Рабочая программа и КТП по русскому языку, 5 класс

5
1
Материал опубликован 18 September 2018 в группе

 

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 3 им.А.Невского

Евгущенко А.М.

Приказ № от . .2018.

 

 

Рабочая программа по русскому языку

для 5-А, 5-Б классов

на 2018-2019 учебный год

Шулиной О.В., учителя русского языка и литературы

государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского»

Рабочая программа

Пояснительная записка


 

- Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- примерной программы по русскому языку, соответствующей ФГОС;
- авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой М.: ООО «Русское слово»-учебник, 2012;

- учебника  «Русский язык: учебник для 5класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостев – М.: ООО «Русское слово»-учебник, 2014.

Учебным планом государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского»,

который предполагает 5 часов в неделю, 34 рабочих недели, в год отведено 170 часов.

В программе за курс 5 класса на федеральном уровне отведено 175 часов.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения в целях опережающего перехода.

Общая характеристика программы

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Содержание тем учебного курса

О языке (1 ч)

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

 Речь (18ч) (из них развитие речи – 5ч.)

Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).

Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:

а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;

в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.

Композиционные   формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению. Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч)

Синтаксис и пунктуация (24ч) (из них развитие речи – 4ч.)

    Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но,одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (22ч) (из них развитие речи – 4ч.)

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча―ща, чу―щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА(12ч) (из них развитие речи – 3ч.)

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (20 ч) (из них развитие речи – 2ч.)

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (1ч)

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (23ч) (из них развитие речи – 5ч.)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

    Основные способы образования имей существительных. Правила   употребления   при   письме   типичных  суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.   Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (17 ч) (из них развитие речи – 3ч.)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.  Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.

  ГЛАГОЛ (26ч) (из них развитие речи – 3ч.)

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).  Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

  Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и―е (-мир- ―-мер-; -тир- ― -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

Повторение (5ч)

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

  •  

Русский язык — национальный язык русского народа

(1 ч)

  •  

Речь. Речевое общение. Речевая деятельность

(18ч)

  •  

Синтаксис и пунктуация

(24 ч)

  •  

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

(22 ч)

  •  

Лексика

(12 ч)

  •  

Морфемика. Словообразование. Орфография

(20 ч)

  •  

Морфология. Орфография

(67 ч)

  •  

Повторение

(6)

 

Итого

170

Планируемое количество контрольных работ в 5 классе:

четверт

диктант

сочинение

изложение

1 четверть

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1. «Правописаниеорфограмм в корне слова»

Рр-3). Обучающее Сочинение Мой четвероногий друг

(Рр-6). Обучающее Сочинение по картине Е.Н. Широкова Друзья

(Рр-8). Обучающее Сочинение по картине И.Э. Грабаря Зимнее утро или В.Н. Бакшеевой Иней

Обучающее выборочное изложение

Обучающее Подробное изложение

Контрольное изложение№ 1

(Рр-7). ОбучающееСжатое изложение Тетрадки под дождем

2 четверть

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3.

(Рр-13) Обучающее Сочинение по картине А.Н. Семёнова Как прекрасен этот мир

Обучающее Сочинение по картине И. Шишкина Перед грозой

(Рр-9)Обучающее изложение от другого лица

(Рр-10)Обучающее изложение от третьего лица Журавли

(Рр-11, 12) Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица

Рр-14, 15)обучающее Сжатое изложение.

Рр-18)Обучающее изложение

3 четверть

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5

Рр-19).Обучающее сочинение по картине С.А. ТутуноваЗима пришла. Детство

(Рр-20,21 Контрольное сочинение № 1 по картине А.А.

