СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Герасимова Наталья Владимировна150
Работаю в коррекционной школе. Стаж работы 26 лет. Люблю читать, слушать классическую музыку.
Россия, Хакасия респ., Саяногорск

Программа воспитательной деятельности

пришкольного лагеря «Дружба»

МБОУ «Школа-интернат №8», г.Саяногорска

«Островок дружбы»

г.Саяногорск

2017г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Островок дружбы»

Ф.И.О. автора, разработчика программы (коллектива) с указанием занимаемой должности

Герасимова Наталья Владимировна – учитель начальных классов

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск «Школа-интернат №8»

Контактный телефон, электронный адрес

E-mail: natallia.vlad19@gmail.com

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013г.)

Комплексная направленность:

Физкультурно-спортивная;

Художественная;

Досугово -развлекательная;

Экологическая

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ)

Дети в возрасте от 7 до 18 лет, имеющие ограниченные возможности здоровья

Краткая аннотация содержания программы

Программа носит инновационный характер. Используемые в ней технологии групповой деятельности с детьми и подростками содержат степень новизны, значимости и соответствуют современным требованиям и современным

социальным приоритетам

Обоснование актуальности программы

Повышение спроса родителей на организованный отдых детей; оздоровление обучающихся

Предполагаемый социальный эффект программы

Программа расширяет и углубляет знания детей об истории и традиционной культуре родного края, приобщает детей к духовно-нравственным ценностям, заложенным в народной культуре.

Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель: Создание условий для всестороннего развития личности ребенка через привлечение внимания к вопросам развития народных традиций, сохранения культурно-исторического наследия и роли народных традиций.

Задачи: содействовать укреплению здоровья ребенка, привитию навыков здорового образа жизни

Способствовать:

приобщению ребят к творческим видам деятельности, развитию творческого мышления;

формированию навыков культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

формированию у школьников навыков общения и толерантности;

развитию интереса к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, к национальным корням; учить детей находить, хранить и передавать эти традиции последующим поколениям

Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

- организация полноценного летнего отдыха для детей, в том числе детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, для трудных подростков, с целью их социализации;

- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми

разных возрастов;

- оздоровление детей через приобщение к здоровому

образу жизни (спортивные и оздоровительные мероприятия);

- развитие творческих способностей, инициативы и

активности ребенка;

- развитие коммуникативных навыков, практических

умений детей;

- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лучший способ сделать детей хорошими –

это сделать их счастливыми.

О. Уайльд

Что такое лето? Лето в детстве – это целый мир, который открывается перед ребенком, как только заканчивается учебный год. Это возможность играть и общаться с друзьями, увидеть замечательные уголки нашей планеты. Это время открытий и новых впечатлений, которые останутся на всю жизнь. Каникулярный период деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием создает благоприятные условия для общения детей, обмена духовными и эмоциональными ценностями, реализации личностных интересов.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени обучающихся, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Поэтому школьный лагерь с дневным пребыванием является для детей уникальной возможностью с пользой провести время в период каникул. Данный период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей и подростков. Максимальных результатов в организации детского отдыха и оздоровления можно достичь в период летних каникул. Это позволит решить проблемы в вопросах укрепления здоровья детей и подростков, подготовки их к новому учебному году, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развития активной гражданской позиции, организации активной досуговой деятельности. Кроме того, большое значение придается реализации воспитательных задач подрастающего поколения.

Ценность любой работы с детьми состоит в том, что и ребенок и взаимодействие с ним всегда уникальны и неповторимы для педагога. Особую уникальность в этом плане представляет атмосфера лагеря с дневным пребыванием при школе.

Многообразие видов детской деятельности в лагере помогают ребенку найти свое место в жизни, самореализоваться, реально осуществить свои гражданские права и свободы.

Разработка данной программы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

модернизацией старых форм работы и введением новых;

необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Цель программы - создание условий для всестороннего развития личности ребенка через привлечение внимания к вопросам развития народных традиций, сохранения культурно-исторического наследия и роли народных традиций.

