Учебная программа «Мы вместе»
Программа «Мы вместе»
Одной из задач антирисковой программы «Низкая учебная мотивация обучающихся» является проведение системной работы по организации совместных мероприятий с участием педагогов, обучающихся и их родителей. Для решения данной задачи в школе в 2021-2022 уч.г реализовалась программа взаимодействия школы и семьи «Мы вместе», Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями в обучении в МАОУ «Березниковская СОШ им.М.Г.Имашева», план Совета профилактики. Мероприятия проводятся по следующим направлениям:
- совместные классные родительские собрания учеников, их родителей и учителей-предметников, индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями, анкетирования, просветительские лектории, открытые уроки, посещение семей;
- групповые занятия с учащимися 5-7 классов с элементами тренинга «Мотивация к учению», тренинги на снижение школьной тревожности, с ознакомлением с их результатами с родителями и обсуждением.
- профилактические беседы обучающихся с социальным педагогом и педагогом-психологом (по запросу);
С целью организации родительского просвещения классные руководители в общих группах бесед родителей классов в контакте регулярно отправляют ссылки на публикации по актуальным вопросам образования детей и семейной консультации на следующие сайты:
- «Родительское образование в Бардымском округе»;
- «Сохраним семью - сбережём Россию»;
- «Он-лайн центр информационной поддержки родителей».
Родительское собрание в формате «3 D»
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия учеников, родителей и педагогов. Именно благодаря участию в специально организованном процессе обсуждения актуальной проблемы под руководством модератора (ведущего обсуждение) все три группы участников (школьники, родители и педагоги) должны научиться слушать друг друга и брать на себя ответственность за реализацию плана мероприятий по решению проблемы.
Цель: Создание условий для обсуждения актуальной проблемы данного класса всеми участниками образовательного процесса (школьниками, педагогами, родителями), и разработка конкретного плана действий для ее решения.
Задачи:
1. Выявление и анализ основных проблем класса;
2. Совместное определение причин данной проблемы;
3. Получение новых знаний по проблеме;
4. Создание проекта совместного плана действий по решению проблемы.
Для обсуждения данной проблемы была выбрана форма фасилитационной сессии. Фасилитационная сессия – это действенный процесс группового обсуждения, решения проблем и планирования, дающий качественные результаты в сжатое время. Будут использованы приемы фасилитации: прием MeWeUs; «три смелых шага».
Данная форма работы будет способствовать формированию у обучающихся коммуникативных и регулятивных УУД.
Кроме того выбранная форма встречи позволит:
организовывать эффективную дискуссию, где каждый участник может высказаться и поделиться опытом;
не позволит участникам уйти в сторону от темы встречи;
процедурно простроить все этапы обсуждения, согласования и принятия решения;
создать творческую, свободную, ненапряженную атмосферу.
Подготовка, оборудование, материалы.
Перед собранием на столы расставляются таблички «Педагоги» - 1 стол; «Школьники»-2-3 стола; «Родители» - 2-3 стола. Каждый стол обеспечить маркерами, модерационными картами и стикерами.
Модерационные карты трех цветов: синий, желтый, зеленый.
Проведение родительского собрания
1. Определение темы, цели встречи и актуальности обсуждаемой проблемы.
1.1. Приветствие и объявление участников встречи.
Добрый день дорогие друзья, сегодня мы собрались для обсуждения одной из проблем, волнующих как родителей, так и педагогов и школьников. Именно поэтому состав участников нашей встречи такой расширенный. Сегодня мы с вами проводим собрание в 3 д формате, т.е. родители, педагоги и обучающиеся. Такое собрание позволит всем нам, (ученикам, родителям и педагогам) услышать три стороны в обсуждении поставленной проблемы и позволит рассмотреть ее с разных точек зрения.
1.2. Стадия вызова. Определение темы встречи.
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. В таком случае говорят, что школьник немотивирован. Что такое учебная мотивация?
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Мотив - побуждение к достижению цели. Как вы думаете, каковы причины снижения учебной мотивации именно в нашем классе. Сейчас попробуем работать в группах. Определим тему нашего собрания. Каждая группа предлагает свою тему, исходя из проблемы, актуальной для нашего класса.
Выводим общую тему: Как повысить учебную мотивацию у обучающихся 7 класса.
1.3. Рассмотрим правила собрания:
быть активными;
слушать и слышать друг друга
в каждой группе выбрать руководителя, который будет организовывать работу группы.
Правила работы с картой:
- лист располагать горизонтально;
- писать большими печатными буквами;
- писать маркером темного цвета;
Но до начала работы нам необходимо определиться с целью нашей встречи:
Цель должна быть КОНКРЕТНОЙ; ИЗМЕРИМОЙ; ДОСТИЖИМОЙ в указанные временные рамки.
Сформулированную цель встречи, впишите на листочки. Цвет листов: модерационные карты (цветные листы А-4) для группы Педагогов – синего цвета; для группы родителей – желтого цвета; для группы школьников – зеленого цвета. Представитель каждой группы зачитывает цель.
2. Выявление причин снижения учебной мотивации:
2.1. Возьмите модерационную карту цвета вашей группы и запишите ответ на вопрос:
Почему снизилась учебная мотивация в данном классе. Почему у детей несерьезное отношение к учебе?
- учителя записывают причины с точки зрения Педагогов;
- родители записываю причины с точки зрения Родителей;
- дети записывают со своей точки зрения.
2.2. Проранжируйте причины по степени значимости с точки зрения вашей группы. Выберите 3 самые важные причины.
2.3. Выделяем 3 самых «популярных» причины, которые озвучили участники всех групп.
3. Принятие решения. На данном этапе используется прием «Три смелых шага»
3.1. Каждая группа берет лист бумаги «Три смелых шага» и прописывает конкретные действия, которые может предпринять данная целевая аудитория (педагоги, школьники, родители) для повышения мотивации по данным проблемам.
«Три смелых шага ______________________________________
кого? (школьника, родителя, учителя)
для того, чтобы «снять» причину, которая снижает учебную мотивацию»
Причина проблемы и не менее 3-х шагов для их решения (заполнить таблицу) – работа в группах.
Действие (шаг, мероприятие) | срок | ответственный |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
3.2. Далее группы работают еще с двумя причинами. В результате работы на данном этапе у классного руководителя появляется конкретный проект плана воспитательной деятельности по данному направлению.
3.3. Каждая группа озвучивает свои пути повышения учебной мотивации.
4. Рефлексия. Каждая группа предлагает по одному конкретному решению по обсуждению данной проблемы.
РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Родителям создавать дома условия для полноценного развития ребенка, для самостоятельной подготовки при дистанционном обучении и подготовке домашних заданий.
2. Родителям контролировать соблюдение детьми режима дня, пользования сотовыми телефонами, компьютером, интернетом, регулярно проводить профилактические беседы. Еженедельно в среду в 7 классе проводить акцию "День без телефона".
3. Родителям регулярно просматривать электронный дневник ребенка, следить за выполнением домашних заданий ребенка, успеваемостью. При необходимости своевременно обращаться к классному руководителю и (или) администрации, педагогам школы.
4