12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса28
Россия, Иркутская обл., Иркутск


Автор: Мотоева Лариса Леонидовна

воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

г. Иркутска детского сада №24

(МБДОУ г. Иркутска детского сада №24)

Email: detskiisad24@mail.ru













ПРОГРАММА «НАРОДНОЕ БРАТСТВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА»

(воспитание дошкольников в рамках поликультурного образования)




Программа рассчитана на детей-дошкольников 6-7 лет;

адресуется педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.




















Пояснительная записка

Актуальность

Одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 г.: «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.

К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Содержание поликультурного воспитания строится вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.

Магистральную цель поликультурного воспитания в России можно определить как формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают задачи поликультурного воспитания: освоение культуры собственного народа; воспитание представлений о культурном плюрализме в современном мире, положительного отношения к культурным различиям; создание педагогических условий интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; воспитание в духе мира и сотрудничества.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Поликультурное воспитание дошкольников как целенаправленный и осознанно осуществляемый педагогический процесс выполняет следующие функции:

- культурологическую - формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

- образовательно-развивающую - осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

- гуманистическую - воспитание позитивного отношения к культурам других народов;

- коммуникативно - интеграционную - развитие умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Процесс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики. Живя в Сибири, регионе, насыщенном культурными и этническими особенностями, детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур. Именно с этой целью была составлена программа «Народное братство дороже богатства».


Цель: воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках поликультурного и духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

-развитие основ духовно-нравственных и гражданских чувств, этнической принадлежности;

-формирование у детей дошкольного возраста основ этнокультурного воспитания;

-знакомство детей с истоками, национальным бытом, традициями, праздниками народов Прибайкаья;

-создание этнокультурного пространства дошкольного учреждения; -подготовка воспитателя дошкольного учреждения в соответствии целям и задачам этнокультурного воспитания;

-взаимодействие педагогов и родителей детей в этнокультурном воспитании.

Формы организации работы с детьми: вовлечение детей в разнообразные формы деятельности проходит через образовательные развивающие ситуации; через интеграцию различных видов деятельности:

Формы организации:

Интеграция видов деятельности:

- игры;

- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности;

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- праздники и развлечения;

- труд;

- самостоятельная деятельность

- познавательная;

- игровая;

- коммуникативная;

- культурно – досуговая;

- театрализованная;

- музыкальная;

- изобразительная;

- художественно-речевая;

- исследовательская;

- проектная;

- двигательная;

- танцевальная

Ожидаемые результаты:

- повышение педагогической компетентности по данной проблеме у педагогов ДОУ;

- создание вариативной части образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к структуре ООП ДО с использованием регионального компонента по проблеме этнокультурного образования и воспитания дошкольников;

- повышение качества результатов деятельности ДОУ;

- активизация участия детей в выставках, конкурсах, музыкальных и спортивных мероприятиях, проектах и других видах деятельности в ДОУ и района.

- диагностика духовно-нравственного воспитания;

- портрет выпускника детского сада будет дополняться качественной характеристикой вариативной части. А именно, выпускник детского сада, имеющий первичные представления о себе, ближайшем социуме, о народах и народных традициях нашего края, духовных ценностях;

- уровень духовно-нравственного развития детей средний и высокий.

Новизна

Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, духовно-нравственного воспитания в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры дружелюбия у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально - психологической напряжённости в обществе.

Взаимодействие с родителями

Формирование духовно-нравственного воспитания - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Поэтому мы работаем не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

Ресурсное обеспечение:

- подбор литературы;

- подбор произведений народного творчества;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

- дидактические игры;

- выставки книг, рисунков, поделок;

- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Календарно-тематический план к программе «Народное братство дороже богатства» (1 мероприятие в неделю по 30 мин., всего 35 методических мероприятий)

п/п

Наименование разделов, тем

К-во меропр иятий

1

Раздел «Россия – страна, где мы живем.

Исторические традиции»

1.1

«Моя Россия - страна, в которой мы живем»

2

1.2

«Неофициальные символы России»

2

1.3

«Как жили люди в старину»

2

1.4

Экскурсия в музей боевой славы

1

2

Раздел «Православные праздники»

2.1

Праздник «Рождество – великий праздник, Рождество – благая весть»

1

2.2

Праздник «Масленица в гости идёт»

1

2.3

Праздник « Пасха – день светлых чудес»

1

3

Раздел «Прибайкалье – край родной»

3.1

«История возникновения города Иркутска»

2

3.2

«Сибирские промыслы»

1

3.3

«Байкал – жемчужина Сибири»

2

3.4

Конкурс знатоков «Родной свой край люби и знай!»

1

3.5

Культурное наследие народов Иркутской области

2

3.6

«С днем рождения, любимый Иркутск!»