Задачи: содействовать укреплению здоровья ребенка, привитию навыков здорового образа жизни.

Способствовать:

приобщению ребят к творческим видам деятельности, развитию творческого мышления;

формированию навыков культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

формированию у школьников навыков общения и толерантности;

развитию интереса к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, к национальным корням; учить детей находить, хранить и передавать эти традиции последующим поколениям.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере будут отдыхать 55 обучающихся. Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 6–18 лет.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Продуманная организованная система планирования лагерной смены позволяет каждому ребенку получить новые знания, приобрести различные навыки и жизненный опыт.

Дети объединяются в разновозрастные отряды по 14 человек. К реализации программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием привлекается педагогический коллектив школы, работающий в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, а также учреждениями микросоциума (городская библиотека, городской краеведческий музей, пожарная часть, кинопарк «Альянс», клуб «Десантник», клуб «Кинолог», ЦДТ).

Концепция программы

Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций. Наша память о прошлом Родины живет в нас сама собой. Память – это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и день вчерашний, настоящее и прошлое. Память помогает нам жить, творить, утверждать новое. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих.

Школьные каникулы – время «погружения» в память прошлого. В связи с этим нами было принято решение строить работу лагеря на основе знакомства детей с народными традициями.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.

Программа расширяет и углубляет знания детей об истории и традиционной культуре родного края, приобщает детей к духовно-нравственным ценностям, заложенным в народной культуре. А вместе с тем предоставляет им возможность активного отдыха и оздоровления в летний период.

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи.

Актуальность, обоснование

Разработка программы организации летней занятости обучающихся в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на 2017 год вызвана:

повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

работой по укреплению здоровья обучающихся и формированию у них потребности в здоровом образе жизни.

Программа летнего лагеря создавалась из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований:

1. Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха обучающихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.

2. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта обучающихся и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

3. Создаются большие возможности для организации неформального общения, что позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

4. Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как мощной превентивной форме против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

➢ Конвенция ООН о правах ребенка;

➢ Конституция РФ;

➢ Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

➢ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. № 124-ФЗ;

➢ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

➢ Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;

➢ Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (СанПиН 2.4.4.2599-10);

Таким образом, с целью организации летнего отдыха детей, на базе МБОУ «Школа-интернат №8» г.Саяногорска организуется оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить 55 детей. Возраст детей от 6 до 18 лет. Продолжительность смены 21 день. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, а также дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей.

В течение летнего периода педагогический коллектив будет осуществлять следующие виды деятельности: развитие одаренности обучающихся через исследовательскую работу, проведение праздников, конкурсов, викторин, спортивных соревнований и мероприятий, выходы в культурные учреждения.

Программа обеспечивает:

сохранение и укрепление здоровья обучающихся и реабилитация по окончанию учебного года;

благоприятные условия для отдыха, трудоустройства и занятости детей и подростков, в том числе состоящих в учетных группах, детей из малообеспеченных и/или многодетных семей, а так же находящихся под опекой и попечительством;

содержательное проведение детьми свободного времени;

подготовку к активной деятельности в рамках учебной и воспитательной деятельности в новом году.

Особенность программы состоит в том, что она способна удовлетворить интересы и потребности детей разного возраста.

Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребенка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.

Предполагаемые результаты программы:

организация полноценного летнего отдыха для детей, в том числе детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, для трудных подростков, с целью их социализации;

укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

оздоровление детей через приобщение к здоровому образу жизни (спортивные и оздоровительные мероприятия);

развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка;

развитие коммуникативных навыков, практических умений детей;

снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.

