ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «учитель-ученик (социально-психологическая адаптация)» на период 2024/2025 годы

0
0
Материал опубликован 11 March

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 10»





УТВЕРЖДАЮ:

Директор КГКОУ ШИ 10

_______ 






ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

«учитель-ученик (социально-психологическая адаптация)»

на период 2024/2025 годы






Наставник: Курникова Вера Анатольевна


Наставляемая: …………..Валерия Евгеньевна
















2024

Пояснительная записка


Актуальность разработки программы наставничества

В последние годы государственные реформы и социально-значимые сферы, в том числе и система образования, стали в большей степени обращены в сторону реализации принципов равенства и законных прав инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечивающих это равенство. Достоинства новой системы и современных направлений работы общественных структур эффективны для детей, находящихся на уровне начального образования, поскольку эти дети имеют низкий уровень владения базовыми социальными навыками, понимания сути и содержания основных социальных ролей, своей роли в обществе. Многие ребята с ОВЗ в частности с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в этой связи обладают низкой самооценкой, высоким уровнем зависимости, неуверенности в своих силах и действиях, проблемами в коммуникации, прочими характеристиками личности, усложняющими им социальные контакты.

По этой причине высокую значимость и важность приобретает сопровождение данной группы детей наставниками с целью развития и поддержания их социального потенциала, навыков, стимулирования их активности в коллективе, помощи в построении социальных отношений, понимания сути социальных ролей, социальных ожиданий, контактов.

Высокую эффективность в этом направлении показывает программа наставничества, так как она воздействуют на наставляемых через дружбу, личный пример, чувство равенства, принятия и содействия

На этапе становления личности любому ребенку важен ориентир на значимую личность, ориентир на позитивный пример. Конечно, всегда рядом есть важные для них люди: родители, учителя. Они воспитывают его, являются его защитниками, советчиками и просто другом. Наставник же объединяет в себе все эти роли, помогает ребенку и поддерживает его. Именно наставничество является высокоэффективным инструментом социализации.


Перечень документов, регламентирующих реализацию программы наставничества.

- Федеральный закон от 29 декабря 2012№273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации";

- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года;

- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;

- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. от 21.07.2007 г.);

- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124 ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.);

- Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в Хабаровском крае (утверждена распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского от 10 сентября 2020 г. № 887);

- Программа целевой модели наставничества в КГКОУ ШИ 10, утвержденная приказом от 14.09.2020 г. № 281/1;

- Положение о наставничестве в КГКОУ ШИ 10 от 14.09.2020 г. № 281/1.


Целью программы наставничества является адаптация в учебном коллективе обучающейся 3 класса ……… Валерии Евгеньевны через развитие творческих и коммуникативных навыков наставляемой.

Основной инструмент (техника) наставничества: вовлечение в индивидуальную и коллективную творческую деятельность.

Задачи программы наставничества:

1. Создать условия для обеспечения эмоционального комфорта наставляемой.

2. Вовлечь в творческую деятельность, используя различные формы (индивидуальную, коллективную).

3. Сформировать правила поведения в школе и навыки взаимодействия с классным и школьным коллективом в целом.

4. Развить коммуникативные навыки.


Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап (сентябрь 2024 г.)

- установление контакта со всеми участниками сопровождения обучающейся, сбор социальных данных о составе семьи, бытовой фон взаимоотношений в семье;

- наблюдение особенностей поведения обучающейся в ситуациях внутришкольного взаимодействия;

- определение объема работы и последовательности процесса;

- подготовка необходимой документации.

II. Диагностический и проектировочный этапы (совместно с педагогом-психологом) (октябрь 2024 г.)

- определение уровня психосоматического здоровья;

- исследование психологических особенностей;

- исследование уровня эмоционального благополучия;

- определение интересов и предпочтений наставляемой;

- выявление возможностей наставляемой.

III. Реализационный этап (октябрь 2024 г. – апрель 2025г.)

- сопровождение наставником реализации индивидуальной образовательной программы наставляемой;

- отслеживание динамики развития, мониторинг и внесение коррективов в индивидуальную программу.

IV. Результативный этап (апрель 2025 г.)

- повторная диагностика;

- обновление портфолио наставляемой.


Ожидаемые результаты реализации программы наставничества

- развитие у Валерии компетенций, необходимых для социализации в классном и школьном коллективе, образовательном пространстве;

- сокращение сроков адаптации и повышение уровня комфорта процесса адаптации наставляемой в школе-интернате.


План мероприятий по реализации программы наставничества

пп

Мероприятие

Дата

1

Изучение документации с целью обеспечения преемственности обучения, прогнозирования возможных трудностей.

Сентябрь 2024

2

Закрепление у обучающейся правил поведения и режима работы школы.

Сентябрь 2024

3

Диагностика индивидуальных особенностей.

Сентябрь-октябрь 2024

4

Выявление индивидуальных особенностей, интересов наставляемой.

Сентябрь 2024

5

Вовлечение в кружковую работу, внеурочную деятельность школы и класса.

В течение учебного года

6

Проведение классных часов:
- «Правила поведения на уроке и перемене»



Октябрь 2024

- «Как решать споры» (игровые ситуации)

Ноябрь 2024

- «Как поздравить одноклассника» (мастер- класс)

Декабрь 2024

- «Мы разные, но вместе мы едины» (тренинг)

Январь 2025

- «Дружба» (квест-игра)

Февраль 2025

- День именинника

Март 2025

7

Привлечение наставляемой к работе актива класса.

Сентябрь 2024

8

Работа с родителями (знакомства, беседы, консультации)

В течение учебного года

9

Привлечение и подготовка наставляемой к участию в творческих мероприятиях разного уровня.

Сентябрь 2024

10

Тренинг сплочения классного коллектива

Январь 2025

11

Привлечение и подготовка наставляемой к участию в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня

В течение учебного года

12

Взаимодействие с узкими специалистами, педагогами-предметниками

В течение учебного года











5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.