Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Детство без границ»

2
0
Материал опубликован 13 September 2019 в группе

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное казенное учреждение

социального обслуживания

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово»












Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Детство без границ»

(на базе детского оздоровительного лагеря «Ёлочка»)




Сроки реализации: июнь-август 2019г.

Разработчик программы: Бородина З.Б.

заведующий отделением социальной диагностики и социальной реабилитации для детей с ОВЗ

ОГКУСО «Центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей,

г. Черемхово»















г. Черемхово

2019 год

ИНФОРМАЦИОНННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


Полное наименование программы

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Детство без границ» (на базе детского оздоровительного лагеря «Ёлочка»)

Автор программы

Разработчик - Зинаида Борисовна Бородина – заведующий отделением диагностики и социальной реабилитации

Руководитель программы

Наталья Фридриховна Клименко – директор областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Черемхово».

Территория реализации программы

Иркутская область, Черемховский район, Урочище Федяево, ДОЛ «Ёлочка»


Юридический адрес учреждения

665413, Иркутская область, город Черемхово, ул. Ленина, 21,23, ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Черемхово»

Телефон

(889546) 5 13 - 83

Форма проведения программы

ДОЛ «Ёлочка» - в основе деятельности которого, лежит игра-путешествие с сюжетно-игровой линией «Миньоны в Городе Детства». Участники Программы повышают уровень культурной безопасности через путешествие по игровым дням («День ковбоев», «День музыки», «День сказки», «Этно день», «Гавайский день» и др.)

Цель программы

Осуществление комплексной реабилитации участников смены через организацию их отдыха, оздоровления, творческого развития и обучения.

Целевая группа

- дети с ОВЗ;

- дети – инвалиды;

- дети-сироты;

- дети, оставшиеся без попечения родителей,

- дети из социально неблагополучных семей;

- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Срок реализации программы

Подготовка: февраль – май

проведение: 4 июня 2019 г. – 29 августа 2019 г.

анализ: август – сентябрь


Общее количество и возраст участников программы

Дети, участники программы – 37 чел

Организаторы и работники – 33 чел


География участников

г.Черемхово, Иркутская область

Условия участия в программе

Участниками программы могут быть воспитанники Центра.

Особая информация и примечания

Программа «Детство без границ» предполагает отсутствие «границ» для целевой группы, посредством их участия во всех направлениях социально-полезной и оздоравливающей деятельности.


Социально-экономическая значимость

В ходе реализации программы дети – участники с ОВЗ получат весьма ценный для них опыт общения со здоровыми детьми и взрослыми, новые импульсы к развитию, повысят свои шансы адаптироваться к нормальной социальной жизни. У обычных детей воспитается стремление к пониманию и принятию своих особых сверстников.

Детям с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлена возможность поверить в себя, ощутить свою социальную значимость через:

    Пробуждение социальной активности ребёнка.

    Развитие творческих способностей детей. 

    Воспитание чувства собственного достоинства. 

    Повышение уровня психического и социального здоровья.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето для детей – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. В ходе реализации Программы «Детство без границ», выявляется ценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А задача взрослых – помочь им в этом.

Данная программа направлена на преодоление одного из предубеждений, что дети-инвалиды не способны отдыхать в детских оздоровительных лагерях. Мы считаем, что наиболее подходящей формой организации отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья являются летние смены на базе ДОЛ «Ёлочка».

Дети-инвалиды должны быть приобщены к жизни общества, не должны оставаться один на один со своим недугом. Педагоги-профессионалы помогут детям-инвалидам ощутить окружающий мир полный красками, радостью, подарят им дружбу, отдых и лето! Летние смены в лагере - это сфера активного отдыха, это опыт творческой деятельности с друзьями и взрослыми, осуществляемый в условиях временного детского коллектива, в котором создаются все возможные условия для полноценной самореализации и развития ребенка. Насыщенный досуг, приведет к обогащению и развитию духовного мира таких необычных детей, а созидательная творческая деятельность вместе с другими сверстниками, в свою очередь будет способствовать сплочению, создавая возможности для приобщения детей к культуре.

