Рабочая программа и КТП по русскому языку, 5 класс
«Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 3 им.А.Невского Евгущенко А.М. Приказ № от . .2018. |
Рабочая программа по русскому языку
для 5-А, 5-Б классов
на 2018-2019 учебный год
Шулиной О.В., учителя русского языка и литературы
государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского»
Рабочая программа
Пояснительная записка
- Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- примерной программы по русскому языку, соответствующей ФГОС;
- авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой М.: ООО «Русское слово»-учебник, 2012;
- учебника «Русский язык: учебник для 5класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостев – М.: ООО «Русское слово»-учебник, 2014.
Учебным планом государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского»,
который предполагает 5 часов в неделю, 34 рабочих недели, в год отведено 170 часов.
В программе за курс 5 класса на федеральном уровне отведено 175 часов.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения в целях опережающего перехода.
Общая характеристика программы
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Содержание тем учебного курсаО языке (1 ч)
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
Речь (18ч) (из них развитие речи – 5ч.)
Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).
Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:
а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;
в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.
Композиционные формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению. Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч)
Синтаксис и пунктуация (24ч) (из них развитие речи – 4ч.)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но,одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (22ч) (из них развитие речи – 4ч.)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча―ща, чу―щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА(12ч) (из них развитие речи – 3ч.)
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (20 ч) (из них развитие речи – 2ч.)
Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (1ч)
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (23ч) (из них развитие речи – 5ч.)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имей существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (17 ч) (из них развитие речи – 3ч.)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.
ГЛАГОЛ (26ч) (из них развитие речи – 3ч.)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).
Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и―е (-мир- ―-мер-; -тир- ― -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
Повторение (5ч)
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
|
Русский язык — национальный язык русского народа |
(1 ч) |
|
Речь. Речевое общение. Речевая деятельность |
(18ч) |
|
Синтаксис и пунктуация |
(24 ч) |
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография |
(22 ч) |
|
Лексика |
(12 ч) |
|
Морфемика. Словообразование. Орфография |
(20 ч) |
|
Морфология. Орфография |
(67 ч) |
|
Повторение |
(6) |
Итого |
170 |
Планируемое количество контрольных работ в 5 классе:
четверт |
диктант |
сочинение |
изложение |
1 четверть |
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1. «Правописаниеорфограмм в корне слова» |
Рр-3). Обучающее Сочинение ≪Мой четвероногий друг≫ (Рр-6). Обучающее Сочинение по картине Е.Н. Широкова ≪Друзья≫ (Рр-8). Обучающее Сочинение по картине И.Э. Грабаря ≪Зимнее утро≫ или В.Н. Бакшеевой Иней |
Обучающее выборочное изложение Обучающее Подробное изложение Контрольное изложение№ 1 (Рр-7). ОбучающееСжатое изложение ≪Тетрадки под дождем≫ |
2 четверть |
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3. |
(Рр-13) Обучающее Сочинение по картине А.Н. Семёнова ≪Как прекрасен этот мир≫ Обучающее Сочинение по картине И. Шишкина ≪Перед грозой≫ |
(Рр-9)Обучающее изложение от другого лица (Рр-10)Обучающее изложение от третьего лица ≪Журавли≫ (Рр-11, 12) Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица Рр-14, 15)обучающее Сжатое изложение. Рр-18)Обучающее изложение |
3 четверть |
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 |
Рр-19).Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова≪Зима пришла. Детство≫ (Рр-20,21 Контрольное сочинение № 1 по картине А.А. Пластова≪Первый снег≫ Рр-22) Обучающее Описание натюрморта по картине ≪Утренний натюрморт≫ К.С. Петрова-Водкина |
|
4 четверть |
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6. по теме «Имя прилагательное» Контрольный диктант с грамматическим заданием № 7 по теме «Глагол» Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года № 8 |
(Рр-23). Обучающее сочинение Описание комнаты (Рр-24 Обучающее Сочинение-описание памятника архитектуры (Рр-25). Обучающее Сочинение-описание внешности человека (Рр-26). Обучающее Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого ≪Букет цветов, бабочка и птичка≫ Рр-27, 28) Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения № 2 Рр-29 Обучающее Сочинение≪Что было бы, если бы…≫ |
|
итого |
8 |
14 (2 контрольных) |
9 (2контрольных) |
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
· формулировать проблему,
· выдвигать аргументы,
· строить логическую цепь рассуждения,
· находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
· осуществлять библиографический поиск,
· извлекать необходимую информацию из различных источников;
· определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
· применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др;
Регулятивные универсальные учебные действия
· ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
· планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
· осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения языка в школе.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста
• использовать компьютерные инструменты
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль.подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
5-й класс (5 ч. в неделю)
№ п/п |
Раздел. Тема.
