Урок «Сельское хозяйство» (Краеведение, 8 класс)

0
0
Материал опубликован 30 October 2017

Урок №2

Тема урока: Сельское хозяйство

Цель урока: сформировать представление об особенностях экономического развития мордовского края в начале XIX века; охарактеризовать особенности развития сельского хозяйства в начале XIX века; уяснить причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

Планируемые результаты

личностные:

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

-способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, языкам;

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

предметные:

-овладение целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны, края;

-знание особенностей экономического развития мордовского края в начале XIX века, уяснить причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

-проведение поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

метапредметные:

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

-активное применение знаний и приобретенных умений.

Вид урока: урок открытия новых знаний

Основные термины, понятия: ревизская душа, ревизские сказки, душевой надел, сам, эпизоотия, тягло, аршин,трехполье, агротехника, сабан.

Оборудование: раздаточный материал

План урока: 

1. Полеводство;

2. Огородничество;

3. Животноводство;

4. Земледельческие промыслы крестьян;

5. Аграрно-крестьянский вопрос.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам домашнего задания.

-Перечислите губернии и уезды I половины XIX века, в которые входила территория современной Мордовии? (Губернии: Пензенская, Симбирская, Тамбовская, Нижегородская. Уезды: Инсарский, Краснослободский, Саранский, Наровчатовский (часть), Ардатовский, Алатырский и Карсунский (часть), Темниковский, Спасский (часть),Лукояновский и Сергачский (часть).

-Охарактеризуйте этнический состав населения нашего края?

-Вставьте пропущенные слова:

III.Постановка учебной задачи.

…Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья? —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Н. Некрасов

- Почему так важно количество мужчин в семье? (землёй наделялись только мужчины).

- Как такое положение сказалось на семье «Мужичка с ноготок»? (Семья не могла обеспечить себя продуктами).

Крестьянство составляло подавляющую часть населения мордовского края. Аграрное производство составляло основу регионально экономики.

IV. Работа по теме урока. На протяжении первой половины XIX в. площадь лесов сильно сократилась. Видные деятели были обеспокоены такой ситуацией. В конце XVIII в. – 51,8% территория мордовского края покрывалась лесами. В середине XIX в. – 38,1%.

Задание: Выясните причины сокращения лесных территорий.

(Проверка выполнения задания)

Причины сокращения лесов в первой половине XIX века:

- древесина шла на промышленные цели (для поташных, металлургических, винокуренных заводов);

- использовалась в строительстве;

- использовалась в качестве топлива.

1. Полеводство. Дворянские земли составляли почти 35% земель пригодных для полеводства. Помещичьим крестьянам принадлежало на правах пользования 13%. Государственные крестьяне имели 33%, удельные – 7%.

Несмотря на увеличение пашенных площадей, крестьянский надел сокращался, т.к. н-е росло. Накануне отмены крепостного права средний душевой надел составлял около 3 десятин.

- Что значит душевой надел? (крестьянской души крестьян)

- Кого обеспечивали наделом? (крестьян мужского пола)

Ревизская душа – крестьянин, внесенный во время переписи в ревизские сказки.

Реальная обеспеченность землей была неравномерной.

Уезд

Надел на ревизскую душу

Саранский

3,5

Краснослободский

3,3

Темниковский

3,1

Инсарский

3,0

Господствующая система севооборота – трехполье.

Трёхполье - система севооборота с чередованием пара, озимых и яровых культур.

Основная зерновая культура – озимая рожь, овес, пшеница, ячмень, гречиха. С 30-х гг. начали разводить картофель, кормовые травы, увеличивать посевы льна, конопли, подсолнечника.

С 1800 по 1856 гг. 23 раза повторялись малоурожайные и неурожайные годы. Урожайность была низкая – сам-3.

Задание: Работая с учебником, выясните причины плохих урожаев.

(Проверка выполнения задания)

Причины низких урожаев на территории мордовского края в первой половине XIX века:

- Низкий уровень агрокультуры;

- Зона рискового земледелия.