1

4

Раздел «Русские народные традиции»

4.1

Фольклорный праздник «Ярмарка»

1

4.2

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

1

4.3

Сюжетно-ролевая игра «Русская изба»

1

4.4

Познавательно-игровой досуг «Эх, лапти мои!»

1

5

Раздел «Исторические традиции коренных народов Прибайкалья»

5.2

«Как живут буряты»

3

5.3

«Тофалария»

1

6

Раздел «Исторические традиции народов России»

6.1

«Национальные костюмы народов России»

1

6.2

Ремесла народов России

1

6.3

«Сказки разных народов России о мышках»

2

6.4

«Путешествие по родной стране»

4

Итого:

35

Перспективное планирование к программе «Народное братство дороже богатства»

п/п

Месяц

Название мероприятия

Основные задачи

1

Сентябрь

1. «Моя Россия - страна, в которой мы живем»

Продолжать знакомить детей с историей возникновения России, ее символикой и традициями; воспитывать в детях интерес к истории своей страны, к особенностям русского характера, русским традициям, чувство любви и гордости за свою Родину.

2. «Что такое паспорт?»

Знакомить детей с паспортом гражданина России; воспитывать чувство гордости за принадлежность к российскому народу.


3.«Неофициальные символы России»

Знакомить с неофициальными 

символами России: матрёшкой, балалайкой, берёзой, валенками, ромашкой и другими.

Закрепить представления детей о государственных символах России. 


4.«Роспись матрёшки»»

Закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях; знакомство детей с декоративной росписью народной игрушки.


2

Октябрь

1. «Как жили люди в старину»

Учить сравнивать быт русского народа в старину и в настоящее время; обращать внимание на бытовые традиции.


2. «История стиральной машины»

Дать представление о принципах стирки белья в разные времена (в реке; в корыте при помощи стиральной доски; стиральной машине); развивать интерес к истории возникновения предметов, желание экспериментировать.

3. Фольклорный праздник «Ярмарка»

Закрепить знания детей о русских народных традициях.


4. «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Продолжать знакомить с русским народным фольклором; учить использовать русские пословицы и поговорки в повседневной жизни, знакомить с традицией гостеприимства.


3

Ноябрь

1. Сюжетно-ролевая игра «Русская изба»

Знакомить детей с бытом русского народа в старину; учить

распределять роли и исполнять игровые действия семьи.


2. Познавательно -игровой досуг «Эх, лапти мои!»

Познакомить детей с предметами русской одежды – лаптями; прививать интерес к культуре русского народа.


3.История возникновения города Иркутска

Продолжать знакомить с историей возникновения города Иркутска; формировать интерес к местным традициям.


4.Экскурсия в краеведческий музей

Продолжать знакомить детей с историей города Иркутска и природой Прибайкалья.


4

Декабрь

1.Сибирские промыслы

Продолжать знакомить детей с традиционными видами ремесел в Прибайкалье.


2.Байкал– жемчужина Сибири

Продолжать знакомство детей с достопримечательностью нашего региона – озером Байкал, а так же с его растительным и животным.


3.Легенды Байкала

Рассказать о легендах и преданиях нашего края как о важнейшей части этнокультуры.

Расширить знания об истории Прибайкалья, о природе родного края, его населении.


4.Конкурс знатоков родного города «Родной свой край люби и знай»

Закреплять знания детей об истории родного города, о его культуре и достопримечательностях; воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его ещё красивее.

5


Январь

1.Праздник «Рождество

великий праздник, Рождество – благая весть»

1.Закрепить и уточнить знание детей о таком православном празднике, как Рождество Христово, и о его значении.

2. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями празднования Рождества.

3. Воспитывать в детях нравственные чувства: отзывчивость, желание делать добрые дела.

4.Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

5. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре.


2. Экскурсия в Дом народного творчества г. Иркутска

Продолжать знакомство с культурным наследием народов и народностей Иркутской области.

3. Как живут буряты

Приобщение детей к традициям и обычаям бурятского народа.


6.

Февраль

1.Как празднуют бурятский новый год

Дать представление о празднике САГААЛГАН:

- познакомить детей с традициями встречи нового года по восточному календарю;

-научить играть в бурятские народные игры;

-разучить элементы бурятского национального танца «Ёхор»;

- воспитывать интерес к изучению бурятской национальной культуры.

2.Музыкальные инструменты бурятского народа

Обогащать социальный опыт дошкольников через приобщение к культуре бурятского народа. Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения национальных и культурных традиций и обычаев.

3. Экскурсия в музей боевой славы

Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей.

4. Тофалария

Создание условий для формирования у дошкольников представлений о тофаларах как коренном народе Иркутской области, их быте и культуре.

7

Март

1.Праздник «Масленица в гости идёт»

1.Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

2.Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы — как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.

3.Воспитывать интерес к народной культуре.

