12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Смирнова Елена Ивановна2183 Работаю учителем начальных классов в замечательной школе поселка Первомайский Республики Коми более 20 лет. Россия, Коми респ., п.Первомайский Материал размещён в группе «Я классный - самый классный» |
Программа воспитательной работы «Мы вместе!»
Программа
воспитательной работы
4 класса
« Мы вместе»
учителя начальных классов
Смирновой Елены Ивановны
Воспитание не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка.
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
А.С. Макаренко
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Так ролевые игры формируют в ребёнке культуру поведения и общения в разных жизненных ситуациях, а командные спортивные или интеллектуальные соревнования учат взаимопомощи и взаимоподдержке, сопереживанию и взаимопониманию, чего сейчас так недостаёт подрастающему поколению.
Программа воспитательной деятельности « Мы вместе!» для 4 класса, в котором я являюсь классным руководителем, построена на принципе, который заложен в словах Ш.А.Амонашвили.
«Только духовная общность – и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества – и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства, - и ничего, что может отравить её; только уважение и утверждение личностного достоинства – и ничего, что может ущемить радость взросления в ребёнке; и наконец, только оптимизм, и глубокое понимание ребёнка.
Главное в воспитании – расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своём же воспитании.
В основе моей воспитательной системы лежат четыре принципа
Принцип принятия.
Человек принимается другими людьми таким, какой он есть. В нашем коллективе ребёнок принимается полностью со всеми его достоинствами и недостатками. При этом каждый член коллектива чувствуeт, что его любят и ценят несмотря ни на что, и сам он учится принимать других, уважать их мнение. В общении с ребятами на уроке или во внеклассной деятельности я строю отношения таким образом, чтобы каждый ребёнок почувствовал, что он мне интересен, что для меня важен его успех, что я вместе с ним переживаю его неудачу и, что я люблю его уже за то, что он мой ученик.
Принцип диалогического общения.
Общение – диалог – построено на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности «встать на место» другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое общение помогает реализовать очень важную функцию общения – сопереживание. Это создает условия для развития и совершенствования детского коллектива. Доверительное общение с детьми создаёт в нашем классе благоприятный эмоциональный климат, создаёт атмосферу радости. Каждый день мы радуемся нашей новой встрече, возможности поделиться друг с другом своими мыслями, чувствами, творческими идеями
Принцип соразвития.
Развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости. Я считаю, что в развитии человека лежит, прежде всего, гармонизация внешнего и внутреннего «Я». В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и развитие. Сотрудничество взрослых и детей помогает преодолеть страх, беспокойство, при этом сохранить и развить положительные эмоции обеих сторон, создаёт благоприятные ситуации для развития творческих индивидуальных особенностей каждого. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует её успешность. Всё, что происходит в нашем классе, мы готовим вместе с детьми и родителями. В совместной деятельности сотрудничества каждый не только вносит что-то своё, но и учится у других, берёт что-то для себя.
Принцип увлечённости.
Я отношусь к общению с детьми творчески, учитываю индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы; пытаюсь объединить их творческой деятельностью, которая для них интересна и значима, стараюсь развить в детях их способности.
Цель программы
создание классного коллектива.
Задачи
1. Продолжить работу по созданию классного коллектива.
2. Продолжить работу по воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию культуры человеческого общения , поведения через организацию работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся
2.Создать условия для формирования у учащихся любви к малой Родине, ее традициям, нравам, обычаям, культурным ценностям через гражданско – патриотическое воспитание.
3.Способствовать развитию способностей ребят через внеурочную деятельность, умения корректировать собственную жизнедеятельность в процессе изменения социальных условий.
4. Продолжить работу по укреплению и охране здоровья детей через спортивно-оздоровительное направление
5. Активизировать работу с родителями.
Направление программы
1 Духовно-нравственное.
2. Гражданско - патриотическое
3. Спортивно-оздоровительное
4.Развитие ученического самоуправления
5. Работа с родителями.
Социальный паспорт класса
Социум | Кол-во семей |
- многодетные | 3 |
- неполные | 6 |
- неблагополучные | |
- малообеспеченные | 4 |
- учащиеся, состоящие на внутри школьном учете | -- |
Характеристика класса
В классе обучаются 13 человек.
Дети учатся из разных мест : из п. Первомайский, с. Межадор, с.Куниб. В начале учебного года в класс приехала девочка из Урдомы.
В классе 6 мальчиков и 7 девочек. Есть как сильные в учёбе дети, так и слабые. Мальчики очень спокойные, любят общаться друг с другом, среди них не бывает конфликтов, ссор, они прекрасно ладят вместе. Девочки более конфликтные, но в этом году все стараются держаться вместе, что очень радует.
