Программа обучения английскому языку 5 класса на тему "Страноведение англоговорящих стран" на основе учебника Spotlight 5.
Программа обучения английскому языку 5 класса на тему "Страноведение англоговорящих стран" на основе учебника Spotlight 5
Пояснительная записка:
Данная программа разработана для учащихся 5 класса и направлена на изучение страноведческих аспектов англоговорящих стран, таких как Великобритания, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Программа призвана развить у школьников интерес к изучению английского языка через понимание культурных, исторических и географических особенностей этих стран. Учащиеся будут ознакомлены с традициями, обычаями, природой и достопримечательностями англоговорящих стран, что поможет им расширить кругозор и углубить знания о мире.
Цели:
1. Ознакомить учащихся с культурой и традициями англоговорящих стран.
2. Развить навыки аудирования, говорения, чтения и письма на английском языке.
3. Способствовать формированию интереса к языковым и культурным аспектам изучаемых стран.
Задачи:
1. Изучить основную географию англоговорящих стран.
2. Рассмотреть исторические и культурные моменты, важные для каждой страны.
3. Провести практические занятия, направленные на развитие языковых навыков через работы в группах и проекты.
4. Организовать мероприятия для закрепления знаний, такие как выставки, презентации и викторины.
Участники программы:
- Ученики 5 класса.
- Учитель английского языка.
- Родители (по желанию участвовать в проектной деятельности).
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап
На первом этапе осуществляется знакомство учащихся с программой, ее целями и задачами. Учитель проводит вводное занятие, на котором обсуждаются основные темы, связанные с англоговорящими странами. Учащимся предлагается поделиться своими знаниями и ожиданиями от программы, чтобы выявить их интересы и предпочтения. Это позволит адаптировать содержание программы к интересам группы. Учитель также знакомит детей с основными методами работы, которые будут использоваться в ходе обучения, включая групповые проекты и презентации.
2. Изучение стран
Каждый учащийся выбирает одну англоговорящую страну для подробного изучения, что дает возможность углубиться в культуру, географию и традиции этой страны. Учитель предоставляет рекомендации по выбору стран и предлагает список ключевых тем для исследования, таких как географические особенности, культурные традиции, известные личности и исторические факты. В этом процессе учащиеся получают возможность использовать различные источники информации, включая книги, интернет-ресурсы, документальные фильмы, что способствует развитию навыков сбора и анализа информации.
3. Подготовка проектов
На этом этапе учащиеся создают свои проекты, которые могут быть представлены в различных форматах: презентации, плакаты, исследовательские работы и даже видеоролики. Учитель организует время для работы в классе и предоставляет необходимую методическую поддержку. Учащиеся работают как индивидуально, так и в группах, что способствует обмену идеями и совместному обучению. В процессе подготовки проектов они совершенствуют свои навыки работы с информацией, проектирования и творческого выражения, а также учатся организовывать свои мысли и структурировать материал.
4. Презентация результатов
На этом этапе проводятся уроки, на которых ученики представляют свои проекты перед классом. Учитель создает благоприятную атмосферу для представления, подчеркивая важность уважения и поддержки в процессе презентации. Учащиеся имеют возможность задавать вопросы друг другу, обсуждать представленный материал и делиться впечатлениями. Учитель обращает внимание на качество представления и то, насколько учащиеся владеют материалом. Это способствует не только углублению знаний, но и развитию уверенности в себе, а также навыков публичного выступления.
5. Заключительный этап
На заключительном этапе организуется викторина или конкурс, целью которого является проверка усвоенных знаний и закрепление материала, изученного в ходе программы. Викторина может включать вопросы по темам, связанным с каждым представлением, а также факты, обсуждаемые в процессе уроков. Учащиеся могут работать в командах, что стимулирует командный дух и взаимодействие. В качестве награды можно предложить небольшие призы, что дополнительно мотивирует участников. Завершение программы позволяет подвести итоги, обсудить, что было наиболее интересным и полезным в изучении, а также оценить общие достижения класса.
Сроки действия программы:
Программа рассчитана на один учебный семестр (примерно 4-5 месяцев). Каждую неделю будет посвящено определенной теме или стране.
