Программа «Мир профессий глазами детей» (1–4 классы)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 59 »
г. ПЕРМИ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом приказом от
Протокол от
ПРОГРАММА
МИР ПРОФЕССИЙ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ
(1-4 классы)
Составитель:
Учитель начальных классов
Окулова Н. В.
Пермь, 2020
Пояснительная записка
Программа «Мир профессий глазами детей» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся начальной школы, на 4 года обучения.
На реализацию курса отводится 134 часа по 1 занятию в неделю. 32 занятия в 1 классе и по 34 занятия со 2 по 4 классы (1 час в неделю).
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
воспитывать уважение к людям труда;
побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;
создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
что я знаю об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой профессией.
Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Формы работы:
1. Классные часы и беседы о профессиях.
2. Тренинговые и тематические занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.
Ожидаемые результаты прохождения курса
Личностные результаты изучения курса
У ученика будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Знать:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
Выполнять учебные проекты.
Учебно-тематический план на 1 класс
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Введение в мир профессий | 5 | 3 | 2 |
2. | Профессии в школе. | 3 | 1 | 2 |
3. | Знакомство с различными профессиями | 11 | 5 | 6 |
4. | Проект «Азбука профессий» | 8 | 2 | 6 |
5. | Профессия моих родителей | 3 | 1 | 2 |
6. | Итоговые занятия. Викторина и праздник | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 33 | 13 | 20 |
Содержание курса
1 раздел (5ч.)
Введение в мир профессий.
Выявить уровень знаний учащихся о профессиях. Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий.
2 раздел (3ч.)
Профессии в школе.
Познакомить с профессией библиотекаря. Обобщить и уточнить знания детей о профессии учителя.
3 раздел (11ч.)
Знакомство с различными профессиями.
Познакомить с профессиями продавца, парикмахера, почтальона, врача, через очные и заочные экскурсии.
4 раздел (8 ч.)
Проект «Азбука профессий»
Проектная деятельность по составлению азбуки профессий. Изготовление книжек-малышек «Азбука профессий»
5 раздел (3ч.)
Профессия моих родителей
Рассказ детей о профессиях своих родителей. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
6 раздел ( 3ч.)
Итоговые занятия.
Викторина «Парад профессий» .
Праздник-отчёт «Все профессии важны, все профессии нужны!» с приглашением родителей и ребят из начальной школы.
Тематическое планирование занятий 1 класс
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудование |
Введение в мир профессий 5 ч | |||||
| | Зачем человек трудится? | 1 | Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Презентация Разрезные карточки с пословицами |
| | Какие профессии ты знаешь? | 1 | Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Игра «Угадай профессию!» | Презентация |
| | Труд людей осенью | 1 | Беседа «Труд людей осенью» | |
| | Чем пахнут ремесла? | 1 | Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | |
| | Кем я хочу стать? | 1 | Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»( вкладывается в детское портфолио) | иллюстрации с изображением людей различных профессий, |
Профессии в школе 3 ч | |||||
| | Профессия - учитель | 2 | Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» Изготовление подарков-сюрпризов ко дню учителя. | Презентация — клип «Учитель» |
| | Профессия - библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | |
Знакомство с различными профессиями 11ч | |||||
| | Профессия - продавец | 2 | Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» Экскурсия в магазин. | Презентация Весы |
| | Профессия - парикмахер | 2 | Знакомство с профессией парикмахера. Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской» Экскурсия в Салон красоты. | Расчёски, ленты для причёсок. Аппликация «прически» |