Среди 13 человек-3 отличника, 6 лучших ребят. На уроках дети очень активны, особенно, если материал им интересен и все готовы к уроку, хорошо оценивают себя и своих товарищей, причём, объективно. Очень любят различные постановки, праздники, концерты, очень артистичны. В классе есть ребята, которые защищали честь школы на мероприятиях различного уровня. Среди них есть победители и призёры муниципального, республиканского и всероссийского уровня.
Есть в классе и спортсмены . 4 человека: 2 мальчика и 2 девочки выезжали на районные спортивные мероприятия.
В классе сложились свои традиции: поздравлять с днём рождения своих одноклассников, проводить совместные мероприятия с родителями, причём родители, не наблюдатели мероприятий, а организаторы и участники представлений. С 1 класса проводятся раз в четверть дни открытых дверей для родителей
Направление 1. Духовно-нравственное
.
Цель: способствовать формированию эмоционально – положительных, мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
Задачи:
Учить детей понимать себя и умению «быть в мире с собой».
Способствовать воспитанию интереса к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания к другим людям, нравственных ценностей, связанных с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла и др.
Развивать у ребят навыки общения в различных жизненных ситуациях.
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Мероприятия по реализации данного направления
месяц | Название мероприятия | Форма проведения | Анализ |
сентябрь | День Знаний. | Участие в торжественной линейке. | |
октябрь | День пожилого человек День учителя «Ю.М. Лермонтову - 200 лет» Праздник Осени Кто я? Какой я? Символика России Символы (герб) Сысольского района «Я и мой класс». «Правила счастливого человека или как стать счастливым» | Изготовление подарков и поздравительных открыток. Концерты на дому Участие в праздничной линейке, посвященной празднику «День учителя» Беседа по творчеству М. Ю. Лермонтова Участие в конкурсе чтецов Организация и проведение праздника Осени в начальном звене Беседа с творческим заданием. Изучение самого себя Беседа с показом презентации , рисование герба нашего района Конкурс рисунков и сочинений Анкетирование Психологический практикум | |
ноябрь | « « Мой главный труд – учёба» « Умники и умницы» «Милым мамам посвящается» | Игра - диспут
игра Праздничный концерт , вручение подарков мамам | |
декабрь | Все профессии нужны, все профессии важны. Знаменитые писатели и поэты. Как встречают Новый год в разных странах. Новогодний утренник. | Беседа Литературная викторина Игра-путешествие карнавал | |
январь | «Хочу» и «надо». | Беседа - диспут с элементами игры | |
февраль | «Можно» и «нельзя» в жизни. «Но помнит мир спасённый ..» | Игры-упражнения Обсуждение произведений | |
март | Забота о родителях - дело совести каждого Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Масленница | Беседа, защита мини проектов « Мои родители» Музыкальная игра с участием родителей. Игры коми народов. | |
апрель | Герои России. «Берегите природу». | Сообщения учащихся Конкурс экологических сказок | |
май | . «Вы в битве Родину спасли» | беседа |
Направление 2. Гражданско – патриотическое
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
способствовать формированию у учащихся любви к Родине, приобщению к социальным ценностям,
изучение истории родного края
воспитание чувства любви, гордости за свою малую Родину, готовности её защищать
Мероприятия по реализации данного направления
Месяц | Название мероприятия | Форма проведения | Анализ |
сентябрь | «Люблю тебя, мой край родной» | Беседа | |
октябрь | Школьный устав. Экскурсия в музей им. Морозова с. Межадор | Беседа с анкетированием Изучение жизни Морозова. | |
ноябрь | Государственный праздник - День Согласия и примирения» «Из истории появления законов» Наши права и обязанности День Матери | Беседа с обсуждением беседа с элементами практики составление законов класса Беседа с элементами анкетирования, викторина Участие в праздничном концерте среди начального звена. | |
декабрь | «Моя малая Родина» | Беседа о нашем посёлке, школе презентация проекта | |
январь | «Что ты знаешь о нашем крае» | Творческая игра | |
февраль | «А, ну-ка, мальчики!» | Игра для мальчиков. | |
март | Конкурс рисунков, сочинений «Моя мама» | Выставка рисунков и сочинений | |
апрель | «9 Мая - памятная дата». | Конкурс чтецов | |
май | «Я - гражданин» | Игра, анкетирование |
Направление 3. Спортивно-оздоровительное
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
Формирование мотивационных установок здорового образа жизни.
.Осуществлять физкультурное образование.
Укреплять физическое и психическое здоровье, как детей, так и родителей.