2. «Национальные костюмы народов

России»

Уточнить представления о русском национальном костюме; познакомить с национальными костюмами других народов России.

3. «Ремесла народов

России»

Учить находить разницу и сходство в ремеслах народов России; воспитывать уважение к трудолюбию народов России.

4. Экскурсия в библиотеку М.Сергеева

Познакомить с работой библиотеки. Развивать интерес к творчеству известных писателей Восточной Сибири.

8.

Апрель

1.«Сказки разных народов России о мышках» (русские сказки)

Закрепить понятие «русская народная сказка»; обогащать словарь детей новыми словами.

2.«Сказки разных народов России о мышках» (ненецкая, чувашская и абхазская сказки)

Познакомить детей со сказками народов России; учить делать выводы и сравнивать их в разных сказках.

3. Физкультурное развлечение «Путешествие по родной стране»

Развивать основные движения детей; знакомить с национальными спортивными играми народов России; формировать дружелюбное отношение к окружающим людям разных национальностей.

4. Праздник. Пасха – день светлых чудес

1.Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

2.Познакомить дошкольников с празднованием Пасхи, ее историей.

3.Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с ней. Уточнить значение новых слов: пасха, пасхальное яйцо, кулич, воскрешение, колокольный звон.

4.Воспитывать интерес к народной культуре.

9.

Май

1. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры; обогащать словарь (десерт, названия блюд национальной кухни народов России); обучать правилам поведения в общественных местах.

2.«Вместе – дружная семья» (о народных играх России)

Знакомить с правилами игр народов России; учить изготавливать атрибуты для игр.


3. Игра «Быт народов

России»

Развивать у детей активизацию процесса формирования этнокультурной осведомленности; учить сравнивать элементы быта разных народов России.


4. «С Днем рождения, любимый Иркутск!»

 Расширять представления детей о родном городе, его истории, культуре и традициях. Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к малой родине, своему дому, семье.




Содержание программы

Анализ научной литературы показал, что в отечественной педагогике вопросы этнокультурного воспитания исследуются, в основном, в контексте изучения феномена межнационального общения в целом и имеют философско-социологический характер (С.А. Абдоков, Л.Р. Заурбекова, А.Н. Некрасова, Н.Р. Маликова, В.А. Ханстантинов). Исследование же педагогических аспектов толерантности и ее формирования значительно отстает от исследований ее философского, этического и психологического аспектов, решения этой проблемы для детей дошкольного возраста

Анализ научной литературы, посвященной поликультурному образованию и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о том, что, проблема формирования у младших школьников и дошкольников этнокультурного воспитания все еще остается малоизученной.

Содержание программы включает:

- фольклор народов России как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки;

- народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха;

- народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями;

- народный быт – как средство познавательной активности;

- народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества.

- народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

Содержание программы реализуется, прежде всего, через непосредственно организованную образовательную деятельность. Поэтому, не перегружая детей, гармонично вплетаем содержание данной программы в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства.

Для организации различных методических мероприятий в каждой группе детского сада созданы уголки этнокультуры. В них собраны предметы народного быта, одежды, мебели, посуды народов России. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу народного быта, но и талант предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода людей разных национальностей. А главное – попробовать себя в роли носителей русской народной культуры.

Программа «Народное братство дороже богатства» предполагает изучение следующих тем:

- Россия – страна, где мы живем. Исторические традиции;

- Православные праздники

- Прибайкалье – край родной;

- Русские народные традиции;

- Традиции коренных народов Прибайкалья;

- Исторические традиции народов России.

Для реализации программы необходимо:

- подготовить педагогический коллектив к работе в новых условиях;

- введение разнообразных форм работы с детьми;

-создание развивающей среды;

-взаимодействие с социумом;

-взаимодействие с родителями.

Принципы построения программы на основе:

- планомерности – планирование работы на основе последовательности тем «Россия русская – родной край – Россия многонациональная»;

- систематичности – 1 раз в неделю в подготовительной к школе группе;

- учёта возрастных особенностей – использование разнообразных форм, соответствующих возрасту детей;

- учёта половых особенностей;

- наглядности – уголки этнокультуры в группах, проведение экскурсий;

- познавательной активности – практическое исследование старинных предметов, сравнение их с современными образцами;

- повторения – игры повторяются в нескольких занятиях, интеграция образовательной области «Социализация» с другими образовательными областями;

- импровизации – придумывание своего узора на основе полученных знаний, самостоятельный выбор цвета, материала, формы, сюжета, составление композиции;

- комплексности в постановке и решении задач в соответствии с видами детской деятельности.

Методическое обеспечение программы

Приемы, методы и технологии организации образовательного процесса:

-использование в воспитательном процессе метода проектирования (проектная и организационная деятельность педагогов и руководства детского сада, использование разнообразных ресурсов детского сада, работа с Интернет-ресурсами);

-включение дошкольников в экспериментальную и исследовательскую деятельность в рамках реализации Программы.