Целина распахивалась плугом, сохой и боронами, сабоном (тяжелый). Богатые помещики и зажиточные крестьяне использовали английский или американский плуг. Хлеб убирался серпами и косами, молотился цепями. Стали появляются паровые молотилки и веялки. В качестве удобрений – навоз и зола..

Произошло увеличение урожайности зерновых культур – товарного хлеба. Что связанно с развитием рыночных отношений.

- Объясните связь между развитием рыночных отношений и увеличением урожайности зерновых культур.

2. Огородничество. Огород использовался для личных нужд, однако в некоторых селах стали продавать овощи. Так, удельные крестьяне Ардатовского и Козловского уездов специализировались на продаже семян в другие города России.

3. Животноводство.

Базой для животноводства являлись сенокосы, пастбища и заливные пойменные луга, которые было запрещено распахивать. Продукция животноводства шла на собственные нужды, редко на продажу. Крупного рогатого скота было мало, но лошадей было больше, чем по стране. Крестьянский скот быстро вырождался из-за плохих условий содержания. Однако в зажиточных крестьянских хозяйствах разводили племенных лошадей для продажи.

4. Земледельческие промыслы крестьян. Земледельческие занятия становятся промысловыми – средством зарабатывания денег. Помимо местных промыслов крестьяне занимались отхожими промыслами, т.е. отходили на заработки в города или другие местности. Могучим потребителем крестьян-отходников была р. Волга и приволжские города Тверь, Рыбная Слобода, Ярославль, Нижний Новгород, Астрахань и т.д. Десятки тысяч крестьян работали бурлаками, были заняты на рыбных промыслах Астрахани и Гурьева.

Отхожий промысел (также отходничество) — временная, чаще всего сезонная работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни.

В России развивался отход земледельческий. Из тульских, рязанских, тамбовских селений, а также из районов Нечерноземья тысячи крестьян устремлялись на летние работы в южные черноземные районы. Крестьянские артели уходили в заволжские степи, Украину. Подрабатывали бурлаками, извозчиками, косили сено, убирали хлеб.

5.Аграрно-крестьянский вопрос.

Задание: Прочитайте последний пункт параграфа с. 31-33 и назовите признаки нарастания кризисных явлений в феодально-крепостническом хозяйстве.

- докажите неэффективность крепостнической экономики в первой половине XIX века;

- назовите принципиальные отличия крепостного от наёмного труда.

V. Закрепление.

1. Что означают слова: «сам-3», сабан, агротехника.

2. Работа с документами.

Раздаточный материал

1. «В июле месяце начинают двигаться разноплеменные, пестрые толпы народа обоего пола: русских, татар, мордвы, чуваш… для уборки хлеба. В это время все дороги к Заволжью и все переправы на реке представляют настоящую ярмарку или какое-то нашествие орд».

(«Журнал Министерства внутренних дел», 1840 г.)

О каком явлении в деятельности крестьян говорится в данном документе?

___________________________________________________________________________________________________

2. «Вглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь можно меньше, - ему не дело делать, а день убить».

(А.И. Кошелев, славянофил)

О каком явлении идет речь в документе?

___________________________________________________________________________________________________

3. «Если весь хлеб обмолотится с осени, так что же будут делать крестьяне и их жены зимой? Молотильная машина стоит денег, требует ремонта и содержания лошадей, а работа крестьян ничего не стоит».

(Помещик Тамбовской губернии)

Что являлось препятствием на пути применения сельскохозяйственных машин?

___________________________________________________________________________________________________Что объединяет все эти три документа?

___________________________________________________________________________________________________

VI. Рефлексия

7.Домашнее задание.

§ 2 учебника, вопросы и задания.

Литература:

1. «История и культура мордовского края XIX век» 8 класс. / В.М.Арсентьев, В.И.Захаров, Г.А.Корнишина, Н.И.Мамонова и А.С.Тувин.

2. Рабочая тетрадь к учебнику «История и культура мордовского края XIX век» 8 класс / Мамонова Н.И., Ромашова Л.В.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.