Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
«Рассмотрено» Руководитель ШМО МБОУ «Кляушская СОШ» __________ /Павлова Е.А./ Протокол №____ от«____» __________ 2017г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Кляушская СОШ» __________ /Ефимова Ф.А./ «____» __________ 2017 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Кляушская СОШ» __________ /Галимуллин И.Ф./ «____» __________ 2017 г. Приказ № ____ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кляушская средняя общеобразовательное школа»
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
по русскому языку в 5 классе
Хакимовой Айслу Рустамовны
учителя русского языка и литературы
Рассмотрено и принято
на заседании
педагогического совета
протокол № _____
от « »__________2017г
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК для 5 класса на 2017-2018 учебный год для 2-4 четверти является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ «Об образовании»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1015;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897;
- Федеральный и региональный базисный учебный план;
- Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах», «Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО» от 07.08.2015 г. № 08-1228;
- Нормативно-правовые акты Республики Татарстан, регламентирующие вопросы о рабочих программах учебных предметов, курсов и занятий внеурочной деятельности;
- Устав МБОУ«Кляушская СОШ»;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кляушская СОШ » (ФГОС);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Учебный план МБОУ «Кляушская СОШ» изменен в связи с изменениями стандарта;
- Календарный учебный график работы МБОУ «Кляушская СОШ»;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Кляушская СОШ» и рабочая программа по русскому языку изменен в связи с изменением учебного плана школы;
-Программы для общеобразовательных учреждений: Рабочие программы. (Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.), откорректированной по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Кляушская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
- Учебник: Русский язык 5 класс в 2-х частях под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. М.: Просвещение, 2015 год
- в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный № 19993).
При составлении рабочей программы учтены методические рекомендации ИРО РТ.
Структура документа. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
В программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
Воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности русского языка.
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствования способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Главными задачами реализации Программы являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
для знакомства обучающихся с методами научного познания;
для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Вклад предмета «Русский язык» в достижение целей основного общего образования. Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык РФ; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции русского языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникаций, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и понятиях.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание русского языках как формы выражения национальной культуры, понимания взаимосвязей языка и истории народа, национально-культурной специфике русского языка.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности.
Усиление коммуникатвно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения курса русского языка являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия; познавательные универсальные учебные действия; регулятивные универсальные учебные действия. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.
Таким образом, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средне полной школы, средних специальных учебных заведениях и т.д
Место курса русский язык в базисном учебном (образовательном) плане
Учебный план МБОУ «Кляушская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в 5 классе предусматривает изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 166 ч.(1четверть – 4часа, 2 четверть – 5 часов)
Содержание курса русского языка в 5-6 классах по существу является переструктурированным и углубленным содержанием курса начальной школы. Необходимость переструктурирования задает практическая цель курса: овладение языковыми средствами; а основой переструктурирования является коммуникативная рамка (постоянное удерживание позиций пишущего/говорящего и читающего/слушающего).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разного видами чтения текста разного стилей и жанров текстов;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенносей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических норм современного русского литературного языка, соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты и мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждения актуальных тем; овладение национально культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения.
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета.
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речиКультура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языкеРоль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графикаЗвуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразованиеСостав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеологияСлово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
МорфологияЧасти речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
СинтаксисЕдиницы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуацияОрфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Раздел 1. Язык и общение (3 часа)
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая, монологическая. Монолог. Виды монолога. Диалог, виды диалога.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирование, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соостветствии с ситуацией речевго общения. Овладение различного видами чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему.
Текст.
Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функионально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Функциональные разновидности языка.
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально деловой; язык художественной литературы.
Сфера употребления. Типичные ситуации речевого общения, задачи речи. Языковые средства. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры стилей.
Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями: докладом, рефератом; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.
Общие сведения о языке.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ, язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционального современного русского языка.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Лингвистика как наука о языка.
Основные разделы лингвистки.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Осознание красоты, богатства и выразительности русского языка. Ознакомление с элементарными сведениями развития русистики.
Раздел 2. Вспоминаем, повторяем, изучаем (ч) Звуки и буквы. Произношение, правописание.
Орфограммы
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Проверяемые согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Буквы и.у,а после шипящих.
Разделительные Ъ и Ь
Написание предлогов другими словами
Текст. Тема текста
Основная мысль текста
Части речи
Глагол.- тся, -ться в глаголах. Личные окончания в глаголах
Имя существительное
Имя прилагательное Местоимение
Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица. Типы словосочетаний. Разбор словосочетания.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: распространенные, нераспространенны.