- использование в воспитательном процессе информационно -коммуникационных технологий.

Для реализации данной программы методические мероприятия проводятся в соответствии с современными требованиями в форме игр, развлечений, интерактивных экскурсий, непосредственно организованной деятельности, викторин, фестивалей, фольклорных праздников, познавательно-игровых досугов, конкурсов.

Конспекты мероприятий включают в себя: перечень детской деятельности; цели и задачи (образовательные, воспитывающие, развивающие, здоровьесберегающие); планируемые результаты; материалы и оборудование.

В содержание непосредственно образовательной деятельности детей входят: организационный момент, основная часть, игры, рефлексия.

Итоги реализации данной программы подводятся в форме диагностики этнокультурного развития; оформления этнических уголков в групповых помещениях; представления и защиты презентаций; проектов в виде альбомов «Промыслы народов России»; участия в конференциях; рекомендаций для родителей.


Диагностика этнокультурного развития детей старшего дошкольного возраста Микляева Н.В., Ю.В. Микляева. М.Ю. Новицкая


Все качества оценивались в процессе тестовых игр по критериям от 1 (низкий уровень) до 10 (высокий уровень).

Общий параметр оценки

Составные параметры

Вопросы к детям

Предполагаемые ответы детей

Уровень этнокультурного развития

Понимание национальных ценностей

Какими были раньше люди народностей России?

Трудолюбие, доброта, умение видеть красоту, веселость, умелость…

Что такое семья у разных народностей России?

Много детей дружно живут, сохраняют традиции

Отношение людей разных национальностей к природе

любят, берегут, присматриваются и используют знания в быту…

Перенос полученных во время

организованной образовательной деятельности знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей

Вопросы в процессе наблюдения за детьми в уголках национального творчества, в игровых уголках, беседы о традициях в семьях

Посещение историко-краеведческих музеев

Ты ходил с папой и мамой в какой-нибудь музей?

Рассказы детей о посещении музеев с родителями

Уровень конкретных этнокультурных знаний

Знание устройства дома

Что было в домах у народов разных национальностей

1-2 названия предметов домашнего быта

Знание произведений народного фольклора

народов России

Какие сказки ты наешь? Пословицы и поговорки?

Загадки?

1-2 произведения каждого народа

Знание о труде

Как трудились люди? Что они делали?

Стирка, приготовление пищи, уход за детьми, прядение пряжи, работа в саду и огороде

Знание народных праздников

Какие праздники народов России ты знаешь?

2-3 праздника

Знание народных игр

Какие народные игры ты знаешь?

2-3 игры с правилами

Знание домашних животных

Какие животные живут рядом с человеком?

Корова, лошадь, куры, лошадь, баран, олень

Уровень духовно-нравственного воспитания

Знания о православных праздниках

Какие православные праздники ты знаешь?

Рождество,

Крещение, Троица, Пасха и т.д.

ОценкаОценка результатов

Параметр

Оценка

высокая

средняя

низкая

Уровень этно-культурного развития

Использование полученных знаний в жизни и деятельности

Редкое использование полученных знаний в жизни и деятельности

не использование полученных знаний в жизни и деятельности

Уровень конкретных этнокультурных знаний

Называет 2-3 и более понятий по заданному вопросу

Называет 1-2 понятия по заданному вопросу

не называет понятия по заданному вопросу

Эмоционально эстетическое развитие

Эмоциональное и поэтическое восприятие природы

Среднее эмоциональное проявление

нет

эмоциональности и поэтичности восприятия природы

Уровень духовно-нравственного воспитания

Эмоциональный отклик на православные праздники

Среднее эмоциональное проявление

Не знает православных праздников, эмоций не проявляет



Методики диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родной страны, города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага России, города

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе страны и своего города. Может объяснить символику страны и города. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов, флагов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется рассказать о символике страны и родного города. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4. «Патриотические чувства к стране»

Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?

- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?

- Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?

- Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее, испытывает чувство гордости за свою страну

Средний уровень (2 балла)

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение не достаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво.

Низкий уровень (1 балл)

На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему?

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

- Что тебе нравится в нашем городе?

- Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.

Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края и города, не знает географическое расположение родного края и города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о

географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.



Список литературы и источников

Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С.34.

Спицына О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде /О.А. Спицына – М., 2006.- С.88.

Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб.пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов,
В. Н. Галяпина, и др.; Под общ. ред. В. Н. Гурова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 234 с.

Осадчая О.О. Духовно-нравственная культура: 1-й год обучения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Троицкая школа, 2007. – 185с.

Детская энциклопедия «Я познаю мир» (история, культура) - М.: АСТ 2000. –134с.

Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика/
О.В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. – 512с.

Караковский В. А. Воспитательная система школы. – М.: Народное образование, 2004.

Комарова И.А, Прокофьева О.О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников // Вектор науки ТГУ. – 2011. – №3. – С.63.

Сайт «Гордость Бурятии» [Электронный ресурс] // URL: https://gordburyatia.ru/ (дата обращения: 10.11.2022)


Приложение 1



Праздник «Ярмарка»

с использованием русского фольклора

для детей подготовительной группы ТНР

( посмотреть запись можно по ссылке https://youtu.be/3P3SnfI1moE)


Народ без народности – тело без души.

К. Д. Ушинский

Цель:

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности; формирование монологической речи, фонематического восприятия через приобщение к народному творчеству.

Задачи:

формировать культуру здорового образа жизни;

продолжать развивать сенсорные и моторные функции;

закреплять правильное звукопроизношение и навыки звукового анализа и синтеза слов;

автоматизировать звуки в связной речи;

развивать фонематическое восприятие;

развивать темпо - ритмические и интонационные навыки;

обогащать словарь и активизировать речь детей;

формировать музыкальные навыки;

развивать мышление, память, воображение, внимание, ориентировку в пространстве;

воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к Родине, ее традициям.

Новизна:

На основе комплексного использования элементов фольклора отработаны формы, способы, приёмы коррекционной работы с детьми-логопатами.

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок, разучивание пословиц, скороговорок;

обогащение речи новыми словами;

знакомство с песенным, танцевальным фольклором русского народа;

знакомство с народно-прикладным искусством.

Оборудование:

диск с записями народной музыки;

русские народные костюмы для детей и взрослых (Петрушка, петушок, медведь, ворон, сорока);

фишки с буквами;

магнитная доска, буквы.


Ход праздника


Ведущий: Здравствуйте гости дорогие! На ярмарку Вас приглашаю. Здесь вас будут развлекать: стихи читать, петь, плясать, товары продавать.


Девочки:

Ярмарка, ярмарка!
У нас сегодня ярмарка!
Собирайтесь, наряжайтесь!
На ярмарку отправляйтесь!
Будет всем вам угощенье
Игры. Шутки и веселье…

(Мальчики поднимают руки, делают “ворота)


Народная игра «Золотые ворота»


Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас! 

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно. 


Ведущий:

Как у наших, у ворот,
Стоит ряженый народ.
И ребята удалые
В те ворота расписные
Змейкой быстрою бегут
Смех, забавы вам несут.


Ребенок 1

Здесь на ярмарке игрушки
Трактора и погремушки,
Есть тут разные флажки, расписные сундучки,
Экскаватор, уточки, барабаны, дудочки.


Ребенок 2

Загляните к нам в палатку
Вот конфеты, шоколадки,
Калачи и булочки,
Крендели и бублички.


Ребенок 3

А у дядюшки у Якова товару хватит всякого:
Лапти, корзинки, лукошки, картинки.
Покупайте, не зевайте:
Булавки, иголки, стальные приколки!


Ребенок 4

Вот орешки вкусные на меду,
Давай в шапку накладу.


Ребенок 5

Сами мы рязанские,
А сельди у нас астраханские.
Давай покупай, выбирай, забирай.


Ведущая:

Все на ярмарку поспели?
Покатаемся на карусели!
А ну, где карусель?


(Петрушка вносит шест без лент.)

Какая же это карусель? На ней нет лент. Что же делать? Сколько помню доселе, не было ярмарки без карусели. Как дети нам исправить эту незадачу?

(Дети предлагают для карусели купить ленты.)


Ведущая:

Будем ленты искать,
Карусель исправлять.
Чтобы ленты покупать,
Задания нужно выполнять.
Вот лента красная, атласная.
Ее купите
Хороводом “заплатите”


(Дети группы становятся в круг и играют хоровод, ведущий по окончании хоровода дает красную ленту, повязывает ее на карусель.)


Ведущая: Кто поедет на базар?

Дети. Назар! Назар!

(Выходит ребенок.)


Назар:

Бегу, бегу на базар,
Принесу домой товар:
Родной матушке платок,
Посередочке цветок.
Братьям-соколам
По красным сапогам,
А сестрицам-лебедицам
Да по белым рукавицам.


Девочка:

Ты, Назар, ты, Назар,
Ты поди-ка на базар.
Купи ленты атласные
Для карусели прекрасной.


