ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «учитель-ученик (социально-психологическая адаптация)» на период 2024/2025 годы
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 10»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор КГКОУ ШИ 10
_______
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«учитель-ученик (социально-психологическая адаптация)»
на период 2024/2025 годы
Наставник: Курникова Вера Анатольевна
Наставляемая: …………..Валерия Евгеньевна
2024
Пояснительная записка
Актуальность разработки программы наставничества
В последние годы государственные реформы и социально-значимые сферы, в том числе и система образования, стали в большей степени обращены в сторону реализации принципов равенства и законных прав инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечивающих это равенство. Достоинства новой системы и современных направлений работы общественных структур эффективны для детей, находящихся на уровне начального образования, поскольку эти дети имеют низкий уровень владения базовыми социальными навыками, понимания сути и содержания основных социальных ролей, своей роли в обществе. Многие ребята с ОВЗ в частности с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в этой связи обладают низкой самооценкой, высоким уровнем зависимости, неуверенности в своих силах и действиях, проблемами в коммуникации, прочими характеристиками личности, усложняющими им социальные контакты.
По этой причине высокую значимость и важность приобретает сопровождение данной группы детей наставниками с целью развития и поддержания их социального потенциала, навыков, стимулирования их активности в коллективе, помощи в построении социальных отношений, понимания сути социальных ролей, социальных ожиданий, контактов.
Высокую эффективность в этом направлении показывает программа наставничества, так как она воздействуют на наставляемых через дружбу, личный пример, чувство равенства, принятия и содействия
На этапе становления личности любому ребенку важен ориентир на значимую личность, ориентир на позитивный пример. Конечно, всегда рядом есть важные для них люди: родители, учителя. Они воспитывают его, являются его защитниками, советчиками и просто другом. Наставник же объединяет в себе все эти роли, помогает ребенку и поддерживает его. Именно наставничество является высокоэффективным инструментом социализации.
Перечень документов, регламентирующих реализацию программы наставничества.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012№273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года;
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. от 21.07.2007 г.);
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124 ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.);
- Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в Хабаровском крае (утверждена распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского от 10 сентября 2020 г. № 887);
- Программа целевой модели наставничества в КГКОУ ШИ 10, утвержденная приказом от 14.09.2020 г. № 281/1;
- Положение о наставничестве в КГКОУ ШИ 10 от 14.09.2020 г. № 281/1.
Целью программы наставничества является адаптация в учебном коллективе обучающейся 3 класса ……… Валерии Евгеньевны через развитие творческих и коммуникативных навыков наставляемой.
Основной инструмент (техника) наставничества: вовлечение в индивидуальную и коллективную творческую деятельность.
Задачи программы наставничества:
1. Создать условия для обеспечения эмоционального комфорта наставляемой.
2. Вовлечь в творческую деятельность, используя различные формы (индивидуальную, коллективную).
3. Сформировать правила поведения в школе и навыки взаимодействия с классным и школьным коллективом в целом.
4. Развить коммуникативные навыки.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (сентябрь 2024 г.)
- установление контакта со всеми участниками сопровождения обучающейся, сбор социальных данных о составе семьи, бытовой фон взаимоотношений в семье;
- наблюдение особенностей поведения обучающейся в ситуациях внутришкольного взаимодействия;
- определение объема работы и последовательности процесса;
- подготовка необходимой документации.
II. Диагностический и проектировочный этапы (совместно с педагогом-психологом) (октябрь 2024 г.)
- определение уровня психосоматического здоровья;
- исследование психологических особенностей;
- исследование уровня эмоционального благополучия;
- определение интересов и предпочтений наставляемой;
- выявление возможностей наставляемой.
III. Реализационный этап (октябрь 2024 г. – апрель 2025г.)
- сопровождение наставником реализации индивидуальной образовательной программы наставляемой;
- отслеживание динамики развития, мониторинг и внесение коррективов в индивидуальную программу.
IV. Результативный этап (апрель 2025 г.)
- повторная диагностика;
- обновление портфолио наставляемой.
Ожидаемые результаты реализации программы наставничества
- развитие у Валерии компетенций, необходимых для социализации в классном и школьном коллективе, образовательном пространстве;
- сокращение сроков адаптации и повышение уровня комфорта процесса адаптации наставляемой в школе-интернате.
План мероприятий по реализации программы наставничества
№пп | Мероприятие | Дата |
1 | Изучение документации с целью обеспечения преемственности обучения, прогнозирования возможных трудностей. | Сентябрь 2024 |
2 | Закрепление у обучающейся правил поведения и режима работы школы. | Сентябрь 2024 |
3 | Диагностика индивидуальных особенностей. | Сентябрь-октябрь 2024 |
4 | Выявление индивидуальных особенностей, интересов наставляемой. | Сентябрь 2024 |
5 | Вовлечение в кружковую работу, внеурочную деятельность школы и класса. | В течение учебного года |
6 | Проведение классных часов: | Октябрь 2024 |
- «Как решать споры» (игровые ситуации) | Ноябрь 2024 | |
- «Как поздравить одноклассника» (мастер- класс) | Декабрь 2024 | |
- «Мы разные, но вместе мы едины» (тренинг) | Январь 2025 | |
- «Дружба» (квест-игра) | Февраль 2025 | |
- День именинника | Март 2025 | |
7 | Привлечение наставляемой к работе актива класса. | Сентябрь 2024 |
8 | Работа с родителями (знакомства, беседы, консультации) | В течение учебного года |
9 | Привлечение и подготовка наставляемой к участию в творческих мероприятиях разного уровня. | Сентябрь 2024 |
10 | Тренинг сплочения классного коллектива | Январь 2025 |
11 | Привлечение и подготовка наставляемой к участию в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня | В течение учебного года |
12 | Взаимодействие с узкими специалистами, педагогами-предметниками | В течение учебного года |
5