Содержание программы:
1. Введение в страноведение англоговорящих стран.
На данном этапе учащиеся знакомятся с понятием страноведения и его значением в изучении языка. Обсуждаются цели и задачи изучения англоговорящих стран. Также учащиеся получают представление о разнообразии стран, где английский язык является основным (или одним из основных) языком. Вводится терминология, связанная с темой: "культура", "традиции", "география", "история". Основное внимание уделяется формированию понимания важности культурного контекста в изучении языка.
2. Изучение географии и климата.
Великобритания:
Ученики изучают расположение, основные города (Лондон, Эдинбург, Манчестер), природные особенности (горные цепи, реки, морское побережье) и климат (умеренно-теплый с частыми дождями). Рассматриваются достопримечательности, такие как Биг-Бен, Тауэрский мост и Стоунхендж.
США:
Содержание включает информацию о географическом положении, штатах и крупных городах (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго). Изучается разнообразие климата — от субтропиков на юге до арктических условий на Аляске. Рассматриваются природные памятники, такие как Гранд-Каньон и Йеллоустонский национальный парк.
Канада:
Ученики освоят географию Канады, включая провинции, столицы (Оттава) и важные города (Торонто, Ванкувер, Монреаль). Обсуждается влияние двух языков (английского и французского) на культуру и образование. Рассматривается климат, включая холодные зимы и теплые лета, а также природные красоты, такие как Ниагарский водопад.
Австралия:
Дети узнают о континенте и коренных народах (аборигены), структуре штатов и столицах (Канберра). Изучается разнообразие климата: пустыня, тропические леса и умеренные зоны. Обсуждаются природные достопримечательности — Большой Барьерный риф, Улуру.
Новая Зеландия:
Ученики знакомятся с архитектурными и культурными особенностями страны, а также с ее географическими характеристиками (острова Северный и Южный). Обсуждается разнообразие природных ландшафтов, а также влияние маорийской культуры на современное общество.
3. Культура и традиции.
Праздники и обычаи:
Изучение включает обсуждение основных праздников каждой страны (например, Рождество, Хэллоуин, День благодарения, День Австралии). Учащиеся узнают о традициях и обычаях, связанных с этими праздниками, а также о культурных особенностях их празднования.
Искусство и литература:
Ученики знакомятся с известными произведениями английской литературы (Шекспир, Дж. К. Роулинг) и их авторами, а также с популярными австралийскими и канадскими писателями. Обсуждаются виды искусства: живопись, музыка, кино и театр, с акцентом на вклад известных художников и музыкантов.
Кухня:
Обсуждение национальных блюд и кулинарных традиций разных стран. Учащиеся учатся различать отличительные черты кухонь (например, традиционная британская кухня, американские бургеры, австралийские барбекю). В беседе можно упомянуть о распространенных продуктах и напитках в каждой стране.
4. Исторические факты и значимые события.
На этом этапе учащиеся изучают важные исторические события, которые оказали влияние на повседневную жизнь и культуру англоговорящих стран (например, Война за независимость в США, Великая депрессия, колонизация Австралии). Рассматриваются важные личности, которым приписывают значительные достижения в истории, и то, как эти события формировали современные общества.
5. Проекты и практические занятия.
Ученикам предлагается работать над проектами, связанными с изученными аспектами разных стран. Это могут быть презентации о культуре и традициях, исследования географических особенностей, создание плакатов о праздниках или кулинарных рецептах. Также предусмотрены групповые задания, такие как викторины и ролевые игры, которые помогут развить навыки общения и работы в команде.
6. Оценка и обсуждение результатов.
На завершающем этапе программы происходит оценка усвоенных знаний и навыков. Ученики могут участвовать в викторинах и кроссвордах, а также представлять свои проекты, чтобы продемонстрировать свои достижения. Проходит общее обсуждение: каждый ученик рассказывает о своем опыте занятия, о том, что ему было интересно, и что хотелось бы узнать больше. Это поможет укрепить знания и развить критическое мышление.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся получат представление о культурах и традициях англоговорящих стран. В результате программы ученики смогут узнать о разнообразии культурных практик, обычаев и исторических событий, которые формируют уникальные идентичности англоговорящих стран. Это поможет им понять, как культурные факторы влияют на общество, и развить толерантность и уважение к другим культурам. Учащиеся также смогут идентифицировать главные праздники, традиции и знаковые события, что создаст у них более полное представление о жизни в этих странах.