Ведущая:

Чтобы ленты на базаре Назару купить,
Монеты золотые нужно раздобыть.
Давайте, помогайте, задание выполняйте,


Загадки разгадайте


1. Его вешают, когда очень грустно; задирают когда зазнаются, всюду суют когда вмешиваются в чужие дела (нос)

2. Не цветы, а вянут, не ладошки, а хлопают, не белье, а развешивают.(уши)

3. Ему некуда упасть, когда тесно (яблоко)

4. Ее набирают в рот, чтобы молчать; ею не разлить неразлучных друзей (вода)

5. Его проглатывают, когда не знают, что ответить; его держат за зубами, чтобы не проговориться (язык)

Ведущая: Вы загадки отгадайте и ленту получите.

Кто то еще на ярмарку спешит?


Дети: Ваня!


Ваня:

На ярмарку еду,
Еду к бабе, еду к деду.
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке,
По горкам, по кочкам
Все прямо и прямо.


Девочка:

Ваня, может быть на ярмарке
Купишь ленту цветную
Украсить карусель нашу.


Ведущая:

Слышал я, сейчас,
Тому ленту продадут,
Кто задание выполнит

И обитателей птичьего двора перечислит


Дыхательная гимнастика «ПТИЧИЙ ДВОР»

Наши уточки с утра – Глубокий вдох через нос.

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Ритмичные короткие выдохи со звуком «а».

Наши гуси у пруда – Глубокий вдох через нос.

Га-га-га! Га-га-га! Долгий выдох со звуком «а».

А индюк среди двора – Глубокий вдох через нос.

Бал-бал-бал! Балды-балда! Ритмичные короткие выдохи со звуком «а».

Наши гуленьки вверху – Глубокий вдох через нос.

Грру-грру-угрру-у-грру-у! Ритмичные короткие выдохи со звуком «у».

Наши курочки в окно – Глубокий вдох через нос.

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! Ритмичные короткие выдохи со звуком «о».

А как петя-петушок Глубокий вдох через нос.

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку! Пропеть кукареку, а последний звук «у» долгий

Повторить 2 раза.


Ведущая: Вот и еще одну ленту заработали. (Вручает ленту и повязывает на карусель.)


Петрушка:

Я – Петрушка,
Развеселая игрушка.
Тонкий голос, рыжий волос
Хочу вас повеселить
И подарок подарить.


Ведущая: Дети, слушайте внимательно стихи Петрушки. Если он будет ошибаться, исправьте его стихи.


Петрушка:

С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.

(Дети исправляют “не в чашки, а в шашки”, “ не из шашки, а из чашки”.)

Вылезла из норки шишка,
На нее упала мышка. 
(“Мышка-шишка”.)

Положили в плошку каску,
Надевал пожарный маску. 
(“Кашку-каску”.)

Сладко спит в берлоге миска,
На столе с салатом – мишка. 
(“Миска-мишка”.)

В цирк купил я два жилета,
Их кладу в карман билета. 
(Жилет-билет.)


Ведущая: Дети, молодцы, вы были внимательны, исправили стихи Петрушки. Вот вам новая лента для карусели.

(Ведущая вручает ленту одному из детей, повязывает ее на карусель.)


Ведущая: ребята, а вот к нам Ворон прилетел. Ворон, дай нам, пожалуйста, ленточку для карусели.


Ворон: отдам вам свою ленточку, если вы про меня хороший стишок расскажите


Дети: конечно, расскажем


Физкультминутка «ВОРОН НА ДУБУ»

Ой, ребята, та-ра-ра! Хлопки в ладоши.

На горе стоит гора, Сложить руки домиком.

А на той горе дубок, Руки поднять вверх и покачать.

А на дубе воронок. Руки в стороны и покачать.

Ворон в красных сапогах, Потопать ногами.

В позолоченных серьгах. Потереть мочки ушей.

Черный ворон на дубу, Руки в стороны и покачать.

Он играет во трубу, Сложить руки рупором.

Труба точеная, Погладить шею руками.

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная! Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.



Ведущая: Прилетела к нам сорока-белобока. Хочет, чтобы вы ей помогли. Повторяйте движения за мной (пальчиковая гимнастика)


Я сорока-белобока,
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала, он дрова рубил.
Этому дала, он воду носил.
Этому дала, он печку топил.
Этому дала, он кашу варил.
А этому не дала:
Ты дров не рубил, воду не носил,
Печку не топил, кашу не варил,
Вот тебе за это горшок пустой.



Ведущая: Сорока, посмотри в горшочек, он не пустой, в нем фишки. Фишки помогут составить слова.


Сорока: Дети, скажите, что варили в горшке?(Кашу.)

Составьте это слово «Каша» получите еще одну ленту на карусель.

(Дети составляют слова, ведущая вручает им ленту и повязывает ее на карусель.)


Ведущая:

Хорошо слово составляли,
Все немножечко устали.
Выходите в круг, друзья,
Игру русский у двора.


Игра «Бабка Ёжка»

Дети образуют круг. Водящий – бабка ежка находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот кого задели выходит из игры.

Бабка ежка – костяная ножка,

На лягушку упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

- У меня живот болит.

