее чистить зубы, чтобы не опоздать в лагерь
Как не хочется вставать, но впереди еще 1 день лагеря. 33 ура!
Опять этот лагерь, ну зачем только я согласился туда ходить
Фу, лагерь, зачем меня только родители туда записали
2. Завтрак. Твои мысли при входе в столовую:
О, завтрак. Нужно подкрепиться, а то впереди много игр и развлечений
О, завтрак, пожалуй, съем что-нибудь
Завтрак. Я дома и то лучше питаюсь
Опять этот завтрак, они готовить, что ли не умеют. Лучше я поголодаю.
3. Мастер- класс (музыкальный, спортивный, творческий и т.д.)
О, что нам там интересного придумали
Время не пройдет даром.
Опять тащиться не пойми куда и заниматься не пойми чем.
Господи, когда они уже отстанут от меня. Я хочу просто погулять.
4. Общее мероприятие.
Так, я участвую, а значит, мы победим.
Так, я участвую, главное никого не подвести.
Опять я не участвую, можно посчитать ворон
Как мне это все надоело. В команде ни одного стоящего человека, да еще меня не взяли. Хотя почему не взяли, я сам не пошел.
5. Профилактическая или добровольческая акция.
Я обязательно приму участие.
Мне это неинтересно, но поучаствую.
Это не для меня, участвовать не буду.
Хотелось бы продолжить эту работу и дальше.
6. Первый день после лагеря.
Жаль, нет 2 смены, но в следующем году я обязательно пойду еще раз.
На следующий год надо будет опять записаться.
Наконец-то можно отдохнуть.
На следующий год ни за что не приду. Достали.
3. Диагностический тест «Я в круге» на выявление уровня
психологической комфортности пребывания ребенка в команде
(проводится два раза за смену)
10 – высокий уровень, максимум комфортности
7 – легкий дискомфорт
5 – 50/50
3 – весьма ощутимый дискомфорт
0 – низкий уровень, максимум дискомфорта
4. Анкетирование детей (в начале и в середине смены).
1.Нравятся ли тебе воспитатели? нравятся не нравятся |
2.Какие отношения между ребятами в вашем отряде? доброжелательные, дружные напряженные, бывают ссоры враждебные, агрессивные |
3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? С кем хотел бы встретиться? |
4.Хочешь ли ты участвовать в делах отряда? да, всегда иногда нет, не хочу другое |
5.Что ты умеешь делать сам и чему можешь научить других? |
5. Анкета «Как мы жили»
(проводится в итоге смены)
Дорогой друг! Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно. |
Фамилия, имя |
Возраст (сколько тебе лет) |
Отряд |
Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере? |
Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)? организатором активным участником генератором идей (предлагал новые идеи) наблюдателем (на все смотрел со стороны) |
В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)? в оформлении уголка в организации и проведении дел в отряде в активном участии в общих лагерных мероприятиях в спорте в прикладном творчестве в сценическом творчестве свой вариант |
Какие отрядные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их. |
Самым трудным для меня в лагере было |
За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился) |
Представь себе, круг – это твоя команда, поставь крестик в том месте, где ты ощущал себя в отряде |
Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось) |
Кто такие волонтеры и хотел бы ты им стать? |
Уходя из лагеря, я хотел бы сказать |
Содержание и средства реализации программы.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап (март -май).
участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по учебно- воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием;
проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
проведение родительских собраний «Занятость обучающихся летом»;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции);
подготовка материально-технической базы.
Организационный этап смены (первые три дня смены).
Основной деятельностью этого этапа является:
формирование отрядов;
знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
оформление уголков отрядов;
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
формирование органов самоуправления.
ИТОГ ОРГПЕРИОДА – готовность детей к сотрудничеству с взрослыми и друг с другом, увлеченность перспективами предстоящей деятельности, наличие внутри отряда атмосферы доверия и доброжелательности.
Основной этап смены (июнь).
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
проведение мастер- классов;
интелектуальная деятельность;
физкультурно -оздоровительная деятельность;
познавательно- творческая деятельность;
гражданско- патриотическая деятельность;
экологическая деятельность;
волонтерская (социальная) деятельность,
методическая работа с воспитателями;
Заключительный этап смены.
подведение итогов смены (рассказ о выращенных Деревьях Добра и написанных Летописях Добра, награждение самых активных);
сбор отчетного материала;
анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
- размещение фото и видео материалов на сайте МАОУ «Манчажская СОШ».
В основе программы «Дорогою добра» лежат следующие принципы:
• добровольность участия в делах программы;
• открытости в деятельности отрядов, учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;
• доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;
• систематичности, предполагающей соответствие всей деятельности детей и вожатых поставленным задачам, логическую взаимосвязь всех дел смены;
• наглядности, каждое дело смены наглядно отражается в Дереве добра и в Летописи доброты;
• развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей; стремления помогать нуждающимся в помощи.
Легенда программы.