Программа «Детство без границ» заслуживает пристального внимания со стороны общественности, потому что детям-инвалидам нужна наша помощь, внимание, забота. Мы должны помочь детям, чтобы они не чувствовали себя ущемлёнными, могли найти своё место в жизни.

Уникальность данной программы состоит в возможности разностороннего реабилитационного воздействия на детей с ограниченными возможностями, которое складывается из следующих составляющих:

    Оздоровление:  (игротерапия, арттерапиярежим, питание, мероприятия на свежем воздухе);

    Социально-коммуникативная реабилитация: изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп; изменение социальной роли;

    Социально - бытовая реабилитация: (деятельность, направленная на уход за собой и организацию быта);

    Социально - средовая реабилитация: (овладение технологиями эффективного функционирования в различных средах обитания);

    Социально - психологическая реабилитация: (социальная активизация в процессе занятий: наблюдение за успехами других детей с ограниченными возможностями, трансформация мировоззрения (изменение точки зрения на уровень своих возможностей и степень ограничений), повышение собственной самооценки);

    Социально - культурная реабилитация(концерты, конкурсы, театральные постановки, выступления приглашенных артистов и творческих коллективов);

    Социально - педагогическая реабилитация: 

Ты не одинок в этом мире” - вот идея, которую педагоги хотят донести до всех детей, отдыхающих в лагере, где, попадая в дружескую обстановку, дети и подростки инвалиды, многие из которых в силу своих физических и психологических проблем замкнуты, закомплексованы и одиноки, приобретают новых друзей, старших товарищей и понимают, что вокруг есть люди, готовые помочь им научиться общаться и жить в здоровом обществе.

Основная идея Программы заключается в создании благоприятных условий для формирования навыков безопасности жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации), посредством реализации мероприятий социально-полезного и оздоравливающего характера в рамках лагеря.

Новизна программы состоит в приобщении детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации) к разнообразному социальному опыту, путем их включения в жизнедеятельность лагеря.

Цель программы: осуществление комплексной реабилитации участников смены через организацию их отдыха, оздоровления, творческого развития и обучения.


Задачи программы

    Организационно-педагогические условия  - организация группы детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающихся в реабилитации и оздоровлении в летний период; повышение социально - педагогической компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями.

    Социально-педагогические условия:

- Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых;

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества, формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

- формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа - Формирование у участников Программы модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

- обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию и определению предпрофильной подготовки, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период.

- создание условий и организация комплекса психолого – медико - педагогических мероприятий, способствующих укреплению здоровья и обеспечивающих физическую, психологическую, эмоциональную комфортность детей и подростков с ограниченными возможностями.

    Аналитические условия: анализ эффективности реализации программы.


Концептуально-методологической основой Программы выступают:

    Концепция гумманизации и демократизации системы общения (в рамках данной концепции, приобретенный ребенком социальный опыт превращается в опыт личный).

    Теории интериоризации (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, О.С Газман), в рамках которой предпосылкой успешной социализации, является «процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

    Идеи: первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу), опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили), совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухоминский, А.С.Макаренко).

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.

Сроки реализации программы: предполагается за одну смену оздоровить 37 детей. Возраст детей от 3 до 18 лет. Продолжительность смены 21 день.

Направления работы. Летний отдых – это возможность творческого развития воспитанников, обогащения их интеллекта и духовного мира. Все направления работы летнего лагеря - физкультурно-оздоровительное, гражданско-партиотическое и творческое - имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать детей к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спортивных занятий и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.

Организация летнего отдыха по программе осуществляется по направлениям:

    экологическое воспитание,

    духовно-нравственное воспитание,

    военно-патриотическое воспитание,

    основы безопасности жизнедеятельности,

    профориентационное,

    реабилитационное.

Особенности организации образовательного процесса по программе.

Дополнительная образовательная программа оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения «Детство без границ» опирается на следующие принципы организации и содержания деятельности (приложение № 2 к письму Минобрнауки России от 14.04.2011 № МД-463/06):

1) Принцип многообразия видов и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности: интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские. Выступление на концертных площадках, дне лагеря, проведение акций, разработка социально-значимых проектов – все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.