Мероприятия по реализации данного направления
Дата | Название мероприятия | Форма проведения | Анализ |
сентябрь | День Здоровья в начальном звене. « Моё здоровье» Кросс наций | Спортивные мероприятия Беседа о здоровье с элементами игры Участие в спортивных мероприятиях | |
октябрь | «Осторожно, грипп» «Весёлые старты» | беседа Игра между родителями и детьми. | |
ноябрь | «Умеем ли мы правильно питаться» Пионербол | беседа Игра с родителями | |
декабрь | Игры в пионербол | Игра среди начальных классов | |
январь | Организм человека и его здоровье Лыжня России. | Беседа Участие в спортивных мероприятиях | |
февраль | «Быстрый! Ловкий! Смелый!» | Спортивные мероприятия для родителей и детей | |
март | «Спорт в нашей семье» | Рассказы детей, спортивные мероприятия с родителями | |
апрель | «Мама и я- дружная семья» | Спортивный праздник с участием родителей | |
май | Кросс наций. | Спортивные мероприятия по бегу |
Направление 4 .Развитие ученического самоуправления
Самоуправление – это:
взаимоуважение;
плодотворное сотрудничество;
приобретение жизненного опыта;
организаторские и лидерские качества;
коммуникативность;
воля и уверенность в себе;
профориентация;
формирование активной гражданской позиции.
Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где, прежде всего, учитываются желания и интересы самих ребят.
Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал необходимость и нужность другого. Ребята определили министерства класса, выпустили буклеты по обязанностям, которые они могут выполнять, проявляя свои возможности и способности. Поручения были распределены по желанию ребят.
Министерства самоуправления 4 класса
№ | Должность | Ф.И.О. министров | Обязанности |
1 | Министр образования | Контролирует дежурство по классу, школе, отчитывается на школьных линейках контролирует поздравления с днем рождения, с праздниками, чествование победителей. Помогает в учебе отстающим одноклассникам классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся. | |
2 . | Помощник министра образования | Помогает в работе министру образования, в его отсутствие - выполняет его работу Фиксирует пропуски занятий, информирует о заболеваемости учащихся класса, следит за личной гигиеной учащихся. | |
3 | Министр информации | Подготовка информации из жизни класса для школьной разработки сценариев, конкурсов, оформляет рубрику «Поздравляем», «Это интересно» | |
4 | Министр культуры | Подбирает материалы для сценариев и праздников, контролирует подготовку к мероприятиям. Подбирает материалы для интеллектуальных игр, викторин, проводит конкурсы и игры для ребят. | |
5 | Министр физкультуры и спорта | Контролирует посещение уроков физкультуры, Ведет утреннюю гимнастику, следит за наличием спортивной формы | |
6 | Министр охраны имущества | Следит за сохранностью мебели в классе, чистотой парт и класса | |
7 | Министры охраны природы | Заботится о комнатных растениях в классе, разводит комнатные растения. | |
8 | Заместитель министра охраны природы | Помогает министру охраны природы, в его отсутствие выполняет его работу. |
Создание воспитательного пространства в нашем классе включает в себя освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды. Среда – это один из важнейших компонентов воспитательной системы, освоение которой формирует у детей ценностное отношение к миру культуре, осознание себя в этом мире, развитие своего «Я», нахождение своего места среди других людей.
Направление 5. Работа с родителями
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
-Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье
Девиз: Только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителя и родителей содержательной, интересной, радостной.
Родительский комитет класса
Председатель родительского комитета –…
Члены родительского комитета –…
Мероприятия по реализации данного направления
месяц | Название мероприятия | Форма проведения | Анализ |
01.09 | Родительское собрание – праздник «Мы вместе». | Игра | |
сентябрь | Особенности развития четвероклассников» | беседа | |
октябрь | «Как помочь преодолеть трудности в обучении и воспитании | Круглый стол ( встреча с психологом)
| |
ноябрь | Основные требования к выпускнику начальной школы» «Милым мамам посвящается» | Беседа Концерт с чаепитием | |
декабрь | Собрание – праздник «Чудеса под Новый год» | Праздничная программа с чаепитием | |
январь | Мы встречаем Рождество» | Беседа с игрой | |
февраль | «Ответственность, самооценка, самоконтроль, как их развить» | Беседа с элементами тренинга | |
март | «Мама, как тебя я люблю!» | Праздничная программа с чаепитием, играми и сюрпризами | |
апрель | Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном» | Встреча с администрацией, учителями среднего звена, детьми. Круглый стол | |
май | « Вот и пришла пора прощаться» | Торжественное собрание–праздник |
…Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Дети растут, и я учу их любить свою страну, свой родной край, уважать традиции и национальные особенности народов, которые их населяют.
Именно патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.