Предложения осложненной и не осложненной структуры. Однородные члены предложения, обращения. Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи. Прямая речь, диалог.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Основные выразительные средства фонетика.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Осознание смыслоразличительной функции звуков в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких. Проведение фонетического разбора слов.
Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственно речевой практике.
Наблюдение за использование выразительных средств фонетики в художественной речи.
Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв, соотношение звука и буквы, обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Прописные и строчные буквы.
Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Овладение звуковым и буквенным анализом слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, SMS-сообщениях.
Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма и ее функции. Варианты норм. Орфоэпический. Толковый словарь и их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Раздел 5. Лексика. Культура речи
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.
Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения его активного и пассивного запаса. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел лингвистики. Морфемика как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корне слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слов. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Особенности словообразования слов различных частей речи.
Основные выразительные средства словообразования.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учета его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слова.
Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слов.
Применение знаний и умений в морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Наблюдение за использованием различных средств словообразования в художественной речи
Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи.
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи. Общее категориальное значение, морфологические свойства частей речи.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.
Проведение морфологического разбора слов разных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использование средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 8. Повторение и систематизация изученного.
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь знаков. Слитные, дефисные, раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом не осложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи и в диалоге.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
IV. Тематическое планирование.
1 |
Тема урока |
К.ч. |
Виды деятельности |
Дата |
Прим. |
|
План. |
Факт |
|||||
Язык и общение (2ч+1ч) |
||||||
1 |
Язык и человек. Язык и речь. Читаем учебник. |
1 |
Разграничивать язык и речь Различать разновидности речи, условия их использования. Выявлять особенности видов и форм речи. |
|||
2 |
Язык и его единицы |
1 |
Адекватно употреблять языковые средства при устном общении. Соблюдать нормы речевого этикета при общении. |
|||
3 |
Р.Р. Композиционные и языковые признаки стиля речи. |
1 |
Различать разговорную и книжную речь. Ориентироваться в условиях общения. Вести диалог на бытовые и учебные темы. |
|||
Вспоминаем, повторяем, изучаем (15ч+5ч+1ч) |
||||||
4 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание |
1 |
Различать на слух и правильно произносить ударные и безударные гласные, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные; классифицировать и группировать звуки речи по заданным параметрам звукового состава. Осуществлять устно и письменно фонетический разбор |
|||
5 |
Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
1 |
Сочетать согласные; правильно подбирать проверочные слова, графически выделять орфограммы. |
|||
6 |
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. |
1 |
Правильно писать слова с непроверяемыми согласными, пользоваться орфографическим словарём. |
|||
7 |
КР Входная контрольная работа. Диктант |
1 |
Выполнять задания, правильно писать текст |
|||
8 |
РНО Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
1 |
Правильно работать с алгоритмом, писать слова, находить способы проверки. |
|||
9 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
1 |
Правильно произносить слова с непроизносимыми согласными. |
|||
10 |
Буквы и, у, а после шипящих. |
1 |
Распознавать орфограмму правильно после шипящих, правильно работать с алгоритмом, находить орфограммы в слове по опознавательному признаку, составлять опорные схемы. |
|||
11 |
Разделительные Ъ и Ь. |
1 |
Распознавать орфограмму, правильно писать слова с разделительными, |
|||
Раздельное написание предлогов с другими словами. |
1 |
Правильно писать предлоги со словами, употреблять в речи синонимы-антонимы. Разграничивать смешиваемые орфограммы, работать с орфографическим словарем. |