2) Принцип свободы творчества предполагает право выбора:

    познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;

    форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях;

    ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, консультант, костюмер, оформитель, аналитик и т. д.);

    формы участия в укрепляющих здоровье программах (закаливающие процедуры, физическая зарядка, спортивные секции и др.).

3) Принцип социальной активности через включение детей и подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.

4) Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: организационной, аналитической, творческой, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д.

Планируемые результаты:

Экологическое воспитание

    Основы экологически грамотного и безопасного поведения.

    Развитие у детей основ экологического образования.

    Обучение азам экологической безопасности.

    Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.

    Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Духовно-нравственное воспитание

- Создание условий для сохранение и приумножение знаний о традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностях, укрепление многонационального народа Российской Федерации)

- Пробуждение в детях чувство прекрасного посредством знакомства с культурами разных стран. Расширение знаний детей о культуре, традициях.

- Приобщение к общечеловеческим ценностям.

- Развитие интеллектуальной и духовной стороны личности ребенка.

- Формирование навыков культурного поведения и общения.

Военно-патриотическое воспитание

    Формирование навыков по основам информационной безопасности.

    Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

    Формирование патриотических чувств и сознания у слушателей на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, еѐ выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.

    - Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.

Основы безопасности жизнедеятельности

    Научить правильно действовать в случаях природных и техногенных катастроф.

    Повысить уровень адекватно действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.

    Формирование представлений об особенностях поведения на природе.

- Формирование представлений об особенностях поведения с незнакомыми людьми.

Профориентация

- Способствовать повышению социальной мобильности, качества общего, профессионального образования, его доступности для всех категорий граждан.

- Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование.

- Постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

- Воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Реабилитация

- система ЛФК

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в форме игры-соревнования в трех лагерных сменах:

    Экологическое направление:

    Игра «Потерянная цивилизация»

    создание «Красной книги»,

    «Цветочный калейдоскоп»

    Дефиле «Балл цветов»

    Квест-игра «Путешествие по экосистемам»

    Конкурс плакатов «Мир вокруг»

    Экскурсия в виртуальный музей

    Создание костюма и его презентация. Дефиле костюмов.

    Духовно-нравственное направление

    Праздничная программа«Ми ньоны в городе»

    Игровая программа «Ажиотаж»

    Сюжетно-ролевая игра «Пиратский остров»

    Фестиваль талантов

    Создание фотоальбома«Наши таланты»

    «Россия-мой дом!»

    «Мир безграничен» Премия за отличия.

    Шоу программа.

    Фотокросс.

    Игра «Город детства»

    Военно- патриотическое воспитание

    Военно - спортивая игра «Зарница»

    Военно- спортивный конкурс «Я готовлюсь стать солдатом»

    Квест-игра «Три символа родной державы»

    Основы безопасности жизнедеятельности (ПДД, пожарная безопасность, антитеррористическая безопасность)

    Гавайская вечеринка– Луау - Квест технология спасение заблудившегося

    Военизированная игра «Миротворцы» Акция «Осторожно, пожар! Или Карл спешит на помощь»

    Познавательная виртуальная экскурсия «Веселый перекресток»

    Акции «Безопасные дороги детям», старт конкурса рисунков «Я и дорога»

    «Олимпийский миньон» (мозговой шторм)

    Профориентация

    Игровая программа «Воздушная фантазия»

    Квест-технология «Сказколабиринт» Постановка кукольного театра «В гостях у сказки».

    «Сезон охоты» спортивно- ролевая игра на стадионе

    Игровая программа «Подари улыбку миру»

    Создание «Дерева дружбы»





Формы и методы реализации программы


Наименование модуля

Ведущие формы, методы, технологии работы

    Экологическое воспитание

    Экосистемный подход (акватерапия, песокотерапия).

    Постановка экологических сказок.

    Гарденотерапия.

    Наглядные методы работы, виртуальные экскурсии, самостоятельная работа с книгой.

    Выполнение практических занятий.