| | Профессия - повар | 3 | Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара «Секреты профессии» Конкурсная программа «Весёлые поварята». Приготовление бутербродов | |
| | Профессия - почтальон | 2 | Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. | Конверты, газеты, детские журналы |
| | Профессия - врач | 2 | Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Обсуждение сказки К.Чуйковского «Доктор Айболит» | Презентация Халат врача, аптечка. |
4.Проект «Азбука профессий» 8 ч | |||||
| 0 | Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 1 | Коллективная работа: составление азбуки профессий. | |
| | Представление мини-проектов на буквы А-Д | 1 | Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д | |
| | Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К | |
| | Представление мини-проектов на буквы Л-Р | 1 | Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р | |
| | Представление мини-проектов на буквы С-Я | 1 | Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я | |
| | Оформление результатов проекта | 3 | Создание папки «Азбука профессий». | |
Профессия моих родителей 3 ч | |||||
| | Кто ваш отец? Его профессия. | 2 | Защита мини-проектов «Профессия моего папы» | |
| | Встреча с родителями | 1 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | |
Итоговые занятия 3 ч | |||||
| | Викторина «Парад профессий» | 1 | Разминка. Викторина «Что мы узнали о профессиях?» | Презентация |
| | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 2 | Подготовка и проведение праздника для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» | |
Учебно-тематический план на 2 класс
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Введение в мир профессий | 3 | 1 | 2 |
2. | Профессии в школе. | 5 | 0 | 5 |
3. | Профессии, которые нас лечат | 9 | 3 | 6 |
4. | Знакомство с различными профессиями | 7 | 3 | 4 |
5. | Проект «Профессии театра» | 4 | 2 | 2 |
6. | Профессия моих родителей | 4 | 2 | 2 |
7 | Итоговое занятие. Праздник в городе мастеров. | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 12 | 22 |
Содержание курса
1 раздел (3ч.)
Введение в мир профессий.
Закрепить знания учащихся о профессиях, полученных в 1 классе. Подчеркнуть важное значение учебы в дальнейшей профессиональной деятельности.
2 раздел (5ч.)
Профессии в школе.
Познакомить и уточнить знания детей о профессиях школы: биолог, логопед, социальный педагог, психолог.
3 раздел (9 ч.)
Профессии, которые нас лечат..
Познакомить с профессиями врача скорой помощи, детским врачом - педиатром, зубным врачом - стоматологом, ортопедом, окулистом, через очные и заочные экскурсии.
4 раздел (7 ч.)
Знакомство с различными профессиями.
Познакомить с профессиями бухгалтер, воспитатель и профессиями людей занимаются строительством домов.
5 раздел (4ч.)
Проект «Профессии театра»
Проектная деятельность по составлению буклета профессий театра.
6 раздел (4ч.)
Профессия моих родителей
Рассказ детей о профессиях своих мам. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
6 раздел ( 2ч.)
Итоговые занятия.
Праздник в городе мастеров. Праздник для родителей.
Тематическое планирование занятий 2 класс
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудование |
1 Введение в мир профессий 3ч | |||||
| 1 | «Что я знаю о профессиях» | 1 | Беседа «Профессии вокруг нас» Анкетирование «Кем я хочу стать» Игра «Угадай профессию!» | Презентация |
| 2 | «Терпение и труд всё перетрут» | 1 | Чтение и анализ текстов из литературных произведений. Л.Н.Толстой «Две лягушки»; Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»; Работа со словарем С. И. Ожегова. - Старательный - прилежный | Презентация, |
| 3 | Путь в профессию начинается в школе. | 1 | Дискуссия о значимости школьного обучения. Знакомься, твои память, внимание, восприятие. Знакомства с психически процессами, которые могут повлиять на нашу будущую профессию. Мир возможностей | тесты |
2 Профессии в школе 5 ч | |||||
| 4 | Профессия - биолог | 1 | Игра: Профессии в школе. Экскурсия в кабинет биологии школы. | |