||||
12 |
Р.Р. Текст. |
1 |
Осознавать основные признаки текста. Определять тему текста, формулировать основную мысль, ориентироваться в структуре текста. Находить а тексте начало, основную, заключительную часть. Выделять абзацы. Выделять главную, второстепенную информацию, комментировать содержание текста. |
|||
13 |
Р.Р. Обучающее изложение ( по Г.А. Скребицкому, упр.70) |
1 |
Писать разные виды изложений, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение на основе прочитанного текста. |
|||
14 |
Части речи. Глагол |
1 |
Распознавать глаголы, определять их грамматические признаки, употреблять сочетания глаголов в неопределенной форме. |
|||
15 |
Правописание -тся и -ться в глаголах. |
1 |
Определять правильно орфограмму, пользоваться алгоритмом, выполнять упражнения, правильно использовать возвратные глаголы. |
|||
16 |
Личные окончания глаголов. |
1 |
Правильно образовывать и определять спряжения глагола; правильно произносить и писать личные окончания первого и второго спряжения. |
|||
17 |
Р.Р. Тема текста. |
1 |
Осознавать основные признаки текста. Определять тему текста, формулировать основную мысль, ориентироваться в структуре текста. Находить а тексте начало, основную, заключительную часть. Выделять абзацы. Выделять главную, второстепенную информацию, комментировать содержание текста |
|||
18 |
Имя существительное как часть речи. |
1 |
Распознавать существительные как часть речи по общему вопросу и значению; Определять его грамматические признаки, синтаксическую функцию. |
|||
19 |
Падежные окончания существительных. |
1 |
Правильно образовывать падежную форму, требуемую по контексту; правильно определять падежные формы существительных ля выражения субъектных, объектных, обстоятельственных отношений. |
|||
20 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
Распознавать прилагательное как часть речи по общему вопросу и значению; Определять его грамматические признаки, синтаксическую функцию. |
|||
21 |
Местоимение как часть речи. |
1 |
Распознавать местоимение как часть речи по общему вопросу и значению; Определять его грамматические признаки, синтаксическую функцию. Группировать местоимение по заданным морфологическим признакам, сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи |
|||
22 |
Р.Р. Основная мысль текста. |
1 |
Осознавать основные признаки текста. Определять тему текста, формулировать основную мысль, ориентироваться в структуре текста. Находить а тексте начало, основную, заключительную часть. Выделять абзацы. Выделять главную, второстепенную информацию, комментировать содержание текста |
|||
23 |
Р.Р. Обучающее сочинение- описание по картине А.А. Пластова «Летом» |
1 |
Писать разные виды сочинений, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение по предложенной теме. |
|||
24 |
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». |
1 |
Выполнять задания, правильно писать текст |
|||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (20ч+2ч+2ч) |
||||||
25 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
1 |
Исправление ошибок, редактирование, подбор примеров |
|||
26 |
Синтаксис. Пунктуация. |
1 |
Выполнять задания в группах, парах. Работать с учебником, таблицами. |
|||
27 |
Словосочетание. Способы выражения грамматической связи в словосочетании. |
1 |
Выделять словосочетания при анализе предложения, понимать и доказывать отличия словосочетания от слова, предложения; Работа по индивидуальному пакету заданий |
|||
28 |
Разбор словосочетания. |
1 |
Правильно выполнять разбор словосочетания, определять главное и зависимые слова; правильно употреблять форму зависимого слова при управлении и согласовании; Выполнение упражнений |
|||
29 |
Р.Р. Сжатое изложение. (Упр.127) |
1 |
Писать разные виды изложений, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение на основе прочитанного текста |
|||
30 |
Предложение. Виды предложений по цели высказывания |
1 |
Выделять грамматическую основу предложения, охарактеризовывать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; Пользоваться в речи побудительными, вопросительными и восклицательными предложениями; Правильно интонировать их, выделяя голосом нужные по смыслу слова. |
|||
31 |
Виды предложений по интонации. |
1 |
Выделять грамматическую основу предложения, охарактеризовывать предложения эмоциональной окраске; Пользоваться в речи восклицательными предложениями; Правильно интонировать их, выделяя голосом нужные по смыслу слова. Пользоваться при построении предложений прямым и обратным порядком слов; |
|||
32 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
1 |
Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор простого предложения. Находить в предложении подлежащее, графически его выделять. |
|||
33 |
Сказуемое. |
1
|
Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор простого предложения. Находить в предложении сказуемое, графически его выделять |
|||