Содержание программы

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону:

проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;

издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;

разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

подготовка методического материала для работников лагеря;

отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

апрель-май

директор,

начальник лагеря,

организатор лагеря,

учителя начальных классов

2

Организационный этап

Этот период длится 2-3 дня:

встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

запуск программы «Островок народных традиций» знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

сплочение отряда;

формирование законов и условий совместной работы;

подготовка к дальнейшей деятельности по программе

июнь

начальник лагеря,

организатор лагеря,

воспитатели

3

Основной этап

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

познают, отдыхают;

делают открытия в себе, в окружающем мире;

помогают в проведении мероприятий;

учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

развивают способность доверять себе и другим;

укрепляют свое здоровье;

реализация основной идеи смены;

вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

работа творческих мастерских.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок, выставку рисунков.

июнь

начальник лагеря,

организатор лагеря,

воспитатели

4

Заключительный этап

подведение итогов смены;

выработка перспектив деятельности организации;

анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем

июнь

начальник лагеря,

организатор лагеря,

воспитатели

Принципы реализации программы:

Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.

Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.

Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.

Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.

Основными методами организации деятельности являются:

метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Основное содержание программы

Реализация целей и задач смены по программе «Островок народных традиций» осуществляется по нескольким направлениям:

Физкультурно-спортивное;

Художественное;

Досугово -развлекательное;

Экологическое;

Участники смены являются жителями «Островка дружбы». Каждый отряд – это «русская изба» острова, со своими традициями, законами и правилами, но в тоже время придерживается правил, законов, традиций острова. Каждая изба имеет своё убранство. Каждый житель «русской избы» это члены одной семьи. У каждого жителя «русской избы» есть свои обязанности.

Система личностного роста.

В лагере разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать мини-значки с эмблемой лагеря за активное участие в жизни отряда - «русской избы» и всего лагеря «Островка дружбы».

Полученные значки каждый ребенок размещает на «Русской печке» (Доске достижений), которая обязательно строится в каждом отряде.

Механизмом оценки получения личного результата является  поощрение подарками по количеству заработанных значков.  Результаты оглашаются на ежедневной итоговой линейке.

Виды и формы деятельности

коллективно-творческие дела;

игровые программы, игры, конкурсы, концерты;

индивидуальные и групповые беседы;

командная (отрядная) работа;

работа в классах-мастерских;

нетрадиционные формы работы.

Разнообразие форм отдыха, профильной, интеллектуальной, спортивной занятости, реализации социально-значимых практик, продолжение конкурсных мероприятий позволит наполнить содержанием отдых детей и подростков.

Реализация Программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.

Режим дня летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

Детям, как воздух, необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий их возрастным особенностям. То, что ребята привыкают в одно и тоже время есть, активно отдыхать, заниматься физическими упражнениями, создает благоприятные предпосылки для их всестороннего развития.

Элементы режима дня

Время проведения

Сбор детей, зарядка

08.30 – 09.00

Утренняя линейка

09.00 – 09.15

Подготовка к завтраку

09.15 – 09.30

Завтрак

09.30 – 10.00

Культурно-массовые и спортивные мероприятия, работа кружков и секций

10.00 – 12.00

Оздоровительные процедуры

12.00 – 12.30

Обед

12.30 – 13.00

Работа по плану отрядов

13.00 – 13.30

Свободное время

13.30 – 14.20

Итоговая линейка

14.20 – 14.30

Уход домой

14.30

Каждый день смены посвящен одному из ключевых понятий концепции программы

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Лагерная  смена проводится  в рамках игры.

В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Самое главное в игровой модели - это замысел - задуманный интересный план действий или деятельности, намерение. Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношением в нем всех его членов.

В течение смены ведется работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.   

26.05. понедельник

День знакомств.

- «Собирайся хоровод» (знакомство с лагерем)

- конкурс рисунков «Белая берёза»

- обустройство своих изб

29.05. вторник

День народной игры.

- «Шишкина тропа»

30.05. среда

День потешек.

- игровая программа «Русская сказка»

- конкурс «Элементы русского костюма»

- русские народные потешки (разучивание песенок и потешек)

31.01. четверг

День открытия лагеря.