|
Дата |
1. |
Русский язык – национальный язык русского народа |
1 неделя 03.09.-08.09 |
Речь. Речевая деятельность. Речевое общение. ( 6 часов ,развитие речи 2 ч.) |
||
2. |
Язык и речь |
|
3. |
(Рр-1).Сочинение |
|
4. |
Речь и речевое общение (§2) |
|
5. |
Речь устная и письменная (§ 3) Речь книжная и разговорная (§ 4) |
|
6. |
Речь диалогическая и монологическая (§ 5) Речевой этикет (§ 6) |
2 неделя 10-15.09 |
7. |
(Рр-2)Подробное изложение |
|
Текст (12 ч.), из них развитие речи (3 ч), входная диагностика — (1 ч) |
||
8. |
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (§ 7) |
|
9. |
Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста (§ 8) |
|
10. |
Входная диагностика. Тест |
|
11. |
Средства связи предложений в тексте (§ 8) |
|
12. |
Простой и сложный план текста. Абзац-часть текста.(§ 9) |
|
13. |
Рр-3 Сочинение «Мой четвероногий друг» |
|
14. |
(Рр — 4).Подготовка и написание контрольного подробного изложения №1 |
|
15. |
(Рр-5)Написание контрольного подробного изложения. №2 |
4 неделя 24-19.09 |
16. |
Типы речи (§ 10) |
|
17. |
Описание (§ 12) |
|
18. |
Рассуждение (§ 13) |
|
19. |
Сочетание разных типов речи (§ 14) |
|
Синтаксис и пунктуация (24 ч), из них развитие речи (4 ч), 1 к/р |
||
20. |
Синтаксис и пунктуация (§ 15) |
|
21. |
Словосочетание. Разбор словосочетания (§ 16) |
|
22. |
(Рр-5) Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья» |
|
23. |
Предложение и его признаки (§17) |
|
24. |
Интонация (§ 18) Логическое ударение (§ 19) |
8-13.10 |
25. |
Виды предложений по цели высказывания(§ 20) Виды предложений по эмоциональной окраске (§ 21) |
|
26. |
(Рр-7).Сжатое изложение « тетрадки под дождем» |
|
27. |
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения (§ 22) |
|
28. |
Тире между подлежащим и сказуемым (§ 23) |
|
29. |
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (§ 24) |
7 неделя 15-20.10 |
30. |
Определение (§ 25) |
|
31. |
(Рр-8).Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшевой «Иней» |
|
32. |
Дополнение (§ 26) |
|
33. |
Обстоятельство (§ 27) |
|
34. |
Предложения с однородными членами (§ 28) |
22-27.10 |
35. |
Обобщающее слово при однородных членах предложения (§29) |
|
36. |
Предложения с обращениями (§30) Предложения с вводными словами (§ 31) |
|
37. |
Предложения с прямой речью (§ 32) |
|
38. |
Предложения с прямой речью (§ 32) |
|
39. |
Синтаксический разбор простого предложения (§ 33) |
9 неделя. 29.10 – 3. 11 |
40. |
(Рр-9)Обучающее изложение от другого лица |
|
41. |
Простое и сложное предложение(§ 34) |
|
42. |
Простое и сложное предложение(§ 34) |
|
43. |
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». |
|
Фонетика. Орфоэпия (14 ч), развитие речи (3 ч), 1 к/р |
||
44. |
Фонетика. Звук — единица языка (§ 35—36) Звуки и буквы (§ 37) |
10 неделя. 5 – 10. 11
|
45. |
(Рр-10)Обучающее изложение от третьего лица «Журавли» |
|
46. |
Фонетическая транскрипция (§ 38) |
|
47. |
Согласные звонкие и глухие (§ 40) Согласные твердые и мягкие (§ 41) |
|
48. |
Обозначение мягкости согласных (§ 42) |
|
49. |
Правописание Ь (§ 42) |
11 неделя 12-17.11 |
50. |
Позиционные чередования гласных (§ 43) |
|
51. |
Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица(Рр-11) |
|
52. |
(Рр-12)Написание контрольного изложения № 2 от третьего лица |
|
53. |
Слог. Ударение (§44—45) |
|
54. |
Орфоэпия (§ 46) Произношение гласных звуков (§ 47) |
19-24.11 |
55. |
Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных (§ 48) |
|
56. |
Произношение сочетаний согласных звуков (§ 48) Выразительные средства фонетики (§ 49) |
|
57. |
Контрольный диктант по теме "Фонетика" |
|
Графика. Орфография (8 ч), из них развитие речи (1 ч), к/р 1ч. |
||
58. |
Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв (§ 50—51) |
|
59. |
Орфография. Правописание гласных в корне слова(§ 52—53) |
26-1.12 |
60. |
Правописание непроверяемых гласных в корне слова(§ 53) |
|
61. |
Правописание гласных в корне слова (§ 53) |
|
62. |
(Рр-13)Сочинение по картине А.Н. Семёнова «Как прекрасен этот мир» |
|
63. |
Правописание согласных в корне слова(§ 54) |
|
64. |
Правописание удвоенных согласных в корне слова (§ 54) |
14 неделя 3-8.12
|
65. |
Проверочная работа по теме «Графика. Орфография» |
|
Лексика (12 ч), из них развитие речи (3 ч), к/р 1 ч. |
||
66. |
Слово и его значения (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57) |
|
67. |
Однозначные и многозначные слова (§ 58) |
|
68. |
Прямое и переносное значение слов (§ 59) |
|
69. |
Омонимы (§60) |
15 неделя 10-15.12 |
70. |
Синонимы (§ 61) |
|
71. |
(Рр-14) Сжатое изложение. |
|
72. |
Антонимы (§ 62) |
|
73. |
Контрольный диктант по теме "Лексика" |
|
74. |
Эпитет (§ 63) |
16 неделя 17 – 22.12 |
75. |
Метафора (63) Олицетворение (§ 63) |
|
76. |
Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «Перед грозой» (Рр-15) |
|
77. |
Сочинение по картине И.Шишкина «Перед грозой» (Рр-16) |
|
Часть II Морфемика. Словообразование. Орфография (20ч), из них развитие речи (2 ч), к/р 1ч. |
||
78. |
Морфема — значимая часть слова (§ 1). Окончание и основа слова (§ 2) |
|
79. |
Корень (§ 3) |
17 неделя 24-29.12 |
80. |
(Рр-17)Обучающее изложение |
|
81. |
Суффикс (§ 4) |
|
82. |
Приставка (§ 5) Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков (§ 6) |
|
83. |
Чередование гласных е//и в корне (§ 6) |
|
84. |
Чередование звуков о//а в корне слова (§ 6) |
18 неделя 8-13.01 |
85. |
Правописание корней с чередованием -раст- //-ращ- // -рос- (§ 6) |
|
86. |
Правописание корней с чередованиями (§ 6) |
|
87. |
Правописание приставок (§7) |
|
88. |
Правописание приставок на – з, -с. (§7) |
|
89. |
Буквы ы—и в корне после приставок (§ 8) |
|
90. |
Приставки пре- и при- (§ 9) |
|
91. |
Приставки пре- и при- (§ 9) |
|
92. |
Буквы и и ы после ц (§ 10) |
|
93. |
Способы образования слов (§ 11) |
20 неделя 21-26.01 |
94. |
Рр-18).Обучающее сочинение по картине С.А Тутунова «Зима пришла.Детство» |
|
95. |
Способы образования слов. Сложение (§ 11) Морфемный разбор слова (§ 12) |
|
96. |
Контрольный диктант по теме «Правописание корней |
|
97. |
Морфология (1 ч) |
|
98. |
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи (§ 13) Самостоятельные и служебные части речи (§ 14) |
21 неделя 28.01-2.02 |
Имя существительное как часть речи (23 ч), из них развитие речи (5 ч), к/р 1 ч. |
||
99. |
Имя существительное как часть речи (§ 15) |
|
100. |
(Рр-19)Подготовка к сочинению по картине |
|
101. |
Рр-20)Контрольное сочинение № 1 по картине А.А.пластова «Первый снег» |
|
102. |
Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) (§ 16) |
|
103. |
Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик- (§ 17) |
4-9.02 |
104. |
Правописание не с именем существительным (§ 18) |
|
105. |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные (§ 19) |
|
106. |
(Рр-22) Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина |
|
107. |
Имена существительные нарицательные и собственные (§ 20) |
|
108. |
Род имен существительных (§ 21) |
11-16.02 |
109. |
Ь после шипящих на конце имен существительных (§ 21) |
|
110. |
(Рр-23).Описание комнаты |
|
111. |
Имена существительные общего рода (§ 22) |
|
112. |
Род несклоняемых имен существительных(§ 23) |
|
113. |
Склонение имен существительных (§ 24) |
24 неделя 18-23.02 |
114. |
Разносклоняемые имена существительные(§ 24) |
|
115. |
Число имен существительных (§ 25) |
|
116. |
Повторение изученного по теме «Имя существительное» Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (§ 26) |