    Игры-иллюстрации.

    Игра - перевертыши, путаница в животном мире.

    Экологические экскурсии.

    Духовно- нравственное воспитание

    Изобразительная деятельность; работа с иллюстративным материалом.

    Интерактивная презентация; творческие задания; рецензирование.

    Баттл как технология.

    Буктрейлинг.

    Сказкотерапия.

    ТРИЗ (мозговой штурм, синетика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, да-нет-ка, Метод Робинзона, Типовое фантазирование и т.д.).

    Военно- патриотическое воспитание

    Сюжетно ролевая игра.

    Диспут, викторина.

    Зарница.

    Экскурсия в музей.

    Военно-патриотические акции.

    Фотовыставка «Моя Родина», «Моя семья».

    Конкурс рисунков «С чего начинается Родина?».

    Основы безопасности жизнедеятельности (ПДД, пожарная безопасность, антитеррористическая безопасность)

    Создание мультфильмов (мульттерапия).

    Выполнение практических занятий, кейс технология, квест - технология.

    Проблемная ситуация.

    Работа с притчами; исполнение сказочного сюжета.

    Беседа, метод моральных дилемм.

    Упражнения в решении проблемных ситуации.

    Просмотр тематических видеороликов.

    Дидактические игры.

    Информационно-коммуникационные технологии.

5. Профориентация

- Выполнение практических трудовых заданий при знакомстве с профессиями, странами.

- Бытовой самообслуживающий труд.

- Викторина, командные соревнование.

- Коллективное творчество, учебные деловые игры

- Экскурсии, игры.

- Встречи с профессионалами своего дела.

- Знакомство с профессиями различных стран, путем игр с волонтѐрами.




Механизм реализации программы 

Механизмом реализации программы является длительная игра-соревнование игра-путешествие, с сюжетно- игровой линией «Миньоны в Городе Детства». Участники Программы повышают уровень культурной безопасности через путешествие по игровым дням: «День ковбоев», «День музыки», «День сказки», «Этно день», «Гавайский день» и др.., проходя испытания от мультипликационных персонажей – «Миньонов». Миньоны, захватив «Город Детства» и похитив ключ от него, решили, что дети без взрослых не в состоянии отвечать за свою жизнь. Маленькие злодеи поставили ультиматум: обмен ключа на золотые монетки - «Миньоники»! Проходя различные каждодневные испытания от «Миньонов», ребята зарабатывают бонусы «Миньоники».

Ценность игры-соревнования определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Этапы реализации программы

I этап: подготовительный – апрель – май.

Этот этап характеризуется тем, что за два месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельность этого этапа является:

- Знакомство с правовыми документами нормативной базой, обеспечивающей качественный труд в текущем году;

- Разработка летне - оздоровительной программы «Детство без границ» для реализации её в ДОЛ «Ёлочка»

- Отбор кадров для работы в летне - оздоровительном лагере;

- Заключение договоров;

- Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план - сетки, положений должностных обязанностей, инструкций т.д.)

- Создание рабочей группы по подготовке методического материала для работников лагеря;

- Организация помещений лагеря согласно СанПиНу;

- Обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми

II Организационный этап (1-й-2-й день смены)

Цель: адаптация детей в новом коллективе.

Задачи:

    Наметить перспективы совместной деятельности;

    Создать благоприятную сферу, выявить интересы каждого ребенка;

Основной деятельностью этого этапа является:

    встреча детей;

    запуск программы «Детство без границ»;

    знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Жители Города находятся в стартовой зоне. Каждый житель города прибывает на центральную площадь города, где принимает посвящение в хранители городских тайн, законов, указов и прав Миньонов.

III Основной этап (3-й – 19-й день)

Цель: реализация содержания проекта смены.

Задачи:

- Обеспечить условия для самореализации каждого ребенка;

- Разнообразить виды и формы деятельности детей.

Основной деятельностью этого этапа является:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;

- работа творческих мастерских.

Миньоны путешествуют по игровым дням и делают остановки на улицах города. На пути следования детей подстерегают различные препятствия, которые необходимо преодолеть сообща, всем вместе.

