Программа ориентационного курса для учащихся 8-9 классов «Организация бизнеса в сельском хозяйстве»
МБОУ Мокинская основная общеобразовательная школа
Программа
ориентационного курса
для учащихся 8-9 класса
Организация бизнеса в сельском хозяйстве
Автор:
Краева Т.И.,
учитель математики
МБОУ Мокинская ООШ
Мокино- 2019
Пояснительная записка
Одна из главных проблем, характерных для сёл и деревень нашей страны – стремление молодых людей, выпускников школ выбрать для постоянного места жительства город. Не является исключением и наше село. После окончания школы продолжают обучение 100% учащихся нашей школы. Среди тех, кто уже закончили учреждения профессионального образования (данные за 5 лет) только 15 % выпускников работают в нашем селе. Из них по специальности работают 10% и 5 % - не по специальности. Как видно, процент учащихся, которые остаются работать в сельской местности достаточно низкий. Трудоустройство выпускников в сельской местности осложняется тем, что они не могут найти здесь достойную работу. Конечно, эта проблема решается на самом высоком уровне. Об этом свидетельствуют те проекты и инициативы, которые выдвигает правительство Пермского края, чтобы поддержать сельхозпроизводителей, подготовить кадры для АПК.
Мы, учителя школы, безусловно, заинтересованы в будущем нашего села, поэтому одна из задач, которую мы ставим при организации предпрофильной подготовки в школе - показать учащимся возможности самореализации на селе. Для решения данной задачи был разработан курс «Организация бизнеса в сельской местности». При разработке программы курса мы опирались на авторскую учебную программу «Основы предпринимательства», авт. А.В. Леонтьев. Курс ориентирован на учащихся 8-9 классов, рассчитан на 24 часа.
В процессе изучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики, с особенностями организации индивидуальной предпринимательской деятельности, системой поддержки малого бизнеса в нашей стране, узнают назначение и структуру бизнес – плана, познакомятся с деятельностью частных предпринимателей нашего села в сфере сельского хозяйства, разработают свой бизнес – план.
Цель курса: познакомить учащихся со спецификой типичных видов деятельности, характерных для профессий, связанных с экономикой и бизнесом в сфере сельского хозяйства.
Задачи курса:
1)содействовать формированию навыков предпринимательской деятельности;
содействовать развитию у учащихся деловых, лидерских качеств, предприимчивости;
содействовать возникновению желания молодых людей реализовывать себя именно в агробизнесе;
ориентация на выбор профессии, связанной с экономикой и бизнесом;
формирование умения планировать свою деятельность.
Методика преподавания курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников. Учащиеся будут вовлечены в сам процесс предпринимательства, самостоятельно и последовательно пройдут через основные этапы предпринимательской деятельности:
Разработка идеи и её первоначальная оценка.
Создание бизнес – плана.
Содержание программы
Тема " Предприниматель в рыночной экономике " -1 час
Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.
Тема " Производственный план " -1 час
Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии производства. Производительность труда и пути ее повышения.
Тема «Резюме предприятия» -1 час
Тема " Маркетинг в деятельности предпринимателя " - 1час
Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании.
Тема " Участники предпринимательской деятельности в России " -1 час
Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации. Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив. Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре.
Тема " Менеджмент в деятельности предпринимателя " - 1час
Основные функции современного менеджмента. Трудовой коллектив и условия найма работников, организационная структура предприятия и должностные инструкции.
Тема " Финансовый план " -1 час
Назначение и основные разделы финансового плана, план доходов и расходов и методика его составления. Понятие о самоокупаемости. Точка самоокупаемости. Стартовый капитал. Внутренние и внешние источники финансирования предпринимательства.
Тема " Бизнес – план, его назначение и структура " - 1 час
Бизнес - план, его назначение и структура. Основные источники информации для составления бизнес-плана.
Тема «Встреча с предпринимателями в сфере животноводческого и растениеводческого хозяйства» - 3 часа
Проведение встречи с частными предпринимателями нашего села в сфере сельского хозяйства. Экскурсия в хозяйства.
Тема «Разработка бизнес – плана» - 10 часов
Выбор темы бизнес- плана, поиск, сбор информации, составление бизнес – плана.
Тема " Презентация проекта " -3 часа
Составление и защита презентации
Итоговый урок по курсу – 1 час
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
Определение рынка, его сущности, виды;
Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с рыночным механизмом:
а) что такое рынок, виды рынка;
б) что такое спрос и предложение;
в) что такое деньги, функции денег;
г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
д) что такое конкуренция;
е) что такое маркетинг и его основные разделы;
ж) что такое менеджмент;
з) основные риски и способы защиты от них;
и) что такое налоги и их основные виды.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
Составлять производственный план;
Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
Тематическое планирование учебного курса «Организация бизнеса в сельском хозяйстве » на 2019/ 2020 г
Ориентационный курс Организация бизнеса в сельском хозяйстве Класс (ы) 8-9 класс Учитель Краева Т.И Кол- во часов в нед /год 0,7/ 24 год
№ № п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Формы организации занятий |
|
Предприниматель в рыночной экономике |
1 |
лекция |
|
Производственный план |
1 |
лекция |
|
Резюме предприятия |
1 |
лекция |
|
Маркетинг |
1 |
лекция |
|
Участники предпринимательской деятельности в России |
1 |
лекция |
|
Менеджмент в деятельности предпринимателя |
1 |
лекция |
|
Финансовый план |
1 |
лекция |
|
Бизнес –план, его назначение, структура |
1 |
лекция
|
|
Встреча с предпринимателями в сфере животноводческого хозяйства |
2 |
беседа, экскурсия |
|
Встреча с предпринимателями в сфере растениеводческого хозяйства |
1 |
беседа, показ презентации |
|
Выбор темы бизнес- плана |
1 |
практическая работа |
|
Поиск, сбор информации для составления бизнес-плана |
5 |
практическая работа |
|
Составление бизнес - плана |
4 |
практическая работа |
|
Составление презентации |
2 |
практическая работа |
|
Защита презентации |
1 |
практическая работа |
|
Урок - рефлексия |
1 |
беседа |
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная и дополнительная литература для учащихся.
Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2000.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для начального профессионального образования. - М: Издательский центр "Академия", 2004.
Основная и дополнительная литература для учителя.
Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Методическое пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2002.
Волков О.В. Экономика предприятия: курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 2004.
Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся в старших классах. Пер. с англ./Junior Achievement. -М.: Просвещение, 1992.
Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. Практ. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Дело, 1999.