Программа курса «Антропоэкология» (8–9 классы)

1
0
Материал опубликован 27 March 2016

Программа факультативного курса для 8-9 класса

 

Авторы:

Мальцева М.В.- учитель биологии

Власова И.А. – учитель биологии, географии

Куркина Е.В. - учитель биологии

Владимирова Н.В. -учитель биологии

 

Комсомольск на Амуре

2014 год.

 

Оглавление

Пояснительная записка___________________________________________________________________

Цели и задачи курса __________________________________________________________________________

Учебный план __________________________________________________________________________

Учебно-тематический план______________________________________________________________________

Введение __________________________________________________________________________

Раздел I. Человек и

химические факторы среды_____________________________________________________________________

Раздел II. Человек и

Физические факторы среды_____________________________________________________________________

Раздел III. Человек и

социальные факторы среды_____________________________________________________________________

Раздел IV. Человек и

биологические факторы среды __________________________________________________________________________

Итоговое занятие __________________________________________________________________________

 

Методические рекомендации __________________________________________________________________________

Информационные ресурсы___________________________________________________________________

Приложение

Пояснительная записка.

В начале XXI века уровень загрязнения окружающей среды принял катастрофический характер. Возникла острая потребность защиты человека от неблагоприятных факторов внешней среды и создания условий для безопасного существования в техносфере.

Проблема, разумеется, заключается не в том, чтобы питаться или не питаться, дышать или не дышать, пить или не пить, а в том как уменьшить концентрацию ядовитых веществ в пище, питьевой воде, воздухе и снизить загрязнённость среды другими факторами.

Постепенно для решения этих проблем формируется наука - антропоэкология.

На современном этапе необходимо изучать не только природу вообще, но и себя самого как частицу этой природы. Данный курс позволит учащимся получить самую разнообразную информацию, показывающую характер взаимоотношения человека и природы, а также понять зависимость здоровья населения от состояния окружающей среды.

Элективный курс «Введение в антропоэкологию» углубляет содержание раздела курса биологии «Человек и его здоровье». Концепция представляемой программы состоит в том, что в её содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, представляющая широкие возможности для саморазвития и реального улучшения экологического состояния своего окружения.

Программа курса построена с учётом положения экологии человека как новой интегрированной области знаний.

Целостный подход к факторам, влияющим на здоровье человека, принципиально отличает экологию человека от гигиенических дисциплин. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие антропоэкологии – понятие здоровья. Основное внимание уделено понятию «индивидуальное здоровье». Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья, которое включает сведения об образе жизни и окружающей среде.

Данный элективный курс рассчитан на развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приёмами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний; имеет профориентационную направленность. При проведении занятий важно учитывать местные природно-экономические условия, наличие медицинских и научных учреждений.

Цели и задачи курса:

В процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.

Задачи:

Образовательные:

- усиление экологической направленности биологических знаний;

- создание условий для формирования умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде и обществе;

- формирование представления об основных группах факторов, влияющих на здоровье человека;

- знакомство с профессиями в области медицины и охраны природы

Развивающие:

- развитие познавательного интереса;

- развитие навыков применения экологических знаний на практике, способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов;

- разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности, творческих способностей, создание условий для творческой самореализации и саморазвития учащихся;

- развитие логического и экологического мышления (анализ, сравнение, обобщение, объяснение понятий);

Воспитательные:

- создание условий для воспитания толерантного, экологически грамотного человека с активной жизненной позицией;

- способствовать развитию умения сотрудничать, решать проблемные ситуации;

Планирование

Учебный план курса:

/№

Главы и разделы

Общее

количество

учебных часов

1.

Введение.

2.

Раздел I.Человек и химические факторы среды.

3.

Раздел II.Человек и физические факторы среды.

4.

Раздел III.Человек и социальные факторы среды.

5.

Раздел IV.Человек и биологические факторы среды.

6.

Итоговое занятие. Научно - практическая конференция.

 

Итого: 16ч

Учебно-тематический план:

Тематика занятий

Количество учебных часов

лекции

практика

Всего часов

Введение 1 ч.

1.

Единственная красота – это здоровье. П/р №1 «Что можно узнать о своём здоровье?»

0,5ч

0,5ч

1

Раздел I.Человек и химические факторы среды. 4 ч.

2.

Вкусно и безопасно. Урок - ролевая игра.

 

1

1

3.

Кожа – зеркало здоровья. Экскурсия.

 

1

1

4.

Лекарства – наши помощники и враги.

1

 

1

5.

Дорога, ведущая в пропасть. Круглый стол.

1

 

1

Раздел II.Человек и физические факторы среды. 3 ч.

6.

Сюрпризы природы.

1

 

1

7.

Шум.

П/р №2 «Определение остроты слуха».

0,5

0,5

1

8.

Чем мы дышим?

П/р №3 «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».

 

1

1

Раздел III.Человек и социальные факторы среды. 3 ч.

9.

Мой дом – моя крепость.

П/р №4 «Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты».

П/р №5 «Оценка внутренней отделки помещений».

 

1

1

10.

Отдыхать надо уметь. Экскурсия.

 

1

1

11.

Скажем стрессу «нет»!

0,5ч

0.5

1

Раздел IV.Человек и биологические факторы среды. 3 ч.

12.

Путешествие на поезде здоровья. Урок - путешествие.

 

1

1

13.

Биоритмы человека.

0,5

0.5

1

14.

Сколько жить человеку?

1

 

1

15

Итоговое занятие.

Научно - практическая конференция (защита проектов).

 

2 ч.

2

2

 

Итого:

6

10

16

 

Всего : 16 часов.

Введение

Тема №1. Единственная красота – это здоровье (1ч).

Форма проведения занятия: комбинированная (лекция и практическая работа).

Цели и задачи:

- объяснить необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека, показать взаимосвязь между индивидуальным здоровьем человека и состоянием здоровья всего населения страны;

- познакомить с основными группами факторов, влияющих на здоровье человека.

- сформировать представление об особенностях жизнедеятельности организма здорового человека.

- развивать умение производить оценку основных показателей индивидуального здоровья.

- создать условия для развития потребности быть здоровым и воспитания ответственного отношения к своему здоровью.

Ключевые термины и понятия:

Антропоэкология, здоровье, антропометрические показатели, функциональные возможности организма, работоспособность, здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье (физические, химические, биологические, социальные).

Каждый человек знает, что здоровье – это ценность. Но сохранить его не так уж просто, поэтому у людей возникают болезни, лечением которых занимается медицина. Однако каждому человеку по силам позаботиться о своём организме и не допустить заболеваний. Для этого необходимо как можно больше узнавать о своём здоровье и использовать доступные методы его сохранения и улучшения.

Проблема. Известный американский певец М.Джексон про­водит ежедневно несколько часов в барокамере, где дышит чис­тым кислородом. По мнению его врачей, это позволит значитель­но продлить ему жизнь. Предложите доказательства за и против этого утверждения. Исходя из данного примера, сформулируйте проблему, актуальную для всех наших современников.

Впервые люди пришли к пониманию необходимости перера­ботки отходов в середине XIX века. Причиной, заставившей че­ловечество задуматься об этом, является не столько желание извлечь дополнительные доходы из вторичной переработки отхо­дов производства, сколько реальное понимание того, что твердые, жидкие и газообразные выбросы заводов и фабрик до такой степени насытили окружающую среду, что стали поступать в организм людей вместе с пищей, водой и воздухом.

В XX веке уровень загрязнения окружающей среды принял катастрофический характер. Возникла острая потребность защи­ты человека от неблагоприятных факторов внешней среды и создания условий для безопасного существования в техносфере.

Постепенно для решения этих проблем формируется новая наука - антропоэкология.

Антропоэкология, или экология человека — это комплексная наука о взаимосвязях человека с окружающей средой и создании рекомендаций для нормальной жизнедеятельности людей в техническом мире.

Проблема. В связи с ухудшением экологической ситуации во многих странах высказываются предположения, что высокий уровень загрязненности окружающей среды делает невозможным сохранение здоровья людей и поэтому человечество обречено на медленное, мучительное (в результате прогрессирования тяже­лых заболеваний) вымирание. Приведите аргументы за и против этого прогноза и сделайте их анализ.

Сохранению и укреплению здоровья способствуют несколько главных факторов.

Первый фактор — наличие у человека любимого дела и возможностей им заниматься. Любимое дело — это не просто отдых, это, прежде всего, возможность творческого самоусовер­шенствования.

Второй фактор — четкий и правильный распорядок дня. Все следует делать в одно и то же привычное время, благодаря чему организм испы­тывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее восстанав­ливаются.

Третий фактор — высокая двигательная активность, доста­точная физическая нагрузка. Недостаток двигательной активно­сти приводит к гиподинамии. В последние десятилетия одной из главных причин преждевременной смерти людей, особенно в развитых странах, стали болезни сердечно-сосудистой системы. При этом было четко установлено: чем выше жизненный уровень в стране, тем больше заболеваний сердца и сосудов. В пределах же каждой из этих стран распространенность сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий.

При гиподинамии ослабляется деятельность сердца, оно де-тренируется. Происходят нарушения обмена веществ, одним из проявлений которых является накопление избыточной массы тела, развиваются дегенеративные изменения мышечной и дру­гих тканей. В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, к разного рода перегрузкам, ускоряется процесс старения.

Четвертый фактор — постоянное общение с природой, ис­пользование благотворных ее факторов — свежего воздуха, воды, солнца; здоровая окружающая среда.

Вот несколько правил здорового образа жизни. Можно убедиться, что они не так уж сложны.

1. Два раза в день купайся: в озере, в ванной,
принимай душ и обливайся.

2. Не употребляй алкоголь и не кури.

3. Не переедай.

4. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего, привыкни к этому: это твое здоровье.

5.Здоровайся со всеми и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми.

6.Помогай людям, чем можешь, особенно больному, обижен­ному, нуждающемуся. Делай это с радостью,

7.Победи в себе жадность, лень, самодовольство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо.

8. Помни: человек рождён, чтобы двигаться!

Факторы, влияющие на здоровье.

Практическая работа № 1.

Тема. Что можно узнать о своём здоровье.

Цель работы:

- оценка показателей индивидуального здоровья различными методами.

- выявление индивидуальных особенностей организма для обоснования мер по повышению работоспособности.

Оборудование и материалы: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента, зеркало, лист пористой бумаги, раствор перманганата калия, секундомер.

Задания:

определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным.

Изучение осанки с помощью визуальных наблюдений.

Определение формы стопы методом получения отпечатка.

Изучение физической работоспособности организма.

? Задания и вопросы.

1. Дополните правила здорового образа жизни недостающими, по вашему мнению предложениями. Какие из этих правил вам легко выполнять, а какие нет. Почему?

2. Существует мнение, что люди, которые имеют и стремятся выполнить жизненные планы, живут дольше. Что вы думаете по этому поводу?

3. Что из перечисленного, по вашему мнению, наиболее сильно оказывает влияние на здоровье людей? Расставьте их в порядке значимости: наследственность, медицина, образ жизни, условия среды, условия жизни.

4. Что, по вашему мнению, могут означать данные цифры? О каком показателе здоровья по ним можно судить?

США – 28% Китай – 80%

Япония – 98% Россия – 8% (кол-во людей, делающих утром гимнастику).

 

Раздел I. Человек и химические факторы.

Тема №2. Вкусно и безопасно.

Форма проведения занятия: Ролевая игра. (см. приложение №1)

Цели и задачи:

Познакомить с методами определения качества пищевых продуктов

Познакомить с основами правильного питания

Развивать умения публично выступать, высказывать свою точку зрения.

Ключевые слова и понятия: Генетические модифицированные (ГМ) продукты, « Органическая еда», экологически чистые продукты,

В последние два десятилетия захватывающие дух перспективы сулит человечеству генная инженерия. Эксперты убеждены, что вскоре лекарства станут принимать уже не в виде таблеток, а, скажем, в виде фруктов ( например, яблоки со снотворным). Не за горами и выведение сортов растений и пород животных с заданными свойствами.

С 1996 г., когда началось коммерческое использование ГМ -растений, площади, отводимые под них возросли в 25 раз. Их активно возделывают в 13 странах мира, а некоторые страны ( например, Китай) именно с их помощью рассчитывают обеспечить продовольственную независимость и безопасность.

Правда, намечаются и тенденции, противоположные генетической революции. В мир пришла мода на так называемую органическую еду, т.е. на продукты, произведенные в местах, безупречные с точки зрения экологии, и без применения генной инженерии, минеральных удобрений, пестицидов, консервантов, гормонов и т.д.

План ролевой игры:

Состав потребительской корзины учащихся нашей школы.

Результаты исследования продуктов питания.

Дискуссия о предупреждении загрязнения продуктов питания.

Секреты правильного питания.

? Вопросы и задания

1.Как вы думаете, какие функции может выполнять пища человека?

2.Как можно повысить полезное значение пищи?

3. Составить меню на день.

4.Составить потребительскую корзину своей семьи

5.Подготовить сообщение по темам: « Раздельное питание», «Особенности национальной диеты»

Тема №3. Кожа - зеркало здоровья.

Форма проведения занятия: Экскурсия в « Салон красоты».

Цели и задачи:

Познакомить с основными заболеваниями кожи.

Познакомить с гигиеническими правилами и процедурами ухода за кожей.

Воспитывать привычку к соблюдению правил личной гигиены.

 

Ключевые слова и понятия: дерматиты, косметические средства.

Гигиена и здоровье,

Спорт, закаливание, труд,

Травы, овощи и фрукты

Рука об руку идут.

Маски, ванны и массажи

Нам полезны, спора нет,

Ну а лень, обжорство, пьянство

Оставляют тоже след.

Кожа - зеркало здоровья!

Все недаром говорят.

Ты запомни это точно.

Это важно для ребят.

План экскурсии.

Основные заболевания кожи.

Уход за кожей

Определение типа кожи ( практикум)

очистка кожи

косметические средства

? Вопросы и задания

Викторина.

Излагаются факты, мнения об уходе за кожей, определите, что правда, а что ложь.

От курения кожа и зубы становятся желтыми? (Правда.)

Кожа становится сальной и угреватой, если человек ест много жир­
ной, мучной, острой пищи, особенно на ночь. (Правда, так как жиры в этом
случае не используются для получения энергии, а откладываются в под­
кожной клетчатке.)

Черные угри содержат грязь. (Ложь. Черные угри образуются при
окислении верхней части сгустка кожного сала, закупоривающего поры.
Регулярная очистка кожи гелем Clearasil предотвращает закупоривание
пор.)

От употребления алкоголя на лице появляются красные прожилки, а нос краснеет? (Правда.)

Кожа становится сальной при занятиях спортом, физической работой. (Ложь, при занятиях спортом, физической культурой улучшается крово­снабжение кожи и всех органов тела, поэтому кожа будет здоровой, упру­гой.)

При постоянном употреблении овощей кожа становится упругой, эла­стичной. (Правда, так как пополняется запас внутриклеточной воды, вита­мины А, В, С влияют на состояние кожи.)

. Чтобы кожа выглядела красивой, надо совсем исключить жиры и мучное из рациона. (Ложь, нельзя совсем исключать из рациона жиры. Пи­тание должно быть сбалансированным: углеводов - 4 части, белков -1 часть, жиров - 1 часть, иначе кожа и волосы будут тусклыми, невзрач-

ными.

Использование косметики может привести к появлению прыщей. (Да
и нет. Жирная, нанесенная толстым слоем косметика может блокировать
поры. Это может случиться, если косметика не смывается ежедневно вече­
ром лосьоном, косметическим молочком или гелем Clearasil. Правильно
подобранная косметика для детского и юношеского возраста не вызывает
угревой сыпи.)

Выдавливание угрей, прыщей поможет быстрее избавиться от них.
(Ложь. Выдавливание прыщей может привести к возникновению и распро­
странению инфекции, вплоть до гибели от заражения крови. На коже при
этом остаются раневые рубцы.)

Наше настроение не влияет на состояние кожи и волос. (Ложь.
Стрессы, частые скандалы и ссоры ведут к сужению сосудов, нарушению регуляции обмена веществ, кожа становится сухой, волосы ломкими.

Тема №4. Лекарства - наши помощники и враги.

Форма проведения занятия: Лекция ( см. Приложение №2)

Цели и задачи:

Познакомить с историей создания лекарственных средств

Познакомить с технологией получения лекарственных препаратов.

Ключевые слова и понятия: Лекарства, антибиотики, мумие,

Проблема. В журнале «Наука и жизнь» 100 лет назад поме­стили сообщение: «Один обыватель, страдавший сильной голо­вной болью, купил в аптеке две болеутоляющие пилюли и поло­жил их в карман жилета. Вслед за этим в соседней лавке он купил небольшую перламутровую пуговицу и сунул ее в тот же карман. Спустя некоторое время он решил принять лекарство: открыл Рот, закрыл глаза и проглотил целебный шарик. Головная боль вскоре стихла, немного времени спустя он пожелал пришить пуговицу к воротнику, но в кармане оказались лишь две болеуто­ляющие пилюли...»