IV Заключительный этап (20-й-21-й день смены)

Цель: подведение итогов смены.

Задачи:

- анализ реализации проекта смены;

- анализ изменений, произошедший с участниками смены.

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

- анализ предложений детьми, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Жители «Города Детства» завершают своё увлекательное путешествие по игровым дням. В конце дня подводятся итоги смены, определяется семейка – лидер. Пришло время для прощания.

Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием:

1. Традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии, соревнования, работы в кружках и секциях, оздоровительные мероприятия, праздники);

2. Методов интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии, станционные игры, встречи с интересными людьми, практикумы, экскурсионная работа, квизы, квесты);

3. Методики коллективно-творческого дела (постановка мини-спектаклей, проектная деятельность, акции, концерты и фестивали, флеш-моб и другие)


ОРГНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Объективные факторы работы по программе.

Модель летнего лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

1) Временный характер детского объединения.

Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

2) Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям ребёнка.

3) Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

4) Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

5) Здоровьесберегающие технологии

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

1) Федеральный и международный уровень

    Конвенция ООН о правах ребенка;

    Конституция РФ;

    Национальный стандарт РФ «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р 52887-2018

    Закон РФ «Об образовании»;

    Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

    Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

    «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р

    Приказ Минобрнауки РФ №1008 от 29 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    Письмо Минздравсоцразвития РФ от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164 «О Типовом Положении о детском оздоровительном лагере».

    Письмо Минобрнауки РФ от 31 марта 2011 г. № 06-614 «О направлении рекомендация по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков».

Документация, в соответствии с которой работает ЛОЛ «Елочка»

    Штатное расписание;

    Документация, регламентирующая процесс предоставления социальных услуг и определяющая состав, объем, формы и методы их предоставления и контроля, устанавливающая направления и формы работы с детьми: руководства, правила, должностные инструкции планы, программа, приказы руководителя;

    Документация на оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;

    Финансово-хозяйственная и медицинская документация;

    Документация по санитарно-эпидемиологичекой и пожарной безопасности.


Материально-техническое обеспечение:

    Площадки для проведения спортивных мероприятий, для проведения творческих игр и постановок.

    Игровая площадка для проведения игр на свежем воздухе.

    Кабинеты для проведения отрядных мероприятий.

    Место для сборов (отрядные места)

    Мягкий уголок

    Компьютер

    Аудиоматериалы и видеотехника

    Мультимедийный проектор

    Телевизор

    DVD

    Музыкальный центр

    Фонограммы

    Фотоаппарат

    Принтер

    Микрофоны

    Канцтовары

    Призы и награды для стимуляции

    Настольные игры

    Спортивное оборудование

    Канцтовары

Кадровое обеспечение: 

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:



Должность

Функции

Шт. ед.

Начальник лагеря

    Обеспечивает общее руководство, утверждает по согласованию с директором учреждения правила внутреннего распорядка лагеря.

    Утверждает штатное расписание. Издает приказы.

    Обеспечивает жизнедеятельность лагеря.

    Ведет установленную учетную документацию.

    Отчитывается о деятельности лагеря.

1

Старший воспитатель

    Координирует деятельность воспитателей.

    Оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям).

    Оказывает методическую помощь воспитателям.

1

Воспитатель

    Организует воспитательные, культурно - досуговые мероприятия.

    Оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям).

    Обеспечивает создание благоприятных условий.

    Контролирует соблюдение режимных моментов.

12

Педагог дополнительного образования

    Организует свободную деятельность по интересам.

    Создает условия для творческой самореализации детей целевой группы.

1

Руководитель физвоспитания

    Планирует и проводит занятия по АФК, упражнения по дыхательной

    гимнастике, участвует в проведении спортивных мероприятий.

    Проводит консультативную, просветительскую работу с детьми, родителями о здоровом образе жизни, физической культуре.

1

Медицинский работник

    Организует оздоровительные мероприятия: витаминотерапия, фитотерапия, занятия по адаптивной физической культуре, физиотерапевтические процедуры по назначению врача, ароматерапия.

    Организует пребывание детей на свежем воздухе.