ПластоваПервый снег

Рр-22) Обучающее Описание натюрморта по картине

≪Утренний натюрморт К.С. Петрова-Водкина

 

4 четверть

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6. по теме «Имя прилагательное»

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 7 по теме «Глагол»

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года № 8

(Рр-23). Обучающее сочинение Описание комнаты

(Рр-24 Обучающее Сочинение-описание памятника архитектуры

(Рр-25). Обучающее Сочинение-описание внешности человека

(Рр-26). Обучающее Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка

Рр-27, 28) Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения № 2

Рр-29 Обучающее СочинениеЧто было бы, если бы…

 

итого

8

14 (2 контрольных)

9 (2контрольных)

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия

·               формулировать проблему,

·               выдвигать аргументы,

·               строить логическую цепь рассуждения,

·               находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

·               осуществлять библиографический поиск,

·               извлекать необходимую информацию из различных источников;

·               определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

·               применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др;

Регулятивные универсальные учебные действия

·               ставить и адекватно формулировать цель деятельности,

·               планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

·               осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения языка в школе.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста

• использовать компьютерные инструменты

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль.подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

5-й класс (5 ч. в неделю)

№ п/п

Раздел. Тема.

 

Дата

1.

Русский язык – национальный язык русского народа

1 неделя

03.09.-08.09

 

Речь. Речевая деятельность. Речевое общение. ( 6 часов ,развитие речи 2 ч.)

2.

Язык и речь

3.

(Рр-1).Сочинение

4.

Речь и речевое общение (§2)

5.

Речь устная и письменная (§ 3) Речь книжная и разговорная (§ 4)

6.

Речь диалогическая и монологическая (§ 5)

Речевой этикет (§ 6)

2 неделя

10-15.09

7.

(Рр-2)Подробное изложение

 

Текст (12 ч.), из них развитие речи (3 ч), входная диагностика — (1 ч)

8.

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (§ 7)

9.

Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста (§ 8)

10.

Входная диагностика. Тест

 

11.

Средства связи предложений в тексте (§ 8)

12.

Простой и сложный план текста. Абзац-часть текста.(§ 9)

13.

Рр-3 Сочинение «Мой четвероногий друг»

14.

(Рр — 4).Подготовка и написание контрольного подробного изложения №1

15.

(Рр-5)Написание контрольного подробного изложения. №2

4 неделя

24-19.09

16.

Типы речи (§ 10)
Повествование (§11)

17.

Описание (§ 12)

18.

Рассуждение (§ 13)

19.

Сочетание разных типов речи (§ 14)

 

Синтаксис и пунктуация (24 ч), из них развитие речи (4 ч), 1 к/р

 

20.

Синтаксис и пунктуация (§ 15)

21.

Словосочетание. Разбор словосочетания (§ 16)

22.

(Рр-5) Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья»

23.

Предложение и его признаки (§17)
 

24.

Интонация (§ 18) Логическое ударение (§ 19)


 

8-13.10

25.

Виды предложений по цели высказывания(§ 20) Виды предложений по эмоциональной окраске (§ 21)

26.

(Рр-7).Сжатое изложение « тетрадки под дождем»

27.

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения (§ 22)

28.

Тире между подлежащим и сказуемым (§ 23)

29.

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (§ 24)

7 неделя

15-20.10

30.

Определение (§ 25)

31.

(Рр-8).Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшевой «Иней»

32.

Дополнение (§ 26)

33.

Обстоятельство (§ 27)

34.

Предложения с однородными членами (§ 28)

22-27.10

35.

Обобщающее слово при однородных членах предложения (§29)

36.

Предложения с обращениями (§30)

Предложения с вводными словами (§ 31)

37.

Предложения с прямой речью (§ 32)

38.

Предложения с прямой речью (§ 32)

39.

Синтаксический разбор простого предложения (§ 33)

9 неделя.

29.10 – 3. 11

40.

(Рр-9)Обучающее изложение от другого лица

41.

Простое и сложное предложение(§ 34)

42.

Простое и сложное предложение(§ 34)

43.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

 

Фонетика. Орфоэпия (14 ч), развитие речи (3 ч), 1 к/р

44.

Фонетика. Звук — единица языка

(§ 35—36) Звуки и буквы (§ 37)

10 неделя.

5 – 10. 11


 

45.

(Рр-10)Обучающее изложение от третьего лица «Журавли»

46.

Фонетическая транскрипция (§ 38)

47.

Согласные звонкие и глухие (§ 40) Согласные твердые и мягкие (§ 41)

48.