Пошла с кошкой на базар,

Раздавила самовар.

Пошла она на улицу.

Раздавила курицу.


Петушок:

Я – петушок
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Чистая походка
Рано утром встаю,
Звонко песни пою.


Ведущая: Петушок, давай сядем на пригорке, да послушаем детские скороговорки.

А ты, Петя, слушай,
Лучшего чтеца называй.

(Дети группы рассказывают скороговорки, петушок определяет лучшего, который и получает ленту, повязывают ее на карусель.)


Медведь:

Ездил я по базарам,
Вернулся домой с товаром.
Вот чулочки, вот платочки,

рукавички и носочки,
Все купил, ленты купить не забыл.


Ведущая: Медведь, не мог бы ты нам ленты одолжить. Они нам очень нужны для карусели.


Медведь:

Ленты просто не отдам,
Вам задание задам.
На базаре я устал,
Очень я оголодал.

Накормите, развеселите. Может быть и подарю вам ленту.


Ведущая: Испечем пироги для медведя. Выходите в круг


«ПИРОЖКИ»

Лепим, лепим пирожки, ИП стоя между кроватями, ударяем ладонями.

Замесили из муки, Сжимание и разжимание кулачков.

Сели мы на лавочку, Сесть на носочки.

Угостили бабушку, Встать и вытянуть руки перед собой.

Побежали в огород, Бег на носках на месте.

Там собрался весь народ, Развести руки в стороны и повороты голо вправо-влево.

Вот котёнку пирожок, Вытянули правую руку в сторону.

Вот утёнку пирожок, Вытянули левую руку в сторону.

И Серёжке на зубок. Прижали ладони к груди.


Повторить 2 раза.


Медведь: Спасибо вам, ребята, за слова, за угощение! Так уж и быть отдам вам ленту. (Дети получают ленту, повязывают на карусель.)


Ведущая: Спасибо тебе медведь. Вот и карусель починили, лентами атласными нарядили. Все старались, все трудились. Выходите к карусели, заводите карусель.


Игра «Карусели»


Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише дети не шумите,
Карусель остановите.


Ведущая: Вот и побывали мы на ярмарке. Понравилось, вам? А гостям? (Выслушиваются ответы.) На ярмарке побывали, на карусели покатались, вот и угощение получите!!


Приложение 2

Сценарий для всех возрастных групп детского сада

«Масленичные забавы»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям.
Задачи: Создать настроение торжества и веселья;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- доставлять детям радость от народных игр, песен;
- воспитывать любовь к народным играм, традициям.

Оборудование: 2 детских валенка, 2 сковороды, 2 ведра, 2 стула, 2 чашки, 14 желтых кружков от пирамиды, 2 обруча, 2 палки-коня.
Предварительная работа: чтение литературы, просмотр картин, иллюстраций, разучивание стихов, народных игр.

Ход праздника:
Под народную музыку дети со всех участков собираются на площадке.
Ведущие, одеты в народные костюмы.
1.Ведущий: Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!
2.Ведущий: Здравствуйте, гости, милости просим!
Мы зовем к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех.
1.Ведущий: Мы зиму провожаем, весну встречаем!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
2.Ведущий: А сейчас по старинному обычаю нужно Зиму проводить, Весну – красную встретить.
Мы по кругу все пойдём,
Дружно спляшем и споём.


Песня- хоровод «Как на тоненький ледок»
(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Соберёмся все в кружок,
Все потопаем, все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать,
Все похлопаем, все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам, по коленочкам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей,
Все попрыгаем, все попрыгаем.

1.Ведущий: Из покон веков зимой на Руси, чтобы не мёрзнуть, носили валенки. А на масленицу устраивали соревнования, кто дальше бросит валенок.
2.Ведущий: Ох, и холодно стоять, надо братцы поиграть!
Давайте валенки возьмём, да играть с ними начнём!


Игра-забава «Валенок»
(средние, старшие, подготовительные группы)
Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше? На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.


1.Ведущий: Молодцы ребята, поиграли, а теперь можно валенкам прощай сказать и до новой зимы их убрать.
2.Ведущий: Поднимайся, настроение -
К нам Масленица идет без промедления!
Иди сюда, Масленица – кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
Под русскую народную мелодия –
вносят чучело Масленицы

Ребёнок (подготовительная группа)
Идет Масленица,
Красна – распрекрасна!
Масленица – кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
Сыром, маслом да яйцом,
И румяным калачом!

Ребёнок (старшая группа)
Масленица! Масленица!
В гости к нам пришла!
Масленица! Масленица!
Счастья принесла!
Масленица! Масленица!
Зиму унеси!
Масленица! Масленица!
К нам весна приди!