3

Волонтеры, шефские команды и соц. партнеры

    Оказывают помощь в организации мероприятий различной направленности

По согласо-ванию


Методическое обеспечение программы:

- программа театральной студии «Бенефис»;

- программа спортивной секции «Игры народов мира»;

- программа эколого – валеологического центра «В гармонии с природой»;

- программа творческой мастерской «Умелые ручки»;

- подбор методических разработок в соответствии с планом;

- музыкально-песенный репертуар в соответствии с планом;

-подборка периодической печати: журнал «Досуг в школе», журнал «Последний звонок», журнал «Педсовет», журнал «Воспитание школьников», журнал «Классный руководитель», журналы «Праздники в школе» и «Сценарии и репертуары»;

- интернет – ресурсы.

Взаимодействие с социальными партнерами





СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ


Система контроля представляет собой вводный, промежуточный и итоговый мониторинг.

Основные формы контроля за ходом реализации Программы:

Группа 15
Группа 19
Группа 8
Группа 9
Группа 1

Группа 2


1) Вводный мониторинг включает в себя:

- медицинский осмотр и измерения роста, массы тела, мышечной силы и функции внешнего дыхания детей;

- педагогическую диагностику, с целью выяснения пожеланий и предпочтений ребенка, уровня сформированности знаний и умений, соответствующих направлению смены;

- психологическую диагностику, направленную на выяснение психологического климата в детском коллективе в целом и эмоционального состояния каждого ребенка.

2) Промежуточный мониторинг осуществляется посредствам:

- наблюдения за эмоциональным состоянием и поведением детей;

- беседы на отрядных сборах, ежедневной рефлексии;

- цветописи по результатам мероприятий и дел лагеря и/или отряда

В течение смены воспитатели ведут наблюдение за поведением детей в различных ситуациях, проявлением их наклонностей и способностей, активностью участия в лагерных делах.

В ходе реализации программы осуществляется механизм обратной связи.

Для анализа проводимых мероприятий и удовлетворенности качеством реализации программы работает «Забор откровений» Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни на даче. Забор откровений постоянно висит на территории дачи, обновляется, сделать там запись может каждый. Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Каждый участник смены может получить личные жетоны по результатам мероприятий и итогам дня. Личные жетоны помещаются на отрядные газеты и идут в общий зачет отряда по результатам смены.

3) Итоговый мониторинг включает в себя:

- медицинский осмотр и измерения роста, массы тела, мышечной силы и функции внешнего дыхания детей;

- педагогическую диагностику с письменным опросом ребенка о впечатлениях от смены; коллективное итоговое мероприятие в завершении смены и отслеживание доли участие каждого ребенка в нем; заполнение мониторинг-карты на каждого воспитанника, заполнение «Книги летнего калейдоскопа» отзывов и пожеланий, создание фотоальбома (фотоколлаж) по итогам работы смены.

Также формами подведения итогов реализации программы являются:

выставки;

концерт, фестиваль посвященный закрытию смены;

соревнование, посвященное закрытию смены;

реализация творческого проекта;

результаты работы спортивных секций, творческих кружков, студий.


Мониторинг результатов Программы:

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей совместно с педагогом отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2 «лучиков» - символов рейтинга.

Цветовая гамма:

    красный – «лидер-организатор»,

    синий – «лидер-вдохновитель»

    зелёный – «активный участник»

    желтый – «исполнитель».

Участникам, набравшим больше всех «лучиков», присваивается звание самая лучшая семейка. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.

«Полянка настроений»– форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. Свои впечатления о прожитом дне отмечают на «Полянке настроений». Каждому жителю городка на этой полянке соответствует цветок с 21 лепестками (по количеству проведённых дней в лагере). В конце дня дети закрашивают 1 лепесток. Жёлтый цвет – день прошёл на «ура», синий – «хорошо», белый - «было скучно».

В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.


Список использованной литературы

    Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. Учебно-методическое пособие. Кострома: Педагогическое общество России, 2001.

    Безруких М.М., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья, М.ОЛМА, 2009.