Подготовка к открытию лагеря

«Лето – чудная пора» концертная программа открытия лагеря

01.06. пятница

День защиты Детей.

Конкурс рисунков на асфальте

02.06. понедельник

День гостевания

- все отряды друг к другу ходят в гости

- «Здоровым будешь, всё добудешь» (программа по ПДД и ППБ)

09.06. вторник

День России.

- «Богатырские забавы» (спартакиада)

- Поэтическая страница «Наша Россия»

 

 

 

19.06. вторник

День Ивана –Купала.

- Путешествие по станциям «Традиции народов»

- Фольклорный праздник «Ивана-Купала»

 

 

26.06.вторник

День расставаний.

- Своя игра» (пословицы и загадки)

- Праздничный концерт

05.06. вторник

День « Русской берёзки»

- Мастер-класс «Травнички-обереги»

- праздник «Русской Берёзки»

 

 

13.06. среда

День русской печки.

- Викторина по сказкам «Имя Иван-профессия царевича»

- Праздник «Русской печки»

 

20.06. среда

Алёнушкин день.

- Аукцион «Народных мудростей»

- «Мистер и Миссис Лето 2017»

06.06. среда

Иванов день.

- Литературно-музыкальная композиция «С венками я хожу»

- Русские народные игры.

 

 

 

14.06. четверг

День посиделок.

- Поле чудес «Так говорили в старину»

- Игровая программа «Русские посиделки»

 

 

 

21.06. четверг

День русской пляски.

- Познавательно-развлекательная программа «Русская карусель»

- Турнир «Русской пляски»

07.06. четверг

День народной забавы.

- «Стенка на стенку» (спортивное мероприятие)

- Игры, забавы.

 

 

 

15.06. пятница

День народной частушки.

-Конкурс частушек

- Русские народные игры

 

 

 

 

22.06. пятница

День памяти и скорби.

- Молодецкие игрища.

- Программа ко Дню памяти и скорби «Шел солдат во имя жизни»

- Возложение цветов к памятнику

08.06. пятница

День народных сказок.

- Интеллектуально-познавательная игра «Русская кухня»

- «В гостях у сказки» (инсценирование русской народной сказки»

 

16.06. понедельник

День народных развлечений.

- ролевая игра Ярмарка «На завалинке»

- Игра-забава «Отыщи клад»


 

 

23.06. понедельник

День Порядка.

Кружки

Подготовка к закрытию

Отрядные дела.

В план мероприятий могут быть внесены изменения при наличии объективных причин. Позднее будут включены посещение библиотек, музеев, организаций города.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи

-  Инструктажи для детей:   «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при  терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности  жизни детей при укусе клещом»

Беседы

-  Беседы, проведенные медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию»,  «Как беречь глаза?»;

-  Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;

- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи».

Работа по развитию творческих способностей детей

-   Оформление отрядных уголков, стенных газет;

-   Ярмарка идей и предложений;

-   Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

-   Коллективно-творческие дела

Мероприятия на развитие творческого мышления

загадки, кроссворды, ребусы;

викторины;

конкурсные программы.

Физкультурно–оздоровительная деятельность

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

выработка и укрепление гигиенических навыков;

расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

утренняя гимнастика (зарядка);

спортивные игры на спортивной площадке;

подвижные игры на свежем воздухе;

эстафеты.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях (актовый зал).

Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.                                                                      

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

Пробуждать в детях чувство прекрасного;

Формировать навыки культурного поведения и общения;

Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

Посещение кинотеатра, музея, детской библиотеки

Экскурсии

Конкурсы

Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

воспитать бережное отношение к природе;

повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, уровень экологической культуры детей.

Основные формы работы:

Экологический десант

Участие в экологических акциях 

Художественно-творческое направление

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)

Конкурсные программы

Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!», конкурс рисунков на асфальте, «Умелые руки не знают скуки»)

Игровые творческие программы

Творческие игры

Праздники («Лето – чудная пора»)

Выставки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда. 

