12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Нина Петровна501
Россия, Крым респ., Красноперекопск
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Смотрю на мир глазами художника» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с рекомендациями Примерной программы художественно-эстетического направления Е.И. Коротеевой. Данная программа тесно связана с программами по изобразительному искусству В.С. Кузина, Б.Н. Неменского,

-- ООП КОШ №4

Направление программы: общекультурное направление

Тип программы: образовательный

Программа рассчитана на 1-4 класс на 2015-2019 учебный год

Рабочая программа адресована МБОУ «СОШ № 4» в 1-4 классах

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.

Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

   Цель курса:

Дать возможность учащимся проявить себя, творчески раскрыться в различных видах художественно-творческой деятельности: живописи, графики, скульптуры.

Задачи:

обучающие:

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;

воспитательные:

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитать нравственные качества детей;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

развивающие:

- развивать образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Краткая характеристика учебного курса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Смотрю на мир глазами художника» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего  образования второго поколения. В процессе разработки программы  главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.

Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.

Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

воспита­тельные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

творческие задачи: умение осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выстав­ки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения,

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

-ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин

природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и

др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

-интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся.

Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Основополагающие педагогические принципы программы:

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

- принцип наглядности;

- опора на интерес ребенка;

- индивидуальный темп движения;

- гуманистичность.

Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.

-творческой деятельностью.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия

-Беседа

- Сообщения

- Встречи с интересными людьми

- Просмотр и обсуждение видеоматериала

Практические занятия

- Творческие конкурсы

- Выставки декоративно-прикладного искусства

- Коллективные творческие дела

- Соревнования

- Викторины

- Интеллектуально-познавательные игры

- Акции благотворительности, милосердия

- Творческие проекты, презентации

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень обучения – приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.

Второй уровень обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.

Третий уровень обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художни­ков, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.

Распределение часов по годам обучения.

 

п/п

Темы

1 класс

2 класс

3класс

4класс

Всего

1.

Живопись

10

11

11

12

44

2.

Графика

8

10

10

11

39

3.

Скульптура

4

3

4

4

15

4.

Аппликация

4

4

4

4

16

5.

Бумажная пластика

3

3

2

1

9

6.

Работа с природными

материалами

3

2

2

1

8

7.

Организация и обсуждение

выставки детских работ.

1

1

1

1

4

8.

Итого

33

34

34

34

135

 

 

 

Место курса в учебном плане.

Программа реализуется в 1 – 4 классах из расчета:

класс - 33 часа в год (1 час в неделю);

класс – 34 часа в год (1 час в неделю);

класс – 34 часа в год (1 час в неделю);

класс – 34 часа в год (1 час в неделю).

Сроки реализации программы – 4 года.

Всего на изучение кружка «Мир глазами художника» в начальной школе выделяется 135 часов.

Планируемые результаты

В результате изучения курса «Мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мир глазами художника»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и

фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой,

потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической

творческой деятельности), ценностей и чувств;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде

одноклассников под руководством учителя;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу

одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсалных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать,анализировать, выделять главное, обобщать;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

-понимание образной природы искусства;

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

-освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

-умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения курса обучающийся научится:

основам художественной культуры: получат представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Получит возможность научиться:

овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

получит возможность познакомиться с работами художников Крыма,

познакомятся с предметами быта, национальными костюмами народов Крымского полуострова.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Познает принципы толерантности и учится жить в поликультурном обществе. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов, тем

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

I год обучения

Живопись.

10

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные и нюансные цветовые отношения, составлять разнообразные оттенки цвета. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Овладевать первичными навыками изображения на

плоскости.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частному.

Графика

8

Знакомство с выразительными средствами этого вида

станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.

Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Скульптура

4

Знакомство с выразительными возможностями мягкого

материала для лепки - пластилином (глиной). Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка фруктов, овощей, птиц,

сладостей.

Аппликация

4

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с тканью, из которой составляется орнамент, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций.

Бумажная

пластика

3

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его

возможностей: скручивание, сгибание, складывание

гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее.

Работа с

природными

материалами

3

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять

природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов.

Организация и

обсуждение

выставки

детских работ

1

Определять наиболее удачные произведения, объяснять, чем они нравятся

Итого

33

 

II год обучения

Живопись

11

Овладевать первичными живописными навыками

Учиться различать и сравнивать темные и светлые

оттенки цвета и тона.

Осваивать способ насыщения цвета серой краской.

Создавать живописными материалами пейзажи.

Графика

10

Осваивать выразительность графической неразомкнутой линии, развивать динамику руки .

Расширять представления о контрасте толстой и тонкой линии. Продолжать осваивать разный нажим на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Познакомить с графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях.

Развивать навыки работы с цветными карандашами. Закреплять представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Скульптура

3

Овладевать навыками использования приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.)

со скульптурными материалами — глиной и пластилином.

Изучать приемы передачи в объёмной форме.

Аппликация

4

Осваивать технику обрывной аппликации, правила работы с ножницами, использовать прием симметрии, создавать композицию по образцу или собственному замыслу.

Бумажная пластика

3

Использовать приемы силуэтного вырезания формы

Осваивать способ получения объёма с помощью

бумаги.

Работа с природными материалами

2

Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов.

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать

свою точку зрения.

Итого

34

 

III год обучения

Живопись

11

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Осваивать художественные приемы подмалевок.

Развивать навыки насыщения цвета теплыми и холодными цветами.

Графика

10

Создавать, изображать на плоскости графическими

средствами.

Овладевать техникой печати на картоне и печати

«сухой кистью» Приобретать первичные навыки работы штрихом.