План лекции.

История создания лекарственных средств.

Технология получения лекарственных средств

Методы нетрадиционной медицины

А) Лекарственные растения

Б) Народные рецепты

Биологически активные добавки

Хронические заболевания у школьников.

? Вопросы и задания

Подготовить сообщения по темам: 1. « Зеленая аптека»

2.« Народная медицина» 3. « Антибиотики».4 « Лекарства будущего»

Гербарии лекарственных растений

Составить ребусы о лекарственных растений

Тема №5. Дорога, ведущая в пропасть.

Форма проведения занятия: Круглый стол (с приглашением узких специалистов)

Цели и задачи:

Сформировать знания о вредном влияние наркотических средств, алкоголизма, курения на организм.

Познакомить с видами наркотических средств.

Ключевые слова и понятия: галлюцинация, патология, наркомания, алкоголизм, токсикомания.

Алкоголизм - серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению алкоголя. Алкоголь разрушает все системы и органы, нарушая обмен веществ на клеточном и молекулярном уровнях. Еще более серьезные последствия может иметь пристрастие к наркотикам. Преступность, агрессивность поведения, пагубное влияние на потомство - вот социальные последствия алкоголизма, наркомании, токсикомании.

 

План занятия.

Наркомания

А) Виды наркомании

Б) Последствия употребления наркотиков.

2. Алкоголизм

А) Факторы, вызывающие алкоголизм.

Б) последствия употребления наркотиков

3.Влияние никотина на здоровье подростка.

4. Тренинг: « Умей сказать нет».

? Вопросы и задания

Какие виды наркотических средств вы знаете?

Причины алкогольной зависимости.?

Какая система органов страдает у наркоманов в первую очередь?

Раздел II. Человек и физические факторы среды.

ТЕМА №6. СЮРПРИЗЫ ПРИРОДЫ.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: ЛЕКЦИЯ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов изучаемой темы.

Охарактеризовать изменения состояний и функций организма человека в зависимости от процессов в окружающей среде.

Сформировать знания о причинах нарушения здоровья человека, обусловленных разрушением взаимосвязи биоритмов людей и циклических явлений природы.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ: атмосферное давление, влажность, погода, климат, метеочувствительность, самочувствие, комфортные условия жизни человека.

Врач Парацельс (XVI в.) писал: «Тому, кто изучил ветры, молнию и погоду, известно происхождение болезней».

Еще в древности врачи догадывались о влиянии погоды на организм. В тибетской медицине указывается, что «боли в суставах усиливаются в дождливое время и в период больших ветров». Гиппократ описал подобные реакции в специальном трактате «О воздухе, водах и местностях». Чувствительных к погоде людей называли «живыми барометрами», «пророками погоды».

Погода, погодные факторы, влияющие на здоровье человека.

Приспособленность организма человека к определенной интенсивности и длительности воздействия природных факторов. Избыток или недостаток воздействия природных факторов.

2. Влияние солнечного излучения на здоровье людей.

Воздействие солнечного света на организм человека. Влияние избытка солнечной радиации и ее недостатка на здоровье людей.

3. Влияние на здоровье человека отдельных компонентов погоды и всей погоды в целом.

Влажность, температура воздуха, скорость ветра, атмосферное давление. Ощущение и самочувствие человека при различных сочетаниях данных факторов. Комфортные условия жизни человека.

4. Метеочувствительность.

Метеочувствительность, ее проявления. Связь метеочувствительности с «биологическими часами организма». Способы повышения сопротивляемости организма и меры профилактики меточувствительности.

? Вопросы и задания

Какое влияние на жизнедеятельность человека оказывает солнечное излучение и каким образом оно воспринимается человеком?

Соблюдаете ли вы осторожность при сильном солнечном излучении и если «да», то почему?

Какие метеоусловия принято считать комфортными?

Охарактеризуйте показатели комфортной среды, в условиях которой человек длительное время может сохранить здоровье и работоспособность.

Какие природные факторы определяют биологические часы?

Докажите ритмичность изменений природной среды и связь с этой ритмичностью физиологических состояний людей.

Объясните, почему человек чувствует дискомфорт при перемещении в часовых поясах.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

В чем выражается сезонная периодичность явлений живой природы?

Почему обитание людей в условиях недостатка солнечного освещения может привести к болезненным явлениям? Каким именно?

По каким признака можно судить о повышенной метеочувствительности отдельных людей?

На каком основании базируется утверждение о том, что околосуточные ритмы служат универсальным показателем здоровья человека?

ТЕМА №7. ШУМ.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: комбинированный урок.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Усиление экологической направленности биологических знаний; сообщение учащимся сведений о шумовом загрязнении окружающей среды и его воздействии на человека.

Обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний при групповой форме организации познавательной деятельности.

Развитие логического мышления (анализ, сравнение, обобщение).

Формирование и развитие нравственных качеств школьников.

Ключевые слова и понятия: шум, острота слуха, уровень шума, шумовое загрязнение, классификация шумов.

Перед началом занятия учащиеся делятся на четыре группы.

Введение.

Звучит тихая музыка, на фоне которой учитель читает отрывок из стихотворения:

Мы дети малые одной большой природы,

Мы делим с ней удачи и невзгоды,

Одна судьба у нас и у нее.

Моя планета – человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан?!

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Учитель предлагает обсудить проблему, затронутую в стихах. Проводиться беседа об актуальности темы. Формулируется задача урока: рассмотреть один из видов загрязнения окружающей среды. А вот о каком виде загрязнения пойдет речь, учащиеся должны определить, прослушав отрывок из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». (Учитель читает текст на фоне звучания музыки Э.Грига. Школьники называют шум в качестве загрязнителя.)

Далее учитель конкретизирует задачу урока: изучить влияние шума на организм человека; установить связь между охраной окружающей среды и охраной здоровья человека.

Учитель предлагает в качестве эпиграфа к данному уроку слова писателя Б.Васильева: “Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.

Виды шумов и их воздействие на чувства человека.

Шум. Классификация шумов (природные и антропогенные). Уровень громкости шума и единицы его измерения – децибелы. Воздействие шума на организм человека. (Фронтальная беседа.)

В ходе работы заполняется таблица 1.

ТАБЛИЦА 1.

Влияние шума на организм человека.

ВИДЫ ШУМОВ

Последствия их влияния на организм человека

природного происхождения

антропогенного происхождения

     

Перед обсуждением вопроса о воздействии шумов на организм человека учащиеся прослушивают аудиозапись городского шума, идет обсуждение следующих вопросов:

Понравилась ли вам эта шумовая симфония?

Как вы объясните свое отношение к этим шумам?

Каких шумов в записи больше и почему?

Учащихся подводят к выводу о том, что шумы по-разному воздействуют на человека, их действие зависит от происхождения шума, уровня громкости, возраста и состояния здоровья человека, окружающих условий.

При обсуждении вопроса о воздействии шумов на организм человека учащиеся используют таблицу 2.

ТАБЛИЦА 2

Уровень громкости разных источников звука

ИСТОЧНИКИ ЗВУКА

УРОВЕНЬ ЗВУКА (Дб)

Спокойное дыхание человека

Шум спокойного сада

Шепот человека

Перелистывание газет

Обычный шум в доме

Разговор средней громкости

Работа пылесоса

Шум грузовика

Шум большого города

Оркестр поп-музыки

Раскат грома

Старт космического корабля

Выстрел из оружия

10 (не воспринимается)

20

20

30

40

50

60

80

110

110

120

150

170

С помощью таблицы учащиеся отвечают на вопросы:

Почему шепот и перелистывание газет безвредны для человека?

Как бы вы оценили уровень шума в течение учебного дня с точки зрения воздействия на организм?

Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы 2?

2. Изменения в слуховом аппарате под влиянием громких звуков.

Среди учащихся проводится опрос об их музыкальных пристрастиях, и как они предпочитают слушать музыку: в наушниках, громко или тихо, любят спокойную музыку или ритмичную и т.д. После опроса в группах проводится тест по определению остроты слуха.

Практическая работа № 2.

«Определение остроты слуха».

Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Оборудование: механические часы, линейка.

Порядок работы:

Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.

Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.

Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см).

Высчитайте среднюю величину двух показателей.

Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см от уха испытуемого.

3. Влияние шума на организм человека.

От шума страдают не только органы слуха.

Учащимся предлагается ознакомиться со статистическими данными и сделать вывод о влиянии шума на организм человека.

Данные статистики о влиянии шума на организм человека.

Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает жизнь людей в крупных городах на 8-12 лет.

Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными воздействием шума.

Достаточно сильный шум через 1 мин может стать причиной приступа у больных эпилепсией.

Такие болезни, как гастрит, язвы пищеварительных органов, часто сопровождают людей, живущих и работающих в шумной обстановке. Язва желудка часто наблюдается у профессиональных эстрадных музыкантов.

Шумовое явления, повторяющиеся регулярно, способны с нарастающим эффектом угнетать нервную систему.

Под влиянием шума происходит стойкое угнетение частоты и глубины дыхательных движений; сердечная аритмия, обострение гипертонии; изменяется углеводный, белковый, солевой обмен веществ, что влечет изменения биохимического состава крови (в частности, снижается уровень сахара в крови).

 

4. Меры защиты человека от шумового воздействия.

Работа в группах – разработка проектов защиты человека от шумового воздействия на разных социальных уровнях.

I группа. Я – обыватель (памятка обывателю).

II группа. Я – мер города.

III группа. Я – архитектор.

IV группа. Я директор крупного завода.

Группы оформляют проекты и защищают их.

ТЕМА№ 8. ЧЕМ МЫ ДЫШИМ? ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Ознакомление с основными видами антропогенного загрязнения атмосферы и формирование умения экологической оценки состояния атмосферного воздуха.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ: атмосфера, воздух и его состав, виды загрязнения атмосферы.

Атмосфера имеет особое значение для человека и всего живого. Она является не только резервуаром кислорода, столь необходимого живым организмам, но и выполняет защитные функции. Несомненно, что экологическое состояние воздуха имеет чрезвычайно важное значение. Это подтверждают и медики, говоря, что именно от состояния воздушной среды зависят практически все заболевания органов дыхания.

Практическая работа № 3.

« РАСЧЕТНАЯ ОЦЕНКА КОЛИЧЕСТВА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХ ОТ АВТОТРАНСПОРТА».

Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы. Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных газов, за определенный промежуток времени.

Оборудование. Пишущие принадлежности, микрокалькулятор.

Выполнение работы.

Выберите участок автотрассы вблизи школы (места жительства, отдыха) длиной 0,5 – 1 км, имеющий хороший обзор (из окна школы, из парка, с пришкольной территории).

Измерьте шагами длину участка (l, м), предварительно определив длину своего шага.

Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в какой – либо период времени в течение 20 минут. При этом заполняйте таблицу 1. (Для примера в таблице заполнена строка «Легковые автомобили»):

Таблица 1.

ТИП АВТОТРАНСПОРТА

КОЛИЧЕСТВО,ШТ.

ВСЕГО ЗА 20 МИНУТ

ЗА 1 ЧАС, Ni, шт

ОБЩИЙ ПУТЬ ЗА ЧАС, L, КМ

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1

14

42

 

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

       

АВТОБУСЫ

       

ДИЗЕЛЬНЫЕ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

       

Количество единиц автотранспорта за час рассчитывают, умножая на 3 количество, полученное за 20 минут.

Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) по формуле:

Li = Ni . l ,

Где Ni – количество автомобилей каждого типа за час,

i - обозначение типа автотранспорта,

l – длина участка, км.

Полученный результат занесите в таблицу 1.

5. Рассчитайте количество топлива (Qi, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:

Qi = Li . Yi,

где Yi – удельный расход топлива (значение см. в таблице 1.1).

Таблица 1.1

ТИП АВТОТРАНСПОРТА

СРЕДНИЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА (Л НА 100 КМ)

УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА Yi (Л НА 1 КМ)

ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ

11 - 13

0,11 – 0,13

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ

29 - 33

0, 29 – 0, 33

АВТОБУС

41 - 44

0, 41 – 0, 44

ДИЗЕЛЬНЫЙ ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ

31 - 34

0, 31 – 0, 34

Полученный результат занесите в таблицу 2. Определите общее количество сожженного топлива каждого вида (∑Q) и занесите результат в таблицу 2.

Таблица 2.

ТИП АВТОМОБИЛЯ

Ni

Qi, в том числе

бензин

дизельное топливо

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

     

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОЬИЛИ

     

АВТОБУСЫ

     

ДИЗЕЛЬНЫЕ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

     
 

Всего ∑Q

6. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего по таблице 3.

Таблица 3.

ВИД ТОПЛИВА

Q, л

Количество вредных веществ, л

СО

Углеводороды

NO2

БЕНЗИН

       

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО

       
 

Всего (V), л

Обработка результатов и выводы

1. Рассчитайте:

массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле:

m = VM/22,4,

количество чистого воздуха чистого воздуха необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно-допустимых условий окружающей среды.

Результаты запишите в таблице 4.

Таблица 4.

ВИД ВРЕДНОГО ВЕЩЕСТВА

КОЛИЧЕСТВО,

л

МАССА,

г

Количество воздуха для разбавления, м3

Значение ПДК,

мг/м3

СО

     

0,05

УГЛЕВОДОРОДЫ

     

25

NO2

     

0,04

Сопоставьте полученные результаты с количеством выбросов вредных веществ, производимых находящимися в вашем районе заводами, фабриками, котельными и другими загрязнителями воздуха. При этом пользуйтесь соответствующими данными по экологической оценке количества выбросов от этих предприятий.

Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали.

Раздел III. Человек и социальные факторы окружающей среды.

Тема № 9. Мой дом – моя крепость.

Форма проведения занятия: комбинированный урок.

Цели и задачи: 1. Дать представления учащимся о жилом помещении, как об особой среде обитания человека.

2. Привить учащимся умения анализировать свои бытовые

и рабочие условия, с точки зрения здоровьесохраняющих

особенностей.

3. Развитие аналитических способностей учащихся.

Ключевые слова и понятия:

жилое помещение, ионизированный воздух,

конторское здание, полимерные материалы,

правила соблюдения воздушного режима,

предметно-вещная среда, тепловой режим,

«синдром нездорового помещения».

Значительную часть жизни человек проводит в помещении – дома, на работе. Предметы и вещи в жилом помещении имеют не только функциональный характер. В одних случаях они призваны порождать у человека чувство торжественности, значительности, приподнятости, в других – ощущение интимности, покоя, уюта. Особые требования предъявляются к среде, где человек отдыхает и может остаться наедине с собой, предаться размышлению, или, наоборот, где он общается с другими людьми. Рабочая среда — составная часть жизненной среды человека. В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды.

От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.

Получение сведений о своей рабочей среде — необходимое ус­ловие ее изменения, улучшения.

Изучение нового материала.

Требования к жилому помещению:

А). температура воздуха

Б). состав воздуха (электрическая характеристика, пыль)

В). Требования к мебели

2. Требования к рабочему помещению (Объяснение учителя, сопровождающееся составлением учителем на доске, а учащимися – в тетради опорного конспекта).

3.Проведение практических работ.

Цель работ:

Комплексная оценка санитарно-гигиенического состояния классной комнаты.

Практическая работа № 4.

Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОЙ ПЛОЩАДИ И КУБАТУРЫ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

Рулетка.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

С помощью рулетки измерьте длину, ширину и высоту класса.

Рассчитайте площадь пола и кубатуру помещения.

Определите площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Полученные данные занесите в таблицу:

 

Площадь и кубатура помещения, приходящиеся на одного учащегося

Школьные

помещение

Площадь, м2

Кубатура, м3

Полученный

результат

Санитарно-

гигиеническая

норма

Полученный

результат

Санитарно-

гигиеническая

норма

Кабинеты

(классы)

 

2,0

 

4-5

Сделайте вывод о соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам.

Подумайте, рационально ли используется площадь помещения?

Практическая работа № 5

Тема: ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕЙ ОТДЕЛКИ ПОМЕЩЕНИЯ

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Дайте характеристику внутренней отделки помещения по плану:

отделка стен (окрашены, оклеены обоями и т.д.);

цвет стен, потолка, пола;

соответствие цветовых гамм;

качество покрытия пола; чистота стен.

Таблица, отражающая способность окрашенных поверхностных стен

Цвет поверхности

Отражающая способность, %

Белый

Светло-желтый

Светло- зеленый

Светло-голубой

Темно-голубой

80%

60%

40%

30%

6%

Обработка результатов и выводы

Оцените внутреннюю отделку кабинета, учитывая следующие данные:

любые полимерные покрытия выделяют в ат­мосферу вредные для орга­низма человека вещества;

при южной ориентации помещений рекомендуется более холодные тона окраски стен, при северной – более теплые.

? Вопросы и задания

Какие параметры жилого помещения, по вашему мнению, являются неблагоприятными у вас дома?