34 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
Разграничивать простые предложения со сказуемым, выраженным именем существительным, расставлять правильно знак препинания. |
|||
35 |
Дополнение. |
1 |
Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор простого предложения. Находить в предложении дополнение, графически его выделять |
|||
36 |
Определение. |
1 |
Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор простого предложения. Находить в предложении определение, графически его выделять |
|||
37 |
Обстоятельство. |
1 |
Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор простого предложения. Находить в предложении обстоятельство, графически его выделять |
|||
38 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1 |
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения; осознавать и употреблять в речи однородные предложения, производить разбор предложения с однородными членами. |
|||
39 |
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. |
1 |
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами; осознавать и употреблять в речи конструкции с обобщающими словами, производить разбор предложения, соблюдать интонацию и пунктуацию в предложения с обобщающим словом. |
|||
40 |
Предложения с обращениями. |
1 |
Разграничивать в предложениях обращения и подлежащее, употреблять обращение в диалогической и монологической речи, в письмах, в объявлениях. |
|||
41 |
Р.Р. Письмо. |
1 |
Писать разные виды творческих текстов, составлять простой Составлять письменное сообщение по предложенной теме |
|||
42 |
К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения» |
1 |
Выполнение письменной работы, правильно писать текст. |
|||
43 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
1 |
Редактирование, Исправление ошибок, подбор примеров. |
|||
44 45 |
Знаки препинания в сложном предложении. |
2 |
Различать простое предложение от сложного, объяснять расстановку знаков препинания, употреблять в устной и письменной речи сложное предложения, правильно интонировать. |
|||
46 |
Синтаксический разбор сложного предложения. |
1 |
Выполнять синтаксический разбор сложного предложения, Работать с планом разбора. |
|||
47 |
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
1 |
Выделять в предложении прямую речь, слова автора; Объяснять постановку знаков препинания. |
|||
48 |
Диалог |
1 |
Различать предложения с прямой речью и диалог; оформлять диалог в письменной речи. |
|||
49 |
К.Р. Контрольный тест по теме «Синтаксис и пунктуация» |
1 |
Правильное выполнение контрольного теста по теме. |
|||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (10ч+4ч+1ч) |
||||||
50 |
Фонетика. Гласные звуки. |
1 |
Различать на слух и правильно произносить ударные и безударные гласные, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные; классифицировать и группировать звуки речи по заданным параметрам звукового состава. Осуществлять устно и письменно фонетический разбор. |
|||
50 |
Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие |
1 |
Различать на слух и правильно произносить мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные; классифицировать и группировать звуки речи по заданным параметрам звукового состава. Осуществлять устно и письменно фонетический разбор |
|||
51 |
Позиционные чередования гласных и согласных. |
1 |
Произносить русские звуки с учетом их позиционных изменений. |
|||
52 |
Р.Р. Повествование. |
1 |
Различать типы речи по цели и объекту; Определять стилистические разновидности повествования; Составлять рассказы о событиях, происходящих в жизни, описанных в художественных произведения. Увиденных в телепередачах; Находить в целом тексте фрагменты повествования. |
|||
53 |
Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка».) |
1 |
Писать разные виды изложений, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение на основе прочитанного текста. |
|||
54 |
Согласные звонкие и глухие. |
1 |
Различать на слух и правильно произносить мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные; классифицировать и группировать звуки речи по заданным параметрам звукового состава. Осуществлять устно и письменно фонетический разбор |
|||
55 |
Графика. Алфавит. |
1 |
Правильно произносить буквы алфавита; воспроизводить последовательность букв в алфавите; сопоставлять русский алфавит с азбукой; Пользоваться алфавитом в бытовой речи. Распознавать прописную и строчную буквы, пользоваться графическим обозначением буквы. Использовать знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS-сообщений. Осознавать значение письма в истории развития человечества; Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. |
|||
56 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. |
1 |
Разграничивать разные способы обозначения мягкости согласных, отличать функции мягкого знака (разделительная, смягчение согласных) |
|||
57 |
Двойная роль букв е,ё,ю,я. |
1 |
Разграничивать разные способы обозначения мягкости согласных,); Распознавать функции букв е, ё, ю, я для обозначения звуков. |