Основные формы работы:

бытовой самообслуживающий труд;

общественно значимый труд (уборка прилегающей территории);

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Дети привлекаются к самообслуживанию в кружках, в которых они занимаются.

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности: 

пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;

формирование уважительного отношения  к памятникам истории  и развития интереса к изучению родного края;

формирование  национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;

возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых. 

Основные формы работы:

День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия», «Это  ты,  моя  Россия!»

Спортивные соревнования;

Беседа «Подвигу народа жить в веках»;

Акция возложения цветов к памятнику;

Образовательное направление

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:

расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Основные формы работы:

Экскурсии;

Психологические тесты;

Интеллектуальные игры (Викторина по сказкам, брейн-ринг «Самый умный»).

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга;

организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:

развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе;

отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;

самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры;

творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские;

общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Кружковая деятельность

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Кружковая деятельность включает в себя возможность развития детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

• изучение интересов детей;

• ознакомление детей с режимом работы кружков;

• деятельность ребят в кружках;

• текущее отражение результатов деятельности детей;

• подведение итогов работы кружков в конце смены.

Планируется работа кружков «Волшебная кисточка», «Квест», «Веселые нотки», «Компьюша», «Лесенка успеха».

Кружок

Формы работы

Руководитель кружка

«Волшебная кисточка»

Рисование картин. Организация выставок детских рисунков.

Ойнас Г.В.

«Веселые нотки»

Разучивание детских песен,

подготовка к выступлениям.

Долгополова Е.С.

«Лесенка успеха»

Разучивание подвижных игр на открытом воздухе, проведение эстафет.

Рутковская О.Г.

Гончарова И.В.

«Грация»

Разучивание, исполнение танцев.

Кобылкина Е.П.

«Компьюша»

Игры и развлечения в компьютерном классе

Денисенко Л.И.


 

Психологическая служба

Главная задача службы – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств детей, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самореализации.

Работа психолога: анкетирование, ролевые игры, тренинги, в результате которых детям становиться легче выражать свои чувства и мысли, у них вырабатываются положительные черты характера (честность, доброта, смелость), изживаются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность).

Примерный план работы психолога

1. Групповая работа по созданию психологического микроклимата отношений.

2. Индивидуальное консультирование.

3. Арт-терапия "Я рисую свое состояние".

4. Групповая работа "Учимся доверять окружающим".

5. Тренинг "Искусство жить в ладу с собой и миром".

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

постановка реальных целей и планирование результатов программы;

кадровое обеспечение программы;

методическое обеспечение программы;

соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей;

заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

творческое сотрудничество взрослых и детей;

материально-техническое обеспечение.

Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию. Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.

Факторы риска и меры их профилактики

Факторы риска

Меры профилактики

Неблагоприятные погодные условия.

Организация досуга в игровых комнатах,

занятия в спортивном зале, настольные игры.

Нежелание детей участвовать в реализации программы.

Создание для детей возможности выбора

интересного досуга.

Активность клещей, клещевой энцефалит.

Планирование работы без выхода в лес в период повышенной клещевой опасности. Беседы по профилактике клещевого энцефалита, о мерах безопасности посещения лесного массива.

Кишечная инфекция.

Профилактические беседы по профилактике

кишечной инфекции, по питьевому режиму.

Активность солнца (солнечный, тепловой удар).

Беседа о необходимости ношения головных

уборов, соблюдении теплового режима, о необходимости одеваться в соответствии с погодными условиями.

Возникновение чрезвычайных

ситуаций.

Профилактические мероприятия по предупреждению ЧС и охране жизни детей в летний период: правила пожарной безопасности, правила поведения детей на прогулках, при проезде в автотранспорте, безопасность детей при проведении спортивных мероприятий, беседы по ПДД, тематические беседы о сохранении и укреплении здоровья.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум города: городская библиотека, городской краеведческий музей, кинопарк «Альянс», ЦДТ, ГИБДД, питомник дрессировки собак при полиции г.Саяногорска.