Составьте ваши рекомендации по оздоровлению жилого помещения?

Перечислите основные неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье в рабочем помещении.

Дайте определения ключевых слов.

Тема № 10. Отдыхать надо уметь.

Форма проведения занятия: экскурсия.

Цели и задачи: 1. Формирование у учащихся представлений об отдыхе, как об активном и творческом времяпровождении;

2. Воспитание всесторонне развитой личности;

3. Научить детей планировать свой отдых и свое свободное время.

Ключевые слова и понятия: досуг, творчество, потребление культурных традиций, общение с природой, потребность в уединении.

Ступи, мой товарищ, попробуй И ты в холодок росы, Сорви надоевшую обувь, Пройдись по земле босым.

Александр Яшин

Современный научно-технический прогресс и демократиза­ция общественной жизни, вызываемые к жизни самим развити­ем общества, создают условия для того, чтобы и труд, и досуг открывали простор инициативе и творчеству. Но появляющиеся возможности надо учиться правильно, рационально использовать.

В понятие досуга входят два совершенно разных вида деятельности - потребление уже созданной культурной традиции и создание новой (творчество).

Очень важно научиться творчески, по-своему воспринимать природу, видеть ее красоту. Мы нередко не обращаем внимание на то, что не знаем, не понимаем, но более любим то, что узнаем.

Поэтому чтение книг о природе как специальных, так и художе­ственных, помогает познать ее. Среди лучших книг о природе - известные произведения Дарвина, Фабра, Тимирязева, Ферсмана, Арсеньева, Пришвина, Паустовского и др. Одни лучше вос­принимают природу, вглядываясь в каждый кустик, рассматри­вая муравья или гриб. Другие чувствуют природу как единый по­ток красок, звуков, запахов, впечатлений. Очень помогают пол­ноценному общению с природой художественное фотографиро­вание, рисование с натуры, попытка литературного описания уви­денного.

Хорошо и сочетание любительского увлечения в общении с природой с общественно полезным делом. Это может быть по­мощь профессионалам-биологам, работающим в сельском хозяй­стве, охотоведам. Помогая профессионалу, можно открыть для себя что-то важное в наблюдении за животными и растениями, за целостными экосистемами.

Способствуют серьезному познанию окружающего мира и путешествия, походы. Можно уехать далеко, где совсем другая природа, где ты никогда не был, но можно получить и не меньше удовольствия от поездки в соседний город на электричке или даже от прогулки на соседнюю улицу пешком. Важно только подгото­виться к такому путешествию, прочитав в справочниках, энцик­лопедиях, путеводителях, научных изданиях сведения о местах, куда собираешься идти или ехать. Обычное выглядит необыч­ным, если воспринимать его личностно. Одухотворенность в по­вседневном следует искать не только в домашней жизни, в обще­нии с природой, но и в профессиональной работе. Осознание общественной пользы своего дела благотворно влияет на человека.

Чтобы движение, туризм, путешествия стали обычным при­знаком образа жизни, человек должен умело распоряжаться сво­бодным временем.

Экскурсии

Варианты тем: «Комсомольск спортивный» (поездка по спортивным комплексам и базам города);

«Комсомольск – город искусств» (поездка по выставкам города, в Музей искусств, в арт-клубы);

«Комсомольский заповедник»;

« Комсомольск исторический» (поездка по памятным и историческим местам города).

?

Вопросы и задания

Удовлетворены ли вы тем, как проводите свое свободное время? Ответ поясните.

Какие возможности культурного досуга существуют в нашем городе?

Дайте определение ключевых слов?

Тема № 11. Скажем стрессу «нет»!

Форма проведения занятия: лекция, аутотренинг.

Цели и задачи:1.Познакомить учащихся с понятием «стресс», причинами и последствиями стресса;

2.Воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью;

3. Обучение навыкам аутотренинга.

Ключевые слова и понятия: неблагоприятные условия жизни, стрессовые реакции, психосоматические расстройства.

Вы, ребята, возможно, обращали внимание на то, что каж­дое утро по краевому радио доброе напутствие на день дает психолог или врач-психотерапевт. Такая необходимость по­явилась в связи с ускорением темпов жизни, увеличением объ­ема информации, компьютеризации и тому подобным. Хотя вы еще не работаете, а только учитесь, ситуации напряжения и даже стресса встречаются и в вашей жизни. Поэтому пси­хологическое напутствие необходимо и вам, ведь речь идет о психическом здоровье. Именно оно определяет качество нашей жизни: взаимоотношения с окружающими, умение преодолевать трудности, адаптироваться в новой обстановке и многое другое.

Определение понятия «стресс» (дает учитель под запись в тетрадь)

Стресс — это сильное психическое напряжение, возникающее под действием внешних и внутренних факторов.

Причины стресса (Рассказ учителя с составлением опорного конспекта на доске и в тетради).

- нерационально организованная психологическая среда (ритм работы и жизни, особенности взаимоотношений с людьми, психологический климат в семье);

- особенности интерьера на рабочем месте и в домашних условиях;

- перенаселение;

3. Болезни, возникающие в результате стресса (Схема в прикрепленном файле).

Действие стресса на организм человека

Что необходимо делать, чтобы избежать стрессовых ситуаций.

Если вас не покидает чувство неопределенной тревоги, бы­стро наступает утомление, появилась раздражительность — немедленно обратитесь к школьному психологу, поговорите о своих трудностях в отношениях с родителями, посетите психотерапевта. Так поступают культурные, уважающие себя люди. Состояние стресса можно снимать различными способами. Наиболее простые и доступные любому человеку методы — психокоррекция и дыхательная гимнастика.

Для начала предлагаем вам освоить некоторые упражнения. Например, такие фразы для аутотренинга перед экзаменом:

- Я все знаю.

- Я хорошо учился весь год.

-Я прекрасно сдам экзамен.
- Я уверен в своих знаниях.

-Я спокоен.

После напряженного учебного дня:

Я спокоен.

Тело мое спокойно.

Покой в моем сердце.

Покой в моей душе.

Мое тело отдыхает.

-Моя голова отдыхает.

Для успокаивающего дыхания делайте выдохи в два раза продолжительнее вдохов.

Эти простые упражнения нормализуют ваше эмоциональное состояние, снимут излишнюю возбудимость. А в особо критиче­ских ситуациях можно дать волю слезам под теплым душем — вода смоет ваши слезы, а ее шум постепенно успокоит...

 

? Вопросы и задания

Какие отрицательные последствия роста числа городских жителей, наблюдаемые в мире?

Как проявляются последствия стресса, испытываемого многими людьми в современном мире?

Проанализируйте условия вашей жизни. Какие стрессовые факторы влияют на вас?

Дайте определения ключевых слов.

 

Раздел IV. Человек и биологические факторы среды.

Тема №12. Путешествие на поезде ''Здоровье''.

Форма проведения занятия: урок-путешествие.

Цели и задачи:

1.Сформировать понятия об инфекционных заболеваниях, их возбудителях.

2.Познакомить учащихся с классификацией инфекций.

3.Воспитывать элементарные гигиенические навыки.

Ключевые слова и понятия: инфекционные болезни, пути передачи инфекции, устойчивость возбудителей, ботулизм, дизентерия, малярия, столбняк, тиф, холера.

Природная среда, окружающая человека, населена множеством «соседей по планете». Болезнетворные организмы – вирусы, простейшие, а также черви и другие обитатели природной среды вызывают многие заболевания человека. Источником инфекции часто являются вода и почва. Инфекционные болезни поражают важнейшие системы органов и вызывают сильное отравление организма.

План.

Игра по станциям «Путешествие на поезде «Здоровье».

Подготовка к мероприятию.

Детям дается задание подготовиться к викторинам. Название викто­рины - название станции.

 

Оборудование:

1.Таблички «станций».

2. Цветные жетоны (1 – 5 баллов).

3.Рисунки возбудителей заболеваний.

Примерное название станций:

«Вирусологическая»

«Бактериальная»

«Паразитическая»

«Неболейка»

 

? Вопросы и задания

1.Какими путями передается инфекция?

2.Почему инфекционные заболевания опасны для человека?

3.Приведите примеры живых существ – обитателей природной среды, являющихся возбудителями инфекционных заболеваний.

4.Составьте таблицу инфекционных заболеваний (название, проявления, возбудители), которые вы успели перенести.

5.Как вы думаете, полезно ли полное уничтожение переносчиков заболеваний? Какой должна быть стратегия деятельности человека в этом вопросе?

6.Разработайте экспертную систему для непрямой оценки экологического состояния среды по заболеваемости людей. Экспертную систему оформите в виде таблицы.