|
117. |
Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц (§ 26) |
|
118. |
(Рр-24) Сочинение-описание памятника архитектуры |
25 неделя 25.02-2.03 |
119. |
Морфологический разбор имени существительного (§ 27) |
|
120. |
Контрольный диктант по теме «Существительное» |
|
121. |
Повторение изученного по теме «Имя существительное» |
|
Имя прилагательное (17 ч), из них развитие речи (3 ч), к/р 1 ч. |
||
123. |
Имя прилагательное как часть речи (§ 28) |
26 неделя 4-9.03 |
124. |
(Рр-24).Сочинение-описание внешности человека |
|
125. |
Имена прилагательные качественные и относительные (§ 29) |
|
126. |
Притяжательные имена прилагательные (§ 29) |
|
127. |
Согласование имени прилагательного с именами существительными (§ 30) |
|
128. |
Имена прилагательные полные и краткие(§ 31) |
27 неделя 11-16.03
|
129. |
Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного(§32) |
|
130. |
Превосходная степень имени прилагательного(§ 32) |
|
131. |
Правописание -н- и -нн- в прилагательных (§ 33) |
|
132. |
Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными (§33) |
|
133. |
Правописание сложных имен прилагательных (§ 33) |
28 неделя 18-23.03 |
134. |
(Рр-25, 26).Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого ≪Букет цветов, бабочка и птичка>> |
|
135. |
Морфологический разбор имени прилагательного (§ 34) |
|
136. |
Повторение изученного по теме ≪Имя прилагательное как часть речи≫ |
|
137. |
Контрольный диктант по теме «Прилагательное» |
|
Глагол (26ч), развитие речи (3 ч), 2 к/р |
29 неделя 08-13.04 |
|
140. |
Глагол как часть речи (§ 35) |
|
141. |
Правописание не с глаголами (§ 36) |
|
142. |
Инфинитив (§ 37) |
|
143. |
Правописание –тся и –ться в глаголах (§ 38) |
|
144. |
(Рр-27) Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения № 2 |
|
145. |
(Рр- 28) Написание контрольного сочинения-рассуждения |
|
146. |
Вид глагола (§ 39) |
|
147. |
Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-) (§ 39) |
|
148. |
Переходные и непереходные глаголы (§ 40) |
|
150. |
Возвратные глаголы (§ 41) |
22-27.04 |
151. |
(Рр-29) Сочинение ≪Что было бы, если бы…≫ |
|
152. |
Наклонения глагола. Условное наклонение глагола (§ 42) |
|
153. |
Повелительное наклонение глагола. (§ 42) |
|
154. |
Изъявительное наклонение глагола (§ 42) |
|
155. |
Времена глагола. Настоящее время глагола(§ 43) |
32 неделя 06-11.05 |
156. |
Прошедшее время глагола (§ 43) |
|
157. |
Будущее время глагола (§ 43) |
|
158. |
Повторение по теме «Глагол как часть речи». |
|
159. |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
|
160. |
Спряжение глагола (§ 44) |
33 неделя 13.04-18.05 |
161. |
Спряжение глагола (§ 44) |
|
162. |
Разноспрягаемые глаголы (§ 44) |
|
163. |
Безличные глаголы (§ 45) |
|
164. |
Безличные глаголы (§ 45) |
|
165. |
Морфологический разбор глагола (§ 46) |
|
164. |
Контрольный диктант по теме «Глагол». |
|
Повторение изученного (5ч) |
20.05-25.05 |
|
165. |
Повторение по теме «Речь. Речевое общение. Текст» |
|
166. |
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация |
|
167. |
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография». |
|
168. |
Повторение по теме «Лексика». |
|
169. |
Повторение по теме «Морфемика». |
|
170. |
Повторение по теме «Морфология». |
|
Учебно-методическая литература
Программа курса «Русский язык» 5 – 9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское Слово – учебник», 2012.
Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н.Гостев и др.;
под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2014
Мультимедийное приложение, размещённое на сайте издательства «Русское слово».
Интерактивное наглядное пособие «Русский язык».
Евгений Алексеевич