В план включена профилактическая работа по безопасности (беседы, игры, викторины, инструктажи). Важное значение имеет оздоровительная направленность смены: подвижные игры на воздухе, плавание (детская поликлиника), закаливание (воздушные и солнечные ванны), витаминизация, сбалансированное питание.

Работа построена таким образом, чтобы каждый ребенок получил удовольствие, был вовлечен в какое-нибудь творческое дело. Организована работа кружков по интересам. Задействована работа психологической службы (занятия с психологом, индивидуальная помощь, консультации).

Каждый день лагерной смены – тематический (все мероприятия в течение дня определенной напрвленности): День знакомств, День народной игры, День потешек, День защиты Детей, День открытия лагеря, День народных развлечений и т.д.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В реализации программы участвуют:

Организатор лагеря

Спорт. инструктор

Воспитатели

Педагог-психолог

Руководители кружков

Музыкальный руководитель

Медицинский персонал

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает два воспитателя. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Воспитатели, медицинский персонал несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел.

РЕСУРСНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Разработка исследований, игр, конкурсов;

Разработка системы проектной деятельности;

Должностные инструкции всех участников процесса;

Разработка многоуровневой системы стимулирования участников программы;

Корректировка проекта в ходе реализации программы;

Разработка системы диагностики детей и подведение итогов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

Организация различных видов деятельности.

Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

Создание ситуации успеха.

Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

Организация различных видов стимулирования.

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Критерии

Показатели

Методы

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Сохранение и укрепление здоровья.

Соблюдение режима дня.

Сбалансированное питание.

Участие детей в спортивно-массовых мероприятиях.

Эффективность целостного здоровья детей и подростков, %

Анкетирование.

Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков.

Качество питания.

Собеседование.

Отсутствие травм.

Развитие коммуникативных навыков и толерантности

Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля.

Умение слушать и слышать собеседника (толерантность).

Бесконфликтное общение.

Рефлексия.

Навыки психологической защиты, самоконтроля.

Самооценка.

Коммуникабельность.

Формирование ценностных ориентаций.

Эмоциональная устойчивость.

Наличие мотивации на познавательную деятельность.

Отсутствие конфликтов.

Анкетирование.

Наблюдение.

Сюжетно-ролевые игры.

Социально-психологическое консультирование.

Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений).

Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения.

Формирование социально-активной личности

Реализация творческих способностей ребенка.

Правовое самосознание детей и подростков разных категорий.

Соответствие услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам детей.

Количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально значимых мероприятий.

Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД.

Количественный показатель участия детей в студиях и кружках.

Реализация социально-значимых проектов.

Анкетирование.

Наблюдение.

Итоговая выставка детских, творческих работ.

Навыки самообслуживания.

Участие в заключительном гала-концерте.

Рейтинг популярности творческих мероприятий, клубов, студий.

Профилактика правонарушений и подростковой агрессии

Система работы по профилактике.

Снижение асоциального поведения обучающихся.

Отсутствие конфликтных ситуаций.

Метод наблюдений (наличие или отсутствие фактов).

Формы и содержание профилактической работы

Наличие плана работы по профилактике правонарушений и снижению асоциального поведения детей и подростков.

Разработка и реализация индивидуальных траекторий развития и воспитания детей учетных категорий.

Введение программ-тренингов активной психологической защиты для подростков.

Формирование культуры ЗОЖ.

Качество содержания плана мероприятий, уровень социально-педагогических программ индивидуального сопровождения детей и подростков.

Организация и проведение тренингов.

Анализ данных уровня развития социальной активности личности.

Анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗОЖ.

Ресурсное обеспечение программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

Кадровое обеспечение:

Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;

Организатор лагеря – организует воспитательную работе лагеря;

Воспитатели– организуют работу отрядов;

Физкультурный работник – организует спортивно-оздоровительную работу;

Медицинский работник – организует лечебно-профилактическую работу, контроль питания в столовой.

