Элективный курс «Организация исследовательской деятельности учащихся» для 9 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 76 »
г. Оренбурга
элективный курс по выбору
«Организация исследовательской деятельности
учащихся»
программа составлена для учащихся 9 класса
программа составлена
учителем истории и
обществознания
высшей категории
МОУ «СОШ № 76»
г. Оренбурга
Вавилиной Е. А.
утверждена на заседании РМО
учителей истории и обществознания
протокол № 8 от 5.04.15.
Оренбург 2015
Организация исследовательской деятельности учащихся
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для реализации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Необходимость введения курса объясняется тем, что он призван помочь старшеклассникам овладеть методами самостоятельного исследования. Курс знакомит девятиклассников с ведущим видом деятельности на старшей ступени образования - организацией самостоятельной учебной деятельности.
Содержание курса призвано способствовать: совершенствованию умения выпускника основной школы работать с большими объёмами информации, развитию познавательного интереса и любознательности, знакомству с методами научной и творческой работы, самореализации личности подростка.
Отличительными чертами курса являются: во-первых, универсальность первой теоретической части, которая может использоваться для самоопределения ученика для любого профильного обучения. Во-вторых, практическая направленность второй части курса, в которой широко используется метод проектов для реализации идеи курса и развития индивидуальных склонностей учащихся. Эти особенности являются очевидным признаком соответствия курса современным требованиям к организации учебного процесса.
Элективный курс «Организация исследовательской деятельности» входит в число дисциплин, включенных в учебный план и опирается на такие предметы как история и обществознание.
Цель элективного курса - приобщить учащихся к исследовательской деятельности как методу освоения новых знаний.
Задачи:
• на первом этапе (теоретическом) - сформировать представление об ученическом исследовании, о ведущих видах деятельности в ходе исследования, о требованиях, предъявляемых к ученическому исследованию, о формах представления работы (реферата, проекта)
• на втором этапе (практическом) - способствовать формированию
умений и навыков исследовательской деятельности, практическому применению знаний, полученных в теории.
Формами организации учебного процесса являются - проведение вводных и заключительных бесед, лекции, собеседования, практикумы, анкетирование, защита подготовленного проекта.
Курс рассчитан на 16 часов (теоретическая часть - 9; практическая часть
-7).
Содержание программы
I часть (теоретическая). Теория исследовательской деятельности. Тема 1. Презентация элективного курса. Введение. Цели и задачи курса, его место в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Значение исследовательской деятельности в самореализации старшеклассника. Анкетирование учащихся. Тема 2. Понятие об учебно-исследовательской деятельности. Содержание научно
- исследовательской и учебно-исследовательской деятельности. Методы исследования. Требования, предъявляемые к творческим работам учащихся. Диагностика интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. Тема 3. Принципы организации исследовательской деятельности. Виды творческих работ учащихся. Алгоритм работы над исследованием. Условия успешности исследовательской деятельности.
Тема 4. Структура исследовательской работы учащихся. Требования, предъявляемые к составляющим ученической работы - введению, основной части, заключению, списку литературы, приложениям. Составление «памятки». Тема 5. Способы ориентации в современной информации. Мир информации современного человека. Способы работы с печатным текстом. Современные информационные технологии. Посещение Интернет - класса. Экскурсия в библиотеку. Основы библиографии.
Тема 6. Умения и навыки самостоятельной работы. Сбор информации, составление плана работы над предполагаемым проектом. Обучение постановке цели, формулированию задач, выдвижению гипотезы.
Тема 7. Секреты успешности выступления перед аудиторией. Как подготовить
выступление (тезисы, доклад). Как сделать выступление убедительным. Готовность
ответить на уточняющие вопросы. Умение принимать участие в групповом
обсуждении. Психологический тренинг: как справиться с волнением, как завладеть
и удержать внимание аудитории.
II часть (практическая). Проект «Исторический портрет».