Обозначение мягкости согласных (§ 42)

49.

Правописание Ь (§ 42)

11 неделя

12-17.11

50.

Позиционные чередования гласных (§ 43)

51.

Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица(Рр-11)

52.

(Рр-12)Написание контрольного изложения № 2 от третьего лица

53.

Слог. Ударение (§44—45)

54.

Орфоэпия (§ 46) Произношение гласных звуков (§ 47)


 

19-24.11

55.

Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных (§ 48)

56.

Произношение сочетаний согласных звуков (§ 48) Выразительные средства фонетики (§ 49)

57.

Контрольный диктант по теме "Фонетика"

 

Графика. Орфография (8 ч), из них развитие речи (1 ч), к/р 1ч.

58.

Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв (§ 50—51)

59.

Орфография. Правописание гласных в корне слова(§ 52—53)

26-1.12

60.

Правописание непроверяемых гласных в корне слова(§ 53)

61.

Правописание гласных в корне слова (§ 53)

62.

(Рр-13)Сочинение по картине А.Н. Семёнова «Как прекрасен этот мир»

63.

Правописание согласных в корне слова(§ 54)

64.

Правописание удвоенных согласных в корне слова (§ 54)

 

14 неделя

3-8.12


 

65.

Проверочная работа по теме «Графика. Орфография»

 

Лексика (12 ч), из них развитие речи (3 ч), к/р 1 ч.

66.

Слово и его значения (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57)

67.

Однозначные и многозначные слова (§ 58)

68.

Прямое и переносное значение слов (§ 59)

69.

Омонимы (§60)

15 неделя

10-15.12

70.

Синонимы (§ 61)

71.

(Рр-14) Сжатое изложение.

72.

Антонимы (§ 62)

73.

Контрольный диктант по теме "Лексика"

74.

Эпитет (§ 63)

16 неделя

17 – 22.12

75.

Метафора (63) Олицетворение (§ 63)

76.

Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «Перед грозой» (Рр-15)

77.

Сочинение по картине И.Шишкина «Перед грозой» (Рр-16)

 

Часть II

Морфемика. Словообразование. Орфография (20ч), из них развитие речи (2 ч), к/р 1ч.

78.

Морфема — значимая часть слова (§ 1). Окончание и основа слова (§ 2)

79.

Корень (§ 3)

17 неделя

24-29.12

80.

(Рр-17)Обучающее изложение

81.

Суффикс (§ 4)

82.

Приставка (§ 5) Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков (§ 6)

83.

Чередование гласных е//и в корне (§ 6)

84.

Чередование звуков о//а в корне слова (§ 6)

18 неделя

8-13.01

85.

Правописание корней с чередованием -раст- //-ращ- // -рос- (§ 6)

 

86.

Правописание корней с чередованиями (§ 6)

87.

Правописание приставок (§7)

88.

Правописание приставок на – з, -с. (§7)

 

89.

Буквы ы—и в корне после приставок (§ 8)

90.

Приставки пре- и при- (§ 9)

91.

Приставки пре- и при- (§ 9)

92.

Буквы и и ы после ц (§ 10)

93.

Способы образования слов (§ 11)

20 неделя

21-26.01

94.

Рр-18).Обучающее сочинение по картине С.А Тутунова «Зима пришла.Детство»

95.

Способы образования слов. Сложение (§ 11) Морфемный разбор слова (§ 12)
 

96.

Контрольный диктант по теме «Правописание корней

 

97.

Морфология (1 ч)

98.

Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи (§ 13) Самостоятельные и служебные части речи (§ 14)


 

21 неделя

28.01-2.02

 

Имя существительное как часть речи (23 ч), из них развитие речи (5 ч), к/р 1 ч.

99.

Имя существительное как часть речи (§ 15)

100.

(Рр-19)Подготовка к сочинению по картине

101.

Рр-20)Контрольное сочинение № 1 по картине А.А.пластова «Первый снег»

102.

Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) (§ 16)

103.

Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик- (§ 17)



22 неделя

4-9.02

104.

Правописание не с именем существительным (§ 18)

105.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные (§ 19)

106.

(Рр-22) Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина

107.