|||
58 |
Орфоэпия. |
1 |
Овладевать основными правилами русского литературного произношения: нормы произношения безударных гласных звуков, сочетания согласных, иноязычных слов, русских имен и отчеств, искать и находить в словарях справки о произношении и ударении в слове. |
|||
59 |
Фонетический разбор слова. |
1 |
Осуществлять устно и письменно фонетический разбор, работать по образцу. |
|||
60 |
К.Р.Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». |
1 |
Правильное выполнять контрольный тест по теме. |
|||
61 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» |
1 |
Редактирование, исправление ошибок, подбор примеров. Составление рабочих материалов: плана, лексических средств. |
|||
62 |
Р.Р. Написание сочинения. Описание предметов, изображённых на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (продолжение) |
1 |
Писать сочинение-описание по картине; создавать текст |
|||
Лексика. Культура речи. (9ч+1ч+4ч) |
||||||
63 |
Анализ ошибок. Слово и его лексическое значение. |
1 |
Выполнять задания в группах и индивидуально. Работать со словарями. |
|||
64 |
Однозначные и многозначные слова. |
1 |
Определять лексическое значение слов; отличать однозначные и многозначные слова; Употреблять в речи однозначные и многозначные слова; Работать с толковыми словарями. |
|||
65 |
Закрепление темы «Однозначные и многозначные слова» |
1 |
Выполнять задания. Работать с учебником и другими источниками информации. |
|||
66 |
Прямое и переносное значение слова. |
1 |
Употреблять в речи слова в прямом и переносном значениях; Отличать слова в прямом и переносном значениях. |
|||
67 |
Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении. |
1 |
Находить в тексте основные виды тропов, понимать их значение; Работать с художественном текстом произведения. |
|||
68 |
Омонимы. Роль омонимов в речи. |
1 |
Употреблять в речи слова омонимы; различать их от значения, обосновывать их роль в речи. |
|||
69 |
Синонимы. Роль синонимов в речи. |
1 |
Выделять общее и различное в значениях слов. Сравнивать словарные определения одного слова и разных слов. Составлять синонимические ряды. Производить синонимическую замену в тексте. Анализировать когда нужна и возможна замена? |
|||
70 |
Р.Р. Подготовка к сочинению о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
1 |
Подбор рабочих материалов, лексических средств, план сочинения. |
|||
71 |
Р.Р. Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» |
1 |
Писать разные виды сочинений, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение по предложенной теме. |
|||
72 |
Анализ допущенных ошибок |
1 |
Редактирование, Исправление ошибок, подбор примеров. |
|||
73 |
Антонимы. Роль антонимов в речи. |
1 |
Употреблять в речи антонимы, находить в художественных текстах антонимы. Определять их роль. |
|||
74 |
Повторение по теме «Лексика. Культура речи». |
1 |
Выполнять упражнения в группах, работа с учебником и другими видами информации. |
|||
75 |
К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи». |
1 |
Правильно выполнить задания контрольного теста по теме. |
|||
76 |
Р.Р. Подготовка к подробному изложению ( К.Г.Паустовский «Первый снег») |
1 |
Подбор рабочих материалов, составление плана. |
|||
77 |
Р.Р. Написание подробного изложения (К.Г.Паустовский «Первый снег») |
1 |
Писать подробное изложение, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение на основе прочитанного текста |
|||
Морфемика. Орфография. Культура речи. (20ч+2ч+1ч) Учебник часть II |
||||||
78 |
Морфемика как раздел лингвистики |
1 |
Выделять морфемы слова. Определять значение слова по словообразовательным элементам. Производить анализ слова по составу. Овладеть основными понятиями морфемики. |
|||
79 |
Морфема. Изменение и образование слов. |
1 |
Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличать морфему от других значимых единиц языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы. |
|||
80 |
Окончание. Основа слова. |
1 |
Определять значения окончаний. Наблюдать над изменениями окончания – изменениями смыслов предложения. Преобразовывать предложения (изменение грамматического значения одного слова – изменение форм других слов). Восстанавливать деформированный текст (пропуск окончаний). |
|||
81 |
Корень слова. |
1 |
Выделять морфемы слова, определять значение слова. |
|||
82 |
Однокоренные слова. |
1 |
Производить морфемный анализ. Составлять ряды родственных слов. Выводить закономерности (правила). Различать омонимичные корни в контексте. Восстанавливать деформированный текст (пропущенные корни, пропущенные слова). Понимать значение незнакомого слова на основе его морфемной структуры и контекста. |
|||
83 |
Приставка. |
1 |
Выполнение морфемного анализа. Выделять общее и различное в значениях приставок. Выделять закономерности (правила). Понимать значение незнакомого (устаревшего, окказионального) слова на основе его морфемной структуры и контекста. |
|||
84 |
