Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Истоки русского языка» (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
«Истоки русского языка»
Направление общеинтеллектуальное
Количество часов:
в год – 34 часа
в неделю – 1 час
Составитель : Качкуркина Инна Анатольевна
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности "Истоки русского языка»" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО. Программа реализуется как системообразующая деятельность воспитательного процесса.
Программа внеурочной деятельности "Истоки русского языка»" имеет познавательно-практическую направленность. Знание истоков родного языка – залог любви к родной земле, к своей Родине, а следовательно воспитывает патриотов.
Проблема воспитания личности, становление гражданских качеств обучающихся, гуманизация и метапредметность – основные условия для достижения высокого качества образования на данном историческом этапе.
Главная задача программы внеурочной деятельности по русскому языку – формирование универсальных учебных навыков ,а именно привитие любви к родному слову, осознание языка как сокровенного сосредоточения практического и духовного опыта русского народа, культурного наследия русской нации.
Цель: формирование элементарных представлений о законах языка, осмысляемых на исторической основе, воспитание первоначального ощущения исторических истоков, национального своеобразия, духовных начал и способности к языковому творчеству.
Актуальность программы заключается в том, что знания исторических корней русской лексики, истоков родного языка , а также экскурсы в историческое прошлое страны позволяют воспитывать патриотов России.
Усваивая знания исторических корней русского языка, учащиеся повышают орфографические и пунктуационные навыки. Программа позволяет школьникам увидеть разнообразный, увлекательный, неисчерпаемый мир слова, что важно для формирования истинных познавательных интересов. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие инициативы.
Задачи:
· пропаганда внедрения в школьный курс истории русского языка;
· формирование языковой компетенции, связанной с овладением норм языка и речевой культуры;
· совершенствование навыков правописания современных форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и т.д.;
· развитие лингвистического чутья, орфографической зоркости учащихся;
· совершенствование навыков морфемного и этимологического анализа слов;
· формирование умения определять стилистическую функцию архаизмов, историзмов и других лексем выполнения лингвистического анализа текста;
· воспитание любви к родному слову;
Общая характеристика курса
Программа развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение работать с текстом находить и извлекать информацию из различных источников), организационные (умение самостоятельно формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль и самооценку).
Для достижения целей программы предлагаются следующие виды деятельности: занятия внеурочной деятельности, исторические комментарии, лингвистические праздники, работа клуба «Почемучки», интегрированные занятия русского языка истории, искусствоведения по конкретным темам, экскурсии в музеи , посещение христианских церквей. По итогам диалектологической и краеведческой экспедиций составление Малого диалектологического словаря.
Программа рассчитана на изучение истории русского языка учащимися 5 классов во внеурочное время. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Формы проведения занятий
- лекции (сообщение учителя только в тех случаях, когда литература недоступна для учащихся и новые сведения нельзя ввести иным путем);
- доклады, сообщения учащихся;
- самостоятельная работа учащихся – наблюдение над языковыми явлениями, их анализ;
- чтение древнерусских текстов и их перевод;
- самостоятельный сбор материала (запись речи окружающих, детей, диалектной речи, выборка материала из произведений художественной литературы) и его анализ;
- чтение рекомендованной научно-популярной лингвистической литературы и проведение конференций;
- встречи с учеными, последователями языка;
- приглашение лекторов по истории культуры;
- проведение экскурсий в музее, библиотеки, церковь;
- просмотр экспозиций, посвященных предметам материальной культуры и иллюстрирующих связь названия, слова с реальной действительностью
- диалектологические экспедиции и т.д.
- инсценирование .
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения
- развивающее обучение
- технология обучения в сотрудничестве
- коммуникативная технология
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5 класса.
Планируемые результаты
Личностные результаты
-эмоциональность; умение самостоятельно осознавать и определять (называть) свои эмоции
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения
-интерес к изучению языка
-осознание ответственности за произнесенное и написанное слово
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели занятия
-составлять план решения проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)
-пользоваться словарями, справочниками
-осуществлять анализ и синтез
-устанавливать причинно-следственные связи
-строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи
-высказывать и обосновывать свою точку зрения
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные результаты
-представление о роли русского языка
-освоение базовых понятий основных разделов лингвистики
-проведение лингвистичекого анализа слова
-осознание эстетической функции родного языка.
Содержание курса
Раздел 1. Предыстория русского языка. Древнерусский язык
1. «Как жили и говорили наши предки». Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племен и образование праславянского языка. Возникновение древнерусского государства и его роль в возникновении и развитии древнерусской народности (восточные славяни).
2. «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И. Бунин). Письмена славян дохристианского периода. Идеографическое письмо. Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Важнейшие памятники письменности, чтение отрывков из них на древнерусском языке.
3. «Из жизни букв». Славянский язык и его особенности. Сравнение с современным алфавитом. Ознакомление с кириллицей. Надстрочные знаки. Судьба отдельных букв. Обозначение чисел буквами.
4. Исторические чередования. Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода; действие закона открытого слога.
5. Праславянская, восточная лексика. Термины родства. Названия животных и растений, явлений природы. Названия частей тела. Календарные названия.
6. Древнейшие заимствования в древнерусском языке. Признаки заимствованных слов. Древнегреческие имена.
7. История отношений русского и старославянского языков. «Славяне! Давайте делиться словами…» (О. Шестинский). Основные признаки старославянизмов, их отражение в русском языке.