Тема 8. Роль личности в истории. Классификация исторических персонажей. Выбор объекта исследования. Уточнение задания.
Тема 9. Самостоятельное выполнение проекта. Защита результатов работы. Сбор
информации. Составление плана работы. Выполнение работы на основе
теоретических знаний, полученных в первой части курса. Консультации педагога.
Оформление работы в соответствии с требованиями. Представление результатов.
Участие в групповом обсуждении. Составление отчета о проделанной работе.
Календарный план
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов |
контроль
|
Дата
|
|||
т |
п |
||||||
1.
|
1. Теория исследовательской деятельности.
|
9
|
|
|
|
||
Презентация элективного курса
|
1
|
|
|
|
|||
2. |
Понятие об учебно-исследовательской деятельности школьников. |
1
|
|
собеседова ние |
|
||
3.
|
Принципы организации исследовательской деятельности. Алгоритм работы над |
1
|
|
«круглый стол» |
|
||
4.
|
Методика исследования. Структура исследовательской работы учащихся. |
1
|
|
тест
|
|
||
5.-6. |
Способы ориентации в современной информации. Основы библиографии. |
1
|
1
|
Отчет об экскурсии |
|
||
7.-8.
|
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы - условие успешности исследовательской |
1
|
1
|
практикум
|
|
||
9.
|
Секреты успешности выступления перед аудиторией. Защита работы. |
1
|
|
собеседова ние |
|
|
|
1.
|
II. Практическая часть. |
7 |
|
|
|
|
|
Роль личности в истории. Задачи |
1
|
|
|
|
|
||
2.-5.
|
Поэтапное выполнение учащимися индивидуального проекта. Консультации. |
|
4
|
|
|
|
|
6.- 7. |
Публичная защита работы. Подведение итогов. Рефлексия. Корректировка. |
|
2
|
проект
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Предполагаемые результаты:
-по окончанию изучения курса учащиеся должны ориентироваться в том, что такое ученическое исследование;
-ученики должны понимать, из каких этапов складывается работа над исследованием;
-слушатели курса должны овладеть навыками работы с различными источниками информации, научиться оформлять работу в соответствии с предлагаемыми требованиями, уметь публично представлять выполненный проект. Инструментарий для оценивания результатов:
-критерием эффективности служат, с одной стороны, написанная и публично представленная работа (реферат, проект, исследование), с другой - материалы тестирования учащихся, их отчеты о проделанной работе, анкетирование.
Список литературы
1. Бочкарева Г.К., Кикоть Е.Г. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся.// Лучшие страницы педагогической прессы. 2002.
2. Дереклеева Н.И.Научно-исследовательская работа в школе. Вербум-М, 2001
3. Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»// Методическая работа, 1999.
4. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы.// Завуч, 2001, № 1.
5. Масленникова А. В. Материал для проведения спецкурса «Основы
исследовательской деятельности учащихся»// Практика административной работы в школе, 2004, № 5.
6. Можарова Е.А. Разработка и реализация гуманитарных проектов в образовательной системе школы. Оренбург, Издательство ОГУ, 2002.
7. Организация исследовательской деятельности учащихся. Теория метода проектов. С-Пб, 2006.
8. Русанова В.Т. Рекомендации к выполнению исследовательских работ. ОЦДЮТ, Оренбург, 1999.
9. СавенковА.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике. // Практика административной работы в школе, 2004. №5.
10. Пронина Л.А., Копылова Н.Е. Технология подготовки реферата: шаг за шагом. // Школьные технологии, 2003 ,№ 3.
11. Чеботарёва Н.И. Элективные курсы: история России на рубеже веков. 9 класс. Волгоград, Учитель, 2007.
12. Фаин Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников.// Практика административной работы в школе, 2003, № 7, 2004, № 1.
13.Юнусов А.Ю Роль ученического исследования в изучении предметов гуманитарного цикла. Издательство БГУ, 2007.