Р.Р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия» |
1 |
Писать сочинение-рассуждение, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение по предложенной теме. |
|||
85 |
Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Суффикс. |
1 |
Редактирование, исправление ошибок, подбор примеров. Выполнение морфемного анализа. Выделение общего и различного в значениях суффиксов. Выведение закономерности (правила). Восстановление деформированного текста (пропущенные суффиксы, слова). |
|||
86 |
Чередование звуков. |
1 |
Произносить русские звуки с учетом их позиционных изменений. |
|||
87 |
Беглые гласные. |
1 |
Наблюдать за перемещением буквы в слове в пределах парадигмы. |
|||
88 |
Варианты морфем |
1 |
Определять варианты морфем, осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный разбор, пользоваться морфемными и словообразовательными словарями. |
|||
89 |
Морфемный разбор слова. |
1 |
Выполнение устного и письменного морфемный анализ; Выделять морфемы в слове. |
|||
90 |
Правописание гласных и согласных в приставках. |
1 |
Выделять орфограмму в приставке; Пользоваться алгоритмом написания слова; Выполнять коллективные упражнения. |
|||
91 |
Буквы З и С на конце приставок. |
1 |
Распознавать орфограмму, разграничивать буквы З и С на конце приставок; Выполнять индивидуальные задания. Работать с учебником |
|||
92 |
Буквы о –а в корне лаг –лож |
1 |
Распознавать орфограмму в корне слова; Пользоваться алгоритмом написания буквы; Работать с текстом. |
|||
93 |
Буквы О –А в корне раст –ращ-рос |
1 |
Распознавать орфограмму в корне слова; Пользоваться алгоритмом написания буквы; Работать с текстом. |
|||
94 |
Буквы ё –е после шипящих. |
1 |
Распознавать орфограмму в корне слова; Пользоваться алгоритмом написания буквы; Работать с текстом. |
|||
95 |
Буквы Ы-И после Ц |
1 |
Распознавать орфограмму в корне слова; Пользоваться алгоритмом написания буквы, опознавательными признаками орфограммы; Работать с текстом.
|
|||
96 |
Повторение по теме «Морфемика». |
1 |
Выполнять упражнения, работать в парах. Отвечать устно и письменно. Работа с разными источниками информации. |
|||
97 |
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика». |
1 |
Правильное написание текста, выполнение предложенных заданий по теме |
|||
98 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
1 |
Редактирование, Исправление ошибок, подбор примеров. |
|||
99 |
Р.Р. Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы |
1 |
Писать сочинение-описание по картине, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение по предложенной теме. |
|||
Морфология. Орфография. Культура речи. (36 ч) |
||||||
Имя существительное (13ч+3ч+1ч) |
||||||
100 |
Анализ ошибок. Имя существительное как часть речи. |
1 |
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение; морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. |
|||
101 |
Р.Р. Доказательства в рассуждении. |
1 |
Создавать собственные тексты с использованием доказательства в рассуждении. Аргументировать, доказывать свое суждение. Отличать тексты повествования, описании, рассуждения. Составлять рассуждение: выдвигать тезис, обосновывать его, аргументировать, приводить примеры из изучаемых предметов, формулировать вывод. |
|||
102 103 |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. |
2 |
Распознавать одушевленные, неодушевленные, выполнять упражнения, индивидульные задания; Работать с учебником. |
|||
104 |
Имена существительные собственные и нарицательные. |
1 |
Распознавать собственные, нарицательные. выполнять упражнения, индивидульные задания; Работать с учебником. |
|||
105 |
Р.Р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение. (Упр. 513.) |
1 |
Писать сжатое изложение с элементами рассуждения, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение на основе прочитанного текста. |
|||
106 |
Анализ допущенных ошибок |
1 |
Редактирование, Исправление ошибок, подбор примеров. |
|||
107 |
Род имён существительных. |
1 |
Распознавать имена существительные женского, мужского, среднего и общего рода. Выполнять упражнения, индивидульные задания; Работать с учебником |
|||
108 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
1 |
Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа, приводить соответствующие примеры. |
|||
109 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. |
1 |
Распознавать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, приводить соответствующие примеры. Выполнять тренировочные упражнения. |
|||
110 |
Три склонения имён существительных. |
1 |
Распознавать имена существительные 1,2.3 склонения. Выполнять упражнения на разграничение склонений. |
|||
111 |
Падеж имён существительных |
1 |
Определять падеж имен существительных; Работать с текстами. |
|||
112 113 |
Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе. |
2 |
Правильно писать падежные окончания имен существительных; Пользоваться алгоритмом написания; Работать с таблицей. |
|||
114 |
Множественное число имён существительных. |
1 |
Определять число имен существительных; Отличать множественное число от единственного; Выполнять коллективные задания. |
|||
115 |
Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. |
1 |
Распознавать орфограмму в окончаниях существительных по опознавательными признакам; Выделять графически на письме, правильно писать слова с данной орфограммой. |
|||
116 117 |
Морфологический разбор имени существительного. |
2 |
Выполнять морфологический разбор имени существительного; Работать с образцами, планом. |
|||
118 |
Р.Р. Сочинение –описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». |
1 |
Писать сочинение-описание по картине, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение по предложенной теме. |
|||
119 |
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» |
1 |
Правильно писать текст. Выполнять задания к нему. |
|||
120 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
1 |
Редактирование. Исправление ошибок, подбор примеров. |
|||
Имя прилагательное (8ч+1ч+1ч) |
||||||
121 122 |
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи. |
1 |
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение; морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. |
|||
123 |
Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. |
1 |
Правильно писать и произносить падежные окончания прилагательных единственного и множественного числа. Выполнять задания, индивидуальные упражнения. |
|||
124 |
Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных. |
1 |
Распознавать орфограмму по опознавательному признаку в окончаниях прилагательных, графически выделять на письме, правильно писать слова с данной орфограммой. |
|||
124 |
Р.Р. Описание животного. Подробное изложение.(А.И.Куприн « Ю-ю») |
1 |
Писать разные виды изложений, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение на основе прочитанного текста. |
|||
125 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. |
1 |
Редактирование, подбор примеров |
|||
126 |
Прилагательные полные и краткие. |
1 |
Правильно писать краткие прилагательные по измени по родам и числам; Распознавать полные и краткие прилагательные. Выполнять упражнения, работать с учебником и другими источниками информации. |
|||
127 |
Краткие прилагательные с основой на шипящую. |
1 |
Работать с самоинструкцией «Правописание кратких прилагательных с основой на щипящие». Распознавать мягкий знак в разных частях речи. |
|||
128 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1 |
Выполнять морфологический разбор прилагательного; Работать по плану и образцу. |
|||
129 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
1 |
Работа с учебником; Выполнять письменно упражнения; Отвечать на вопросы по теме. |
|||
130 |
К.Р. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». |
1 |
Правильно выполнять задания теста по теме. |
|||
Глагол (15ч+4ч+1ч) |
||||||
131 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. |
1 |
Редактирование, исправление ошибок, подбор примеров. |
|||
132 |
Глагол как часть речи. |
1 |
Распознавать глаголы; Определять их грамматические признаки; Устанавливать синтаксическую функцию; Группировать глаголы по заданным грамматическим признакам. |
|||
133 134 |
Не с глаголами. |
2 |
Распознавать орфограмму; Правильно писать слова- глаголы с НЕ. Различать частицу и прставку. |
|||
135 |
Неопределённая форма глагола. |
1 |
Употреблять словосочетания с глаголами в неопределенной форме. Выполнять коллективные задания в группе. Работать с учебником. |
|||
136 |
Виды глагола. |
1 |
Различать глаголы совершенного, несовершенного вида, Правильно употреблять их в речи. Выполнять коллективные задания в группе. Работать с учебником. |
|||
137 |
Буквы Е –И в корне с чередованием. |
1 |
Распознавать орфограмму; Использовать алгоритм при выборе буквы в корне с чередованием. Выполнять коллективные задания в группе. Работать с учебником. |
|||
138 |
Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой |
1 |
Писать разные виды сочинений, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение по предложенной теме. |
|||
139 140 |
Прошедшее время глагола. |
2 |
Различать глаголы-сказуемые в прошедшем времени. Правильно образовывать и писать глаголы в прошедшем времени; Согласовывать в роде, лице и числе глаголы-сказуемые в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным мужского, женского и среднего рода. Местоимением 3 лица. |
|||
141 |
Настоящее время глагола. |
1 |
Различать глаголы-сказуемые в настоящем времени. Правильно образовывать и писать глаголы в настоящем времени; Согласовывать в роде, лице и числе глаголы-сказуемые в настоящем времени с подлежащим, выраженным существительным мужского, женского и среднего рода. Местоимением 3 лица. Определять по грамматическим признакам и значению глаголы настоящего времени. |
|||
142 |
Будущее время глагола. |
1 |