Ребёнок (старшая группа)
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

2.Ведущий: Каждый день на Масленицу имел свое определенное название, а вы знаете, как называются дни Масленичной недели?
1.Ведущий:
Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день —
Понедельник…(встреча)
2.Ведущий:
А у меня ещё вопрос…
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит весёлый наигрыш,
А вторник у нас…(заигрыш)
1.Ведущий:
Разгулялись, господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названием…(лакомка)
2.Ведущий:
Он и чистый, и широкий –
То четверг уж на пороге.
В этот день ты не зевай,
Он зовётся…(разгуляй)
1.Ведущий:
Вот и пятница пришла,
Зятя в гости привела –
Есть блины, кататься с горки.
Это – (тёщины вечёрки)
2.Ведущий:
А теперь пришла суббота.
Сидеть девчатам дома неохота,
И резвятся, словно белки,
Это…(золовкины посиделки)
1.Ведущий:
День последний подошёл,
Великий пост с собой привёл.
В последний день едим блины печёные,
А зовётся воскресенье…(прощёное)


2.Ведущий: С вами мы поговорили, дни недели повторили.
А теперь все собирайтесь, на гулянье отправляйтесь!
Ждут вас игры, да забавы, развлечения на славу!
Еще одна из традиций на Масленицу было принято кататься на лошадях.


Эй, мальчишки и девчонки,
Молодежь и детвора!
Поиграем мы в лошадки -
Нынче самая пора!
Эстафета «Катание на лошадях»
Дети средних групп катаются на палочке-коне, дети старшей и подготовительной на «тройках» (обруч)
1.Ведущий: Эй! Весёлый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод!
Если дружно взять канат,
Потянуть вперёд- назад
И сказать три раза: «Эх!»
Победит, наверно, смех.
Игра – забава «Перетягивание каната» (мальчики: средних групп, старшая и подготовительная группы)

2.Ведущий: Подходи скорей народ, Масленица всех вас ждёт!
Какая же Масленица без блинов горячих, да румяных? На Масленицу угощали вкусными блинами друг друга. Ведь румяный блин считается символом солнца. Блин испечёшь — солнышко в гости позовёшь. Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных тёплых дней. Мы с вами тоже полакомимся сегодня блинами, но чуть позже.


А сейчас, крепче за руки беритесь
И в два круга становитесь,
Испечем большой мы блин.
Раз, два, три, начинаем печь блины!


Хороводная игра «Блинок»
Дети становятся в 2 круга, в середине дети младших групп, берутся за руки и повторяют слова:
Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)
Разливайся блинок (расходятся)
Разливайся большой.
Оставайся такой,
Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)
Ой, подгорел! (2 раза)

1.Ведущий: С тестом вы справились, блины испекли, а теперь посмотрим, как вы со сковородой можете управляться.


Эстафета «Перенеси блины»
Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут «блин» ( желтые кружки от пирамидок) из ведёрка и переносят его в чашку, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку.


А теперь хочу загадать вам загадки о солнце да весне, о блинах и обо мне.

Ну-ка кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет? (Солнце).


Дует теплый, южный ветер, солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает,

и подснежник прилетает. (Весна).


Чучелом ее сжигаем, едим масло и блины,

И весну мы ожидаем, это — праздник старины. (Масленица).


С сыром, маслом и сметаной, дырчатые и румяны,

Ароматны и вкусны, аппетитные. (Блины).


В масленично воскресенье все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья и ответить: (Бог простит).


Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый …(Ручей.)


Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький …(Подснежник.)


Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце)


Солнце красное взошло.

Станет людям всем тепло!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Сыграем, ребята, в игру, позовем в круг солнышко!


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО!»


Атрибуты: бубен с лентами.

Ход игры: дети встают в круг, за кругом водящий. В руках у Весны бубен.

Дети идут противоходом с водящим и говорят слова:



Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

После слов все останавливаются. Водящий и тот, около он остановился встают спинами друг к другу. Дети считают хором до трех. Водящие бегут в разные стороны. Тот, кто первым оббежит круг и стукнет в бубен, становится водящим. Игра повторяет 2-3 раза.


Ведущие выносят чучело Масленицы. Ставят в сугроб. Поджигают.

Все вместе:

Гори- гори ясно чтобы не погасло

чтобы все невзгоды, холод-непогоды,

зимние морозы, неудачи, слезы,

пусть они сгорают к солнцу улетают!


Хороводная игра «Золотые ворота».

Золотые ворота, пропускают не всегда,

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз, не пропустим вас!


2.Ведущий: А теперь настал черёд положить блины нам в рот.
Подходите, не стесняйтесь, да блинами угощайтесь!
Угощение блинами в группах.


1.Ведущий:

Уж ты Масленица годовая
Гостья наша дорогая
Накормила нас блинами
Угощала всех подряд
Всех мальчишек и девчат!

t1694334697aa.jpg




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.