район города

заболевания и количество заболевших

состояние среды

   

физическое

химическое

биосоциальное

         

Тема №13.''Совы'' и ''жаворонки'', или природа биологических ритмов.

Форма проведения занятия: комбинированная (лекция, исследовательская работа).

Цели и задачи:

1.сформировать понятие о биологических ритмах;

2.познакомить учащихся с периодичностью ритмов, причинами их сбоев;

3.научить определять свой тип- «сова» или «жаворонок».

Ключевые слова и понятия: биологический ритм, группы ритмов, циркадные ритмы, «биологические часы».

Космические факторы окружающей среды циклически изменяются во времени. Соответственно, человек, как и все живые существа, реагирует на это особыми адаптациями - ритмическими изменениями состояния и функций организма. Различают ритмы высокой частоты, средней частоты и низкочастотные ритмы. Циклические изменения функций зависят от наследственности, пола, состояния здоровья.

План.

1.История изучения биологических ритмов.

2.Причины ритмичности функций:

а) вращение Земли вокруг Солнца;

б) вращение Земли вокруг своей оси;

в) вращение Луны вокруг Земли.

3.Периодичность ритмов:

а) высокочастотные ритмы (доли секунды – 30 минут) – колебания биоэлектрической активности головного мозга, сердца, мышц и других органов, ритмы дыхания.

б) среднечастотные ритмы – циркадные или околосуточные (20 – 28 часов) – колебания температуры тела, частоты пульса, АД, работоспособности человека.

в) низкочастотные ритмы – околонедельные, околомесячные, сезонные, окологодовые, многолетние ритмы.

4.Циркадные ритмы.

5.«Совы» и «жаворонки», определение своего типа.

6.Сбои биологических ритмов:

а) смена часовых поясов;

б) употребление алкоголя.

 

Исследовательская работа

Тема: Исследование циркадианных ритмов.

Цель: Составьте программу и проведите исследования индивиду­альных циркадианных ритмов по параметрам: масса тела, пульс, частота дыхания. Продумайте возможности определения биоритмологической нормы.

Как составить методику исследования?

1. Определите систему исследования и параметры наблюде-­
ния. ;

Система — человек

Параметры: масса тела, пульс, частота дыхания.

2. Сформулируйте проблему, с целью решения которой прово­дится исследование.

Проблема возникает при различиях между параметрами системы в эталонной и антропогенной средах.

Модель проблемы:

система параметры в эталонной среде

параметры в антропогенной среде

Проблема: ЧЕЛОВЕК

средние показатели ритмов

Ритмы в конкретном регионе

3. Составьте план исследования:

а) определите периодичность наблюдений;

б) при необходимости выберите физические (температура,
освещенность, шум) и химические (задымленность, кислотность ,
воды и другие) факторы для изучения;

в) составьте таблицу для записи результатов наблюдений.

Проведите наблюдения и сделайте описание результатов,
в которых сравните полученные результаты с параметрами сред­
них показателей.

Сделайте выводы, в которых укажите возможные причины
возникновения проблемы и пути их устранения. Предложите
методику определения биоритмологической нормы.

Оформите исследование по плану:

1) название исследования, 2) проблема, 3) методика исследо­вания, 4) результаты, 5) выводы и предложения.

 

? Вопросы и задания

К какому типу людей и почему вы относите себя — к "жаворонкам"
или "совам"?

В чем, по вашему мнению, причина природной ритмичности жизне-­
деятельности живых существ?

Опишите ритмы разной частоты, свойственные человеку.

Объясните влияние на организм быстрой смены часовых поясов.

Дайте определения ключевых слов.

Тема №14. Сколько жить человеку? (старение и старость).

Форма проведения занятия: лекция.

Цели и задачи:

1.Сформировать представление о старости и механизмах старения;

2.Ознакомить учащихся с основными принципами науки геронтологии;

3.Определить условия для продления жизни человека.

Ключевые слова и понятия: старение, старость, геронтология, долголетие, продление жизни.

Только с пользой прожитая жизнь долга.

Леонардо да Винчи

Старение наследственно обусловленный процесс. Геронтологи изучают причины старения. Общепризнанной теории старения еще не сложилось. Важна роль молекулярно-генетических механизмов старения, изменений соединительной ткани, нарушении иммунной системы. Ученые ищут пути искусственного продления жизни человека. Умеренное питание, двигательная активность — важные факторы продления жизни.

План

1. Понятие старости. Возрастная классификация.

2. Характеристика долгожительства:

а) наследственность;

б) сильный тип нервной деятельности.

3. Сроки жизни человека в разные эпохи.

4. Биологическая эволюция человека.

5. Факторы продления жизни:

а) интеллект;

б) позднее созревание;

в) нормальная сексуальность;

г) длительное сохранение репродуктивной функции;

д) оптимальная физическая нагрузка.

6. Геронтология – наука о старении организмов.

7. Гипотезы о молекулярно-генетических механизмах старения:

а) старение – запрограммированный процесс;

б) старение – итог повреждения генетического аппарата в ходе жизнедеятельности организма.

8. Как замедлить темп старения? Проблема искусственного продления жизни.

 

? Вопросы u задания

Какие факторы способствуют долголетию человека?

Назовите основные теории старения.

Дайте определения ключевых слов.

Итоговое занятие.

Тема. Взгляд в будущее.

Форма проведения занятия: научно-практическая конференция.

Цели и задачи:

Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Создание условий для самореализации способности учащихся в рамках раздела «Экология человека».

Воспитание экологически грамотной личности.

Темы проектов предлагаются учащимся заранее на выбор.

Достижение намеченных результатов фиксируется по полноте и правильности выполненных учащимися заданий.

Перечень тем проектов:

Пища будущего.

Будущее без болезней.

Какой я вижу свою будущую семью.

Экодом.

Методические рекомендации.

Курс представлен как отдельный элективный курс для профильного обучения в старших классах школы. Все исследования, опыты и практические работы подобраны с расчётом на базовый уровень ЗУНов учащихся, поэтому могут заинтересовать не только выбравших естественно-научный профиль.

Программа предполагает разнообразные формы и методы проведения занятий, способствующих развитию познавательного интереса и повышению уровня мотивации обучения.

Особенностью данного курса является его практическая и профориентационная направленность (практические и исследовательские работы, экскурсии составляют 50% учебного времени).

Профориентационную направленность имеют занятия с приглашением специалистов.

Итоговое занятие в форме защиты проектов способствует реализации творческого потенциала учащихся, позволяет определить уровень сформированности экологического мышления.

 

Информационные ресурсы.

Н.М. Мамедов, И.Т.Суравегина. Экология: учебное пособие, 9-11классы. М.,1996.

Т.А.Козлова, Т.С.Сухова, В.И.Сивоглазов. Экология: книга для учителя. М.,1996.

Я иду на урок биологии. Экология. Библиотека «Первое сентября», М.,2002

В.А.Бухвалов, Л.В.Богданова. Введение в антропоэкологию. М.,1995

Дж.Харрисон и др. Биология человека. М., 1979

С.В.Алексеев, Н.В.Груздева и др. Практикум по экологии. Учебное пособие, М.,1998

Н.И.Белова, Н.Н.Наумова. Экология в мастерских. С-П, 2004

А.Е.Тихонова, А.Р.Ищенко, Т.Н.Диденко. Здоровье человека и экология Хабаровского края: учебное пособие для учащихся 8-9кл. общеобразоват.учрежд.Хаб.края. Хабаровск,2004.

Рацион на завтра/ Экология и жизнь. №1/2003.

Б.Т.Величковский и др. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.,1997.

Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Составители: В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Волгоград, 2001.

Элективные курсы в профильном обучении. Область «Естествознание» под ред. А.Г.Коспржак. М.,2004.

 

Приложение

Приложение №1.

Ролевая игра.

В игре принимают участие:

Фермеры, производящие сельскохозяйственные продукты.

Представители фирм, производящих пищевые продукты.

Врачи: аллерголог, гастроэнтеролог, инфекционист, представитель СЭС,
неонатолог, уролог, онколог, вамолог.

Ученые, независимые эксперты.

Диетологи, повара, владельцы ресторанов, кафе.

Химики, представители фирм-изготовителей и контролирующих ор­
ганизаций.

7. Журналисты: спортивного направления, журналы и газеты "Здо­
ровье", "АиФ Здоровье", "Физкультура и спорт", "Работница", "Кресть­
янка" и др.

Конференция начинается оглашением повестки дня:

Состав потребительской корзины учащихся нашей школы.

Результаты исследования продуктов питания.

Дискуссия о предупреждении загрязнения продуктов питания.