    Безруких М.М., Филиппова Т.А. Формула здорового питания, М.ОЛМА, 2009.

    Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании, М.ОЛМА, 2009.

    Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. М.: Педагогическое общество России, 2001.

    Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2.Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. -М., 1990.

    Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника // Педагогика и психология: Новое в жизни, науке, технике. № 3. - М.: Знание, 1988. - 80 с.

    Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря», 2002 г.

    Ложникова Н.А. Имитационные педагогические игры: Методические рекомендации. - Омск, 1990.

    Толченов О.А.Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия.М.: Владос, 2001.

    Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М.: Педагогическое общество России, 2001.

    Черный Г.П. Пионерский праздник. - М.: Мол. гвардия, 1980. -95с.: ил.

    Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 1993. -111 с.

    Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. - М., 1994. - 160 с.

    Загородный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачѐва, В.А. Великородная М.: ВАКО, 2006.


Приложение №1


Понятийный аппарат

Абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Адаптация – (от лат. – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.

Взрослые – часть населения страны в репродуктивном и трудоспособном возрасте.

Воспитание – процесс освоения ребенком правил поведения и системы социальных ценностей, принятых в данном обществе.

Готовность к самосохранительному поведению - состояние личности ребенка, которое активизирует его поведение, дает возможность принимать самостоятельные решения и проявляется в способности к продуктивной реализации действий самосохранительного характера, опирающихся на имеющиеся знания, умения и опыт.

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высший психических функций.

Дети-инвалиды - дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребѐнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Дети, испытывающие трудности в социальной адаптации - дети, проявляющие в силу различных психофизиологических и социальных причин, затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений и отклонений в развитии.

Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

Реабилитация - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Социализация – процесс становления личности путем усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.

Социальное воспитание – процесс формирования мотивационно-ценностных и эмоционально- оценочных отношений, морально-нравственных качеств личности, системы знаний, убеждений, мировоззренческих установок, опыта коммуникации в овладении приемами социального взаимодействия и освоения культуры (знаний, опыта практической деятельности, эмоционально- ценностного/оценочного отношения и опыта творческой деятельности).

Технологии – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.


Приложение № 2

День смены

День Миньона

(сюжетная линия)

Модуль Программы

Ключевое дело, мероприятие дня

Область познания

1 день

Миссия Миньонов (открытие смены)

Духовно- нравственное воспитание

Праздничная программа

«Миньоны в городе»

Игровая программа

«Ажиотаж»

Выбор названия отряда, речевки; распределение ролей. Создание эмблемы отряда. Знакомство.Правила. Инструктаж.

2 день

Миньшарики (День воздушных и

мыльных шаров)

Профориентация

Игровая программа

«Воздушная фантазия»

Создание композиций из воздушных шаров, обучение аэродизайну.

3 день

Морской Миньонов (День пиратов)

Духовно-

Нравственное воспитание

Сюжетно-ролевая игра

«Пиратский остров»

Развитие наблюдательности, сообразительности, находчивости и ловкости. Пиратский совет «За правовое государство»

4 день

Миньоны- рейнджеры (День ковбоев)

Военно- патриотическое воспитание

Военно-спортивая игра «Зарница»

Формирование компетенций военно-патриотической направленности, умения ориентироваться в схеме-плане, определять положение объектов относительно себя, безопасному поведению в лесу, ориентироваться на

местности.

5 день

Миньоны танцуют Лимбо

(Гавайский день)

Основы безопасности жизнеде- ятельности

Гавайская вечеринка

– Луау Квест технология спасение

заблудившегося

Создание условий для усвоения участниками Программы мер безопасности в экстремальных ситуациях в природной среде, научить ориентироваться по природным явлениям. Повысить уровень информированности об опасных животных и растениях.

6 день

Миньоны в зеленом (Экодень)

Экологическое воспитание

Игра «Потерянная цивилизация»

Создание «Красной книги».

Воспитание экологически грамотного, социально активного ребенка, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

7 день

Fairy tales Миньонов (День сказок)

Профориентация

Квест-технология

«Сказколабиринт» Постановка кукольного театра «В гостях у сказки».