Имена существительные нарицательные и собственные (§ 20)

108.

Род имен существительных (§ 21)

11-16.02

109.

Ь после шипящих на конце имен существительных (§ 21)

110.

(Рр-23).Описание комнаты

111.

Имена существительные общего рода (§ 22)

112.

Род несклоняемых имен существительных(§ 23)

 

113.

Склонение имен существительных (§ 24)


 

24 неделя

18-23.02

114.

Разносклоняемые имена существительные(§ 24)

115.

Число имен существительных (§ 25)

116.

Повторение изученного по теме «Имя существительное» Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (§ 26)

117.

Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц (§ 26)

118.

(Рр-24) Сочинение-описание памятника архитектуры


 

25 неделя

25.02-2.03

119.

Морфологический разбор имени существительного (§ 27)

120.

Контрольный диктант по теме «Существительное»

121.

Повторение изученного по теме «Имя существительное»

 

Имя прилагательное (17 ч), из них развитие речи (3 ч), к/р 1 ч.

123.

Имя прилагательное как часть речи (§ 28)


 

26 неделя

4-9.03

124.

(Рр-24).Сочинение-описание внешности человека

125.

Имена прилагательные качественные и относительные (§ 29)

126.

Притяжательные имена прилагательные (§ 29)

127.

Согласование имени прилагательного с именами существительными (§ 30)

128.

Имена прилагательные полные и краткие(§ 31)


 

27 неделя

11-16.03




 

129.

Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного(§32)

130.

Превосходная степень имени прилагательного(§ 32)

131.

Правописание -н- и -нн- в прилагательных (§ 33)

132.

Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными (§33)

133.

Правописание сложных имен прилагательных (§ 33)

28 неделя

18-23.03

134.

(Рр-25, 26).Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка>>

135.

Морфологический разбор имени прилагательного (§ 34)

136.

Повторение изученного по теме Имя прилагательное как часть речи

137.

Контрольный диктант по теме «Прилагательное»

 

Глагол (26ч), развитие речи (3 ч), 2 к/р

29 неделя

08-13.04

140.

Глагол как часть речи (§ 35)

141.

Правописание не с глаголами (§ 36)

142.

Инфинитив (§ 37)

143.

Правописание –тся и –ться в глаголах (§ 38)

144.

(Рр-27) Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения № 2


30 неделя
15-20.04

145.

(Рр- 28) Написание контрольного сочинения-рассуждения

146.

Вид глагола (§ 39)

147.

Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-) (§ 39)

148.

Переходные и непереходные глаголы (§ 40)

150.

Возвратные глаголы (§ 41)

22-27.04

151.

(Рр-29) Сочинение Что было бы, если бы…

152.

Наклонения глагола. Условное наклонение глагола (§ 42)

153.

Повелительное наклонение глагола. (§ 42)

154.

Изъявительное наклонение глагола (§ 42)

155.

Времена глагола.

Настоящее время глагола(§ 43)

32 неделя

06-11.05

156.

Прошедшее время глагола (§ 43)

157.

Будущее время глагола (§ 43)

158.

Повторение по теме «Глагол как часть речи».

159.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

160.

Спряжение глагола (§ 44)

33 неделя

13.04-18.05

161.

Спряжение глагола (§ 44)

162.

Разноспрягаемые глаголы (§ 44)

163.

Безличные глаголы (§ 45)

164.

Безличные глаголы (§ 45)

165.

Морфологический разбор глагола (§ 46)

164.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

 

Повторение изученного (5ч)

34 неделя

20.05-25.05

165.

Повторение по теме «Речь. Речевое общение. Текст»

166.

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация

167.

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».

168.

Повторение по теме «Лексика».

169.

Повторение по теме «Морфемика».

170.

Повторение по теме «Морфология».

   

Учебно-методическая литература

Программа курса «Русский язык» 5 – 9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское Слово – учебник», 2012.

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н.Гостев и др.;

под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2014

Мультимедийное приложение, размещённое на сайте издательства «Русское слово».

Интерактивное наглядное пособие «Русский язык».

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это же огромный труд...

18 September 2018