12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Сергеевна Димич19
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Пояснительная записка

В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. В этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности. Именно поэтому большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Актуальность программы

Созданный проект «Мир профессий глазами ребенка» позволяет спланировать работу с младшими школьниками так, что бы на первом этапе, пассивно-поисковом, осуществлялся первичный профессиональный выбор. Его цель - развить интересы и способности детей, создать условия для самоактуализации младших школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. Для реализации этих задач необходимо, привлекать детей к разнообразной коллективной творческой деятельности, организовывать встречи со взрослыми как с профессионалами в тех или иных сферах труда. Кроме того, необходимо создать портфолио и папки достижений, выявить среди несовершеннолетних сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу, проводить экскурсии на предприятия, организовывать творческие конкурсы.

Цель создания программы:

Разработка занятий, наиболее эффективно формирующих у несовершеннолетних интерес к миру профессий и уважение к людям труда.

Определение возможностей воспитателей, специалистов (методические, диагностические, личностные и организационные) в реализации программы «Мир профессий глазами ребенка».

Задачи программы:

-Создать специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;

-Cформировать представление о многообразии профессий в современном мире;

-Обучить через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях центра;

-Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в центре.

Срок реализации: 2022-2023 учебный год

Участники: дети, воспитатели, представители разных профессий

Возраст детей на которых рассчитана программа: 6-9 лет

Автор: Воспитатель отделения круглосуточного пребывания и дополнительного образования Е.С. Димич

Место проведения: ГКУ СО КК «Краснодарский КЦПД»

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов)

Программа состоит из двух блоков. Первый блок-теоритические занятия, второй блок - практические, представленные в виде экскурсий (при отсутствии возможности организовать экскурсию, можно заменить виртуальной экскурсией).

Ожидаемый результат.

Программа «Мир профессий глазами ребенка» позволит выработать у несовершеннолетних понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Несовершеннолетние будут понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии. ​​​​​​​

Календарно-тематический план на 2022-2023 учебный год

Дата проведение

1 блок

Тема теоритического занятия

2 блок

Тема практического занятия

Кол-во часов теор.

Кол-во часов практ.

1

Сентябрь

Занятие «Знакомьтесь! Профессия-почтальон»

Экскурсия на почту

20 мин.

25 мин.

2

Октябрь

Занятие «Знакомьтесь! Профессия-повар»

Экскурсия в столовую

20 мин.

25 мин.

3

Ноябрь

Занятие «Знакомьтесь! Профессия-парикмахер»

Экскурсия в парикмахерскую

20 мин.

25 мин.

4

Декабрь

Занятие «Знакомьтесь! Профессия-полицейский»

Экскурсия в отделение полиции

20 мин.

25 мин.

5

Январь

Занятие «Знакомьтесь! Профессия-учитель»

Экскурсия в школу

20 мин.

25 мин.

6

Февраль

Занятие «Знакомьтесь! Профессия-продавец»

Экскурсия в магазин

20 мин.

25 мин.

7

Март

Занятие «Знакомьтесь! Профессия-машинист»

Экскурсия на ЖД вокзал

20 мин.

25 мин.

8

Апрель

Занятие «Знакомьтесь! Профессия-пожарный»

Экскурсия в пожарную часть

20 мин.

25 мин.

9

Май

Занятие «Знакомьтесь! Профессия- врач»

Экскурсия в поликлинику

20 мин.

25 мин.

Итого:

Теритических-3 ч.

Практических- 3 ч. 45 мин.

Всего -6 ч. 45 мин

Общие правила проведения экскурсий

Во время экскурсии необходимо соблюдать общие правила ее проведения. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20 – 25 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число участников экскурсии не должно превышать 10-15 человек.

Во вступительной беседе экскурсовод должен предложить общий план осмотра объекта, остановиться на поведении несовершеннолетних в цехах, отделах, учебных кабинетах, познакомить с правилами техники безопасности, выяснить, что знают несовершеннолетних об объекте, с которым они знакомятся. Вступительная беседа не должна быть слишком продолжительной.

Экскурсию следует проводить в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты. Не следует обращать внимание несовершеннолетних на работу сразу всей организации. Важно акцентировать внимание на работе участков и бригад, отделов, отдельных небольших коллективов. Познакомить с достижениями новаторов, рационализаторов, изобретателей, пользуясь при этом средствами наглядной агитации: плакатами, стендами, фотографиями передовиков производства. Именно такое преподнесение материала экскурсии и будет воспитанием не на каких-то отвлеченных, оторванных от жизни моментах, а на конкретных примерах трудовой деятельности.

От экскурсий у несовершеннолетних остаются, как правило, яркие впечатления. Но не всегда они могут их самостоятельно обобщить и проанализировать, сделать из этих наблюдений выводы. Рекомендуется в заключение провести итоговую беседу, в ходе которой экскурсовод направляет своими вопросами рассуждения детей, помогает разобраться в том, что они увидели и услышали, сделать правильные выводы.

Для закрепления и обобщения наиболее важных фактов и наблюдений, сделанных на экскурсии, несовершеннолетние могут оформить небольшие стенды, фотоальбомы. Можно также провести различные конкурсы, например, на лучший рассказ об экскурсии и т.д.

Заключение

Профориентация проводится с целью подготовки несовершеннолетних к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании несовершеннолетних разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.

Современные подходы к профессиональной ориентации несовершеннолетних рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу.

Настоящие методические рекомендации делают первый шаг к активизации процесса познания школьниками мира профессий и труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.

Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.

Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. СПб : Речь, 2007. 365 с.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.