| 5 | Профессия - логопед | 1 | Беседа со специалистом. Логопедический тренинг для детей «Игры с буквами». Игра «Угадай, что напишу». Игра «Буквы на спине». Игра «Волшебник». Игра «Какие буквы спрятались?». | карточки |
| 6 | Профессия – социальный педагог | 1 | Беседа со специалистом. «Секреты данной профессии» | презентация |
| 7-8 | Профессия- психолог. | 2 | Экскурсия в кабинет психологии. Встреча со школьным психологом. Знакомство с основными психологическими понятиями. «Сказка о деревьях-характерах», «Сказка о борьбе Мотивов», «Сказка о Цветах Способностей» | |
Профессии, которые нас лечат 9 ч | |||||
| 9 | Врач скорой помощи | 1 | Знакомство с профессией врача. Первая помощь при ожогах, при отравлении. | Презентация Просмотр видеофильма |
| 10 | Детский врач. | 1 | Знакомство с профессией педиатра. Сочинение на тему: «Каким должен быть детский врач?» | Иллюстрации, видеофильм |
| 11-12 | Зубной врач | 2 | Описание профессии стоматолога и его деятельности. Сценка «У меня болит зуб». Советы зубного врача. Правила гигиены полости рта Игра «Друзья-враги» Пятиминутка в 1 классе | Презентация, памятки |
| 13 | Кто лечит глаза. | 1 | Описание профессии Окулиста и его деятельности. Индивидуальная работа с карточками: “Как я забочусь о своих глазах” Пословицы о глазах | карточки: |
| 14-15 | Что видит Ортопед. | 2 | Описание профессии ортопеда и его деятельности. Беседа «Как сохранить осанку». Дискуссия «Как правильно выбрать портфель». Упражнения для сохранения правильной осанки Пятиминутка в 1 классе | Презентация, памятки |
| 16-17 | Кто работает в аптеке? | 2 | Знакомство с профессиями провизор, фармацевт. Экскурсия в аптеку. | Презентация |
4 Знакомство с различными профессиями 7 ч | |||||
| 18-19 | Профессия - бухгалтер | 2 | Беседа с представителем данной профессии. Бюджет семьи, мои карманные деньги. | Презентация |
| 20-21 | Профессия – воспитатель ДОУ | 2 | Кто такой воспитатель? Конкурс загадок на тему «Игрушки» Выход в детский сад. Разучим с малышами подвижные игры. | Мяч, загадки об игрушках |
| 22-24 | Как построить дом? Профессия- строитель. | 3 | Профессии людей, которые занимаются строительством. Лепка дома из кирпичиков (пластилина). Заочное путешествие на строительство дома. Строительный поединок. | пластилин, модели домов |
5. Проект «Профессии театра» 4 ч | |||||
| 25-26 | Организационное занятие. Предъявление заданий группам: Профессии театра | 2 | Профессии людей, которые работают в театре Экскурсия «Театральное закулисье» Выезд на спектакль в ТЮЗ | |
| 27 | Представление мини-проектов | 1 | Актеры, костюмеры, гримеры, режиссер, сценарист | |
| 28 | Оформление результатов проекта | 1 | Создание папки «Пермский ТЮЗ». | |
5. Профессия моих родителей 4 ч | |||||
| 29 | Сколько профессий у наших мам? | 1 | Защита мини-проектов «Профессия моей мамы» | |
| 30 | Мама-домохозяйка. | 1 | навыки работы по наведению порядка в доме. Моделирование маминой одежды для дома. | |
| 31 | Как я помогаю своей маме? | 1 | Самоотчеты «Помогаю маме, всюду убираю» | фото детей |
| 32 | Встреча с родителями | 1 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | |
Итоговые занятия 1 ч | |||||
| 33-34 | Праздник в городе мастеров | 1 | подведение итогов года | Презентация |
Учебно-тематический план на 3 класс
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Введение в мир профессий | 4 | 2 | 2 |
2. | Профессии, связанные с транспортом | 9 | 5 | 4 |
3. | Знакомство с различными профессиями | 12 | 6 | 6 |
4. | Проект «Забытые профессии» | 5 | 2 | 3 |
5. | Профессия моих родителей | 1 | 1 | 0 |
6. | Итоговые занятия. Радуга профессий. | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 34 | 17 | 17 |
Содержание курса
1 раздел (5ч.)
Введение в мир профессий.
Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий.
2 раздел (9 ч.)
Профессии, связанные с транспортом
Познакомить, обобщить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с транспортом Создание моделей некоторых видов транспорта. Повторить правила дорожного движения и ПБП.
3 раздел (11ч.)
Знакомство с различными профессиями.
Познакомить с «Талантливыми профессиями».
4 раздел (5 ч.)