Давным-давно люди заметили, что растения дают плоды в зависимости от того, какие семена посеяли, в какую почву они легли, как за ними ухаживали, сколько внимания им уделяли. Так, оказалось, что семена зла и ненависти, дающие побеги и плоды, засоряют почву, сводя на нет результаты человеческого труда. И, наоборот, семена Добра, посеянные в подготовленную почву, за которыми ухаживают, окружают теплом, лаской, добротой, дают самые зрелые и сочные плоды. Самым упорным и трудолюбивым удается вырастить Дерево Добра, от которого идет свет, тепло и доброта ко всем, кто в этом нуждается.
Так и повелось на Земле - судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили, и память эта была доброй, стараются сеять вокруг себя только хорошее.
Эта история передается из поколения в поколение, от сердца к сердцу, из уст в уста.
Какое дерево мы посадим, такие плоды оно и даст, и зависит это от всех нас!
На первой линейке рассказывается легенда и говорится о том, что каждый отряд отправляется Дорогой доброты, идя по которой, путешественники будут совершать добрые дела, рассказывать о них будут в Летописи доброты, а по результатам дня на отрядном Дереве Добра будут появляться плоды, если же членами команды отряда будут совершены плохие поступки или нарушения дисциплины, то плодов на отрядном Дереве Добра не появится. В конце смены будут награждены «Орденом доброты» самые активные участники путешествия Дорогою добра.
Направления программы:
Физкультурно - оздоровительное «За свое здоровье мы сами в ответе!»:
проведение зарядки на свежем воздухе;
подвижные и спортивные игры;
Чемпионат лагеря по футболу, посвященный ЧМ по футболу 2018;
ведение турнирной таблицы ЧМ и Чемпионата лагеря;
профилактические беседы медика
2. Интеллектуальное направление «Чем больше знаешь - сильнее станешь!»:
проведение викторин, квестов;
турнир знатоков;
проекты «Волонтер - это звучит гордо!», «Волонтерство в литературе»;
виртуальные экскурсии.
3. Познавательно – творческое «Творчество – источник радости!»
мастер – классы;
выставки поделок, рисунков;
выпуск плакатов;
концерты «Радуга талантов», закрытие смены «Мы вместе!», конкурс чтецов.
Социальное направление «Кто, если не мы»:
Профилактические акции «Мы за ЗОЖ!», «Дорога – не место для игр!», «Осторожно: огонь!», «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
Благотворительные акции по сбору игрушек, книг, вещей, канцелярских принадлежностей для детей, находящихся в трудной жизненной обстановке, детей – инвалидов;
Акция «Ты – мне, я- тебе»;
Помощь педагогам- ветеранам.
Гражданско - патриотическое «Никто не забыт, ничто не забыто»:
Вахта памяти, митинг, посвященный Дню памяти и скорби;
викторины об истории п.Арти и Артинского района;
проект «Исчезнувшие деревни»;
конкурс чтецов, посвященный Дню России;
Экологическое направление «Планета – твой дом, будь хозяином в нем» (трудовой отряд):
уборка территории лагеря;
разбивка клумб;
опытническая деятельность на пришкольном участке;
экологические акции по расчистке родников.
Календарный план смены
Режим дня
08.30 – 09.00 Приход дежурных воспитателей, индивидуальный прием детей
09.00 – 09.30 Зарядка, линейка
09.30 – 10.00 Завтрак
10.00 – 12.30 Организация и проведение коллективных творческих дел, прогулки, экскурсии
13.00 – 13.30 Обед
13.30 – 14.30 Свободная деятельность по интересам
14.30 – 15.00 Подведение итогов дня, линейка, уход детей домой
Календарный план работы смены
1 день (01.06) «Здравствуй, лагерь» Открытие лагеря. Знакомство с легендой лагеря. Инструктаж по ТБ. Конкурсная развлекательная программа «Здравствуй, лето». Оформление отрядных уголков. |
2 день (02.06.) «Волонтер – это звучит гордо!» Просмотр и анализ фильма по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Конкурс плакатов «Я - волонтер». Подготовка к открытию смены |
3 день (04.06.) «Дорога добра» Акция «Книжкина больница» (библиотека). Тренинг «Я волонтер». Конкурсная программа «Самый – самый» |
4 день (05.06.) «Остров безопасности» Акция «Сотвори добро». Дискотека. Мероприятие «Братья наши меньшие». Игра по станциям «Я – спасатель». |
5 день (06.06.) «Сказочный остров» Конкурсно – развлекательная программа «Все сказки в гости к нам» Спортивное мероприятие. Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами). |
6 день (07.06.) Малая Родина Изготовление памяток по профилактике ДДТТ и вручение их водителям (на территории села). Конкурсно - краеведческая программа «С юбилеем!», посвященная юбилею п.Арти и Артинского района Конкурс рисунков « Моя родина» |
7 день (8.06.) День безопасности Викторина по пожарной безопасности. Путешествие в страну книг. Конкурс на лучшее исполнение песни. Эстафета «Мы пожар потушим сами». |
8 день (9.06) «Ручей прошлого и будущего» Традиции народов Артинского района Проект «Исчезнувшие деревни» |
9 день (11.06.) «Парк счастливого детства» Конкурс «Мистер и мисс лагеря» Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами). |
10 день (12.06.) «День России» Весёлые старты «Россия вперёд». Конкурс патриотической песни |
11 день (13.06) «Материк счастливых друзей» Игра «Умники и умницы». |
12 день (14.06) Около футбола Открытие Чемпионата лагеря по футболу. |
13 день (15.06) Красота спасет мир Модный день Дискотека. |
14 день (16.06) Эстафета «Защитники, вперёд!» Конкурс отрядных газет «Мы – волонтеры!» Квест «В поисках сокровищ» |
15 день (18.06) «Океан звёзд» Конкурсно – игровая программа «Я – звезда». Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами). |
16 день (19.06) «Солнечный берег игр» Фестиваль подвижных игр. Забытые дворовые игры. Мероприятие «Шоу мыльных пузырей» |
17 день (20.06) Конкурсная программа «Лидер 2018» (конкурс вожатых) Акция по сбору игрушек и книг для детей в ТЖС |
18 день (21.06) Остров исследователей (познавательные опыты для детей) Акция «Мы за ЗОЖ» |
19 день (22.06) «День памяти и скорби» Митинг у памятника «Мы помним», посвященный дню памяти и скорби. Экскурсия в школьный музей. Путешествие по станциям «Герои». |
20 день (23.06) «Перекрёсток семи дорог» Спортивное мероприятие «Дорога детства». Эстафета «Безопасное колесо» Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами). |
21 день (25.06) «Материк счастливых друзей» Закрытие лагеря концертная программа «Мы вместе!» Акция «Чистая территория». Представление Летописей и Деревьев доброты . |
Детское самоуправление.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. В лагере и в каждом отряде действуют органы самоуправления, отвечающие за разные направления работы: экологическое, спортивное, организаторы КТД (коллективно-творческих дел), редакторы. Детское самоуправление представлено «Советом лагеря», в который входит начальник, вожатый отряда и по 2 уважаемых представителя отряда (состав меняется в зависимости от успехов каждого).
Элементы системы самоуправления лагеря |
Функции |
Собрание членов лагеря. (Собирается весь состав лагеря). |
Выбирает орган самоуправления - совета командиров (входят капитаны и их советники от двух отрядов, на которые делятся все члены лагеря) |
Совет командиров (начальник лагеря, вожатая, два капитана и по два представителя) |
Помогает педагогам организовать дежурство и дисциплину в лагере. Участвует в разработке сценариев и проведении мероприятий. Распределяет поощрения. Подводит итоги прошедшего дня и планирует работу на следующий день. |
Совет творчества (временное объединение; выбирается в каждом отряде своё, может меняться в зависимости от вида мероприятия) |
Помогает педагогам в оформлении помещений, подготовке мероприятий. Выпускает стенгазеты, листовки, оформляет выставки поделок и рисунков. Организует фотосъемку жизни лагеря, оформляет альбомы. |
Кадровое обеспечение.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
1. Начальник лагеря.
2. Зам. директора по АХЧ
3. Медицинский работник.
4. Инструктор по физкультуре.
5. Педагог- организатор
6. 12 воспитателей
7. 4 уборщицы помещений
8. 4 повара
9. Кухонный работник
10. Мойщица посуды
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Организатор проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведением спортивных мероприятий, мониторингом здоровья.
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях
Организационно-методическое и материально-техническое обеспечение смены.
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
-фотоаппарат;
- мультимедийная установка, компьютеры
-магнитофоны, музыкальный центр,
- компакт- диски и аудиокассеты;
- спортивно- игровой инвентарь;
- школьный фонд библиотеки;
- спортзал и актовый зал;
- канцелярские товары;
- призовой фонд;
- изготовленные атрибуты
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
- должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе школы; проведение установочного семинара для педагогов и отрядных вожатых до начала лагерной смены;
-подбор методического материала в соответствии с программой лагеря (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
- формирование методического комплекса материалов и реквизита для проведения дел;
-разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности ребят, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Список литературы.
1. Материалы из журналов «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Педсовет».
2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. «Триста творческих конкурсов», М.,1997.
3. И. Ю. Григоренко, М. А. Пушина. Кипарис-4. Здравствуй, наш лагерь! Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов Серия: Школа радости, 2002 Твердый переплет, 416 стр.
4. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере Издательство: Феникс, 2005 Вид издания: Практическое пособие Серия: Школа радости Страниц: 224
5. Лучшие сценарии для летнего лагеря Издательство: Феникс, 2005 Вид издания: Практическое пособие Серия: Школа радости Страниц: 192 стр.