Секреты правильного питания.

По первому вопросу докладывают участники социологического опроса, ; которые провели анкетирование во всех классах параллели.

Вопросы анкеты

Название продуктов

Как часто вы употребляете продукты

Несколько раз в день

1 раз в день

2-3 раза в день

1 раз в неделю

1 раз в месяц

2-3 раза в месяц

Реже одного раза в месяц

Не употребляю

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Мясные продукты

Мясо свежее

Мясо консервированное

Птица целая

Куринные окорочка

Колбаса :

Варенная

Копченая

Сало

Пельмени

Котлеты

Другие мясные продукты

               

Рыба свежая

Рыба консервированная

Рыба другая

               

Хлеб:

Серый пшеничный

Белый

Ржаной

Булочки

Выпечка школьная

Выпечка домашняя

               

Крупы:

Гречка

Манная

Пшено

Рис

Перловка

Горох

Фасоль

другие

               

Овощи фрукты:

Помидоры

Огурцы

Свекла

Морковь

Капуста

Яблоки

Лимон

Другие

Фрукты консервирован.

               

Сладости :

Конфеты

Печенье

Торты

Пирожное

Мороженое

Жвачка

Шоколад

другое

               

Молочные продукты:

Молоко разливное свежее

Молоко в пакетах

Кефир

Йогурт

Другие напитки

Творог

Сырки

Сметана

               

Жиры :

Масло подсолнечное

Другое растительное

Масло сливочное

Топленое

Маргарин

Другие животные жиры

               

Яйца

               

Напитки:

Газированные

Минеральная вода

Соки натуральные

Сухие растворимые

Чай

Кофе

Какао

Пиво

Вино

Другие алкогольные напитки

               

Сколько раз в день вы едите?

5-6

3-4

1-2

1

       

По итогам анкетирования высказываются все группы - одно высказывание от группы. Второе сообщение о результатах исследования пищевых продуктов.

Группа один. Сбор информации из лабораторий на рынках.

Группа два. Анализ этикеток.

Группа три. Анализы, сделанные химиками-учащимися.

Итак, по информации трех групп видно, что частично продукция за­грязнена сельхозпроизводителем, частично при изготовлении, хранении продуктов.

По итогам сообщений высказываются представители каждой группы.
Дискуссия о предупреждении загрязнения
> продуктов

Проводится по вопросам, подготовленным заранее. Часть вопросов за­дают учащиеся при проведении анкеты.

Вопрос 1. Почему, даже зная о вреде нитратов и нитритов, люди ис­пользуют их при производстве сельскохозяйственной продукции и в пище­вой промышленности для производства колбас, копченостей, мясных кон­сервов?

Фермеры. Аммиачная селитра, мочевина - необходимые для быст­рого роста растений минеральные удобрения. Они поглощаются интенсив­но в период роста, а затем в период созревания растения не нужно больше подкармливать. Нитратов меньше в прохладную погоду и во второй поло­вине дня на 30-40%. Если это учитывать, то собирая урожай по науке, можно снизить содержание нитратов в растениях раз в пять.

Представители фирм, производящих пищевые про­дукты. Нитритные добавки - пока единственный способ подкрашивания, консервирования, улучшения вкуса мясопродуктов. Главная цель добавок -убить возбудителя ботулизма, вырабатывающего токсин, смертельный для человека в ничтожных дозах.

Вопрос 2. Почему в мясных продуктах обнаруживают высокое содер­жание антибиотиков, гормонов роста, транквилизаторов? Как они влияют на здоровье человека?

Аллергологи. Лекарственные препараты попадают в организм че­ловека с мясными, молочными продуктами и могут вызвать аллергию и другие расстройства у человека.

Фермеры. Антибиотики применять необходимо при массовом со­держании скота для уменьшения риска заболеваний, борьбы с инфекциями, для улучшения усвоения корма. Гормональные препараты используются как стимуляторы роста для увеличения прироста мяса. Свиньи получают блокаторы бетарецепторов, которые должны снижать перегрузку сердечно­сосудистой системы, возникающие при содержании в тесном помещении.

Неонатологи. При откормке скота распространены тиреосгатики (ингибиторы (подавители) функции щитовидной железы. Они подавляют включение йода в гормоны щитовидной железы, поэтому привесы возрас­тают, так как уменьшается выведение воды из организма животного. Если кормящая мать употребляла в пищу такое мясо, то ингибиторы, попадая с молоком в организм ребенка, могут вызывать образование зоба у малыша.

Диетологи. Мы хотели бы немного дополнить ответ на первый во­прос о нитратах (NO2) и нитритах (NO3). Они чаще всего используются для консервирования и окраски пищевых продуктов. Вот почему диетологи ре­комендуют не употреблять мясную тушенку, рыбные консервы без необхо­димости.

Врачи-онкологи. Нитриты вступают в соединение с гемоглоби­ном крови, образуют метгемоглобин, что вызывает одышку, отравление, а взаимодействуя с другими аминами, образуют нитрозамины, являющиеся канцерогенами. Вот почему предпочтительнее есть свежее вареное мясо.

Представители СЭС. При хранении банки окисляются, и по­ступают в продукты свинец, другие окислы металлов. Предпочтительнее употреблять консервы в стеклянной таре.

Н е о н а т о л о г и. Упаковки должны длительно проверяться на канце­рогенные вещества. Известно, что упаковочная пленка, использующаяся 15—20 лет назад в Европе, считается причиной бесплодия сегодняшних юношей. Доказано, что вещества, выделяющиеся этой упаковочной плен­кой, вызывают гибель, обездвиженность мужских половых клеток.

Вопрос 3. Зачем добавляют различные химические вещества в про­дукты, ведь они вредны для организма, а продукты становятся дороже?

Химики. Современные методы производства, доставки и хранения продуктов потребовали применения пищевых добавок: консервантов, кра­сителей, ароматизаторов, часто заменителей продуктов. Зная химический состав продукта, легко приготовить более дешевый заменитель дорого­стоящего продукта. Поэтому не всегда верно, что продукты становятся до­роже от химических веществ. Вы пьете дешевые растворимые сухие напит­ки или газированные, приготовленные на концентрате с ароматом и вкусом лимона, малины, персика. Натуральный сок в таких количествах стоит ог­ромных денег. Антиоксиданты добавляются в жиры, молочные продукты для предотвращения прогоркания жиров. К сожалению, безвредность неко­торых добавок вызывает сомнение.

Вопрос 4. Говорят, что сахар вреден для здоровья. Он может вызвать диабет, кариес зубов, ожирение. Верно ли это?

Диетологи. Вреден не сахар, а то количество, которое мы употреб­ляем. Сахар используется для приготовления напитков, конфет, пирожных, других сладостей. Наш организм выделяет ограниченное количество фер­ментов, поэтому избыток углеводов превращается в жировую ткань, рас­твор сахара - прекрасная среда для различных бактерий. лять больше фруктов, чтобы глюкоза поступала в организм, она необходи­ма для строительства клеток и тканей тела, а продукты с высокой концен­трацией сахара ограничивать в своем рационе, есть их редко, по праздни­кам.

Химики. Есть отрасли пищевой промышленности, синтезирующие заменители сахара: сахарин, аспартам, ксилит. Они используются-для дие­тического питания диабетиков.

Онкологи, выяснилось, что синтетические заменители сахара тоже могут выступать в роли канцерогена. Так был запрещен к массовому упот­реблению сахарин. Многие синтетические красители вызывают рак. За­прещены Е121 - цитрусовый красный, Е123 - амарант.

Запрещен консервант Е240 - это 40%-ный водный раствор формальде­гида, называемый формалином. А им часто обрабатывают импортные око-рочка.

Вопрос 5. Если пищевые добавки часто вредны, то зачем их так мно­го добавлять?

Эксперты. Многие добавки улучшают внешний вид, вкусовые каче­ства, способствуют увеличению срока хранения. Они безвредны для чело­века.

На мировом рынке три категории качества продовольственных товаров, различающихся исходным сырьем, особенностями технологии производст­ва. В продовольственных товарах первой категории количество и типы спецдобавок строго регламентированы.

Качество второй категории контролируется менее строго и с учетом требований страны-импортера.

На-товары третьей категории не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок, себестоимость их ниже и цены тоже, по­этому их производство выгоднее.

К товарам третьей категории относится 80% продуктов питания, сига­рет, напитков. Поэтому нужно выбирать товары, зная об этих категориях.

Вопрос 6. Можно ли считать экологически чистыми овощи, выра­щенные с использованием только навоза?

Фермеры. Если выращивать овощи на почвах с интенсивным внесе­нием навоза, то количество нитратов даже увеличивается в овощах.