Проект «Забытые профессии»
Проектная деятельность по составлению папки забытых профессий.
5 раздел (1ч.)
Профессия моих родителей
Рассказ детей о трудовых династиях семьи.
6 раздел ( 3ч.)
Итоговые занятия.
Радуга профессий.
Тематическое планирование занятий 3 класс
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудование |
1 Введение в мир профессий 4 ч | |||||
| 1 | Мы славим труд | 1 | кроссворд «ТРУД» Изготовление сувениров для первоклассников Работа со словарем Ожегова: труд, профессия и т п. | кроссворд |
| 2 | «Мир профессий большой - труд в почете любой!» | 1 | Беседа о техническом персонале школы. Генеральная уборка класса | тряпки |
| 3 | Для нас учеба – главный труд | 1 | Чтение и обсуждение сказки «Секрет ювелира» (кн. «Секреты мастерства» АМРИТА – Русь М. 2005 с.347-350); Стихотворение С.Баруздина «О человеке и его часах». | книги |
| 4 | «Сто дорог – одна твоя!» | 1 | Работа в командах. Методика «Мои желания» | |
2 Профессии, связанные с транспортом 9 ч. | |||||
| 5-7 | Железная дорога. Кто на ней работает? | 2+1 | Проблемная ситуация: Кто работает на железной дороге? Сценка «в поезде» ТБ на железной дороге. Экскурсия на ж/д вокзал. | Презентация Просмотр видеофильма |
| 8-10 | Наземный транспорт | 2+1 | Конкурс загадок на тему «Транспорт» Детские сообщения о профессиях. игра «Самоделкин и машина времени» Экскурсия на проезжую часть около школы. ПДД | Иллюстрации, видеофильм |
| 11 | Подземный транспорт | 1 | Проблемная ситуация: Подземный транспорт. Правила безопасного поведения в метро | Презентация |
| 12 | Воздушный транспорт | 1 | Знакомство с воздушным транспортом (история появления, виды летательных аппаратов.) Творческая работа: воздушные транспортные средства. Игра «Доскажи словечко» | Презентация |
| 13 | Водный транспорт | 1 | Знакомство с водным транспортом Творческая работа, составление загадок. ПБП на водном транспорте. | Презентация |
3 Знакомство с различными профессиями 12 ч | |||||
| 14 | «Талантливые профессии» | 1 | Проблемная ситуация: Что такое творчество, талант? Работа со словарем Ожегова. Чтения текста (нарезка текстов о талантливых людях) | словарь Ожегова, тексты для чтеия |
| 15-16 | Профессия - художник | 2 | Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» Экскурсия в художественную галерею. | Презентация |
| 17-18 | Профессия-композитор | 2 | Знакомство с профессией композитор. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений. Посещение филармонии. | Презентация, муз композиции |
| 19-21 | Профессия - писатель | 2 | Знакомство с профессией писатель. «Книжкина мастерская». Проба пера, сочинение на тему…. | книги |
| 22-23 | Профессия - фотограф | 2 | Знакомство с профессией. Беседа с фотографом школы. Участие в выставке «Домашние любимцы» | презентация, фотоаппарат, фотографии |
| 24 -25 | Профессия - журналист. | 2 | Знакомство с профессией. Создание заметки в классную газету. | презентация |
4 Проект «Забытые профессии» 5 ч | |||||
| 26 | Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 1 | Коллективная работа. | |
| 27-29 | Представление мини-проектов. | 3 | Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях: глашатаи, тапер, шарманщик, трубочист, балаголы, плевальщики, ямщик, коробейники. | |
| 30 | Оформление результатов проекта | 1 | Создание папки «Забытые профессии» | |
5. Профессия моих родителей 1 ч | |||||
| 31 | Трудовые династия в моей семье | 1 | Встреча с родителями. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | |
Итоговые занятия 3 ч | |||||
| 332-34 | «Радуга профессий». | 3 | Работа над сказкой «Два молотка», Знакомство с видами профессий. Составление коллажа на тему: Кем я хочу стать? | |
Учебно-тематический план на 4 класс
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Введение в мир профессий | 4 | 2 | 2 |
2. | Профессии, которые нас охраняют | 18 | 11 | 7 |
3. | Проект «Современные профессии» | 7 | 2 | 5 |
4. | Итоговые занятия. | 4 | 1 | 3 |
| Итого: | 34 | 16 | 17 |
Содержание курса
1 раздел (4ч.)
Введение в мир профессий.
Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий.
2 раздел (18 ч.)
Профессии, которые нас охраняют
Познакомить, обобщить и уточнить знания детей о профессиях - отважных.
3 раздел (11ч.)
Проект «Современные профессии»
Проектная деятельность по составлению презентации современных профессий.
4 раздел ( 3ч.)
Итоговые занятия.
Подведение итогов курса. Написание сочинений.
Тематическое планирование занятий 4 класс
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудование |
1 Введение в мир профессий 4 ч | |||||
| 1 | Трудовые будни | 1 | Повторение изученного. Игры Волшебный домик, Собери слово Что перепутал художник? | карточки |
| 2 | Есть такая профессия - ученик` | 1 | Сообщение: Русский полководец - А.В.Суворов, Демосфен, А. Энштейн, А, Моцарт, Памятка по самообразованию. Стихи Н. Заболоцкого | презентация. музыка |
| 3 | Зачем нужно учиться? | 1 | Работа с психологом | |
| 4 | Книжная выставка -панорама «Открытие мира профессий» | 1 | Посещение библиотеки. Обзор материалов «Выбираем будущее» | |
2 Профессии, которые нас охраняют 18ч. | |||||
| 5 | Охранник | 1 | Знакомство с профессией охранника. Интервьюирование школьного охранника. | |
| 6-8 | Полицейский | 3 | Знакомство с профессией полицейского. Рисунок на тему : Работа в полиции. Приглашение представителя данной профессии. | презентация |
| 9-11 | Пожарный или пожарник | 3 | Знакомство с профессией пожарный, Проблемная ситуация «Во время пожара» Экскурсия в пожарную часть | фильм о противопожарной безопасности. |
| 12 | Военный | 1 | Знакомство с профессией военного. | презентация |
| 13 | Спасатель | 1 | Знакомство с профессией спасателя. Безопасное поведение дома и на улице. | презентация |
| 14 | Адвокат | 1 | Беседа в представителем данной профессии. Решение практических задач и ситуаций. Беседа об ответственности человека перед законом. | презентация |
| 15-17 | Профессия «Следователь» | 3 | Знакомство с профессией. «Следствие ведут четвероклассники!» Сюжетная игра «Найди по описанию» | презентация, картинки. |
| 18-19 | Разведчик. | 2 | Знакомство с профессией. Игра «Юный разведчик»,тренинг «Развитие внимания и наблюдательности» | презентация, картинки. |
| 20 | Летчик | 1 | Знакомство с профессией. Викторина «Самолет». Тематическое рисование. | |
| 21 | Водолаз | 1 | Описание профессии водолаза и его деятельности. Проблемная ситуация «На реке». | |
| 22 | «Профессии отважных» | 1 | Подведение итогов раздела | карточки, презентация. |
3 Проект «Современные профессии» 7 ч | |||||
| 23 | Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 1 | Коллективная работа. | |
| 24-27 | Представление мини-проектов. | 4 | Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях: Логистик, маркетолог, продюсер, программист, менеджер, банкир, предприниматель, дизайнер, экономист, аудитор, стилист, ди-джей. | |
| 28-29 | Оформление результатов проекта | 2 | Создание презентации «Современные профессии» | |
| 30 | Мы - граждане России. Профессия-президент. | 1 | Рассказ с показом презентации | |
4. Итоговые занятия 4 ч | |||||
| 31 | Письмо- обращение к родителям «Моя мечта» | |||
| 32-33 | Сочинение-рассуждение на тему «Моя будущая профессия» | |||
| 34 | Итоговое занятие «Выбор профессии - Выбор судьбы» |
Литература для учителя:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М., Просвещение, 2011.
Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель, 2009
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,
Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 2002
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 2002
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
27