Уровень языковой подготовки повысится за счет практического использования языка в контексте. Учащиеся будут активно использовать английский язык в различных контекстах, таких как обсуждение, чтение текстов о культуре и традициях, участие в проектной деятельности. Это приведет к улучшению навыков аудирования, говорения, чтения и письма. Они научатся применять изученный язык для выражения своих мыслей и ощущений, что сделает процесс обучения более эффективным и практикоориентированным.
Развитие коммуникативных навыков через проектную деятельность и групповые задания. Участие в проектной деятельности и групповых заданиях позволит учащимся развивать ключевые навыки коммуникации, такие как работа в команде, умение слушать и выражать свои идеи. Эти задания требуются для активного обмена мнениями, обсуждения тем и создания совместных проектов, что способствует развитию критического мышления и уверенности в себе при общении на иностранном языке.
Увеличение интереса к изучению английского языка и страноведения. Интеграция страноведческих аспектов в изучение языка сделает процесс обучения более увлекательным и интерактивным, что увеличит мотивацию учащихся к изучению английского языка. Познание культуры и традиций англоговорящих стран поможет создать ассоциации между языком и реальной жизнью, что, в свою очередь, сделает изучение языка более привлекательным и актуальным для учеников.
Критерии оценки результатов:
1. Участие (1-5 баллов) - оценка активности ученика в обсуждениях и проектной деятельности. Каждый ученик должен проявлять заинтересованность, задавать вопросы, вносить свои идеи и активно участвовать в диалогах и групповых занятиях. Учитель будет наблюдать за вовлеченностью и проявлять внимание к каждому участнику. Максимальное количество баллов будет выставлено за постоянное и активное участие.
2. Качество проектов (1-5 баллов) - оценка креативности, полноты и точности представленных материалов. Учащиеся будут оцениваться не только за содержание, но и за оригинальность представленных идей и их визуальное оформление. Критерии будут включать четкость, информативность, соответствие теме и законам дизайна. Баллы будут начисляться в зависимости от организации и глубины исследуемого материала.
3. Языковые навыки (1-5 баллов) - оценка уровня владения английским языком в процессе обсуждений и презентаций. Оценивание будет включать в себя грамматику, лексику, произношение и беглость речи в устных и письменных заданиях. Учитель будет учитывать способность учеников к четкому и понятному изложению своих мыслей, а также уровень доверия к своему языковому выражению.
4. Тестирование (1-5 баллов) - результаты викторины или контрольной работы по изученному материалу. В конце каждого этапа будут проводиться тесты для оценки знаний учащихся по пройденным темам. Тесты будут включать различные форматы вопросов — от множественного выбора до открытых вопросов, что поможет проверить их понимание материала и способность к его применению на практике. Оценка будет основываться на количестве правильных ответов и качестве аргументации.
Эти критерии дадут возможность не только объективно оценить успехи каждого ученика, но и подчеркнуть важность участия и активного освоения материала в процессе обучения.
Эта программа обучения предполагает интеграцию страноведения в изучение английского языка, что поможет учащимся не только улучшить свои языковые навыки, но и расширить культурный кругозор, развивая интерес к языковым и культурным аспектам англоговорящих стран.
Список литературы
1. Михайлова Е.В. Лингвострановедение как аспект методики преподавания иностранного языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchmet.ru/library/material/143618(дата обращения: 05.01.2025)
2. Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: монография / Л.К. Раицкая. - М.: МГИМО-Университет, 2007. -190 с.
3. Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы на уроке лингвострановедения в высшей школе // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения. - М.: МГИМО-Университет, 2009. - С. 291-299.
4. Томахин Г.Д. Лингвострановедение и страноведение: учеб. пособие / Г.Д. Томахин. - М.: Академия, 2000. - 245 с.
10