8. «Огоньки крестьянской речи» (О Шестинский). Понятиео диалектах и диалектологии.
9. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский). Исторические и диалектные словари, этимологические словари. Словари В.И. Даля, И.И. Срезневского. Умение пользоваться словарями.
10. Праздник славянской письменности (24 мая). Устный журнал.
Раздел 2. История русского языка
1. Язык русской нации. Славянские языки на карте мира. Из истории изучения русского языка. Основные разделы языкознания. Ученые-лингвисты. Объединение русских земель и формирование языка великорусской народности.
2. Основные тенденции развития в звуковой системе русского языка: изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных за несколько столетий. Как появились беглые гласные? Судьба звука, обозначенного буквой «ь». Процесс перехода е о. Изменение качества шипящих и «ц».
3. Понятие норм литературного языка. Формирование эпических норм. Речь дикторов ЦТ
4. Развитие письма на Руси. Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Формирование принципов орфографии. Роль этимологического анализа в работе по орфографии.
5. Изменение в структуре слова, вызванные фонетическими причинами. Опрощение, переразложение и т.п.
6. Клуб «Почемучек». История имен существительных: почему в языке есть разносклоняемые существительные? Как изменилось распределение существительных по трем типам склонения? Почему у существительных в одном и том же падеже есть разные окончания (из лес/а/, /у/?). Как обратиться к собеседнику?(о звательной форме).
История имен прилагательных: какие прилагательные возникли раньше – полные или краткие? Как появилась превосходная степень прилагательных?
История имен числительных: как считали славяне в древности? (История категории числа, остатки двойственного числа/берег/а/ -глаз/а/).
История местоимений: как появилось «н» в местоимениях 3-го лица? Почему местоимения 3-го лица изменяются по родам? Как возник суффикс –ся-?
История глаголов: почему в русском языке существуют глаголы I и II спряжения и разноспрягаемые глаголы? Почему в II спряжении есть 11 исключений. Почему глаголы прошедшего времени изменяются по родам? Как возникли возвратные глаголы?
Какого происхождения наши современные причастия и деепричастия? История наречий. Почему так трудно правильно писать наречия? Из истории служебных частей речи: происхождение; особенности употребления, написания.
История происхождения знаков препинания. Давно ли существует пунктуация?
Основные периоды в становлении и развитии родного языка.
Раздел 3. Экскурсии с последующим обсуждением увиденного занятиях внеурочной деятельности.
1. В краеведческий музей. Работа с древними рукописями, найденными на родной земле.
2. Посещение христианских церквей. Прослушивание молитв. Ознакомление с книгами на старославянском языке.
3. Посещение библиотек. Знакомство с редкими книгами по истории культуры.
4. Итоговое занятие. Творческий отчет.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Предыстория русского языка. Древнерусский язык |
14 |
||
1. |
«Как жили и говорили наши предки». Язык и его роль в обществе. |
1 |
|
2. |
Жизнь славянских племен и образование праславянского языка. |
1 |
|
3. |
Возникновение древнерусского государства и его роль в возникновении и развитии древнерусской народности. |
1 |
|
4. |
«Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И. Бунин). |
1 |
|
5. |
Письмена славян дохристианского периода. |
1 |
|
6. |
История письменности на Руси. Важнейшие памятники письменности. |
1 |
|
7. |
«Из жизни букв». Славянский язык и его особенности. |
1 |
|
8. |
Исторические чередования. |
1 |
|
9. |
Праславянская, восточная лексика. |
1 |
|
10. |
Древнейшие заимствования в древнерусском языке. |
1 |
|
11. |
История отношений русского и старославянского языков. |
1 |
|
12. |
«Огоньки крестьянской речи» (О Шестинский) |
1 |
|
13. |
«Русской речи государь по прозванию Словарь» |
1 |
|
14. |
Праздник славянской письменности. |
1 |
|
Раздел 2. История русского языка |
16 |
||
15. |
Язык русской нации. Славянские языки на карте мира. |
1 |
|
16. |
Основные разделы языкознания. |
1 |
|
17. |
Основные тенденции развития в звуковой системе русского языка. |
1 |
|
18. |
Появление беглых гласных. Судьба звука. |
1 |
|
19. |
Понятие норм литературного языка. |
1 |
|
20. |
Формирование эпических норм. Речь дикторов ЦТ. |
1 |
|
21. |
Развитие письма на Руси. Типы начертания букв. |
1 |
|
22. |
Изменение в структуре слова, вызванные фонетическими причинами. |
1 |
|
23. |
Клуб «Почемучек». История имен существительных. |
1 |
|
24. |
Клуб «Почемучек». История имен прилагательных. |
1 |
|
25. |
Клуб «Почемучек». История имен числительных. |
1 |
|
26. |
Клуб «Почемучек». История местоимений |
1 |
|
27. |
Клуб «Почемучек». История глаголов. |
1 |
|
28. |
Клуб «Почемучек». Какого происхождения наши современные причастия и деепричастия |
1 |
|
29. |
Клуб «Почемучек». История происхождения знаков препинания. |
1 |
|
Раздел 3. Экскурсии с последующим обсуждением увиденного. |
5 |
||
30 |
Экскурсии в краеведческий музей. Работа с древними рукописями, найденными на родной земле. |
1 |
|
31. |
Посещение христианских церквей. |
1 |
|
32. |
Экскурсии с посещением библиотек. |
1 |
|
33. |
Планирование экспедиций по сбору диалектов |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие. Творческий отчет. |
1 |