Развитие в детях способности критически относится к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи.

8 день

Оранжерея

Миньонов (День цветов)

Экологическое воспитание

«Цветочный калейдоскоп»

Дефиле «Балл цветов»

Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно- правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.

9 день

Миньоны на стадионе

(День спорта)

Военно- патриотическое

воспитание

Военно-спортивный конкурс

«Я готовлюсь стать солдатом»

Воспитание патриотических чувств у детей, получение навыков военно-прикладного направления; пропаганда

здорового образа жизни. Получение военного билета.

10 день

Party Миньонов

(День музыки)

Духовно- нравственное воспитание

Фестиваль талантов

Создание фотоальбома

«Наши таланты».

Развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности, музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость, создать фундамент музыкальной культуры ребенка, как части его общей духовной культуры в будущем.

11 день

Единый день безопасности с Миньонами

Основы безопасности жизнедея- тельности

Военизированная игра

«Миротворцы» Акция

«Осторожно, пожар!

Или Карл спешит на помощь»

Развитие инициативы и самостоятельности детей, на основе игровой деятельности; формирование умений и навыков действия в чрезвычайных ситуациях, развитие физических и духовных качеств, укрепление здоровья. Воспитание чувства ответственности за личную

безопасность, ценностного отношения к своей жизни.

12 день

Миньоны - Джунгли зовут!

Профориентация

«Сезон охоты» спортивно- ролевая игра на стадионе

Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Развивать интерес к спорту.

13 день

Русский Миньон (Этнодень)

Духовно- нравственное

воспитание

«Россия-мой дом!»

Знакомство с культурой и обычаями русского народа. Создание куклы-оберега. Театрализация с элементами конкурсно-игровой программы

14 день

Миньоны и племя То-То

Экологическое воспитание

Квест-игра

«Путешествие по экосистемам» Конкурс плакатов

«Мир вокруг».

Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

15 день

Эволюция Миньонов (День дружбы)

Профориентация

Игровая программа

«Подари улыбку миру»

Создание «Дерева дружбы»

Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства.

16 день

Миньоны на дороге (День ПДД)

Основы безопасности жизнеде- ятельности

Познавательная виртуальная экскурсия

«Веселый перекресток»

Акции «Безопасные дороги детям», старт конкурса рисунков «Я и дорога»

Повторение правил безопасного поведения на улицах, дорогах; сформировать убеждения в необходимости соблюдения ПДД с целью сбережения собственного здоровья. Расчет тормозного пути автомобиля и скорости, необходимой для пешего перехода проезжей части.

17 день

Бразильский маскарад миньонов (День маскарада)

Экологическое воспитание

Экскурсия в виртуальный музей Создание костюма и его презентация. Дефиле

костюмов.

Познакомить детей с историей возникновения праздника «Дня защиты животных», расширить знания детей о животных, формировать убеждение о бережном отношении к братьям нашим меньшим.

18 день

Миньономания (День Здоровья)

Основы безопасности жизнеде-

ятельности

«Олимпийский миньон» (мозговой шторм)

Формирование духовно и физически здорового человека, развивать творческую инициативу и организаторские способности детей.

19 день

Миньон Боб в Тилимилитрямдии

Духовно- нравственное воспитание

«Мир безграничен» Премия за отличия.

Шоу программа.

Фотокросс.

Повышение уровня заинтересованности в изучении русского народного творчества. Формирование способности видеть прекрасное в окружающем мире.

Развитие коммуникативного навыка, умения работать в команде.

20 день

Миньон Старый Джо (День индейцев)

Военно- патриотическое воспитание

Квест-игра «Три символа родной державы»

Формирование у детей положительного мнения о службе в Вооруженных Силах, о необходимости защищать Родину. Сохранение исторической памяти, традиций, преемственности поколений. Создание флага,герба и гимна Города Детства.

21 день

Миссия выполнима! (Закрытие смены)

Духовно- нравственное

воспитание

«Город Детства»

Формирование сопричастности к прошедшим событиям в жизни лагеря. Гала-концерт. Эмоциональная рефлексия. Подведение итогов смены.


26

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации