Программа дополнительного образования «Мир профессий глазами ребёнка»
Пояснительная записка
В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. В этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности. Именно поэтому большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.
Актуальность программы
Созданный проект «Мир профессий глазами ребенка» позволяет спланировать работу с младшими школьниками так, что бы на первом этапе, пассивно-поисковом, осуществлялся первичный профессиональный выбор. Его цель - развить интересы и способности детей, создать условия для самоактуализации младших школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. Для реализации этих задач необходимо, привлекать детей к разнообразной коллективной творческой деятельности, организовывать встречи со взрослыми как с профессионалами в тех или иных сферах труда. Кроме того, необходимо создать портфолио и папки достижений, выявить среди несовершеннолетних сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу, проводить экскурсии на предприятия, организовывать творческие конкурсы.
Цель создания программы:
Разработка занятий, наиболее эффективно формирующих у несовершеннолетних интерес к миру профессий и уважение к людям труда.
Определение возможностей воспитателей, специалистов (методические, диагностические, личностные и организационные) в реализации программы «Мир профессий глазами ребенка».
Задачи программы:
-Создать специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;
-Cформировать представление о многообразии профессий в современном мире;
-Обучить через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях центра;
-Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в центре.
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Участники: дети, воспитатели, представители разных профессий
Возраст детей на которых рассчитана программа: 6-9 лет
Автор: Воспитатель отделения круглосуточного пребывания и дополнительного образования Е.С. Димич
Место проведения: ГКУ СО КК «Краснодарский КЦПД»
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов)
Программа состоит из двух блоков. Первый блок-теоритические занятия, второй блок - практические, представленные в виде экскурсий (при отсутствии возможности организовать экскурсию, можно заменить виртуальной экскурсией).
Ожидаемый результат.
Программа «Мир профессий глазами ребенка» позволит выработать у несовершеннолетних понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
Несовершеннолетние будут понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.
Календарно-тематический план на 2022-2023 учебный год
№ |
Дата проведение |
1 блок |
Тема теоритического занятия |
2 блок |
Тема практического занятия |
Кол-во часов теор. |
Кол-во часов практ. |
||||
1 |
Сентябрь |
Занятие «Знакомьтесь! Профессия-почтальон» |
Экскурсия на почту |
20 мин. |
25 мин. |
||||||
2 |
Октябрь |
Занятие «Знакомьтесь! Профессия-повар» |
Экскурсия в столовую |
20 мин. |
25 мин. |
||||||
3 |
Ноябрь |
Занятие «Знакомьтесь! Профессия-парикмахер» |
Экскурсия в парикмахерскую |
20 мин. |
25 мин. |
||||||
4 |
Декабрь |
Занятие «Знакомьтесь! Профессия-полицейский» |
Экскурсия в отделение полиции |
20 мин. |
25 мин. |
||||||
5 |
Январь |
Занятие «Знакомьтесь! Профессия-учитель» |
Экскурсия в школу |
20 мин. |
25 мин. |
||||||
6 |
Февраль |
Занятие «Знакомьтесь! Профессия-продавец» |
Экскурсия в магазин |
20 мин. |
25 мин. |
||||||
7 |
Март |
Занятие «Знакомьтесь! Профессия-машинист» |
Экскурсия на ЖД вокзал |
20 мин. |
25 мин. |
||||||
8 |
Апрель |
Занятие «Знакомьтесь! Профессия-пожарный» |
Экскурсия в пожарную часть |
20 мин. |
25 мин. |
||||||
9 |
Май |
Занятие «Знакомьтесь! Профессия- врач» |
Экскурсия в поликлинику |
20 мин. |
25 мин. |
||||||
Итого: |
Теритических-3 ч. Практических- 3 ч. 45 мин. Всего -6 ч. 45 мин |
Общие правила проведения экскурсий
Во время экскурсии необходимо соблюдать общие правила ее проведения. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20 – 25 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число участников экскурсии не должно превышать 10-15 человек.
Во вступительной беседе экскурсовод должен предложить общий план осмотра объекта, остановиться на поведении несовершеннолетних в цехах, отделах, учебных кабинетах, познакомить с правилами техники безопасности, выяснить, что знают несовершеннолетних об объекте, с которым они знакомятся. Вступительная беседа не должна быть слишком продолжительной.
Экскурсию следует проводить в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты. Не следует обращать внимание несовершеннолетних на работу сразу всей организации. Важно акцентировать внимание на работе участков и бригад, отделов, отдельных небольших коллективов. Познакомить с достижениями новаторов, рационализаторов, изобретателей, пользуясь при этом средствами наглядной агитации: плакатами, стендами, фотографиями передовиков производства. Именно такое преподнесение материала экскурсии и будет воспитанием не на каких-то отвлеченных, оторванных от жизни моментах, а на конкретных примерах трудовой деятельности.
От экскурсий у несовершеннолетних остаются, как правило, яркие впечатления. Но не всегда они могут их самостоятельно обобщить и проанализировать, сделать из этих наблюдений выводы. Рекомендуется в заключение провести итоговую беседу, в ходе которой экскурсовод направляет своими вопросами рассуждения детей, помогает разобраться в том, что они увидели и услышали, сделать правильные выводы.
Для закрепления и обобщения наиболее важных фактов и наблюдений, сделанных на экскурсии, несовершеннолетние могут оформить небольшие стенды, фотоальбомы. Можно также провести различные конкурсы, например, на лучший рассказ об экскурсии и т.д.
Заключение
Профориентация проводится с целью подготовки несовершеннолетних к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда.
Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании несовершеннолетних разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Современные подходы к профессиональной ориентации несовершеннолетних рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу.
Настоящие методические рекомендации делают первый шаг к активизации процесса познания школьниками мира профессий и труда.
Список литературы.
Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб : Речь, 2007. – 365 с.