Инфекционисты. Избыточное внесение навоза может вызвать за­грязнение продукции яйцами гельминтов и другими возбудителями заболе­ваний.

Владельцы ресторанов. Цены в ресторанах высокие, так как для требовательных клиентов, заботящихся о своем здоровье мы приобре­таем только продукты, имеющие сертификат с результатами анализа каче­ства продуктов

Владельцы кафе. Если мы будем приобретать экологически чистые про­дукты, то мы разоримся. Из-за высокой цены у нас их никто не будет поку­пать.

Вопрос 7. Почему фермеры применяют пестициды, если знают, что они вредны для здоровья человека?

Фермеры. Сельское хозяйство - очень трудоемкое производство. Нужно регулярно пропалывать, рыхлить растения, поливать. А рабочих рук на селе нет, кроме того, неоднократная ручная прополка - низкооплачи­ваемый труд - все же повышает себестоимость продукта. Приходится ис­пользовать гербициды для борьбы с сорняками. Ядохимикаты используют­ся для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур - колорадским жуком, саранчой и другими. В течение лета выходит несколько поколений вредителей, поэтому обработку приходится повторять.

Ученые. Для борьбы с вредителями созданы новые биопрепараты, которые не содержат ядохимикатов, а используются бактерии или естест­венные враги вредителей.

Фермеры. Практически нет этих препаратов в магазинах, неизвестны адреса, откуда можно выписать эти препараты, да и цены на них, наверное, высокие.

Ученые. Это вопросы рекламы, сбыта, они касаются работников тор­говли, а не ученых. Кроме того, вместо химических удобрений можно час­тично использовать культуры-сидераты.

Известно, что бобовые - прекрасные накопители азота. Их подсевают к высокорослым, быстрорастущим культурам. Они развиваются в их тени, а после уборки основной культуры или ранней весной их запахивают, вот и "живое удобрение".

Онкологи. Накопление пестицидов в организме человека приводит к возникновению различных заболеваний. В районах Казахстана и Средней Азии резко вырос процент заболевания раком, так как пестициды в боль­ших количествах оказались в воде.

Неонатологи. Велико количество мертворожденных детей и детей с уродствами, замедленным развитием. Выращивание хлопка и -сбор его вручную при обработке растений дефолиантами - просто преступление. Окончательных последствий мы еще не знаем точно. Что будет с потомст­вом этих сборщиков, способны ли они будут иметь здоровых детей?

У ч е н ы е. Я думаю, что повышение уровня культуры земледелия и дальнейшая работа ученых сведут к минимуму эту проблему. Уже созданы трансгенные растения. В их генотип внесены гены из бактерий, и растения способны сами вырабатывать токсины против насекомых-вредителей.

Секреты правильного питания.

Четвертый вопрос повестки дня

Валеолог рассказывает об итогах анкетирования о культуре питания учащихся. Основные недостатки в питании учащихся: многие учащиеся не завтракают по утрам, так как поздно просыпаются, лень приготовить самим или забывают; при просмотре утреннего блока телевизора некоторые едят быстро, пока смотрят передачу.

Нет постоянного времени питания, неполноценное или избыточное пи­тание, поздний прием пищи.

Мы посмотрели записи о хронических болезнях у врача. Количество за­болеваний, связанных с желудочно-кишечным трактом и почек, увеличива­ется с возрастом. Это результат неправильного питания, плохого качества воды и продуктов.

Врач-диетолог. Что такое диета? Этим словом обозначают состав пищи и режим питания. Известно 28 лечебных столов, разработанных при определенном заболевании. Если у вас хроническое заболевание, то нужно обязательно познакомиться с тем, как правильно питаться, чтобы избежать обострений или даже избавиться от заболевания с помощью диеты:

Но три общих правила должен знать каждый человек. Они распростра­няются и на больных, и на здоровых.

1. Питаться разнообразно.

Если пища включает яйца, молоко, творог, овощи, фрукты, каши, хлеб, то организм получит все необходимое без ваших усилий.

2. Питаться регулярно.

Вашему организму совсем небезразлично, когда получить пищу: через три часа или через десять. Когда с утра чай с бутербродом, а весь день пи­рожки, то ужин превращается в обед, а ужинают ночью. Есть надо четыре раза в день, не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна, а перед сном выпить мо­лока, сок, кефир.

3. Не будьте жадны в еде.

Лишние килограммы появляются от переедания, это риск развития са­харного диабета, желчнокаменной болезни, болезней сердца и позвоночни­ка.

Кулинария - ключ к здоровью.

Ешьте больше сырой, вареной, пареной пищи, ограничьте жареное, ост­рое, употребляйте больше растительных жиров, ограничьте употребление животных жиров.

Вопрос. Почему на юге принято питаться острой, жареной пищей?

Врач- инфекционист. На юге больше кишечных паразитов и инфекций, их активность и жизнестойкость выше, чем в умеренных широ­тах. Чтобы не заразиться, пищу жарят при t° кипения масла 250°, а воды 100 . В жару есть не хочется, чтобы возбудить аппетит, едят острые при­правы, они стимулируют выделение кислого желудочного сока, а соляная кислота убивает бактерии.

Вопрос. Почему рекомендуют употреблять в пищу проращенные се­мена злаков?

В прорастающих семенах вырабатываются биологически активные ве­щества, ферменты, поэтому они полезны, особенно весной, когда в пище мало витаминов.

Далее могут рассматриваться любые вопросы, интересующие учащихся, если позволяет время.

Подведение итогов конференции.

Сегодня мы с вами узнали много нового, спорного, посмотрели на себя со стороны. Надеемся, что ваш интерес к здоровому питанию и образу жизни позволит сохранить свое здоровье и здоровье ваших будущих детей.

Наиболее активным участникам конференции вручаются призы.

Приложение№2

Какие выводы можно сделать на основании этого факта?

МОЖНО ЛИ ЛЕЧИТЬСЯ БЕЗ ЛЕКАРСТВ?

Существует такой предрассудок: чем меньше больной знав о лекарствах, тем он больше в них верит, а следовательно, тем лучше они ему помогают.

В США затрачивают много средств на обучение больных пользованию лекарствами. Их обучают соблюдать необходимую диету, своевременно и правильно принимать препараты, знать как их хранить, и устанавливать срок годности. Чем вызвана эта необходимость?

ОТ ПРОБИРКИ ДО ТАБЛЕТКИ путь лекарства

Технология получения новых лекарственных препаратов

Лекарства — это прежде всего химические вещества, которые

могут оказывать лечебное действие и быть сильнейшими ядами.

Действие лекарства зависит прежде всего от соответствия заболеванию и дозы. Даже один и тот же препарат в разной дозе может оказывать противоположные воздействия на организм человека.

Большинство лекарств получено в результате случайных многовековых наблюдений. Поиск новых лекарственных препаратов - долгий процесс. На создание нового препарата уходит 10—12 лет. Обычно исследователь заранее предполагает, какой орган, какую болезнь лечить тем или иным соединением, и проверяет его именно в этом направлении, а сторонние свойства вещества остаются в тени. Российскими учеными разработан алгоритм обработки экспериментальных данных, позволяющих предсказывать характер действия химических препаратов.

Революцию в лечении многих заболеваний вызвало создание антибиотиков. Антибиотики — это органические соединения, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью уби­вать микробы. Идею использовать одни организмы против других выдвинул И.И.Мечников. Он предложил применять молочно­кислые бактерии для борьбы с гнилостной микрофлорой кишеч­ника. Затем русские ученые предложили при лечении гнойных ран использовать гриб-пеницилл (зеленую плесень). В 1940-е годы английские ученые во главе с А.Флемингом открыли актив­ное начало гриба- пеницилла — пенициллин.

Арсенал антибиотиков насчитывает тысячи веществ. Дейст­вие каждого антибиотика строго избирательно: он точно повреж­дает определенную мишень — реакцию на клетке, не затрагивая Другие реакции.

Следует помнить о том что, применяя антибиотики против определенных реакций болезнетворного организма, мы можем невольно нарушить те же реакции своих собственных здоровых клеток. Отсюда появление лекарственной аллергии — болезнен­ной реакции организма на лекарства.

Сегодня большинство лекарственных препаратов получают Химическим путем. Но есть и естественные лекарства, получае­мые из растений, животных и даже... из костей динозавров. Их Моют, сушат и развозят по аптекам, где из них изготавливают лекарства.

Еще одно своеобразное лекарство — мумие. Это помет крошечных горных мышей. Более того, лекарственной основой мумие служит можжевельник, прошедший через организм.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.