Различать глаголы-сказуемые в будущем времени. Правильно образовывать и писать глаголы в будущем времени; Согласовывать в роде, лице и числе глаголы-сказуемые в будущем времени с подлежащим. Определять по грамматическим признакам и значению глаголы будущего времени |
|||
143 |
Правописание безударных личных окончаний глагола. |
1 |
Определять спряжения глагола; Правильно произносить и писать личное окончание 1 и 2 спряжения. Выполнять упражнения, задания в группе. Работа с текстом. |
|||
144 145 |
Морфологический разбор глагола. |
2 |
Выполнять морфологический разбор глагола по плану и образцу. Работать с текстами. |
|||
146 |
Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица. (Упр.688) |
1 |
Писать разные виды изложений, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение на основе прочитанного текста. |
|||
147 |
Анализ ошибок по изложению |
1 |
Редактирование, исправление ошибок, подбор примеров |
|||
148 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. |
1 |
Распознавать орфограмму, используя алгоритм написания; Выполнять орфографические задачи в группах. |
|||
149 150 |
Употребление времен. |
2 |
Правильно употреблять времена глагола. Работать с текстом. Выполнять задания в группе. |
|||
151 |
Р.Р. Употребление «живописного настоящего» в речи. (Упр.696, 697) |
1 |
Создать тексты по заданной теме. Написать творческую работу. |
|||
152 |
Повторение по теме «Глагол». |
1 |
Работать с текстами; Выполнять коллективные задания в группе. Работать с учебниками и другими источниками информации. |
|||
153 |
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» |
1 |
Правильно написать текст и выполнить задания. |
|||
154 155 |
Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (Упр.701) |
2 |
Писать разные виды сочинений, составлять простой, сложный план по тексту. Составлять письменное сообщение по предложенной теме. |
|||
Повторение и систематизация изученного (10ч+1ч) |
||||||
156 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте и сочинении |
1 |
Редактирование, исправление ошибок, подбор примеров. |
|||
157 |
Орфограммы в корне слова. |
1 |
Выполнить упражнения. Работать с учебником, тестами. |
|||
158 159 |
Орфограммы в приставках. |
2 |
Выполнить упражнения. Работать с учебником, тестами. |
|||
160 |
Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных. |
1 |
Выполнить упражнения. Работать с учебником, тестами. |
|||
161 |
Орфограммы в окончаниях глаголов. |
1 |
Выполнить упражнения. Работать с учебником, тестами. |
|||
162 |
Знаки препинания в простом предложении. |
1 |
Выполнить упражнения. Работать с учебником, тестами. |
|||
163 |
Знаки препинания в сложном предложении |
1 |
Выполнить упражнения. Работать с учебником, тестами. |
|||
164 |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе. |
1 |
Выполнить упражнения. Работать с учебником, тестами. |
|||
165 |
Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием. |
1 |
Правильно выполнить промежуточную работу. |
|||
166 |
Анализ диктанта. Заключительный урок «Игра-викторина» |
1 |
Редактировать, исправить ошибки, подбор примеров. Работа по образцу. Работать с различными источниками информации. |
1) Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. –
М.:Просвещение, 2012.
2) Поурочные разработки по русскому языку. 5 клаас. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2016, (В помощь учителю).
3) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык/ Н.В.Егорова.-2-е изд., перераб.-М.:Вако, 2016.-96с.
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Итоговая аттестация по русскому языку в 5 классе
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Много лет назад в центре столицы выросло красивое здание. На его фасаде интересные часы. Каждый час на циферблате открываются черные дверки, а за ними появляются герои народных сказок.
Входишь в театр в ожидании встречи с удивительным миром. В музее театра ты можешь познакомиться с куклами разных стран. В зимнем саду растет дерево с чудесными ветвями. В водоеме плещутся рыбки. «Как здесь красиво!» - восхищаются ребята.
Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами: красными, синими, желтыми, зелеными. Так сделали для того, чтобы ребята не спутали места. Раздается звонок, и зрители собираются в зале. Бесшумно закрываются двери. Стихает шепот, и спектакль начинается.
Грамматическое задание.
Синтаксический разбор предложения: В зимнем саду растет дерево с чудесными ветвями.
Разобрать по составу, подобрать по два однокоренных слова: народных, входишь, рыбки, стихает.
Морфологический разбор: раздается (звонок)
Фонетический разбор: ребята
Выписать одно сложное предложение, разобрать его по членам предложения.
Критерии оценивания результативности обучения русскому языку
Диктант с грамматическим заданием
«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий руководствоваться следующим:
«5» ученик выполнил все задания верно
«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3» выполнено не менее половины заданий
2.Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1 – 2 ошибки
«3» 3 – 4 ошибки
Сафонова Елена Валерьевна