Методическое обеспечение:

Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

Должностные инструкции всех участников процесса.

Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

Проведение ежедневных планёрок.

Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогическое обеспечение:

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

Организация различных видов деятельности.

Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

Создание ситуации успеха.

Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

Организация различных видов стимулирования.

Социальное обеспечение:

МБОУ «Школа-интернат №8» располагается в доступности для реализации воспитательного потенциала:

Кинопарк «Альянс»;

Краеведческий музей;

Городская библиотека;

Бассейн (детская поликлиника);

Пожарная часть

Материально-техническое обеспечение.

Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

Материалы для оформления и творчества детей.

Наличие канцелярских принадлежностей.

Аудиоматериалы и видеотехника.

Призы и награды для стимулирования.

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комнаты отдыха, игровые комнаты

Материальная база школы.

Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, линейка в случае плохой погоды

Материальная база

школы

Физкультурный работник

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Физкультурный работник

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал (спорт. зал)

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинский работник школы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Городской бюджет

Заведующая пищеблоком

Методический кабинет

Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков

Материальная база школы

Старший воспитатель

Комнаты гигиены

Туалеты, места для мытья ног, сушилки для полотенец, раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

НАЛИЧИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

Участниками реализации программы разработана система стимулирования успешности и личностного роста каждого ребенка.

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.

Цветовая гамма:

красный - "лидер-организатор",

синий - "лидер-вдохновитель",

зелёный - "активный участник",

жёлтый - "исполнитель"

Участникам, набравшим 5-6 символов, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами и подарками.

НАЛИЧИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ

Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летнего лагеря, построенная в форме игры, дает положительные результаты.

Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в жизни. В этом году предполагается, что Программа «» закрепит результаты прошлого года и даст толчок к развитию новых творческих способностей.

Программа построена так, что при доработке ее вполне можно использовать как воспитательную систему, отдельно взятого класса во время учебного года. Идея программы может смело использоваться при работе любых детских объединений.

Ожидаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют, укрепить физические и психологические силы детей и подростков.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае, народных традициях и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.

3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

5. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

http://ped-kopilka.ru/letnii-otdyh/pravila-povedenija-v-lesu-dlja-detei-informacija-i-poleznye-sovety-dlja-shkolnikov.html

school57.kubannet.ru

sch6-nov.narod.ru


 

Приложение 1

Диагностический тест «Я в круге» на выявление уровня психологической комфортности пребывания ребенка в команде (проводится два раза за смену)


 

10 – высокий уровень, максимум комфортности

7 – легкий дискомфорт

5 – 50/50

3 – весьма ощутимый дискомфорт

0 – низкий уровень, максимум дискомфорта


 


 

Приложение 2

Анкетирование детей

1.Нравятся ли тебе воспитатели?

нравятся

не нравятся

2.Какие отношения между ребятами в вашей команде?

доброжелательные, дружные

напряженные, бывают ссоры

враждебные, агрессивные

3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? Какой спектакль или фильм посмотреть?

4.Хочешь ли ты участвовать в делах команды?

да, всегда

иногда

нет, не хочу

другое


 

Анкета «Как мы жили» (проводится в итоге смены)

Дорогой друг!

Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно.

Фамилия, имя

Возраст (сколько тебе лет)

Отряд

Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере?

Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)?

организатором

активным участником

генератором идей (предлагал новые идеи)

наблюдателем (на все смотрел со стороны)

В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)?

в оформлении уголка

в организации и проведении дел в команде

в активном участии в общих лагерных мероприятиях

в спорте

в прикладном творчестве

в сценическом творчестве

свой вариант

Какие командные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их

Самым трудным для меня в лагере было

За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился)

 

Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось)

Уходя из лагеря, я хотел бы сказать

Дата проведения: с 17 мая по 24 июля
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.