Использовать два и более выразительных средств для создания образа.

Скульптура

4

Сравнивать закреплять навыки работы с мягкими

скульптурными материалами

Развивать навыки создания образов из целого куска

пластилина

Освоение приемов декоративного украшения плоской

формы элементами объемных масс

Аппликация

4

Осваивать навыки обрывной и вырезанной

аппликации

Создавать образ с помощью ритма

Осуществлять самоконтроль и корректировку своей

деятельности.

Бумажная пластика

2

Использовать навыки работы с белой бумагой

Совершенствовать приемы сминания. закручивания,

надрезания.

Оценивать работу

Работа с природными материалами

2

Осваивать способ работы с природными материалами (более крупных форм)

Разрисовывать камни в живописной манере

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать

свою точку зрения.

Итого

34

 

IV год обучения

Живопись

12

Освоение навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов.

Графика

11

Использовать знакомые приемы работы, Выполнять

творческие задания на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста.

Осваивать новые графические материалы. Решать задачи на передачу игры света

Скульптура

4

Овладевать приемами работы над рельефом

Выполнять поиск образа в мятом куске мягкого пластилина

Аппликация

4

Овладевать новыми приемами работы с шерстяными

нитками, засушенными листьями.

Создавать изделия.

Делать выводы.

Бумажная пластика

1

Осваивать приемы работы с белой бумагой.

Совершенствовать приемы сминания, закручивания, надрезания.

Проводить оценку этапов работы.

Работа с природными материалами

1

Выполнять тематические задания на заданные темы

Развивать моторику пальцев

Организация и

обсуждение

выставки детских

работ

1

Обсуждать достигнутые результаты. Высказывать

свои суждения.

Итого

34

 

Содержание тем курса

Живопись

Первый год обучения (10 часов)

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.

Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет от «пятна», без использования палитры. Изображение сказочных птиц, растений, трав.

Второй год обучения (11 часов)

Углубление знаний об основных и о составных цветах, о теплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путем насыщения его ахроматической шкалой. Освоение насыщения цвета серой краской, знакомство с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Третий год обучения (11часов)

Получение информации о существовании дополнительных цветов. Зеленый, фиолетовый и оранжевый раскрываются как дополнительные, поскольку дополняют и усиливаю звучание своих пар. Знакомство с живописным приемом подмалевок, накопление навыков насыщения цвета теплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фигурок.

Четвертый год обучения (12 часов)

Цветовосприятие через выполнение заданий на уже знакомые приемы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Освоение знаний о темном пятне как пятне цветном. Выполнение заданий на изображение цветных пятен.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

Графика

Первый год обучения (8 часов)

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: Изображение трав, деревьев, веток, насекомых, объектов природы и быта.

Второй год обучения (10 часов)

Продолжение освоение выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки. Расширение представлений о контрасте широкой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический карандаш с целью получения тонового пятна. Знакомство с другими графическими материалами – углем, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста темного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения (10часов)

Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств. Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя - тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей фактуры тканей.

Четвертый год обучения (11 часов)

Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приемов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача – рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

Скульптура

Первый год обучения (4 часа)

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной, пластилином. Получение сведений о скульптуре как Знакомство с другими материалами трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц.

Второй год обучения (3часа)

Развитие навыка использования основных приемов работы (защипление, заминание, вдавливание) со скульптурными материалами – глиной и плостилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приемов передачи в объемной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объемных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения (4 часа)

Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежачих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс, приемов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвертый год обучения (4 часа)

Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

Аппликация

Первый год обучения (4часа)

Знакомство с разными техниками аппликаций, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации. В технике «вырезная аппликация» дети осваивают приемы работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умение видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами.

Второй год обучения (4 часа)

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Работа с готовыми цветовыми эталонами двух или трех цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения (4 часа)

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приемом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвертый год обучения (4 часа)

Знакомство с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создается не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приемом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом могут служить засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

Бумажная пластика

Первый год обучения (3часа)

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа, и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков.

Второй год обучения (3 часа)

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объема с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения (2 часа)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы сминания.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективная работа).

Четвертый год обучения (1 час)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы сминания.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

Работа с природными материалами

Первый год обучения (3 часа)

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, мох. Работа заключается в создании небольших объемных композиций. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения (2 часа)

Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Третий год обучения (2 часа)

Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. При выбору камней предпочтение отдается более крупному по размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью.

Практическая работа: декоративная роспись камней, нахождение в корнях образа с последующей дорисовкой.

Четвертый год обучения (1 час)

Новые творческие задачи в работе с природным материалом – выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы, различных построек.

Выставка детских работ

Первый год обучения (1 час)

Учащиеся вспоминают темы, изученные в течение года. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.

Второй год обучения (1 час)

При организации выставки активизировать общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Третий год обучения (1 час)

В процессе обсуждения достигнутых результатов учащиеся высказывают свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого они могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Закрепление новых знаний, полученных за год.

Четвертый год обучения (1 час)

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности учащиеся могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах искусства.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Портреты русских и зарубежных художников. Д

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Д

3. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. Д

4 Фотоаппарат

5.Телевизор 1 шт

6. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

7. Персональный компьютер

Список литературы

Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.

Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алё­хин. - М., 1994.

Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;

Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев - М.: Эксмо. – 2006;

Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Высшая школа. – 1989;

Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;

Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.

Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;

Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;

Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;

Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.

Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003.

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;

Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;

Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.

Неменский Б. М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.

Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: - 1976;

Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980;

Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. – 1982;

 

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.