Программа ликвидации пробелов в знаниях, умениях и способах действий учащихся по русскому языку (5 класс)
Программа ликвидации пробелов в знаниях, умениях и способах действий обучающихся по учебному предмету «Русский язык»
учителя русского языка и литературы
Шугаевой Елены Александровны
на 2022-2023 учебный год
Цель:
- создать условия для повышения успеваемости и качества знаний учащихся 5 класса по русскому языку.
2. Задачи:
1) Создать условия для успешного усвоения рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» обучающимися 5 класса.
2) Использовать в процессе организации познавательной деятельности учащихся элементы современных педагогических технологий для повышения уровня мотивации у слабоуспевающих учеников.
3) Изучить причины возникновения пробелов в знаниях учащихся и слабой мотивации.
4) Формировать ответственное отношение обучающихся к результатам учебной деятельности.
5) Способствовать реализации здоровьесберегающих технологий.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в процессе обучения |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы эмоционального комфорта в рамках учебного занятия. Снижение темпа устного опроса обучающихся с низкой успеваемостью . Предложение использовать примерный план ответа, алгоритмы, памятки, схемы. Разрешение пользоваться наглядными пособиями при выполнении контрольных и проверочных работ Стимулирование похвальными отзывами. |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью дидактического материала (схемы, алгоритмы, памятки, таблицы; видеоролики, интерактивные программы, электронные образовательные ресурсы). Привлечение к групповой работе под началом сильного учащегося. |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Дозирование учебного материала, отсылка к алгоритму. Напоминание приема и способа выполнения задания. Предварительная актуализация знаний. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения учебных задач, выполнения упражнений. Инструктирование о наиболее удобном способе решения учебной задачи. Поощрение самостоятельных действий слабоуспевающих. Контроль выполнения учебных задач |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений. Более подробное и детальное конструирование алгоритма выполнения задания. Использование карточек для индивидуальной работы |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Контролировать усвоение тем, трудных для усвоения слабоуспевающими учащимися. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, правил, организовать систему отработки умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных правил, понятий, закономерностей изучаемого материала. Стимулировать самостоятельную деятельность по выявлению затруднений. Использовать приёмы современных педагогических технологий, в том числе ИКТ. |
Самостоятельная работа обучающихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по ликвидации пробелов в знаниях. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Развивать регулятивные УУД: планировать работу, ориентироваться во времени, осуществлять самоконтроль. |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного материала. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
План работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся по русскому языку
(5 класс)
Виды деятельности | Срок | |
1 | Проведение входного контроля знаний учащихся по основным разделам учебного материала предыдущих периодов обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | в начале триместра |
2 | Составление и реализация индивидуального плана занятий со слабоуспевающими учащимися. | В начале триместра |
3 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение триместра |
4 | Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: -информирование родителей учащихся о результатах тренировочно-диагностических работ; -проведение индивидуальных бесед с родителями с целью усиления контроля за подготовкой | В течение триместра |
5 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, использовать посильные индивидуальные задания для слабоуспевающего ученика, фиксировать это в плане урока | На каждом уроке |
6 | Обеспечение обучающихся необходимыми дидактическими материалами по русскому языку для дополнительной самостоятельной работы. | В течение триместра |
7 | Контроль выполнения домашних заданий | На каждом уроке |
8. | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | На каждом уроке |
9 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение триместра |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуально-образовательный маршрут
для учащегося 5б класса
ФИО учащегося
Предмет: русский язык
Цель ИОМ: провести работу по устранению пробелов в знаниях и предупреждению неуспеваемости по итогам второго триместра.
№ | Тема | Цель | Задание | Дата | Отметка о выполнении |
1 | Виды предложения по цели высказывания | Знать виды предложений по цели высказывания, различать их | Изучить материл п.51, выполнить упр.419 | 1.02 | |
2 | Главные члены предложения | Находить в предложениях подлежащее и сказуемое | Изучить материл п.53, выполнить упр.431, зад.1 | 2.02-3.02 | |
3 | Тире между подлежащим и сказуемым | Понимать условия для постановки тире между главными членами предложения, уметь ставить тире между подлежащим и сказуемым | Изучить материл п.54, выполнить упр.434 | 4.02-6.02 | |
4 | Дополнение | Находить в предложении дополнение | Изучить материл п.57, выполнить упр.449 | 7.02 | |
5 | Определение | Находить в предложении определение | Изучить материал п.58, выполнить упр.456 зад.1 | 8.02 | |
6 | Обстоятельство | Находить в предложении обстоятельство | Изучить материла п.59, выполнить упр.466 зад.1 | 9.02-10.02 | |
Учитель: ______________________ Е.А.Шугаева
Родители: _____________________ / /
Подпись расшифровка